⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Рош-Балаховские Тамбовская область село Сампур |
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир |
Tatiana68 Новичок Сообщений: 7 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 7 | Предыстория - Привело меня сюда то, что долгое время я задавалась вопросом - "Что за старинное надгробие находится в одном из сёл Тамбовской области?" То, что это надгробие врача, погибшего в борьбе с эпидемией в 1902 году, известно. Но сведений о враче никаких нет, он - не местный житель. Может удастся найти кого-то из его родственников. Интересна форма надгробия. Я таких нигде не встречала: мне видится в нём ствол дерева с обрубленными ветвями, а на верху ствола каменная чаша. Со своим вопросом обратилась к Tasha56. Ответ был найден в ТОГУК «Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина» ![]() Надо отметить, что, работая в глубинке черноземья при полном бездорожье земские врачи - евреи проявляли себя мужественными людьми. Героической можно назвать историю, которая произошла с молодым специалистом Л.П. Рош-Балаховским, который добровольцем приехал на Тамбовщину для борьбы с эпидемией холеры в 1902 году. Верхом на лошади днем и ночью он объезжал крестьянские дворы, выявляя заболевших. Очень агрессивно-активная инфекция и сильное переутомление в конце концов, сделали свое коварное дело - молодой доктор сам заразился и вскоре умер. Он похоронен на крутом берегу Цны в Сампуре, и родственники установили красивый памятник из гранита в виде ствола дерева, который обвивает змея. Надпись на памятнике сделана на русском языке и на иврите. Этот подвиг молодого врача отражен в нашем музее истории медицины. Глава из книги Я.И. Фарбера «150 лет вместе. Заметки по истории Тамбовской еврейской общины» Источник Этот памятник на месте захоронения врача Лазаря Петровича Рош-Балаховского находится в селе Сампуре Тамбовской области. Он стоит на высоком берегу реки Цна. Рядом с памятником находится здание бывшей земской больницы, в настоящее время здание заброшено. За памятником ухаживают работники больницы. 1. Памятник врачу 2. Вид на захоронение 3. Надпись на памятнике 4. Надпись на иврите [ Изображение на стороннем сайте: P1010244JP_8788210_11629763.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: P1010245JP_1535247_11629768.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: P1010243JP_2657943_11629742.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: P1010242JP_3331929_11629720.jpg ] Может кто-то из потомков ищет сведения об этом человеке... А может быть в теме захотят поучаствовать представители этой фамилии. Добро пожаловать в тему! |
Tatiana68 Новичок Сообщений: 7 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 7 | Журналы чрезвычайнаго Тамбовскаго Губернскаго Земскаго Собрания, бывшего в январе 1903 года № 36. Доклад губернскому земскому собранию очередной сессии 1902 г. О пособии родителям докторов Кнорр и Рош-Балаховскаго, умерших от сыпного тифа на службе губернскаго... [ Изображение на стороннем сайте: Dokladjpg_8493085_11626601.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: Doklad2jpg_7477139_11626605.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: Doklad3jpg_5728497_11626610.jpg ] Смотрите внизу №36 Поселение Сампур [ Изображение на стороннем сайте: KartaSampu_3429435_11632032.jpg ] - было образовано в 1732 году, когда двое отставных солдата Пронин Степан Павлович и Дементьев Иван Осипович по высочайшему повелению за отличие по службе получили по 10 десятин земли. А откуда пошло это название? Существует красивая легенда о могучем и храбром богатыре Сампуре и его возлюбленной по имени Цна. Ушел богатырь в бой сражаться с врагами, а его любимая обратилась к Всевышнему со страстной мольбой: «Господи! Пусть вернется домой мой суженный, и я омою его раны слезами». Так и случилось. Пришел назад и пал бездыханным Сампур, а Цна обвилась вокруг его ног голубой речкой. В документах ревизии впервые упомянуто в 1811 году как деревня Сампур, где жили экономические крестьяне, приехавшие из села Текино. Деревня Сампур стала селом в 1898 году после завершения строительства церкви. В советское время Сампур был районным центром до 1979 года, после райцентр был перенесён в посёлок Сатинка. В наше время Сампур является сельсоветом. В Сампуре действует профессиональное училище, школа, поликлиника, хлебопекарня, интернат для умственно отсталых детей. В Сампуре имеется двухэтажная церковь, основанная в 1999 году. Действует также типография, издаётся местная газета. В Сампуре 2 СХПК, 1 ПМК. По соседству проходит железнодорожная линия Тамбов - Балашов, в 7 километрах от села станция Сампур. Источники - Википедия ссылка ТОГУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина» ссылка (...) родственники установили красивый памятник из гранита в виде ствола дерева, который обвивает змея... В сети нашла вот такое пояснение - [ Изображение на стороннем сайте: img15nnmru_5541818_11632670.jpg ] В древнерусских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении "рощениям" и "древесам", о молениях под ними ("рощением... жряху"). О существовании у славян в древности священных рощ упоминают хронисты. Судя по всему это были, как правило, обнесенные оградой участки леса. В этих местах почитание деревьев сочеталось порой с элементами христианского культа. