Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник PElena »   Копилка »   Луганск и луганчане
RSS


Луганск и луганчане

Родились в Луганске Владимир Даль, Михаил Матусовский, учился Николай Гастелло, жил старец Филипп Луганский...


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ >>>>>> ]
Модератор: PElena
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5687
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4442 



Герой Гражданской войны

Пархоменко Александр Яковлевич


[12(24). 12. 1886, с. Макаров Яр, ныне с. Пархоменко Краснодонского р-на Ворошиловградской обл.,— 3.1.1921, с. Бузовцы, ныне Жашковского р-на Черкасской обл.], герой Гражданской войны. Чл. КПСС с 1904. В Сов. Армии с 1918. С 1900 рабочий Луганского паровозостроительного завода. Активно участвовал в революц. движении. В 1905—07 был одним из организаторов боевой рабочей дружины, затем руководителем крестьянского восстания в с. Макаров Яр. Неоднократно арестовывался. В 1916 один из руководителей политич. стачки на Луганском патронном з-де. В том же году был мобилизован в армию. Во время Февр. революции 1917 отряд солдат во главе с П. разоружил Марьинский полицейский участок в Москве и штурмовал здание телеграфа.

По возвращении в Луганск (март 1917) П. принимал активное участие в сплочении пролетарских сил, вёл борьбу с меньшевиками и эсерами, создал на патронном з-де боевую дружину, возглавлял штаб Красной Гвардии. После Октября 1917 участвовал в установлении Сов. власти в Донбассе, в подавлении мятежа Каледина и в борьбе против Центр. Укр. рады. С марта 1918 П. возглавлял штаб первого Луганского отряда (ком-р К. Е. Ворошилов), к-рый участвовал в боях с нем. оккупантами. В боях за Донбасс, при обороне Харькова, в геропч. походе 5-й Укр. армии к Царицыну ярко раскрылись военное дарование, организаторские способности П., его бесстрашие. В июне 1918 П. с отрядом прошёл через занятые врагом степи в Царицын; здесь в окт. 1918 был назначен особо уполномоченным РВС 10-й армии.

С янв. 1919 П.— воен. комиссар Харьковской губ., нач-к гарнизона Харькова и одновременно уполномоченный по снабжению Харьковского воен. округа. Командовал группой войск при разгроме банд Григорьева. За умелое руководство сводным отрядом сов. войск при взятии Екатеринослава (Днепропетровск) и проявленные при этом мужество и храбрость был награждён орденом Красного Знамени. В последующем командовал Харьковской крепостной зоной, образованной в связи с наступлением деникинских войск. С дек. 1919 особоуполномоченный РВС 1-й Конной армии, с апр. 1920 нач-к 14-й кав. дивизии этой армии. В Киевской операции 1920 и в боях в Северной Таврии П. проявил большое мужество, храбрость и самообладание, за что был награждён вторым орденом Красного Знамени.


---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5687
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4442 



Луганск - не столичный город, но показать есть что. И среди многих интересных памятников города, появившихся в разное время, всегда удивляет и восхищает мемориальный комплекс «Борцам революции».

Мемориал задумывался как памятник героям революции и гражданской войны. 25 октября 1925 года «Товариществом старых большевиков» был поставлен вопрос о строительстве памятников «Жертвам революции» и «Павшим борцам при обороне Красного Луганска» - так предлагалось назвать памятник. Для решения этого вопроса была создана комиссия, в которую вошли два старых большевика Л.Ходос и И.Алексеев (Кум), у которых был большой авторитет среди большевиков, заработанный в годы революции и гражданской войны, в комиссию вошел и представитель профбюро.

В январе 1930 года горисполком принимает решение о постройке в Луганске в честь 10-летия освобождения Донбасса от белых банд трех памятников, в том числе «Памятник борцам, погибшим при защите Луганска от белогвардейской армии Деникина в 1919 году». Но в то время денег на строительство памятника не нашлось, А уже в 1935 году Донецкий областной съезд Советов признал строительство памятника обороне Луганска делом всего Донбасса.



На строительство памятника руководством Донецкой области (в состав которой входил и Луганск) было выделено 100 тысяч рублей. Правительство осуществляло контроль за строительством памятника. В.И.Межлаук, который на тот момент был заместителем Председателя Совнаркома СССР и Совета труда и обороны и одновременно Председателем Госплана СССР, писал в редакцию газеты «Луганская правда»: «.. постройку памятника Героям Революции и обороны Луганска считать делом совершенно необходимым и неотложным. Луганским пролетариям по праву принадлежит высокая честь быть авангардом украинских пролетариев в гражданской войне, поддерживаю постройку памятника и предлагаю мой личный взнос – 100 рублей».

Особую роль в появлении памятника сыграл К.Е.Ворошилов. Он курировал вопрос о строительстве памятника. Сначала, по совету К.Е.Ворошилова, памятник проектировал московский скульптор В.В.Козлов, но в октябре 1935 года комиссия Президиума ЦИК СССР по охране исторических памятников гражданской войны и Красной Армии отклонила проект В.В.Козлова, признав неудачным его архитектурное решение.

После этого, в 1935 г. Луганский горисполком поручил архитектору-художнику Александру Степановичу Шеремету разработать проект этого памятника. Перед А.С.Шереметом была поставлена очень серьезная задача. Время на проектные работы было очень ограничено. На А.С. Шеремета легла огромная ответственность... Проект был выполнен в короткий срок. Группа старых большевиков и автор проекта А.С. Шеремет в начале 1936 года повезли проект на обсуждение в Москву. Проект был показан К.Е.Ворошилову. Бурно обсуждался вопрос о личностях, чьи скульптуры войдут в общую композицию памятника. Остановились, по предложению К.Е.Ворошилова, на героях гражданской войны Александре Пархоменко и Петре Цупове. Были предложения установить памятник и К.Е.Ворошилову, который на тот момент был маршалом Советского Союза, а Луганск с 1935 года был уже Ворошиловградом. Памятник знаменитому земляку появился в сквере напротив мемориала «Борцам революции», но гораздо позже - после Великой Отечественной войны.



Луганск. Сквер у площади Борцам Революции с памятником Ворошилову (ныне здесь здание краеведческого музея). Фото Л. Шлапоберского, 1956г.

Несколько слов о героях, запечатленных в скульптуре. Александр Пархоменко был активным участником революции и гражданской войны, погиб на Черкащине в боях с войсками Махно. Тело Пархоменко было перевезено в Луганск и похоронено на городском кладбище (теперь сквер 30-летия ВЛКСМ), хотя есть сведения, что это было уже второе место захоронения, а в конце 1930-х прах А.Я.Пархоменко перезахоронен еще раз уже на территории сквера на площади Революции. Петр Иосифович Цупов, рабочий завода Гартмана, активный участник революционного движения, боец 5-й Украинской армии, погиб вместе с тремя сыновьями в 1918 году.

Проект был утвержден, и А.С.Шеремет приступил к осуществлению авторского надзора за строительством памятника. Архитектурно-пространственное решение проекта ассоциировалось с памятником Парижским коммунарам – Стеной коммунаров. Серьезной проблемой был список имен на плитах памятника. Изначально их было 174, имена тех, кто погиб при защите города, но затем этот список расширился за счет фамилий луганчан, которые погибли на всех фронтах гражданской войны. На сегодняшний день на стелах мемориала 326 фамилий.

Мемориал состоит из 3-х частей, 24-х колон; длина памятника – 40 метров. Центральная часть памятника высотой 7 метров, ее венчает барельеф, изображающий орден Красного Знамени (этой награды Луганск был удостоен осенью 1924 г., а вручен орден в апреле 1925 г.), ниже выгравирован текст указа ВУЦИК и ВЦИК о награждении города орденом Красного Знамени. Скульптуры А.Пархоменко и П.Цупова были выполнены московскими скульпторами А.И.Рабиновичем и Н.И.Шильниковым, а барельеф – М.Монанниковой. Фамилии луганчан, высеченные на белых мраморных плитах, покрыты позолотой.

