Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Карелы

Карелы

← Назад    Вперед →Модератор: balabolka
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
Карелы
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
...
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
Поселения и жилища
https://www.finnougoria.ru/com...more_photo

Еще фото


Для карельских поселений характерно прибрежное (озёрное или речное) расположение деревень (у тверских карел встречаются также и селения на водоразделах) с двумя основными типами расселения: гнездовым (для южной части Карелии) и разбросанно-хуторским (для северной).

Из множества разновидностей селений наиболее распространёнными были деревня и погост, выполнявший роль административного, торгового и религиозного центра. Формы поселений (их планировка, ориентация фасадов домов), в основном трёх вариантов: беспорядочная, характерная для прибалтийско-финских народов, прибрежно-рядовая, когда расположение домов определял ландшафт местности, и уличная, возникшая в XIX веке и связанная с появлением сухопутных дорог.

В прошлом постоянное жилище карела состояло из избы и холодных сеней. С пристройкой к сеням еще одного помещения – клети – возникли трехкамерные постройки. Во второй половине XIX века появились дома-пятистенки, где к жилой части, состоящей из избы и горницы, прилегали сени с клетью и хозяйственные помещения. Такие дома чаще всего строили людики.

Традиционное жилище в XIX—XX веках - срубная изба pirtti, pertti на высоком подклете с двухэтажным крытым двором, близко к северо-русскому. Характерными особенности - значительная высота сруба дома (от 14 до 21 венца) и «монолитность», то есть соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота.

По традиции карелы ставили срубы на землю без фундамента, укладывая под венец валуны или подсыпая мелкие камни, фасадом на юг. В южной Карелии сруб дома устраивали на врытых в землю толстых брёвнах-сваях, выступающих на 50 см.

Внешнее оформление дома различных групп карелов заметно отличается. Так, карелы украшали дома скромно, изредка окрашивая их в красно-коричневый цвет, в северо-западных районах под финским влиянием дома обтесывали. Ливвики и людики украшали дома резными причелинами и наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками на фронтонах, расписывали ставни и наличники.

Специфика жилища карел в интерьере избы: устье печи к боковому фасаду, стол торцом к среднему окну фасадной стены, внутренний, крытый вход в подполье, горница с более низким, чем в избе, потолком. Печь занимала важнейшее место в доме, являясь его центром. Русская печь в карельской семье появилась довольно поздно, раньше, видимо, пользовались открытым очагом. Свидетельством тому является наличие у северных карелов русской печи с камельком. Камелек pisi представлял собой очаг в виде ниши рядом с устьем печи с отдельным дымоходом, и служил для приготовления пищи и освещения избы. У карелов распространено два типа внутренней планировки дома. В первом случае у стоящей в углу при входе печи устье было обращено к двери, при втором – устье печи было направлено на торцовую стену.

Основные хозяйственные постройки - сараи-повети, хлев, конюшня, рига однокамерная (повсеместно) или двухкамерная (на юге Карелии), амбар на столбах.

Амбары ставились недалеко от дома, в них хранили промысловую добычу, рыболовные снасти и продукты земледелия. В зависимости от этого амбары имели разную конструкцию и внутренний вид. Для сушки и молотьбы хлеба карелы строили риги – одноярусные постройки с печью. Риги обычно строили двухкамерные, состоящие из самой риги, где сушили снопы, и крытого гумна для молотьбы.

Среди прочих хозяйственных построек следует отметить сараи для сена, которые ставились на пожнях, а также специальные легкие жердевые навесы для сушки неводов, сетей. Для хранения в зимнее время репы, позже картофеля на сухом возвышенном месте выкапывались ямы-хранилища.

Особое место в жизни карела занимала баня. В ней не только парились и мылись, но также совершали многие обряды жизненного цикла и магические ритуалы. Строили баню обычно на берегу озера или реки, часто у самой воды. Топилась баня «по-черному» с помощью печи-каменки, которую складывали в углу при входе. Карелы – большие любители бани. Летом баню топили почти ежедневно, зимой – обычно раз в неделю. Баня была табуированным местом, поэтому в ней следовало разговаривать в полголоса, соблюдать чистоту. В отличие от соседних народов в карельской бане нельзя было стирать.

В местах охотничьего и рыболовного промысла, при лесозаготовках строились временные жилые постройки. До начала XX века сохранялись курные избы.

С распадом в 1930-е годы большой неразделенной семьи карелы стали строить дома-четырехстенки средних размеров на низком подклете. Дом стали разбивать на несколько комнат, отделять кухню. В лесных поселках строились каркасно-щитовые дома на фундаменте, крыши крыли досками, позже – шифером. В деревнях предпочтение отдают небольшим рубленым домам.

Наиболее важным средством передвижения в летнее время являлись лодки: долбленки, шитики, карбасы, плоты. Основным средством передвижения карела в зимнее время были лыжи и сани. Лыжи – необходимая принадлежность охотника, рыболова, коробейника, лесоруба. У карелов были распространены зимние (снеговые) и летние лыжи (болотные). В качестве тяглового упряжного животного служила лошадь. Простейшее из упряжных средств передвижения – волокуша. Особым видом транспорта являлась так называемая олонецкая люлька – конные носилки. Широко распространены были сани, летние и зимние. Из колесного транспорта некоторое распространение получили телеги со сплошными деревянными колесами.

Источники:
1. Клементьев Е.И. Этнографический очерк «Карелы». - Петрозаводск, 1991.
2. Народы России: Энциклопедия. - Москва, 1994.
3. www.hrono.ru/etnosy/karely.html.
4. www.letopisi.ru.
5. www.rustrana.ru.

