ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усолье


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 Вперед →
Модератор: Андрей Ф1976
Андрей Ф1976
Модератор раздела

Андрей Ф1976

Сообщений: 652
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 985
Переведены к моменту ревизии 1834 (ист.-ГАСО. 150.1.52)
дер. Московка (Владимира Петровича Давыдова)
...
Яков Яковлев Костин (37/ перешел в Усолье)
Степан Тимофеев (перешел из Усолья/35) с детьми Егор 7 Василий 2 Михаил 9 мес
и брат его Петр Тимофеев (из Усолья/22) перешли к отчиму
Илья Никитин (перешел из Усолья в зятья в 1817 г /42) и сын его Алексей 13 1/2
Андрей Ф1976
Модератор раздела

Андрей Ф1976

Сообщений: 652
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 985
Какой обширный фонд есть в ГАУО!! Множество дел, споров крестьян, помещиков, однодворцев, дворовых разных уездов, не только Сызранского.
К примеру по Усолью:

Прикрепленный файл: Усолье.jpg
Андрей Ф1976
Модератор раздела

Андрей Ф1976

Сообщений: 652
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 985
Закончил, неожиданно для себя с легкой быстротой, просмотр Описания Надеинского Усолья 1646 года, из фондов Сибирского приказа.
"Познакомился" первым делом со списком населения. Первые поселенцы, словно люди, открывшие Америку. Со всех концов Российского царства. Разного происхождения (казаки, гулящие, дворовые, крестьяне, ясашные). Переписаны только взрослые, мужчины (упомянуто лишь 6 женщин, жен) есть , работные, боевые люди, бобыли, крестьяне. Духовенство не переписано, возможно с ним были и служки, как к примеру в описи 1721 года. Фамилии присутствуют, правда отследить дальнейшее их потомство не позволяет значительный промежуток времени до следующего известного документа -переписи 1682 года, не хватает данных 1660=х гг, да и прирост населения извне сказывается.

Андрей Ф1976
Модератор раздела

Андрей Ф1976

Сообщений: 652
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 985
Основной анализ, конечно же сделал в своих работах еще С.В. Бахрушин (прилагаю статью 1954 года публикации), остановлюсь лишь на существенных замечаниях к его труду. Кроме замеченных описок, суть которых не меняет смысла "Светешкин" на "Светешников", обращу внимание на такие прочтения им оригинала как "винные" и "истные" деньги, в которых Светешиков получил своих крестьян

в действительности, как можно прочесть в оригинале, речь идет о "вытных деньгах"
Вытные деньги мн. 1. Деньги, взимавшиеся в качестве подати с выти. 2. Деньги, взимавшиеся с виновного для удовлетворения истца или как штраф.

Прикрепленный файл: боевые 5-2.JPGвинн.jpg, 120557 байтистн.jpg, 64880 байткрестьяне 28.JPG, 417925 байт
Андрей Ф1976
Модератор раздела

Андрей Ф1976

Сообщений: 652
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 985
Еще обратил внимание на завершающего список бобылей дворового человека Игнашку Кириллова, харчевника, которого Бахрушин посчитал как "городельщика", вотчинного архитектора, в дальнейших обзорах по Усолью, эту версию цитировали и приумножали.

Если прочитать внимательнее, вместо ГОРОДЕЛЬЩИК явно написано ПРОДЕЛЬЩИК, согласно словарю Даля, читаем
ПРОДЕЛЫВАТЬ,
Проделать в чем дыру, просверлить; проделать окно,дверь, пробить, прорубить.
Проделывать крупу, молоть, зернить, крупить, драть.


к прозвищу ХАРЧЕВНИК второе значение подходит с большим смыслом, нежели домысл об архитектурных наклонностях Игнашки Кириллова.

