Н. П. Ефимова-Романова Кончезерская средняя школа
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ИЗУЧЕНИИ РОДНОГО КРАЯСело Кончезеро расположено в одном из живописных мест Карелии, где природа и культура дает пример гармонического единства.
Церковь Святой Троицы (1864 г.) и зеркало озер перед ней. Биологическая станция (1926г.) и шумящий рядом лес. Избы на холме
и окружающие его шхеры. Знаменитый петровский чугуннолитейный завод и эпоха Петра I (1707 г.). Заповедник «Кивач»,
церковь Успенья в д.Кондопога, здравница всероссийского значения «Марциальные воды» (1721 г.).
Подражание природе характерно для любой культуры, где художник -народ осуществляет и дополняет форму. Местный колорит не просто окрашивает явления культуры, но и включается в
жизнь. Только в таком аспекте памятник можно воспринимать понастоящему, по-новому взглянуть на прошлое села. Не случайно
краеведение стало приоритетным направлением работы школы.
Как итог большой поисковой и собирательской работы учащихся школы, жителей села Кончезеро – открытие в 1998 году школьного музея (руководитель музея – библиотекарь школы ЕфимоваРоманова Наталья Петровна), который включает разделы:
• «Без прошлого нет настоящего» - история села Кончезеро;
• Кончезерский медеплавильный и чугунно-литейный завод
– эпоха Петра I;
• «Новые заботы время вяжет, старые становятся ясней» -
сказители Ватчиева А.В., Никифорова, Петровский народный хор;
• «Быт в крестьянской семье»;
• «Жители села Кончезеро – участники Великой Отечественной войны.
Музей внесен в сводный каталог музеев образовательных учреждений Республики Карелия.
Школьный музей является структурным подразделением ДДТ
г. Кондопоги. Работает по авторской программе «Большая история
295
маленького села Кончезеро» (автор: Ефимова-Романова Н.П. – руководитель музея).
Цель программы: интерпретация историко-культурного наследия и использование его потенциала в образовании и воспитании
детей.
На данном этапе развития дополнительного образования недостаточно программ, в содержании которых лежит методика
творческого и духовного развития на базе историко-культурного
наследия музейными средствами.
В последние годы усложняется развитие духовной культуры
общества и подрастающего поколения, проявляется непонимание
значимости культурно-исторических ценностей, преобладает абстрактное схематическое представление о прошлом, что затрудняет сохранение культурного своеобразия, местного памятникого
потенциала, своей деревни как хранительницы самобытной народной культуры.
Музей стремится привлечь к своей работе как можно больше
детей дошкольного и школьного возраста, взрослых жителей села,
студентов.
Один из разделов программы – работа музея по абонементу,
который предлагается педагогами воспитателям детей школьного
и дошкольного возраста.
В течение всего учебного года учителя начальной школы с
учащимися посещают занятия. К каждому занятию подбирается
свой предметный ряд. Такие уроки расширяют кругозор детей,
формируют историческое сознание, тем самым воспитывают патриотическое отношение к своей Родине. Ребята с интересом узнают о старинных обрядах и традициях, о быте и ремеслах.
«Погружение» учащихся в историко-культурную среду особенно важно. Памятники архитектуры обладают большой силой эмоционального воздействия. Школьный музей… Его можно назвать
«волшебной машиной времени». В ней в считанные минуты ученик может совершить путешествие в минувшие десятилетия, сопоставить, сравнить события разных времен. Еще одна характерная черта музея – музейный предмет (вещь), который становится
источником информационной ориентации, эмоционально- чувствительного восприятия.
296
Актуальность программы обусловлена её ориентированностью
на системный подход к изучению истории родного села на основе
музейной коллекции, местного памятникового потенциала. Это
позволяет решить поставленные задачи, несмотря на удаленность
от центра республики. Тематический ряд будет изменяться и дополняться в связи с изучением тем программы.
Программа авторская, при отсутствии типовой она полностью
составлена на региональном материале.
Творческие достижения детей, выпускников программы. Творческие достижения коллектива.
• Участие в смотре-конкурсе музеев района: 1998 год – II место, 1999 год – I место.
• Участие в научно-исследовательской конференции «Шаг в
будущее Карелии» - I место в секции краеведения (1999г.);
Диплом лауреата научно-исследовательской конференции
«Шаг в будущее» (Москва, 2001г.).
• Участие в районной научно-исследовательской конференции «Моя малая Родина». I место в секции “История школы» (2004г.).
• Участие в республиканской научно-исследовательской
конференции «Во славу Отечества». Путевка клуба «Нордвест» ДМУ.
• Участие в республиканском смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений республики Карелия, посвященного 60-летию освобождения г.Петрозаводска от немецко-фашистских захватчиков – II место, 2004г.
• По результатам исследования в научно-исследовательских
конференциях один из учеников зачислен на исторический факультет («Архивное дело») ПетрГУ, 2003г.
http://resources.krc.karelia.r...on_294.pdf
Ели я не ошибаюсь, то и Ильинские