Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ивановы

Ивановы

← Назад    Вперед →Модератор: balabolka
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8697
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2578
...
Ивановы д. Ладва-Ветка, Прионежского района КАССР [территория быв Олонецкой губернии)

Иванов, Василий Васильевич (Иванов-Тот; 1952—2019)
— российский литературовед-достоевист, писатель, профессор КарГПА и ПетрГУ.

*. Кулаков Иван () и Анны Дмитриевны (ур. Никонова) ()

_____
Иванов Василий Осипович (1926 д.Слебино Вологод обл –1994) и Анна Ивановна (ур.Кулакова) (1924–2008), с.Таржеполь
Дети: Надежда, Галина, Василий (23.08.1952 п.Ладва), Сергей, Иван, Алексей, Ольга, Любовь, Андрей

-------
Надежда Васильевна ( - до 2019),
Галина Васильевна ( - до 2019)
Василий (23.08.1952-01.06.2019)
Сергей Васильевич ( - до 2019),
Иван,
Алексей,
Ольга,
Любовь,
Андрей


Грустно

Для меня он всегда был Капитаном.

Мы часто сидели на лавочке в березовой роще за почтой.
Нет березовой рощи, нет почты, нет лавочек.
Нет уже и Капитана, осталось лишь стихотворение
Точнее обрывочек пары строчек из него
И воспоминания...

Та, что еще не ходит на свидание,
Та, что несет домашнее задание в потрфеле,

Та, что видит счастье вот за тем углом...

