| Липчанка Марина Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные |
Сообщения друзей Липчанка | Crotik49 Тема: Шамаховы, Баженовы, Малинины,Старостины, Нуромские 26.04.2024, 8:30
http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=933 Вохомская Троицкая церковь РФ: с. Троица, Вохомский р., Костромская обл. РИ: с. Троицкое, Лапшинская вол., Никольский у., Вологодская губ. Приход Церковь Живоначальной Троицы в Вохомской волости Южской трети Устюжского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года.
В 1788 г. при церкви числились 2382 человека, в 1868 г. - 3806.
Приходское попечительство открыто в 1872 г., председателем избран крестьянин Степан Космин (Кузмич) Плюснин.
В 1908 г. в состав прихода входили 5 деревень Вознесенской волости и 64 деревни Лапшинской волости.
Церкви Троицкая Вохомская церковь, каменная, построена в 1805 г. Престолы Святой Троицы, апостола Иоанна Богослова, Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
С 1903 г. по 1909 г. приписана Лапшинская Покровская церковь.
Источники ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 18636. Л. 67об.-68.
ВЕВ. - 1872. - №13. - С. 287.
ВЕВ. - 1874. - Приложение к офиц. части. - С. 24.
Краснова Н.Г. Из «Ведомости Устюжского уезду Южской трети Вохомской волости духовника Троицкой церкви священника Никифора Гавриилова о священно и церковнослужителях о бытии их в первой половине у исповеди и Святаго Причастия сего 1772 года». (PDF)
Македонская Н. М. Церкви Костромской области (в 1916 году находились на территории Никольского уезда и относились к Вологодской епархии)
Список населенных мест Вологодской губернии: составленный в 1881 г. Ч. 8. – Вологда : Тип. Губерн. Правл., 1881. - С. 88.
С-в Н. (Суворов Н. И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. - 1872. - №16. - Прибавления. - С. 474.
Священники 1815 (1842) Прокошев Андрей Козмич (1865) 1865 Ключарев Михаил (1865) 1884 Правдин Алексей Михайлович старший 1867 1868 Попов Василий (5) младший 1868 1870 Славин Филарет младший 1870 1882 Преображенский Петр 2-й 1882 1909 Сергиевский Прокопий с 1884 г. настоятель 1884 (1912) Шамахов Николай помощник настоятеля 1910 1913 Усов Виктор Иоаннович 2-й 1913 (1913) Прокошев Димитрий Диаконы (1867) 1867 Ивонинский Михаил Петрович 1867 1883 Ивонинский Ераст Михайлович (1868) 1868 Рупышев Семен сверхштатный 1868 (1868) Попов Роман 1885 1888 Потеминский Алексей 1891 1897 Попов Виталий 1897 1908 Лумбовский Евгений 1909 (1909) Ретровский Александр Псаломщики 1883 1885 Потеминский Алексей 1884 1888 Шергин Иоанн (1885) 1885 Малевинский Дмитрий Николаевич 1888 1889 Попов Павел Михайлович 1888 1891 Кубасов Александр 1890 1891 Малевинский Александр 1891 1893 Кубасов Павел 1893 1899 Попов Алексей 1899 1900 Ильинский Василий 1900 1902 Ушаков Алексей 1902 1917 Федоровский Петр Иванович 1915 (1915) Попов Павел Романович 1917 (1917) Носков Леонид Дьячки (1755) (1755) Григорий Иванович (1868) 1876 Попов Иван (8) (1884) 1884 Попов Стефан Пономари (1755) (1755) Мариев Евтихий Саввич (1852) (1858) Малевинский Дмитрий Николаевич Причетники ? ? Вохомский Иван (1871) 1871 Попов Яков
|
| Crotik49 Тема: Шамаховы, Баженовы, Малинины,Старостины, Нуромские 26.04.2024, 8:29
Новое
https://forum.vgd.ru/post/2488...#pp3585502
Smigv 48
Клировые ведомости ВОХОМСКОЙ СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКОЙ церкви Никольского уезда за 1916 год
(ГАВО, ф.1063, оп.1, д.173. - 20 л. /Электронный ресурс/ Окончание
л.7об
Просфорня 1-й половины прихода девица Екатерина Дмитриева Заварина, 61 г., дочь умершего диакона сей церкви. Образования в учебных заведениях не получала. Получает пособие из местного Попечительства 8 р. в год, дохода от добровольных подаяний прихожан 25 р. в год.. Состоит просфорней с 1881 г. Имеет ветхий дом с постройками на церковной земле. Поведения скромного. Просфорне - священнической вдове Клавдии Завариной золовка. Отец ее Дмитрий Заварин по увольнению из среднего отделения ВДС был диаконом сей церкви с 1844 г., затем пономарем в 4.08.1858 г. Умер в 1866 г., состоя на службе.
л.8об.
