История усадьбы «КАУНИСРАНТА»
Современный адрес местонахождения усадьбы «Каунисранта» - Ушково, Приморское, 617.
Эта местность и ближайшие окрестности считается самым старым жилым местом в Тюрисевя. Здесь зарождалась деревня.
В 1643 году здесь была всего лишь одна усадьба Мартти (Матти) Тюрисевя. Во второй половине XVII века усадьба разделилась на две части – Кохола и Халосенмяки. Владельцем большого участка № 1 являлся Герман Халонен. Его наследники в 1867 году продали половину участка Адаму Никодимовичу Сиркия.
Архивный документ говорит о том, что в сентябре 1874 года церковный староста Адам Сиркия «продал принадлежащую ему половину шкатового имения Халосенмяки № 1 в деревне Тюрисевя прихода Нюкирка Стандаского уезда Выборгской губернии действительному статскому советнику и кавалеру Карлу Лерхе за 3500 рублей серебром».
(РГИА ф.1102, оп.2, д.1449)
Лерхе – Нотбек
Карл Васильевич Лерхе (1822 – 1893) действительный тайный советник, в 1842 году окончил императорское училище правоведения, состоял при председателе департамента духовных и гражданских дел Государственного совета.
Его отец Василий Васильевич (Теодор-Генрих-Вильгельм) Лерхе (1791 – 1847) немец, доктор медицины, лейб-окулист, основатель и главный врач первой больницы по глазным болезням в Петербурге. (Здание глазной лечебницы В.В. Лерхе 1837-1840 арх. Шарлемань, Моховая, 38). Один из учредителей общества практикующих врачей. Действительный статский советник, пожалован дворянским гербом. Похоронен на Смоленском Лютеранском кладбище.
Сыновья Карла Васильевича Лерхе и его супруги Александры Михайловны:
- Василий Карлович Лерхе статский советник, в 1869 г окончил императорское училище правоведения.
- Михаил Карлович Лерхе статский советник, в 1876 г окончил императорское училище правоведения.
- Александр Карлович Лерхе губернский секретарь, работал в управлении по сооружению железных дорог.
- Пётр Карлович Лерхе (1858 - 1935) в 1879 году окончил императорское училище правоведения, работал в суде, а затем в Министерстве внутренних дел по департаменту полиции. Последние годы своей свыше чем 30-летней службы, Лерхе занимал пост вице-директора этого департамента, заведовал финансовой частью, к 1917 - в чине тайного советника. В феврале 1917 года арестован, через день был освобожден. Служил в Правлении Петербургского страхового общества, затем счетоводом в Управлении Мурманской железной дороги. Весной 1925 г. уволен по инвалидности на пенсию, подрабатывал статистическими работами и переводами, а также продажей небольшой, оставшейся у него квартиры и имущества. В сентябре 1925 года арестован как «участник контрреволюционной монархической организации», приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Томскую область. В ту пору ему было 68 лет. После освобождения Петр Карлович Лерхе проживал в Твери, в 1935 - скончался.
И две дочери: Аполлинария Карловна Лерхе и Александра Карловна Нотбек (1866 – 1930 Киев), которая была замужем за Владимиром Владимировичем Нотбек (1865-1921).
Владимир Владимирович Нотбек - сын Владимира Васильевича фон Нотбек (1825 – 1894), генерала от инфантерии, члена военного совета при министерстве, и Александры Петровны Анжу (1839 – 1888).
Отцом Александры Петровны был Анжу Пётр Фёдорович (1796 – 1869) адмирал, полярный исследователь, участник Наваринского сражения, где за храбрость заслужил Георгиевский крест. В 1820 – 1822 годах П.Ф. Анжу возглавил экспедицию к земле Санникова. В 1844 году он капитан Кронштадтского порта, следил за ходом работ по строительству ряжевой преграды от острова Котлин до Лисьего Носа, в 1852 году это строительство было практически завершено. В дальнейшем Анжу служил в административных учреждениях морского министерства. Именем Анжу названа одна из групп Новосибирских островов и мыс в море Лаптевых.