.
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8697
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2578
Иванов Василий Васильевич
(современный литературный псевдоним Иванов-Тот)
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ПУНКТИР
Поэт, писатель, литературовед, доктор филологических наук,
профессор Карельского государственного педагогического университета
(академии), профессор Петрозаводского государственного университета
Родился 23 августа 1952 г. в посёлке городского типа Ладва-Ветка Прионежского района КАССР [территория Олонецкой губернии ближайших
предков по матери, Обонежская пятина Новгородского княжества отдалённых предков по матери]. Семья наша жила в это время в посёлке (лесопункт) Мурды того же р-на.
1. СЕМЬЯ
Мать: Иванова Анна Ивановна, в девичестве Кулакова (1924–2008), родом
из села Таржеполь того же района, из крестьян, рабочая Ладва-Веткинского
леспромхоза.
С 1941 г. по 1945 г. блокадница, защитница осаждённого Ленинграда, боец
трудового фронта. Награждена медалью «За оборону Ленинграда», кавалер медали всех трёх степеней и ордена всех трёх степеней «Мать-героиня».
Отец: Иванов Василий Осипович (1926–1994), родом из деревни Слебино,
Кирилловский р-н Вологодской области.
Фронтовик (1943–1945), награждён боевыми медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом «Отечественной войны». Из крестьян, рабочий
Ладва-Веткинского леспромхоза.
Сестры и братья: Старше меня: Надежда, Галина, младшие: Сергей,
Иван, Алексей, Ольга, Любовь, Андрей.
В настоящее время уже несколько лет нет в живых Нади, Гали, Серёжи: мир
их сердцам.
1.2. СААМСКОЕ РОДСТВО ПО ЛИНИИ МАТЕРИ
Семейное предание [из уст бабушки Анны Дмитриевны Кулаковой (в
девичестве Никоновой)] говорит о том, что по материнской линии, кроме
1
русских имеется родство с одним из древних саамских кочевых родов. По
этой линии родства один из наших предков-саамов доводился родным
младшим братом святому Ионе Яшезерскому. Иона родился во время кочевья его рода к берегам Онежского озера в чуме за околицей деревни
Шокша. Русское имя нашего предка, брата Ионы, Фёдор. Фёдор был весьма
упрям, поэтому имел саамское прозвище Чиаарве, что означает «Олений
Рог». Иона прожил сто пять лет. Фёдор Чиаарве был младше Ионы на семь
лет и прожил на несколько лет меньше.
В октябре 2008 г. я побывал в научной командировке в селе Ловозере
(Мурманская область) вместе с научным сотрудником возглавляемой мною
лаборатории по изучению эпоса северных народов Маргаритой Викторовной Дубинской. В Центре саамской культуры и культуры народа коми
Ловозера мы познакомились с саамским нойдой Василием Васильевичем
Ивановым (возраст 80 лет. Выглядел на 50–55). Нойда пел нам саамские
народные песни-сказы, объяснял саамские традиции и пригласил вечером
навестить его дома. Мой полный тёзка во время вечерней беседы у него на
дому, в частности, отвечая на мой вопрос по поводу саамского рода моих
предков, сказал, что все они перекочевали в северную Финляндию ещё в
начале XX века.
Нойда, зная, что все мои родичи находятся далеко, последовал саамскому обычаю, заменив для моей супруги Маргариты Викторовны Дубинской моего отца, он подарил ей оленьи рога. Это были рога его первого
оленя, получив которого от своего отца в детстве, он начал учиться пасти
оленей. По традиции саамской девушке из рода шамана или нойды (что не
одно и то же, хотя иногда способности нойды-сказителя и шамана-жреца и
целителя совмещаются в одном человеке) на свадьбу дарят оленя. Оленя у
нойды не было, но он отдал самое дорогое — рога своего первого оленя.
В день, предшествующий нашему приезду в Ловозеро, мы с Маргаритой Викторовной в ЗАГСе г. Кандалакши оформили наше супружество.
Кандалакша была выбрана нами для оформления брака по той причине,
что карельский народный эпос называет этот город «местом хороших невест». На самом деле этимология топонима Кандалакша, установленная
мною совместно с Дубинской из санскрита, действительно указывает на место сватовства и счастливых свадеб. Этимология сотен других гидронимов и
топонимов Русского Севера и северо-западного региона России в целом
также говорит о первоначальном (послеледниковом) бытовании здесь индоариев, арийских протокельтов и арийских проторусских, входивших в число
так называемых «пяти арийских народов», носителей ведийского санскрита.
Мы не сообщали нойде о только что состоявшемся оформлении брачных отношений, но старый саам знал об этом и без нашего сообщения. Просто знал и всё.
2
1.3. ИНДИЙСКОЕ И ТУРЕЦКОЕ РОДСТВО ПО ЛИНИИ ОТЦА
Семейное предание [из уст отца] говорит, что по отцовской линии,
помимо русских были индийские и турецкие предки. Была прабабушка турчанка, отец которой, индийский суфий, переехал в Турцию из Индии около
середины XIX в.
В августе 2005 г. я совершил паломничество в Миры Ликийские, в монастырь, где некогда подвизался святой Николай Чудотворец. Мощи святого
Николая были перевезены в Италию во время турецкого нашествия на
Константинополь. Однако рака святого сохранилась. Эта рака до сих пор,
спустя много веков, мироточит. У раки Николая Чудотворца я попросил дара
любви. Дар я получил. Думаю, благодаря ему, позже я женился на своей
единственной — «богоданной» — супруге М.В. Дубинской. Это произошло
после двух, (крайне неудачного и неудачного) браков. Другой целью моего
паломничества был турецкий город Конья, в котором находится центр суфийской общины Маулави, основанной в XIII в. святым Джелаладдином Руми
и его сыном Султанваладом. Там я выяснил, что моего индийского предка
звали Акбар, он жил в Конье, имея среди суфиев прозвище Аль Пенджаби,
поскольку приехал из Пенджаба (западный штат Индии). Аль Пенджаби приехал в Турцию в конце 1840-х или начале 1850-х годов, и здесь он женился
на дочери турецкого суфия (имени не знаю). Их дочь Маликá и стала моей
прабабушкой во время Русско-турецкой войны (1877–1878 гг.). Малика родила в России одиннадцать детей. Детали знакомства турчанки с моим русским предком неизвестны.
Во время научной командировки в Индию 2007 г. я пытался установить
своих предков по линии Аль-Пенджаби, но безуспешно. Не хватило времени, слишком плотной была научная программа, связанная с посещениями
разных городов, разных индийских штатов, духовных общин различных верований и нескольких университетов. Подробнее об этой командировке — в
разделе о научной работе.
Отец рассказывал о прабабушке-турчанке в связи с тем, что был, вопервых, похож не на русского, а на ярко выраженного восточного мужчину.
Во-вторых, он пытался связать свою крайнюю ревность к нашей матери с
присутствием в нём восточных кровей. Думаю, дай ему волю, он заставил
бы носить нашу мать чадру. Трезвым отец был образцом спокойствия и
добродушия, исключая ревность, которая часто проявлялась и в трезвом
состоянии. Если употреблял спиртное, то становился необычайно вспыльчивым и драчливым. Однажды в ответ на замечание участкового милиционера пьяный отец выхватил из-за голенища самодельный нож и бросился
на блюстителя закона. Милиционер не пострадал, но было заведено уголовное дело. Мать, орошая слезами полы кабинетов милицейской и прокурорской власти, спасла отца от серьёзного тюремного срока. Он отсидел только
3
сорок суток в КПЗ. Там он отпустил бороду и сделался на вид совершенным
абреком, разбойником, спустившимся в долину с гор.