Просфорня 2-й половины прихода Клавдия Николаева Заварина, 57 л. , священническая дочь, вдова после 1-го брака. Получила домашнее образование. Просфорней состоит с 1905 г. Из местного Попечительского совета получает 6 р. в год, дохода от добровольных подаяний прихожан 25 р. в год.. Имеет свой дом с постройками на церковной земле. Поведения скромного. Дети: - Николай, 34 л., псаломщик Утмановской Ильинской церкви Никольского уезда - Дмитрий, 29 л., псаломщик Вологодской градской Воскресенской церкви - Александра, 24 л., учительница Вохомской Покровской ЦПШ. Просфорне Екатерине Завариной сноха. Муж ее Георгий Дмитриев Заварин по окончанию ВДС был учителем и законоучителем Спасского училища в 1880-1882 гг, псаломщиком в 1882-1885 гг., диаконом с 23.11.1885, священником сей церкви с 1890 по 12.01.1894 г. Умер, состоя на службе.
Священническая вдова, учительница ЦПШ Ольга Александрова ПРАВДИНа, 42 л., дочь священника. Кончила курс ВЕЖУ в 1890 г. Состоит учительницей местной ЦПШ с 15.09.1905 г. Получает по должности 480 р. в год. Имеет свой дом на церковной земле. Вдова имеет медаль в память 25-летия возрождения церковных школ. Поведения скромного. Ни с кем не в родстве. Имеет дочь Ольгу, 24 л. в замужестве за священником Черновской Николаевской церкви Никольского уезда. Муж ее священник АЛЕКСЕЙ Алексеев ПРАВДИН, студент ВДС, диакон Щекинской Спасской церкви Устюжского уезда в 1890-1894 гг., священник сей церкви с 27.08.1894 г. и учитель местной ЦПШ с 10.10.1894 г. Умер, состоя на службе, 5.02.1905 г.
Алексей Михайлович Правдин Троицкая Вохомская церковь
|
| Crotik49 Тема: Библиотечка 25.04.2024, 22:56
https://forum.vgd.ru/post/2488...#pp3124656
https://forum.vgd.ru/post/1596...#pp1673893
https://forum.vgd.ru/post/1720...#pp2889502 Мой дневник ведомости...
Спасо Преображенская Кичм Городецкая церковь КВ за 1866 г. фрагмент
Вдова умершего сей церкви священника Никанора Глубоковского Платонида Матфеева, 44 л. Муж ее священник Глубоковский по окончании курса ВС посвящен во священника к Троицкой Селезневской церкви Вологодского уезда 1839 г. В 1841 г.награжден набедренником. ним кем не в родстве. На сие место переведен в 1849 г. В 1861 г.награждер бронзовым наперстным крестом на Владимирской ленте. Помер в сем 1866 г. Вдова пропитание себе имеет от оставшегося пения после мужа, значащегося прописи на 486 руб.6- кор., которое находится под опекой,а для поддержания семейства впредь Епархиальное начальство Указом от29 декабря за N 6305 позволило приискать к старшей дочери- девице Анне жениха для поступления во священника к Кобыльской Ильинской церкви. В семействе у нее дети ее : - Петр, 20 л.,обучается в высшем образовании ВС; - Василий, 13 л., обучается в высшем отделении Никольского ДУ - Матфей, 9 л., обучается в нисшем отделении Никольского ДУ; - Александр, 5 л. - Николай, 3 л. - Анна, 21 г., грамоте обучена; - Мария, 17 л.грамоте обучена. |
| Crotik49 Тема: Библиотечка 25.04.2024, 21:59
Глубоковский Александр Илиодорович за Происхождение сын дьячка Сямской Покровской церкви Вологодского у. Илиодора Глубоковского
Возраст на 1871 г. - 22 года
Образование ВДС
Послужной список Псаломщик Спасо-Преображенской Печенгской церкви Грязовецкого уезда Вологодской епархии. 25 октября 1870 г. рукоположен во священника к той же церкви. В 1878 г. определён настоятелем в соединённом Печенгско-Бурдуковском приходе. Умер 18 декабря 1885 г.
Жена Мария Александровна, на 1871 г. - 17 лет, дочь умершего священника Печенгской церкви Александра Обнорского. Дочь Лидия, окончила Волог. епарх. женское училище в 1892 г., учительница Озерковской Димитриевской ЦПШ Вологодского уезда, С 1893 г. учительница Вологодской начальной образцовой женской школы.
Печенгская Спасо-Преображенская церковь
Источники Ведомости Спасо-Преображенской Печенгской церкви Грязовецкого уезда за 1871, 1876 г.г.
ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 401. Л. 56. Спасо-Преображенская церковь Грязовецкого уезда, 1883 г.
Выписки О. В. Обнорской.
ВЕВ. - 1870, №23, с. 535-536; 1872, №7, с. 187; 1876, №16, с. 287; 1878, №11, с. 160; 1886, №3, с. 28; 1900, №20, с. 351.