Открытие памятника было приурочено к 20-летию Октябрьской революции. По воспоминаниям старого большевика Д.Н.Краснощекова, памятник был открыт 7 ноября 1937 года. В 8 часов утра возле мемориала «Борцам революции» начался торжественный митинг по случаю открытия памятника. Казалось, весь город собрался на это торжество. Под звуки «Интернационала» перед памятником застыли бойцы Ворошиловградского гарнизона и группа старых большевиков, чтя память погибших героев. На митинге выступил секретарь городского партийного комитета товарищ Терехов и старый большевик, ветеран партии И.И.Алексеев (Кум), который вместе с А.Пархоменко и П. Цуповым, теперь застывшими в бронзе, прошел путь революции и гражданской войны.

Наш знаменитый земляк Михаил Матусовский в 1939 г., будучи студентом Литературного института им. Горького, совместно с Константином Симоновым после проведенных каникул в Луганске выпустили книгу «Луганчане», в которой помещено стихотворение «Памятник", посвященное мемориалу Борцам революции:

Как будто вернувшись

из дальних походов, Как будто восстав

из могильных камней, Стоят сыновья

трудового народа На жестком граните,

спиною к спине. Над городом ночью

вдвоем остаются Комдив и боец.

Сообща воздана Им почесть и память,

и вместе поются И вместе склоняются их имена.

Я знаю: у этих гранитных подножий

В минуту тревоги, в дыму и в пыли, Мы головы склоним

и в шлемы положим Щепоть суховатой

донецкой земли.

По одной из версий, в 1938 году в комплексе мемориала «Борцам революции» были установлены два трофейных английских танка. Эти танки поставлялись Англией в 1918 году для войск Деникина. В годы гражданской войны были отбиты у белогвардейцев и использовались (около 30 единиц) в войсках Красной Армии до 1930 года.

В 1938 году нарком обороны маршал К.Е.Ворошилов подписал документ, в котором говорилось: «Все эти танки не на ходу, без вооружения, хранятся на окружных и центральных складах и войсками не используются. Танки считаю необходимым использовать следующим образом: 1. «Рикардо» (так по названию модификации двигателя, именовали в СССР танки Маrk V) в количестве 14 штук передать по два городам: Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Ленинграду, Киеву, Ворошиловграду и Архангельску для использования как исторические памятники гражданской войны...» Так маршал Ворошилов подарил нашему городу английские танки, которые на сегодняшний день являются ценнейшими экспонатами. 70 лет эти уникальные танки находятся в Луганске, вызывая интерес и восхищение техникой начала XX века.

В годы фашистской оккупации мемориал был сильно поврежден, немцы демонтировали бронзовые скульптуры А. Пархоменко и П. Цупова и вывезли в Германию, были разбиты мраморные плиты, повреждены колонны. Удивительно, но не тронули танки. После освобождения города в 1943 году стал вопрос о восстановлении памятника. Но где взять средства и материалы?.. Идет невыносимо тяжелая война. На заседании горисполкома было принято решение – временно реставрировать памятник имеющимися материалами, поручить скульпторам создать бетонные скульптуры А. Пархоменко и П. Цупова,

В 1944 году, по настоянию первого секретаря обкома партии А.И. Гаевого, с 1-го Белорусского фронта был отозван и приступил к своим обязанностям в декабре 1944 года главный архитектор города А.С. Шеремет. Нужно было восстанавливать разрушенный город и, естественно, мемориал. А.С. Шеремет – автор проекта памятника, ему и заниматься проблемами его восстановления. Участвовали в восстановлении памятника луганские художники и скульпторы: И. Артюшенко, Л. Локотош, Л. Тригубова, В. Ткаченко. Памятник был восстановлен в 1947 году, но не в первичном своем состоянии,

Шли годы, и почти каждое десятилетие что-то менялось в комплексе мемориала. Установленный после войны напротив мемориала памятник маршалу К.Е.Ворошилову исчез в темную мартовскую ночь 1958 года, тогда же на картах СССР исчез и город Ворошиловград, снова появился Луганск. Напротив, появился памятник Красному Знамени с Вечным огнем, да и место Вечного огня менялось. Изменилось и место танков, В 1980-е годы они были перенесены к новому зданию краеведческого музея.

К концу 1970-х годов стало ясно, что памятник нуждается в серьезных ремонтно-реставрационных работах. Неоднократно этот вопрос поднимал автор памятника А.С. Шеремет. Он профессионально расписал ход и объем реставрационных работ. И только в 1987 году памятник бы/ косметически обновлен, но необходимые реставрационные работы не были проведены в полное объеме.

Октябрь 2009 года. Луганск в ожидании открытия мемориала «Борцам революции» после ремонтно-реставрационных работ, которые длились более полугода. Реставрация обещает вернуть памятнику его первоначальный вид и осовремененное архитектурное пространство. Большое спасибо у низкий поклон всем людям, с такой любовью принявших участие в восстановлении памятника. Памятник достоин самого серьезного отношения, ведь он является не только фиксированной историей и гордостью Луганска, но и всей Украины. 27 декабря 2001 года постановлением Кабинета Министров Украины за № 1760 мемориальный комплекс «Борцам революции» включен в государственный реестр недвижимых па мятников Украины национально го значения.

О.ПРИКОЛОТА
Памятник из нашей истории // Жизнь Луганска, 2009. - №44(1008). – С. 7.










МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМЛЕКС БОРЦАМ РЕВОЛЮЦИИ





Как известно эти танки – бортовые номера 9186 и 9344 – были захвачены частями Красной Армии у врангелевцев в качестве трофеев и .позже подарены Луганску нашим земляком – Климом Ворошиловым. Первоначально предполагалось установить их на Острой Могиле в опрокинутом виде, но затем они были размещены в центре города.



Первые английские танки для Вооруженных Сил юга России (ВСЮР) прибыли в Новороссийск 22 марта 1919 года (6 танков MK-V и 6 – МК-А). Вместе с ними прибыли и 29 английских инструкторов. Для подготовки русских танковых экипажей была организована «Школа английских танков», которая за период с июня по декабрь 1919 года подготовила около 200 офицеров-танкистов. Всего было поставлено для ВСЮР 73 танка.

27 апреля 1919 года был сформирован 1-й дивизион в составе управления и 4-х танковых отрядов. В первых числах мая дивизион был отправлен на фронт, где эти отряды были распределены между дивизиями Добровольческой армии. В течение мая танки 1-го отряда участвовали в боях в районе станций Ханжонково - Ясиноватая - Попасная, а затем в начале июня были переброшены на Царицынский фронт, где, по воспоминаниям участников, их роль сводилась к уничтожению проволочных заграждений.



Следует отметить, что эти танки были специально спроектированы для прорыва глубокой обороны в условиях позиционной войны Западного фронта в 1-й мировой войне, и совершенно не годились для условий гражданской войны в России, где отсутствовала сплошная линия фронта, а боевые действия носили маневренный характер. Эти тихоходные и неповоротливые машины (скорость танка МК-\/ составляла 5-7 км/час) были практически бесполезны, к тому же они были не новыми, а уже использовались на Западном фронте. Условия работы экипажей в танках были ужасными. Тряска, рывки, толчки. Отработанные газы, запах бензина, пороховая гарь заполняли все пространство внутри танка.

В боевой обстановке частые обмороки случались даже у самых выносливых. Обычно после трех дней боев экипаж совершенно выходил из строя. Температура внутри танка доходила до 50 градусов и более. В МК-V положение усугубляла выхлопная система, которая проходила внутри кузова и через час работы накалялась чуть ли не добела. Летом находиться в танке более 3-х часов было невозможно, и поэтому нередко в разгар боя танкисты вынуждены были вываливаться из танка, чтобы отдышаться. Если броня танков (10-15 мм) хорошо защищала экипаж от пуль и осколков, то для любого артиллерийского снаряда она была легко уязвима. По выражению одного из офицеров-танкистов, «броня пропускала снаряд, как масло нож, и танк вспыхивал, наполненный бензиновыми и масляными баками, патронами и снарядами».

