Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Институт ритма, Москва (1919-1924)

Государственный институт ритмического воспитания (Малый Власьевский пер. дом 12)

← Назад    Вперед →Модераторы: valcha, coika
MarinaM

MarinaM

Москва
Сообщений: 5658
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 990
Москва,
Институт Ритма или Государственный институт ритмического воспитания
(Малый Власьевский переулок, дом 12),
1919-1924гг


Сведения справочника "Вся Москва на 1917 год":
Москва, Власьевский Малый переулок, владелец домов № 12 и № 14 по М. Власьевскому пер., - Ив. Мих. Коровин, купец.
-----------
Сведения интернета..
...Не менее примечательна и реальная судьба дома №12 по Малому Власьевскому.
Став частной резиденцией купца Ивана Михайловича Коровина с момента постройки в 1903 году, история этого нового красивого здания после революции связала воедино имена целой плеяды русских деятелей искусств.
С 1919 по 1924 годы здесь размещался Институт Ритма или Государственный институт ритмического воспитания, основанный князем Сергеем Михайловичем Волконским, потомком знаменитого рода Волконских и блестящим деятелем искусства конца XIX, начала XX веков. Вместе с князем Волконским организацией института занимался К. С. Станиславский и А. В. Луначарский. Вот цитата из мемуаров князя С.М. Волконского: «Наш Ритмический институт поместился в особняке, бывшем Коровина в Малом Власьевском переулке; он осел там, огражденный всеми гарантиями Луначарского».

Ректором института стала Нина Георгиевна Александрова.
В программу обучения в Институте Ритма входили такие дисциплины, как сольфеджио, история музыки, педагогика, психология, художественное слово, пластика и, конечно, главным практическим предметом была ритмика, ее в разное время преподавали В. А. Гринер и кн. С. М. Волконский, который лишь о Ритмическом Институте говорил, что это было единственное заведение, где шла работа. Предметы, преподаваемые на разных курсах, разнились - так, на втором году обучения появились новые, вместе с приходом новых педагогов. Хорошо видно, как постепенно расширялся курс Института: театральную лабораторию преподавал Б. А. Фердинандов, методику, импровизацию, сольфеджио - Н. Г. Александрова, ритмику - Н. Г. Александрова и Е.Чаянова, эстетику - профессор И. А. Ильин, дыхание - Дробова, пластику - Богословская, шведскую гимнастику - Иванов, психологию - Коннюбах, физиологию - Ненюков, ритмический диктант - Н. Егина. Третий год - выпускной, здесь опять появляются новые предметы и имена: шведскую гимнастику ведет Гиппенрайтер, пластику - Татьяна Тар, дыхание - Галактионова, импровизацию, вместе с Н. Г. Александровой, ведет Оранский. Кузнецов читает лекции по истории музыки, Четвериков - по психологии, Жемчужников - лекции по анатомии и физиологии. Среди преподавателей был и Всеволод Иванов, который вел семинар по стиховедению.
Работа Института подробно комментировалась в прессе. Одна из первых заметок об Институте показывает, насколько напряженно и быстро шла работа — уже через полгода после открытия состоялся первый выпуск ритмистов.
А вот личность князя Волконского примечательна еще и тем, что он являлся одним из прототипов «Доктора Живаго» знаменитого романа Бориса Пастернака. Жизнеописание доктора во многом пересекается с реальными историями из жизни Сергея Михайловича. В 1920 году Волконский познакомился с М. Цветаевой и их трепетная и нежная дружба продлилась до последних дней князя. Можно предположить, что и Цветаева бывала в Институте, в котором преподавал Волконский.
Сохранились так же упоминания о том, что в парадном Голубом зале особняка на Малом Власьевском, 12 танцевала Айседора Дункан, великая босоножка (как ее прозвали за манеру танцевать без обуви), знаменитая американская танцовщица и жена русского поэта Сергея Есенина. В те же годы, что существовал Институт Ритма, совсем недалеко, на Пречистенке, дом 20, Айседора организовала свою хореографическую студию. Косвенным подтверждением ее визитов в этот дом является еще и то, что Дункан была дружна со Станиславским. В 1908 году Станиславский писал Айседоре Дункан: «Вы потрясли мои принципы. Я ищу в своём искусстве то, что Вы создали в Вашем. Это красота, простая, как природа». А Луначарский всячески содействовал преподавательской деятельности Айседоры в постреволюционной России.