Прикрепленный файл: бобыли 30.JPGгородельщик.jpg, 77572 байт
Андрей Ф1976
Модератор раздела

Андрей Ф1976

Сообщений: 652
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 985
1682 августа 14 — 1684 августа 19. Дело о предосудительных поступках Саввы Сторожевскаго монастыря соборнаго старца Леонтия Моренцова.

I. Челобитная на старца Моренцова приписанных к Надеинскому Усолью белопашенных казаков.
Царем государем и великим князем Иоанну Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьют челом сироты ваши Казанского уезду Надеинского усолья козака белопашцы Микитка Тимофеев, Онисимка Авдокимов, Федка Михайлов, Севастьянка Иванов с товарыщи. Жалоба, государи, нам Саввы чюдотворца Сторожевского монастыря на соборного старца на иноземца на Леонтья Моренцова: в прошлом, государи, во 182 году приехал на усолья он старец Леонтей и чинил нам сиротам вашим многия налоги и обиды; и своим насилством и озорничеством, забыв страх Божий, жен от мужей у нас сирот ваших отлучил блудным насилством. Да он же старец у многих нашия братьи, для блудного воровства, девиц у отцов отняв и растля блудом, выдает замуж насилством; да он же старец у многих нашия братьи отнимал насилством, безвинно, отнимает лошадей и емлет с нас многия взятки, посулы и поминки безпрестанно и многих бьет и мучит напрасно. Да он же старец бобыли Кондрашку Микитина и с женою его да мужнею жену Авдотьицу Онисимову всех троих, привязав к саням и возя по улицам, бил кнутом на смерть, а не на живот, для блудного ж воровства. Да он же старец вымыслом своим у меня сироты вашего Микитка хочет отнять насильством дочеришку мою к себе на блуд и меня сироту бьет и мучит и заставливает работать всякую работу безденежно. Да он же старец отнял у вдовы Агафьи Елисеевой лошадь, да взял насилством полтора рубли денег, а сына ея Федку бил и мучил и жену его Федкину отнял к себе на блуд; и тот Федка от него старца ушел. Да он же старец отлучил жену блудным насилством у Савостки Иванова, а дочь его Авдотьицу емлет на блуд безпрестанно, а его Савостку хочет убить до смерти. И мы сироты ваши от того старца от его злого озорничества и разорения с женами и с детми погибаем и разорились в конец, а иные многие разбежались. Да он же старец заставил нас сирот ваших работать варницы, и онбары вновь делали, и бревна возить не против прежнего, безденежно; а преж сего, государя, в Надеине усолье наимывали нас работать поволною ценою; а мы сироты ваши сделали без найму восемь варниц и с анбарами, да сделали городок и хоромы да два анбара соленых в своем лесу, да сделали две плотины каменные под мелницы, и на одной плотине сделали два онбара, шестеры жерновы со всем мелнишным строением; да мы же сироты ваши сделали церковь каменную, а сторонним людем от тое церкви давал наймудве тысячи рублев денег, а нам не дал денги; и хлеб на него старца сеем и сена ставим в поле по сороку десятин, а в двух потому ж, и заставливает пахать и всякую работу работать не против прежняго, и, хотя нас изагнать, заставливает лес чистить мимо степной земли. Да он же старец сидит на себя вино в пять кубов. Милосердые государи цари и великие князи Иоанн Алексеевичь, Петр Алексеевичь, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте нас сирот своих, велите, государи, по того разорителя и забытеля страху Божия по старца Леонтья послать и про него сыскать, а животишки наши и лошадишки отдать нам сиротам вашим; а в насилстве и в блудном его воровстве что вы великие государи укажете. Цари государи, смилуйтеся, пожалуйте.

На обороте разолюция: 190, августа в 14 день. Государя пожаловали, велели против сего челобитья розыскать накрепко; а для того розыску послать с Москвы нарочно, кого довелось, и указ о том учинить боярину князю Борису Ивановичю Прозоровскому.
На особом листке: 191, сентября в 31 день. Отписать великих государей в Мастерскую Полату: в Сибирску кто воеводы?
Тут же, другим почерком: Околничей и воеводы князь Григорей Афонасьевичь Козловской с товарыщи.

