Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.
elena_krdМодератор раздела Сообщений: 6792 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11006 | Наверх ##
10 августа 2010 16:47 10 мая 2014 23:19 Сюда я попытаюсь свести всю информацию, которую мне удастся найти о некогда существовавшем в белорусской деревне Черея православном храме - Воскресенской церкви, одним из настоятелей которой был мой прапра- Леонтий Дмитриевич Целицо (как минимум, с 1857 1861 года и по день своей кончины - 30 апреля 1888 года). Пока никак не получается переосмыслить - утрачена эта церковь или нет. Слишком противоречивы все сведения...Уважаемые коллеги! Помогите, пожалуйста, с этим разобраться!На сегодняшний день в д. Черея значатся два старых храма - церковь св. Архангела Михаила и Троицкий храм (географически второй из них находится в соседней д. Белая Церковь). [ Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 6051695f2bf2t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 189ec064ae03t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 220f7a2e56aet.jpg ] Храмы св. Архангела Михаила и Троицкий. (За озером - Троицкий). ( фото взяты с Бродилки от AD: моя Беларусь и прилегающие окрестности и из Фотогалереи города Чашники и окрестностей , карта с "Белорусского Посейдона") ___________________________________________________________________________________________________ Оффтопом: ЧАРЭЙСКАЕ ВОЗЕРА, Чарэя, у Чашніцкім р-не. Пл. 3,38 км2. Найбольшая глыбіня 17 м. Даўжыня 6,71 км. Найбольшая шырыня 1,12 км. Даўжыня берагавой лініі 17,3 км. Аб′ём вады 18,96 млн. м3. Пл. вадазбору 17 км2. У бас. р. Лукомка, за 26 км на ПдУ ад г. Чашнікі, каля в. Чарэя. Схілы катлавіны вышынёй да 10 м (на Пд да 18 м), разараныя. Берагі нізкія, пясчаныя, пад хмызняком, месцамі на Пн, ПнЗ і 3 зліваюцца са схіламі, абрывістыя, абразійныя, на Пд і ПдУ сплавінныя. Дно ў прыбярэжнай частцы выслана глінай, пясчанымі і пясчана-ілістымі адкладамі, глыбей — ілам. У цэнтры востраў пл. 0,02 км2. Зарастае да глыбіні 4 м. Злучана пратокай з азёрамі Галаўня і Чамярыца, упадаюць болып за 10 ручаёў і меліярацыйных каналаў, выцякае ручай у воз. Родамля. Источник: Блакiтная кнiга Беларусi. - Мн.:БелЭн, 1994. Белорусский Посейдон Черейское (Черея)Расположено в Витебской области, Чашникском районе, в 0,1 км к ССВ от д. Черея. Площадь зеркала 3,38 км2, объем водной массы 18,96 млн. м3. Озеро сложного типа. Длина озера 6,71 км, максимальная ширина 1,12 км. Максимальная глубина 17 м средняя 5,6 м. Склоны котловины невысокие. Местами повышенные. Суглинистые и глинистые. Преимущественно распаханы. На 9,7% заняты лесом. Береговая линия равна 17,32 км. Берега низкие. Местами совпадают со склонами. Песчаные и песчано-глинистые. Закустарены. Впадает проток из оз. Головня. Вытекает проток в оз. Радомля, проток в озеро без названия. Водосбор площадью 16,98 км2 имеет среднехолмистый и плоско-волнистый рельеф. Сложен моренными суглинками. Распахан. Леса и кустарники занимают 9,7% от площади водосбора. Озеро эвтрофное. Ширина зарастания надводными растениями составляет 5 – 50 м. Общая ширина полосы зарастания равна 10 – 150 м. Используется для промышленного лова рыбы. Для бытовых нужд. Водоприемник осушительной сети. Сбрасываются стоки с ферм и д. Черея. Источник: Научно-исследовательская лаборатория озероведения Белорусский Государственный Университет http://www.brik.org/showthread.php?t=16742Черея Прямо у дороги, на горке, стоит церковь. Построил ее в 1601 - 1604 годах канцлер Лев Сапега. А коммунисты в ХХ веке приспособили храм под склад, полностью уничтожив внутреннее убранство, разделив зал на два этажа. Сегодня церковь восстанавливается - сюда приехал молодой батюшка. Делается все на энтузиазме верующих. Вместо колоколов пока используются старые ржавые баллоны без дна. Если пройти чуть дальше за церковь, то можно увидеть маленький магазинчик XIX века.