После тяжелых поражений зимой 1919-20 гг. остатки ВСЮР были эвакуированы в Крым и переформированы в Русскую Армию во главе с генералом бароном Врангелем. Испытывая недостаток в людях, Врангель делал ставку на максимальное использование технических средств ведения боя. Была проведена реорганизация танковых и броневых частей, в результате чего их действия летом-осенью 1920 года были наиболее активными и грамотными за всю гражданскую войну.

К июню 1920 года в составе вновь сформированного 1-го дивизиона был, в частности, 1 -й отряд из 6-ти танков МК-V, среди которых был танк № 9186 «Дерзкий», впоследствии оказавшийся в Луганске.



Многочисленные боевые выезды сильно изнашивали материальную часть танков, а запчасти брать было практически неоткуда, так как с апреля 1920 года Англия отказалась поставлять танки Врангелю. К тому же в ходе наступления красных в октябре 1919 – марте 1920 гг. ими было захвачено в качестве трофеев 50 танков. С целью пополнения танкового парка белыми были предприняты попытки переманить танки, которые стали поступать на фронт для красных, на свою сторону. Для этого предполагалось отправить в тыл к красным специального агента с большой суммой денег для подкупа нужных людей. Чем закончилась эта авантюра - нам не известно.

7 июня 1920 года части Русской Армии начали наступление на 13-ю армию красных. На Перекопском перешейке действия пехоты поддерживали танки 1-го и 4-о отрядов. Атака началась в 4 час а 25 мин., когда танки «Генерал Слащев», «Верный», «Дерзкий» и «Грозный» двинулись с Турецкого вала в направлении окопов красных, ворвались в первую линию позиций противника и, смяв проволочные заграждения, прорвали ее, затем танки прорвали вторую линию окопов, которую тут же заняла пехота белых. И уже в тылу красных танки 1-го отряда столкнулись с пехотой и артиллерией латышской дивизии, оказавшей упорное сопротивление.

Латыши почти в упор били по танкам из орудий и бросались на танки с гранатами. В результате, танки «Генерал Слащев», «Дерзкий» и «Грозный» были подбиты. Эти и другие вышедшие из строя машины были отправлены в Севастополь на ремонт, где их и захватили части Красной Армии в ноябре 1920 года. Танк № 9186 был обгорелым, с пробитой броней.

---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5687
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4442 



На Луганщине прошли и детские годы Николая Федоровича Чернявского, родившегося в 1867 г. в Бахмутском уезде. В своей автобиографии он писал: "… На четвертому році мого життя батька наставлено на священика, і сім'я наша переселилась в Славяносербський повіт, в село Новобожедаровку, що стоїть на річці Донці, на границі з Донщиною. Тут я зріс, і тут склалась душа моя, і се село і придонецький край я почитаю справжню моєю вітчизною".

Начинал учебу Николай Чернявский в станице Митякинской, на противоположном берегу Донца, в церковной школе, а затем учился в Луганске, в частной школе Ф. Подобы. В одиннадцатилетнем возрасте его отдали в бахмутскую духовную школу, после которой он окончил Екатеринославскую духовную семинарию. Первый сборник его стихов "Пісні кохання" вышел в Харькове в 1885 г., а через три года в Бахмуте увидел свет сборник "Донецькі сонети". Н. Ф. Чернявский был первым шахтерским поэтом, отразившим в своем творчестве тяжелый и опасный труд шахтеров. В стихотворении "В Донецькім краї" он писал:

Ревуть гудки. Дими стовпами
Повзуть за вітром по степу.
А там під степом, у склепу
Шахтар зомлілими руками
Б'є камінь, вугілля добува,
У землю вік свій зарива.




Николай Чернявский известен и как прозаик. Его остропсихологические рассказы и повести не потеряли актуальности и в наше время. Широко известны и его переводы Пушкина, Лермонтова, Надсона, Фета, Гейне и других поэтов-классиков на украинский язык. Его перу принадлежит также перевод выдающегося древнерусского литературного памятника "Слово о полку Игореве". В своей жизни и деятельности ему не раз приходилось общаться и сотрудничать с такими выдающимися деятелями украинской литературы, как Михаил Коцюбинский и Борис Гринченко.
Творцами культурных ценностей выступали также инженеры и рабочие Луганского литейного завода, участвуя в создании памятника Славы, установленного в Полтаве в честь победы над шведами в Полтавской битве 1709 г.

---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5687
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4442 



ГАРШИН Всеволод Михайлович

Родился 2 февраля 1855 г. в Бахмутском уезде, в старой дворянской семье. Детство его было небогато отрадными впечатлениями; в его восприимчивой душе, на почве наследственности, очень рано стал развиваться безнадежно-мрачный взгляд на жизнь. Немало этому содействовало и необыкновенно раннее умственное развитие. Семи лет он прочел "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго и, перечитав его 20 лет спустя, не нашел в нем ничего для себя нового. 8 и 9 лет он зачитывался "Современником". В 1864 г. Гаршин поступил в 7 петербургскую гимназию (теперь первое реальное училище) и по окончании в ней курса, в 1874 г., поступил в горный институт. В 1876 г. он совсем уже собрался отправиться добровольцем в Сербию, но его не пустили, потому что он был призывного возраста.
12 апреля 1877 г. Гаршин вместе с товарищем готовился к экзамену по химии, когда принесли манифест о войне. В ту же минуту записки были брошены, Гаршин побежал в институт подавать просьбу об увольнении, а через несколько недель он уже был в Кишиневе вольноопределяющимся Болховского полка. В сражении 11 августа под Аясларом, как гласила официальная реляция, "рядовой из вольноопределяющихся В. Гаршин примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и ранен в ногу". Рана была неопасная, но в дальнейших военных действиях Гаршин уже участия не принимал.

Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, с полгода пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности, которую, незадолго до того, начал с блестящим успехом. Еще до своей раны он написал военный рассказ "Четыре дня", напечатанный в октябрьской книжке "Отечественных Записок" 1877 г. и сразу обративший на себя всеобщее внимание. Последовавшие за "Четырьмя днями" небольшие рассказы: "Происшествие", "Трус", "Встреча", "Художники" (также в "Отечественных Записка") укрепили известность молодого писателя и сулили ему светлую будущность. Душа его, однако, все более и более омрачалась, и в начале 1880 г. появились серьезные признаки психического расстройства, которому он подвергался еще до окончания гимназического курса. Сперва оно выражалось в таких проявлениях, что трудно было определить, где кончается высокий строй души, и где начинается безумие. Так, тотчас после назначения графа Лорис-Меликова начальником верховной распорядительной комиссии, Гаршин отправился к нему поздно вечером и не без труда добился свидания с ним.

Во время разговора, продолжавшегося более часа, Гаршин делал весьма опасные признания и давал весьма смелые советы всех помиловать и простить. Лорис-Меликов отнесся к нему чрезвычайно ласково. С такими же проектами всепрощения Гаршин поехал в Москву к обер-полицеймейстеру Козлову, затем отправился в Тулу и пешком пошел в Ясную Поляну к Льву Толстому , с которым провел целую ночь в восторженных мечтаниях о том, как устроить счастье всего человечества. Но затем душевное его расстройство приняло такие формы, что родным пришлось поместить его в харьковскую психиатрическую клинику. Пробыв в ней некоторое время, Гаршин поехал в херсонскую деревню дяди по матери, оставался там 11/2 года и, совершенно выздоровев, в конце 1882 г. приехал в Петербург.