Глубоковский Анатолий Александрович Происхождение сын священника Спасо-Преображенской Печенгской церкви Грязовецкого уезда Александра Илиодоровича Глубоковского
Годы жизни 28.10.1877
Образование ВДС (1898 г., 2-й разряд)
Послужной список С 13.6.1898 по 20.10.1900 псаломщик при Грязовецком Христорождественском Соборе. С 1.9.1898 по 26.10.1900 учитель церковного пения в Грязовецкой ЦПШ. С 1.9.1899 по 26.10.1900 законоучитель и учитель в той же школе. С 1.11.1900 по 20.9.1906 старший учитель в Шелыгинской второклассной ЦПШ Вологодского уезда. С 15.12.1906 по 1.9.1907 учитель пения в начальном ж/д училище при Вологодских главных мастерских. С 1.2.1907 по 20.8.1907 учитель русского языка в Вологодском епархиальном училище. 8.9.1907 рукоположен во священника к Благовещенской Емской церкви Вологодского у. До 1919 г. преподавал детям Закон Божий. С 1.11.1911 по 1919 г. законоучитель в земской школе в д. Молитвине. Награждён: набедренником (1910 г.), скуфьёй (1914 г.), камилавкой (1918 г.), наперсным крестом (1923 г.). Протоиерей с 1828 г.
На 1917 г. содержание составило: из казны 294 руб., кружечный доход 549 руб. 21 коп., процент 61 руб. 97 коп., от скотоводства 150 руб., от земли 80 руб. Всего 1135 руб. 08 коп. На 1929 г.: 1 десятина неудобной земли, корова, овца, около 600 руб. в год, свой дом. Налоги: индивидуального обложения 310 руб. 35 коп., страховка 3 руб. 8 коп., самообложения 155 руб. Всего 468 руб. 43 коп.
21.2.1928 собранием духовенства и мирян, состоявшимся при Николаевской Турундаевской церкви, избран на должность благочинного 1-го округа. Утверждён архиепископом Вологодским Сильвестром. Проживал на погосте Благовещенское Вологодского района той же области. Служил священником при Благовещенской церкви. 14.12.1931 - по постановлению особого совещания коллегии ОГПУ "за контрреволюционную агитацию" выслан в Северный край на три года. После освобождения организовал приход. Летом 1935 г. организовал выступление прихожан против закрытия церкви Семистрельной иконы Божией Матери. В 1937 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Призывал ходить в церковь. Распространял книгу "Протоколы сионских мудрецов". 17.9.1937 - постановлением особой тройки УНКВД приговорен к расстрелу. 29.9.1937 - расстрелян. 3.6.1965 - реабилитирован посмертно.
Грязовецкий Христорождественский собор
Емская Благовещенская церковь
Семья Жена Мария Александровна, р. 11.12.1884, дочь священника Васильевской Тошинской церкви Вологодского у. Александра Сатратова. Дети: Николай 12.10.1904, Александр 15.7.1906, Евгения 28.9.1911, Анна ок. 1924 г.
Источники ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 401. Л. 56. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 119. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 127, л-37. ГАВО. Ф. 4396. Оп. 4. Д. 139. Л. 86. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 140. (выписки О. В. Обнорской)
ГАВО. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 37. Л. 1об.-2.
За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918- 1951). - 2006. - С. 117.
Глубоковский Илиодор Послужной список Дьячок Сямской Покровской церкви Вологодского уезда. Уволен за штат до 1869 г. Умер в июле 1885 г.
Сямская Покровская церковь
Источники Ведомость Преображенской Печенгской церкви Грязовецкого уезда за 1876 г.
Выписки из документов предоставлены О. В. Обнорской.
ВЕВ. - 1869, №18, с. 427; 1885, №23, с. 368.
https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/479290#399 ИВ Покровской Ямской 1885 г. Евгения Ивановна Глубоковская вдовач дьячица 77
Илиодор Иванов Глубоковский https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/624413#678
https://ruskline.ru/monitoring...nce#bounce
Глубоковский Никанор Послужной список Священник Кичменгской Преображенской церкви Никольского у. Вологодской епархии. Умер в 1866 г.
Кичменгская Преображенская церковь
Источники ВЕВ. - 1866. - №9. - С. 75.
Глубоковский Пётр Никанорович Образование ВДС (со званием студента)
Послужной список В 1868 г. определён младшим священником к Вохомской Спасопреображенской церкви Никольского уезда Вологодской епархии. 24.9.1868 рукоположен в сан священника. 20.8.1871 перечислен на старшую священническую вакансию при той же церкви. Умер 2 июля 1894 г.
Жена Александра, 36 лет, дочь диакона Брусенской Христорождственнской церкви Тотемского уезда Николая Созонова.
Вохомская Спасо-Преображенская церковь
Источники ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 741. Л. л. 141 об.-142. Клировая ведомость Брусенской Христорождственнской церкви за 1880 год (выписки Д. А. Пшеницына)
ВЕВ. - 1868, №19, с. 442; 1868, №21, с. 480; 1871, №18, с. 388; 1876, №18, с. 329; 1877, №9, с. 162; 1885, №14, с. 195; 1893, №11, с. 182; 1894, №16, с. 264.