Прикрепленный файл: karelizba.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
Карельская изба
http://karel.su/223-karelskaya-izba.html

Во второй половине XIX — начале XX в. в Карелии получает широкое распространение дом-пятистенок, состоящий из избы, горницы, сеней с клетью и примыкающих к ним хозяйственных строений, покрытых двускатной симметричной крышей. Дома с горницей известны в Карелии и ранее.

Дальнейшее развитие карельского дома можно наблюдать на постройках, принадлежавших состоятельным карелам. Это двухэтажные дома-крестовики с одной или двумя связевыми, или боковыми, избами, двумя сенями, характерные в основном для олонецких и частично паданских карел.
Особенно сложно классифицировать дома в северо-западной Карелии. В западных волостях Кемского уезда выделялось до* 8 типов домов, характерной особенностью которых являлось большое количество помещений, соединенных друг с другом.
Не менее сложен вопрос о характере типов связи дома с хозяйственными постройками. Несмотря на существующее многообразие разновидностей в способах застройки двора, можно выделить четыре основных типа его связи с жильем.

Однорядная связь, при которой жилье и хозяйственные помещения расположены одно за другим по прямой линии и перекрыты симметричной двускатной крышей самцовой конструкции. Такой тип строений получил в Карелии название дом «брусом», распространен у всех этнографических групп карел, а также у русского населения.

Связь «охватом», или L-образная, при которой двор, пристроенный к сеням или избе-пятистенку, рубится шире их и охватывает жилую часть дома с двух сторон. Этот тип связи характектерен для карел Олонецкого уезда.

Следующий тип связи имел две разновидности — Г-образную и Т-образную форму. Если двор пристраивался к сеням сбоку, напротив входной двери, перед нами глаголеобразная постройка, в прошлом имевшая распространение у олонецких, пряжинских и ухтинских карел. Подобный тип связи считался основным в карельских домах. По мере роста семьи состоятельный хозяин пристраивал к сеням с противоположной стороны еще одну избу (изба+сени+изба), формировалась Т-образная, связь, встречаемая в Сегозерье, Ругозерском и Ребольском погостах.

Наконец, застройка с открытым двором и отдельно стоящими хозяйственными помещениями получила распространение у ухтинских и кестеньгских карел.

Трудно сказать, какой тип связи был более ранним. По всей вероятности, типы связи, распространившиеся у карел, возникли одновременно и развивались параллельно.

согласно разработаннои в этнографической литературе классификации типов внутренней планировки жилого дома, у карел преобладал западнорусский тип (кстати, он типичен для южных уездов Новгородской, Витебской и Псковской губерний): печь ставилась около входной двери и устьем, как правило, обращалась ко входу (боковое положение). Передний угол находился по диагонали от печи. В пограничных с русскими деревнях, а также у олонецких карел встречался тип планировки, названной северно-среднерусской: устье печи имело прямое направление— к главному фасаду. Появление на севере западнорусской планировки связывается с новгородской колонизацией, а северносреднерусской— с московской. В домах карел преобладает боковое направление устья печи, а у русского населения — прямое. Следует добавить, что когда-то в избах олонецких карел имели распространение полати, которые у других групп карельского народа не делались. При наличии полатей не делалось окно по боковой стене, которое в других случаях всегда прорубалось в карельской избе.


Характерной особенностью внутренней планировки карельского дома-пятистенка является то, что горница в плане всегда была асимметричной и намного уже избы; потолок в избе, как правило, делался выше, чем в горнице. Если горница являлась парадной
комнатой, в которой практически не жили, то изба была основным жильем. В ней размещалась вся большая семья карела. Поэтому при «оформлении» интерьера избы продумывалась каждая мелочь. Мебель была в основном встроенная, неподвижная, выполненная самими крестьянами. Лавки вокруг избы, стол, в углу у печи имелся крытый вход в подполье — «каржина» (karsina). Значительную часть избы занимала русская печь. Еще недавно встречаемая на северо-западе Карелии печь с камельком (piisi) в какой-то мере позволяет судить о том, что в далеком прошлом у карел бытовал открытый очаг, которому всегда придавалось большое значение в доме. Ему приписывались функции оберега и целебные свойства. С приходом русского населения на север карелы восприняли русскую печь, но сохранили в ней камелек.

Непременным атрибутом карельской избы было бревно, тянущееся через всю избу на небольшом расстоянии от потолка вдоль бокового фасада. На нем гнули и сушили полозья для саней, иногда сушили сети.

Самое почетное место в избе — передний большой угол, где висели иконы, он считался мужской половиной. Противоположный по фасадной стене угол называли задним; между печью и ним располагался голбечный угол, который считался женским и детским местом. Здесь, как правило, подвешивалась люлька (katyt — с. к., katkyt — лив. люд.), находился крытый вход в подполье-каржину.
Стол в избе карела ставился торцом к среднему окну, что являлось довольно устойчивой традицией. Конструкции столов были разнообразны: «на ящике» со столешницей из одной доски, раздвижные, «на козлах», «на полозьях» и т. п., но все они делались довольно низкими. Сидели на лавках и скамейках.