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня — дерево, часовня, крест и др. Рощи считались заповедными, в них не рубили деревьев, не собирали хворост. В дни престольных праздников там совершались крестные ходы. K категории почитаемых и священных деревьев относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников. K этим деревьям приходили люди, чтоб избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и др. Они приносили дары и жертвы (вывешивали на деревьях полотенца, одежду, лоскуты), молились, прикасались к деревьям. Через дупла и расщелины таких деревьев пролезали больные, как бы оставляя за пределами этого отверстия свои болезни. В славянской мифологии и фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами. Подземным, земным и верхним-небесным и соединяет их. Согласно поверьям, дерево — это тот путь, по которому осенью змеи уходят в мифическую страну вырей.... Дерево, связующее земной и подземный миры, фигурирует и в западнославянских мифологических.... Памятник поставлен врачу, целителю, врачевателю...... Характерны представления о посмертном переходе души человека в дерево. Так, белорусы полагали, что в каждом скрипучем дереве томится душа умершего, которая просит прохожих помолиться за нее; если после такой молитвы человек заснет под деревом, ему приснится душа, которая расскажет, как давно и за какие грехи она заточена в это дерево. Сербы считали, что душа человека находит успокоение в дереве, растущем на его могиле; посему нельзя рвать с кладбищенских деревьев плоды и ломать ветви. Источник Откуда пошло название села? (сведения из школьного музея) Этот материал, связанный с названием нашего села, хранится в школьном музее села Сампура. Не одно поколение школьников собирало, записывало и систематизировало рассказы и легенды старожилов. Из архивных записей музея можно узнать, что название села имеет мордовское происхождение. Действительно, раньше территория нынешней Тамбовской области была населена предками финно-угорских народов, к которым и относится мордва. Другим аргументом является то, что названия, похожие на «Сампур», обнаруживаются только в Мордовии. Например, там есть близкое по фонетическому обмену название села Сампур. Оно состоит из мордовских слов саньф и пора, которые в сочетании дают выражение «расчищенная путем выкорчевывания поляна в лесу». Раньше на таких расчищенных от леса местах возникали селения, деревни, потому что открытых, пригодных для ведения хозяйства мест было мало. Так, вполне возможно, что Сампур возник на такой поляне. А по воспоминаниям старожилов села по берегам реки Цны рос густой лес. И та поляна, на которой основан Сампур, была очищена от лесов. С мордовскими корнями названия нашего села связана и очень красивая легенда. Она повествует о двух возлюбленных: мордовской красавице Цне и ее женихе могучем богатыре Сампоре. Сампор предал родную землю и провел татаро-монгольских солдат через непроходимые леса за сундучок золота. Гордая Цна не могла стерпеть такого предательства и ушла от любимого. Девушка обливалась вдали от дома горькими слезами, боги сжалились над ней и превратили в быстротечную речку. Сампор нашел ее, но было уже поздно... Он понял, что променял самое дорогое в своей жизни - любовь - на богатство, и бросился с крутого берега в воды Цны. С тех пор у нас есть голубоглазая красавица Цна, а село называется Сампуром. А народная молва утверждает, что есть и другая легенда о происхождении Сампура. Во времена татаро-монгольского нашествия дорога в этих местах была очень опасна, так как путников подстерегал жестокий и кровожадный разбойник-грабитель Пур, поэтому все старались объезжать это место стороной, говорили, что здесь сам Пур живет.. По другим данным, Сампуром заправлял барин по имени Пур. Его порядки и нравы были настолько бесчеловечны, что крестьяне до смерти боялись его. А когда он приезжал осматривать свои угодья, люди заранее кричали, что сам Пур едет. Какая из этих легенд правдива, достоверна не знает никто. Но согласитесь, если они дошли до наших времен, то в них есть доля правды. Официально же первое упоминание о селе Сампур встречается в 18 веке. Тогда в 1732 году два отставных солдата по