ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Род герба САС - SAS в Украине и Мире.

Даю ссылку на сайт общества "Руськой шляхты". (ТОРУШ)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 22 23 24 25  26 27 28 29 30 ... 35 36 37 38 39 40 Вперед →
Модератор: РоманС
archar1957
Новичок

Сообщений: 15
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 4

s1957s2009 написал:
[q]
БЕРЕСТЯНСКИЕ ПОТОМКИ ГЕРБА DRAG – SAS.

РОД DRAG – SAS И ЕГО ГЕРБ ПОЯВЛЯЮТСЯ В САКСОНИИ, ГДЕ ВПЕРВЫЕ УПОМИНАЕТСЯ О НИХ. В XI СТ. ГЕРБ РОДА СТАНОВИТСЯ ИЗВЕСТЕН ВО ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ И БАВАРИИ.
ЭТОТ ШЛЯХЕТСКИЙ РОД ВЫВОДИТСЯ ОТ ГРАФОВ ГРИФИЧЕВ, КОТОРЫЕ В КОНЦЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ВЛАДЕЛИ ЗЕМЛЯМИ В МЕЖДУРЕЧЬЕ ОЛБИ И ЛАБИ. В X - XII СТ. ЗЕМЛИ ГРИФИЧЕВ ПРИБЫВАЮТ ПОД ПОСТОЯННЫМ НАТИСКОМ САКСОВ И ДАТЧАН, ПОЭТОМУ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ УХОДИЛО НА ЮГ И ОСЕДАЛО НА ДРУГИХ ЗЕМЛЯХ . СУЩЕСТВУЕТ ВЕРСИЯ, ЧТО ТАКАЯ ГРУППА ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В ОДНОМ ИЗ ПЕРВЫХ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ. ВО ВРЕМЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ПОХОДА, ПО ПРОСЬБЕ ВЕНГЕРСКОЙ КОРОНЫ ЭТОТ ОТРЯД ОСЕДАЕТ В САМОМ ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ, В МАРМАРОШИ
- ТАК ДО НЕДАВНИХ ВРЕМЕН НАЗЫВАЛАСЬ ЧАСТЬ ЗЕМЕЛЬ ПРИЛЕГАЮЩИХ К КАРПАТАМ. ТУТ НА РАЗДОЛЬНЫХ ЗЕМЛЯХ ДОЛИН РЕК ТИСЫ, БОРЖАВЫ И СИРЕТУ ПРОЖИВАЛО ДРЕВНЕЕ ПЛЕМЯ БРОДНИКОВ. ВНОВЬ ПРИБЫВШИЕ РЫЦАРИ БЫСТРО ОСВАИВАЮТСЯ НА НОВЫХ ЗЕМЛЯХ, ТУТ ОНИ СТАНОВЯТСЯ ИЗВЕСТНЫ КАК ДРАГ – САСЫ. СИМВОЛОМ ДРАГ – САСОВ БЫЛ ЗНАК СТРЕЛЫ В ПОЛЕТЕ. ТАК НАЧИНАЕТСЯ ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ВЕТВИ РОДА. КОГДА ЖЕ В 1222 ГОДУ ВЕНГЕРСКИЙ КОРОЛЬ АНДРАШ II ДАЕТ ЗЕМЛЮ НА ЗАПАДЕ ОТ ПОСЕЛЕНИЙ ДРАГ – САСОВ ТЕВТОНСКОМУ ОРДЕНУ ( ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ), ПЕРВЫЕ ОБРАЩАЮТ СВОЕ ВНИМАНИЕ НА ВОСТОК, В СТОРОНУ ГАЛИЦКО – ВОЛЫНСКОЙ ДЕРЖАВЫ, КОТОРАЯ ВЕЛА ЭКСПАНСИВНУЮ ПОЛИТИКУ В ЗАПАДНОМ И ВОСТОЧНОМ НАПРАВЛЕНИЯХ. В 1236 ГОДУ СОВЕРШАЕТСЯ ЗНАКОВЫЙ ПЕРЕХОД МАРМОРОШСКОГО ВОЕВОДЫ ГУЙДА НА СЛУЖБУ ДАНИИЛА ГАЛИЦКОГО. ХОРУГВА ВНОВЬ ПРИБЫВШЕГО ОТРЯДА НЕСЛА РОДОВОЙ ЗНАК ВОЕВОДЫ – СТРЕЛУ В ПОЛЕТЕ, ПОЛОЖЕННУЮ НА СИНЕЕ ПОЛЕ ЩИТА, С ЗОЛОТЫМИ ПОЛУМЕСЯЦЕМ И ЗВЕЗДАМИ НА ЕГО РОЖКАХ.

