Крестьянские мемуары
Источники информации
KulakovS Новичок
Сообщений: 19 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
25 июля 2016 9:44 | | Лайк (1) |
KulakovS Новичок
Сообщений: 19 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
25 июля 2016 9:45 Воспоминания Артынова Александра Яковлевича (1813—1896) - крестьянина села Угодичи Ярославской губернии Ростовского уезда (в двух частях). Публикации первой части предпослано следующее предисловие: «Издаваемые здесь записки крестьянина села Угодич Ростовского уезда Ярославской губернии А.Я. Артынова, нам кажется, должны иметь особенную цену в глазах современников. Не много имеется у нас подобных воспоминаний, писанных бесхитростною и правдивою крестьянскою рукой. В нашей исторической литературе раздаются голоса о "прошлом", печатаются воспоминания людей высокопоставленных, более или менее близко стоявших к "кормилу правления". Здесь ни о каком государственном "всеведении" и речи нет. Здесь пишет человек, которому известен только маленький уголок Русской земли, но зато известен он ему доподлинно хорошо, как в настоящем, так, особливо, в прошедшем. Автор знакомит читателя с жизнью городского и сельского общества более чем за полвека до нашего времени. В его рассказах восстают исчезнувшие обычаи, изменившиеся нравы. Деятели, давно забытые, являются перед глазами читателя в живо очерченных рассказах. Так, например, личность монаха Мартирия с первых же страниц записок Артынова представляет нам уже живейший интерес. Сам автор — человек глубоко верующий и отчасти даже увлекающийся верой ко всему "чудесному"... Но это нисколько не мешает ему быть глубоко правдивым в его повествованиях о своей долгой жизни, которую он, кажется, вновь переживает в своем описании. Вручая нам свою рукопись, А.Я. Артынов не имел и помышления, что она будет когда-либо напечатана, тем менее он рассчитывал на появление ее на страницах такого почтенного журнала, как "Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских". Автор писал свои воспоминания, как и множество других своих произведений, исключительно для самого себя, и нам с большим трудом удалось склонить его к напечатанию предлагаемых "Воспоминаний". "Боюсь, — говорил он, — что скажут про это? Вот, дескать, мужик захотел писать свои воспоминания!.. И то мне в жизни немало досталось за бумагомаранье. Надо мной издевались, считали мои писания большим грехом или пустяками, да и теперь, пожалуй, сочтут за то же самое. Правда, во всю жизнь отнесся ко мне сочувственно в печати один только человек — это В. И. Лествицын, который написал кое-что доброе и для меня приятное про мои исследования о старине в "Ярославских губернских ведомостях"; кажется, тем дело и кончится!.." А нам думается, кончится дело несколько иначе. Оно получит тот желательный исход, что почтенные труды А.Я. Артынова по собиранию "сказаний и преданий" о своем родном крае не будут забыты, по крайней мере у нас — на севере Руси, или, говоря определеннее, в нашей Ростовско-Ярославской области. Посвящая более полувека всё свободное от сельских занятий время на собирание сказок, преданий, легенд и т.д., А.Я. Артынов приобрел богатые материалы для изучения своей родной местности. Этому почтенному труду он отдался ещё в то время, когда грамотности в народе почти совсем не было, когда он имел свое миросозерцание, "когда у него еще были живы предания", так энергически вытесняемые у нас новейшею народною школой. А.Я. Артынов записывал рассказы старожилов, горожан и крестьян, делал извлечения из рукописных книг когда-то знаменитых библиотек Хлебникова, Трехлетова, Марокуева и др. В его руках были две знаменитые рукописи: Хлебниковым Ростовский летописец XVII века и рукопись бывшего владельца села Угодич стольника Мусина-Пушкина (XVII—XVIII вв.). Эти рукописи заключали в себе такие подробности, которые, как видно из воспоминаний Артынова и сделанных им извлечений, были поистине замечательными. Нельзя не пожалеть о том, что А.Я. Артынов (тогда еще человек молодой и малоопытный в святом деле изучения своей родины) не потрудился эти рукописи записать дословно и ограничился лишь тем, что извлекал из них вкратце содержание, не удерживая "языка" подлинных рукописей. Он хотел было истребить и эти выписи вместе с другими своими бумагами, но благодаря случайному знакомству с М.