https://ru.m.wikipedia.org/wik...иканорович
|
| valcha Тема: Общее ОБСУЖДЕНИЕ старых фотографий из семейных альбомов 25.04.2024, 9:47
Oblonya написал:[q] Здравствуйте, Помогите, пожалуйста, определить период съемки на трех фотографиях из семейного альбома. Фото человека в очках, читающего газету, оформлено в виде открытки. (Подпись с обратной стороны - "Открытка" (лат.яз.)) С очень большой вероятностью все фото сделаны на территории современной Латвии.[/q]
Первое впечатление - фото крайнего справа - времен Латышской Республики, после 1918 г. и..........< 1940, если действительно: все фото сделаны на территории современной Латвии |
| Crotik49 Тема: Шаховы, Львовы-Угаровы,Кубряковы 24.04.2024, 18:21
Новое от smigv48
Тема: Духовные книги приходских церквей г. Вологды 23.04.2024, 11:40
Метрические книги ЛЕОНТИЕВСКОЙ градской церкви г. Вологды за разные годы. (ГАВО, ф.1063, оп.20, д.49. - 270 л.) Электронный ресурс Выписки.
За 1836 - 1845 годы https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/664604#1
Документы подшиты не в хронологическом порядке.
В храме служили:
Иерей Евграф Григорьев Попов (до 1840 г.) священник Павел Матфеев Аметистов (с 1840 г.) Диакон Игнатий Николаев Садоков Дьячок Аркадий Степанов Патракиев Пономарь Николай Львов Точнев
За 1840 год, л.97-133 https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/664604#107
Ч.1. О родившихся.
-л.97об. -
- " - №2. 19 / 21 июня родилась Градислава. Родители: вологодский купец Николай Александров Белозеров и жена его Иулия Гаврилова, оба православные. Восприемницей при крещении была сетра его родная , купецкая дочь девица Аполлинария Белозерова. Умерла 24 августа т.г. от родимца (л.128об).
л.110об. - №2. 28 января Жених: вологодский 2 гильдии купецкий брат Константин Александров Белозеров, 29 л., православного вероисповедания, первым браком; Невеста: вологодского 2 гильдии купца Василия Алексеева Колесова дочь девица Мария Васильева, 23 л., православного вероисповедания, первым браком.. Поручители по жениху: вологодский 1 гильдии купец, почетный гражданин Николай Скулябин, вологодский 2 гильдии купец Николай Белозеров, вологодский 2 гильдии купец Иван Александров Белозеров. Поручители по невесте: вологодский 2 гильдии купец Василий Колесов и вологодский купецкий сын Виктор Васильев Колесов.
За 1841 год, л.134-169 https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/664604#145
Ч.1. О родившихся
- л.134об. - №1. 22 / 24 января родился Василий. Родители: вологодский 2 гильдии купецкий брат Константин Александров Белозеров и жена его Мария Васильева, оба православные. Восприемниками при крещении были вологодский 2 гильдии купец Василий Алексеев Колосов и купецкая жена Любовь Васильева Сарафанова.
- " - №2. 28 / 30 мая родился Емилия. Родители: вологодский 2 гильдии купец Иоанн Александров Белозеров и жена его Елизавета Дмитриева, оба православные. Восприемниками при крещении были .вологодский почетный гражданин , 2 гильдии купецкий сын Алексей Перов Мартьянов и мещанская жена Екатерина Дмитриева Феофилактова. Умерла 19 января 1842 г. 7 мес. от родимца (л.179об).
- л.137об. - №4. 17 / 21 декабря родился Александр. Родители: вологодский 2 гильдии купец Николай Александров Белозеров и жена его Иулия Гаврилова , оба православные. Восприемником при крещении был вологодский мещанин Александр Васильев Поваров. Умер 12 июня 1841 г. 1 года от родимца (л.163об).
л.166об.. - №4. 9 октября умер вологодский купецкий брат Александр Александров Белозеров 21 г. от простуды.
За 1842 год, л.170-184 https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/664604#180
Ч.1. О родившихся - л.173об. - №6. 1 / 2 ноября родился Нил. Родители: вологодский мещанин Нил Александров Попов и жена его Иустинья Викулова, оба православные Восприемниками при крещении были купецкий сын Александр Евстратьев Волков и мещанская жена Екатерина Александрова Семерикова
За 1838 год, л.58-67 https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/664604#60
Ч.1. О родившихся.
" - 7 октября у вологодского купца Ивана А. Белозерова родился сын Христофор в Архангельске.
За 1839 год, л.68-96 https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/664604#79
Ч.1. О родившихся
№2. 20 / 21 апреля родилась Лидия. Родители: вологодский купецкий брат Николай Александров Белозеров и жена его Юлия Гаврилова. Восприемниками при крещении были купецкая дочь девица Мария Николаева Белозерова и 2 гильдии купец Иван Александров Белозеров. Умерла 17 мая т.г. от родимца (л.87об).
За 1836 год, л.21-38 https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/664604#30
Ч.2. О бракосочетавшихся
" - №2. 21 сентября. вологодский 3 гильдии купецкий брат Николай Александров Белозеров, вступил в брак с дочерью вологодского мещанина Гаврила Иванова Волкова девицей Юлией, оба первым браком . Поручителями были вологодские купцы Иван Александров Белозеров и Роман Яковлев Сарафанов, вологодский мещанин Алексей Матфеев Букин.