Участвуя в успешных военных компаниях против мазуров и ятвягов, Гуйд добыл особое расположение Даниила, получив в награду, земельный гранд и породнился с семьей Даниила Галицкого. Этим самым он положил начало оседлому расселению шляхты Драг – Сас в Галитчине. В следующие десятилетия сформировались рода Даниловичев, Дрогомирецких, Татомиров, Княгиницких – которые обозначались родовым знаком стрелы.
Монголо - татарское нашествие прокатилось карпатскими перевалами и опустошило земли за Карпатами. В том числе и Марморошину. Только в XIV ст. Драг – Сасы снова появляются в венгерских хрониках.
В это время Марморошскими землями владели братья Драгош и Драгх, третий брат Богдан за несогласие с политикой венгерского короля, был лишен титула. В 1359 г. уже не молодой Драгош утверждает королевскую власть на землях прилегающих к Буковине и Молдавии. А в 1365 г. бунташный Богдан выгоняет посадников Драгоша из региона и утверждает не зависимое княжество Молдова.
В XIV ст. воеводы Драгаш, Драгх и их брат Богдан, были православные. Они обустраивали православные церкви и монастыри Мармороши и закладывали новые. Драги были покровителями и Грушевского мужского монастыря, что поблизости от Тереви. Первое упоминание о нем связано с татаро – монголами и датируется 1242 годом. В продолжение многих столетий монастырь славился как наидревнейший центр переписи русских и волоских рукописей. В 1390 годы по инициативе Драгов монастырь входит в подчинение Константинопольского патриарха, а в 1404 году Дмитрий и Александр Драги дарят Грушевскому монастырю новые земли, на которых стояли села Терева, Грушево, Крива, в чем приходу выдана грамота, написанная кириллицей. Она является одним из старейших в Закарпатье памятников украинской письменности.
В 1491 году Швайпольт Фиоль печатник из Кракова, переводит свою печатню в Грушевский монастырь. Есть предположение и подтверждение, что здесь был напечатан первый «Букварь».
Живущие на тех землях поколения герольдического рода Драг – Сас расселялись сначала в Галитчине, а за тем и по всей Украине, давший не мало видных политиков и воинов, церковных, просветительских деятелей, поэтов, писателей, музыкантов.
Одним из больших отрядов среди шляхты принимавшей участие в Грюнвальдской битве, был отряд, над которым развивался стяг с серебряной стрелой и золотым полумесяцем. Под этим флагом выступал наибольший украинский отряд шляхты рода Драг – Сас.
В XV – XVI столетии венгерская линия рода Драг – Сас понесла огромные потери в венгро – турецких войнах и окончательно угасла после поражения венгров под Махачем. Иначе сложилась судьба Драг – Сасов на восточных склонах Карпат. Польские короли постоянно просят на охрану границ и торговых путей шляхту герба Сас, причем не только из Марморошины, но и из других земель, из Трансильвании, которую в Украине называли Волощиною. Не удивительно, что многие новые рода Драг – Сасов ведут свою родословную от предков, которых в документах часто называют « волохом» или « венгрином». Так в Украине в XV ст. появляются Сасовские рода Берестянских, Бисковских, Волосецких, Губицких, Роботицких, Ильницких, Комарницких, Крапивницких, Сасов, Тарнавских, Терлецких. Ясинских, а в XVI ст. - Бачинских, Билинских. Винницких, Гординских, Жураковских, Кобелянских и некоторых других.
Если украинские магнатские рода угасли еще в XVII веке, то простая шляхта продолжает служить родине, если не мечом, так пером, до настоящего времени.
Представители рода герба САС:
Станислав Ореховский ( 1513 – 1566 ). Украинский гуманист эпохи Ренессанса, публицист, автор нескольких политических трактатов и памфлетов антитурецкого толка.
КИРИЛО ТЕРЛЕЦЬКИЙ (?—1607). ЦЕРКОВНИЙ І ПОЛІТИЧНИЙ ДІЯЧ, ЄПИСКОП ПІНСЬКИЙ І ТУРІВСЬКИЙ, ЗГОДОМ ЛУЦЬКИЙ І ОСТРОЗЬКИЙ. ОДИН З ІНІЦІАТОРІВ СТВОРЕННЯ ГРЕКО-КАТОЛИЦЬКОЇ ЦЕРКВИ.
ЙОВ КНЯГИНИЦЬКИЙ (1550—1621). ЦЕРКОВНИЙ І ОСВІТНІЙ ДІЯЧ. ЗАСНОВНИК СКИТУ МАНЯВСЬКОГО.
ІВАН ВИШЕНСЬКИЙ (1550? —1620?). ПИСЬМЕННИК-ПОЛЕМІСТ, ЗАХИСНИК ПРАВОСЛАВ’Я.
ЗАХАРІЯ КОПИСТЕНСЬКИЙ (1560? —1627). ЦЕРКОВНИЙ І ОСВІТНІЙ ДІЯЧ, ПИСЬМЕННИК. АРХІМАНДРИТ КИЄВО-ПЕЧЕРСЬКОГО МОНАСТИРЯ, АВТОР «ПАЛІНОДІЇ» — КНИГИ, СПРЯМОВАНОЇ ПРОТИ УНІЇ.
ПЕТРО КОНАШЕВИЧ-САГАЙДАЧНИЙ (1570? —1622). ГЕТЬМАН РЕЄСТРОВОГО КОЗАЦТВА, УСПІШНО ВОЮВАВ З ТУРЕЦЬКОЮ ІМПЕРІЄЮ, ГЕРОЙ ОБОРОНИ ХОТИНА. ІНІЦІАТОР ВСТУПУ ВІЙСЬКА ЗАПОРОЗЬКОГО ДО КИЇВСЬКОГО БРАТСТВА.
ВАРЛААМ ЯСИНСЬКИЙ (1630? —1707). ЦЕРКОВНИЙ І ОСВІТНІЙ ДІЯЧ, ПИСЬМЕННИК, МИТРОПОЛИТ КИЇВСЬКИЙ. АВТОР ВІРШІВ І ПОЛЕМІЧНИХ ТРАКТАТІВ.
СТЕФАН ЯВОРСЬКИЙ (1658—1722). ЦЕРКОВНИЙ І ПОЛІТИЧНИЙ ДІЯЧ, ПИСЬМЕННИК, ПРЕЗИДЕНТ СИНОДУ РОСІЙСЬКОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ ЦЕРКВИ, ПРОТЕКТОР СЛОВ’ЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСЬКОЇ АКАДЕМІЇ.
МАКСИМ БЕРЕЗОВСЬКИЙ (1745—1777). КОМПОЗИТОР І СПІВАК. ВИПУСКНИК БОЛОНСЬКОЇ АКАДЕМІЇ. АВТОР ПЕРШОЇ УКРАЇНСЬКОЇ ОПЕРИ «ДЕМОФОНТ».
АНТІН АНГЕЛОВИЧ (1756—1814). РЕЛІГІЙНИЙ ТА ОСВІТНІЙ ДІЯЧ. ВИХОВАТЕЛЬ ТА РАДНИК ІМПЕРАТОРА ЙОСИФА ІІ, ВІДНОВНИК ГАЛИЦЬКОЇ ГРЕКО-КАТОЛИЦЬКОЇ МИТРОПОЛІЇ, АВТОР КНИГИ «ANNALES ECCLESIAE RUTHENAE» («ІСТОРІЯ УКРАЇНСЬКОЇ ЦЕРКВИ»).
ДЕНИС ЗУБРИЦЬКИЙ (1777—1862). ІСТОРИК, ЕТНОГРАФ, АВТОР ПРАЦЬ З ІСТОРІЇ ТА КУЛЬТУРИ ГАЛИЧИНИ, ЧЛЕН-КОРЕСПОНДЕНТ ПЕТЕРБУРЗЬКОЇ АКАДЕМІЇ НАУК.
ЮРІЙ-ОСИП ФЕДЬКОВИЧ (1834—1888 ). ПОЕТ І ПРОЗАЇК.
МАРКО КРОПИВНИЦЬКИЙ (1840—1910). ДРАМАТУРГ, РЕЖИСЕР І АКТОР. ОСНОВОПОЛОЖНИК УКРАЇНСЬКОГО ПРОФЕСІЙНОГО ТЕАТРУ.
ЕДВАРД-ЯН КОРЧИНСЬКИЙ (1844—1905). ОДИН З ПРОВІДНИХ МЕДИКІВ ГАЛИЧИНИ XIX СТ., РЕКТОР ЯГЕЛОНСЬКОГО УНІВЕРСИТЕТУ.
ІВАН ФРАНКО (1856—1916) ПОЕТ, ПРОЗАЇК, ВЧЕНИЙ, ГРОМАДСЬКО-ПОЛІ ТИЧНИЙ ДІЯЧ.
АНДРІЙ ЧАЙКІВСЬКИЙ (1857—1935). ПИСЬМЕННИК.
ОЛЬГА КОБИЛЯНСЬКА (1863—1942). ПИСЬМЕННИЦЯ.
АНДРЕЙ ШЕПТИЦЬКИЙ (1865—1944). ЦЕРКОВНИЙ, ГРОМАДСЬКО-ПОЛІТИЧНИЙ І ОСВІТНІЙ ДІЯЧ. МИТРОПОЛИТ УКРАЇНСЬКОЇ ГРЕКО-КАТОЛИЦЬКОЇ ЦЕРКВИ.
СОЛОМІЯ КРУШЕЛЬНИЦЬКА (1872—1952). ОПЕРНА СПІВАЧКА.
ЮЛІАН БАЧИНСЬКИЙ (1870—1940). ПОЛІТИК І ПУБЛІЦИСТ. АВТОР КНИГИ «UKRAINA IRREDENTA», В ЯКІЙ СТВЕРДЖУВАВ, ЩО САМОСТІЙНІСТЬ УКРАЇНИ Є НЕОБХІДНОЮ.
ОЛЕНА РУЧКА-САС-КУЛЬЧИЦЬКА (1877—1967). ХУДОЖНИЦЯ.
СВЯТОСЛАВ ГОРДИНСЬКИЙ (1906—1993). ПОЕТ, ПЕРЕКЛАДАЧ, ЛІТЕРАТУРОЗНАВЕЦЬ, ХУДОЖНИК. АВТОР ПОЕТИЧНИХ ЗБІРОК ТА РОЗПИСІВ СОБОРУ СВ. СОФІЇ В РИМІ.
ЮРІЙ-ФРАНЦ КУЛЬЧИЦЬКИЙ (?—1692). ПЕРЕКЛАДАЧ НА СІЧІ, ГЕРОЙ ОБОРОНИ ВІДНЯ ВІД ТУРКІВ. ЗАСНУВАВШИ У ВІДНІ ПЕРШУ В ЄВРОПІ КАВ’ЯРНЮ, ВІН ТИМ САМИМ СТИМУЛЮВАВ ТВОРЧІСТЬ ВСІХ НАСТУПНИХ ПОКОЛІНЬ ЄВРОПЕЙСЬКИХ ПИСЬМЕННИКІВ, МУЗИКАНТІВ, АРТИСТІВ, УЧЕНИХ.
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ СМЫСЛ, НОСИМЫЙ ГЕРБОМ ДРАГ – САС.
ВЫПИСКА ИЗ ГЕРБОВНИКА ШЛЯХЕТСКИХ РОДОВ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ ( ГЕРБ SAS ).

ПОЛУМЕСЯЦ - ВСТРЕЧАЕТСЯ У САРАЦИНОВ, ОТ КОТОРЫХ ЕГО ПРИНЯЛИ ТУРКИ. ОТ НИХ ОН НАЧАЛ БЫТЬ УПОТРЕБЛЯЕМЫМ ЧЕРЕЗ РЫЦАРЕЙ УЧАСТВУЮЩИХ В КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ, КАК СИМВОЛ НАДЕЖДЫ, БОЛЬШОЙ ХВАЛЫ, ТАКЖЕ СИМВОЛ, ВЕРЫ, ВЕРНОСТИ, НАДЕЖДЫ, УСПЕХА, СЧАСТЬЯ СЕМЕЙНОГО. В ОБРЯДАХ МАГИЧЕСКИХ, СИМВОЛИЗИРУЕТ ТАЙНУ ТАК ЖЕ СЕРЕБРО.
ЗВЕЗДА - СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ОБЫЧНО О СТРЕМЛЕНИИ К ЦЕЛИ В МЫСЛЬ ОСНОВЫ "PER ASPERA AD ASTRAM." ОНА СОСТОВЛЯЕТ АТРИБУТ СВОБОДЫ, ВДОХНОВЕНИЯ, ЧЕСТОЛЮБИВОЙ ЦЕЛИ. ЗВЕЗДА СИМВОЛИЗИРУЕТ ВОЗВЫШЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, БЕЗОПАСНОГО ПРОВОДНИКА.
СТРЕЛА - ОБЫЧАЙ ЕЁ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИСХОДИТ, МОЖЕТ БЫТЬ ТАК ЖЕ К ВРЕМЕНАМ ПЕРВЫХ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ. МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ КОГО-ТО, КТО, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ, ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В БОЮ, НЕВЗИРАЯ НА ТО КАКОЙ БУДЕТ ЕГО ФИНАЛ, А В ОСОБЕННОСТИ ВОЕННУЮ ГОТОВНОСТЬ, СКОРОСТЬ.
СИНЬ - СИМВОЛИЗИРУЕТ ПРАВОТУ, ВЕРНОСТЬ, ПОСТОЯНСТВО, ЧУТКОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, НАБОЖНОСТЬ, ДОВЕРИЕ.

НОВЫЕ РОДА ГЕРБА РОДА SAS ( ФРАГМЕНТ ГЕРБОВНИКА ПОЛЬСКОЙ ШЛЯХТЫ ).


Затем появилось еще около 300 польских шляхетских родов, вот некоторые из них:
Sasem pieczetowalo sie blisko 300 polskich rodzin szlacheckich - oto niektóre z nich:
Aleksandrowicz Arszenic Aslam Aslamowicz
Baczanski Baczewski Baczynski Badowski Balicki Bandrowski Baniewicz Bankowski Baraniecki Bardziejowicz Batowski Bejarski Bejowski Berestianski Bereznicki Berezowski Berezanski Bereznicki Berezynski Bibielski Bielinski Bieniewski Biernacki Bilawicz Bilewicz Bilinski Bilynski Biskowski Blisiewicz Blazejewicz Blazewicz Blazowski Bobaszynski Boberski Boczanski Bodrug Bodziewicz Bohoziewicz Bojarowski


ПРИНЦИП РОДОНАЧАЛИЯ НОВЫХ ФАМИЛИЙ.

ПРИНЦИП ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФАМИЛИЙ ТОГО ВРЕМЕНИ ОЧЕНЬ ХОРОШО ВИДЕН НА ДВУХ ПРИМЕРАХ:
1. ГРАФ СТЕФАН САС ПРИБЫВШИЙ ИЗ СЕМИГРАДИЯ (КОТОРОЕ В ГАЛИЧИНЕ НАЗЫВАЛИ ВОЛОЩИНОЙ), ИМЕНОВАЛ СЕБЯ СТЕФАН ВОЛОШИН ИЛИ СТЕФАН ВЕНГРИН. ПОЛУЧИВ ОТ КОРОЛЯ КАЗИМИРА БОЛЬШИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ НАДЕЛЫ, В СЯНОЦКОЙ ЗЕМЛЕ ОН ОСЕЛ В РОБОТИЧАХ И ПРИНЯЛ ФАМИЛИЮ РОБОТИЦКИЙ, А УЖЕ ЕГО ПОТОМКИ ЗАПИСЫВАЛИСЬ ПОД ФАМИЛИЯМИ РАЗДЕЛЁННОГО ПОМЕСТЬЯ - БЕРЕСТЯНСКИЕ, ГУБИЦКИЕ, БИСКОВСКИЕ, ВОЛОСЕЦКИЕ И, СОБСТВЕННО, РОБОТИЦКИЕ.
2. ТА ЖЕ ТЕНДЕНЦИЯ БЫЛА И НА ТУРКОВЩИНЕ, ГДЕ ГРАФ ВАНЧАЛУХ ВОЛОХ В 1431 ПОЛУЧИЛ ЗЕМЛИ ВОКРУГ ТУРКИ. ЧЕРЕЗ НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ КРОМЕ ОСНОВНОЙ ФАМИЛИИ, - ТУРЧАНСКИЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ МЛАДШИЕ ОТВЕТВЛЕНИЯ - ЯВОРСКИХ, ИЛЬНИЦКИХ, КОМАРНИЦКИХ И ТУРЯНСКИХ.