Посуду хранили в настенных шкафчиках — «наблюдниках», для ложек делались специальные коробки из лучины; деревянную и медную утварь держали на «воронцах». Рядом с входом стоял ушат, над ним висел рукомойник, который всегда был наполнен водой. Считалось большим грехом оставить его пустым на ночь. Иногда в избе ставили деревянную кровать, на которой спали взрослые. В северной Карелии широкое распространение получили раздвижные деревянные диван-кровати (sanky), заимствованные, по-видимому, в Финляндии.
Изба освещалась лучиной, вставленной в специальные железные «светцы», вбиваемые в опечный столб — «коник» (kon’eck). Свечами, которые делали сами крестьяне из животных жиров, пользовались мало. У большей части населения керосиновые лампы появились лишь в первой четверти XX столетия.
Избу, вплоть до 40-х гг. текущего столетия, не оклеивали обоями. Занавесок на окна не вешали, кроме однот окна, у которого стоял стол. Пол застилали половиками.

Если интерьер избы сохранял старую карельскую специфику, то на убранстве горницы сказалось влияние города.
Особенностью карельских, как, впрочем, всех северных изб, была исключительная чистота. Дважды в год (обычно на пасху и крещение) устраивали большую уборку. Каждую субботу мыли полы (не крашенные), столы, лавки, обтирали стены, «воронцы», полки. Особенно тщательно мыли порог в избу. По его чистоте сваты судили о чистоплотности будущей хозяйки. Заметим попутно, что с порогом у карел связано много поверий; может быть, поэтому карел никогда не наступит ногой на порог, а всегда его перешагнет.


Связующим звеном между жильем и хозяйственными постройками были сени (sinco — этот термин карелы, по-видимому, восприняли от русских). К ним пристраивалось крыльцо. У олонецких карел имели распространение дома с входом «по взвозу» через сарай. Из сеней двери вели в избу, во двор с хлевами и в клеть. Над входной дверью с улицы и над дверью в избу втыкали щучью челюсть для оберега от «дурного сглаза». В сенях держали кадки с водой, иногда с ягодами, в одном из углов находилась встроенная кровать, на которую на день складывали постели.

Сараи-дворы делались больших размеров. Во время свадьбы в богатом доме на сарай по взвозу въезжало до 20—25 повозок. Внизу под сараем-двором находились хлева, помещения для овец, собственно двор. Конюшня строилась отдельно или пристраивалась к хлевам. В южной и частично в средней Карелии хлевы «ставили» под сарай-двор на 2—4 столбах. Это был весьма рациональный строительный прием: известно, что венцы хлева от сырости гниют быстрее, и для замены их новыми не нужно было разбирать всю стенку, а следовало заменить сгнившие венцы. Хлев считался женским владением. С ним связано много различных поверий, примет, обычаев.
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
А.Б.Пермиловская,
доктор культурологии


КРЕСТЬЯНСКИЕ ДОМА АРХАНГЕЛЬСКОГО СЕВЕРА
http://kenozerjelive.ru/perm-nordhouses3.htm


(типы домов, планировка, пристройки - конспект из нескольких источников)
Крестьянский дом — один из наиболее существенных и сложных элементов традиционной культуры. Жилые постройки представляют собой культурно-бытовой комплекс, связанный с различными сторонами жизни человека: природными условиями, преобладающими занятиями и направлением хозяйства, имущественными, классовыми отношениями, семейным укладом, обычаями, традициями, эстетическими представлениями, религиозными верованиями, строительным мастерством. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры, интерьер, декоративное убранство северного дома.

Типы крестьянских домов
Крестьянские дома Архангельского Севера имеют три основных типа классификации: по способу соединения жилья и двора, по общему конструктивно-планировочному решению жилой части, по внутренней планировке избы. В зависимости от соотношения жилой и хозяйственной части можно выделить следующие типы.

«Брус» — дом с однорядной продольной связью, покрытый двускатной, симметричной крышей. Примером тому избы из деревень Гарь и Погост Ошевенской слободы.
Дом-двор Ф.А.Полуянова ("брус") из д.Гарь Каргопольского р-она.
Конец XIX в. МДЗ "Малые Корелы".
Часто встречаются разновидности таких домов, как "брусы с уширенным сараем" или "нечистый брус", в которых хозяйственная часть значительно шире избы, а в образовавшемся углу размещается взвоз (подъем на второй этаж - поветь. М.З.).
Дом-двор Я.А.Попова ("брус с уширенным сараем") из д.Погост Каргопольского р-она.
Конец XIX в.
Справа - план первого этажа. МДЗ "Малые Корелы".
«Глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и позади сеней. В плане «глаголь» напоминает букву «Г» (отсюда и название типа). Чаще всего такие дома перекрываются разноскатной с общим коньком крышей, над жильем — симметричной, а над сенями и хозяйственной частью—асимметричной. Примером дома-«глаголя» может служить дом Елизарова из деревни Середка (музей «Кижи»).
Дом-двор Елизарова ("глаголь") из д.Середка. МДЗ "Малые Корелы".
Это самый старый из известных крестьянских домов, существующих в Карелии, принадлежавший средней по достатку крестьянской семье. Он датирован первой половиной XIX века. В нем один жилой этаж и одно жилое помещение, общее для всей семьи. Соответственно и размеры хозяйственной части небольшие.

Дом-"глаголь" есть и в Кенозерье:
Дом-"глаголь" в д.Карпово.
Кенозерский национальный парк
По мнению В.П.Орфинского, дома-«глаголи» по планировке и объемному решению занимают промежуточное положение между «брусами» и «кошелями».