За 1837 год, л.34-49 https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/664604#44
Ч.1. О родившихся
-л.37. - №3. 14 / 21 июля у вологодского купецкого брата Николая Александрова Белозерова от жены его Юлии Гавриловой родилась дочь Александра. Восприемницей при крещении была сестра отца, купецкая дочь Аполлинария Александрова Белозерова. Умерла 11 августа т.г. от поноса (л.46).
|
| Crotik49 Тема: Шаховы, Львовы-Угаровы,Кубряковы 24.04.2024, 18:21
Новое от smigv48
Тема: Духовные книги приходских церквей г. Вологды 23.04.2024, 11:40
Метрические книги ЛЕОНТИЕВСКОЙ градской церкви г. Вологды за разные годы. (ГАВО, ф.1063, оп.20, д.49. - 270 л.) Электронный ресурс Выписки.
За 1836 - 1845 годы https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/664604#1
Документы подшиты не в хронологическом порядке.
В храме служили:
Иерей Евграф Григорьев Попов (до 1840 г.) священник Павел Матфеев Аметистов (с 1840 г.) Диакон Игнатий Николаев Садоков Дьячок Аркадий Степанов Патракиев Пономарь Николай Львов Точнев
За 1840 год, л.97-133 https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/664604#107
Ч.1. О родившихся.
-л.97об. -
- " - №2. 19 / 21 июня родилась Градислава. Родители: вологодский купец Николай Александров Белозеров и жена его Иулия Гаврилова, оба православные. Восприемницей при крещении была сетра его родная , купецкая дочь девица Аполлинария Белозерова. Умерла 24 августа т.г. от родимца (л.128об).
л.110об. - №2. 28 января Жених: вологодский 2 гильдии купецкий брат Константин Александров Белозеров, 29 л., православного вероисповедания, первым браком; Невеста: вологодского 2 гильдии купца Василия Алексеева Колесова дочь девица Мария Васильева, 23 л., православного вероисповедания, первым браком.. Поручители по жениху: вологодский 1 гильдии купец, почетный гражданин Николай Скулябин, вологодский 2 гильдии купец Николай Белозеров, вологодский 2 гильдии купец Иван Александров Белозеров. Поручители по невесте: вологодский 2 гильдии купец Василий Колесов и вологодский купецкий сын Виктор Васильев Колесов.
|
| Luda_k Тема: Валуйский уезд Воронежской губернии 24.04.2024, 15:32
Ivan_Ivanov написал
[q] Мои Нефедовы встречаются в записях от 1710 года по с.Богоявленскому Казинского стана. Но в страховых ведомостях и других документах за 19 век по всему Валуйскому уезду смотрел, нет упоминаний моей фамилии. Подскажите, пожалуйста, может, я не в том уезде смотрел?[/q]
села Богоявленского в Казинской волости нет, оно находится в Казацкой волости Валуйскаго уезда.
много Нефедовых в с Басевка Богучарского уезда, посмотрите в теме " Жители.. Богучарского уезда ф И-20 оп 1 дело 6952 часть 2 Страховые ведомости Монастырщевской волости Богучарского уезда. |
| Иринна Тема: Путилины. Мои жемчужины и загадки. 24.04.2024, 8:48
Святые земли Ольховатской Священномученик Евге́ний Попов
Священномученик Евгений Алексеевич Попов родился 10 января 1879 в селе Хлевное Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области). Отец будущего священномученика был псаломщиком (после революции священником, скончался в 1920 году), мать – домохозяйкой, братья Евгения Леонид и Иван – в годы революции стали священниками. Получив начальное образование в церковно-приходской школе, будущий исповедник Христовой веры поступил в Задонское Духовное Училище, которое успешно окончил в 1899 году. Некоторое время Евгений Алексеевич был псаломщиком в одном из храмов епархии. Затем он вступил в брак с девицей Евдокией, вскоре в их семье родился сын Михаил.
В годы революционных лихолетий священноначалие Воронежской епархии, как и вся Русская Церковь в целом, крайне нуждалось в искренних, трудолюбивых, готовых до последнего вздоха свидетельствовать о истинах Евангелия Христова, священнослужителях. Именно в этот сложный для нашего Отечества, и в особенности для православного духовенства, период, несмотря на очевидные трудности и тяготы предстоящего пути, Евгений Алексеевич Попов осознано вступает на поприще священнического служения. Основным местом его пастырских трудов стал приход Преображенского храма небольшой слободы на юге Воронежской губернии – Ольховатка.
Священнику Евгению Попову практически сразу пришлось столкнуться с враждебным отношением советских властей к Церкви. В этот период проходила кампания по изъятию церковных ценностей, которая не обошла и Преображенского храма слободы Ольховатка. Будущий священномученик призывал прихожан уберечь от поругания священные сосуды, но, несмотря на протесты, власти изъяли все предметы, так или иначе содержащие в себе драгоценные камни и металлы. В тот раз по отношению к священнику Евгению Попову никаких репрессивных мер предпринято не было.