ГРАФ СТЕФАН САС СО СВОЕЙ ДРУЖИНОЙ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В НЕ УДАЧНОМ ПОХОДЕ КАЗИМИРА НА ЧЕРВЕНУЮ РУСЬ,В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО К ПОЛЬШЕ ОТОШЛА ТОЛЬКО СЯНОЦКАЯ ЗЕМЛЯ,В ПОСЛЕДСТВИИ ТЕРРИТОРИЯ РУСКОГО ВОЕВОДСТВА,ОТКУДА ЕМУ И БЫЛ ДАРОВАН ЗЕМЕЛЬНЫЙ ГРАНД. ПО - ВИДИМОМУ ЗЕМЛИ ГРАФ СТЕФАН ПОЛУЧИЛ ОДНОВРЕМЕННО С ВАНЧАЛУХОМ ВОЛОХОМ В 1431 ГОДУ,ГДЕ И ОСЕЛ В РОБОТИЧАХ,КОТОРЫЕ НАДО СЧИТАТЬ ПРОРОДИНОЙ БУДУЩИХ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ ФАМИЛИЙ: БЕРЕСТЯНСКИХ,БИСКОВСКИХ,ВОЛОСИЦКИХ,ГУБИЦКИХ И СОБСТВЕННО РОБОТИЦКИХ.



СЯНОЦКАЯ ЗЕМЛЯ.

ЗАНИМАЯ ВЕРХОВЬЯ РЕКИ САН В СЕВЕРНЫХ ПРЕДГОРЬЯХ КАРПАТ,СЯНОЦКАЯ ЗЕМЛЯ КАЖЕТСЯ ВО ВСЕМ ОТЛИЧНОЙ ОТ ПРОЧИХ ЗЕМЕЛЬ РУССКОГО ВОЕВОДСТВА.ТЕРРИТОРИЯ ПРЕМЫШЛЬСКОЙ,ЛЬВОВСКОЙ,ГАЛИЦКОЙ ЗЕМЕЛЬ В XII – XIII ВЕКАХ БЫЛА ЯДРОМ ГАЛИЦКОГО КНЯЖЕСТВА, САНОКЧИНА ЖЕ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ОСТОВАЛАСЬ РЕДКО НАСЕЛЕННЫМ РАЙОНОМ, ГЛУБОКО ВКЛИНИВШЕМСЯ В ПОЛЬСКО – ВЕНГЕРСКОЕ ПОГРАНИЧЬЕ. ГОРОД САНОК ВСЕГО 2 – 3 РАЗА УПОМИНАЕТСЯ В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ. ИНТЕНСИВНОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ НАЧАЛОСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIV ВЕКА, Т.Е. УЖЕ ПОСЛЕ ЗАХВАТА ЧЕРВОННОЙ РУСИ ПОЛЯКАМИ. НЕ УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ИЗ 200 ПОСЕЛЕНИЙ XV ВЕКА МЕНЕЕ 20 СЕЛ БЫЛО ОСНОВАНО ЕЩЕ В ГАЛИЦКО – ВОЛЫНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ.
В ГАЛИЦИИ, ПОТОМКИ SAS РАССЕЛИЛИСЬ ОТ ГОРИСТОЙ ОКРЕСТНОСТИ ПОДКАРПАТСКОЙ, РАСТЯНУВШЕЙСЯ НА ЮГ ОТ ПРЕМЫШЛЬСКОГО ГРАДА И ПРОСТИРАЯСЬ ДАЛЕЕ НА ВОСТОК, ДО Р. ЗОЛОТОЙ ЛИПЫ. СЯНОЦКИМИ СТАРОСТАМИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ XV ВЕКА БЫЛИ: СЦИБОРА, ОГЛЕНДОВСКИЙ, МИХОВСКИЙ, ПИНОНСЕК.

РОДЫ – SAS - ГАЛИЦКИХ БОЯР, ПРИШЛЫХ НА СЛУЖБУ К ДАНИИЛУ КРЕСТОНОСЦЕВ. ЕЩЕ ЖИВЫ РОДОВЫЕ ГНЕЗДА ГАЛИЦКОЙ ШЛЯХТЫ, ДРЕВНИЕ ЦЕРКВИ БЕРЕГУТ ДУХ ТОГО ВРЕМЕНИ. ИМЕННО ЗДЕСЬ НАХОДЯТСЯ ЗНАМЕНИТЫЕ КУЛЬЧИЦЫ И НЕ ТОЛЬКО ОНИ, ИМЕННО ЗДЕСЬ НАХОДЯТСЯ РОДОВЫЕ ГНЕЗДА ГАЛИЦЫНСКОЙ ШЛЯХТЫ, А В ОКРЕСТНОСТЯХ ЭЛИТНОГО ЛЬВОВА, ШЛЯХТЫ, ИМЕВШЕЙ ВЛИЯНИЕ ПРИ ДВОРЕ КОРОЛЕЙ. ИМЕННО ЗДЕСЬ ВБЛИЗИ ДРЕВНЕГО САМБОРА НАХОДЯТСЯ НЕ МЕНЕЕ ДРЕВ
НИЕ БЕРЕСТЯНЫ, РОДОВОЕ ГНЕЗДО ШЛЯХТЫ БЕРЕСТЯНСКИХ.
РЫБОТЫЧЕ ( ПОЛ.) - РОБОТИЧИ .
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РОБОТИЧИ - МЕСТО ПОСЕЛЕНИЯ ГРАФА СТЕФАНА ВОЛОШИНА РОДА САС, ПРИНЯВШЕГО ЗДЕСЬ ФАМИЛИЮ РОБОТИЦКИЙ, НАХОДИТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛЬШИ, В 25 – 30 КМ. ЮГО – ЗАПАДНЕЕ ГОРОДА ПШЕМЫСЛЬ. ЗДЕСЬ БЫЛА РОДИНА, ТОГДА ЕЩЕ ПРЯМЫХ И БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ, В БУДУЩЕМ НАСЛЕДНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЕЛА ГРАФА СТЕФАНА, ГРАНД КОРОЛЯ КАЗИМИРА, ЗА ВОЕННУЮ ДОБЛЕСТЬ, РОДА - БЕРЕСТЯНСКИХ, БИСКОВСКИХ, ВОЛОСЕЦКИХ, ГУБИЦКИХ И РОБОТИЦКИХ, ВЗЯВШИХ ЭТИ ФАМИЛИИ ПОСЛЕ РАЗДЕЛА РОДОВОГО НАДЕЛА, ОТ НАЗВАНИЙ МЕСТ, ГДЕ ТЕПЕРЬ НАХОДИЛИСЬ ИХ ПОМЕСТЬЯ. БЛИЖАЙШИМИ СОСЕДЯМИ БЕРЕСТЯНСКИХ, ПОСЛЕ РАЗДЕЛА ОКАЗАЛИСЬ БИСКОВСКИЕ, ЧТО ДАЕТ МНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО НА ТОТ МОМЕНТ СТЕПЕНЬ РОДСТВА ЭТИХ ФАМИЛИЙ БЫЛА ВЫШЕ, ЧЕМ С ДРУГИМИ РОДСТВЕННИКАМИ. ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ЭТОМУ СМЕЛОМУ ПРЕДПОЛОЖЕНИЮ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ СЕЛ БИСКОВИЧИ И БЕРЕСТЯНЫ, КОТОРЫЕ СОХРАНИЛИ СВОИ ДРЕВНИЕ НАЗВАНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ.
ЗАРОЖДЕНИЕ ФАМИЛИЙ У ДВОРЯНСКИХ-ШЛЯХЕТСКИХ РОДОВ В ЗЕМЛЯХ ПОЛЬСКОЙ КОРОНЫ,В XV ВЕКЕ.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
ВПЕРВЫЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФАМИЛЬНЫХ ИМЕН В ПОЛЬШЕ ЗАФИКСИРОВАНО В XV ВЕКЕ ,ПРИЧЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В СРЕДЕ ПОЛЬСКИХ ДВОРЯН ШЛЯХТЫ. ПО СУТИ ПОЛЬСКАЯ ШЛЯХТА БЫЛА ПРИВИЛЕГИРОВАННЫМ ВОЕННЫМ СОСЛОВИЕМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАМИЛИЙ ПОСТЕПЕННО РАСПРОСТРАНЯЛОСЬ И НА ДРУГИЕ СОЦ. – ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ – НА ГОРОЖАН(В КОНЦЕ XVII ВЕКА) ,ЗАТЕМ НА КРЕСТЬЯН И ( В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА) НА ЕВРЕЕВ. МНОГИЕ ФАМИЛИИ ПОЛЬСКОЙ ШЛЯХТЫ ИМЕЛИ ОКОНЧАНИЕ СВЯЗАННОЕ С НАЗВАНИЕМ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ (НАПРИМЕР ВИШНЕВЕЦКИЙ – РОДОВОЕ ПОМЕСТЬЕ ВИШНЕВЕЦ, БЕРЕСТЯНСКИЙ – РОДОВОЕ ПОМЕСТЬЕ БЕРЕСТЯНЫ.

Александр Берестянский.