Пётр Фёдорович Анжу женился на Ксении Ивановне, урождённой Логиновой (1807 – 1870). Её судьба не простая. Пятнадцатилетнюю Ксению выдали замуж за 27-летнего Джона Кохрена (Кокрена), капитана английского флота и путешественника. Кохрен решил идти пешком в Америку через Россию, и убедиться лично в том, что Азия не сходится с Америкой. За месяц он дошёл из Франции до Петербурга где, получив разрешение, отправился, без знания русского языка, в дальний путь. До Камчатки он всё же добрался, где влюбился в дочь петропавловского дьячка и воспитанницу командира Камчатки Петра Ивановича Рикорда. Сыграли свадьбу и летом 1822 года вместе с четой Рикорд супруги Кохрен едут сначала в Петербург, затем в Лондон, где Кохрен поместил Ксению в пансион, и уехал в Каракас, где ему был поручен надзор за медными рудниками. Затем он перевёз в Южную Америку и жену, но летом 1825 года неожиданно умер. Вдове в тот год исполнилось только 18 лет, она отправилась сначала в Лондон, оттуда в 1827 году в Кронштадт, к Рикордам. Пётр Иванович и Людмила Ивановна были для Ксении вместо родителей. Здесь она и встретилась с П.Ф. Анжу, и в 1828 году они обвенчались.
Внук адмирала Анжу и сын генерала Нотбека - Владимир Владимирович Нотбек, окончив Пажеский корпус (1885 г) и Николаевсую академию Генерального штаба (1891 г), служил в Генеральном штабе в Петербурге, в Лейб-гвардии Егерском полку. В период 1910 – 1915 гг. начальник 2-й Финляндской стрелковой бригады, с которой вступил в Мировую войну, генерал-лейтенант. В ноябре 1917 г., оставил командование. В 1918 г вступил в Красную Армию, занимал пост военного руководителя Приволжского военного округа. После взятия Самары чехословаками остался в городе. Впоследствии служил в армии адмирала А.В. Колчака, входя в состав различных комиссий при штабе. Умер от «испанки» в 1921 году в Улан-Удэ.
Приобретя землю в Тюрисевя в 1874 году, Карл Лерхе построил большой двухэтажный дом, устроил парк, и здесь каждое лето жила вся большая семья Лерхе и Нотбек. В этой усадьбе прошли детские годы самой Александры Карловны Нотбек, её братьев и сестры, там она много лет жила с мужем, там они растили своих детей. И, конечно же, для неё это место стало родным и дорогим.
Почти вся жизнь моя прошла
В Финляндии любимой –
Не мудрено, что я звала
Её землёй родимой
Мне год седьмой тогда истёк,
Когда отец именье,
Недалеко от Териок
Купил для развлеченья…
Там моё детство протекло,
Там я невестой стала,
Там с мужем, много лет прошло
И горя я не знала…
Теперь мы в Выборге живём…
Уехать не мечтаю,
И погребенной быть я в нём,
Конечно, завещаю…
Это стихотворение написано Александрой Карловной Нотбек 8 марта 1918 г.
В 1889 году у Нотбеков родился первенец – дочь Александра, затем Ольга в 1890 г., Евгения 1891 г., Вячеслав 1893 г., Владимир 1895 г., Михаил 1897 г., Татьяна 1899 г. (её крестили в Казанской церкви в Терийоках), Георгий 1900 г, Екатерина 1902 г.
«В семье было девять детей, и родители дарили им много любви и ласки. Всегда отмечались дни рождения и именины, разыгрывались домашние спектакли, устраивались Новогодние ёлки, часто вечерами отец читал для всей семьи вслух» - рассказывает правнучка Ольги Владимировны Нотбек (в замужестве Черняк) - Светлана Узлова.
После смерти К.В. Лерхе в 1893 году имение в Тюрисевя унаследовали дочери – Аполлинария Карловна Лерхе и Александра Карловна Нотбек. Усадьбу в Тюрисевя сёстры Лерхе продали в 1904 году.
