Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Спасо-Преображенская Рабангская церковь

Спасо-Преображенская Рабангская церковь Вологодского уезда: из прошлого - в будущее. История храма и прихода, события и люди, духовенство и прихожане.

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 8 9 10 11 12 13 Вперед →
Модератор: smigv48
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4854
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2756
Спасо-Преображенская Рабангская церковь Вологодского уезда была для моих предков родным храмом. В нем служили мой прадед и дед.
В теме будут представлены материалы по истории храма и прихода, сведения о служителях и прихожанах.

Храм во имя Филиппа Рабангского: начало. Современность и приходская жизнь
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4854
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2756
Спасопреображенская Рабангская приходская церковь Вологодского уезда

Церковь относилась к Рабангскому приходу Вологодского уезда. В далеком прошлом в этих местах на реке Рабанге был построен небольшой Рабангский монастырь с деревянной церковью. По документам известно, что Рабангский монастырь основан в 1447 году Вологодским святым – преподобным Филиппом Рабангским, учеником преподобного Дионисия Глушицкого, в котором он удостоился быть первым игуменом. Скончался Филипп Рабангский 15 ноября 1457 года и был погребен в монастыре, близ церкви.
Рабангский монастырь по грамоте Ивана Грозного в 1564 г. был снабжен вотчинами и существовал до середины XVIII столетия. Наставничество в монастыре было игуменское. В 1764 году был обращен в приходскую Спасо-Преображенскую Рабангскую церковь Вологодского уезда.
Преображенская на Рабанге каменная церковь построена и освящена в Спасо-Рабангском монастыре на монастырские средства в 1744 году, и после упразднения монастыря в 1764 г. становится приходской.
В 1832 году церковь была перестроена на средства прихожан. Она стала двухэтажной, с колокольней в одной связи. Колокольня выполнена в стиле классицизма. В уезде такие постройки относятся к первой половине XIX в.
При церкви числилось до 56 десятин земли, рыбных ловель и других угодий не было. При церкви имелся деревянный амбар для церковной утвари и имущества. В числе церковного имущества числились три казенных дома: в первом размещалось земское училище и жил псаломщик, второе и третье были отданы для проживания в них церковного сторожа и просфирни.
Престолов: в холодном храме – во имя Преображенья Христова; в теплом, недалеко от входа – во имя Божьей матери всех скорбящих радости, который был освящен 17.03.1885 г.; по правой стороне, в трапезе, - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, который был освящен после возобновления 07.12.1869 г. С левой стороны – придел во имя Апостола Филиппа Рабангского. В штате церкви были священник и псаломщик.15.06.1872 г. при церкви было открыто приходское попечительство и его первым председателем был избран священник Феопепт Кудрявцев.
Одними из известнейших прихожан храма была семья будущего министра Сергея Васильевича Рухлова. Вместе с родителями Василием Никитичем и Екатериной Кузьминичной Сергей Васильевич приезжали в Спасо-Преображенскую церковь на молебны и исповеди, на большие церковные праздники. Они часто преподносили церкви богатые дары. И церковь славилась своим дорогим убранством и утварью. После смерти родители Сергея Васильевича Рухлова были похоронены возле церкви у алтарной стены. Могила их не сохранилась.
В конце 1918 г. из церкви были изъяты наиболее значимые церковные ценности, которые были переданы в фонд ЦК Помгола (помощь голодающим). В середине 1930-х годов церковь была закрыта для богослужений, колокольня разорена, а снятые колокола были утоплены в р.Сухоне. Затем церковное здание некоторое время использовалось как складское помещение, а в конце 1940-х годов было разрушено до основания. Кирпичи были вывезены в Вологду и использованы для строительства домов.
В настоящий момент не существует.
В 2013 году усилиями сельчан были собраны средства на установку Поклонного креста на месте бывшей церкви. Торжественный молебен и освящение креста прошли 18 августа, в день деревенского праздника, при большом стечении жителей и гостей.
В 2015 году на месте бывшего храма силами жителей Слободы, близлежащих деревень, спонсоров и общественного комитета была построена красивая деревянная церковь в честь Филиппа Рабангского и начата возводится колокольня.

В этой церкви служили:
- с 1887 по 1899 гг. священником Александр Васильевич Изюмов, брат Марии Васильевны Крупновой (моей прабабушки);
- с 1907 по 1918 гг. диаконом Одинцов Павел Аркадьевич, отец Крупновой Нины Павловны (мой прадед)
- с 1919 по 1933 гг. дьяконом Крупнов Владимир Александрович, сын Крупновых Александра Дмитриевича и Марии Васильевны (мой дед).


Прикрепленный файл: Рабанг-монаст.jpg
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4854
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2756
Спасо-Преображенская Рабангская церковь Вологодского уезда (1764-середина 1930-х гг.)
Красивый храм на высоком берегу реки Сухоны

Прикрепленный файл: Сп-Пр.Раб.ц..jpg
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4854
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2756
Преподобный Филипп Рабангский

Сведения, сохранившиеся о жизни преподобного Филиппа Рабангского, очень скудны. Совершенно неизвестно, где и когда родился преподобный, кто были его родители и в какое время он пришел в Глушицкую обитель, ставшей колыбелью его иноческой жизни. Здесь, в обители преподобного Дионисия (память 1/14 июня), он принял монашество и, как истинный инок, как строгий подвижник, сделался одним из приближенных учеников угодника Божия. По кончине преподобного Дионисия Глушицкого (в 1437 г.) преподобный Филипп оставался некоторое время в родной ему обители при втором игумене ее, преподобном Амфилохии (память 12/25 октября), а потом, ища безмолвия, покинул Глушицу и поселился на берегу Рабангской Сухоны, в 32–х верстах к северо–востоку от Вологды. Местность эта отличалась удивительной красотой. Высокий берег Сухоны при одном из ее поворотов позволял далеко видеть течение величественной реки, а на противоположном берегу шла цепь невысоких холмов. Местность представляла море девственного леса, не тронутого рукою человека. Здесь, среди векового бора, подвижник поставил себе келью, чтобы в желанном уединении и безмолвии проводить жизнь свою. Но вскоре жители более близких поселений случайно открыли отшельника, и уединение его было нарушено.