СПРАВКА.
В СЕНСАЦИОННОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ , КОТОРЫЙ ВЕЛСЯ 2 ГОДА БРИТАНСКИМИ УЧЕНЫМИ , ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ОДНОФАМИЛЬЦЫ ТОМПСОНЫ ,РАНЕЕ НЕ ЗНАКОМЫЕ ДРУГ С ДРУГОМ . ПО ОКОНЧАНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА ОКАЗАЛОСЬ ,ЧТО 80 ПРОЦЕНТОВ ИССЛЕДУЕМЫХ ИМЕЛИ ОДИНАКОВЫЕ ГЕНЫ , ЧТО ГОВОРИЛО ОБ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИИ ОТ ОДНОГО ОБЩЕГО ПРЕДКА , А 20 ПРОЦЕНТОВ ИССЛЕДУЕМЫХ , У КОТОРЫХ ГЕНЫ ОКАЗАЛИСЬ РАЗЛИЧНЫМИ , РАНЕЕ БЫЛИ УСЫНОВЛЕНЫ ТОМПСОНАМИ И ИХ ПРЕДКИ НОСИЛИ СОВСЕМ ИНУЮ ФАМИЛИЮ .
РОДОВЫМ СЕЛОМ БЕРЕСТЯНСКИХ ЯВЛЯЮТСЯ БЕРЕСТЯНЫ, БЛИЗЬ Г. САМБОРА НА ЛЬВОВЩИНЕ.

________________________________________
СЕЛО РОЗТАШОВАНЕ НА ПІВНІЧНИЙ-ЗАХІД ВІД М.САМБІР, ЗА 4 КМ. НА ЗАХІД ВІД ДОРОГИ МОСТИСЬКА - САМБІР ( ВІД С.ВОЛЯ-БАРАНЕЦЬКА ). ДО БЕРЕСТЯН МОЖНА ДОЇХАТИ ЩЕ З ПІВНОЧІ, ВІД С.РОГІЗНО.
ДЕРЕВ`ЯНА ЦЕРКВА СТОЇТЬ В КІНЦІ СЕЛА, БІЛЯ ВУЛИЦІ. ВПЕРШЕ ЗГАДУЄТЬСЯ У ДОКУМЕНТАХ 1507 РОКУ. ПРИВІЛЕЙ ПАРАФІЯ ОТРИМАЛА ВІД ДІДИЧКИ ЯДВІГИ КОЗЛОВСЬКОЇ У 1744 РОЦІ. СТАРА ДЕРЕВ`ЯНА ЦЕРКВА БУЛА ЗВЕДЕНА У 1747 РОЦІ. ПОРУЧ З НЕЮ У 1912 РОЦІ ЗБУДОВАНО ТЕПЕРІШНЮ ДЕРЕВ`ЯНУ СВЯТИНЮ, А СТАРУ РОЗІБРАНО У 1913 РОЦІ. ЦЕРКВА БУЛА ЗАЧИНЕНА ВІД 1950-Х РР. ПО 1988 РІК. БУДІВЛЯ ХРЕСТОВА У ПЛАНІ, ДО ГРАНЧАСТОГО ВІВТАРЯ СИМЕТРИЧНО ПРИБУДОВАНІ РИЗНИЦІ, ОТОЧЕНА ВУЗЬКИМ ПІДДАШШЯМ. КРІМ ГОЛОВНОГО ВХОДУ В БАБИНЕЦЬ ІЗ ЗАХОДУ ІСНУЄ БІЧНИЙ, ТАКОЖ ІЗ ЗАХОДУ, В ПІВДЕННОМУ КРИЛІ НАВИ. УСІ СТІНИ ( КРІМ ВОСЬМЕРИКА НАВИ ) ВЕРТИКАЛЬНО ШАЛЬОВАНІ ДОШКАМИ З ЛИШТВАМИ, МАЮТЬ ВИСОКІ АРОЧНІ ВІКНА. ВОСЬМЕРИК СЕРЕДХРЕСТЯ НАВИ НАКРИТИЙ БАНЕЮ З ЛІХТАРЕМ І МАКІВКОЮ. НА ГРЕБЕНЯХ УСІХ ДВОСХИЛИХ ДАХІВ ПОСТАВЛЕНІ НА НЕВЕЛИКИХ БАНЯХ ЛІХТАРІ З МАКІВКАМИ, ТОМУ ВІЗУАЛЬНО ЦЕРКВА ВИГЛЯДАЄ П`ЯТИВЕРХОЮ. НА ПІВДЕННІЙ СТІНІ БАБИНЦЯ МОЖНА ПОБАЧИТИ ПАМ`ЯТНУ ГРАНІТНУ ТАБЛИЦЮ УРОДЖЕНЦЮ БЕРЕСТЯН, ЄПИСКОПУ ІВАНУ СНІГУРСЬКОМУ. ВПАДАЄ У ВІЧІ КЛАСИЧНЕ ОФОРМЛЕННЯ ДВЕРЕЙ ЦЕРКВИ, А ТАКОЖ ВЕЛИКЕ, ЯКІСНО ЗРОБЛЕНЕ РОЗП`ЯТТЯ. БІЛЯ ХРАМУ СТОЇТЬ ДЕРЕВ`ЯНА ДВОЯРУСНА ДЗВІННИЦЯ, НАКРИТА НАМЕТОВИМ ДАХОМ. ВІД ПІВНОЧІ І ЗАХОДУ ДО ЦЕРКВИ ПРИЛЯГАЄ ЦВИНТАР, НА ЯКОМУ ВИСОКІ ДЕРЕВА НЕ ДАЮТЬ ПОВНІСТЮ ЗАФІКСУВАТИ СВЯТИНЮ.
ЦЕРКВА У БЕРЕСТЯНАХ ЗАПАМ`ЯТАЛАСЯ ХАРАКТЕРНИМ СИЛУЕТОМ З П`ЯТИ ВЕРХІВ ( ХОЧА З ДОРОГИ ВИДНО ЧОТИРИ ).


Г. САМБОР.
_______________________________________
Первое летописное упоминание о городе относится к 1241 году. Нынешний город Самбор основан на новом месте после эпидемии чумы в 1542 году. В результате возникло два города Самбор, и первый из них получил название Старый Самбор — он находится выше по течению реки Днестр.
В 1604 году в замке воеводы Ежи Мнишека жил Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I , выдававший себя за сына царя Ивана IV Грозного, здесь же в костеле он венчался с Мариной Мнишек. Ежи – Юрий Мнишек в то время был Львовский староста, управляющий королевской экономией в Самборе. Согласие на брак дочери с самозванцем он дает с надеждой поправить свое тяжелое финансовое положение, поддавшись на обещания будущего «царя» России. С Самбора выступил на Москву первый отряд Лжедмитрия I.После гибели Лжедмитрия I, по просьбам дяди Марины Мнишек, король Польши Сигизмунд предложил ей в вечное пользование Сяноцкую землю, на что в письме она ответила, что желает себе Краков с округой, а в замен королю она якобы отдает переданные ей в подарок Лжедмитрием I, Псковскую и Новгородскую землю, при этом подписывалась не иначе как, Царица Руси. Итог истории печален. Марина умирает в Коломне заточенная в башню, Ежи также гибнет в Руси, сына Марины и Дмитрия не смотря на обещание не трогать, Романовы казнят, за что Марина (слывшая колдуньей) проклинает их род до 13 колена. Проклятье сбывается на наследнике и всей семье последнего русского царя. После чего в Россию вернулось смутное время, уже со своими Лжедмитриями, Маринами и прочей нечестью, которое не закончилось и по сей день.
Здесь родились композитор и дирижер Николай Колесса, актер и режиссер Лесь Курбас, писатель Андрей Чайковский. Слава Богу, есть энтузиасты, восстановившие в 1991 г. ликвидированный в 1954-м музей «Бойковщина».

Интересные факты
В греко-католическом храме Рождества Пресвятой Богородицы, расположенном в Самборе, хранятся мощи святого Валентина. Останки Валентина - часть черепа, несколько костей, маленькая стеклянная капсула, в которой, как предполагается, находится миро, - хранятся в небольшом стеклянном гробу. Святые мощи Ватикан 13 мая 1759 года передал храму небольшого украинского городка. До этого останки Валентина покоились на кладбище святой Присциллы в Риме.[1]