Нашей матери много пришлось вытерпеть от него не только несправедливых и оскорбительных подозрений в неверности, но и побоев. Когда отец
умер, мама не пролила ни одной слезинки и не провожала тело покойного
на кладбище. Об этом решении (не провожать на кладбище) она сообщила
отцу задолго до его смерти. Тот много раз просил прощения у неё за побои,
но она не простила.
Можно сказать, пользуясь выражением известного русского писателяромантика, что мать моя была «гибкая человеческая сталь».
При росте всего 157 см. (саамские гены) в молодости, это уже на моей
памяти, она весила 75 кг., но в теле её не было ни капли жиру. Работа грузчицей торфа (топливо для военных заводов) во время блокады Ленинграда
покрыло её руки, плечи и всё тело выпуклыми узлами мускулов, которыми
не постыдился бы и мужчина-молотобоец. Я помню случай, когда подгулявший отец пришёл домой поздно и был навеселе. Мама вскипела на его
малоправдоподобные объяснения его состояния (не праздник, не суббота,
не дома), она схватила отца одной рукой за ворот гимнастёрки, другой рукой
— за мотню галифе, вскинула его тело, как штангу над головой, а затем
толчком бросила на кровать. Отец летел от порога на кровать по воздуху
метра три. Упал, сказал: «Спасибо, родная, приласкала!» и захрапел. Отец
был ровно того же веса, что и мать, но на 10 см. выше её ростом.
2. ОБРАЗОВАНИЕ
2.1. Школа
1968 г. Девять классов Ладва-Веткинской средней школы.
2.2. ПРУ
1968–1972 гг. Петрозаводское речное училище, судоводительское отделение. Первый раз поступал в 1967 г. Конкурс был около 4,5 человек на место.
Не поступил. В школе плохо давалась математика, да и условий для учебы
дома не было: одновременно 5–6 школьников, семья до 10 человек ютилась
в двух комнатах холодного барака (старшая сестра Надя жила у дедушки с
бабушкой по матери в том же посёлке). Перед второй попыткой поступления
(очень мечтал о путешествиях в дальние страны) математику зубрил прямо
на покосе, во время перерывов в работе. Закончив обучение, получил
дипломы по специальностям: 1) речное судовождение; 2) морское судовождение для работы на судах смешанного, река-море, плавания. Самый
запомнившийся преподаватель Владимир Александрович Басаргин, который вёл у нас лоцию и мореходную астрономию. Он был также начальником
судоводительского отделения. Запомнились не только весёлый и эрудиро4
ванный стиль его лекций, но и морские и житейские рассказы, ненавязчиво
прививавшие нам, курсантам, правила взрослой мужской жизни.
2.3. ПГУ
1974–1980 гг. Петрозаводский государственный университет, историкофилологический факультет, филологическое отделение, заочно (без отрыва
от производства) закончил с отличием и с рекомендацией официального
оппонента дипломной работы П.А. Руднева (доцента кафедры литературы
КГПИ) по творчеству Ф.М. Достоевского продолжить обучение в аспирантуре. Сразу поступить в аспирантуру поступить не удалось: семья, дети, неблагоустроенное жильё — отсутствие элементарных условий для научной
работы. Большая часть кандидатской диссертации напечатана на пишущей
машинке по утрам (с 4.30 до 6.00 утра) в коридоре неблагоустроенного дома
в то время, пока семья спала (однокомнатная квартира). Иногда было время
и возможность работать над диссертацией на пишущей машинке (своей не
было) в квартире одного из доцентов, преподавателя философии в аспирантуре ПГУ (в аспирантуре ПГУ я готовился к сдаче и сдавал экзамены так
называемого кандидатского минимума). Я имею в виду и с благодарностью
вспоминаю здесь философа Альбину Степановну Молчанову. Оба, Руднев и
Молчанова, первыми сказали мне, что я «филолог от бога» (цитата). Позже
то же самое говорил мне А.М. Панченко.
2.4. Аспирантура
1988–1990 гг. Заочная аспирантура в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР под руководством доктора филологических наук
профессора и действительного члена Российской академии наук
Александра Михайловича Панченко. В 1980 г., весной, знакомство с академиком Д.С. Лихачевым в библиотеке Пушкинского Дома, куда я ездил, работая над дипломным сочинением. Лихачев после беседы со мной представил меня А.М. Панченко и рекомендовал меня ему как подходящего аспиранта на будущее.
3. СЛУЖБА В ПЛАВСОСТАВЕ НА СУДАХ
БЕЛОМОРО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА (ТОРГОВЫЙ ФЛОТ)
1972–1980 гг. Беломорско-Онежское пароходство. Должности: третий
помощник капитана, второй помощник капитана, старший помощник капитана.
Дипломы по профессии: 1) штурман малого морского (каботажного) плавания; 2) капитан малого морского (каботажного) плавания.
В 1971, 1972 гг. В составе экипажей судов торгового флота БеломорскоОнежского пароходства в должности матроса-рулевого 1-го класса (во
5
время производственных практик) посетил следующие зарубежные страны:
Швеция, Финляндия, Польша, Дания, ГДР, ФРГ, Болгария, и прибалтийские
республики: Латвия, Литва, Эстония. Далее работал на судах внутреннего
плавания из-за конфликта с отделом кадров заграничного плавания БОПа
(начальник Ф.И. Карельский, полковник КГБ в отставке). Вот как это было.
3.1. Военная служба
Осенью 1972 г. получил повестку из военкомата на прохождение военной службы. В пароходстве не хватало кадров и призывников от призыва
укрывали, отправляя отписки в военкомат о якобы нахождении призывника
в заграничном плавании. Ф.И. Карельский посоветовал мне повестку выбросить, а самому готовиться для отправки в очередной рейс на судах
БОПа. Я не решился выбросить повестку, а явился в военкомат для
прохождения медицинской комиссии, что вызвало недовольство Карельского и обернулось лишением возможности работать на заграничных
рейсах. Военную службу в форме полуторамесячных военных сборов
прошёл в г. Северодвинске на корабле Северного ВМФ в ноябре–декабре
1972 г., получив звание старшины команды рулевых. Старшина второй статьи запаса — то же, что младший сержант запаса в армии. 1972 г. был первым годом, когда выпускников ПРУ не брали на военную службу на 2 или 3
(во флоте) года, а начали направлять на 1,5-месячные военные сборы.
4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
1980–1981 гг. Перешел из плавсостава на береговую работу по состоянию здоровья. Первая должность на берегу — заместитель директора по
воспитательной работе профессионально-технического училища № 4 в г.
Петрозаводске. Там же — преподаватель по предмету «Основы права».
1981–1987 гг. Преподаватель Петрозаводского речного училища. Предметы по специальности: судовождение, лоция; общеобразовательные предметы: русский язык, литература.
1987–1990 гг. Руководитель кружка «литературное краеведение» во
Дворце пионеров им. Ю.В. Андропова в г. Петрозаводске.
1990–2013 гг. Старший преподаватель, доцент, профессор Карельского
государственного педагогического института, (с 1996 г. педагогический университет, с начала 2000-х гг. — педагогическая академия).
1992 г. Чтение курса лекций на гуманитарном факультете университета
г. Йоэнсуу (Финляндия) на тему: «Жанр волшебной сказки: жанровая теория
сказки В.Я. Проппа и практикум по авторской методике сочинения сказки».
2004 г. Чтение курса лекций на гуманитарном факультете университета
г. Йоэнсуу (Финляндия) на тему: «Жанр волшебной сказки: жанровая теория
сказки В.Я. Проппа и практикум по авторской методике сочинения сказки».
6
1995–1998 гг. Доцент (совместитель) заочного факультета Санкт-Петербургской академии (университета) МВД в Петрозаводске. Предметы:
культурология, профессиональная этика офицера МВД.