Пустынника начали посещать миряне для духовной беседы. Среди ищущих совета и помощи подвижника были и такие, которые желали спасаться под его руководством; таким путем собралось несколько человек братии. Братия просили преподобного Филиппа, чтобы он построил храм и основал при нем общежительный монастырь. Видя в просьбе их указание Промысла Божия, преподобный отправился в Ростов к архиепископу Ефрему (управлял Ростовской епархией с 1427 по 1454 гг.) за благословением на создание храма и обители. Архиепископ охотно дал благословение преподобному Филиппу как ближайшему ученику преподобного Дионисия и сверх того снабдил его всем необходимым для освящения церкви; самого подвижника владыка поставил игуменом новосозидаемой обители. В 1447 году храм обители был уже освящен в честь Преображения Господня, от которого и самая обитель получила наименование Спасо–Преображенской. Став во главе братии, преподобный Филипп удвоил свои подвиги: проводя жизнь в непрестанных трудах, посте и молитве, он подавал пример своему словесному стаду; всегда строгий к себе, подвижник был неизменно снисходителен и милостив к другим. Так, не ослабевая в суровых подвигах даже с достижением старческого возраста, преподобный Филипп свершил течение своей жизни по пути добродетели. После десятилетнего управления своей обителью 15 ноября 1457 года он мирно почил и был погребен в ней близ церкви. Место погребения после разрушения храма в 1930-х годах не сохранилось.
В лике преподобных. День памяти 15(28) ноября.
(Филипп Рабангский, преподобный // Википедия).

Прикрепленный файл: прп.ФилиппРабан.jpg
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4854
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2756
Рабангская Слобода (Рабанга), деревня
(История и сегодняшний день)


В Списках селений в середине XIX века именуется как село Спасо-Преображенское или Рабангская Слобода. Первое название по церкви, а второе по типу поселения и гидрониму. С появлением в 1447 году в этих местах Спасо-Преображенского монастыря, при монастыре возникло селение с церковью и ярмаркой, которое стали называть слободой. Рабангой называлась Верхняя Сухона. Рабанга – в переводе с финно-угорского – илистая река.

В 1890 году в приходе значились следующие деревни: Лентьево, Куземкино, Соколово, Нечаево, Анцифорка, Шатенево, Горка, Калитино, Тетеревино, Рабангское, Ершово, Борисково, Васютино, Литега, Федюково, Веретьи, Кузнецово, Середнее, Коржа, Селища, Горка. Всего в приходе на 1890 год числится: 413 дворов, 1067 мужчин и 1239 женщин.
При Спасопреображенской церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались все приходские дети.
Жители Слободы в те времена не занимались хлебопашеством, существовали за счет монастыря и ярмарок. Хлебопашеством жители деревни стали заниматься лишь в начале ХХ века, когда диакон Спасопреображенской церкви Павел Аркадьевич Одинцов (мой прадед) завез семена зерновых культур и научил жителей выращивать пшеницу.
Слобода до начала ХХ века была центром Рабангского прихода. К ней почти вплотную примыкала деревня Сельцо. Уже в 20 веке эти две деревни стали одним целым. Если смотреть на нее с птичьего полета, то она напоминала треугольник. На высоком берегу реки Сухоны стояла улица добротных домов жителей деревни. Возле церкви располагалось здание местной приходской школы. Между церковью (за оградой) и рекой шла аллея, по которой часто гуляла в праздники молодежь, и которая служила дорогой в Сокол. В центре деревни стояло пожарное депо, а площадка возле него была центром всей деревни, где проходили ярмарки, празднества, сходки сельчан.
Церковь просуществовала до 1937 года, затем она была закрыта, колокола сняты и сброшены в реку Сухону.
После революции большинство зажиточных жителей Слободы и середняков были раскулачены. В 1930 году был создан совхоз «Победа».
До войны в Слободе насчитывалось больше трехсот жителей. На территории располагалась школа 1 ступени, изба-читальня, агробаза «Новое» и совхоз. В 1929-1930 гг. в Рабангском сельсовете была проведена сплошная коллективизация.
Не обошла стороной деревню беда 1937 года. Были арестованы священник церкви отец Александр Клнстантинович Соколов, Павел Васильевич Лапин, Егор Максимович Лоскутов, Мария Ивановна Осколкова.
Перед войной получили среднее специальное образование Валентина Николаевна Головкина, Христина Павловна Веселова, Милица Владимировна Крупнова (моя мама). Высшее образование в деревне получили 23 человека.

Война. Почти все мужчины призывных возрастов были взяты в армию. Всего на полях брани погибло 26 сельчан.
Не смотря на все тяготы войны, голод и холод, сельчане всегда были дружелюбны и внимательны друг к другу.

На месте бывшей церкви после войны был выстроен клуб, в котором долгие годы проводились все сельские праздники, концерты агитбригад Кадниковского и Сокольского Домов культуры, показы кинофильмов. В настоящее время здание клуба не существует.
После войны деревня трудно вставала на ноги, поднимала своё хозяйство. Многие жители стали работать на предприятиях Сокола. В середине 60-х г. деревня, как административный центр Пригородного сельсовета, была упразднена. Все административные органы и учреждения (школа, почта, библиотека, здравпункт) были переведены в развивающийся поселок Литегу и с годами Слобода стала пустеть, терять своих жителей по разным причинам: старики умирали, а молодые уезжали в другие края.
Сейчас эта древняя деревня вновь приобретает свою привлекательность, становится больше постоянных жителей.
В 1997 году Слободе исполнилось 550 лет, и это событие торжественно отмечалось жителями деревни. В центре её, где раньше находилась площадка перед бывшим пожарным депо, были накрыты праздничные столы, за которыми разместились жители деревни, гости из Вологды, Сокола, представители Сокольской администрации. Звучали выступления, поздравления, потом песни и частушки под гармонь. Это праздничное мероприятие всем очень понравилось и оставило в душах сельчан приятный след.
В 2013 году усилиями сельчан были собраны средства на установку Поклонного креста на месте бывшей церкви. На месте разрушенной церкви 18 августа состоялся торжественный молебен и освящение креста. Все эти события были приурочены к 566 годовщине возникновения деревни и прошли при большом стечении жителей и гостей. В 2014 году усилиями жителей Рабанги, при поддержке меценатов построена деревянная церковь во имя Филиппа Рабангского.