КУЛЬЧИЦЫ
КУЛЬЧИЦЫ — УНИКАЛЬНОЕ СЕЛО: ОСНОВАНО ОСАДНИКАМИ, ПРОИСХОДИВШИМИ ИЗ РЫЦАРЕЙ ГЕРБА ДРАГО-САСОВ. ОНИ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ, ХОТЯ ЭТО, КАК УТВЕРЖДАЮТ ИССЛЕДОВАТЕЛИ, СЛАВЯНСКИЙ РОД, ЖИВШИЙ НА ТЕРРИТОРИИ, ЗАВОЕВАННОЙ В Х В.
НЕМЕЦКО-САКСОНСКИМИ ФЕОДАЛАМИ. ПОСЛЕ ПОХОДОВ ДРАГО-САСЫ ОКАЗАЛИСЬ НА ЗЕМЛЯХ УГРОВ, А ПОТОМ ПОСТУПИЛИ НА СЛУЖБУ К КНЯЗЮ ДАНИИЛУ И ЕГО СЫНУ ЛЬВУ.
ПЕРВОЕ ПИСЬМЕННОЕ УПОМИНАНИЕ О КУЛЬЧИЦАХ — В ПРИВИЛЕГИИ ЛЬВА 1284 Г. РОД ЭТОТ НАСЧИТЫВАЕТ БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ, И ПОТОМКИ ЕГО НОСЯТ ФАМИЛИИ КУЛЬЧИЦКИЕ, ЯВОРСКИЕ, ГОРДЫНСКИЕ, БАЧИНСКИЕ И ДР. — ВСЕГО 144 ВЕТВИ. ДРАГО-САСЫ ДО СИХ ПОР ОБЪЕДИНЯЮТСЯ, ИССЛЕДУЮТ СВОЮ ИСТОРИЮ. ЗА ДЕНЬ ДО МОЕГО ПОСЕЩЕНИЯ ЗАПИСЬ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В КНИГЕ ОТЗЫВОВ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ С. КУЛЬЧИЦЫ ОСТАВИЛ АЛАН ВОЛЧКО-КУЛЬЧИЦКИЙ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ. ТАКИЕ ГОСТИ ИЗ ВСЕХ УГОЛКОВ МИРА ЗДЕСЬ НЕ ПЕРЕВОДЯТСЯ. МОЖЕТ, КОГДА-ТО В ЭТОМ СЕЛЕ СООРУДЯТ ГОСТИНИЦУ, ГДЕ БУДУТ СЕЛИТЬСЯ НЕ УТРАТИВШИЕ КОРНЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРЕВНЕГО РОДА. МЫСЛЯТ ОНИ СЕБЯ УКРАИНЦАМИ. А НАМ ВСЕМ ГОРДИТЬСЯ БЫ ЭТИМ РОДОМ.
ВОТ НА ХОЛМЕ ВОЗВЫШАЕТСЯ ПАМЯТНИК ГЕТМАНУ САГАЙДАЧНОМУ. ЕЩЕ В 1960 Г. ОБЩИНА СЕЛА ХОДАТАЙСТВОВАЛА О СООРУЖЕНИИ МОНУМЕНТА. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УССР ДАЛ РАЗРЕШЕНИЕ, НО МЕСТНЫЕ ПАРТБОНЗЫ — ПРИСЛАННЫЕ «ДЛЯ ПОРЯДКА» — СДЕЛАЛИ ВСЕ, ЧТОБЫ ДЕЛО СПУСТИЛИ НА ТОРМОЗАХ. В 1989-М ВТОРИЧНО ПОЛУЧИЛИ РАЗРЕШЕНИЕ НА СООРУЖЕНИЕ. И ТОЛЬКО 11 ОКТЯБРЯ 1992 Г. ПАМЯТНИК БЫЛ ОТКРЫТ. ВОЗЛЕ НЕГО — ЦЕРКОВЬ СВ. ФЛОРА И ЛАВРА, НА ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ И БЫЛА ВО ВРЕМЕНА САГАЙДАЧНОГО. ДВЕ ЛИПЫ ПО ОБЕ СТОРОНЫ ОТ ЦЕРКВИ, ПО ПРЕДАНИЮ, ПОСАЖЕНЫ ИМ.
ЭТО РАЗДОЛЬНОЕ СЕЛО ДО СИХ ПОР ДЕЛИТСЯ НА КУЛЬЧИЦЫ ШЛЯХЕТСКИЕ И КУЛЬЧИЦЫ РУСТИКАЛЬНЫЕ (ТО ЕСТЬ СЕЛЬСКИЕ). ОТСЮДА РОДОМ МАРК ЖМАЙЛО-КУЛЬЧИЦКИЙ И ПАВЕЛ БУТ (ПАВЛЮК) — ГЕТМАНЫ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА. А ТАКЖЕ ЮРИЙ-ФРАНЦ КУЛЬЧИЦКИЙ, ГЕРОЙ ОБОРОНЫ ВЕНЫ ОТ ТУРОК В 1683 Г., ОТКРЫВШИЙ ПЕРВУЮ В ЕВРОПЕ КОФЕЙНЮ. ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЕНЦЫ ПОСТАВИЛИ ЕМУ ПАМЯТНИК И ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАЛИ УЛИЦУ.
ЗДЕСЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗДОРОВАЮТСЯ «СЛАВА ИИСУСУ». ЛЮДИ С БЛАГОРОДНЫМИ ЛИЦАМИ, СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ГРАЖДАНЕ. А РАБОТАТЬ НЕГДЕ. РАЗ В НЕДЕЛЮ КУРСИРУЕТ АВТОБУС МЕЖДУ КУЛЬЧИЦАМИ И... ИТАЛИЕЙ: ЕДВА ЛИ НЕ ПОЛСЕЛА НА ЗАРАБОТКАХ. НЕМАЛО ИНТЕРЕСНОГО УЗНАЛА, НО НЕ ХВАТАЕТ МЕСТА ДЛЯ РАССКАЗА. СТОИТ ПРИЕХАТЬ ХОТЯ БЫ В ЭТО ОДНО СЕЛО И НЕСПЕШНО ОТКРЫТЬ ЕГО ДЛЯ СЕБЯ. ЗДЕСЬ — ЗНАМЕНИТЫЕ ГОРОДИЩА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ — ІІІ—ІІ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э. ИЗДРЕВЛЕ ОСВЯЩЕННОЕ МЕСТО.

ОТ АВТОРА: МЕНЯ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ОДНОЙ ИЗ ФАМИЛИЙ ДРЕВНЕГО ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО РОДА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, КОТОРОЙ УЖЕ БОЛЕЕ V ВЕКОВ, ИНТЕРЕСУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ СОВПАДЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФАМИЛИЕЙ БЕРЕСТЯНСКИХ, РОДА ГЕРБА САС.

ЛЬВОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: ПГТ. САСОВ С. БЕРЕСТЯНЫ- РОДОВОЕ ГНЕЗДО БЕРЕСТЯНСКИХ.

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ: Г. САСОВО ПГТ. БЕРЕСТЯНКИ - РЯДОМ РОДИЛСЯ И ЖИЛ МОЙ ПРАДЕД
БЕРЕСТЯНСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, ( В П.ГАВРИЛОВСКОЕ).
[/q]




Олег Однороженко.
«Родовая геральдика Руського королевства и на Руських землях короны Польской в XIV – XVI ст.» (Харьков 2009 г.)

Проблема образования руских гербовых сообществ (ст.72 – 78).
Ст. 72.
Драго – Сасы.
Гербовые сообщества, как уже говорилось раньше, были феноменом польской геральдики. Глядя на это, наличие аналогичного института в рамках русской родовой геральдики вызывает целый ряд вопросов, без разрешения которых напрасно надеяться на заметное продвижение в сфере исследования русского герботворения времен средневековья. В частности, в наличие русских гербовых сообществ, сомневаться не приходится. Их названия и изображения встречаются в письменных источниках повсюду. Важнейший вопрос о причине и времени их появления, а так же их количестве.
Наиболее знаменитыми русскими сообществами являются те, что печатались изображениями трех видов, стрелой острием вверх над полумесяцем, что лежит рогами вверх, на концах которых две шестиконечные звезды (герб Драг – Сасов). Перечень русских родов которые пользовались этими гербами, в речепосполитный период, исчисляется сотнями, что говорит об этих гербовых сообществах, как о самых многочисленных, во всей речипосполитной геральдике.
Это новое в ранний модернистский период состояние вещей, по нашему мнению не правомерно переносить на средневековый период. Наиболее интересных успехов в изучении геральдики Прикарпатской шляхты, добился Л.Виростек. Он проработал весь доступный на то время исторический материал и научно продемонстрировал, что практически все изучаемые роды, попавшие в его поле зрения, пользовались в XV ст. отдельными гербовыми знаками. Изучение этих родов в речепосполитный период герба Сас, заставили автора сделать вывод про то, что уже с 2-ой полвины XIV ст. – 1-ю половину XVI столетия, не достоверна, как гербовая, так и родовая общность Драг – Сасов, так гениологический материал не дает достаточно оснований говорить об общем происхождении этих родов. Не менее сомнительны так же выводы Виростека о всех более поздних родах – носителях герба Сас, из волошской этнической среды. Явление «волошской» колонизации в позднем средневековье, охватывает обширные пространства Карпатского региона, что привело к возникновению значительного количества поселений живущих по волошскому праву, что привело и к росту населения региона. В том, как свидетельствует исторический материал, под «волохами» Марамороша, Семиградья в Галицкой Руси XIV – XV ст. подразумевалось, как правило, смешанное в этническом отношении население (как собственно волохи, так и русские), что создавало определенную категорию населения занятого овцеводством. Название «волох» означало в первую очередь род занятий, а не этническую принадлежность, учитывая то, что в случае отказа «волохов», в прочем как и русских проживающих по волошскому праву от рода своего занятия (скотоводства), они автоматически теряли волошские привилегии, да и само это название. По подобной схеме, в процессе «волошской» колонизации, привилегиями пользовались лишь волохи, а не большие группы русского населения Карпат.
Источники фиксируют большое количество «волошских» поселений, которые, в самом деле, были заселены преимущественно или исключительно русинами.

Ст. 73.
Так что в городах Марамороша, Улича и Сатмар, этнические волохи составляли большую часть волошского населения, в городе Берег значительно меньшую, а в городах: Уж, Землин, Шаринда Спиш – совсем незначительную часть, целиком подчиняясь русской стихии, представители которой занимались овцеводством, которые собственно и фигурировали в источниках под названием «волохи».
Подобная этническая ситуация складывалась и в Прикарпатье, где села на волошском праве сплошь были заселены русской народностью. Не ясен только вопрос, почему волошские переселенцы (если конечно это были волохи) давали новообразованным поселениям исконно русские названия и имели в основной своей массе русские имена.
С другой стороны, так бы Прикарпатье действительно было бы сильно заселено пришлым элементом с Балкан, что не могло бы не наложить отпечаток на антропологический склад местного населения, с учетом своеобразной (южно – европейской) антропологической характеристики этнических волохов, которых средневековые письмена называют «черными латинянами» или «мавровалахами». На самом же деле, население Прикарпатья мало чем разнится с остальным украинским населением, в прочем имеет и определенные отличия, такие, что тяготеют в сторону центрально – европеидных расовых групп, а не в сторону Балкан.
Очевидно, что этническая ситуация, которую видим в сельской среде «волохов» и вообще в среде населения обеих сторон Карпат, не должна была отличаться от этнического склада знати, под руководством которой находилась местная власть. Подтверждение пестроты этнического происхождения привилегированного слоя того же Закарпатья можно найти, в частности, в одном из рукописных документов XV ст.(1 мая 1404 г.), что происходит из Мараморошского воеводства, территория которого, как не без основания считается, являлась базой для дальнейшей «волошской» колонизации других территорий Карпатского региона. Как видно из этого источника, по крайней мере, половина, названных в нем имен, имеют ярко выраженные русские корни. Что говорит о

Ст. 74.
этническом составе шляхты Прикарпатья, среди которой волошские имена встречаются далеко не регулярно.