Кстати, сама Черея упоминается в летописях с 1066 года - на год раньше, чем Минск! Когда-то через эту деревню проходил путь «из варяг в греки». http://www.kp.ru/daily/23975.3/146239/___________________________________________________________________________________________________ Троицкая церковь (1599 г.) строилась как храм-монастырь. Существенной особенностью храмовых сооружений того времени были такие характерные для оборонительного зодчества черты, как встроенные и пристроенные к стенам башенные объемы, арочные ярусы машикулей и бойниц. Толщина стен башни-колокольни достигает 2-х метров. Боковые фасады и ярусы колокольни имеют узкие и высокие арочные оконные проемы. В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии. Сведения из Православной энциклопедии и Посещения Сапеговских мест Троицкий храм, собственно, в Белой Церкви до революции и был... С ним, вроде, все ясно... Насколько понимаю, храм св. Архангела Михаила - это бывший католический костел [ Изображение на стороннем сайте: 5906593dd11at.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: b668e09bb392t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ] Как оказалось, странички из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 488 стр. Вот здесь globus.[ресурс заблокирован]/chereya/index.htm пишут, что "в 1828—1839 гг. при активной поддержке польской общественности в Черее был возведен большой костел. Униаты к тому времени мирно разделились на две общины — православную и католическую, и Михайловский храм стал православной церковью." В дореволюционное время в Черее было два православных храма - Воскресенская и Успенская церкви. Никакой Михайловской не упоминается... Вопрос: так храм св. Архангела Михаила - это какая-то из этих двух дореволюционных или нет. Вообще-то вроде не переименовывали церкви. Или Воскресенская и Успенская не сохранились? Вот здесь Посещение Сапеговских мест: Островно, Черея, Друцк (фото) упоминается Козловская Татьяна Михайловна - библиотекарь и краевед Череи. Не слышали случайно этого имени? Вдруг у кого есть ее контактные данные? Собственно, меня очень интересует судьба Воскресенской церкви... И совершенно непонятно с этой Михайловской ____________________________________________ На сегодняшний день (5.06.2012 г.) сомнений в том, что нынешний храм св. Архангела Михаила и упоминаемый со второй половины 19 века Воскресенский храм - один и тот же храм, у меня практически не осталось. Документальных подтверждений тому, однако, по-прежнему нет. Править непосредственно в ветке, конечно же, ничего теперь не буду, иначе все рассуждения и процесс поиска утратят осмысленность.
--- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (1) |
elena_krdМодератор раздела Сообщений: 6792 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11006 | Наверх ##
14 декабря 2014 9:20 14 декабря 2014 21:00 Спасибо большое, Ольга! Раз уж снова вспомнилось про Троицкую церковь, есть вот такая задачка, издали мне совсем непосильная. Мало ли, вдруг кто там бывает и смог бы помочь? Возле церкви есть камУшек с надписями, практически истертыми. Татьяна Михайловна выставила их фото в ОК http://ok.ru/group/51756213731454/topic/62862963605630 в надежде на помощь в расшифровке надписи. Поскольку не все "ходят" в ОК, фото перетянула сюда. Вот они: --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела Сообщений: 6792 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11006 | Наверх ##
14 декабря 2014 9:25 14 декабря 2014 11:24 С ходу лишь два способа прочтения рельефной надписи вспоминаются: * на темном камне натереть мелом, на светлом напротив - землей (не травой только). Дождиком потом смоется без следа. Надпись не повредится. * как в детстве монетки "рисовали", - поверх надписи положить лист бумаги и легонько штриховать по нему мягким грифелем. На бумаге начнет текст проступать. Камень большой, это значит несколько листов задействовать.
Криминалистические способы (а-ля трехмерное сканирование) - эти из области фантастики, рядовому гражданину-физику недоступные.
Нет ли иных действенных и доступных способов? Может под силу кому? --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
vikatapБелоруссия, г. Витебск Сообщений: 951 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1670 | Наверх ##
14 декабря 2014 14:06 Зимой надпись можно натереть снегом. | | |
elena_krdМодератор раздела Сообщений: 6792 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11006 | Наверх ##
14 декабря 2014 16:15 Благодарю Вас, Виктор! Вы традиционно вовремя и с традиционно толковыми советами! smayli.ru/smile/molitva-16.html ______________________________________________ Вот такое еще нашла: " Существует 4 основных способа прочитать полустертые надписи на камнях. Первый – при помощи воды. Если обильно намочить валун и немного подождать, мы заметим, что выступающие участки высыхают немного быстрее, чем углубления. Влажные пятна складываются в очертания букв, которые вполне можно зафиксировать – главное, успеть, пока поверхность не высохла совсем. Правда, у этого метода есть недостаток: если надпись длинная, а изображение подробное, то точная перерисовка каждой буквы и копирование каждой детали требует определенного времени – и влажный контур успевает просохнуть. Так что, зафиксировав небольшую часть послания из прошлого, приходится вновь поливать камень водой и дожидаться, пока он достаточно подсохнет. Второй – при помощи речного песка. Нужно посыпать им поверхность валуна, а затем аккуратно сметать мягкой кисточкой, не сдувая. Мельчайшие песчинки будут скапливаться в углублениях и опять-таки обозначат контуры букв и