П. Погодиным удержался от этого "поступка", который был бы весьма неприятен для истории нашего края. Покойный Погодин объяснил Артынову значение его выписок и просил продолжать свой труд. Но довольно... Читатель сам увидит, насколько мы были вправе высоко ценить воспоминания самого Артынова. — Заметим, что, печатая их, мы строго держались оригинала подлинной рукописи, исправляя лишь орфографические ошибки, и только в некоторых местах позволили себе сделать необходимые примечания. В заключение обращаем внимание читателей на приложения к воспоминаниям Артынова. Все они представляют тоже немалый интерес; особенно любопытно с историческо-легендарной стороны описание села Угодич, родины почтенного автора». Вторая часть «Воспоминаний...» доведена до 1852 г. и обрывается буквально на полуслове, что заставляет предположить, что «Воспоминания...» были опубликованы далеко не полностью. Какие-то причины не позволили А.А. Титову продолжить их публикацию. Возможно, что ими явилась сомнительная репутация Артынова как знатока и собирателя «ростовской старины». В предисловии ко второй части Титов повторил приведенное выше предисловие к части первой, дополнив его биографическим очерком Артынова, в котором были пересказаны факты опубликованной ранее первой части «Воспоминаний...». В конце нового «Предисловия» Титов дал характеристику мемуариста как краеведа и собирателя: «В свободное время от занятий Артынов принялся за оставленное было им любимое занятие: он опять, как сам выражается, стал ездить на своем любимом коньке, т.е. писать о ростовской старине и приводить в порядок свои бумаги. В следующем (1848 г.) Александра Яковлевича посетили гр. А.К. Сиверс, Д.А. Чапский и и.С. Аксаков, посланные правительством для собирания статистических сведений, причем Ив[ан] Сергеевич, увидев написанную автором "Воспоминаний" историю с. Угодич, лично исправил ее и послал для напечатания в "Ярославских губернских ведомостях", а вскоре после этого Артынов познакомился с редактором "Ярославских губернских ведомостей" Ф.Я. Никольским, известным библиоманом Е.В. Трехлетовым и другими лицами. История с. Угодич была, конечно, напечатана и в свою очередь послужила поводом тоже к истории: угодичский старшина Истомин, прочитав ее в ведомостях, ночью вызвал А.Я. Артынова на сельский сход, где не только всячески бранил его за бумагомарание, но за напечатание статьи грозил даже телесным наказанием и ссылкой. Чем бы всё это дело кончилось, Бог весть, если бы за А.Я. Артынова не вступился именитый ростовский купец П.В. Хлебников, любитель старины и в свою очередь имевший хорошее собрание рукописей; Хлебников написал обо всём случившемся окружному начальнику Пороховщикову, который приехал в Угодичи и сделал весьма внушительный выговор старшине и сходу за невнимание к труду Артынова, а приехавший вскоре после этого происшествия в Ростов граф Стенбок советовал даже Артынову писать о случившемся Императорскому Археологическому обществу, но автор "Воспоминаний", боясь последствий такого донесения в отношении бывших своих врагов, оставил дело без последствий, удовлетворясь лишь публичным позором, перенесенным старшиной и его сообщниками. Вскоре после этого у А.Я. Артынова родилась мысль всецело посвятить себя изучению истории Ростова Великого, благо материалов под руками у него было много; за приведение в исполнение задуманного Александр Яковлевич немедленно и принялся...». Последние 44 года жизни Александра Яковлевича Артынова не отраженны в его воспоминаниях. Эти годы он занимался мелочной торговлей, служил на должности старосты Богоявленской церкви села Угодич и стал известен как краевед и собиратель местного фольклора. Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/07/18131896.html | | Лайк (1) |
KulakovS Новичок
Сообщений: 19 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
25 июля 2016 9:46 Николай Николаевич Шипов (1802 - после 1881). "История моей жизни и моих странствий". Автобиография крепостного крестьянина из Выездной слободы, близ города Арзамаса, которому суждено было побывать во многих странствиях, как по России, так и в других странах, в том числе и на Святой земле. Рассказ Шипова оканчивается 1862 годом. Из последующей за тем жизни его следует упомянуть о том, что он, будучи уже преклонных лет, совершил в 1866 году вторичное путешествие в Иерусалим; в 1868 году отправился в Ташкент, где прожил до 1876 года, когда возвратился к родным своим в Нижегородскую губернию. Во время печатания автобиографии, в 1881 году, Николай Николаевич Шипов находился в С.Петербурге. Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/06/1802-1881.html | | Лайк (1) |