В 1922 году архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Василевский) поддержал деятельность обновленческого Высшего Церковного Управления. Его примеру последовало большинство духовенства епархии, что напрямую было связано с заключением под стражу Патриарха Всероссийского Тихона (Беллавина) с которым фактически прекратилась всякая связь. В отсутствие связи с каноническим центром в лице Святейшего Патриарха, находясь под постоянным давлением со стороны советских властей, епархиальные архиереи и духовенство, желая сохранить единство и возможность легального функционирования, в основной своей части признало самочинный и по сути неканоничный орган – обновленческое Высшее Церковное Управление. Не исключением было духовенство, служившее в Ольховатке и близлежащих селах. Менее чем через год из-под стражи был освобожден патриарх Тихон, который сразу же недвусмысленно обличил всю неправду обновленческого движения и призвал к покаянию и возвращению под его Первосвятительский омофор всех поддержавших неканоничное ВЦУ. После этого заявления Патриарха начался массовый процесс возвращения епископата и прочего духовенства под управление Святейшего Патриарха Тихона и верных ему иерархов.
Священник Евгений Попов, в числе немногих, практически сразу вернулся под начало Патриаршего управления, под омофор архиепископа Воронежского и Задонского Владимира (Шимковича). Сохраняя верность каноническому священноначалию, иерей Евгений Попов стойко противостоял обновленческому духовенству, призывая их к покаянию, прихожан же, в свою очередь, убеждал сохранять верность Святейшему Патриарху Тихону, как зримому символу церковного единства и стойкости перед лицом многочисленных испытаний. В конце 20-х годов самого исповедника Христовой веры священника Евгения Попова постигло серьезное испытание – будущий священномученик овдовел. В 1930 году, на волне новых гонений со стороны советской власти по отношению к Церкви в период сплошной коллективизации, отец Евгений Попов был арестован по обвинению «в антисоветской агитации и хранении серебряной монеты». По приговору Тройки ОГПУ по Центрально-Черноземной области священник Евгений Алексеевич Попов был сослан на 3 года в Уральскую область. Не в последнюю очередь причиной преследований отца Евгения стала его непреклонная позиция в отношении к обновленчеству.
В 1932 году, вернувшись из ссылки, иерей Евгений Попов непродолжительное время проживал в Краснодаре, затем переехал в село Поповка Россошанского района Центрально-Черноземной области, где жил не более двух месяцев. В октябре – ноябре 1933 года отец Евгений проживал в селе Гороховка Калитвянского района, где призывал верующих не допустить засыпку зерна в здание так называемого «косогорского» Преображенского храма. В конце 1933 года будущий священномученик переехал в село Ольховатка (ныне районный центр), время от времени совершая богослужения в храме села Гороховка.
В Ольховатке отец Евгений, не имея своего жилья, некоторое время жил в доме председателя церковного совета Анастасии Кошман, затем переехал на квартиру Дарьи Сергеевны Бурлуцкой, где жил до самого ареста. К моменту приезда в Ольховатку священника Евгения Попова Преображенский храм по настоянию местных властей «с согласия и разрешения верующих села» был «временно занят под хлеб», поэтому иерей Евгений совершал богослужения в основном в домах верующих, которые поддерживали своего пастыря материальными средствами и продуктами. Священнику с судимостью довольно сложно было получить регистрацию, без которой власти запрещали совершать богослужения священнослужителям в храме. Несмотря на это, отец Евгений побуждал верующих ходатайствовать перед местными властями об освобождении храма от зерна и возобновлении в нем регулярных богослужений. Летом 1934 года верующие села Ольховатка просили власти освободить церковное здание от зерна и разрешить регулярные богослужения в Преображенском храме, на что разрешения получено не было.
12 ноября 1935 года в преддверии «сплошной массовой ликвидации религиозных объединений всех ориентаций» священник Евгений Алексеевич Попов был арестован по обвинению в «антисоветской агитации», и уже 14 мая 1936 года сессией Специальной судебной коллегии Воронежского областного суда в городе Россошь приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Виновным себя священномученик не признал. Сначала иерей Евгений Попов находился в тюрьме города Россошь, затем перевезен в Мичуринск. 30 октября 1936 года отец Евгений доставлен этапом на Нерехтский (9-й) участок Волжского исправительно-трудового лагеря, что в Ярославской области. В лагере он непродолжительное время работал сторожем на электростанции.
В августе 1937 года на волне «большого террора» на отца Евгения было заведено новое уголовное дело на основании доноса о том, что он «систематически проводит среди заключенных антисоветскую агитацию…; распространяет клеветнические слухи о режиме и порядках на строительстве; является отказчиком от работ и призывает заключенных к организованным отказам». К тому же священномученик Евгений проходил, как обвиняемый, по групповому делу «священника Глеба Апухтина, Петра Григорьева и др.», обвиняемых в создании подпольной группы антисоветской направленности. Виновным себя иерей Евгений Попов не признал.
22 сентября 1937 года священник Евгений Алексеевич Попов приговорен Особой тройкой при УНКВД по Ярославской области к расстрелу. В приговоре значилась следующая формулировка: «вел контрреволюционную агитацию, злостный отказчик от работы, выражал соболезнование по поводу расстрела врагов народа, работая сторожем в лагере, способствовал расхищению материалов». Приговор был приведен в исполнение 23 сентября 1937 года. Похоронен священномученик Евгений Попов в братской могиле на Нерехтском (9-ом) участке Волжского исправительно-трудового лагеря.