Слобода поистине была родным местом для семьи и потомков моего деда Владимира Александровича Крупнова. Долгие годы в доме, построенном Владимиром Александровичем, жила его вдова (моя бабушка) Нина Павловна с детьми; затем в нем жила семья их сына – Сергея Владимировича Крупнова. Сейчас владелицей родового гнезда является внучка Владимира Александровича и Нины Павловны.
Ныне деревня Слобода входит в состав Пригородного сельсовета Сокольского района.

(1. Быстрова, М.В. Деревня моего детства: (Рабанга: ее история и жители) / М.В. Быстрова. – Вологда: [б.и.], 2011.
2. Сурогина, Е. Как на ладони: Край родной: Слобода-Сельцо / Е. Сурогина // Сокольская правда. – 2015. – 23 января. – С.12.
3. Чайкина, Ю.Н. Географические названия Вологодской области / Ю.Н. Чайкина. – Архангельск, 1988.
4. Чайкина, Ю.Н. Словарь географических названий Вологодской области: Населенные пункты / Ю.Н. Чайкина. – 2-е изд., доп. – Вологда: [б.и.], 1993. – 480 с.



В этом доме (усовремененном) жили-были мои дедушка с бабушкой - Крупновы Владимир Александрович и Нина Павловна со своими детьми, а потом в детстве и мы часто туда приезжали. К сожалению в настоящее время дом уже не существует.

Прикрепленный файл: P1010004.JPG
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4854
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2756
Считаю уместным поместить здесь воспоминания моей матери. Эти воспоминания были написаны ею в середине 90-х годов. Она рассказывает о родной деревне Слободе Сокольского района и её жителях, делится детскими впечатлениями, вспоминает своих односельчан.


Быстрова Милица Владимировна.


ДЕРЕВНЯ МОЕГО ДЕТСТВА

(Рабанга, ее история, жители)




В Сокольском районе есть деревня Слобода – бывший центр Рабанги. Первые упоминания об этом населенном пункте относятся к очень давним временам.
Вот что пишет Ю.Н.Чайкина в своей книге «Географические названия Вологодской области» о нашей Слободе:
«В списках селений середины XIX века именуется как село Спасо-Преображенское или Рабангская Слобода, а в ней 25 дворов. Первое название по церкви. Второе по типу поселения – гидрониму (название близлежащего водоема).
Возникшее под монастырем селение с церковью и ярмаркой, жители которого в большинстве своем не занимались хлебопашеством, именовали слободой.
Рабангой же в глубокой древности называли Верхнюю Сухону. Рабанга – слово финно-угорского происхождения. Раба - гуща, барда; га – река, таким образом, Рабанга – илистая река».

До войны в Слободе насчитывалось больше трехсот жителей. Украшением ее была красивая двухэтажная церковь, разрушенная перед войной. Вторым зданием, определяющим центральность Слободы, была начальная школа.

Слобода начинается с дома Осколковых. Этот дом стоял у большой дороги, которая шла с севера на Вологду, и перед переправой через Сухону. Переправа находилась в конце Сельца, на повороте к Васютину.
Эти две деревни стояли рядом, их разделяла лишь одна дорога. В этом месте Сухона делала один из своих поворотов почти под прямым углом.
Извозчики часто останавливались у этого дома, чтобы дать отдых себе и лошадям: распрягали и поили коней, да и сами пили чай из самовара, поставленного тетей Анной. В этом доме росли 4 мальчика. Старшим из детей в этой семье был Николай, погибший в войну. Мы вместе с ним учились в 6 классе, а потом он ушел из школы. Николай был хулиганистым парнем, любил пошутить, подраться, но, куда бы мы с девчонками не ходили гулять на деревенские праздники, он один не забывал о нас. Подбежит, бывало, к нам, спросит – не обижают ли, - и опять убежит в компанию парней. Как-то на уроке математики Колька пропел нам частушку не совсем пристойного содержания, и нас, четырех девчонок, затрясло в дурном смехе. Учитель дважды пытался нас урезонить, но мы всё никак не могли успокоиться, и, кончено, вся наша четверка была удалена из класса.

Рядом с этим домом стояли два сарая. В одном, который был поменьше, хранили соль, привозимую на баржах по воде. За долгие годы он так просолился, что даже наружные стены были покрыты белым налетом.
В большом двухэтажном сарае, покрытом железной крышей, в ту пору хранили зерно совхоза. Говорили, что эти сараи раньше (до революции) принадлежали каким-то кадниковским купцам.