«Кошель» — жилище, где изба и двор стоят рядом, покрытые общей асимметричной двухскатной крышей. Классическим примером жилища типа «кошель» служит дом Ошевнева (в музее «Кижи») — громадный, в два этажа.
Дом Ошевнева. МДЗ "Малые Корелы".
Архитектурно-планировочная структура этого дома — само воплощение патриархального уклада жизни старой северной деревни. В доме четыре отдельных избы для разных семей одного патриархального рода, светелка, два летних помещения и большая клеть. Под стать жилью и двор, занимающий примерно две трети площади всего дома. В таком доме проживало 20-25 человек, а в его хлевах содержалось до трех десятков голов скота. Кроме Заонежья, дома типа «кошель» были распространены в Поморье и некоторых других районах Севера.

«Т-образная связь» — жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями. Он развернут длинной стороной к улице, а хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы, прямо напротив сеней. В плане такая изба имеет форму буквы «Т».

Дом-двор А.Ф.Пухова
из д.Большой Халуй,
Каргопольский р-он.
Начало XIX в. МДЗ "Малые Корелы". Дом-двор А.Ф.Пухова. (с Т-образной связью).
План II этажа.
МДЗ "Малые Корелы".
Подобная связь дома-двора получила широкое распространение в Каргополье. Каргопольские дома имели характерную особенность: жилая часть в них устраивалась «на две избы». Избы «о двух стопах» (местное название) были характерны и для двухрядной связи с параллельным расположением жилья и двора.

«Двухрядная связь» (изба и двор стоят рядом, коньки их двухскатных крыш параллельны) была распространена не только в Каргополье, но и в Карелии, а также на территории нынешней Ленинградской области в жилищах вепсов и финнов. При двухрядной связи жилье и двор соединены через тамбур, иногда подобные дома имели два взвоза на поветь, расположенные с боковых фасадов...
Дом-двор Е.И.Кириллова (с двухрядной связью) из д.Киселево Каргоп. р-она.
МДЗ "Малые Корелы".

Усложнение типов домов
Наиболее ранний прием развития северного дома - пристройка к основному жилому помещению второго сруба; в результате получались так называемые «избы с прирубом» и «избы-двойни». В «избе с прирубом» второй сруб меньше основного.

«Изба-двойня» состоит из двух одинаковых срубов под общей крышей. Оба типа были широко распространены в XIX веке.

Дом-двор А.А.Кыркаловой (изба-двойня) в Пинежском секторе МДЗ "Малые Корелы".
Фото А.Бодэ.
Избы-двойни характерны для богатого лесом Севера (Пинега, Мезень, Вычегда), «избы с прирубом» — для среднерусской полосы, Поволжья.

Если в избе два помещения, то вместо двух параллельных примыкающих стен оставляли одну, выходившую на фасад - получалась изба-пятистенок.


Дом-пятистенок начала XIX в. в д.Сеники. Фото из архива МуАР.
Наряду с этим в некоторых районах Севера (Пинега, Вычегда, Двина) отмечено иное направление эволюции избы-двойни. Встречные концы бревен на передней и задней стенах выпускают несколько длиннее обычного, между двумя внутренними стенами образуется заулок...

По данным М.А.Ильина, в домах в районе Кенозерья горница в большинстве случаев располагалась сзади избы и выходила окном на боковой фасад, причем она всегда представляла отдельный сруб. Горница занимала это место, даже если передняя часть дома представляла вполне развитый пятистенок. «Прилуб» имел окно с главного фасада, и это уже не помещение, где производится грязная домашняя работа, а, наоборот, в нем сосредотачивается чистая — ткачество, шитье...

Дальнейшим усложнением пятистенка явилась шестистенная изба-крестовик, т.е. дом, разделенный на четыре комнаты двумя пересекающимися стенами, рубленными одновременно со всем срубом. Дальнейшим усложнением пятистенка явилась шестистенная изба-крестовик, т.е. дом, разделенный на четыре комнаты двумя пересекающимися стенами, рубленными одновременно со всем срубом.


Дом-двор Кузьминых
(шестистенок)
из д.Чучепала,
Лешуконский р-он.
Конец XIX в.
МДЗ "Малые Корелы".

Архитектурно-художественные приемы оформления северного дома
Основные декоративные принципы строительной культуры:
- контраст между объемами жилой и хоз. частей дома, между маленькими оконными проемами и глухими поверхностями стен. Богатсьво декора обычно нарастает снизу вверх;
- силуэтность, которую выделяют резные кронштейны и охлупни, сквозная резьба причелин, выделение цветом отдельных деталей. Светлые наличники окон конетрастно читаются на фоне темных бревенчатых стен;
- третий принцип состоит в выделении в архитектуре дома необходимых конструкций (потоков, куриц, охлупней и др.) и подчеркивание их особенностей.

Внешнему облику русского крестьянского дома был свойственен своеобразный "наряд", к которому следует отнести как чисто декоративные приемы - резьбу, раскраску, так и различные архитектурные детали: крыльца, балконы, галереи, наличники и ставни окон, причелины, полотенца, курицы, потоки, консоли и т.п.

Особенности каргопольских домов
Каждый регион на Русском Севере имел свои особенности развития народной деревянной архитектуры. Для Каргополья характерны дома с однорядной связью, однако встречаются почти все типы домов-комплексов, бытовавших на Севере. Это двухрядная связь, "кошель", "глаголь", Т-образная связь. Избы-пятистенки, как одно-, так и двухэтажные, получили большое распространение на Кенозере.

Каргопольский крестьянин обычно строил четырехстенную и четырехоконную со стороны улицы избу, за которой находились сени и горница с примыкающим к ним двором (И.В.Маковецкий).