Со страницы храма вконтакте |
| Иринна Тема: Путилины. Мои жемчужины и загадки. 24.04.2024, 8:31
Время безверия или слово о Слободских церквях
В середине 30-х годов прошлого столетия в Ольховатском районе были закрыты все церкви. Большую часть из них разрушили до основания. Почему исчезла Георгиевская церковь в Юрасовке, почему не смогли ужиться Советская власть и церковь в 30-е годы прошлого столетия?
К концу XVIII началу XIX века на территории нынешнего Ольховатского района действовало более десяти церквей. Поселения черкас имевшие льготы (свободы), в выполнении государственных повинностей, в выплате налогов, назывались обычно слободами, а область получила название «Область слободских городов». Поселок с выстроенной церковью сразу же получал статус слободы. Жители черкасских слобод обычно освобождались на 10 – 15 лет от повинностей, при этом наименование «слобода» сохранялось за поселением и после истечения льготных лет, а также подчеркивал право перехода жителей в другое место и противопоставлялся поселению, жители которого устраивались на «вечное житье».
До революции Несмотря на все старания по ремонту Юрасовской церкви, она с каждым годом все более ветшала и требовала капитальной перестройки. — В 20-х годах XIX века благочинный священник Стефан Чехов доносил святителю Антонию II (Смирницкому), что по стенам Георгиевского храма в Юрасовке бывает течь, и стены в некоторых местах сильно повредились, — рассказал юрасовский краевед Антон Плохих. — К слову, святитель Антоний (Смирницкий) в 2003 году был прославлен в лике святых Воронежской епархии. Прихожане Георгиевской церкви вознамерились даже построить новый храм и даже несколько раз закупали кирпичи для этого. Но пролежавшие несколько лет стройматериалы распродавались, и дальше слов дело не шло. Лишь в 1866 году юрасовский помещик Николай Гарденин взял дело постройки храма в свои руки.
Николай Гарденин и его жена Вера Васильевна были крупными землевладельцами. К 1880 году они владели 893 десятинами земли. А их сын Сергей при слободе Юрасовке имел 692 десятины земли и 216 десятин леса в урочище Виниошном. — Строительство Георгиевской церкви шло несколько лет, до 1872 года, — рассказал Антон Плохих. — В итоге построили трехпрестольную Георгиевскую церковь, левый предел которой устроили во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Правый предел во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца (был устроен помещиком Гардениным в честь своего небесного покровителя).
В 1872 году при Георгиевской церкви было 960 прихожан. Ее строительство велось при священнике Иоанне Глаголеве. В услужении с ним были диакон Николай Суриков и псаломщик Никанор Кирилов.
— К 1893 году Георгиевскую церковь посещали 872 мужчины и 807 женщин, — отметил Антон Плохих. — Церкви принадлежало 33 десятины земли. После священника Иоанна Глаголева службы в юрасовском храме проходили при священнике Григории Попове (служил с1884 по1894 год), далее был священник Николай Вележев, а в предреволюционные годы священствовал А. Воробьев. Помимо своих непосредственных обязанностей, юрасовские священники обучали детей закону Божьему в школах.
— За совмещение работ священникам Министерство народного просвещения доплачивало от 72 до 100 рублей в год, — отметил Антон Плохих. — Но не всегда эти обязанности они исполняли добросовестно. Сохранилось донесение, где инспектор народных училищ Острогожского уезда Дарский сообщает директору народных училищ Воронежской губернии, что священник Николай Вележев «неисправно» посещает училище. Но вполне вероятно, на это были уважительные причины, связанные с обязанностями священника, а не из-за его безответственности. В 1909 году в Юрасовке проживало 1010 мужчин и 987 женщин. В слободе было уже две школы: министерская и церковно-приходская. Также до революции 1917 года в Юрасовки 6 мая (престольный праздник — день памяти святого Георгия) ежегодно проводили ярмарку. Жители окрестных слобод и хуторов съезжались и привозили на продажу сельскохозяйственную и животноводческую продукцию. На ярмарку приезжали купцы из Острогожска, имевшие тесные экономические связи с юрасовцами.
Время безверия Именно колокол Георгиевской церкви в 1917 году оповестил Юрасовцев о том, что к власти пришла партия большевиков. Об этом сохранились воспоминания уроженца Юрасовки Д.Андрианова: По деревне медленно плыли глухие, протяжные звуки девяностопудового медного колокола, установленного на высокой колокольне. Его звук слышали в каждом удаленном доме Юрасовки. Мать, услышав их, перекрестилась и зажгла лампаду, висящую перед иконой. Потом она стала на колени и, припав к холодному земляному полу, начала молиться. У здания школы собралось множество народа. В центре собравшихся развевалось красное знамя. Местный сапожник Афанасий Смыкалов, ставший председателем земельного комитета и комитета бедноты, объявил о приходе к власти большевиков». Георгиевская церковь продолжала действовать. С 1924 по 1934 год священником в ней был отец Аркадий. — Деятельное участие в закрытии храма приняли братья Степан и Григорий Гуляевы, — рассказал Антон Плохих. — Среди жителей Юрасовки бытует мнение, что пристройка к юрасовской школе была сделана в 1957 году из материала, оставшегося от церкви. Сейчас на месте храма находится сквер и стараниями жителей Юрасовки в 2016 году установлен Поклонный крест В начале 2000-х годов во время реставрации Костомаровской школы разобрали и деревянную пристройку. От Георгиевского храма остались лишь несколько экспонатов в школьном краеведческом музее.