Дом Блиновых. В нем жила большая семья: отец с матерью, которые оба работали на бумажной фабрике в Соколе, пятеро детей, да дед с бабкой. В доме «командовал» дед. Если мы начинали слишком шумно вести себя, нас всех выдворяли в крыльцо, которое у них было большим.
Но дед был еще и церковным сторожем. Мы в своих играх иногда проникали на церковную территорию. Но, если мы услышим чей-то крик: «Дед идет!», - сразу же, не дожидаясь его приближения, разбегались в разные стороны. Вспоминается последняя встреча с дедом Блиновым.
Дело было во время, наверное, последней пасхальной службы. Кто-то нам сказал, что во время этой службы служители переодевают ризы. Мы дождались, когда все молящиеся пошли крестным ходом вокруг церкви, пошли в верхнюю летнюю церковь и стояли там притихшие, завороженные красотой и великолепием убранства большого иконостаса. Видя наше смирение, к нам подошел дед и провел на левый клирос. Стояли тут молча, все разглядывая. Но вот началась служба и по ее ходу происходило переодевание в ризы, различных по цвету. Действительно они были великолепные: и белые, и голубоватые, и светло-желтые, украшенные церковными, как бы золотыми символами. Тут уж нас прорвало: вначале шепотком, а потом уж и погромче, мы стали обсуждать эту церемонию. Дед один раз подошел к нам, затем второй, а на третий раз потихонечку выпроводил нас из церкви.
С церковью связано еще одно воспоминание. Она уже была закрыта. Но вот прошел слух, что будут спиливать крест. Мы собрались и стояли за оградой.
Спиленный шпиль стал падать, ударился о землю, крест отломился от удара, взвился в воздухе, пролетел над нашими головами и упал в Сухону. Там ли он покоится на дне Сухоны, или втихаря его подняли? Не знаю...

Дальше идет большой двухэтажный дом священника Соколова. У дома был единственный в деревне малинник и, когда малина созревала, деревенская ребятня была в числе первых посетителей этого малинника. Павла, домработница, давала нам посудины, чтобы мы набрали ягод и по пути насладились ими. В августе во дворе дома выставлялась медогонка, значит, скоро будут гнать мед, и мы бегали где-то рядом, зная, что и нас угостят медом. На первом этаже дома находились столовая и кухня с большой печью. Зимой намерзнемся, катаясь с горки у школы, бежим на печку к Соколовым отогреваться. Ни разу не было, чтобы нас оговорили или попросту не пустили.
Еще чем запомнился этот дом – здесь я впервые услышала радио. Внизу, в одной из комнат жил молодой человек, брат хозяйки дома. Вот у него на столе стояло что-то, состоящее из лампочек и проволочек (как потом я узнала - детекторный приемник) и в один прекрасный момент из этого чуда раздался голос. Мы были поражены случившимся.
Кроме того вверху, в зале, стоял музыкальный инструмент, который называли «фисгармония» (пианино). Отец Александр там проводил спевки с церковным хором, сам играя на этом диковинном инструменте. А потом... потом его арестовали.
В конце концов, вся семья Соколовых уехала в Подмосковье, а дом был продан Корякину. Сейчас пустует и разваливается.

В соседнем доме жила семья Раевских. В этом доме нас привлекало широкое открытое крыльцо, где вёснами, пока еще не сошел снег, мы играли в костыги. Почему-то в костыги мы играли только веснами. Здесь, кроме родителей жили трое ребятишек. Единственное неприятное воспоминание из детства связано с одним из парней этой семьи, который предложил моей старшей сестре Валентине лизнуть зимой железный штырь ограды. Язык у неё, конечно, приклеился, и маме пришлось отливать его горячей водой.

Дальше идет наш дом – дом Крупновых. Он немного удалился из общего порядка, вглубь. Дом был построен, наверное, моим дедом Павлом Аркадьевичем Одинцовым, который несколько лет служил в местном Спасопреображенском храме. Около дома, с правой стороны, росло много огромных черемух, за ягодами которых лазили буквально все деревенские ребятишки. Нас у родителей, Владимира Александровича и Нины Павловны, было четверо: Валентина, я, Сергей и Тамара.
Дом стоял напротив школы. Когда мои подружки (а они были постарше меня на годик) пошли в школу, мой отец, Крупнов Владимир Александрович, договорился с учительницей Смирновой Елизаветой Александровной, чтобы меня взяли вольнослушателем в школу, т.к. по возрасту я еще не подходила.
Вспоминаю такой момент: сижу на первой парте и в тетради в линейку печатаю букву «А», но она уже к концу строчки снизилась до половины. Учительница, что-то объясняя учащимся, подходит ко мне, начинает новую строчку с этой же буквы. Поэтому в последующие учебные годы почерк мой был не очень красивый. А вот чтение отец проверял. И для меня долго было тайной, когда я, читая вслух и находясь где-то в других комнатах, допускала ошибки, папа меня поправлял. Как он «видит», что я вру? До меня еще не доходило, что читаемое можно слышать. А в третьем классе за плохой почерк по жалобе учительницы Анны Александровны Лерчер получила дрань, но писать после этого лучше стала лишь в четвертом классе, уже после смерти отца.
После окончания 4-х классов меня не взяли учиться в 5-й класс только что открывшейся в Соколе школы им. Бубнова и меня взяли к себе дед и бабушка, которые жили около Печаткина в селе Воскресенье. Тут в селе была своя школа, но меня туда вольнослушателем тоже не взяли и я, по договоренности деда, Одинцова Павла Аркадьевича, ходила в школу через реку Сухону в деревню Бекренево.
5-й класс я заканчивала в только что открывшемся классе школы № 5 в том же селе, но семилетку (первый выпуск) уже заканчивала в своей Рабангской школе. Когда в 1933 году умер папа, и мама, устроившись на работу, уходила в лесной отдел бумажной фабрики (ныне Сокольский ЦБК), наша четверка оставалась дома одна. За нами присматривали все соседи: и что мы делали, и как себя вели. Идущие из Ершова в клуб нашей деревни парни, прекращали игру в гармонику и пение частушек, зная, что мы могли быть дома одни. Никто никогда не стукнул по опушке дома, чтобы не напугать нас. Спасибо всем за это!

Рядом с нашим домом, около большущего тополя, стоял маленький домик. В нем жила старушка, которая пекла для церкви просвирки. Я даже не знаю ее фамилии, так и звали ее «дом Кати-просвирни».

Следующий дом – Петерговых. Со страшим сыном, Сашей, мы учились в одном классе. Этот дом был какой-то закрытый для людей, я бывала в нем всего лишь один раз. О происхождении их фамилии существует легенда, из которой следует, что эту фамилию им Петр Первый придумал.