Типичный каргопольский дом имел в своем составе три жилых помещения: курная изба, горница (II этаж), зимняя изба - "заднюха", "зимовка" (I этаж).

Курные или "рудные" избы
Курные избы, называемые здесь "рудными", были в конце прошлого столетия традиционным каргопольским жилищем. Черные избы строились в комплексе с одной-двумя белыми избами и холодной летней горенкой.

В такой избе открытый огонь и дым из печи просушивали и пропитывали стены сруба, консервировали древесину, удлиняли срок ее службы. В помещении создавалась температура до 25 градусов, не расходуя для этого много топлива. Но главная причина долгого бытования черных изб - удобная совершенная система удаления дыма и высокий трапецевидный потолок, заменявший в начале XX века низкие потолки в избе.


Дом-двор М.А.Третьякова из д.Гарь
Каргоп. р-она.

Конец XIX в.
МДЗ "Малые Корелы".
Примером курной избы в МДЗ "Малые Корелы" является Дом Третьякова. Изба Третьякова не перестраивалась и сохранила первоначальный интерьер. Жилая часть - это высокий пропорциональный четырехстенок с 4-мя откнами по главному фасаду. Соединение жилья и двора - по схеме "брус". Все помещения расположены в вытянутом прямоугольном срубе, перекрытом двухскатной кровлей. Хозяйственная часть значительно шире избы, и в образовавшемся углу размещается ввоз на поветь. Скаты крыши имеют разную длину и разные уклоны.

Типы планировок в избах
Для ряда районов Русского Севера, расположенных по течению рек Ваги, Устьи, Кокшеньги, характерны дома на «два жилья», состоящие из трех главных частей: «перед», «середка», «озадок». «Перед» — летнее жилье; «середка» — скотный двор, хлев, поветь; «озадок» — зимнее жилье. Все они соединяются между собой сенями — «летним мостом», «зимним мостом».

Наряду с рассмотренной типологией жилища выделяется ряд признаков, определяющих четыре основных типа внутренней планировки русского дома: севернорусский, восточный южнорусский, западный южно­русский, западнорусский.

На Севере в основном была распространена, как понятно из названия, севернорусская планировка,

Во многих районах Русского Севера (Пинега, Мезень, Вага, Каргополье) были широко распространены «зимние избы». По характеру их присоединения к дому-двору можно выделить три типа устройства «зимней избы»: пристроенные, встроенные, частично встроенные.

Курная изба XIX века с пристроенной боковой "зимовкой".
Фото В.Лапина.
Пристроенная «зимняя изба» устраивалась в виде четырех- или пятистенного сруба, стоящего прямо на земле и примыкающего к боковому или заднему фасаду двора.

Конструкция крыши северного дома
Самой распространенной и древней на Севере является двухскатная тесовая кровля без гвоздей с использованием потоков и куриц.

Схема безгвоздевой крыши из книги В.П.Орфинского "Путь длиною в 6 столетий".
Основанием кровли служат бревна-слеги, горизонтально врубленные в горизонтальные бревна фронтона. Концы досок кровли заведены в паз потока, по которому дождевая вода отводится в сторону от стен дома. Кровля выступает перед фронтоном на величину, которая достаточна для отвода воды от него. Для этого кровля опирается на кронштейны или консоли.

На консолях северных изб обычно вырезали дату постройки и фамилию владельца.


Схемы из книги В.П.Орфинского "Путь длиною в 6 столетий".

Курицы — это вырубленные с корнем молодые ели, уложенные поперек слег. Этой детали иногда придавалась форма головы петуха или курицы (отсюда и название), однако, на некоторых домах можно встретить изображение головы коня или другого животного...

Поток представлял собой подвешенное на крючках куриц длинное узкое корыто, передний конец которого широко раздвинут.

В потоке по всей длине выполнены отверстия для стока воды.


Конец потока и кронштейн. Из книги Маковецкого.
Верхнее обрамление крыши - "шелом" или "охлупень". Это тяжелое толстое бревно, выдолбленное снизу. Оно прикрывает стык скатов кровли. Конец охлупня часто имеет вид головы коня или оленя и подтверждает его значение как оберега, охраняющего семью от нечистой силы.

Тяжелый массивный конь, скульптурное завершение охлупня, имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования и представления славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу.


Улица деревянных коней в селе Карпогоры. Фото А.Панкратова.
Охлупень иногда имел не одну, а две или даже три конские головы (Подвинье).

Парный конек дома в с.Пучуга, Арханг. обл.
Из книги И.В.Маковецкого.
Такие коньки встречаются и на Русском Севере - в Подвинье.

К коньковой слеге охлупень часто крепился деревянными клиньями - нагелями или стамиками.


Деревянный стамик. Фото М.Иванова. Из книги "Северный дом".

Кронштейны или консоли
Большие свесы кровли опирались на резные кронштейны или консоли.


Резные кронштейны дома в с.Зачачье. 1917 г. Фото А.Бодэ.
Из сборника РДЗ.


Кронштейн, причелина и полотенце на доме в с.Конево, Плес. р-он. Фото А.Бодэ.

Дымники
Отопление по черному, бытовавшее до начала XX века, определило конструктивную особенность жилища, имевшего специальную систему дымоудаления, завершением которой были деревянные дощатые «дымники».


Дымник.
Из книги А.Ополовникова и Г.Островского.