II. Докладная выписка, вследствие вышеозначенной челобитной.
В прошлом во 190 году, августа в 14 день, били челом великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя росии самодержцем, Казанского уезду Надеинского усолья казаки белопашцы
Микитка Тимофеев, Онисимко Овдокимов, Федка Михайлов, Севастянко Иванов с товарыщи Савинского Старожевского монастыря на соборного старца Леонтия Моренцова: в прошлом де во 182 году приехал он Леонтий из Савинского монастыря в
Надеинское усолье . . . . (За сим прописана напечатанная выше челобитная).
Да к той же челобитной вместо тех челобитчиков руки приложили: Уржумец Сенка Коркин. Устюженин Ивашко Нижегородец.
И по той челобитной велено послать великих государей грамоту в Сибирск к боярину и воеводам ко князю Григорью Афонасьевичу Козловскому с товарыщи; а велено ему послать из отставных дворянина добра и против того челобитья сыскать, а у
челобитчиков налогам и обидам и разорению, какие им чинил старец Леонтий Моренцов, взять роспись, за их руками, и против той росписи потомуж сыскать и тот сыск, за руками, прислать к Москве.
И челобитчики Микитко Тимофеев с товарыщи, не взяв той государевой грамоты, с Москвы сбежали.
И марта в 27 день нынешняго 191 года, били челом великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем. Падеинского усолья соляного и рыбных промыслов работные
люди, староста Федка Клементьев и все усолские жители: в прошлом де во 190 году били челом великим государем усолские работники Микитка Недосека с товарыщи, четыре человека, на промышленика на соборного старца Лентия Моренцова ложно, и написались
в челобитную белопашцы казаками, а они де не белопашцы и не казаки, а белопащцов казаков у них в усолье нет. Да в той же челобитной они ж написали на него же старца Леонтия затеваючи собою всякие затейки своим умыслом, и подали челобитную не за
руками отцов их духовных, будто он старец емлет с них посулу по сту рублев и заставливает на себя работать с женами и с детми, и они де денег по сту рублев не сбирывали и ему не давывали, а сбирает де с них со всех работных людей, по властину
приказу, в монастырскую казну по пятидесят рублев, и в том дает им платежные отписи; а с женами и с детми они не работают. А к варничному строенью лес возят они; а плотником, которые делали варницы и онбары, давал он за работу денги из монастырской
казны по разсмотрению. Да они ж де в челобитье своем написали, будто он насилством своим емлет жонок и девок, и оттого насилства крестьяне будто сошли, Петрушка Иванов и иные многие, а те де крестьяня Петрушка и Тимошка с женами с детми и вдова с
дочерью и иные многие, отвратясь от церкви Божии, сошли в пустыню собою, и в той пустыне заморились, а не от его Леонтьева насилства и блудного дела. И иные многие непристойные слова на него в челобитье своем писали; а они того ничего не ведают, и с
ними в совете не были, и челобитной на него промышленика писать им не веливали, и от него промышленикаа никакого худа и напрасные налоги не видали. И великие государи пожаловали бы их, не велели тому ложному челобитью поверить, чтоб им от того
вышеписанного ложного челобитья от великих государей в наказании не быть.