1996–2000 гг. Доцент (совместитель) на кафедре классической филологии Петрозаводского государственного университета. Предмет: зарубежная литература (литература народов стран Европы).
2013–2014 гг. Профессор Петрозаводского государственного университета.
5. НАУЧНАЯ РАБОТА
5.1. Сфера научных интересов
Поэтика полифонического романа Ф.М. Достоевского.
Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и стихотворения «Пророк».
Поэтика поэм и стихотворений Николая Клюева.
Поэтика жанра волшебной сказки.
Поэтика эпоса.
5.2. Аспирантура, докторантура, защита диссертаций
В 1990 г. закончил аспирантуру (без отрыва от производства) при
Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (РАН) в Ленинграде (СПб.-ге) и защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Достоевский и народная культура: юродство, скоморошество, балаган» в
Диссертационном совете при Институте русской литературы (Пушкинский
Дом) АН СССР под руководством профессора, академика (действительного
члена РАН) Александра Михайловича Панченко.
Перед защитой случайно познакомился (в буфете Института он пригласил меня за свой стол) с профессором-достоеведом Г.М. Фридлендером
(позже академиком РАН). Фридлендер очень доброжелательно расспросил
меня о моей семье, быте, научной работе. Расстались добрыми знакомыми,
позже виделись только на моей защите.
А.М. Панченко также расспрашивал о моей семье. Несколько раз мы
беседовали с ним о юродстве и юродивых неофициально, на улице во
время прогулки, или в кафе за чашкой чая. Как-то после рабочего дня я
провожал Панченко из Пушкинского Дома до остановки. Он собирался зайти
ещё в «Салтыковку» и там вечером поработать. Перед этим решил взять
небольшой тайм-аут. Пригласил меня в кафе. А.М. взял себе 50 гр. коньяка
и предложил мне ту же порцию в качестве лекарственного допинга. Я
отказался, поскольку после пьяных «концертов» отца, которые сопровождали моё детство, испытывал к спиртному отвращение. Панченко спросил, не
из старообрядцев ли мои родители или бабушки-дедушки. Да, сказал я, бабушка по матери. Позже А.М. Панченко вернулся к теме связи юродивых со
7
старообрядцами и, в частности, по поводу юродивого Иакова Боровичского говорил как «об одном из самых сильных древнерусских юродивых».
Ссылаясь на предание в среде старообрядцев, он говорил, что смерть
Иакова от молнии была связана с его способностью вызывать и останавливать сильные бури и грозы. Иаков Боровичский принял смерть на себя
от молнии, спасая родную деревню от ужасной грозы1
.
Подробнее об этом рассказывается в моей монографии «Безобразие
красоты. Юродивый Достоевский» (подготавливаю её 2-е издание).
В 1990 г. присуждена ученая степень кандидата филологических
наук по специальности 10.01.01. – Русская литература.
В 2004 г. закончил докторантуру (без отрыва от производства) и защитил докторскую диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук на тему: «Христианские традиции в творчестве Ф.М. Достоевского» в Диссертационном совете при Новгородском государственном
университете им. Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород). Диссертационный совет при ПетрГУ тогда не работал.
Сложности с докторантурой. При оформлении докторантуры в КГПУ
возникли сложности: против этого проекта решительно возражала к.ф.н.
Т.В. Иванова, исполнявшая обязанности зав. кафедрой литературы КГПУ, и
к.п.н., бывший ректор КГПУ А.В. Бритвихин. Главную роль в получении статуса докторанта и в организации докторской защиты сыграл ректор КГПУ
д.б.н. профессор В.Ф. Брязгин, спасибо ему. Позиция Брязгина основывалась на научном (экспертном) заключении кафедры русской литературы и
журналистики ПетрГУ, подробном и обоснованном. Заключение кафедры
ПетрГУ было составлено по итогам моего научного доклада по диссертации;
доклад заслушивался и обсуждался на заседании кафедры. Заключение
кафедры было подписано ведущим ученым, вице-президентом Международного научного общества Достоевского, профессором, заведующим
кафедрой В.Н. Захаровым. Позиции Ивановой и Бритвихина не были
обоснованы решением кафедры КГПУ.
Сложности с докторской предзащитой. Предзащита проходила на
кафедре ПетрГУ, но на ней присутствовали некоторые члены кафедры
КГПУ, в частности, профессор А.В. Пигин, который выступал и голосовал
против рекомендации моей диссертации к защите. Однако диссертация
была рекомендована к защите. После докторской защиты Брязгин предложил мне заведование кафедрой литературы КГПУ, но я отказался.
Защита в НовГУ прошла блестяще: «за» единогласно.
Особое спасибо я должен сказать одному из трёх моих оппонентов на
докторской защите. Известный московский учёный, профессор Российского
государственного гуманитарного университета И.А. Есаулов, приехал в
1 Устная беседа, консультация А.М. Панченко в Секторе древнерусской литературы ИРЛИ
(Пушкинский Дом) АН СССР. СПб., осень 1989.
8
Новгород на защиту ночным поездом, будучи больным, с высокой температурой. Поскольку еще один оппонент не мог присутствовать (в Коломенском
пединституте принимал участие в похоронах коллеги), то отсутствие еще
одного оппонента отменило бы заседание Диссовета по моей диссертации.
По существующим правилам отсутствовать мог только один из оппонентов,
письменный отзыв которого в таком случае зачитывался секретарем Совета. Докторант отвечал на вопросы отсутствующего оппонента, как и на
вопросы присутствующих, после чего отзыв прилагался к делу.
Я благодарен Ведущей организации КНЦ РАН, отзыв которой готовила
д.ф.н. Е.И. Маркова и зав. сектором литературы д.ф.н. Ю.И. Дюжев.
В 2005 г. присуждена ученая степень доктора филологических наук
по специальности 10.01.01. – Русская литература. При вручении диплома
доктора наук в ВАКе мне дали понять, что у меня в Петрозаводске есть «хорошие друзья». Оказывается за то время, которое диссертация находилась
на проверке в ВАКе, туда поступил один звонок из ПетрГУ, один звонок из
КГПУ и один звонок из КНЦ РАН — каждый из коллег просил проверить мою
диссертацию как можно тщательнее, что и было сделано, но никаких замечаний к ней не возникло.
5.3. Научные достижения
Развитие основ теории полифонического романа М.М. Бахтина.
Развитие теории жанра волшебной сказки В.Я. Проппа.
Открытие ведийской культурной и санскритской языковой основы карельского народного эпоса и, как следствие, основы «Калевалы».
Создание теории эпических иносказаний.
Создание структурно-силовой теории жанров.
5.4. Научное руководство
В качестве научного руководителя подготовил одного кандидата филологических наук по двум научным специальностям: «русская литература» и
«зарубежная литература (французская)» — Дубинскую Маргариту Викторовну. Защита состоялась в Диссертационном совете при Тверском государственном университете 31 января 2016 г. Прошла блестяще. После защиты
три женщины-профессора предложили Маргарите Викторовне свои услуги в
качестве консультантов по докторской диссертации, не сомневаясь, что таковая будет выполнена.
5.5. Наиболее важные научные командировки
15.10.2007–02.12.2007. Институт ведических исследований, г. Бриндаван. Университет г. Агры. Классический и Лингвистический университеты г.
Хайдерабада. Получение консультаций санскритологов Лингвистического
9
ун-та в области Веданты и участие в научной конференции по проблемам
изучения русского языка классического университета.
Консультации брахманов г. Бриндавана, г. Говардхана в области религии Кришны.