Александра Карловна Нотбек, урождённая Лерхе (1866 – 1930 Киев). О ней мы знаем больше, благодаря её потомкам. В семье хранится фотография Александры Карловны, есть рукописная книга её стихов (переплёт страниц отпечатанных на печатной машинке старым шрифтом).
Эти стихи Александра Карловна писала с 1916 года, когда для неё лично, и для её семьи настали тяжёлые времена. Свои чувства, думы, беспокойство, тревогу, воспоминания о прошлом она выражает в стихах:
Тороплюсь я писать…эти думы мои,
Я хочу, как наследство оставить…
Чтобы жизни моей все прошедшие дни
Могло что нибудь, в будущем славить…
Каждое стихотворение отмечено датой – это как дневник, из стихов можно узнать, как жила Александра Карловна в эти годы: «Молиться ли мне, плакать ли, увы, не знаю я…
Но в сумерки холодные болит душа моя…»
Сыновья – Вячеслав и Владимир - молодые офицеры, воевали на фронтах 1-й мировой войны.
Я женщина, увы…За родину мою –
Я не могу сражаться, к сожаленью…
Но трижды ранены сыны мои в бою –
И ждут опять призыва к наступленью…
Муж, Владимир Владимирович Нотбек, ушёл из семьи. Александра Карловна переживает измену, обращается к мужу стихами - «Я знаю, что теперь, Вы мне чужой, конечно, /что Вы прошедшее стараетесь забыть…» и «Я отдала на нужды боевые – моё заветное венчальное кольцо… На что теперь оно? – измена на лицо – И не скрепить ему мгновения былые…»
С 1910 года Нотбеки живут в Выборге, где размещалась 2-я Финляндская стрелковая бригада, которой командовал В.В. Нотбек, откуда он генерал-лейтенант, отбыл на войну. После революции Александра Карловна оказалась в эмиграции в Выборге:
Попала я сюда случайно,
И вот живу уж восемь лет…
Уеду ли – покрыто тайной,
Но вероятнее, что нет.
Несколько стихотворений описывают этот период её жизни, трагические события, произошедшие в Выборге в апреле 1918 г, и отношение финнов к русским: «У нас в квартиру залетела шальная пуля чрез окно…», «Ночь мы проводим в коридоре, где безопаснее всего» и наконец:
Под тяжким, скорбным впечатленьем
Расстрела русских без суда,
Мы покидаем с озлобленьем,
И с затаённой жаждой мщенья,
Владенья финнов навсегда…
Александра Карловна оказалась на Украине, она умерла в 1930 году в Киеве.
Известно, что старший сын, Вячеслав Владимирович Нотбек (1893 – 1946), окончил кадетский корпус, Павловское военное училище, в 1914 году вступил в службу в чине прапорщика в лейб-гвардии Егерский полк, с 1915 года участвует в боях. Дослужился до чина полковника, после расформирования полка преподавал на военно-экономических курсах РККА, в июне 1919 года примкнул к армии Юденича и ушёл в Эстонию. В 1939 году он в Германии, затем в Югославии, во Франции, погиб в Германии в 1946 году. (1)
Второй сын, Владимир Владимирович Нотбек - капитан лейб-гвардии Егерского полка. Отбыл в январе 1920 года из Одессы в Югославию. В эмиграции в Бельгии.
Дочь Ольга Владимировна (1890 - 1969) вышла замуж за Черняка Льва Николаевича (1877-1932). Муж был на 13 лет старше её, жили они в мире и согласии, воспитали двух детей Дмитрия (1915 - пропал без вести в 1941 г.), и дочь Ирину (1919-1976). После революции они жили в Киеве, затем в Москве. Лев Николаевич был человек творческий, изобретатель, имеет авторские свидетельства. В трудные времена он мастерил деревянные игрушки-забавы, раскрашивал их, и они шли на продажу. Ольга Владимировна работала и нянечкой и уборщицей. Образование, полученное Ольгой в Смольном институте и гимназии дали хорошее знание языков. Она перевела с французского книги «Без семьи» и «Тверда как скала», но печатать её переводы отказались, как безыдейные. Эти книги она читала своим внукам, их у неё было девять.