Нина Георгиевна Александрова (Гейман), одна из первых учениц Далькроза, начинавшая в Женеве, затем последовавшая за ним в Хеллерау.
----------------------------------------
В июле 1919 г. в Москве был открыт Ритмический Институт, уникальное учебное, а потом и научное заведение, существовавшее в последние относительно свободные годы жизни России. Институт поместился в «Малом Власьевском переулке близ Арбата, в бывшем особняке художников К. и С.Коровиных. Большой зал с серыми мраморными колоннами, огромные венецианские окна уютных гостиных, с широкими угловыми диванами, комнаты верхнего этажа, предназначавшиеся для студенческого общежития, полуподвальное помещение с классами для индивидуальных занятий, огромная застекленная терраса, выходящая в маленький сад, еще одна терраса на плоской крыше левого крыла этого дома…» . В программу обучения в Институте Ритма входили такие дисциплины, как сольфеджио, история музыки, педагогика, психология, художественное слово, пластика и, конечно, главным практическим предметом была ритмика, ее в разное время преподавали В. А. Гринер, кн. С. М. Волконский, который лишь о Ритмическом Институте говорил, что это было единственное заведение, где шла работа . Предметы, преподаваемые на разных курсах, разнились — так, на втором году обучения появились новые, вместе с приходом новых педагогов. Хорошо видно, как постепенно расширялся курс Института: театральную лабораторию преподавал Фердинандов, методику, импровизацию, сольфеджио — Н. Г. Александрова, ритмику — Александрова и Е.Чаянова, эстетику — профессор Ильин, дыхание — Дробова, пластику — Богословская, шведскую гимнастику — Иванов, психологию — Коннюбах, физиологию — Ненюков, ритмический диктант — Н.Егина. Третий год — выпускной, здесь опять появляются новые предметы и имена: шведскую гимнастику ведет Гиппенрайтер, пластику — Татьяна Тар, дыхание — Галактионова, импровизацию, вместе с Н. Г. Александровой, ведет Оранский. Кузнецов читает лекции по истории музыки, Четвериков — по психологии, Жемчужников — лекции по анатомии и физиологии . Среди преподавателей был и Вс. Иванов, который вел семинар по стиховедению.
Работа Института подробно комментировалась в прессе. Одна из первых заметок об Институте показывает, насколько напряженно и быстро шла работа — уже через пол-года после открытия состоялся первый выпуск ритмистов

Постепенно налаживались связи с «корнями»: ректор Института Н. Г. Александрова ездила в Женеву, где в то время размещалась школа Далькроза, для ознакомления с новыми работами ритмистов. Проходили совещания ритмистов «с целью координации работы всех московских ритмистов-далькрозистов и установления общей методологии» . О популярности Института говорит тот факт, что при нем были организованы «дилетантские группы для лиц, не думающих специализироваться в этой области, но желающих укрепить свои ритмические способности» — так было и в Хеллерау…
Пользовался Институт в то время и крепкой поддержкой властей: когда в 1921 г. ввели нэп, и начали сокращать и снимать с государственной дотации многие танцевальные школы, Института ритма остался государственным. Годом позже он пережил вторую волну сокращений, несмотря на усиливающуюся полемику в прессе о пользе или вреде ритмики. В одном из журналов, кстати, появилась весьма примечательная статья, автор которой проводил четкое разделение между ритмикой и танцевальными студиями: «Все их искания правомерны и ценны. Но все они имеют ограниченное значение — для развития хореографического искусства и не связаны с насущными требованиями жизни… для этих студий постановка — конечная цель всех занятий. Наоборот, для ритмистов постановка — только отклонение от основной работы», и поэтому, учитывая первостепенное значение для республики Института Ритма, нужно дать ему возможность спокойно работать, «подготовляя тех инструкторов ритмики, в которых страна так нуждается» . Спокойной работы, однако, не получалось. Волконский вспоминает, сколько раз приходилось отстаивать Институт от переселения, как после одного выселения пропала библиотека Института — собрание книг по ритмике.
Все учившиеся в Институте отмечают удивительную атмосферу занятий, вот только два отзыва выпускниц Института: «До чего же мы любили занятия в этом милом доме! Мы совершенно не считались со временем, занимались иногда до позднего вечера, стараясь закончить новую постановку. Такая увлеченность давала хорошие результаты. Весь день был наполнен музыкой, движением, радостью…» . «Раскрепощению тела служила и одежда. Мы одевались в черные трикотажные хитоны, руки и ноги оставались обнаженными. Свобода! … Каждый урок был для нас счастьем. Урок отнюдь не был простой суммой музыки и телодвижений. Это был процесс созидательный, который возвышал нас в царство искусства…» .
Помимо учебной и научной работы, Институт выступал с демонстрациями ритмических импровизаций и этюдов в Москве, неизменно привлекавшими к себе внимание. О первой такой демонстрации извещает маленькая заметка «Ритмический институт», подписанная инициалами «С. В.»: «В первой будут показаны воспитательные приемы системы с соответствующими объяснениями. Во второй части будут даны образцы художественного применения: отрывок из „Орфея“ Глюка, финал из G-дурной симфонии Гайдна, ритмические картины по музыке Н. Г. Александровой, ритмический марш С. М. Волконского» . Об этой же демонстрации писали в прессе, что одним из наиболее радостных и ярких явлений театра явились «два скромных показательных урока, устроенных 15 и 16 мая в театре Зон…, именно здесь, в этих коллективных ритмических импровизациях и этюдах было больше всего тех элементов, из которых слагаются впоследствии новые формы театра» . Вспоминал эти показательные вечера и Волконский: «Уже на второе лето своего существования мы дали большую ритмическую демонстрацию в полтораста человек в театре Зона; она была повторена два раза при битком набитом зале»..