Дымник на избе в МДЗ "Малые Корелы".
Фото А.Пономарева.
Стремясь создать наибольшую тягу, плотник проделывал в его верхней части сквозные отверстия, превращая его в очень выразительный декоративный элемент кровли.

Причелины, полотенца
Одно из важнейших мест в орнаментации избы занимает причелина - доска, прикрывающая торцы слег. Обычно причелина состоит из двух-трех досок, наложенных одна на другую. Узор состоит из геометрического орнамента, выполненного сквозной резьбой. Причелины прибивали к слегам большими коваными гвоздями.


Кисть причелины из книги А.Ополовникова и Г.Островского.


В орнаменте причелины - символ солнца. Из книги А.Ополовникова и Г.Островского.
Полотенце - это резная доска, спускающаяся с верха фронтона. Ее узор часто повторяет узор конца причелины. Довольно часто на концах полотенец вырезали круглые розетки, символизирующие солнце.


Конек, полотенце и балкон из книги А.Ополовникова.


Конек, полотенце и балкон из сб. РДЗ. Фото А.Бодэ.
В заонежских полотенцах часто сочетали кресты и круг, как бы соединяя христианские и языческие представления о мире.

На домах каргопольских, онежских, вельских и шенкурских крестьян вместо традиционного полотенца укреплялось резное солнце, называемое "ветренницей".

Резное солнце-ветренница -

с.Конево, Плесецкий р-он.
Из книги "Северный дом".


Резное солнце-ветренница. Дом А.Ф.Пухова. ДМЗ "Малые Корелы".
Из книги "Северный дом".
Символика солнечного диска предельно проста - это пожелание счастья, богатого урожая, благополучия владельцам дома.

Балконы домов
Бревенчатую поверхность фронтона избы оживлял балкон. Простейшей формы балконы встречаются уже на курных избах, что говорит о древности балконов.

Устройство балконов объяснялось не только декоративной, но и конструктивной необходимостью. Дополнительные поперечные стенки балкона делают стенку фронтона более устойчивой, а пространство между стенами со стороны избы используется для жилья - здесь располагается светелка.


Балкон дома конца XIX в. в д. Вершинино. Фото А.Пермиловской. Из сборника РДЗ.


Балкон дома в с.Выемково, Ленский р-он, Арх. обл. Из книги Маковецкого.
Балконы в крестьянских домах были открытые и крытые, причем последние имели арочную или прямоугольную форму.

Балкон для северного дома был своеобразным проявлением репрезентативности, обычно балконы имели дома зажиточных крестьян.

Окно избы
Слово "окно", один из самых древних архитектурных терминов, впервые упоминается в XI веке. Различают окна трех типов: волоковые, колодчатые, косящатые.

Наиболее древним было волоковое окно. Оно прорезалось между двумя горязонтальными бревнами. Высота его не превышала толщины бревна, а ширина была в полтора раза больше высоты.


Дом-двор Н.Е.Шестакова. На фасаде два волоковых окна и косящатое в центре. Из книги "Северный дом".
С внутренней стороны волоковое окно закрывалось доской-задвижкой.


Задвижка волокового окна со стороны избы.
Волоковые окна сохранились в основном на хозяйственных постройках или в хозяйственной части крестьянского дома.

Интересны каргопольские окна- "зимницы", устраиваемые на зиму.
В проем обычного окна вставляли доску, в центре которой вырезали маленькое отверстие - оконце.

Колодчатые окна имели цельную колоду из четырех прочно связанных между собой брусьев.

Косящатое окно представляет собой проем в стене, укрепленный косяками (двумя боковыми брусьями). Вверху косяки связаны между собой третьим брусом, а внизу они упираются в бревно сруба.


Окна каргопольского дома,
конец XIX в. Фото Н.Чеснокова.


Окна дома в д.Вершинино, Плесецкий р-он. Нач. XX в. Фото Н.Чеснокова.
В конструкции большого окна между верхним брусом окна и следующим за ним бревном стены предусмотрено свободное пространство - осадочный паз, препятствующий возникновению деформации избы.

Окна северного дома расположены в определенной зоне жилого пространства, что отражается в названиях окон: "переднее, среднее, сутнее" (сутнее от "сутки" - красный угол). Место у окна в красном углу - это место для почетных гостей, в т.ч для сватов, невесты... Через окно не разрешалось, плевать, выливать помои, выбрасывать мусор...

Наличники
Декор наличников объясняется идеей охраны окон при помощи различных магических изображений. Для этого окно окружали резным орнаментом, определенными знаками с защитными функциями, архитектурными деталями, оберегами.


Виды зооморфных наличников из книги "Северный дом".
На наличниках можно увидеть рога барана или быка, силуэты птиц, гребень петуха, кое-где на Севере на досках наличников изображали рыбу. В Каргополье на ставнях окон делали росписи цветов или вазонов в горшках.

Наиболее древний вид оконного наличника - "очелье". Форма такой доски была широко распространена в памятниках XVII столетия. Расширенная кверху, такая доска повторяла форму и название женского головного уборы - девичье повязки ("очелыш" - девичий головной убор, кокошник; "очелье" - перед кокошника).


Окно дома Русиновых, д. Кондратовская. Из книги "Северный дом".


Очелье конца XIX века. д. Кондратовская.
Фото А.Пермиловской.
Один из немногих сохранившихся образцов очелья можно увидеть на доме Русиновых из деревни Кондратовская в музее-заповеднике «Малые Корелы». Дом принадлежал старообрядческой семье.