Чтобы иметь определенный нелитературный заработок, он поступил в контору Аноловской бумажной фабрики, а затем получил место в общем съезде русских железных дорог. Тогда же он женился и чувствовал себя вообще хорошо, хотя по временам у него и бывали периоды глубокой, беспричинной тоски. В начале 1887 г. показались угрожающие симптомы; болезнь развилась быстро. 19 марта 1888 г. Гаршин бросился с площадки 4-го этажа в просвет лестницы и 24 марта умер. Выражением глубокой горести, вызванной безвременной кончиной Гаршина, явились два сборника, посвященных его памяти: "Красный Цветок" (Санкт-Петербург, 1889, под редакцией М.Н. Альбова , К.С. Баранцевича и В.С. Лихачева ) и "Памяти В.М. Гаршина" (Санкт-Петербург, 1889, редакцией Я.В. Абрамова , П.О. Морозова и А.Н. Плещеева ), в составлении и иллюстрировании которых приняли участие наши лучшие литературные и художественные силы. В чрезвычайно субъективном творчестве Гаршина с необыкновенной яркостью отразился тот глубокий душевный разлад, который составляет самую характерную черту литературного поколения 70-х годов и отличает его как от прямолинейного поколения 60-х годов, так и от поколения позднейшего, мало заботившегося об идеалах и руководящих принципах жизни.

По основному складу своей души Гаршин был натура необыкновенно гуманная; первое же его художественное создание - "Четыре дня" - отразило именно эту сторону его духовного существа. Если он сам пошел на войну, то исключительно потому, что ему казалось постыдным не принять участия в освобождении братьев, изнывавших под турецким игом. Но для него достаточно было первого же знакомства с действительной обстановкой войны, чтобы понять весь ужас истребления человеком человека. К "Четырем дням" примыкает "Трус" - такой же глубоко прочувствованный протест против войны. Что в этом протесте не было ничего общего с шаблонною гуманностью, что это был крик души, а не тенденция в угоду тому лагерю, к которому примкнул Гаршин, можно видеть из самой крупной "военной" вещи Гаршина - "Из записок рядового Иванова" (превосходная сцена смотра). Все, что писал Гаршин, было как бы отрывками из его собственного дневника; он не хотел пожертвовать в угоду чему бы то ни было ни одним чувством, которое свободно возникло в его душе. Искренняя гуманность сказалась и в рассказе Гаршина "Происшествие", где, без всякой сентиментальности, он сумел отыскать человеческую душу на крайней ступени нравственного падения. Рядом с всепроникающим чувством гуманности в творчестве Гаршина, как и в нем самом, жила и глубокая потребность в деятельной борьбе со злом. На этом фоне создался один из наиболее известных его рассказов: "Художники".

Сам изящный художник слова и тонкий ценитель искусства, Гаршин в лице художника Рябинина показал, что нравственно-чуткий человек не может спокойно предаваться эстетическому восторгу творчества, когда кругом так много страданий. Всего поэтичнее жажда истребить неправду мира сказалась в удивительно-гармоничной сказке "Красный цветок", сказке полубиографической, потому что и Гаршин, в припадках безумия, мечтал сразу уничтожить все зло, существующее на земле. Но безнадежный меланхолик по всему складу своего духовного и физического существа, Гаршин не верил ни в торжество добра, ни в то, что победа над злом может доставить душевное равновесие, а тем более счастье. Даже в почти юмористической сказке "То, чего не было" рассуждения веселой компании насекомых, собравшихся на лужайке потолковать о целях и стремлениях жизни, кончаются тем, что приходит кучер и сапогом раздавливает всех участников беседы. Рябинин из "Художников", бросивший искусство, "не процвел" и пошедши в народные учителя, и не из-за так называемых "независящих обстоятельств", а потому, что интересы личности, в конце концов, тоже священны. В чарующе-поэтической сказке "Attalea princeps" пальма, достигнув цели стремлений и выбившись на "свободу", с скорбным удивлением спрашивает: "и только-тоN"

Художественные силы Гаршина, его умение живописать ярко и выразительно, очень значительны. Немного он написал - около десятка небольших рассказов, но они дают ему место в ряду мастеров русской прозы. Лучшие его страницы в одно и то же время полны щемящей поэзии и такого глубокого реализма, что, например, в психиатрии "Красный Цветок" считается клинической картиной, до мельчайших подробностей соответствующей действительности. Написанное Гаршиным собрано в трех небольших "книжках". Рассказы Гаршина, впервые изданные самим Гаршиным в 1882 - 85 годах в 2 томах, после смерти его перешли в собственность литературного фонда и выдержали 12 изданий. "Гаршинский" капитал составляет теперь около 60 000 р. Кроме 2 сборников в память Гаршина, см. Андреевский , "Литературные очерки"; Михайловский, "Сочинения", том VI; Волжский , "Гаршин как религиозный тип" (1907); Баженов, "Психиатрические беседы" (1903); Арсеньев , в "Вестнике Европы" 1888 г.; Айхенвальд , "Силуэты русских писателей"; Скабичевский , "Сочинения", том II; Венгеров, "Источники"; Языков , "Обзор", выпуск VIII; Короленко , в "Истории русской литературы", издание "Мира"; Протопопов , "Литературные критические характеристики"; Коробка , в "Образовании", 1905, N 11 и 12; Чуковский, "Критические рассказы"; "Русское Обозрение", 1895, N 2 и 4; Шелгунов , "Сочинения", том III; Златовратский , в "Братской помощи" (сборник, 1898). С. Венгеров.

---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5687
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4442 


---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5687
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4442 




---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5687
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4442 



Парк имени Горького



"ПЕСНЯ ПАРКА" (Автор Михаил Матусовский)

Песни. Трубы. Флаги. Арки.
Над рекой вечерний дым.
Вся страна казалась парком
Разноцветным, голубым.
Как шумит по ветру знамя!
Мы с тобой опять одни,
Фонари горят над нами
И бенгальские огни.

Припев:
Где ютилися хибарки
И стоячие пруды,
Мы возводим наши парки,
Наши скверы и сады.

В схватках яростных и жарких
На полях родной земли,
Может быть, за эти парки
Луганчане в битву шли.
В схватках яростных и жарких
Храп коней. Тачанок скрип...
Может быть, за эти парки
Наш Пархоменко погиб

Припев.

Чтоб смеялись наши дети,
Астры свежие цвели,
Звезды гасли на рассвете,
Пар клубился от земли.
Чтобы музыка ходила
И стихала над прудом.
Чтоб тебе светлее было
В нашем парке молодом.

Припев.



28.08.2006 «Горький» парк – потускневшая жемчужина

В этом году луганскому парку культуры и отдыха им. Горького "стукнет" целых 70 лет. С сожалением приходится констатировать: круглую дату эта некогда лучшая рекреационная зона областного центра встретит разором и запустением... Самая большая танцевальная площадка, 57-метровая парашютная вышка, уникальная оранжерея - все это кануло в Лету. Удастся ли городу возродить великолепный парк, который в свое время был создан ворошиловградцами 30-х годов буквально "на голом энтузиазме"?



Трудно, но весело

О необходимости строительства большого парка для культурного отдыха луганчан в городе начали говорить еще в начале третьего десятилетия XX века. Решено было построить такой парк на месте старого запущенного сада на извилистом берегу Луганки у Красной мельницы, от которой осталась к тому времени груда развалин.

Парк стал делом рук всего населения города. Когда о начале строительства узнали горожане, то тысячи трудящихся, домохозяек, студентов и даже пенсионеров пришли помогать рыть канавы, планировать аллеи, выполнять другие подсобные работы.

Автором и руководителем проекта парка культуры и отдыха в Ворошиловграде был старший архитектор Александр Степанович Шеремет. Впоследствии он писал: "Перед нами стояла задача построить планировку таким образом, чтобы все парковые сооружения находились в едином ансамбле. Это значит, что каждое здание должно отвечать окружающим его сооружениям, окружающей приоде, зелени и т.п. При выборе места для зданий и сооружений учитывалось, что в перспективе каждое здание, фонтан, павильон, колоннада должны будут завершать ту или иную аллею либо сопутствовать ей. Таким образом, парк должен был представлять собой единое, законченное целое".

Создание парка было нелегким делом. Строители впоследствии вспоминали, как трудно и одновременно весело шли работы по сооружению будущего "Очага отдыха горожан".