В начале акта заглавие: Доклад.
III. Грамота патриарха Иоакима архимандриту Саввы Сторожевскаго монастыря Селиверсту об учинении розыска о предосудительных поступках старца Моренцова.
От великого господина святейшаго Иоакима, патриарха Московского и всеа России, Савина Сторожевского монастыря архимандриту Селивестру, келарю старцу Тихону, казначею старцу Геронтию. Бил челом нам святейшему патриарху вотчины Савина монастыря Самарского уезду усолья Надеинского монастырской повар Ивашка Игнатьев сына Слепой, Савина же монастыря на старца Леонтия Моренцова, что ныне в усолье в промыслу: в ныншнем де во 192 году, декабря в 6 день, взял он старец жену его в том же Надеино усолье в коровницы, и забыв де страх Божий, он старец Леонтей жену его взял к себе по неволе и живет с нею блудно, а его де Ивашка бил и мучил и на чеп сажал и морил голодною смертию. Да он же де старец Леонтий преж того племянницу жены его,
вдвоу Федорку Иванову дочь, також де взял по неволе и держал у себя на двору и блудно с нею жил и ныне живет. И он Ивашка бил челом о том вам, и вы де ему указ о том не учинили: и нам святейшему патриарху пожаловать бы его, велеть про блудное
беззаконство того старца Леонтия, что он с женою его и с племянницею его живет блудно, розыскать усольем надеинским всяких чинов людми и, по розыску, того старца Леонтия в том блудном беззаконстве выслать за поруками к Москве в наш Розряд. И как к вам ся
наша святейшаго патриарха грамота придет, и вы б против челобитья его Ивашкова про блудное беззаконство старца Леонтия Моренцова сыскали без замотчания накрепко, и тот сыск прислали к нам святейшему патриарху. А буде в таком беззаконстве тому старцу в сыску учините мешкоту или какую поноровку, и то взыщет Бог на душах ваших и от нас святейшаго патриарха быти в запрещении; да о том к нам святейшему патриарху писали, а отписку и сыск велели подать в нашем Розряде думному дворянину и боярину нашему
Ивану Федоровичю Лызлову, да духовных дел приказному старцу Макарию Сафонову, да дьяком нашим Ивану Калинину, Анисиму Озерову. Писан на Москве, лета 7192 июля в 17 день.

У подлинной грамоты припись дьяка Ивана Калинина. Справа подьячего Ивана Тугаринова.
В заглавии надпись: Список. На обороте: К сему списку Савы Сторожевского монастыря стряпчей Анисим Ломоносов руку приложидл, а подлинную святейшаго патриарха грамоту к себе взял. В конце грамоты: 192, августа в 19 день, подал того ж монастыря стряпчей Анисим Ломоносов.
Подлинное дело писано на 10 листках.— Из « Приказных Дел», хранящихся в
Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел.
[Дополнение к актам историческим Т. 10. № 27]

---
Плох тот новичок, который не мечтает начать с III ревизии
Андрей Ф1976
Модератор раздела

Андрей Ф1976

Сообщений: 652
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 985
В Шигонском районном муниципальном музее Истории Усольского края хранится копия «Церковно приходской летописи села Усолья Преображенской церкви», составленной приходским протоиереем Сергием Преображенским в 1878 году. При составлении ее отец Сергий пользовался документами, хранящимися в Усольской конторе, ныне, увы, утраченными. Многие события Сергий Михайлович записал, как очевидец.
Передал Летопись уроженец Усолья, кандидат физико-математических наук Анатолий Васильевич Дороднов в 1986 году, рассказав, что в начале ХХ века его отец скопировал ее с подлинника.
И действительно, в конце летописи, отпечатанной на машинке, написано: «Копировал крестьянин села Усолья, конторщик Усольской конторы Василий Дмитриевич Дороднов, 25-го Марта 1908 года. P.S. Некоторые не особо важные вещи мною пропущены В.Д. Дороднов».