изображений. Недостаток этого метода в том, что песок слишком легкий, а работают исследователи отнюдь не в лабораторных условиях. Малейший порыв ветра – и можно начинать все с начала. Третий – так называемый снеговой. С камня нужно постепенно, слой за слоем аккуратно сметать снег, стараясь не задеть впадины. В результате получится очень контрастный рисунок – белые линии на темной поверхности. Разумеется, этот метод прочтения надписей на камнях применим только зимой, и только в сухую, достаточно холодную погоду – если снег влажный и липкий, получить нужный эффект очень сложно. Четвертый – изготовление оттиска. Определив место, на которое нанесены символы, нужно накрыть его большим листом фольги – так, чтобы он покрывал надпись с запасом. А потом с помощью молоточка и мягкого куска резины легкими ударами выбить отпечаток. Затем фольгу следует закрепить на подрамнике и транспортировать крайне осторожно. Недостаток этого метода в трудоемкости. К тому же его можно применить только в том случае, если вы уже точно знаете место, на котором есть надпись, и уже определили ее границы. Иначе усилия могут быть потрачены впустую." http://planeta.by/article/1321 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
GrayRamVita sine libertate nihil В Молдове ППЖ Сообщений: 11446 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7250 | Наверх ##
14 декабря 2014 20:51 14 декабря 2014 21:09 elena_krd написал: [q] в надежде на помощь в расшифровке надписи[/q]
Фото посмотреть, увы не могу, так как не хожу в ОК. Но речь, видимо, об этом: [q] Старожилы Череи помнят передаваемое из поколения в поколение предание. В нём говорится: когда построили Белую церковь и ставили крест на верхнем куполе, человек, выполнявший опасную работу, упал и разбился. Несчастного похоронили перед входом в церковь. Изучив немало документов и фактического материала, учёный-россиянин делает вывод, что многое позволяет предположить возможность кончины в Черее выдающегося итальянского инженера эпохи Возрождения Аристотеля Фиорованти, прах которого, возможно, покоится рядом с его Троицкой церковью на полуострове Черейского озера.[/q]
А в Википедии указано, что [q] После похода на Тверь в 1485 году имя Аристотеля Фиораванти больше не встречается в летописях; нет и свидетельств о его возвращении на родину. Вероятно, вскоре он умер.[/q]
Белая церковь (Свято-Троицкий храм) — памятник архитектуры раннего барокко. Построен предположительно в конце 16 - начале 17 века на месте деревянной церкви при базилианском монастыре, построенными Богданом Сапегой... Так что, сомневаюсь я, однако, что камень при базилианской церкви имеет надпись аж с 15-го века. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
elena_krdМодератор раздела Сообщений: 6792 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11006 | Наверх ##
14 декабря 2014 20:59 14 декабря 2014 21:03 А фото я оттуда утянула - других, кроме этих трех нет. Непонятно написала, простите (сейчас поправлю). Татьяна Михайловна - заведует тамошней библиотекой. Я о ней прежде писала. Она так и полагает, что на камне имя построившего храм. Но всегда хочется прочесть, чтобы удостовериться доподлинно. Но надпись им не дается. Свои и ваши подсказки перекинула. С таких фоток мои (да и любые, пожалуй) глаза бессильны. А цитируете Вы по Роальду Романову. Это он такое предположение выдвигал. Повозиться с камнем, безусловно, нужно нешуточно и очень кропотливо. С наскоку не выйдет. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела Сообщений: 6792 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11006 | Наверх ##
14 декабря 2014 21:39 Датировать Троицкий храм я не возьмусь, пока не отыщутся документы. Это как с Воскресенским. Нашли, что в 1789 - 1790 он деревянный, двукуполовый и, что наиболее важно, униатский Воскресения Господня (Zmartwychwstania Pańskiego). Каменным храм отстроен в 1829, с тем же именем - церковь во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. О Троицком точно есть из метрики в завещании Льва Сапеги (29.07.1633): "...на каменную церковь Св. Троицы в Черее (где почивают тела родителей и предков) и базилианский монастырь при этой церкви...". Текст завещания утвержден королем Владиславом IV. Я сейчас немножко иначе ставлю вопрос. Какие существуют доморощенные, но действенные способы прочесть хоть что-то там? И не появится ли вдруг у кого-то времени и желания попытаться эту загадку разгадать. Естественно, не в обязанность никому. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
carodeikaНовичок беларусь Сообщений: 11 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 13 | Наверх ##
16 декабря 2014 19:01 вот ещё, но не всё здесь я понимаю
Прикрепленный файл (istoria-chereriskoi-letopisi_copy.txt, 45648 байт) | | |
elena_krdМодератор раздела Сообщений: 6792 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11006 | Наверх ##
16 декабря 2014 20:27 Спасибо, Светлана Олеговна! Этого я еще не читала. Это вот отсюда: Научные труды и художественные произведения членов ЕАЕН, присланные на конкурс Академии 2014 годИстория Черейской (до «Кенигсбергской») Летописи (Исследование Роальда Романова) Текст статьи в pdf http://eanw.info/konkurs-2014/...topisi.pdfиллюстрации из статьи --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krdМодератор раздела Сообщений: 6792 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11006 | Наверх ##
16 декабря 2014 20:57 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
|
Странички о костеле из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 466 - 467 стр.
___________________________________
Черея на верстовке - Глобус Беларуси