Обновленцы в Ольховатке После закрытия всех церквей на Ольховатской земле начало процветать обновленчество. Так в 1928 году для управления обновленческими приходами в центрально-черноземном округе создали митрополитанское областное церковное управление. В него вошли 12 епархий, в том числе и Россошанская (в нее входил Ольховатский район).
— В 1933-1935 годах обновленческой Россошанской епархией руководил архиепископ Григорий (Орлов), — рассказал Антон Плохих. — В это время в Ольховатском районе не осталось приходов, принадлежавших канонической русской Православной церкви. Исключением был священник Евгений Попов — приверженец ортодоксального православия. Он жил в Ольховатке и совершал требы, несмотря на то, что Преображенский храм был уже закрыт.
В 1936 году в Ольховатском районе осталось три обновленческих прихода: в Копанной 2-ой со священником Феофаном Путилиным, в Юрасовке со священником Петром Поярковым и в Шапошниковке (имя и фамилия священника неизвестна). — Церковь в Шапошниковке была закрыта, а в Копанной 2-ой и Юрасовке церкви засыпали зерном, — отметил Антон. — Несмотря на закрытые храмы, священники продолжали исполнять требы, а прихожане надеялись на открытие церквей вновь. В мае 1935 года сельсовет оштрафовал церковный совет храма в Копанной 2 на 500 рублей с обвинением непроведения ремонтных работ в храме. В трехдневный срок прихожане не смогли уплатить штраф, и церковь закрыли. На тот момент это была последняя действующая церковь в Ольховатском районе. Народу была необходима вера, поэтому люди стали собираться в пещерах, около криниц и молиться там. Так было в меловых пещерах Караяшника в 1935 году. — Основательницами там были две чернички (монахини), — рассказал Антон Плохих. — Через некоторое время районная милиция завалила вход в пещеры и вывезла все церковное имущество.
Но верующие снова начали собираться, Но у верующих не было храмов, чтобы там молиться. В итоге начало развиваться пещерничество. Следом за обновленчеством, расколовшим в 30-х годах прошлого столетия православный мир на два лагеря, на территорию Ольховатского района проникли секты, такие как пятидесятники, баптисты и другие. Следует вспомнить, что в годы репрессий и гонений также существовала и катакомбная церковь. Люди не принимали обновленцев и проводили служения тайно на дому. Сейчас отстраиваются разрушенные храмы, все больше людей приходят в них на богослужения.
Статья тут
https://dzen.ru/a/YFi9SI4Gh3Pqp8e8?share_to=telegram |
| Crotik49 Тема: Шамаховы, Баженовы, Малинины,Старостины, Нуромские 23.04.2024, 19:15
https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/644937#5 1920 г, .
1920 г. Л. 3 об. Священник Федор Федорович Шамахов 55 л. Текст тот же добавлено новое. Жалованье получает 4800 руб.в год.за исправление последствий,треб,поминовения и славы по приходу получено 7758 руб.,а всего получено 12558 руб.
По время отобрания школы советской властью преподает безвозмездно Закон Божий ученикам в церкви.за все время почти состоит председателем местного церковно- приходского попечительства и совета, грамоту имеет. Л.4Жена Мария Васильевна 54 л. Дети: Сергей состоит псаломщиком при сей церкви, Алексей и Михаил находятся на военной службе, Александр на службе в Вологде в лесоартели пневмо водителем. И,д,псаломщика Сергею Шамахову отец.
Л.4 об. Исправляющий должность псаломщика Сергей Федорович Шамахов 26 лет,родился 19 июля 1890 г. Жалованье от прихода получает 2400 руб,в год и за исправление треб, последствий,поминовения и славы по приходу 3879 руб.,а всего 6279 руб. Сын священника сей церкви Федора Шамахова. В 1908 г.уволен из 1 класса Вологодского духовного училища по болезни. С 1909 по 1911 г. находился послушником в Вологодском Спасо Прилуцком монастыре и 22 декабря 1911 г.определен и.д.псаломщика к Покровской Углецкой церкви Вологодского уезда. 1915 г.25 февраля был взят на военную службу, которую проходил до 1918 года. В 1918 г.22 августа определен и.д.псаломщика к сей Иоанно- Предтеченской Голубковской церкви. Укнз имеет.
Л. 5 В 1916 г,был в походах против неприятеля и участвовал в сражениях с германцами, был неоднократно ранен.
Жена его Вера Константиновна, 21 года 14 августа 1899 г., крестьянская дочь. Местному священнику Федору Шамахову сын.
|
|
|