К столетию А. В.Дороднова
https://cyberleninka.ru/articl...rozhdeniya
http://kazan.bezformata.ru/lis...ha/232119/

Дороднов Анатолий Васильевич
(4.5.1908, с. Усолье Сызранского у. Симбирской губ. – 14.11.1988, Казань), математик, кандидат физико-математических наук (1940). Ученик Н.Г. Чеботарева. После окончания Казанского университета (1937) работал там же, зав. кафедрой алгебры (1971-1976). Труды по теории алгебр. функций, приложениям Галуа к геометрическим задачам на построение. Получил полное решение проблемы квадрируемости круговых (гиппократовых) луночек при помощи циркуля и линейки. Внес вклад в теорию подполей поля алгебр. функций одной переменной. Участник Великой Отечественной войны. Награжден Орденом Красной Звезды, медалями.
Сочинения: О квадрируемости круговых луночек при помощи конических сечений // Известия физико-математического общества. Серия 3. 1945. Т. 13; Случай существования подполья у гиперэллиптического поля алгебраических функций // Ученые записки Казанского университета. 1957. Т. 117, кн. 26.
Источник: Татарская энциклопедия. Т. 2. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002 – С. 305


Прикрепленный файл: Дороднов А.В..jpg
---
Плох тот новичок, который не мечтает начать с III ревизии
Андрей Ф1976
Модератор раздела

Андрей Ф1976

Сообщений: 652
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 985
Согласно материалам дела ф.125.оп.1 д.2 ( РГАДА), в 1632 году по отписке из Тетюш и по сказке Казанского рыбного ловца Спиридона Устинова сыскан на Волге реке на нагорной стороне пониже Тетюш верст со сто в соляных горах к Самаре соляной ключ.
И в том же году 25 января послана Царем Михаилом Федоровичем всея Русии грамота в Казань к околничему и воеводам к Федору Левонтьевичю Бутурлину с товарищи и велено "в Казани и в Казанском уезде и в Тетюшах кликать биричем по многие дни хто б то место Соляные горы под соляные варницы взял на откуп. А будет того места на откуп нихто не возмет и то место для варничново строенья велено дати и зо льготы на год или на два смотря по заводу".
И в 1632 ж году апреля в 8 день бил челом блаженные памяти Великому Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю Всея Руси гость Надея Светешников чтоб Государь пожаловал то место в соляных горах где соляной ключ, и оброк положить так же как емлют оброк в Государеву казну у Камские соли соляных варниц чтоб ему Надее то соловарное место Государь во жалованье было прочно во веки и детям его безотымочно.

И уже в мае послана грамота от, царя и Великого князя Михаила Федоровича Всея Руси в Казань к боярину и воеводам к Матвею Михайловичу Годунову с товарищами, " А будет то место в соляных горах где соляной ключ не митрополичья и не монастырьская и не церковная и ничья не вотчинная и не поместная земля и то место в соляных горах, соляной ключ и з заплавными колодези и з дровяным угодьем и с сенными покосы и без чево соляному промыслу быть нельзя велено отвести гостю Надее Светешникову, а как он Надея на том месте в ключе росол сыщет и варницы поставит и с которого числа учнет соль варить и на те ево варницы оброк положить как емлют оброк в государеву казну у камские соли"

В ноябре отвечали к Великому Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу Всея Руси из Казани боярин и воевода Матвей Михайлович Годунов с товарищи что " де они на то место посылали казанца сына боярского Кручину Богданова да от места подъячего Ивана Нежданова и Кручина де Богданов и подъячей Иван Нежданов то место гостю Надее Светешникову против государева указу отвели а то де место не митрополичья и не монастырьское и ничья не вотчинная и не поместная земля. А до тово де числа как то место отведено гостю Надее Светешникову"

В этом деле далее прямо указано, что до отвода этой местности Светешникову, кроме проезжих Алаторской и Казанских дорог с Самары, всё остальное было пустынным. Одним из ориентиров отвода несколько раз упомянуты некие Нижние Ахташи, без прямого уточнения топографического характера этого объекта. В буквальном переводе с тюркского Ахташ- белый камень, белокаменный. На тот момент связывать это название с современными Актушами нелогично, скорее, по аналогии с Соляными горами, это какая-то примечательная горная система. Вероятно, именно современные Актуши названы позднее по близости этого топонима.
Андрей Ф1976
Модератор раздела

Андрей Ф1976

Сообщений: 652
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 985
Про "открывателя" Усолья казанского ловца Спиридона Устинова, по счастью, сохранились некоторые документы, в Вологде!
Фонд № 1260. Оп.1. Д. 1068
Дело об отстранении архиепископом Маркелом от должности архимандрита Спасо-Прилуцкого монастыря Серапиона Казанца.