Консультация буддийского монаха со Шри-Ланки, во время его пребывания в г. Ченнай.
Консультация брахмана храма бога солнца в Конарке.
Консультация брахмана-пуджари храма бога Шивы в г. Пуне.
Консультация суфиев общины г. Хайдерабада.
Консультация брахмана в г. Джайпуре в области индуизма.
Беседа с пуджари храма бога Ганеши в окрестностях г. Джайпура.
Беседа с пуджари храма бога Вишну в окрестностях г. Джайпура.
Беседа с пуджари богини Адити и с пуджари богини Сарасвати в
окрестностях г. Джайпура.
17.10.2008–25.10.2008. Центр культуры саамов и коми в п. Ловозеро.
Встреча, пение и консультации о свадебных и других народных традициях и
верованиях саамского нойды В.В. Иванова.
5.6. Научные публикации
Общее число научных публикаций более 170-ти.
Список монографий и учебных пособий
1. Иванов В.В. Безобразие красоты. Достоевский и русское юродство:
монография. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1993. 152 с.
2. Иванов В.В. Русский мифологион: Учебное пособие: словарьсправочник / художник Д. Москин. Петрозаводск: РИО КГПУ, 1998. 246 с.; ил.
3. Иванов В.В. Школа князя Мышкина: Тема детства в творчестве Достоевского (учебное пособие). Петрозаводск: РИО КГПУ, 2002. 132 с.
4. Иванов Василий. ГЕОЛЕЯ: Всеобщая декларация человеческого Долга:
доклад; комментарии: брошюра / Материалы первой геолетической научнопрактической конференции; председатель оргкомитета В.В. Иванов.
Петрозаводск: РИО КГПУ, 2003. 10 с.
5. Иванов В.В. Белые лебеди Индии: очерки жизни вождей. XX век: [пособие
по истории культуры Индии]. Петрозаводск: Verso, 2006. 40 с.
10
6. Иванов В.В. Диалоги с Элиасом Лённротом: монография [книга статей] /
Аллакурти: Научно-деловой центр «Созидание», 2007. 152 с.
[ монография подготовлена при поддержке гранта РГНФ, проект № 07-04-
42401а/С ]
7. Иванов В.В. Сакральный Достоевский: монография. Петрозаводск: Издво ПетрГУ, 2008. 520 с.
8. Иванов В.В. Иносказания kalevala: монография [книга статей] / науч. ред.
М.В. Дубинская, А.Г. Стихин; оформл. Е.Л. Вознесенской. Петрозаводск:
Святой остров, 2009. 528 с.
[ монография подготовлена при поддержке гранта РГНФ, проект № 07-04-
42401а/С ]
9. Москин Д.Н. Образы русского демонария [альбом] / ред.-сост. В.В. Иванов
[статьи Д.Н. Москина, Ю.В. Линника, М.В. Дубинской, В.В. Иванова].
Петрозаводск, 2009. 48 с.
10. Иванов В.В. Закон эпических иносказаний как основа магического реализма: монография // Иванов В.В. SARIOLA. Петрозаводск: Святой остров,
2010. С. 254–327.
11. Иванов В.В. Восьмой персонаж волшебной сказки: Монографическое эвристическое учебное пособие для магистров и бакалавров / рисунки, переводы, соавторство статьи М.В. Дубинской. Петрозаводск: Препринт, 2012.
260 с.
В соавторстве
12. Дубинская Маргарита и Василий Иванов. LOVEDA: ведийский словарь
любви: справочное издание / М.В. Дубинская и В.В. Иванов. Петрозаводск:
Препринт, 2010. 352 с.
13. Дубинская М.В. и В.В. Иванов. Свадебный гимн (Ригведа. Мандала X,
гимн 85): [Комментарий] // Иванов В.В. SARIOLA. Петрозаводск: Святой остров, 2010. С. 465–485.
Некоторые научные статьи
11
14. Иванов В.В. Традиции древнерусского смеха в рассказе Ф.М. Достоевского «Бобок» // Материалы республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы общественных наук» 11–14 октября 1982 г.
в Карельском Филиале АН СССР / под ред. В.В. Миронова.
Петрозаводск,1982. С. 84–86.
15. Иванов В.В. Традиции юродства в образе шута и «конклав» в структуре
романа Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» // Сборник
научных трудов Петрозаводского государственного университета / под ред.
М.М. Гина. Петрозаводск: РИО ПГУ, 1984. С. 137–145.
16. Иванов В.В. Письмо в редакцию [полемика] // Достоевский: Материалы и
исследования: сб. науч. тр. Института русской литературы (Пушкинский
Дом) АН СССР / под ред. Г.М. Фридлендера. Л.: Наука, 1985. Т. 6. С. 270–
272.
17. Иванов В.В. Олонецкий летописец // Север. 1986. № 7. С. 103–108.
18. Иванов В.В. Фарисей или святой? К истории образа петрозаводского
юродивого Фаддея // Православие в Карелии: история и современность.
Петрозаводск: Карелия, 1987. С. 85–96.
19. Иванов В.В. Юродивый как воплощенный смысл христианской мифологемы // Материалы межвузовской научной конференции «Современные мифотворчество и искусство» 23–26 ноября 1990 в ПГУ / под ред. В.М. Пивоева. Петрозаводск: РИО ПГУ, 1991. С. 69–72.
20. Иванов В.В. Сравнительный анализ редакций и вариантов жизнеописания петрозаводского юродивого Фаддея // Иванов В.В. Безобразие красоты.
Достоевский и русское юродство: монография. Петрозаводск: Изд-во
ПетрГУ, 1993. Приложение 1-е. С.119–139.
21. Иванов В.В. К вопросу о типологии юродства и его современных проявлениях (полемика с Татьяной Горичевой) // Иванов В.В. Безобразие красоты.
Достоевский и русское юродство: монография. Петрозаводск: Изд-во
ПетрГУ, 1993. Приложение 2-е. С.140–148.
22. Иванов В.В. Юродский жест в поэтике Достоевского // Русская литература и культура нового времени: сб. науч. тр. Института русской литературы
(Пушкинский Дом) РАН / под ред. акад. А.М. Панченко. СПб.: Наука, 1994.
С. 108–133.
12
23. Иванов В.В. Достоевский. Поэтика чина // Новые аспекты в изучении Достоевского: сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во
ПетрГУ, 1994. С. 67–100.
24. Иванов В.В. Юродивый герой в диалоге иерархий Достоевского //
Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX вв.: сб. науч. трудов. /
под ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. Вып. 1. С. 201–
209.
25. Иванов В.В. Скоморохи и юродивые как привратники смерти в космосе
Достоевского // сб. статей и рефератов Международного симпозиума
«Скоморохи: Проблемы и перспективы изучения». 22–26.11.1994. СПб.:
Институт истории искусств РАН, 1994. С. 160–170.
26. Иванов В.В. Элементы мифопоэтики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Русский язык, литература, культура, история: сб.
науч. тр-ов МПГУ им. В.И. Ленина. М.: Изд-во МПГУ, 1995. Ч. 1. С. 97–101.
27. Иванов В.В. Приёмы включения в «большой диалог» персонажей косноязычия и молчания // Материалы IX Международных Старорусских чтений
«Достоевский и современность». 22–25. 05. 1994 / Музей Ф.М. Достоевского
в Старой Руссе/ Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 1995. С. 93–98.
28. Иванов В.В. Юродивый в народной культуре Русского Севера // Рябининские Чтения–95: сб. докладов Международной научной конференции 11–
14.09.1995 в музее Кижи. Петрозаводск: «Карелия», 1997. С. 163–169.
29. Иванов В.В. Юродивый герой // Достоевский. Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / сост. и науч. ред. Г.К. Щенников. Челябинск: ЧелГУ; Металл, 1997. С. 130–131.
30. Иванов В.В. Шут (шутовство) // Достоевский. Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / сост. и науч. ред. Г.К. Щенников. Челябинск: ЧелГУ; Металл, 1997. С. 243.
31. Иванов В.В. Исихазм и поэтика косноязычия у Достоевского //
Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX вв.: сб. науч. тр. / под
ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск: Изд во ПетрГУ, 1998. Вып. 2. С. 321–327.
13
32. Иванов В.В. Комментарий к журналу «Время» (1861) // Достоевский Ф.М.
Полн. собр. соч.: Канонические тексты / под ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. Т. 4. С. 932–933.
33. Иванов В.В. Комментарий к журналу «Время» (1861) // Достоевский Ф.М.