Дальше в ряду стоял дом Папышковых, родителей моей подружки Оли, с которой, как говориться в пословице «Лен не делен и отрепья вместе». У Оли были еще брат и сестра. Ее мама, тетя Маня, была одной из главных опекунш над нами, а дядя Саша? Это был красивый мужчина, умел хорошо петь. Всегда посмотрит, что мы делаем и даст нам нужный совет. В доме была всегда идеальная чистота.

В следующем доме Ивановых жили мама с дочкой. Дочка была старше нас и с нами компанию не водила.

А следующий дом Морозовых был интересен своими окнами. Окна в жилой части дома были разных размеров. В середине большое обычное окно, а по краям два окна в половину среднего, называли их - тулошные. Что это значит – не знаю. В одно прекрасное время мы увидели в этих окнах две детские рожицы с черными глазками. Это приехали жить в деревню Морозовы.

Вместо этих двух домов сейчас стоит один – Масаковых.
Некоторые дома на протяжении всей своей истории меняли своих хозяев несколько раз. В бывших домах Раевских, Барановых, Осколковых сейчас живут другие сельчане.
В 30-е годы в деревню приехали новые жители Барановы, Морозовы, Охины, Пушниковы, Лерчер, Киселевы.
Если бы можно было посмотреть на нашу деревню Слободу с большой высоты, то ее конфигурация напоминала треугольник.

Война. Почти все мужчины призывных возрастов были взяты в армию. Всего на полях брани погибло 25 сельчан – с фронта не вернулся ни один из моих ровесников.

Хочется вспомнить этих жителей поимённо*:

1. Бараев Владимир Александрович (1913 г.)
2. Белов Алексей Николаевич (1925 г.)
3. Кулаков Иван Александрович (1898 г.)
4. Купцов Николай Алексеевич (1893 г.)
5. Купцов Юрий Павлович (1924 г.)
6. Лапин Александр Александрович (1919 г.)
7. Лапин Александр Павлович (1921 г.)
8. Лапин Борис Сергеевич (1925 г.)
9. Лапин Николай Васильевич (1901 г.)
10. Баранов Дмитрий Сергеевич (1896 г.)
11. Купцов Александр Павлович (1923 г.)
12. Купцов Павел Александрович (1896 г.)
13. Осколков Николай Николаевич (1921 г.)
14. Петергов Александр Павлович (1902 г.)
15. Петергов Николай Александрович (1910 г.)
16. Петергов Николай Александрович (1904 г.)
17. Петергов Александр Николаевич (1922 г.)
18. Петергов Алексей Александрович (1909 г.)
19. Петергов Алексей Иванович (1901 г.)
20. Политов Алексей Алексеевич (1904 г.)
21. Политов Николай Александрович (1898 г.)
22. Чащин Юрий Александрович (1925 г.)
23. Лапин Алфей
24. Шабунин Александр Александрович (1911 г.)
25. Елохин Егор Семенович

В годы войны жители Слободы, как могли, помогали фронту, работали в местном совхозе. Тяжелыми были и послевоенные годы.
Большинство сельчан стали работать на предприятиях Сокола и Кадникова, уезжали в другие города. И с годами Слобода стала пустеть, терять своих жителей.

Очень хочется надеяться, что моя родная деревня, не смотря ни на что, будет существовать еще не одно десятилетие и ни одно столетие.

___
* Список составлен мамой (возможны неточности)


---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4854
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2756
Храм во имя преподобного Филиппа Рабангского.

В 2015 году на месте бывшего Спасо-Преображенского Рабангского храма силами жителей Слободы, близлежащих деревень, спонсоров и общественного комитета была построена и освящена красивая деревянная церковь в честь Филиппа Рабангского и начата возводится колокольня, которая в настоящий момент уже построена.
В праздничном мероприятии приняли участие жители и гости деревни, представители муниципалитета и спонсоры.


Прикрепленный файл: IMG_20150819_101800.jpg
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4854
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2756
Неподалеку от храма Филиппа Рабангского силами жителей деревни и спонсоров была выстроена новая колокольня.

Прикрепленный файл: колокольняРабанга.jpg
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4854
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2756
Прихожане Спасо-Преображенской церкви

Рухлов Сергей Васильевич родился 9 июля 1852 года (по ст. стилю) в Вологде в семье помещика, губернского секретаря Вологодской губернии Василия Никитича Рухлова. В 1869 г. окончил Вологодскую мужскую гимназию с серебряной медалью, затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата права.

В 1873 году начал службу в Министерстве внутренних дел, с 1879 г. служил в Главном тюремном управлении Министерства юстиции, в котором от старшего делопроизводителя дослужился до чина действительного статского советника. В 1892 г. Сергей Васильевич был назначен помощником статс-секретаря, затем, с 1897 г. – статс-секретарем Государственного совета отделения государственной экономии. В 1903 г. его назначают заместителем главного управляющего торговым мореплаванием и портами. В 1909-1915 гг. Сергей Васильевич состоял в должности министра путей сообщения.

Сергей Васильевич был одним из учредителей Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде, более десятка лет он был первым и бессменным председателем правления Общества вспомошенствования вологжанам в Санкт-Петербурге. В 1901 г. за неустанную благотворительную деятельность в пользу учащейся молодежи города по ходатайству Вологодской городской Думы Сергею Васильевичу было присвоено звание «Почетный гражданин города Вологды».

В 1904 г. он стал одним из инициаторов образования и первым председателем Российского морского союза, председателем Общества Российского морского права. В 1912 г. был пожалован в статс-секретари императора Николая II, в 1913 г. произведен в чин действительного тайного советника, в 1914 г. назначен членом Комитета финансов. За долговременную государственную службу Сергей Васильевич неоднократно награждался высшими государственными наградами.

По своим политическим взглядам Сергей Васильевич был консерватором, входил в состав членов «Союза русского народа», был одним из создателей монархического «Всероссийского национального союза».