Приложение № 1 к ст. 74.
…Аналогично выглядит и обратная ситуация – когда русские имена использовались с такой же не регулярностью в родах волошского происхождения. С учетом этого, мы вряд ли имеем основание, упрекать Л.Виростека, который причислил волошских значительную часть родов, представители которых произвольно назывались волошскими именами. Так, вряд ли можно считать этнически волошскими все те рода, представители которых в источниках означаются как «Valachos», с учетом их неоднозначности (в данном случае речь может идти как о лице волошской этнической принадлежности, так и про шляхту иной этнической принадлежности, лишь проживающую в волошском праве).
Относительно панов Рыботыцких (а заодно с ними и их родственников, графов Драгффи) у нас нет уверенности, относительно их чисто волошского происхождения (скорее можно говорить, про смешанное, руско - волошское происхождение).
Ст. 74 (продолжение).
Впрочем, совершенно, достоверно известно, что герб, который в позднейших летописях фигурирует под названием Сас, действительно происходил из этнической волошской среды. Но первоначально этим гербом пользовался лишь один род, к которому принадлежали первые молдавские (руско – волошские) воеводы Драг и Сас и их венгерские потомки – графы Драгффи (смешанного волошского и руско – волошского происхождения).

Приложение № 2 к ст. 74.
Семиградский воевода Бартоломей Драгффи пользовался в период с 1493 по 1497 годы печатью, в поле которой размещался немецкий щит с изображением герба Сас с надписью над щитом – BDWT. Цветная версия герба Драгффи, принадлежащая баронам Белтек изображает герб Сас, вокруг которого два золотых дракона в коронах, с переплетенными шеями и хвостами, сверху золотой шлем, в нашлемнике черное орлиное крыло, около щита намет.(Wyrostek).

Ст. 74 (продолжение).
а так же ответвление своего рода на Руси – шляхты Рыботыцких. И лишь значительно позже его название распространилось как общее, на целый ряд других родовых гербов Русских земель Короны Польской, в структуре которых присутствовали изображения стрелы, полумесяца и звезд. Даже древнейший гербовник, в котором встречается упоминание о гербе Сас («Insignima seklenodia regni Polonie» - рукопись Лентовского 2-я половина XVI ст.) недвусмысленно связывает его именно с родом панов Рыботыцких, обходя другие рода, впоследствии причисленные к общности герба Драг – Сас. Позднее создается сообщество, указанное в гербовнике «Libellum Crakouiensi», на который постоянно ссылается Ян Замойский в своей работе,
Ст. 75.
где фигурирует более трех десятков русских гербов, носители которых в более поздних гербовниках относятся к общности герба Драг – Сасов. Совершенно очевидно, что на время создания этого гербовника (ориентировочно в период XV – XVI ст.) никакой общности (ни гербовой, ни тем более родовой) герба Сас, не существовало. Стоит отметить, что автор гербовника «Libellum Cracouiensi», так же не считал гербы в основе которых лежали различные комбинации стрелы, полумесяца и звезд, видоизменениями одного герба (Драг – Сас) и потому ставил их не вместе, а распределил по всему гербовнику. Да и сам Замойский достаточно не знает герб Сас и не ставит его название гербам, с разнящимся изображением, хотя уже вскоре они будут фигурировать в гербовниках под названиями Драг или Сас.
Процесс унификации всего перечня родовых гербов, Русских земель Короны Польской и их объединение, в большие родовые сообщества Корчак, Драг – Сас, Салава и другие, начался под влиянием тогдашней судебной практики, при которой для установления шляхетства, нужны были подтверждения других шляхтичей общего герба, этого лица, что собственно доказывало его шляхетское происхождение. Это привело к фабрикации гербов в сторону польских образцов, из которых в дальнейшем лишь некоторые получили длительное закрепление, другие же встречаются разово (такие гербы, как Хмара, Судкович, Бибель и создавались, вероятно, лишь для конкретных случаев вывода шляхетства и более не имели за собой ни какой традиции).
Впрочем, даже судебные записи указывают на позднее начало создания гербовой общности Драг – Сас. Так, 1415 год, под час выводит шляхетство Фiла из Лiтина, потомки которого Литинские будут пользоваться гербом Сас, не было сделано ни какого упоминания про название родового герба, как это обычно видно в случае с польскими гербами, что может указывать на отсутствие в тот период названий русских гербов, как таковых. Еще позже (1431 г.) аналогичная ситуация подтверждается и в случае с обжалованием шляхетства Миколы с Тарнавы, потомки которого тоже со временем называют своим родовым герб Сасов. В перемышльской судовой записи от 1439 года представители родов Хлопчицких и Погорецких, которые впоследствии пользовались гербом Сас, подают в качестве родового герба геральдический знак в виде стрелы над полукругом, под названием «Судкович», который больше ни в каких письменных источниках не встречается. Как видим, в то время родовой герб панов Рыботыцких (будущий Драг – Сас) еще не рассматривался в качестве уникального образца для других русских гербов, с подобным набором гербовых фигур. Название последнего в судовых документах впервые встречается только в 1478 году, да и то там родовой герб Татомиров отожествлен с гербом Сас, только на том основании, что первый являл собой изображение двух звезд, которые так же находились в гербе Сас. Еще несколько раз название Сас встречается в судебных записях XVI века – 1537 и 1559 годы. Массовые же сведения про использование названия Сас для гербов галицко – руского нобилитета, происходят от XVII столетия. На универсальность русских гербов, безусловно, так же влияло литературное творчество (пример, хроника Войтиха Стрепи).
Ст. 76.
Впрочем, даже еще третья четверть XVI ст. приносит нам много примеров использования нобилитетом отдельных (не схожих с Драг – Сас) родовых гербов, с фигурами стрелы и полумесяца. Вместе с этим, стоит отметить, что те гербы изображением уже приближаются к гербу панов Рыботыцких, что может свидетельствовать о процессе унификации в русском шляхетском герботворении – лишь отдельных случаях в тех гербах встречается изображение звезд, но зато видно знакоподобие конструкции с сотворением стрелы. Ф. Покисинский подает несколько таких гербов третьей четверти XVI ст., которые сберегают изобразительную схожесть с родовым гербом панов Рыботыцких. На первом из них изображена стрела острием вверх над полумесяцем, что лежит рожками вверх, на концах рожек острие. На другом гербе – подобное изображение, только без острия на концах рожек полумесяца и с косым перекрестием стрелы. На третьем гербе присутствуют и заострения и перекрестья.

Зарождение гербов у родов, в дальнейшем образовавших герольдическое сообщество герба Сас.

Даже еще в XVIII ст. не раз можно встретить гербовую конструкцию, которая похожа на герб Сас, но считается, тем не менее, другим гербом. Так на печати Войтиха Млодильского в 1572 году, была помещена стрела с раздвоенным разветвлением, острием вниз над полумесяцем, что лежит рогами вверх, на концах которого две шестиконечные звезды в овальном щите, над которым расположен шлем, а под ним корона.
На иконографическую не стабильность даже того изображения, которое именуется Сасом, указывают в частности разночтения, относительно окраски этого герба. Рукопись Еразма Камина 1575 года, дает следующую красочную версию герба Сас – на червонном поле серебряная стрела острием вверх над золотым полумесяцем, что лежит рожками вверх, на концах рожек две шестигранные золотые звезды.

Ст. 77.
По сведениям, находящимся в гербовнике Бартоша Попроцкого и в более поздних гербовниках, этого автора, мы видим еще один вариант окраски, герба Сас. В голубом поле щита, стрела острием вверх, над полумесяцем, рожками вверх, на концах рожков по шестигранной золотой звезде, над щитом шлем с наметом, на шлеме корона, в нашлемнике павлиньи перья, которые пронизывает стрела острием влево. Составлен герб в 1630 – 1640 годах, так написано на голубом окрасе щита.
Впрочем же, на гербе иеромонаха игумена монастыря в Уличе Иоля Мещовского, на его надгробной плите 1683 года, изображено – в червонном поле золотая стрела острием вверх над полумесяцем, что лежит рогами вверх, на концах которого две шестиконечные золотые звезды, над щитом шлем, на шлеме корона, в нашлемнике три пера страуса, у щита намет (вокруг литеры ИОМГY ) , а на гербе Стефана Николаевича Комарницкого в эпитафийной короне 1697 года, изображено. В золотом картуше, на серебряном поле помещена золотая стрела с золотыми перьями, острием вверх, над голубым полумесяцем, что лежит рогами вверх, по концам которого две шестиконечные звезды, над щитом корона, в нашлемнике павлиньи перья, в которых красная стрела с золотым опереньем, около щита червоннозолотой намет (вокруг литеры SKZK). Наконец на портрете митрополита Киевского, Галицкого и всея Малой Руси (1690 – 1707) Варлаама Ясинского находим герб, на котором

Ст. 78.
в золотом картуше на червонном поле золотая стрела острием вверх над золотым полумесяцем, что лежит рогами вверх, на концах которого золотые шестиконечные звезды, вокруг литеры ВТАБМПАМКГ и МР; над щитом золотая митра, за щитом перекрещены золотой крест и посох.
Таким образом, можно со значительной частью вероятности говорить про долю позднего создания гербовой общности Драг – Сасов – приблизительно во 2 – ой половине XVI ст. На этот процесс заметное влияние оказала судовая практика, а так же появление гербовников, что унифицировало руские гербы по польскому образцу. По нашему мнению, нет достаточных оснований рассматривать все руские гербы, XV века, в которых находятся фигуры стрелы, полумесяца и звезд, как видоизменение герба Сас. Этот герб до середины XVI ст. выполнял лишь роль родового герба одного рода, Рыботыцких и соответственно их ближайших родственников (Берестянских, Бисковских, Волосецких, Губицких), имеющих общее происхождение, от графа Стефана Волошина Сас из Семиградья.

