Гапанович Дмитрий Антонович,
учащийся, г. Москва, участник проекта "Страница семейной славы 2010"
Мой прадед участник Великой Отечественной войны, народный артист СССР, кинорежиссер ОЗЕРОВ Юрий Николаевич (1921-2001)

Юрий Озеров родился в театральной семье 26 января 1921 года в Москве. Перед его глазами был замечательный пример отца, выдающегося артиста, тенора и педагога. Вся среда, окружавшая отца, была пропитана духом творчества. Театралами были дядья и деды. Сохранился снимок, где Станиславский, стоя рядом с матерью восьмилетнего Юры и Качаловым, как бы напутствуя мальчика, ласково положил ему руку на голову. Есть и другой вещий снимок, где мать, улыбаясь, общается с Юрой, а восьмилетний брат Коля прилег на колени сидящего на скамье отца с крепко прижатым к груди футбольным мячом.
Юра увлекался живописью, посещал художественную школу. По окончании средней школы в 1939 году поступил в Институт театрального искусства имени А. В. Луначарского. В том же году был призван в Красную Армию. В 1941 году рядовым связистом встретил начало Великой Отечественной войны.
Ю. Озеров прошел всю войну, как говорится, "от звонка до звонка". Окончил ускоренный курс Военной академии имени Фрунзе и получил назначение офицером связи Генерального штаба. В этом качестве ему довелось участвовать в битве за Москву, служить в штабах армий, принимать участие в разработке ряда крупных операций. Его боевой путь пролег от Москвы через Карпаты в Польшу и Восточную Пруссию. Участвовал в обороне Москвы, в освобождении Украины в составе 1-го и 4-го Украинских фронтов, в освобождении Польши в составе 2-го и 3-го Белорусских фронтов, штурмовал Кенигсбер
Во время штурма Кенигсберга Юрий Озеров загадал: если останется жив, то обязательно расскажет средствами кино обо всем, что видел, о своем понимании пережитого, о великой эпохе, в которую ему довелось жить. И майор Озеров остался жив...
После демобилизации осенью 1945 года он продолжил прерванное образование сначала на режиссерском, потом на театроведческом факультете ГИТИСа. Однако в следующем году поступил на режиссерский факультет во ВГИК. Учился вместе с такими мастерами кинематографа, как А. Алов, В. Наумов, М. Хуциев, Ф. Миронер, Н. Фигуровский, Г. Мелик-Авакян, Л. Файзиев, С. Параджанов, Ю. Вышинский.
К своей главной теме, загаданной еще во время войны, он пришел не сразу. Уже первые постановки режиссера обращают на себя внимание специалистов и прессы. Фильм "Арена смелых" (1953) получает главный приз на Международном кинофестивале в Венеции. С интересом был встречен фильм "Сын" (диплом Венецианского кинофестиваля, 1955). Фильм "Кочубей" стал одним из лучших фильмов 30-40-х годов (премия Всесоюзного кинофестиваля, 1958). А фильм "Фортуна" (о борьбе албанцев с итальянскими и немецкими фашистами, снятый в содружестве с албанскими кинематографистами) вывел Юрия Озерова на международный уровень киносотрудничества. Ярким получился фильм "В праздничный вечер", а картина "Большая дорога", снятая в содружестве с чехословацкими кинематографистами, была выдвинута на соискание Ленинской премии и с успехом демонстрировалась за рубежом.
Теме Великой Отечественной войны Ю. Н. Озеров посвятил без малого 30 лет творческой жизни. Из 30 поставленных им фильмов 18 посвящено военной теме.
Главной его работой, в которой он проявил себя как выдающийся мастер батальных сцен, стала цветная широкоэкранная широкоформатная киноэпопея "Освобождение" в шести фильмах, созданная в соавторстве с главным оператором И. Слабневичем, художником А. Мягковым и в творческом содружестве с Ю. Бондаревым и О. Кугановым. Приступая к работе над картиной, Озеров писал: "О войне снято много фильмов, но то были фильмы, где показывались отдельные эпизоды войны, типичные, но придуманные, не конкретные... Мне хотелось рассказать о войне в целом, показать, какой она была, сделать фильм в жанре исторической хроники".
В эпопею вошли фильмы "Огненная дуга", "Прорыв", "Направление главного удара", "Битва за Берлин", "Последний штурм". Творческая и гражданская позиция режиссера-постановщика Озерова, его военный опыт офицера-фронтовика позволили ему с большой эмоциональной силой воздействовать на зрителя.
Фильм "Освобождение" получил главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси, неоднократно показывался по всесоюзному телевидению, стал событием культурной жизни, общественно-социальным фактом, направленным против фальсификаторов истории. Ю. Озеров писал: "Незадолго до того, как я взялся за работу над "Освобождением", на Западе вышло несколько фильмов о войне, где была смазана или принижалась роль Советской Армии, извращалась история. И мне, старому солдату, было нестерпимо обидно видеть подобные ленты". При работе над "Освобождением" Ю. Озеров провел многие часы в беседах с маршалом Жуковым, помогавшим создателям фильма советами.
Эпопея "Освобождение" сразу же оказалась в центре внимания международной общественности. Торжественные премьеры фильма прошли в 115 странах мира. Авторский коллектив киноэпопеи в 1972 году был удостоен Ленинской премии.
Следующей крупной работой Ю. Озерова стала киноэпопея в четырех фильмах "Солдаты свободы", созданная в творческом содружестве с киностудиями Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Италии. Этот фильм - об истории антифашистской борьбы, проходившей в разных странах. Заслуга Озерова и его коллег в том, что впервые в мировом кино было создано произведение, охватывающее большой исторический период, включающий героические эпизоды истории каждой страны, участвовавшей в борьбе с фашизмом. В фильме "Солдаты свободы" Ю.Озеров развивает принципы реконструкции истории, найденные в "Освобождении".
В жанре исторической хроники сняты и четыре фильма "Битва за Москву". В них нет ни одного вымышленного персонажа. В этом фильме Ю. Озеров выступил и как автор сценария. Международная премьера этого масштабного кинопроизведения состоялась в год 40-летия Победы и стала центральным событием XIV Международного кинофестиваля в Москве.
Галерею военных картин Озерова венчают киноэпопея "Сталинград" (1986), "Ангелы смерти" (1992), "Великий полководец Г. К. Жуков" (1996), а также телевизионный киносериала из 24 фильмов "Трагедия века" (1994), посвященный 50-летию Победы.
Своим творчеством Озеров утвердил жанр военно-политической киноэпопеи и сделал это благодаря своему уникальному таланту - умению сочетать высокую художественность кинематографического образа с документальной точностью исторического факта. Поставленные им фильмы стали неотъемлемой частью кинолетописи эпохи.