В 1915 г. Серей Васильевич подал в отставку и был освобожден по болезни с награждением бриллиантовыми знаками к ордену св. Александра Невского.

Во время революционных событий Сергей Васильевич находился в своем имении под Пятигорском. 29.08.1918 он был арестован ЧК Северного Кавказа и содержался под стражей.

Расстрелян чекистами 31 октября 1918 г. в Пятигорске.
В 2017 году исполнилось 165 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рухлова.

Библиография:
1.Рухлов Сергей Васильевич // Вологодский хронограф: даты, события, люди: Краеведческий календарь по городу Вологде на 2017 год / МБУК «ЦБС г. Вологды»; сост. Г.В. Смирнова. – Вологда, 2016. – С.66.
2. Васильева, М.В. Рухлов Сергей Васильевич / М.В. Васильева, А.В. Суворов // Вологда в минувшем тысячелетии: Человек в истории города. – Вологда, 2007. – С.94-95: портр. – Библиогр.: с.95.
3.Коновалов, Ф.Я. Рухлов Сергей Васильевич / Ф.Я Коновалов // Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006. – С.408: портр.
4. Балакшин, Р. Славные предки: IX. Царский министр / Р. Балакшин // Избранное / Р. Балакшин. – Вологда, 2005. – С.755-762.
5. Коновалов, Ф.Я. Рухлов Сергей Васильевич / Ф.Я. Коновалов // Выдающиеся вологжане: биогр. очерки. – 2-е изд., доп. – Вологда, 2010. – С.54-57: портр. – Библиогр.: с.57.
6. Рухлов Сергей Васильевич // Рожденные Вологодчиной: энцикл. словарь биографий. – Вологда, 2005. – С.556-557: портр.
7. Чуева, Н. Усадьба Рухлова / Н. Чуева // Время и люди. – Сокол, 2004. – Кн.1. – С.27-33.




Прикрепленный файл: рухлов.jpg
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4854
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2756
Выписка из Дневника Crotik49

Ревизские сказки Вологды и уезда за 1795 г. (ГАВО, ф.496, оп.1, д.4380, лл.296-297об)


Сказка N 121 1795 г. .... церковь Преображенья Господня что на Рабанге священник Иван Васильев ...

-л.296 По ревизии 1782 г.

Статные:

Священник Иван Васильев , 52
Жена Катерина Егорова, 50, священническая дочь.
У них сын Василий, 16, обучается в семинарии произведен к вышеозначенной церкви в 1788 г.в диакона ;

Диакон Андрей Васильев , 51, ум.1788 г.
У него жена Александра Иванова, 47, диаконская дочь.
У них дети :

- Иван, 26, обучается в семинарии в 1778 г.был произведен состоящим на всем содержании в Лопотов монастырь и из оного определен в 1782 г. Кадниковского уезда к Ильинской что на Чевце церкви пономарем, а оттуда произведен к Покровской что на Замошье церкви, а ныне находится при означенной Преображенской на Рабанге пономарем ;
У Ивана жена Ирина Дмитриева, 24, священническая дочь.
У них дети :
- Катерина, 4
- Ульяна, 3
- Федора, 4 нед.

- Маремьяна, 19, выдана в замужество в г. Кадников за купца Тимофея Фукова ;

Дьячок Григорий Григорьев ,34
У него жена Марина Васильева, 32, священническая дочь.
У них дети :
- Иван, 1 (7?)
- Ефимия, 12 , выдана в замужество 1789 г.экономического ведомства бывой вотчины Рабанского монастыря за крестьянина Осипа Васильева ;
- Ульяна, 9, выдана в замужество в 1792г. экономического ведомства бывой вотчины Рабанского монастыря дер. Борисова за крестьянина Семена Иванова ;
- Татиана, 7
- Мария, 4

Л.297. Ныне на лицо...1795 г.

Статные

Священник Иван Васильев , 65
У него жена Катерина Егорова, 63, священническая дочь.

Диакон Василий Иванов , 29, произведен на место умершего диакона Андрея Васильева .
У него жена Анна Михайлова 26, взятая Вологодского уезда Ямской Кирилловской слободы дер. Лукьяново ямщицкая дочь с указанной отпускной ;
У них дети :
- Василий, 3
- Надежда, 5

Дьячок Григорий Григорьев , 47
У него жена Марья Васильева, 45, священническая дочь.

У них дети :
- Иван, 14, обучается в семинарии
- Василий, 10, обучается российской грамоте
- Стефан, 7, обучается российской грамоте
- Татьяна, 19
- Марья, 16
- Васса, 4

Пономарь Иван Андреев , 39
У него жена Ирина Дмитриева, 37, священническая дочь
У них дети :
- Николай, 3
- Андрей, 1,
- Катерина, 17
- Ульяна, 16
- Федора, 12

Л.297 об. Застатные.

Умершего в 1788 г. диакона Андрея Васильева жена Александра Иванова, 60

Умершего в 1778 г. пономаря Григория Семенова жена Марина Иванова, 73.




---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4854
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2756
Это научно-историческое исследование было подготовлено моим земляком, студентом Санкт-Петербургского университета, в годы учебы его в Кадетской школе г. Сокола Вологодской области.
Сергея Александровича по праву можно назвать патриотом своей малой родины, активным участником возрождения не только Рабангского храма, но и самой деревни.
Большая заслуга автора в том, что он не только собрал воедино как исторические и архивные сведения о Спасо-Преображенской церкви, так и воспоминания сельчан, раскрывающие историю деревни Слобода и храма.

Текст исследования помещен в сборнике "Известия Вологодского общества изучения Северного края", вып.ХХ. - Вологда, 2016. - С.79-85.

Автор любезно предоставил этот материал для размещения в данной теме.


ВАНЧИКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ОТ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ К ПРЕОБРАЖЕНИЮ ЛЮДЕЙ


Вступление.