В мае 1935 года началось строительство оранжереи. Затем заложили фундамент колоннады у бассейна и теннисные корты, в июле - фундамент центрального входа и культбазу. С наступлением зимних холодов строителей поджидали новые трудности. Мороз достигал 20 градусов, и цементный раствор застывал моментально. Приходилось постоянно подогревать воду и раствор. Начальник Культстроя Василий Михайлович Забиякин, руководивший всеми строительными работами, вспоминал впоследствии, что ни ветер, ни мороз не могли остудить "небывалого энтузиазма строителей".



Жемчужина Луганска

К весне 1936 года были закончены работы в оранжерее, построен душ, бассейн, эстрада.

Вход в парк был оформлен торжественной колоннадой в греческом стиле, рядом застыли физкультурники, изваянные в мраморе. Оба - олицетворение силы и мужественности; мускулистые и красивые: один с мячом в руках, второй крепко держал... гранату.

Газета "Ворошиловградская правда" за 18 августа 1936 года в статье "Жемчужина нашего города" так описывала новый парк: "Прекрасные статуи и освежающие фонтаны, теннисные корты, гладкий асфальт дорожек, тенистые деревья и преображенная Луганка, одна из самых высоких парашютных вышек страны - вот что ожидает ворошиловградцев за прекрасным входом".

К услугам посетителей имелась эстрада, купальня, целый спортивный городок: три волейбольных и одна баскетбольная площадки, два корта, трапеции. Спортивные площадки были огорожены сетками. Для публики установили очень удобные кресла, не забыли и об изящном судейском мостике.



Огромной популярностью пользовалась уже упомянутая 57 - метровая парашютная вышка. История ее возведения - это отдельная страница в летописи парка им. Горького. Все конструкции вышки были изготовлены на заводе им. Косиора. Отдельными секциями ее подвозили в парк и уже на месте сваривали. Для установки вышки забетонировали специально подготовленную площадку. Установку производили тремя лебедками, подъем вышки длился около 7 часов. И опять же не обошлось без поддержки горожан: большую помощь оказал пенсионер С.Г. Пономарев, имеющий богатый опыт по установке конструктивных сооружений. В готовом виде вышка весила 25 тонн. Полная высота вышки равнялась 57 метрам, высота до площадки, с которой производились прыжки, - 46 метров. Чтобы взобраться на площадку, нужно было пройти около 200 ступеней по винтовой лестнице.

Еще в парке была великолепная оранжерея. К торжественному открытию парка в ней было выращено около миллиона самых разнообразных цветов. Прекрасные газоны, круглые и квадратные клумбы, узорчатые грядки. Местная газета так описывала это великолепие парка: "Цветочное море начинается от главного входа. Оно захлестывает вас и держит в плену. Вы проходите мимо драцен, левкоев, агав, гераней. И думаете о юге, о субтропиках". Много заботы и труда вложила в озеленение парка директор Зеленстроя М.А. Плешакова. Но в оранжерее работало много добровольных помощников - женщин-домохозяек. Уже с конца мая 1936 года цветы из оранжереи стали пересаживать в грунт. Парк украшали живые вазы и шары, выполненные из ковровых растений и цветов. Основа вазонов была выполнена из дерева и проволоки. Внутри укладывался болотный мох, затем насыпалась земля, и только потом высаживались цветы - необыкновенно красиво! Это был первый опыт создания "живых вазонов" в Донбассе.

От главной аллеи во все стороны парка тянулся зеленый ковер растений. Молоденькие деревья, покрытые листвой, склонялись над беседками, которые встречались буквально через несколько шагов: ажурные, выкрашенные в голубой цвет. "Зови свою соседку и с ней иди в беседку" - призывал транспарант.

А сколько восторженных откликов вызвала самая большая в Украине танцевальная площадка! 5 тысяч человек могли одновременно танцевать на центральной площади у эстрады. Среди старых деревьев виднелась раковина для музыкантов. Неподалеку установлено было множество удобных скамеек.
Была в парке и "культбаза" (автор проекта Маляревский). Пришедшие сюда могли поиграть в шахматы, домино, бильярд. Лекционный зал на 150 человек упирался колоннами в берег Луганки. Очень необычно и оригинально спроектирована была читальня на крыше здания. Если посетителю хотелось почитать газеты или журналы на свежем воздухе, он мог по лесенке подняться на крышу, тут для удобства были расставлены столики. Сиди себе, читай прессу да любуйся видом парка!

Слева от центрального входа располагалась велостоянка для 50 велосипедов, которые в обязательном порядке сдавались на хранение, т.к. езда по парковой зоне была запрещена.
Газета "Ворошиловградская правда" за 18 августа 1936 г. поместила карту-путеводитель по парку с шуточными комментариями в стихах: "Велосипед приедет вновь, один раз путь сюда изведав. Здесь приготовили давно культотдых для велосипедов. Если жарко, если душно, все идут сюда спеша, под холодный дождик душа - если требует душа. Вышку вы найдете сразу невооруженным глазом..."

"Все эти замечательные штуки..."

На чугунных колоннах были установлены белые фонари. Постоянное освещение парка составляли 400 электроламп. Для питания их электроэнергией была построена и смонтирована подстанция мощностью в 200 киловатт.

Работы по водоснабжению парка выполнялись под руководством инженера Дмитриева. Фонтанов было несколько. Один большой у эстрады, второй малый у колоннады, третий в конце главной аллеи. Последний был украшен скульптурой девушки, приготовившейся прыгать в воду. Ровные струйки воды прямо из-под пьедестала скульптуры стекали в бассейн.
Все фонтаны и бассейны парка в сутки выливали 80.000 ведер воды. "Прямо в воздух, в никуда бьет холодная вода!" - так описал свои впечатления один из посетителей парка.

Оригинальным был грот, выполненный опытными руками технического руководителя Зеленстроя М.В. Стефановича. Возле грота была установлена самая высокая в парке пятиметровая скульптура "Девушка с веслом". Автор Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941 г.г. Учился в рисовальных школах Петербурга, Парижа, Рима).

Первоначально эту скульптуру Шадр планировал установить в парке Сокольники в Москве. Но что-то там изменилось в планировке столичного парка, и автор дал согласие на то, чтобы его оригинальная работа была перевезена в Ворошиловград. Шадр сам лично приезжал в наш город, чтобы проконтролировать, как и где будет проведена установка "Девушки с веслом". Место в центре грота, выбранное архитектором Шереметом, автору скульптуры очень понравилось. Одобрил он и вариант установки (фигура девушки поставлена была на низком постаменте, несколько ниже от общего уровня).



Рядом раскинулся шатер. Это павильон с холодными и горячими закусками, с разнообразными винами. Невдалеке красовалось светлое здание - гастроном.
На Луганке был оборудован пляж с купальней. От раздевалки и купальни прямо к берегу вели мозаичные полы. В летний солнечный день горожане с детьми могли позагорать на благоустроенном берегу и искупаться в реке. Для смельчаков на берегу были установлены вышки для прыгания в воду.

Открытие парка стало всенародным праздником. И самое непосредственное участие в торжествах приняли строители трамвая и сами трамвайщики, открывшие в канун праздника новые маршруты к парку. Они построили новую трамвайную линию, которая была закончена и опробована 25 июля. Протяженность линии 1,8 км.

В городской газете в день открытия парка была напечатана заметка "Маршрут № 7-8". В ней, в частности, сообщалось: "Движение по новому маршруту № 27-8 приурочивается к открытию Парка культуры и отдыха. Первые вагоны к парку пойдут сегодня с 3 часов дня. Для этого будут использованы все шесть поездов, находящиеся в Каменном Броде. К парку пойдут три поезда от вокзала и три - с площади Ленина. На новой линии вводятся остановки на углу Заречной и улицы Артема, возле школы № 13, и у парка".

Таким образом, к новому парку удобно было добираться из любого района города в любую погоду - зимой и летом. Городская газета писала, обращаясь к ворошиловградцам: "Смело входите через массивные колонны входа. Ныряйте с головой в море огня, зелени, веселья, бушующее на аллеях парка! НАШЕГО ПАРКА!.. Ведь все эти замечательные штуки, навороченные на берегах Луганки, принадлежат каждому из нас..."