KulakovS Новичок
Сообщений: 19 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
25 июля 2016 9:48 Воспоминания пелымского старожила - крестьянина Антона Васильева Казанцова, возрастом 130 лет. "Крестьянин Антон Васильев Казанцов родился в царствование Императора Петра Перваго, между ясачными Вогулами, в то время, еще не говорившими по Русски (Дед Антона Казанцова, Иван, уроженец города Казани, жил 60 лет, и поселился в Пелыме, — сын его, отец Антона, Василий, родился уже в Пелыме и жил более 80 лет.); в простоте сельской жизни Казанцов вел себя скромно, осторожно; не входил в сообщество людей буйных, был трудолюбив и воздержен, не знал горячих напитков до 50 лет; по силам же своим мог работать за трех и четырех человек; ходил за сохою в поле, а по лесам за звериною добычею, и в свое время, известен был под именем зажиточнаго; но когда уже дожил до 100 лет, то по неволе отстал от работ,обеднел и стал кормиться уже трудами детей и внуков." Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/05/130-i.html | | Лайк (1) |
KulakovS Новичок
Сообщений: 19 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
25 июля 2016 9:52 Жизнеописание Александра Петровича Березина (1723—1799) - крестьянина Ярославской губернии, ставшего купцом 1-й гильдии и городским головой Санкт-Петербурга. "Сокращенная жизнь покойного Санкт-Петербургского купца первой гильдии Александра Петровича Березина, писанная по его воле незадолго до кончины сего Богом благославеннаго мужа и наконец, согласно образу его жизни и деяний вновь сочиненная Н.Н., в память потомства его, по соизволению любезнейшей его дочери и зятя С.-Петербургскаго второй гильдии купца Петра Яковлевича и супруги его Пелагеи Александровны Туфановых, урожденной Березиной, в 1807 году, Января." Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/04/blog-post_26.html | | Лайк (1) |
KulakovS Новичок
Сообщений: 19 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
25 июля 2016 9:54 Записки солдата Памфила Назарова, в иночестве Митрофана (1792—1839 гг.). Эти записки представляют собой жизнеописание крестьянина Тверской губернии, который попал в рекруты в 1812 году, прошел в сражениях пол-Европы, а после окончания военной службы вернулся в родную губернию, где принял монашеский постриг. Вот что писал о Назарове В. И. Лѣствицынъ. в "Русской старине" в 1878 году: "Назаровъ поступилъ въ военную службу въ сентябрѣ великаго 1812 года, 20-ти-лѣтнимъ безграмотнымъ крестьянскимъ парнемъ Корчевскаго уѣзда, Тверской губерніи, а отставку получилъ въ 1836 году. Въ теченіе этого промежутка онъ исколесилъ большую часть Европы и участвовалъ во многихъ сраженіяхъ, при чемъ нѣсколько разъ былъ раненъ и даже изувѣченъ. За это онъ былъ щедро награждаемъ знаками отличія и уволенъ съ пенсіей 80 руб. асс. въ годъ; но хотя въ эпоху ланкастерскихъ школъ и выучился грамотѣ, письму и ариѳметикѣ, однако до офицерства не дошелъ. И такъ служба его не была особенно блистательна. Но за то Назаровъ оставилъ записки о своей военной службѣ, которыя, кромѣ происхожденія отъ простаго солдата, замѣчательны тѣмъ, что нисколько не похожи на записки, веденныя лицами изъ другихъ сословій, потому что послѣднія болѣе или менѣе наполнены исторіею, государственными и военными соображеніями, вообще общественнымъ интересомъ, между тѣмъ какъ у Назарова ничего такого нѣтъ и онъ занимается исключительно разсказомъ о себѣ и своихъ обстоятельствахъ; при этомъ, такъ какъ онъ былъ «однимъ изъ толпы» солдатской, то въ запискахъ его рисуются многія черты послѣдней. Соображая же, что Назаровъ всегда отличался честностью, правдивостью надобно полагать, что и черты солдатскаго быта, имъ приводимые, точны и истинны. Въ частности же о военныхъ дѣйствіяхъ, которыхъ касается Назаровъ, почерпающій свѣдѣнія изъ недоступной другимъ солдатской бесѣды, сообщаетъ немало любопытнаго, а черты поля битвы послѣ сраженія, находящiяся въ тѣхъ случаяхъ, когда Назаровъ былъ раненъ, даже очень интересны. Записокъ Назарова осталось нѣсколько списковъ. Старѣйшій по извѣстности списокъ Корчевскій, посланный Назаровымъ въ 1839 году своимъ деревенскимъ родственниками которые сдѣлали его довольно извѣстнымъ въ своей мѣстности, такъ что наши Корчевскіе знакомые безъ большого труда могли достать его. Въ Ярославлѣ извѣстнѣйшій списокъ — собственный Назарова, который, за недавнею смертію этого старца, поступилъ въ собственность Спасскаго монастыря. Къ запискамъ мы присоединили нѣсколько писемъ разныхъ лицъ къ Назарову и отъ Назарова къ нѣкоторымъ родственникамъ и знакомымъ, потому что они продолжаютъ знакомство читателя съ Назаровымъ еще на 5 лѣтъ послѣ записокъ и вмѣстѣ поясняютъ процессъ, какъ изъ стараго, закаленнаго въ бояхъ солдата, выработывается типъ книжнаго начетчика и даже ревнителя по благочестію" Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/03/17921839.html | | Лайк (1) |
