Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ах, Одесса жемчужина у моря....

Моя Одесса.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15  16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: gmar
gmar
Администратор

gmar

Москва
Сообщений: 1172
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 135
Когда Одесса только-только зарождалась, сколько кокетства было в ее повадках. Вот и решила примерить на себя ожерелье бульваров. Конечно, главным, парадным должен был стать бульвар над городским портом. Тут в качестве кутюрье выступил архитектор Шала. Это он спроектировал бульвар, который позднее стали называть Приморским.


Трудно поверить, но в начале ХІХ века море подступало прямо к склонам, стекающим от бульвара вниз. Поэтому не удивляйтесь, если встретите в воспоминаниях пушкинской поры оброненную фразу, как в городской театр плыли на лодках. Ну, во-первых, с дач одесситов, которые выстроились вдоль побережья (ставшего тоже бульваром, только Французским), ясное дело, приятнее было плыть на лодке, чем трястись по вот уже двести лет пыльной дороге. А во-вторых, как это было красиво: вечернее фосфоресцирующее море и такие же бледно светящиеся фонарики лодок. Смех, шутки, пикантно подобранный подол платья, чтобы не замочить, галантно поданная мужская рука, чтобы получить аванс на этот вечер. Что-то в этом было.



Даже жаль, что у моря начали отвоевывать по метру, по два береговую черту. Отступило море, и внизу появилась Приморская улица с ее знаменитыми морскими купальнями, которые одесситы упорно называли «банями».


Как только не одаривали своих возлюбленных жен властители мира, но всех перещеголял граф Воронцов!.. Такое могло произойти только в Одессе!.. Светлейший князь Воронцов в 1941 году подарил своей жене Елисавете лестницу - …..именно Потемкинскую лестницу, и стоила она городу 800 тыс. рублей( архитектор Ф. К. Боффо) Ширина лестницы снизу почти в два раза больше, чем сверху.


file.php?fid=10833



По иронии судьбы, после съемок фильма "Броненосец Потемкин", этот символ Одессы вошел в историю не как Воронцовская лестница, а именно Потемкинская.
Первоначально к морю вело 200 ступенек, Только не пересчитывайте их. Эта инвентаризация вас огорчит — сегодня ступеней только 192. Остальные, засыпанные, покоятся под асфальтом Приморской улицы. Это в духе одесситов, это разумно — держать про запас.


Но появление лестницы тут же родило ряд проблем. Дело в том, что как раз на ее середине имелся парк, названный метко — Пионерским. В принципе, предполагалось, что в нем обоснуются пионеры-дети, но с первого же дня там воцарились нравы пионеров Дикого Запада. Короче, там обосновались босяки и даже бандиты. Когда темнело, подниматься по лестнице стало небезопасно: хотелось это «дикое» место проскочить стороной. Вот так родилась идея фуникулера.


Осуществить строительство этого нового для Одессы вида транспорта взялся молодой инженер Н. К. Пятницкий. Дело в том, что Пятницкий прослышал, что на Эйфелевой башне в Париже такой подъемник уже существует. Оставалось перенять французский опыт (это командировка в Париж), а возможно, перенять и сам подъемник (это транспортно-погрузочные расходы, не контролируемые ревизором).


Пятницкий незамедлительно отбыл в Париж. Переговоры с правлением Эйфелевой башни прошли весьма успешно. С помощью французского шампанского и русской щедрости были решены все спорные вопросы. Уезжал Пятницкий из Парижа не с пустыми руками, а с подъемной машиной. Правда, в нагрузку предлагали взять еще и Эйфелеву башню, но Пятницкий был тверд: «Куда я ее суну — у меня всего два чемодана!».


По возвращении Пятницкого в Одессу здесь срочно стали прокладывать рельсовые пути и готовить речи. Пятницкий по поводу своей речи очень нервничал, репетировал прямо на месте, возле ажурного павильона на бульваре:


— Дамы и господа, осуществляется заветная мечта человечества: ездить в бани на Приморской уникальным видом транспорта. Я не побоюсь этого слова — фуникулером. Он берет имя свое из седого Древнего Рима, где «фуникулус» значило «веревка». Мы не пожалели денег и веревку даже заменили канатом.


Надо сказать, что на скамеечках бульвара всегда пребывало много старых одесситов, отдыхающих от житейских забот, причем отдыхающих с какими-то крашеными мамзелями, которые рождали житейские проблемы — мамзели требовали денег. И вот однажды один такой умудренный жизнью и наученный мамзелью одессит прервал репетицию Пятницкого:


— Молодой человек, вы хотите погубить дело? Губите! Вам же никто не подпишет смету под какой-то древнеримский канат. Так дела в Одессе не делаются. Скажите просто, но с достоинством, что фуникулер — это французская новинка, и в кратком переводе слово «фуникулер» означает: «Железная дорога с канатной тягой, предназначенная для перемещения обычных пассажиров по крутым подъемам на небольшие расстояния с немалой пользой».


Пятницкий был зачарован таким переводом слова «фуникулер»:
— Да, это многое меняет!
— Это кардинально все меняет, — поддержал его незнакомец. — Мои десять процентов.