Самым любимым развлечением детворы была железная дорога, расположенная в западной части парка. Проект этой дороги был составлен весной 1936 года студентами железнодорожного техникума. В течение года было выстроено здание центрального вокзала. К прокладке железнодорожной линии были привлечены специалисты управления трамвая. В 1937 году они проложили 2,5 км линии дороги. На заводе "ОР" был реконструирован старый паровоз. Радости детворы не было предела! Старожилы Луганска и сегодня вспоминают, какой восторг вызывали у отдыхающих маленькие открытые вагончики, весело бегущие по рельсам железной дороги в парке им. Горького. В перспективе на заводе "ОР" должны были построить три новых пассажирских вагона и удлинить железнодорожные пути. К сожалению, эти планы остались на бумаге.

18 августа 1936 года парк был торжественно открыт. Сотни горожан побывали в этот день в парке им. Горького. У входа был установлен портрет писателя. Мерцающие лампочки освещали высеченные на своде колоннады герб СССР, значки "Готов к труду и обороне", "Ворошиловский стрелок". Вдоль аллей были установлены портреты вождей страны, видных политических деятелей, советских писателей и композиторов. Играли четыре духовых оркестра. А вечером для ворошиловградцев был организован огромный фейерверк.
По случаю городских торжеств поэт-песенник Михаил Матусовский специально написал, "Песню парка".

"Впереди много перспектив"?

Газета "Ворошиловградская правда" от 18 августа 1936 г. писала: "Таково настоящее нашего питомца. Но не только прошлое и настоящее имеет он. У него огромное будущее. Ведь закончена первая очередь, а впереди много перспектив".

По генеральному плану реконструкции Ворошиловграда парк должен был расширить свои владения еще на 60 гектаров. На втором этапе строительства должны были построить летний кинотеатр, детский санаторий и образцовый лагерь, ботанический сад. Мечтали даже о зоологическом уголке. Через реку Луганку проектировали перекинуть шесть мостиков, чтобы соединить обе части парка, расположенные по берегам реки. "Да и сама река примет иной вид. Забетонированные, облицованные берега будут омываться чистой речной водой. Река будет очищена, две плотины поднимут уровень воды" - так виделось будущее парка журналистам газеты в далеком 1936 году. Но это будущее так и не наступило. Парк почти полностью был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Погибли уникальные растения, скульптуры, заросли аллей… Осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Донбассу, в Луганске по приказу Ставки Верховного главнокомандования началось формирование 395-й стрелковой дивизии, костяк которой составили шахтеры Красного Луча, Антрацита, Ровеньков, Лисичанска, Свердловска и других городов Луганской области.

В аллеях парка им. Горького с утра до позднего вечера вчерашние шахтеры отрабатывали элементы строевой подготовки. Здесь же, в парке, проводились занятия по изучению материальной части оружия. Неподалеку, в оврагах и балках раздавались винтовочные выстрелы. Все подсобные помещения, все киоски, беседки - все было приспособлено для проведения учебно-тренировочных занятий. Такими были будни парка им. Горького, из которого в 1941 году 395 стрелковая дивизия отправилась на фронт.

Парк опустел на долгие военные годы...

В 1944 году были разработаны мероприятия по художественно-скульптурному оформлению и благоустройству освобожденного Ворошиловграда. Первым пунктом была запланирована постройка памятника-надгробия в парке им. Горького павшим при обороне города офицерам и бойцам. Над памятником работали скульпторы Мухин, Федченко, Агибалов. Творческий замысел группы скульпторов был воплощен в металле и камне уже в 1945 году. В почетном карауле замер с оружием в руках воин Красной армии. Вся его фигура проникнута глубокой скорбью. Над ним возвышалась треугольная арка, перевитая пулеметными лентами с орденом Отечественной войны на вершине.

Отгремели победные залпы. Началось восстановление Ворошиловграда. И опять в разрушенный парк пришли сотни горожан, чтобы возродить всеми любимый уголок отдыха. Восстанавливался парк методом "народной стройки", и очень скоро каждый выходной день в парке опять кипела жизнь.



Для луганской детворы в парке им. Горького было много различных аттракционов. Шумные стайки ребятишек перебегали с "качелей-лодок" на площадку для педальных машин. "Гигантские шаги" привлекали и детей, и их родителей, которые сами становились похожими на своих ребят, раскачиваясь на качелях. Для самых маленьких луганчан было организовано катание в специально оборудованных экипажах, запряженных осликами. В семейных альбомах многих горожан хранятся фотографии, на которых запечатлены счастливые и гордые малыши, едущие в экипажах. А рядом идут не менее счастливые и гордые родители.

По всему парку были расположены киоски для продажи напитков. Любезные продавщицы газированных вод, в белых кружевных наколках на головах, предлагали один стакан сельтерской воды по цене 1 копейка, а с сиропом стакан воды стоил 3 копейки.

По парку развозили булочки, пирожные, мороженое. На одной из аллей работал буфет. Старожилы рассказывают, что в первые послевоенные годы в парк им. Горького люди шли пешком из самых дальних концов города.

Аттракционы, пляж, бильярдная, кинотеатр, буфеты, пивная были восстановлены и делала парк любимым местом отдыха горожан.

К сожалению, начиная с середины 70-х годов парк начал приходить в запустение. И только высоченные тополя помнят парк шумным и радостным...

Т. ТРЕТЬЯЧЕНКО, зав.отделом научно-исследовательской и экспозиционной работы музея истории и культуры г. Луганска






---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5687
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4442 

дом Васнёва, ул. Банковская (ныне ул. Шевченко)





Время назад. Дом Васнева – свидетель и участник истории

Многие в нашем городе называли поликлинику № 7 «домом Васнева», но это совсем не означает, что в здании сто лет назад жил купец Васнев. Дело в том, что оно построено на его деньги.

В 1930-е годы дом приобрел дурную славу, когда стал штаб-квартирой НКВД в Луганске. К нему стали подъезжать «черные вороны», а потом путь их лежал на кладбище, где ночью, тайком, расстреливали луганчан, виновных и невиновных. Чудовищные вещи рассказывали шепотом о подвалах НКВД, в которых пытали арестованных. А начиналась история этого дома вполне филантропически.

Первый луганский «небоскреб»

«Дом Васнева» расположен на улице Шевченко. Сто лет назад эта улица называлась Банковой. Он стал первым четырехэтажным зданием в Луганске. Начало строительства относится к 1900 году.

Архитектор описал бы здание так: «В оформлении использована масса различных декоративных и архитектурных элементов, как классических, так и характерных для рядовой застройки слободской Украины XIX века.

Наиболее интересным является парадный южный фасад, обращенный в сторону Красной площади. В центральной части на уровне 3-го этажа располагается балкон, поддерживаемый помпезной колоннадой из четырех коринфских колонн круглого сечения. Окна разные по форме и оформлению». Автор проекта, увы, неизвестен. Строительство проводилось по инициативе и на средства луганского мецената Сергея Петровича Васнева.

Сергей Петрович Васнев – почетный гражданин города, купец второй гильдии. Фамилия Васнева была очень известна в городе. Он торговал лесом, скотом, держал конюшни, склады, магазины. В городе ходили легенды о происхождении богатства этого человека. Одни говорили, что он нашел клад, другие – удачно женился. Скорее всего, он нажил капитал своим трудом, начав работать бондарем в магазине Кушнаревой.

По воспоминаниям старожилов, как человек глубоко верующий, Васнев выделял большие средства на содержание церквей. С 1892 года Сергей Петрович исполнял должность церковного старосты в Николаевском Соборе. За усердствование в пользу Николаевской церкви был награжден похвальным листом. В 1899 году Сергей Петрович получил золотую медаль «За усердие» в связи с деятельностью на ниве народного образования.

Купец С.П. Васнев, построивший огромное четырехэтажное здание, сам жил в скромном двухэтажном домике.