На обороте 17-19 л.: поручная запись Семена Артемьева Колчи, хлебника, и Перфилия Савельева, слобожанина Преображенского монастыря, рукавишника, казанскому жильцу рыбному ловцу Спиридону Устинову по Павле Федорове балахонце, который нанялся в работники к Спиридону. Без конца. 20 апр. 1641 г.
На обороте 20-го л.: оброчная грамота Никиты Митрофановича Назарьева казанцу Спире Устинову на зимние рыбные ловли на р. Волге. 1625 г.
На обороте 21-го л.: отпись Романа Фомина казанца рыбному ловцу Спиридону Устинову в получении от последнего наемных денег. 18 янв. 1632 г.
На обороте 22-го л.: отпись Саввы Калинина, Родиона Оксентьева, Андрея Иванова и Григория Перфильева, ярыжных людей, в получении наемных денег у Спиридона Устинова. Без конца.
На обороте 23-го л.: поручные казанца Фоки Яковлева, слобожанина Федоровского монастыря Артемия Аристова, лаишевцев Агея Иванова Третьяка и Семена Владимирова по Дмитрии Никитине Безносом лаишевце в его найме Спиридону Устинову. 1635 г.
На обороте 24, 31-34 л.: начало отписи ряда ярыжных людей Спиридону Устинову в получении наемных денег.
На обороте 36, 39 л.: запись молитв в честь Дмитрия Прилуцкого. На обороте 37-38 л.: запись о взятии оброчной рыбы со Спиридона Устинова.
На обороте 40-го л.: поручная Лукьяна Трофимова, казанского свечника, казанцу Андрею Спиридонову, рыбному ловцу, по гулящем человеке Миките Иванове, нанявшемуся к Спиридонову в работники. 1 июня 1642 г.
На обороте 41-го л.: запись Федора Патрикеева Белокопыта, казанского человека, рыбным прасолам Спиридону Устинову, Прокофию Пучинину в найме к к ним стеречь их ловли в Заречье.
На обороте 42-го л.: отписка нижегородца Степана Григорьева, крестьянина Дудина монастыря, Андрею Спиридонову в получении от него наемных денег за 148 год. 1641 г.
На обороте 43-го л.: запись крестьянина Зилантова монастыря Гаврила Самойлова Спиридону Устинову в найме к последнему в работники на рыбные промыслы. 17 дек. 1625 г.
На обороте 44-45 л.: поручная ветлужан Гаврилы Карпова и Мартына Федорова Спиридону Устинову по И. Артемьеве, нанявшемся в работники к Устинову на рыбный промысел.
На обороте 46-го л.: отпись ряда ярыжных Спиридону Устинову в получении наемных денег.
Андрей Ф1976
Модератор раздела

Андрей Ф1976

Сообщений: 652
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 985
Отпись ряда ярыжных Спиридону Устинову в получении наемных денег.
ЯРЫ́ГА, -и, м. 1. мн. ч. (яры́ги, яры́г). Ист. Представители некоторых групп беднейшего населения Русского государства 16—18 вв., занимавшихся наемным физическим трудом. Судовые ярыги (наемные гребцы, бурлаки, грузчики и т. п.)

Роман Овдеев, Терентий Кириллов, устюже... села Мантурова деревни Мысу крестьяне
Семен Володимеров Лаишевец
Наум Иванов прозвище Третьяк деревни Чебкасы
Афанасий Родионов прозвище Лебедь с Услону бобыль
были у частика в пятчиках
Василий Фокин прозвище Сваин? казанец
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 Вперед →
Модератор: Андрей Ф1976
Вверх ⇈