Так, обосновано экономически и продумано технически, завершилось строительство в Одессе фуникулера. Вскоре на рельсы стали два вагончика, вместимостью в 25 человек (а в час пик и все 35). Рельсовая линия была одна. В середине пути под специальным смотровым мостиком вагончики разъезжались. Так что, мостик был необходим. На нем всегда собиралось множество любопытных в надежде, что вагончики столкнутся. Но Пятницкий недаром ездил в Париж и все детально продумал. Чтобы не столкнуться, подавались сигналы встречному вагону. Сигнал подавался звоном и светом. Но если свет не доходил, а звук не долетал, то сигнал во встречный вагончик дублировался камнем, который если долетал, то всегда доходил. Действовала такая сигнализация безотказно, и вагончики так ни разу и не столкнулись.
Кроме того, были приняты особые меры предосторожности и внизу. Здесь открылась нотариальная контора, где любой желающий мог перед дорогой составить завещание. С тех пор если не отъезжающие, то уж, во всяком случае, их родственники чувствовали себя спокойно.

file.php?fid=10832



8 июня 1902 г. после трогательных речей первые пассажиры заполнили вагоны, и началось движение по линии Бульвар—Приморская улица. Радости одесситов не было предела. Все мечтали проехаться на фуникулере. Несмотря на то, что длина дороги составляла всего 130 метров, бывалые пассажиры каждый раз интересовались у служительницы, продающей билеты:
— Мадам, а кормить в дороге будут?
На что бывалая мадам отвечала:
— Все зависит от того, сколько еды вы с собой захватили.


file.php?fid=10831



Конечно, одесситы отправлялись в путь не с пустыми руками. Так что в вагонах всегда было весело и сытно.
Но, главное, это был первый мобильный транспорт в Одессе. На старом фуникулере стояла машина, которую создал Сименс, чьи мобильные телефоны сегодня в карманах у многих из нас. Вот вам и залог мобильности фуникулера.

Одесситы полюбили фуникулер, но, к сожалению, не все власти также полюбили эту частичку городской истории. Периодически фуникулер закрывали, а в 1970 г. и вовсе снесли, возведя на его месте систему из трех эскалаторов.

Некоторые старые одесситы при этом называли это сооружение ЭКСКАВАТОРОМ.В шутку говорили даже , что в Одессе решили строить метро, но дальше эскалатора дело не пошло.

Эскалатор просуществовал до 1997 года. И вот – свершилось. В 2005-м фуникулёр, о котором с грустью и нежностью вспоминали старые одесситы, возобновил свою работу в День города. Конечно он сильно отличается от своего предшественника.

file.php?fid=10834



file.php?fid=10835



file.php?fid=10836





Но теперь не лгут энциклопедии, сообщающие по старой памяти, что фуникулёр в Одессе есть!

---
Галина
Ищу работников архива из Вятки и Одессы а также Турыльдиных ,Евхаритских и Никифоровых из Костромской области и Баранецких с Украины ..
Sergei

Одесса
Сообщений: 1023
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1645
Дмитрий, хорошие фото! 101.gif

для тех, кто не знает. Предпоследнее фото - огромный дом-монстр рядом с аллей Славы и памятником Неизвестному матросу (слева домик, где размещаются пионеры). еще выше - Шахский дворец, бывшее управление культуры, которое угробило здание. После ремонта Морской транспортный банк. Перед коллонадой тротуар выложен декоративной плиткой, раньше были разбитые большие бетонные плиты.
Dmitry Kudinov

Dmitry Kudinov

Одинцово, Московская область
Сообщений: 494
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 370
А мне дом понравился. Вовсе и не монстр 101.gif
Sergei

Одесса
Сообщений: 1023
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1645
это дело вкуса.
gmar
Администратор

gmar

Москва
Сообщений: 1172
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 135
Dmitry KudinovНаверно мы просто смотрим с точки зрения москвичей. ТОгда он действительно компактен и довольно хорошо вписан. Если же посмотреть на него с точки зрения одесситов- он в центральной части города является неким давлеющим элементом. ведь в ближайшей округе дома в 2-3-этажа.


Sergei
Как приобразился действительно район ротонды. чистенько, все отремонтировано. А у Воронцовского дворца будут восстанавливать ограду?
---
Галина
Ищу работников архива из Вятки и Одессы а также Турыльдиных ,Евхаритских и Никифоровых из Костромской области и Баранецких с Украины ..
Sergei

Одесса
Сообщений: 1023
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1645
gmar

Насчет восстановления ограды Воронцовского дворца не могу сказать, не слышал. Сейчас сам дворец ремонтируют.

Нужно цифровой фотоаппарат покупать! Старые дома фотографировать. Горсовет объявил, что в центре города, между ул. Жуковского и Еврейской (Бебеля) будут сноситься старые дома и строить огромный новый комплекс офисов и домов.
gmar
Администратор

gmar

Москва
Сообщений: 1172
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 135
Sergei Да. Скоро таким фотографиям цены не будет.
---
Галина
Ищу работников архива из Вятки и Одессы а также Турыльдиных ,Евхаритских и Никифоровых из Костромской области и Баранецких с Украины ..
Dmitry Kudinov

Dmitry Kudinov

Одинцово, Московская область
Сообщений: 494
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 370
Sergei, а ещё я прочитал, что памятник Ленину демонтировали. Да?


Lenin_Odessa.jpg
Sergei

Одесса
Сообщений: 1023
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1645
gmar

увы ... :sad:

Dmitry Kudinov

Да! Его уже демонтировали (летом). Но не уничтожили, а в какой-то парк на окраине города вывезли. shok.gif Причем ночью снимали, при сильной милицейской охране - коммунисты протестовали.

Та что это уже историческое фото!
gmar
Администратор

gmar

Москва
Сообщений: 1172
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 135
Sergei
А что сейчас на месте памятника?
---
Галина
Ищу работников архива из Вятки и Одессы а также Турыльдиных ,Евхаритских и Никифоровых из Костромской области и Баранецких с Украины ..
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15  16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: gmar
Вверх ⇈