После революции имущество Васнева было конфисковано, для проживания одному из его сыновей предоставили полуразрушенный домик на месте бывшего ДК Маяковского, но вскоре и его отобрали.

Но вернемся к дому. Строился он специально для учебного заведения – частного женского восьмиклассного училища, где девочки должны были изучать банковское дело. Открытие заведения такого уровня явилось событием для города. В те годы с ростом промышленности и увеличением капитала открывались банки и страховые компании, которым требовались сотрудники с соответсвующим образованием.

Опытный коммерсант, знающий цену деньгам, Васнев правильно рассчитал место постройки. Здание училища, наряду с административными и финансовыми заведениями, формировало ядро города. Рядом находился Николаевский собор – главная церковь города, стоящая на самой высокой точке старого Луганска. Здесь всегда царило оживление – люди, экипажи… Четырехэтажное здание училища и Николаевский собор с позолоченным куполом – первое, на что обращал внимание приезжий, выходящий на перрон железнодорожного вокзала. Да и многие горожане поначалу с удивлением взирали на этот луганский «небоскреб».

«Жандармское училище» в доме Васнева

Учебное заведение в «доме Васнева» было открыто в 1906 году. Главной наблюдательницей училища была невестка Сергея Петровича – Людмила Мартыновна Васнева, имевшая звание домашней учительницы, директором – статский советник Антон Павлович Вышемирский. Обучались в нем девушки разных сословий.

В архивах сохранились некоторые сведения о деятельности училища. В семиклассном женском коммерческом училище Л.М. Васневой девочки получали общее образование в объеме гимназического курса и коммерческие знания. Преподавали многие из тех предметов, которые и сейчас есть в школах и техникумах: историю и географию, математику, русский язык, немецкий и французский языки, физику, химию.

Из предметов по специальности - коммерческую арифметику, бухгалтерию (теоретически и практически), коммерческую корреспонденцию (на русском и иностранных языках), политическую экономию, законоведение, товароведение с технологией. Проводились также практические занятия по химии в лаборатории.

Так как Российская империя была православным государством, в учебных заведениях обязательно изучали Закон Божий. Занимались и всем тем, чем положено было заниматься прилежным барышням: каллиграфией, рисованием, рукоделием, пением, танцами и гимнастикой.

Часто здесь устраивались литературные и танцевальные вечера, куда приглашали мальчиков-гимназистов.

Старожилы города вспоминали, что воспитанницы училища носили форму серо-голубого цвета, внешне похожую на жандармскую, поэтому в народе училище и называли в шутку «жандармским».

В год открытия коммерческого училища достаточно учениц для обучения не набралось, и два верхних этажа были отданы под мужскую прогимназию коллежского советника Онисима Семеновича Бондаря (впоследствии она стала 2-й мужской гимназией).

Луганская мужская прогимназия О.С.Бондаря была открыта 11 октября 1906 г. по разрешению Министерства народного просвещения. Содержалась она исключительно на суммы из сбора за обучение.

После революции 1917 года училище и гимназия еще продолжали некоторое время работать, но училище стало называться Луганским городским восьмиклассным смешанным коммерческим.

Эпоха ДИНО

В 1920-е годы национализация домовладений затронула и дом Васнева. Весь нижний этаж и флигель были переданы соцвосу (подотдел социального воспитания отдела народного образования), в остальную часть здания, находящуюся в ведении комхоза, поместили гарнизонный лагерь.

В сентябре 1922 г. было выдвинуто решение о размещении всех специальных учебных заведений Луганска в одном здании, так как своих помещений те не имели. Дом Васнева полностью подходил для этого: и размерами, и приспособленностью комнат под классы. Однако после распределения выяснилось, что площадь все же недостаточна и надо организовывать учебу в две смены.

В октябре того же года в Луганск из Енакиево перевели Донецкие губернские педкурсы, к которым присоединили Луганский рабфак. На этой базе был создан высший институт народного образования, впоследствии названный Донецким институтом народного образования (ДИНО). Было решено разместить это учебное заведение в четырехэтажном здании в центре города, тем более что оно используется учебными заведениями и имеет начальную материальную базу и оборудованные кабинеты.

Первым ректором ДИНО был назначен заведующий отделом социального воспитания Донецкого губисполкома Петр Ефремов. На закупку за границей приборов и материалов для кабинетов было отпущено 50 тысяч рублей золотом – огромная сумма! Из всеукраинской центральной научной библиотеки и Госиздата была направлена большая партия научной литературы для фундаментальной библиотеки нового вуза. Он включался в перечень учреждений на получение экземпляров всех изданий, которые печатались в СССР.

В административно-педагогическое ведение переданы луганские центральные физический, химический и естественный кабинеты. Переданы на условиях сохранения за этими кабинетами значения своего статуса и обслуживания ими местных учебных учреждений.

Осенью 1923 года был проведен набор на первый факультет – факультет социального воспитания. Студентами стали 56 человек, отобранные по классовому принципу – дети рабочих и крестьян. Факультет начал подготовку специалистов-организаторов учебно-воспитательной работы для семилетней школы.

Преподаватели ДИНО были специалистами высокого уровня, закончившими престижные русские и зарубежные высшие учебные заведения. Вот несколько примеров. Преподаватель математики и политэкономии Галин закончил Софийский университет в Болгарии. Профессор Е.А.Равич-Щерба, автор статьи «О Луганской окружной педагогической биостанции», - Казанский, еще один преподаватель – Мурский был выпускником Дармштадтского университета в Германии, Кушлин – Петербургской консерватории. А что касается С.А. Локтюшева, то он закончил Московский археологический институт, начинал свою карьеру с преподавания черчения и рисования все в той же гимназии и училище Васневой.

Уже в 1926 году в ДИНО был первый выпуск специалистов. В конце того же года после капитального ремонта здания на втором этаже был открыт педагогический музей, его заведующим стал профессор Фома Антонович Вельский.

ДИНО шесть с половиной лет развивался и совершенствовался в стенах Васневского дома. В 1929 году институт переехал в новое здание (главный корпус Луганского национального университета им.Т.Г. Шевченко), а в старом разместились вечерний рабфак ВРИГИ, психотехнический кабинет профобразования и институт хлебопечения.

Дом – соучастник первой городской радиопередачи, очевидец пуска трамвая и … свидетель жестоких пыток

Есть сведения, что именно из дома Васнева впервые вещало Луганское радио. Случилось это в 1927 году. А 1 мая 1934 года неподалеку от дома Васнева состоялся пуск трамвая в Луганске. Тогда на Красной площади собрались сотни рабочих, домохозяек, учащихся. Они ждали, когда покажется трамвай, идущий с 7-й линии.





Трамвай в Луганске был открыт 3 мая 1934 г. До войны на инвентаре были 32 вагона Х и 34 М, а также один Киевский 4-осный. Вагон на фото имеет номер 4, табличка 1-го маршрута «Лутовиновский поселок – Завод им. О.Р.» 1-й маршрут ходит точно там и сегодня (правда редко), конечные называются 3-й километр и ПО Тепловоз.

Фото: Архив кинофотодокументов Украины, 1934 год.

Начиная с 1930-х годов начинается малоизвестный и малоизученный период в истории «дома Васнева». До Второй мировой войны и после нее в здании располагалось областное управление НКВД. Во время оккупации Луганска немецкими войсками (июль 1942- февраль 1943 гг.) в доме Васнева находилось гестапо. Именно сюда привозили партизан, некоторых из арестованных молодогвардейцев, в том числе Любовь Шевцову. Если верить городским легендам, кровь со стен подвалов до сих пор невозможно отмыть. Впрочем, теперь это трудно проверить.

В 1943 году, когда город был освобожден от немцев, известному фотокорреспонденту-луганчанину Льву Шлапобергскому удалось сделать уникальный снимок, на котором запечатлены бойцы Красной Армии на заснеженной Красной площади у дома Васнева.