Полн. собр. соч.: Канонические тексты / под ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. Т. 4. С. 933–934.
34. Иванов В.В. «Вещие вещи» Фёдора Достоевского: наблюдения над поэтикой предметного // Достоевский и современность: Мат-лы XIV Междунар.
Старорусских чтений 1999 г. / НовГУ им. Я. Мудрого; Музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2000. С. 29–32.
35. Иванов В.В. Драматургия Карелии 1990 гг. // История литературы Карелии: в 3 т. / РАН. Институт мировой литературы им. А.М. Горького; Карел.
науч. центр. Ин-т яз., лит. и истории; гл. ред. Н.С. Надъярных; ред. тома
Ю.И. Дюжев. Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 2000. Т. 3. С. 314–322.
36. Иванов В.В. «Под ясновидящим пером» (о поэзии Николая Клюева) //
Северный курьер. 19.04.2001. С. 9.
37. Иванов В.В. «Теневой персонаж» Фёдора Достоевского: поэтика второстепенного персонажа // Достоевский и мировая культура. Альманах № 16 /
под ред. К.А. Степаняна; ред. и сост. номера Н.Т. Ашимбаева и Б.Н. Тихомиров. СПб.: Серебряный век, 2001. С. 61–72.
38. Иванов В.В. О евангельском смысле метафоры сна в оде А.С. Пушкина
«Пророк» и романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и
«Идиот» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX вв.: сб. науч.
трудов. / под ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. Вып. 3.
С. 346–359.
39. Иванов В.В. Ключевая фраза романа «Идиот», или «Школа» князя Мышкина // Достоевский и современность: Мат-лы XVI Междунар. Старорусских
чтений 2001 г. / НовГУ им. Я. Мудрого; Музей Ф.М. Достоевского в Старой
Руссе. Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2002. C. 97–112.
40. Иванов В.В. «Церковь-Семья» Алёши Карамазова вместо «случайного
семейства» // Литературоведческий журнал / под ред. А.Н. Николюкина;
Институт науч. информ. по общественным наукам РАН. М., 2002. № 16. С.
86–98.
14
41. Иванов В.В. Временный пропуск на два лица: интервью с правнуком
Ф.М. Достоевского — Д.А. Достоевским // Север. 2002. № 1–3. С.139–141.
42. Иванов В. Канонизация Фёдора Достоевского [полемика] // День литературы. 2003. Май. № 5. С. 4.
43. Иванов В.В. Образ Богомладенца в творчестве Ф.М. Достоевского // «Педагогiя» Ф.М. Достоевского: сб. ст. по материалам междунар. науч. конф. Коломенского государственного педагогического института / ред.-сост.
В.А. Викторович. Коломна: РИО КГПИ, 2003. С. 42–51.
44. Иванов В.В. Сакрализация «хронотопа» и персонажа в поэтике Достоевского // Три века русской литературы: актуальные аспекты изучения / под
ред. Ю.И. Минералова и О.Ю. Юрьевой. М.; Иркутск: Изд-во ИГПИ, 2003.
Вып. 3. С. 14–33.
45. Иванов В.В. Мотив младенческой жертвы в поэтике Достоевского // Три
века русской литературы: актуальные аспекты изучения. / под ред. Ю.И. Минералова и О.Ю. Юрьевой. М.; Иркутск: Изд-во ИГПИ, 2003. Вып. 4. С. 34–
43.
46. Иванов В.В. «Вопрошание идеального образа» как пожелание теофании // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX вв.: сб. науч. трудов. / под ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. Вып. 4. С.
324–333.
47. Иванов В.В. Творчество Достоевского как «совестный акт» // Три века
русской литературы: актуальные аспекты изучения: Межвузовский сборник
научных трудов. Вып. 12. / под ред. Ю.И. Минералова и О.Ю. Юрьевой. М.;
Иркутск: Изд-во ИГПИ, 2005. С. 95–111.
48. Иванов В.В. Учение Христа и ветхозаветные «права человека» //
Протестантизм в Евразии: гражданское согласие, толерантность и патриотизм (к 60-летию победы над фашизмом). Материалы XII международной
научно-практической конференции. Апрель 2005 /Заокская духовная академия. Заокский, 2005. С. 52–55.
49. Иванов В.В. Материнская слава // сб. мат-лов 48-й научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвящённой 75-летию
КГПУ: секция «Имена Матери» / под ред. В.В. Иванова. Петрозаводск: КГПУ,
2006. С. 3–4.
15
50. Иванов В.В. Магия поцелуя: сакральная этимология и проксемика // сб.
материалов 48-й научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвящённой 75-летию КГПУ: секция «Имена Матери» / под ред.
В.В. Иванова. Петрозаводск: Изд-во ГОУ ВПО КГПУ, 2006. С. 78–88.
51. Иванов В.В. Метафора Блистающий Мир — ключ тайнописи Александра
Грина // сб. мат-лов межвузовской научной конференции «Филологическое
образование в вузе и школе: традиции и перспективы». Чита: Изд-во Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та, 2006. С. 43–54.
52. Иванов В.В. Материнская основа диалога Сони Мармеладовой и Раскольникова // Мат-лы XX Междунар. Старорусских чтений 2006 г. «Достоевский и современность» / НовГУ им. Я. Мудрого; Музей Ф.М. Достоевского в
Старой Руссе. Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2007. C. 132–137.
53. Иванов В.В. «Огромная наша надежда», или Женственность «русской
идеи» у Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альманах № 22. /
гл. ред. К А. Степанян. М.: Издатель С.Т. Корнеев, 2007. С. 220–235.
54. Иванов В.В. Образ матери в творчестве Достоевского // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения. Вып. 9. / под ред. Ю.И. Минералова и О.Ю. Юрьевой. М.; Иркутск, 2007. С. 75–87.
55. Иванов В.В. Семейно-родовые черты женского образа: на материале
романа Ф. М. Достоевского «Подросток» // сб. мат-ов междунар. науч.
конференции — XXII Старорусских Чтений 2008 «Достоевский и современность» / Великий Новгород: Музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе, 2009.
C. 77–82.
56. Иванов В.В. Духи природы // Образы русского демонария: рисунки и
скульптуры Д. Москина [альбом] / ред-сост. В.В. Иванов. Петрозаводск:
Verso, 2009. С. 14–21.
57. Иванов В.В. Персонажи иномирия // Образы русского демонария: рисунки и скульптуры Д. Москина [альбом] / ред-сост. В. В. Иванов: Verso, 2009.
С. 32–39.
58. Иванов В.В. Предположительная причина проблемы понимания языка
«Калевалы» носителями финно-угорских языков как следствие ведических
заимствований: к постановке вопроса // Интерпретация текста: лингвистиче16
ский, литературоведческий и методический аспекты: Мат-лы II Междунар.
конференции (30–31 октября 2009 г.) / Забайкал. гос.гум.-пед. ун-т [и др.].
Чита, 2009. С. 398–408.
59. Иванов В.В., М.В. Дубинская. Преломление ведийского брачного обычая
«путрика» в жанре волшебной сказки // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы V Междунар. науч. конф. 23–24 ноября 2012. Чита. ЗабГГПУ, 2012. С. 200–205.
60. Иванов В.В. Онтология жанра волшебной сказки и сказки-притчи // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический
аспекты: материалы VI Междунар. науч. конф. 6–7 декабря 2013. Чита.
ЗабГУ, 2013. С. 21–23.
61. Иванов В.В., М.В. Дубинский. Открытый финал волшебной сказки и
ведийский свадебный обряд samikśana // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы VI
Междунар. науч. конф. 6–7 декабря 2013. Чита. ЗабГУ, 2013. С. 199–203.
62. Иванов В.В., М.В. Дубинская. Отображение форм ведийского брака жанром волшебной сказки // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы VII Междунар. науч. конф.
5–6 декабря 2014. Чита. ЗабГУ, 2014. С. 166–168.
63. Иванов В.В. «Картина русского миража», или Проблема рода в творчестве Ф.М. Достоевского // Вестник Тверского государственного университета.
Серия «Филология». 2014. Иванов В.В. № 3. С. 51–59.
64. Иванов В.В. «Мой спутник странный»: к поэтике тройственной полифонии романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 1. С. 42–