KulakovS Новичок
Сообщений: 19 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
25 июля 2016 20:49 Крестьянин Николай Иванович Заборский (1887—1953). Летопись села Зачачье, Холмогорского уезда, Архангельской губернии Рукопись составлена Николаем Ивановичем Заборским (1887—1953), крестьянином села Зачачье, Холмогорского уезду Архангельской губернии (ныне Емецкий Район Архангельской обл.). См. о нем: Гунн Г. Две реки — два рассказа. М., 1976. С. 71—72. Повествование Г.П. Гунькина (Г. Гунн — один из его литературных псевдонимов) о посещении Н.И. Заборского относится к 1951 г.; он же четверть века спустя получил от сына Н.И. Заборского «конторскую книгу», случайно оставшуюся в доме после распродажи всей библиотеки (Там же. С. 77—78). Впоследствии Г.П. Гунькин передал эту, никак не озаглавленную автором, рукопись в Древлехранилище им. В.И. Малышева Пушкинского Дома РАН. Рукопись представляет собой частично сшитую тетрадь. В начале это четыре отдельных листа оберточной бумаги размером приблизительно 35 х 20 см, исписанных карандашом и не закрепленных в блоке. Потом следует тетрадь из 24 листов более плотной оберточной бумаги в среднем размером 25 х 20 см, тетрадь из 14-ти листов приблизительно того же формата, еще 14 сшитых в тетрадь листов 28 х 24 см (но есть среди них и 23 см по высоте), тетрадь в 30 листов подобного же формата нарезки, после чего формат увеличивается до 37 см по высоте и укрупняется до шести тетрадей, 194-й лист которых — последний в этом варианте «писчего материала». Конец рукописи пишется карандашом (иногда красным) уже на сшитых в тетрадь листах линованной (по преимуществу) бумаги, канцелярских бланках. Последняя запись была сделана на л. 216 (по архивной пагинации) и датирована 4 апреля 1953 г., еще четыре листа остались незаполненными. Возможно, Н.И. Заборский чувствовал уже, что не вернется к этим записям, и в конце последней поставил свою подпись. Все тетради сшиты в единый блок и вложены в картонный переплет, оклеенный зеленой «мраморной» бумагой, с матерчатым корешком и наугольниками. Публикуемая «летописная» часть текста занимает малую толику всего повествования (24 листа из 216): с 1946 г. «летопись» превращается в «дневник», т.е. меняет свою жанровую отнесенность — и постепенно ставшие почти ежедневными эти записи заполнили остальное бумажно-обёрточное пространство импровизированной книги. При публикации сохраняются некоторые, не всегда грамматически правильные, написания автора; не прочитывающиеся по внешним краям листов слова заменены многоточиями; слова, написанные автором сокращенно, раскрываются в скобках; оставшиеся непрочтенными фрагменты текста отмечаются пометой [нрзб). Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/07/18871953.html | | Лайк (1) |
KulakovS Новичок
Сообщений: 19 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
25 июля 2016 21:58 Иван Михайлович Кабештов (1827 — не позднее 1918). Моя жизнь и воспоминания, бывшего до шести лет дворянином, потом двадцать лет крепостным. Иван Михайлович Кабештов (1827 — не позднее 1918), незаконнорожденный сын саратовского дворянина и крепостной крестьянки — известный во второй половине XIX и начале XX в. на юге России хозяйственный деятель, почетный член Общества сельского хозяйства Южной России, популяризатор практических знаний по сельскому хозяйству и животноводству. Кабештов был одним из инициаторов создания «Общества взаимопомощи служащим по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной промышленности» (1900). Опубликованные в этой книге воспоминания Кабештова охватывают конец 1820-х — первую половину 1850-х гг. и составляют лишь первую часть задуманного автором жизнеописания. Читать: https://moskvityanin.blogspot.ru/2016/07/1827-1918.html | | Лайк (1) |
|