Ко времени первого приезда в Петроград в 1921 г. Институт стал признанным педагогическим центром. Гастроли Института проходили в помещении Государственного театра Комической оперы, 25 и 26 мая 1921 года. Демонстрация открылась вступительным словом Н. Г. Александровой, затем зрители увидели ритмические упражнения, далее последовали этюды. Среди номеров был и ритмический марш на музыку и в постановке С. М. Волконского. 29 и 30 мая 1921 в Питере состоялась конференция по движению, приуроченная к гастролям москвичей. Среди участников были также питерские ритмические учреждения, в том числе Государственная балетная школа, Институт им. Лесгафта. В программе конференции были предусмотрены отдельные доклады и выступления, в частности, Волконский, пишет пресса, «обстоятельно выявил в своем докладе основы далькрозовской системы» .

Институт Ритма был закрыт в 1924 г.- «в порядке разгрузки Москвы», как писали в журналах.
Закрытию предшествовала компания в прессе; статьи этого периода отмечены весьма характерными названиями, например: «Система Далькроза перед судом науки». Несмотря на такое краткое существование Института, состоялось три выпуска педагогов-ритмистов, среди них: Н. Збруева, А. Заколпская, Н. Белова, И. Кандаурова, В. Ляуданская, О. Быстрицкая, Н, Кизевальтер, З. Кожемяка, Е. Шишмарева, Л. Залкиндт, Е. Соболева, Ц. Брук, Т. Бабаджан, Т. Мамиконян, Б. Двоскина, С. Товбин, Я. Ковальская, Л. Степанова, М. Геворкян, Е. Цветкова, М. Галактионова, В. Яновская, Е.Измайлова, Е. В. Конорова, Н. Егина.

---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM

MarinaM

Москва
Сообщений: 5658
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 990
Особняк в М. Власьевском переулке (дом 12)
1950—1960гг,
Россия, Москва, ЦАО, Хамовники
Архитектор: Иван Гаврилович Кондратенко, 1903г.
Источник: «Москва, которой нет» т.1
Направление съемки: Восток

Прикрепленный файл: 7a93107ec8699b1cf733df2799543769.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM

MarinaM

Москва
Сообщений: 5658
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 990
сайт паствю:
https://pastvu.com/p/83214

1996 год.
Москва, М. Власьевский дом 12.
Снимок назван так:
"Возможно, именно здесь жила Маргарита"

Прикрепленный файл: 1484c8182c54aed40472e9b8809fbfad.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM

MarinaM

Москва
Сообщений: 5658
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 990
Ректор (1919-1924гг) института Ритма, Нина Георгиевна Александрова (рожд. Гейман),
позже она - профессор Московской Консерватории.
Муж: композитор Анат. Ник. Александров, выпускник Московской Консерватории 1916г.

https://forum.vgd.ru/1460/73284/
В 1917 году Н.Г. Александрова жила в Москве по адресу: ул. Воздвиженка д. 6, Тлф. 164-23 (владелец дома 6 - гр. Алдр. Дмитр. Шереметев), работала учит. в Московской Консерватории учит. ритм. гимнастики и
была руководителем курсов ритмической гимнаститки (Б. Афанасьевский д. 7, Тлф. 1-64-23).











---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
Shulyatikov
Новичок

Москва
Сообщений: 2
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1
В институте "Ритмики" училась Шулятикова Татьяна Борисовна - дочь врача. Где могут хранится документы института Ритмики?
Проживала в Харбине и Яранске. Вышла замуж за консула Дании в Харбине.
---
Хасидович
tarola7
Участник

tarola7

Магнитогорск
Сообщений: 56
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 50
Фотография учениц Государственного института ритмики . В нижнем ряду справа Сташевская Любовь Дмитриевна (1897 – 1995). Она поступила в институт ритмики в 1923 году. Возможно, найдутся люди, которые смогут отождествить остальных. Фотография предоставлена для публикации дочерью Л.Д.Сташевской. Публикуется впервые.

Прикрепленный файл: гос. институт ритмики (1).jpg
---
You never know who your angel’s gonna be
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Модераторы: valcha, coika
Вверх ⇈