Северный край! Знаменит ты непроходимостью лесов, топкими болотами, суровостью климата, красотой и многообразием природы. Наверное, именно поэтому всё время привлекаешь к себе истинных подвижников православной веры. Они, приходя в твои края, основывали здесь монастыри и церкви. В них безграмотные люди преображались в грамотных, верующих людей. В монастыри стекалось множество народа, желавшего увидеть, послушать сих великих светильников православной веры. Они, светильники, зажигали свет Христа в сердцах других людей, которые загорались желанием прославить Бога и преумножить дома Его на Земле. Наш край осветило множество святых, основавших огромное количество обителей. Среди таких святых людей - преподобный Филипп Рабангский, основавший Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Целью моей работы стало изучение истории Спасо-Преображенского Рабангского монастыря и Спасо-Преображенской Рабангской церкви, а также значения деятельности прихожан для храма и воздействие храма на прихожан. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Изучить имеющийся материал об истории монастыря и церкви;
- Встретиться с потомками священнослужителей Рабангской церкви;
- Встретиться со старожилами деревень;
- Проанализировать весь имеющийся материал;
- Систематизировать материалы по теме.
Свои исследования я начал с поиска материала в библиотеках и архивах Вологодской области. Некоторые материалы мне предложили в Вологодской областной научно-публицистической библиотеке имени В.И. Бабушкина, в научной библиотеке ВГИАХМЗ. Очень ценные документы были мною исследованы в ГАВО и в фонде письменных источников ВГИАХМЗ.
Помощь в написании исследования оказали работник научной библиотеки ВГИАХМЗ Камкина Н.М., старожилы бывшего Спасо-Преображенского прихода, потомки священнослужителей.
Обращение к теме позволяет расширить и систематизировать знания по истории родного края. Практический поиск строился на методах как теоретического характера (знакомство с документами по данной теме) так и эмпирического способа познания (сравнение и анализ фактов, классификация и обобщение данных).

Основная часть.

Основание монастыря преподобным Филиппом Рабангским.

Монастырь был основан учеником преподобного Дионисия Глушицкого преподобным Филиппом Рабангским в 1447 году. Вот как об основании монастыря говорит нам житие преподобного: «1437 году он оплакал кончину великого учителя своего, но ещё долго оставался в обители, повинуясь приемнику его Амфилохию и постепенно возрастая и укрепляясь в жизни духовной. Однако напоследок, наскучив многолюдством обители, он пожелал жизни более безмолвной и уединённой и вышел из монастыря, чтобы где-нибудь в уединении всецело посвятить себя на служение Богу. Проходя по лесам и дебрям для отыскания удобного себе места жительства, он остановился на берегу Рабангской Сухоны при одном её повороте, где прекрасная местность невольно привлекала к себе его взгляды. Он стоял на высоком берегу, покрытом зелёною травою, перед ним величественная река тихо катила свои светлые воды, на зеркальной поверхности которых отражались лучи солнца и весело плескались, никем не тревоженные стаи речных птиц; вдали, на противоположном берегу виднелись небольшие холмы, придававшие разнообразие картине, вся окрестность была покрыта сплошным девственным лесом, которого ещё не касалась рука человека, повсюду царствовала невозмутимая тишина и безмолвие, так, что не надобно было для уединения искать лучшего места. Долго стоял путник, любуясь красотою природы, и решился тут поселиться. Сложив с себя тяжёлую ношу, состоявшую из необходимых для путника вещей, он преклонил колена и после продолжительной, усердной молитвы начал рубить лес для построения небольшой кельи. В ней он намеревался проводить жизнь в постоянном уединении, но недолго ему пришлось наслаждаться одиночеством. Окрестные жители случайно узнали о поселении его в пустыне и мало-помалу стали собираться к нему любители безмолвия, желавшие сожительствовать ему. <…> Когда собралось несколько человек братии они стали просить блаженного устроить храм и основать общежитие. Приняв желание братии за указание Промысла Божьего, он отправляется в Ростов к архиепископу Ефрему, чтобы испросить у него благословение на построение церкви и обители. Владыка, узнавши преподобного Филиппа как ближайшего ученика Дионисия ещё в бытности свою в Глушицком монастыре, охотно дал своё благословение, снабдил всем необходимым для освящения церкви, а его самого поставил игуменом новой обители. Так как церковь требовалась небольшая и пустынники не много заботились об украшениях, то она вскоре была построена и освящена в честь Преображения Господня.
Это было в 6955 (1447) году».(1) Сам преподобный Филипп Рабангский «тихо и мирно скончался 15 ноября 1457 года и погребён был в своей обители близ церкви».(2) «Основан был в 1448 году Преподобным Филиппом, бывшим первым игуменом сей обители, который и погребен здесь, но в котором именно месте, неизвестно».(3)
В двух разных источниках мы видим небольшие расхождения в дате основания. Но в большинстве источников встречается дата 1447 год, которой мы и будем придерживаться.

Спасо-Преображенский Рабангский мужской монастырь

В ходе изучения материалов по данной теме я обнаружил множество грамот, дарованных монастырю. С их помощью стало возможным более полно узнать о внешней и внутренней деятельности монастыря.
«Он находился в 10 верстах к югу от Лопотова Пельшемского монастыря, а от Вологды в 32 версты к северо-востоку на реке Рабанге (Верхней Сухоне). Основан преподобным Филиппом Рабангским, именно поэтому один из пределов монастырского храма был устроен во имя апостола Филиппа. О составе рабангского архива свидетельствует монастырская опись 1721 года, упоминающая три имевшиеся на тот момент в казне ранние грамоты, до нас недошедшие. В историко-статистическом описании Спасо-Преображенской Рабангской церкви середины 19 века (на месте упразднённого в 1765 году монастыря) указана ещё одна опись - 1754 год, в которой была отмечена жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича 1618 года и список с жалованной грамотой Ивана IV 1564 года.