Приложение № 1 к ст.78.
Можно определенно принять, что причиною использования родового герба панов Рыботыцких, в качестве универсального образца других родов Руской земли Короны Польской, стала чрезвычайная разветвленность этого рода, с учетом чего, их родовой герб мог приобрести сведения, наконец попавшие в гербовники и другие документы. Не последнюю роль в подъеме герба Рыботыцких до уровня универсального стандарта, могло сыграть так же происхождение этого рода от воеводы Саса, потомки которого в Венгерском королевстве (графы Драгффи), получили владетельный статус. Известно, что для дробных прикарпатских родов, которые каждый раз могли бы доказывать в судах свою принадлежность к шляхетскому сословию, подобная декларация гербового единства с сильным панским родом, была очень престижной, и имела чисто практическое значение – в отстаивании шляхетских прав. Другие же сильные панские рода с Прикарпатья (такие как Задеревецкие – Даниловичи и Дидушинские), что изначально пользовались полностью особыми родовыми гербами, тоже примкнули к своему универсальному основному гербу, очевидно, не в последнюю очередь из за стремления, взять на себя роль патронов, всей вновь созданной гербовой общности. Подтверждение главенства родоначалия Даниловичей, находим частично в родовой и гербовой легенде их происхождения от дочки короля Даниила Романовича Галицкого и князя Гуйда, волоха прибывшего на Русь Червонную в 1236 году, у которого по легенде, в гербе имелось изображение - стрелы в полете и полумесяца с двумя шестиконечными звездами.
Подобное родоначалие сделало происхождение панов Даниловичей более высоким, чем его имели паны Рыботыцкие, а гербовая легенда, крепко привязывала Даниловичей к гербу Сас, и даже как бы делала их первоначальными его владельцами, хотя из выше приведенных источников достоверно известно, что основатель рода панов Даниловичей – Данило Задеревецкий имел герб с знаком, мало подобным изображенному на гербе Сас.

Ст.78 (продолжение).
Подводя итог, можно сказать, что эволюция герба Сас на землях Червонной Руси прошла несколько этапов. Изначально его название обозначало родовой герб рода панов Рыботыцких и только потомков воеводы Стефана Саса, ориентировочно до третьей четверти XVI века. В протяжении XVI столетия, скорее в его второй половине, сбывается процесс перенесения этого названия на целый ряд родовых гербов нобилитета Прикарпатья, в основе изображения гербов которых прибывали различные сюжеты с использованием стрелы, полумесяца, звезд или знакоподобных конструкций на основе стрелы. Параллельно происходило поступательное сближение иконографий этих гербов, с родовым гербом панов Рыботыцких, в основном под влиянием тогдашних польских гербовников, что завершилось во второй половине XVI века созданием гербовой геральдической общности Драг – Сасов.

Литературные источники:
L.Wirostek. Род Драг-Сасов в Венгрии и Руси Галицкой – Краков 1932-с.110-129.
К.Калдец. Волохи и волошское право – Прага 1916-с.330-331; 437-441.
Д.Кранжалов. Волохи в Маравии – Прага 1963.
В.Инкин. Сельское население Галицкого Прикарпатья в XVI – XVIII ст.- Львов 2004-с.1-14; 256-265; 266-269.
Ю.Думнич. «Волохи» Закарпатья – с.150,151.
О.Ставровский. О словацко – польско – украинском пограничье, до XVIII века – Комицi – Прешiв 1967-с.84-87,89.
A.Fastnacht. «Osadniczwo ziemi sanockiej w latach 1340 – 1650» – Wroslaw 1962-с.215-216.
Л.Дэже. Очерки по истории закарпатских говоров – Будапешт 1967-с.35-40.
О.Мицюк. Зарисовки с социально – государственной истории Угорской и Подкарпатской Руси. Том I – Ужгород1936-с.80-83.
В.Инкин. К вопросу происхождения волошских князей в галицкой деревне в XV – XVIII в.в.// Славяно – волошские связи – Кишинев 1978-с.116.
L.Wyrostek. Список известных тогда поселений. С.31-39, 43, 61, 98, 111,112-114,116, мал.5, с.117,150-152.
Г.Литаврин. Влахи в византийских источниках X – XIII в.в.// Юго – Восточная Европа в средние века. – Кишинев 1972-с.132.
В.Дерябин. Современные восточнославянские народы // Восточные славяне. Антропология и этническая история – М., 2002.-с.54-58;
А.Пшеничнов, М.Ищук, О.Балоновский, Л.Атроментова, Р.Виллемс, Е.Балоновская. Генетические взаимоотношения украинцев с другими европейскими этносами, по данным о полиморфизме Y- хромосомы //Экология и демография человека в прошлом и настоящем. Третьи Антропологические чтения памяти академика В.П.Алексеева. – М., 2004.-с.276,277.

А.Пшеничнов, Д.Соловьева, Х.Дуброва, Р.Мансуров, М.Ищук, Е.Болоновская. Генофонд украинцев: оценка внутри – и межэтнической изменчивости по трем типам ДНК маркером (мтДНК, Y-хромосомы, аутосомным).//Материалы Международной Конференции «Генетика в России и мире». – М.,2006-с.163.
М.Антошин. Закарпатская грамота 1404 года.// Научные записи Ужгородского государственного университета. – Том XIII.- Львов 1955.-с.12-13;
В.Русанiвский. Украiнскi грамоти XVст.// Памятники украинского языка XV ст. Серия юридической литературы. – Киев 1965.- с.133,134 п.65.
M.Friedberg. Klejnoty Dlugoszowe. – с.86 п.137.
AGZ.- Том XIII.- с.81 п.1116.
AGZ. – Том XVIII – п.1084.
W.Semkowicz. Wywody szlachectwa w Polsce XIV – XVII w.w. – п.179, 229, 230, 235, 243. 247, 260, 261, 263,264.// Rocznik Towarzystwa heraldycznego.- Том III.- Lwow 1912.-п.283.
I.Daka. Korona Polska Kaspra Nisieckiego; pomnik staropolskiego pismiennictwa heraldycznego,- Warszawa 2004.-с.235.
F.Piekosinski/ Herbarz szlacty polskiej wiekow srednich.- с.218-219, мал.1259-1269.
ЛНБ ВР, ф.5, оп.2 спр.7444/11 арт.92.
Библиотека Львовского национального университета им. И.Франко, отдел рукописей., Рукопись III, 995.
M.Fridberg. Klejnoty Dlugoszowe.-С.86 П.137.
B.Paprozki Gniazdo cnoty.-с.1028,1029,1108// Herby rucerstwa polskiego.- 695.
Украинский портрет. – с.95,п.11. с.96,97, п.14; с.180 п.163.

Перевод А.Берестянского.
7 мая 2010 года.
Strilbycki
коzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці

Strilbycki

Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна
Сообщений: 3564
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 3327
archar1957

Александр, не знаю, где Вам удалось найти данный перевод из "українського видання пана Олега, але в звязку з вашим текстом повинен внести деякі зауваження".


archar1957 написал:
[q]
«Родовая геральдика Русского королевства и на Русских землях короны Польской в XIV – XVI ст.»
[/q]


В смысловом переводе на русский язык данный текст следует читать так: "Родовая геральдика Руського (Украинского) королевства и руських (украинских) земель короны Польской в XIV – XVI ст."
И дальше по всему тексту, что Вы выложили в переводе на русский (російський) язык слово - "русский" (прилагательное) нужно понимать как - руський = украинский.


archar1957 написал:
[q]
Наконец на портрете митрополита Киевского, Галицкого и всея Малороссии (1690 – 1707) Варлаама Ясинского находим герб
[/q]


Єтот перевод, просто "перл".

На русском верно так: Наконец на портрете митрополита Киевского, Галицкого и всея Малой Руси* (1690-1707) Варлаама Ясинского находим герб...
* Малая Русь - превнесенное византийцами на Русь название територрии, которое обозначает центральную часть Руси.
---



Petrovich
Ушел из жизни 22.03.2024, светлая память!

Petrovich

Севастополь
Сообщений: 2658
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 812
Чрезвычайно интересный текст. Требует повторного внимательного прочтения.
---
Ищу все о Высоцких из Екатеринославской губернии(Днепропетровская обл), а также со всей Украины, Белоруссии, Польши и Литвы, о Гавшиных и Савенковых из Белгородской области. Мой сайт http://wysocki.nsknet.ru/index.html
САХА

САХА

Хмельницкий
Сообщений: 2073
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1464
Strilbycki
Странная унификация у Вас - руський = украинский или Руського (Украинского).
Вот интересно, что по этому поводу скажут Вам Русины Закарпатья до сего дня сохранившие свою родовую идентификацию как Русины???!!!! А они категорически не хотят быть с чьей-то хитрожопой подачи Украинцами. Моя бабка Мария Носковская 1882-1972 всегда плевалась на эту позорную кличку - украинец, и не смотря на давление властей, ушла из жизни с записью в паспорте - Русинка.
Она всегда говорила, что украинцы - это самоназвание разноплеменных, разноязыких людей, живших в пограничье руси и степи, и привязывать это название Великому народу Русин - есть большее зло, чем смена веры.
Генетика вещь достаточно интересная. Большая часть русских РФ сейчас по известной хромосоме на 60 процентов - финно-угорских корней. Население Украины теперь на 60 процентов тюрскую имеет составляющую.
Тогда вопрос лежит в плоскости языка. Кто на нём говорит и кому он принадлежал. Современные болгары на словянском говорящие - чистой воды тюрки (восточная ветвь скифов). Так и здесь я думаю, надо разграничить понятия. И четко отделить Русь и русин, от украинцев и Украины. Ибо не по генетике, ни по языку они не есть одной в прошлом родоводной линией.
Если кому-то сильно хочется, насильно мил не будешь, пусть считают по своему. Ну не могу я присовокупить бойков, русин, лемков к украинству.
Написать можно всё, аргументировать с натяжкой, а вот доказать обратное - тут уж никто никому ничего не докажет, источники разные и... полное отсутствие материалов, ставят крест на таком споре. Фашизм тоже выполз из дремучих штанишек объединения разрозненых в начале 20 века немецких племен под идею общей идентификации, а результат известен заранее. Украинский национализм не отличается в этом плане ничем от немецкого, турецкого или иного.
Обидно другое. Он выбрасывает те многочисленные факты истории, которые не подкрепляют его теоретических направлений и тем самым лишают народ знать правду, иметь право знать правду и иметь право называть себя, считать себя теми кто они есть - русинами, бойками, лемками, гуцулами, галичанами и так далее.
Проще записать всех украинцами и объявив это, поставить Большой Крест на нашей Страшной Пестрой Кровавой Истории, где перемешались десятки тысяч народов и племен. Если в этом котле кто-то увидел "сварившуюся" в муках и имеющую право называться Украиной Державу, я соглашусь, но... только как факт сегодняшнего политического и географического положения. В остальном в этом вареве меньше всего украинского. Но вот если Русь, Литву, Польшу, Татар, Турок, Венгров, Волохов смешать - наверное тогда и будет истый украинец. Но как-то не сильно хочется так считать, хоть вс1 говорит об этом.
И ещё мне видится в украинизациях жалкая попытка присовокупить не имеющихся корней к чему-то по факту. То бишь, украинство уже многократно пытались объявить коренной нацией. Но до сих пор привязять эти утверждения к месту, времени и хоть какому-то народу в стране не удалось.
Мне лично нравится название Украина. Вообще слово Краина - явно словянского корня. Но я за то, чтобы в стране с таким названием жили и свободно себя чувствовали русины, поляне, древляне, волохи, бойки... и все те, кто сохранил свою родовую и племенную память.
Самое тут потрясающее в том, что 99 процентов населения страны уже даже не знает, кто были их прабабки и прадедки.
Прошу пардону, что влез тут со своими наблюдениями. Просто я никогда не считал представителей рода САС - украинцами.
Слово Русский - уже давно перестало быть прилагательным. Хотя конечно правильно было бы писать его Руський, но как Украинский - дудки!!!! Ослика можно назвать лошадью, однако скакуном он от этого никогда не станет.