51.
65. Иванов В.В. Поэтика стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»: к структурно-силовой теории жанров // Вестник Костромского государственного
университета им. Н.А. Некрасова. 2016. Т. 22. № 1. С. 83–88.
66. Иванов В.В. Трагедия в свете структурно-силовой теории жанров //
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2016.
№ 1. С. 36–42
17
67. Иванов В.В. Юродивый герой в диалоге духовных типов // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 3. С. 96–101.
68. Иванов В.В. Рассказ как структурно-силовое ядро полифонического романа // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2016. Т. 22. № 6. С. 59–63.
69. Иванов В.В. Интерпретация сказки «Семь Агафонов бестолковых», или
Мужики сомневаются в открытии В.Я. Проппа // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты : материалы X
Междунар. науч. конф. / Забайкал. гос. ун-т ; отв. ред. О.Л. Абросимова. —
Чита : ЗабГУ, 2017. С. 41–45.
70. Иванов В.В. Влияние жанра волшебной сказки на поэтику романа
А.С. Грина «Бегущая по волнам» // Мир романтизма: сб. науч. ст. / гл. ред.
И.В. Карташова. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018. Т. 19. С. 241–254.
Научные доклады
71. Иванов В.В. Юродивый как воплощенный смысл христианской мифологемы: доклад // Материалы межвузовской научной конференции «Современные мифотворчество и искусство» 23–26 ноября 1990 в ПетрГУ / под ред.
В.М. Пивоева. Петрозаводск: РИО ПетрГУ, 1991. С. 69–72.
72. Иванов В.В. Принцип теофании у Достоевского как процесс обретения
Бога в человеке: доклад // «Своё» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: Мат-лы 2-й междунар. науч. конф. / под ред. В.М. Пивоева.
Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. С. 30–32.
73. Иванов В.В. Евангельская метафора «умершее зерно» в поэтике Достоевского«Заокские Чтения»: Материалы международной научно-практической конференции. 2–3 апреля 2001 / Заокская духовная академия/ Заокский. 2001. 7 с.
74. Иванов В.В. Учение Христа и ветхозаветные «права человека»: доклад //
Протестантизм в Евразии: гражданское согласие, толерантность и патриотизм (к 60-летию победы над фашизмом). Материалы XII международной
научно-практической конференции. Апрель 2005 г. / Заокская духовная академия. Заокский: Изд-во ЗДА, 2005. С. 52–55.
75. Иванов В.В. «Симфоническая личность» в художественном мире
Ф.М. Достоевского: доклад на Международной конференции «Достоевский и
18
мировая культура» (11.11.2005). СПб.: Литературно-мемориальный музей
Ф.М. Достоевского, 2005. 7 с.
76. Иванов В.В. Творчество Достоевского как «совестный акт»: доклад //
Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном
контексте» 14–19 декабря 2004. М.: Фонд Достоевского, 2005. С. 149–151.
Некоторые статьи на финском языке
77. Ivanov Vasili. Ensimmäinen historioitsijamme // Punalippu. 1986. № 4.
S. 174–177.
[Олонецкий летописец / пер. на финск.]
78. Ivanov Vasili. Jurodivyi Pohjois-Venäjän kansankultuurissa // Сarelia. 1996.
№ 3. S. 89–92. [Юродивый в культуре Русского Севера / пер. на финск.]
79. Ivanov Vasili. Venäläinen mentaliteetti ja Porfiri Ivanovin jumaluus // Сarelia.
1998. № 6. S. 104–107. [Русский менталитет и юродство Порфирия
Иванова / пер. на финск.]
80. Ivanov Vasili. Kulkulupa kahdelle [Dmitri Dostoevski] // Carelia. 2002. № 2. S.
58–60. [Интервью с Дмитрием Достоевским / пер. на финск.]
81. Ivanov Vasili. Aljosa Karamazovin Perhe-Kirkko // Carelia. 2002. № 12. S.
125–126.
[Церковь-Семья Алёши Карамазова / пер. на финск.]
82. Ivanov Vasili. Fjodor Dostoejevski pyhaksi (tata mielta) // Carelia. 2005. № 3.
S. 141–143. [Фёдор Достоевсукий святой? (точка зрения) / пер. на финск.]
Зарубежные публикации
83. Иванов В.В. «Огромная наша надежда», или Женственность «русской
идеи» у Достоевского // Художественная литература: Проблемы исторического развития, функционирования и интерпретации текста. Сб. науч. трудов
Белорусского государственного университета. Минск: Изд-во БелГУ, 2000. С.
102–117.
84. Иванов В.В. «Теневой персонаж» Фёдора Достоевского: поэтика второстепенного персонажа // Проблемы современной компаративистики / под
ред. Х. Халаченской-Вертелак и Вл. Василенко; Университет им. Адама
Мицкевича. Познань: Изд-во Ун-та им. А. Мицкевича, 2003. С. 47–59.
19
85. Иванов В.В. «Полифония» М.М. Бахтина и «Теофания» Ф.М. Достоевского // Проблемы современной компаративистики / под ред. Х. Халаченской-Вертелак и Вл. Василенко; Университет им. Адама Мицкевича.
Познань: Изд-во Ун-та им. А. Мицкевича, 2005. С. 134–149.
86. Иванов В.В. Мировое признание творчества Достоевского как диалога
морали с нравственностью // Materiały XI Międzynarodowej naukowipraktycznej konferencji «Strategiczne pytania światowej nauki–2015» Volume 13.
Filologiczne nauki. Przemyśl: Nauka i studia, 2015. S. 89–91.
УВОЛЬНЕНИЕ ИЗ УНИВЕРСИТЕТА
ЗА НАУЧНОЕ ИНАКОМЫСЛИЕ
31 августа 2014 г. Уволен из ПетрГУ (ректор А.В. Воронин) с формулировкой «по соглашению сторон» с выплатой выходного пособия и объявлением благодарности за «большой вклад в учебный процесс и активную
научную работу».
На самом деле меня уволили за научное инакомыслие, поскольку мои
взгляды разошлись с привычными точками зрения вчерашней науки на то,
что касается теории жанра волшебной сказки и теории эпических жанров. В
частности, моё открытие культурной и языковой (ведийский санскрит) основы карело-финского народного эпоса и, как следствие, «Калевалы» не
обрадовало некоторых местных влиятельных учёных КНЦ РАН. Правда,
другие ученые это открытие признали, но лишь в частных разговорах «на
кухне». Поскольку увольнять меня формально было не за что, а я отказался
уйти по собственному желанию, был применен шантаж: если не уйдёте,
уволим вашу супругу.
Маргарита Викторовна Дубинская в то время работала на кафедре
немецкого и французского языков в должности старшего преподавателя
того же университета (предметы: французский язык, латинский язык, история французского языка, стилистика, перевод и др.; владеет старо-французским, английским языком, англо-нормандским диалектом, некоторыми кельтскими языками, она единственный настоящий знаток рунической письменности в России).
Заведующей кафедрой немецкого и французского языков была кандидат педагогических наук И.В. Кренёва, а директором Института иностранных
языков — кандидат педагогических наук М.С. Гвоздева. Позже директором
ИИЯ стала Кренёва. Поскольку Маргарита Викторовна под моим руководством готовила кандидатскую диссертацию, то я согласился уволиться с
условием, чтобы руководство университета не мешало Маргарите Викторовне в подготовке к защите. Однако через год её снова попытались
20
уволить, но этого не позволила сделать Государственная инспекция труда.
Ещё через год, за пять месяцев до кандидатской защиты по двум научным
специальностям (редкое сочетание), её всё же уволили.
Тем самым, преследование за научное инакомыслие коснулось и моей
супруги, поскольку она занималась научной работой под моим руководством. В частности, написала монографию «Имена Лоухи: индоевропейский
контекст», в которой проверила и подтвердила мою этимологизацию, выполненную из основ санскрита, десятков имен эпических персонажей. Дубинская проверила этимологию имен способом рунического письма. Поскольку два разных способа дают один результат, это, понятно, в большой
степени повышает достоверность научных данных.

6. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
1989 г. Внештатный литературный сотрудник журнала «Север» в г.
Петрозаводск.
1991 г. Принят единогласно в члены Союза писателей СССР (Карельская писательская организация) по письменным рекомендациям
писателей Д.Я. Гусарова и Анатолия Суржко и устным рекомендациям
писателей Дмитрия Балашова и Фёдора Абрамова, а также ленинградского
литературного критика, заместителя главного редактора журнала «Звезда»
Л.И. Емельянова. В тот же год, в связи с распадом СССР, всем нам меняли
удостоверения на удостоверения членов СП России и членов Литфонда РФ.
Литературный псевдоним того времени Василий Кибирь. Кибирь — деревенское прозвище моего деда по матери. В диалекте села Таржеполь
означает сильного, возможно, упорного или упрямого человека.
2004 г. Основатель и главный редактор и детского журнала «Гольфстрим», лауреат журналистской премии России «Берестяной свиток» за 2004
г.
2004 г. Вышел из Союза писателей России по личному заявлению, в
котором указал, что не собираюсь вступать в какой-либо другой
писательский союз, писательскую организацию.
6.1. Список основных произведений
на русском и в переводе на финский и карельский языки
1. Ivanov Vasili. Tsaarinsurman sanelija: Novelli // Punalippu. 1986. #2. P. 6–30.
[ Иванов Василий. Предсказатель смерти царя: повесть (о петрозаводском
святом, юродивом Фаддее) // Пуналиппу. 1986. № 2. С. 6–30 / перевод на
финский ]
2. Иванов Василий. Третий родник: повесть // Звезда. № 3. 1988. С. 3–33.
21
3. Кибирь Василий (Иванов В.В.). Беглецы: роман // Север. 1991. № 4. С. 5–
46.
4. Кибирь Василий (Иванов В.В.). Беглецы: роман // Север. 1991. № 5. С. 8–
49.
5. Кибирь Василий (Иванов В.В.) Беглецы: роман. Петрозаводск: «Карелия»,
1992. 240 с.
6. Кибирь Василий (Иванов В.В.). Третий родник: повесть // В ожидании ужина: сборник произведений А. Аверченко, М. Зощенко, В. Фирсов и др. / сост.
и пер. на кар. язык П.М. Семёнова. Петрозаводск: Периодика, 2001. C. 81–
128.
7. Иванов Василий. Долина дервиша: стихи / предисл. Ю. Линника; худ.
В. Липнина. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2003. 48 с.
8. Иванов Василий. Фаддей Петрозаводский: историческая повесть // Север.
2003. № 5–6. С. 12–33.
9. Иванов Василий. Хей джи ре: стихи, поэмы / худ. М. Савельева, И. Коровина. Петрозаводск: Скандинавия, 2004. 52 с.
10. Иванов Василий. Бусы Риты: стихи, поэма / худ. М. Савельева. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2006. 36 с.; ил.
11. Иванов Василий. Не считая небесного света: повесть о Жанне д’ Арк /
Аудикнига. М.: Эксмо, 2008. 2,51 а.л.
12. Иванов В.В. SARIOLA: Поэма-реконструкция; Закон эпических иносказаний: монографическое исследование / науч. ред. М.В. Дубинская; оформл.
Е.Л. Вознесенской. Петрозаводск: Святой остров, 2010. 488 с.
[Художественная и научная реконструкция карело-финского народного эпоса выполнена при поддержке научного гранта РГНФ, проект № 07-04-
42401а/С]
2-е издание
13. Иванов Василий. SARIOLA: поэма-реконструкция (журнальный
вариант) // Встречи. Литературно-художественный журнал / гл. редактор Г.Д.
Ахметова. 2015. №2 (16). С. 66–199.
6.2. Рецензии на научные книги
и художественные произведения
14. Линник Ю. Рецензия на кн.: Иванов В.В. Безобразие красоты. Достоевский и русское юродство. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1993 // Упование:
Альманах. Петрозаводск, 1995. Вып. 3. С. 114–115.
15. Линник Ю. Нежить в картине мира. Рецензия на кн.: Иванов В.В. Русский
мифологион: словарь: учебное пособие. Петрозаводск: РИО КГПУ, 1998. //
Сапфо: Альманах Юрия Линника. Петрозаводск, 1999. С. 33–34.
22
16. Чупринин С. Под шумок [рецензия на повести трёх молодых писателей,
в том числе на повесть: В. Иванов. Третий родник // «Звезда». 1988. № 3] //
«Литературная газета». № 27. 06 июля 1988.
17. Салтуп Г. Кому откроется родничок: рецензия на повесть В. Иванова
«Третий родник» [журнал «Звезда». 1988. № 3. С. 3–33] // «Комсомолец».
1988. № 86. 21 июля. С. 8.



Комментарий модератора:
http://sirotinka.ru/ravnovesie/374.html
Василий Васильевич Иванов (23.08.1952 — 01.06.2019)


Прикрепленный файл: иванов (2).jpgиванов 1.jpg, 58859 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
← Назад    Вперед →Модератор: balabolka
Вверх ⇈