О крыльце крестьянского дома
Крыльцо дома - это непосредстенная связь с улицей, деревней, окружающим пространством. Это своеобразный уличный клуб для обмена новостями, для разговора о делах или просто для отдыха. Архитектурные формы крылец разнообразны. Их можно разделить на четыре типа.


1. Крыльцо прирубом.
Это прямоугольная глухая клеть с широким дверным проемом и внутренней скрытой лестницей (Сухона, Вычегда, Двина, Мезень, Каргополье). Такая конструкция обеспечивает защиту входа в избу от ветра, дождя и снега.




2. Крыльцо на ряжах.
Стоит на монолитном прочном основании из горизонтальных бревен и с наружным открытым маршем лестниц. Такие крыльца - явление древнее и широко распространенное.



3. Крыльцо на столбах.
Крыльцо с одностолбной опорой наиболее сложно по своей конструкции и отличается наличием вертикальных опорных элементов. На столб, достигавший в диаметре 60 см, опирались основание площадки, лестница и стойки кровли. Неудобство такого крыльца - необходимость его полной разборки при замене сгнившего центрального столба.

4. Крыльцо-балкон.
Это двухъярусная конструкция, объединящая в одно целое балкон второго этажа и навес над входной дверью в дом. Такие крыльца встречаются в Каргополье, Заонежье, Поважье.

О двухэтажных избах
Двухэтажные избы не представляют собой самостоятельного типа жилых построек. В них обычно повторяется планировка одноэтажного крестьянского дома со всеми характерными для данного региона элементами. Двухэтажный дом требовал больше леса, был значительно дороже в строительстве и в эксплуатации.

Двухэтажные дома Русского Севера могли осваиваться не сразу и строились постепенно на протяжении 20-30 лет. Вначале жили в одной избе, остальные помещения пустовали. По мере увеличения семьи под жилые помещения могли приспособить подклет первого этажа, холодные горницы сделать отапливаемыми. Жилые помещения устраивались и в хозяйственной части — на повети — это так называемые «летние» (холодные) и «зимние» (отапливаемые) горенки. Здесь были также многочисленные клети для хранения вещей. Здесь также выработались различные планировочные решения в приемах соединения жилья и двора: «брус» с его модификацией: на Каргополье — «брус с уширенным сараем», «глаголь», «Т-образная связь», «кошель», двухрядная связь. Жилье и двор находились под одной общей крышей, что давало возможность вести хозяйство, ухаживать за скотом, не выходя из закрытого помещения. До двух третей площади всего комплекса занимал двухъярусный хозяйственный двор.

Рассмотренные типы северного крестьянского жилища к XIX веку обрели свое логическое завершение и воплотились в конкретные архитектурные формы. Это привело к тому богатству приемов и форм в народном зодчестве, которым всегда отличалась русская северная деревня.

Примечания:
1. Источники текста и иллюстраций:
- сборник "Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции". Москва, "Северный паломник", 2012.
- А.Б.Пермиловская. "Северный дом. Архитектурный каталог". ИД "ПетроПресс", Петрозаводск, 2000.
- А.Б.Пермиловская. "Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX - начало XX века)". Архангельск, 2005.
- И.В.Маковецкий. "Памятники народного зодчества Русского Севера". Изд-во АН СССР, М., 1955.
2. С небольшими сокращениями.
3. Иллюстрации - из перечисленных книг, если нет других ссылок.
4. МДЗ - музей деревянного зодчеств


Комментарий модератора:


Забытая деревня Кузаранда
https://school-science.ru/5/18/35559
https://files.school-science.ru/pdf/5/35559.pdf

https://yandex.ru/images/searc...432990.jpg


---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
Myrskynhenki


На территории михайловских людиков время ухаживания могло длиться от «трех праздников» до года.

В Ялгубе был отмечен случай, когда ухажер сидел «четвертую зимушку», прежде чем сделал предложение своей избраннице.

Вначале парень спрашивал согласия у девушки, а затем просил благословения у родителей. Иногда сын советовался с родителями, откуда лучше невесту взять.

В среде людиков в условиях патриархального быта молодежь находилась в полной экономической и юридической зависимости от своих родителей, поэтому парню приходилось считаться с их волей. Как правило, без их одобрения он не мог привести в дом жену.

Получение сыном родительского благословения на сватовство было обязательно у всех этнографических групп карелов.

Парень спрашивал благословение в первую очередь у отца; если отца не было, благословение просил у крестного, который часто выступал в роли главного свата или дружки.

В случае согласия родители жениха устраивали совет, на который могли пригласить родственников и местных жителей.

На совете рассматривалось
материальное положение семьи девушки: желанными всегда были невесты с приданым.

Тщательному разбору подвергался также весь ее род. Внешность девушки не имела большого значения при выборе невесты, обращали больше
внимание на ее поведение и трудолюбие.

Девушка также сообщала родителям о своем намерении выйти замуж. Ее родители устраивали похожий совет, на котором также разбирался весь род жениха, его статус и поведение в обществе. Родители стремились свою дочь отдать в обеспеченную, уважаемую семью.

С. А. Минвалеев "Традиционные обряды жизненного цикла карелов - людиков в свете сравнительно - исторического анализа".

***

Карелы. Танцы.
Олонецкий уезд.
Фото: М. Круковский.
1899 г.
#karelians@myrskyn

Прикрепленный файл: рем Карели свадьба.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
Охарактеризовав в кратце карел, как отдельную народ­ность, нам остается еще сказать несколько слов о психологии карела.