Тогда же в здание вернулись прежние «хозяева» - энкавэдисты. А потом в «доме Васнева» был комитет госбезопастности. В 1977 году КГБ перешел в новое здание, а в старом разместили поликлинику станкостроительного завода имени Ленина. Позже, в 1990-е, она стала называться поликлиникой № 7и находилась там до недавнего пожара.

Вместо послесловия. Один из потомков С.П.Васнева, доктор технических наук, живет сейчас в Киеве, а Луганск – родину предков — навещал несколько лет тому назад. Тогда медики поликлиники № 7 заволновались – не заберет ли он здание?! Однако таких планов у потомка купца не было.

Анна МАРКЕВИЧ





17 февраля 2011. Уже больше половины суток горит легендарный дом Васнева – уникальная историческая памятка города. Сейчас Луганская городская поликлиника №7. Сотрудники МЧС не могут погасить пожар, который охватил здание еще этой ночью. Что это - мистическая судьба или банальное стечение обстоятельств - не знает никто.
До октября 2002 г. восстановительные работы исторического памятника Луганска проводились лишь один раз. В 2004 году началась его первая фундаментальная реконструкция. Дом был в буквальном смысле реанимирован от полного разрушения. Была произведена замена окон (они не менялись в течение 70 лет), кровли, реконструирован фасад.



ул. Банковская (ныне ул. Шевченко)




---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5687
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4442 





Дом техники и его юбилей

Красная площадь имеет интересное историческое прошлое. В 1841 году на средства прихожан и солидное пожертвование местного купечества на возвышенности, выше улиц Петербургской (ныне — Ленина, — admin) и Казанской (ныне — Карла Маркса, — admin), был построен собор. Имя храму дали, как можно предположить, в честь Святого Николая Угодника, который особенно почитался среди населения этой территории. Площадь, образовавшаяся вокруг собора, стала называться Соборной. Начавшийся двадцатый век безжалостно разрушил многое из немногого, что было построено в нашем городе. Революция 1917 года изменила не только идеологию государства, но и отношение к вере, традициям, устоям.

С 1919 года Соборная площадь стала называться Красной площадью. Здесь формировались и вооружались рабочие дружины, уходившие к Острой Могиле на защиту города от отрядов белой гвардии. В начале 30-х годов по просьбе местных большевиков здесь, на Красной площади, предполагалось построить музей революции, а в сквере разместить бюсты активных участников революционного движения. Эта идея осталась не воплощенной, так как требовала огромных материальных затрат. На Красной площади до 1935 года еще стоял Свято-Никольский собор. Службы в нем давно не велись, а помещение использовалось для испытания авиационных моторов. Собор был украшением города, но уже не вписывался в идеологию нового государства. В том же 1935 году собор был взорван, с землей сравняли могилы особо почетных граждан Луганска, которые находились в ограде собора. Вскоре грянула Великая Отечественная война и все силы были сконцентрированы на победе над фашистами. Послевоенный период восстановления и застройки города коснулся и его центра Красной площади.

В 1950 году, согласно первому генеральному плану строительства нашего города, был создан проект застройки и реконструкции Красной площади. Автор проекта — архитектор-художник А.Шеремет, на то время являвшийся главным архитектором города. В повышенной части площади по этому проекту намечалось строительство оперного театра. На небольшой площадке перед театром планировалась установка памятника, посвященного обороне Луганска в 1919 г. Оформление Красной площади дополнялось сквером, расположенным на террасах, с фонтанами, скульптурами, декоративными насаждениями. Нижнюю террасу планировалось завершить подпорной стенкой из гранита с лестничными полукруглыми проемами. Да, оперный театр был нужен городу, его явно не хватает современному Луганску, но это требовало больших материальных средств, которых город не имел. И вместо оперного театра в 1951 году было решено построить Дом техники — с целью пропаганды новейших научных достижений в угольной промышленности и повышения квалификации угольщиков. Строительство Дома техники было заказано и финансировалось Министерством угольной промышленности СССР. Да, у угольщиков деньги были. Построен Дом техники по проекту архитекторов П.Фадеичева и И.Дзбановского (НИИ “Южгипрошахт”, г.Харьков). Возводили здание рабочие строительной конторы комбината “Ворошиловградуголь”. Строительство здания велось два года и было закончено в 1953 году, ко Дню шахтера, но открыт был Дом техники приказом министра угольной промышленности СССР № 8/а от 12.01.1954 г.




“… считать Дом техники введенным в эксплуатацию с 31 декабря 1953 года”. Первым директором Дома техники был назначен Ф.Ляпин.

Структура Дома техники состояла из отдела промышленных выставок — площадь 1600 кв. м, научно-технической библиотеки — 52276 томов и сектора стандартов и патентов.

А.С.Шеремет писал о Доме техники: “…здание монументальное, светлое, интересное по архитектуре”. В 1954 году на конкурсе лучших жилых и гражданских зданий Дом техники отмечен первой премией Управления по делам архитектуры при Совете Министров Украины, а куратор строительства А.С.Шеремет за участие в сооружении его награжден Почетной грамотой.

В 1953 году перед Домом техники был разбит сквер по проекту архитектора П.Фадеичева, использовавшего основные элементы проекта застройки Красной площади 1950 г. Сквер спадает к ул. Шевченко террасами, соединенными гранитными лестницами. На второй террасе сооружен фонтан. В сквере и сейчас еще много ценных декоративных и кустарниковых пород, но, к сожалению, нет цветников или они очень бедны. Кандидат наук от архитектуры В.И. Костин в книге “Архитектурно-исторический очерк Ворошиловграда” писал: “Ключевым этапом коренного преобразования центральной части города, положившим начало ее всесторонней реконструкции, и фактическим созданием нового общественного центра стало возведение Дома техники, постановка его определила и характер Красной площади — первой четко выраженной площади города”. В 1960 году, после 6 лет эксплуатации, Дом техники потребовал срочного капитального ремонта. Произошла осадка здания. В июне 1960 года был произведен капитальный ремонт здания. Функции организации, разместившейся в Доме техники, по всей видимости, не устраивали общественность города и области. В 1963 г. в гaзете “Радянська Україна” появились статьи о целесообразности существования луганского Дома техники и возможной передаче этого здания под молодежный клуб. А еще в 1947 году главный архитектор города А.С.Шеремет предупреждал: “Любое ведомственное строительство должно быть направлено на украшение и улучшение нашего общего города, а не на решение узких ведомственных задач”.



Однако страсти улеглись, и функционировал Дом техники еще достаточно долго. В период социальных и экономических катаклизмов в этом здании размещались разные организации: банки, мелкие предприятия, мебельный магазин, магазин тканей и многое другое. И только в 2000 году у Дома техники появился новый хозяин — Луганский государственный педагогический университет им. Т.Г.Шевченко. В этом здании разместился институт культуры и искусств. Этот институт был организован в марте 2000 года приказом Министерства образования и науки № 51. Создание такого института в нашем городе — явление отрадное, и общественность города надеется, что сквер вокруг института будет сохранен и облагорожен, ведь у института есть на то и силы, и профессиональные кадры. В 70-80-е годы Дом техники был изображен в путеводителях, книгах, на коробках конфет Луганской кондитерской фабрики, на открытках.

Хотелось, чтобы и сегодня это величественное здание, являющееся архитектурным украшением города, было одной из визитных карточек Луганска, а благоустроенный сквер — любимым местом отдыха горожан.

© Т. Шеремет О. Приколота, газета “Жизнь Луганска”, 14 января 2004 г. @


---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 5687
Регистрация: 4 июля 2009
Рейтинг: 4442 

Успенская площадь - площадь Революции












---
Пономаренко, Пасичные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Все мои и личные данные моих предков размещены исключительно для генеалогических изысканий
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ >>>>>> ]
Модератор: PElena
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник PElena »   Копилка »   Луганск и луганчане
RSS

Реклама от YouDo
Смотрите здесь - отделка стен под зеркала, подробное описание.
Услуги мастера: ремонт гладильной машины miele, в Москве.
Услуги на YouDo: договор аренды курьера на день учителя, полное описание.