При обследовании фонда Коллекции столбцов удалось выявить правую грамоту от 16 марта 1564 года, неизвестную в литературе. Изучение описанной в правой земельной тяжбы между спасскими старцами и крестьянами Боровской волости показало, что ещё в декабре 1484 года Иван III выдал на имя игумена Феогноста жалованную тарханно-несудимую грамоту, подписанную затем в 1509, 1534 и 1551 годах. В качестве включённого акта она была приведена в правой грамоте. Полномочия Феогноста, судя по подтверждению Василия III продолжались и в 1509 году. Судя по группе селений, зона действия грамоты 1484 года была не велика – 8 деревень «на Рабанзе» (Сельцо, Середнее, Кузнецово, Веретея, Федково, Литягово, Борисово, Ершово) и две в Засодимской волости. <…> Удалось обнаружить вкладную память священника Николо-Владычной слободы Феодора на Филипповскую пожню «Спасу на Рабангу» 1578-1579 г. Она была составлена в казне Спасо-Рабангского монастыря её дьячком Гришкой Меркуриевым. Во вкладной фигурирует братия монастыря - игумен Никола, казначей старец Иев, келарь, старец Марк. Ещё более полный состав братии указан в надписи на Минее 1585 год, данной в качестве вклада старцем Трефилием. В ней перечислены игумен Иона, келарь Тихон, казначей Максим, старцы Марк, Иев, Мокей, Тимофей.
В 1613 году царь Михаил Федорович подтвердил права обители, отмеченные ещё в грамоте 1563 года.
В вотчинный архив Спасо-Рабангского монастыря следует включить и фрагмент описи 1621 года, составленной по приказу вологодского архиепископа Корнилия владычным сыном боярским Антипой Раковским».(4).
Её отрывок был найден мною в фонде письменных источников ВГИАХМЗ. Его удалось найти благодаря книге М. С.Черкасовой «Переписные книги Вологодских монастырей XVI-XVIII веков».

«Лета 29 (1621) году января в день по приказу великого господина преосвященного Корнилия архиепископа Вологодского и Великопермского … сын боярский Антипа Данилов сын Раковский. В Преображенской монастырь на Рабангу … ему переписать церкви и в церквах милосердные образы и книги и свечи местные … ризы и всякую утварь церковную и казну монастырскую.
Монастырь Рабангский на реке на Сухоне … Храм, верх холодной Преображение Господне … храму: образ милостивой Богородицы … Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Да образ Николая Чюдотворца … на цках (досках) … святители с преподобным … стороне святители ж ч/б преподоб… Да двери царские и столбцы … над царскими дверьми деисус … с пророки на золоте; да в … с пророки на золоте Введение … ицы, на другом Троица живоначальная … цках Страсти Господни.
Да образ на левой стороне Пречистая Богородица Одигитриа на золоте пред ней свеча … Да образ Дмитрия Солунского на золоте … Да образ Вос…ия Христова на золоте … Да образ Ильи Пророка … Да образ Пречистыя Богородицы Умиление пядница … на золоте. Да образ Огненное Восх… Ильи Пророка на золоте пядница … Да образ Дмитрия Чюдотворец на золоте пядница.
Да в алтаре на престоле Евангелие тетрдь, печатна в десть, оболочено бархатом … семь (??) еванглелистов мн … золочены. Да Пречистая на золоте, на другой стороне Николай Чюдотворец.
Да на жертвеннике … покровцы кра…
Да знамение на нем … на другой стороне …; да Дмитрие Чюдотворце … на другой стороне образ П… Воплощение.
Да понагия, резанная … Пречистые Богородице со святители.
Да в большом Храме … Дмитрий Прилуцкий Чюдотворец … образ писан на празелен».(5)

Некоторое понятие о Рабангском монастыре, сравнительно с другими монастырями можно получить из следующей информации: «И преосвящённый Павел, Епископ Вологодский и Белоезерский, приказал оныя деньги На Вологодские и Белоезерские монастыри и пустыни расположить, и для сбору тех денег послать в монастыри и пустыни, по наказом, детей боярских. Вследствие этого распоряжения, собрано было с Вологодских и Белоезерских монастырей всего 390 рублей. Самые достаточные из Вологодских монастырей, каковы: Спасокаменный, Спасоприлуцкий, Корнилиев и Павлообнорский, платили, каждый за три с половиной подводы, по 10 рублей за подводу, всего по 35 рублей; Николаевский-Озерский за две с половиной подводы – 25 рублей, Глушицкий, Спасонуромский и Иннокентиев за две подводы - по 25 рублей; Арсениев, Рабангский, Ефимиев, Печенский, Лопотов, Катромский и Подольный за одну подводу – по 10 рублей; Сямский, Александро-Куштский, и песочный за пол-подводы, по 5 рублей».(6)
Из этих цифр следует, что Спасо-Преображенский Рабангский монастырь был в то время из числа не самых скудных обителей.
На территории монастыря было кладбище.
Но, к сожалению, из источников мы узнаём: «В 1764 году упразднён в приход».(7)







_____
(1) Священник Иоанн Верюжский. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. - Вологда, 2009. - С. 215-218.
(2) Священник Иоанн Верюжский. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. - Вологда, 2009. - С. 215-218.
(3) Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - Москва, 1852. - С.72.
(4) Архивы вологодских монастырей и церквей XV-XVII вв.: исследование и опыт реконструкции / М.С. Черкасова; Вологод. гос. ист-архитектур. и художеств. музей-заповедник и др. – Вологда: Древности Севера, 2012 .- 576 с.: ил.
(5) ГАВО. Ф.13. Оп.1. Кн.39. (Семейный фонд Суровых).
(6) Источник неизвестен
(7) Зверинский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам. т. II. - Санкт-Петербург, 1892 г.




---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 8 9 10 11 12 13 Вперед →
Модератор: smigv48
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник smigv48 » Спасо-Преображенская Рабангская церковь [тема №89699]
Вверх ⇈