Сам текст сообщения действительно, как пишет Петрович, нуждается в повторном прочтении. И может быть даже многократном. Сублимации всегда интересны своими выводами, за которыми частенько просматривается специфическая направленность и подтекст. Можно будет вернуться к его рассмотрению спустя время. Надо пошариться по литературе вне пределов нашего котла. Со стороны как мне кажется видней.

Огромным уважением
Якут
---
"Теперь уединюсь и буду камлать на Лысой Горе. Дети, принесите мой бубен и колокольчики". Аял Сетте-Дабан, роман "Мои предки - шаманы".
Strilbycki
коzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці

Strilbycki

Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна
Сообщений: 3564
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 3327
САХА
Уважаемый Саха, не стану давать длинный и нудный ответ почему украинский, а не русский a_003.gif
Я лично считаю приемлимым и летописное название жителей Руси - русын\русин (существительное), а в определении какой? - только руський, а не русский (данное слово: русский - изменило свое значение в последнем столетии и в современном Мире имеет другое, отличное от древности значение).
Скину ссылку на наше обсужнение, пану Олегу, может быть он кратенько обоснует свою авторскую точку зрения на данный вопрос.
---



Strilbycki
коzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці

Strilbycki

Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна
Сообщений: 3564
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 3327

САХА написал:
[q]
Вот интересно, что по этому поводу скажут Вам Русины Закарпатья до сего дня сохранившие свою родовую идентификацию как Русины???!!!! А они категорически не хотят быть с чьей-то хитрожопой подачи Украинцами.
[/q]


Молодцы, что сохранили, если есть на форуме русыны, то пусть скажут.
Я знаю, что точно есть и не те что бегают за одним сельским попом, который на службе северных стран патриарха.
Русынский и украинский язык схож на 98%.


САХА написал:
[q]
Она всегда говорила, что украинцы - это самоназвание разноплеменных, разноязыких людей, живших в пограничье Руси и Степи, и привязывать это название Великому народу Русин - есть большее зло, чем смена веры.
[/q]


Возможно она в чем-то права, в смисле смены веры, ведь веру русыны меняли много раз: язычники, православные, католики, греко-католики, но при этом почти всегда оставались русынами.
Вот даже одно из течений христианства - православие, назвали в честь русынов - руской верой и все народы и племена, что принимали хрещение по этому обряду, автоматически становились рус(с)кими, или християнами (крестьянами).

САХА написал:
[q]
Хотя конечно правильно было бы писать его Руський, но как Украинский - дудки!!!!
[/q]


Ну тогда и итальянцы - не римляне (романе), а Римская империя это империя - румынов (романов) yahoo.gif
Ведь этих итальянцев во времена Римской империи не существовало и понятие итальянец возникло еще позже чем украинец.

САХА руський = украинский, а Русь = Украина на том простом основании, что Кыйив (Київ, или Киев, Kijow) столица Руси и современого государства с названием - Украина и все, этого аргумента больше чем достаточно.
И все другие столицы Руських королевств (княжеств) на територрии современной Украины: Володымыр Великий (не путать с Владимиром на Клязьме), Галич, Холм (в Польше - исключение), Львов.
На Киевщине самонозвание РУСЫН (русин) существовало до 19-го ст., в на Волыни и Галичине до середины 20-го ст.
Вот литвины (белорусы) потеряли свою столицу - Вильно и совсем другой народ стал называться литовцами.
---



Petrovich
Ушел из жизни 22.03.2024, светлая память!

Petrovich

Севастополь
Сообщений: 2658
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 812
Виктор, очень сложная логическая схема, а вся сложность имеет один единственный подтекст - "между нынешними русскими и украинцами нет ничего общего"
Но ведь это не так! На территории Киевской Руси проживало 12 славянских племен, примерно столько же угрофинских, присутствовал тюркский элемент, наверняка ираноязычный.
И весь этот конгломерат, объединенный политической системой, впрочем, ослаблявшейся с каждым поколением феодальной раздробленностью, единой судебно-юридической системой на основе Правды Ярославичей, единой системой посреднической торговли, крепнущего православия и письмености на основе кириллицы, в 13 веке прекратил свое существование, не успев объединиться в единую нацию. В 13-18 веках территорию нынешней Украины драли во всех смыслах все соседи и этногенез как бы замер, тем более в условиях отсутствия национальной государственности. К 17 веку сформировались отдельные нации - русские, белорусы и украинцы плюс мелкие этнические группы - поморы на севере, русины, бойки, лемки, гуцулы, галичане, казаки на юге.
Российская Империя поддерживала центростремительные тенденции - но факт остается фактом - православные национальные группы сами тяготели к единению с Россией, русскими языком и культурой. Политические реалии сегодняшнего дня не должны туманить головы. Этногенез украинского народа - процесс сложный и во многом не завершенный.
---
Ищу все о Высоцких из Екатеринославской губернии(Днепропетровская обл), а также со всей Украины, Белоруссии, Польши и Литвы, о Гавшиных и Савенковых из Белгородской области. Мой сайт http://wysocki.nsknet.ru/index.html
Strilbycki
коzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці

Strilbycki

Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна
Сообщений: 3564
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 3327
Андрей Петрович, расскажу одну историю, в которой принимал непосредственное участие.
Отдьіхая в Црвена Горе (Черногории = Монтенегро) побьівал в монастьіре которьій заложил святой Василий Острожский, еще на побережье выяснив у экскурсовода, что это не наш Кыйивский воевода, а местный монах и очень горел желанием выяснить откуда у серба такое имя.
В миру он — Стоян Йованович; серб. Свети Василије Острошки (Јовановић)) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви. Память совершается 29 апреля (по юлианскому календарю)
Прибыв на место, высоко в горах (порядка 800 метров над уровнем моря) купил там памятку (описание монастыря и жизнедеятельности святого Василия Острожского ) и пошли в монастырь. Поднявшись к монастырю нашли с экскурсоводом монаха, и давай у него выяснять почему, да как у серба такое имя? Выяснилось, что он побывал в 17м столетии в РОССИИ ?????? shok.gif , когда я монаху сказал, что в 17-м ст. страны с названием Россия не существовало (провозгласили ее только в 1723 году), и попросил уточнить где именно, в каких городах он был, то услышал вот такой перечень городов и монастырей РУССКИХ: "Лавров, Львов (львовское братство), Острог, Свято Успенская Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра" тоесть за 2-3 года (точных данных нет) серб жил именно в Украине (на Руси) имя взял именно в честь руського князя Константина Василия Острожского (старшая ветвь Мономаховичей), стараниями которого была единственный раз в истории переведена на церковно-славянский язык (предшественник российского = русского языка) Библия http://uk.wikipedia.org/wiki/Острозька_Біблія и издано в его "друкарнях" на простий руський (украинской) мови Пересопницкое Евангелие http://uk.wikipedia.org/wiki/Пересопницьке_Євангеліє тут на русском http://peresopnytske.org.ua/istoricheskay_spravka/index.html (на которых сейчас присягают президенты Украины, а не России) и в современной России не был никогда, а все поломники (туристы) из России считают, что он был в Московском государстве. blink.gif

Тут подобного рода описание - http://ru.wikipedia.org/wiki/Василий_Острожский
После поездки в Черногорию в Цетинский монастырь Василий стал архимандритом монастыря Тврдош. Также Святой Василий совершал поездку в Россию и на Афон.

Такую версию истории сербского святого Василия Острожского, можно найти на любом сайте РПЦ. smile_030.gif
---



Petrovich
Ушел из жизни 22.03.2024, светлая память!

Petrovich

Севастополь
Сообщений: 2658
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 812
Я неоднократно думал о том, что если бы Петр 1 перенес столицу не в Санкт-Петербург, а в Киев, что больше соответствовало титулу "Всея Руси", весь вектор европейской истории мог бы повернуться иначе. И сейчас все бы мы были пусть не русскими, а руськими, но единым народом.и сербский монах был бы прав.
Но что говорить, история не знает сослагательного наклонения.
А про геральдическую составляющую того текста я еще отпишусь на днях. Перед отпуском много работы. Зато на следующей неделе я в Питере, в РГИА.
---
Ищу все о Высоцких из Екатеринославской губернии(Днепропетровская обл), а также со всей Украины, Белоруссии, Польши и Литвы, о Гавшиных и Савенковых из Белгородской области. Мой сайт http://wysocki.nsknet.ru/index.html
Strilbycki
коzакы & шляхта Стрѣльбыцькі, Остапці

Strilbycki

Kyiv, Ruthenia // Київ, Україна
Сообщений: 3564
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 3327
Бываю на собраниях потомков руськой (украинской) шляхты в Трускавце, там большенство именно - САСЫ.
Так вот, не приводилось слышать, что-бы кто-то из собравшихся асоциировал себя с национальностью - русский (росіянин), скажу больше, там даже разговоров на русском языке не слыхал. to_keep_order.gif

Петр 1 выбрал Прусский вектор исторического развития своей империи, это его право и тут уже поздно ломать копья, построил шикарный город Санкт-Петербург (он мне очень нравится, бывал(с) - yahoo.gif )
---



← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 22 23 24 25  26 27 28 29 30 ... 35 36 37 38 39 40 Вперед →
Модератор: РоманС
Вверх ⇈