Карелу одинаково присущи
черты, как финские, так и чисто
русские. Так, с одной стороны,
честный, энергичный и
выносливый, как и его сосед
финн, он в то же время далеко
живее последнего. Веселость
(черта чисто русская) карелу
присуща, не менее чем
великороссу. Карел большой
любитель пошутить, попеть,
поиграть и поплясать.

Карелы— народ поэтический.
Поэтическая струнка карела
особен­но ясно проявилась в его
сказках, песнях и особенно в
мифах, которые завоевали себе
известность во все
образованном мире.

Гостеприимство - черта
одинаково присущая как
русским, так и финнам,
выступает у карела особенно
рельефно.

В общем, карел, как богато
одаренная от природы натура,
воплощает в себе все
симпатичные черты, присущие
только истинно культурному
человеку.

Пусть смоет он с себя сажу,
насевшую на него при
обжигании леса под пашню,
дайте ему потоньше одежду,
выведите его из своей
"медвежьей берлоги" на свет —
вы увидите пред собою
настоящего интеллигента -
европейца.

Руотси Н. Личность карела // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера.
https://vk.com/myrskyn
***

Карелы у амбара Повенецкого уезда.
1901 год.
Фотограф И. А. Никольский.
Из фондов Национального архива республики Карелия.
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8690
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2576
Повсеместно сев считался прерогативой мужчин. Женщина могла принять участие в бороновании или пахоте, но сеяли крестьяне - мужчины.

Гендерная дифференциация была связана с комплексом
представлений о севе как символическом оплодотворении земли, тогда как уборка урожая, в которой принимали участие
женщины, олицетворяла ее роды.

Данное представление нашло отражение в народной лексике: карелы почитали землю, называя мать - земля кормилица (moa - emä syöttäizeni).

В карельской традиции сеять начинал старик — это считалось его почетной обязанностью. Термин «старик» мог использоваться в двух значениях: во - первых, стариком члены семьи могли называть пожилого, но еще крепкого хозяина, большака; во - вторых, так могли обращаться к мужчине, который утратил трудоспособность и общественную значимость и передал большину своему старшему сыну.

Карельские материалы свидетельствуют о том, что сеятель был пожилым, но еще не дряхлым мужчиной. Данный тезис подтверждается самостоятельностью действий, выполняемых крестьянином на поле, а также некоторыми этнографическими и лингвистическими данными.

Зерно рассеивали рукой справа налево из берестяного лукошка (с-к., ливв. komšu; люд. komša, komša_003.gif. Рядом шел помощник,
член семьи и замечал ряд. Ценилось умение равномерно засеять участок и рассчитать количество семян на всем пожоге.

Лексические материалы содержат сведения о связи физической силы крестьянина с успешными посевными работами. Так, в Суоярви в бездетной семье жена могла в иносказательной форме обратиться к супругу как к носителю производящий силы, от первоначальных действий которого зависит благополучие семьи и хозяйства: «Jogo rugehet kylvit? — vaimo miehelleen, joka
moittii häntä lapsettomuudesta, — miungo dielo on: midä kylväd ga sidä i kazvoa, midä kynnäd, ga sidä i leikkoat!» — А ты уже рожь посеял? — (спрашивала) жена мужа, который упрекал ее в бездетности, — мое ли дело: что посеешь, то и вырастет, что вспашешь, то и пожнешь!

В этой фразе прочитываются распространенные у всех земледельческих народов
представления о параллели между засеянным полем и благополучной брачной жизнью.

Перед севом ржи в Сямозеро и Суоярви мужчины брали с собой обрядовые хлебцы, изготовленные и освященные на Крестопоклонной неделе, которые до начала посевных работ хранились в закроме.

Перед работой мужчины откусывали от хлебцев несколько кусочков, остатки
забирали домой и скармливали животным. Когда шли сеять овес, крестьяне затыкали за пояс топор и клали в кошель выпеченный в Рождественский
сочельник ржаной пирог (ливв. sünnün leibüa_003.gif, который также после сева отдавали скотине.

Обрядовый хлеб выполнял продуцирующую и
охранительную функцию, использовался по аналогии с «засевной паской» у вос-
точных славян [Холодная].

Существовавший запрет на сев женщиной нередко нарушался в связи с производственной необходимостью, прежде всего развитым отходническим промыслом.

Если время отхода совпадало с началом полевых работ, в семье использовали все свободные рабочие руки. По свидетельству очевидца начала XX в. в Беломорской Карелии, «…кое - как подготовленные полевые работы исполняются тогда женщинами под руководством старикови немногих оставшихся дома членов мужского населения, случается, что карелка допахивает поле, она же и засевает».

Уроженец д. Кукойнаволок Олонецкого уезда в начале XX в. вспоминал, что женщины подготовляли поле, а мужчины вспахивали его и засевали после возвращения с весенних заработков. При этом работа в огороде, включая сев овощей, считалась женской обязанностью.

По наблюдениям земского учителя Петра Миролюбова в с. Ильинском Олонецкого уезда,
«…карелы осмеивали мужчин, занятых в огороде».

Женщины на огороде совершали действия продуцирующей магии, аналогичные действиям мужчин на поле. Так, например, карелки в Суйстамо при посадке капусты задирали подол, чтобы кочаны выросли крупными.

Ю. В. Литвин "Сев и жатва: земледельческий календарь карелов сквозь призму генберногоподхода".

***

Посев льна в начале XX века.
#karelians@myrskyn
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
← Назад    Вперед →Модератор: balabolka
Вверх ⇈