Писала детские стихи, переложила на стихи известные сказки «Снегурочка» и другие. На покупку книг денег не хватало, и она делала рукописные книжки для внучат: простая тетрадь в клеточку, где от руки, печатными буквами написаны стихи и проиллюстрированы рисунками.
Правнучка Ольги – Светлана Узлова оформила эту книжку в соответствии с техническими возможностями нашего времени, сделала макет книжки, написала предисловие с рассказом о прабабушке, с её фотографиями и отпечатала пару экземпляров для своей семьи. Книжка получилась замечательная! Светлану, несмотря на молодость – ей 33 года - можно считать хранителем истории рода Лерхе - Нотбек. Она много знает о своих предках, собрала много интересной информации о них. Светлана окончила Московский Физико-Технический Институт факультет Молекулярной и Биологической Физики, она научный сотрудник гематологического научного центра, кандидат биологических наук. Живёт в Москве.
В.К. Орловский [1]
Следующим владельцем усадьбы становится Владимир Константинович Орловский, который летом 1904 года купил у наследников Лерхе участок 98,12 га с домом, полями и лесами: «Мы нижеподписавшиеся братья жены полковника Александры Карловны Нотбек и дочери тайного советника Аполлинарии Карловны Лерхе заявляем сим наше согласие на продажу ими половины ½ шкатового имения Халосенмяки № 1 в деревне Тюрисевя Новокиркского прихода, перешедшего им по завещанию нашего отца Тайного Советника Карла Васильевича Лерхе, Статскому Советнику Владимиру Константиновичу Орловскому за цену сорок пять тысяч (45000) рублей, и никаких требований к нашим сёстрам Нотбек и Лерхе не имеем относительно продажи этого имения» - гласит архивный документ, подписанный 7 июля 1904 года четырьмя братьями Лерхе.
(РГИА ф. 1102 оп. 2 д. 1449)
Для себя Орловский оставил 6,8 га и усадьбу назвал Каунисранта – «Прекрасный берег».
С его появлением маленькая финская деревня развивается как дачное место. Дальновидный и расчётливый предприниматель, он усмотрел много перспектив в развитии селения Тюрисевя. Покупая участки у местных финских крестьян, он планировал создать образцовый дачный посёлок. Свои имения в Тюрисевя на побережье Финского залива он назвал «Каунис» и «Тойвола». Перепродавал участки под застройку и сам принимал непосредственное участие в строительстве.
Занимался благоустройством имений, строил дороги, протянул электричество, устроил уличное освещение, была и телефонная связь с Петербургом. Он устраивал парки, места для прогулок, построил станцию с вокзалом. Инженер по специальности он много экспериментировал, пытаясь улучшить и удешевить свои постройки, обращая внимание на все отрасли этого дела, начиная с сооружения фундаментов, стен, полов, потолков, крыш и печей, заканчивая водоснабжением и канализацией. После нескольких лет опытов Орловскому удалось спроектировать и возвести дома с использованием сочетаний дерева, бетона, кирпича и термолита, удовлетворяющим поставленным задачам. Такие дома оказались прочными, тёплыми, сухими и дешёвыми. Экономические термолитовые строения по системе инженера орловского были премированы большой золотой медалью на всероссийской гигиенической выставке в Петербурге.
Орловский имел охранительные свидетельства и патенты на все виды работ, а также торговую марку «Термолит». Некоторые дома построенные по технологии Орловского до сих пор стоят.
......
[1] Статья о В.К. Орловском, авторы Н. Рогалева и П. Корвенкюля опубликована на сайте terijoki.spb.ru
http://terijoki.spb.ru/old_dachi/ushkovo_articles.phphttp://mo-ushkovo.ru/nash-pose...aunisranta
https://forum.vgd.ru/post/3866...#pp3176313