высочайшему повелению за отличие по службе получили по 10 десятин земли под Тамбовом. Этими солдатами были Пронин Степан Павлович и Дементьев Иван Осипович. Есть предположение, что новые поселенцы - выходцы из села Сампур Рязанской губернии. Это название они перенесли на новое место жительства. Солдаты начали строить свои жилые дома с надворными постройками в излучине реки Цны по дороге Москва – Астрахань. Доказательством того, что здесь была дорога, является клад, найденный в реке – монеты времени царствования Михаила Федоровича. Предположительно, по нашей дороге проходило войско Ивана Грозного для завоевания Астрахани. В начале 19 века была построена деревянная церковь, с того времени Сампур стал называться селом. Вот так родилось наше село. Правда, сначала оно было совсем маленькое: в 1834 году насчитывалось только 18 мужчин. Но село быстро разрасталось, в 1840 году в Сампуре было 10 домов (39 мужчин, 40 женщин), 2 магазина, постоялый двор. С конца 80-х годов 19 столетия население Сампура начало возрастать за счет переселенцев из северных областей России: Владимирской, Рязанской, Калужской, Вологодской губерний. По данным духовной епархии, уже в 1911 г. в Сампуре проживало 2115 человек, из них 1018 мужчин и 1097 женщин, а их домов было 288. |
Tatiana68 Новичок Сообщений: 7 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 7 | Я связалась с руководителем музея медицины в городе Тамбове, но пока этот материал в музее не нашли. В еврейской общине тоже ничего об этом враче не известно, но руководитель общины обещал переговорить с автором этих книг Я.И. Фарбером (он сейчас живёт в Германии). Может быть что-то прояснится.... |
Tatiana68 Новичок Сообщений: 7 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 7 | Участник форума shirsin помог мне выяснить данные о Рош-Балаховском. Привожу строки из его письма. "В онлайн-библиотеке "Царское Село", в списке за 1902 г. сказано следующее: Рош-Балаховский 67 Л. 900 (вн. и жен.) впр, Екатеринослав. "67" - год рождения (1867), "Л" - означает, что у него было звание лекаря, "900" - год окончания учебного заведения (1900), "вн. и жен." - что он специалист по внутренним и женским болезням, "впр" - что был он в то время вольнопрактикующим врачом (в Екатеринославе). Я посмотрел списки жителей и домовладельцев Екатеринослава за 1913-1915 гг., в них Рош-Балаховских нет..." Огромная благодарность за помощь в поиске! Я нашла этот документ, помещаю сканы. [ Изображение на стороннем сайте: 22bmp_3234269_14279486.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 11bmp_8911261_14279457.jpg ] Комментарий модератора: Таня, возможно Ваша информация дойдет до потомков рода Рош-Балахновских и найдет свое продолжение. |
Tatiana68 Новичок Сообщений: 7 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 7 | Интересный ролик по символике памятников на надгробиях евреев. http://www.youtube.com/watch?f...vn9ZAWVgqw |
Tatiana68 Новичок Сообщений: 7 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 7 | Нашла ролик об ангеле смерти у еврейского народа (ролик поместила выше). Оказывается, что растение у евреев - это метафора человека. На многих еврейских надгробиях изображали дерево и топор, его подрубающий или цветок и руку, его срывающую. Символ смерти. Эти надгробия относятся к 17 веку. А с конца 18 века (эпоха модерна) можно встретить надгробия - скульптуры в виде деревьев с обрубленными или обломанными ветвями. Дерево символизировало "древо жизни". В ролике есть фрагмент, где лектор поясняет, что каменные надгробия могли себе позволить обеспеченные люди. Надгробий 17-19 веков до нашего времени сохранилось не очень много. Местожительство евреев 17-19 веков было определено современными территориями Белоруссии, Украины, Польши, Литвы, Молдовы, Латвии и России. Большая часть этих территорий была оккупирована фашистами в годы Великой Отечественной Войны. |
Tatiana68 Новичок Сообщений: 7 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 7 | По совету коллеги по форуму kaaskop, просмотрела списки студентов учебных заведений, где мог обучаться Л.П. Рош-Балаховский. Удача! В списке студентов Харьковского Императорского Университета за 1987-1988 академический год я его нашла. [ Изображение на стороннем сайте: 33bmp_7147617_14279699.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 44bmp_9201925_14279720.jpg ] |
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир |
Генеалогический форум » Фамильные темы » Поиск предков, родичей и/или однофамильцев » Р » Рж - Рт » Рош-Балаховские [тема №58373] | Вверх ⇈ |
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |
Tatiana68
Таня, в источнике есть ссылка на то, что о подвиге молодого врача помещен материал в медицинском музее Тамбовской еврейской общины. (читайте здесь)