На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Убедительная просьба, не нужно открывать тему на одно-два сообщения по конкретному учебному заведению. Учебных заведений великое множество, невозможно по каждому иметь отдельную тему. Если у Вас нет материала на полноценную тему, которую Вы будете пополнять, то единичные сообщения публикуйте в теме:"ОБЩИЕ ВОПРОСЫ по мужским гимназиям РИ"
Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.
Москва Сообщений: 5653 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 989
Наверх##16 февраля 2015 12:3116 февраля 2015 13:57
"ВОСПОМИНАНИЯ КАБАЛЕВСКОГО О СЕБЕ"
В интернете есть воспоминания Дмитрия Борисовича Кабалевского 1904гр (композитор), в которых есть сведения и о его учебе в 1-й СПб мужской гимназии в 1915-1918 гг
Строки из воспоминаний... "Послезавтра день моего рождения. Мне исполнится 78 лет. В последние годы я часто вспоминаю слова из «Записных книжек» Жюля Верна: «Как коротка жизнь, но как бесконечно долог путь от первого до последнего ее дня…»
Мне иногда кажется, что обо всем прожитом я где-то прочитал. Не может быть, чтобы все это в действительности произошло на протяжении одной жизни,- Русско-Японская война, Революция 1905 года, Первая Мировая война, Гражданская война и интервенция, Февральская революция, Октябрьская революция, война с Финляндией, Великая Отечественная война…Неужели я действительно был знаком с М.М. Ипполитовым-Ивановым и Я.Сибелиусом, пережил смерть Ленина и сталинскую эпоху… Слушал Шаляпина и Маяковского, бегал на матчи знаменитых в свое время московских футбольных команд ЗСК и СКЗ, ездил по Старому Арбату на трамвае, а по Рождественским (позже – Советским) улицам в Петербурге на конке…Видел торжества по поводу 300-летия Дома Романовых и был на Патриаршем Подворье на Фонтанке на торжественном богослужении патриарха Тихона…
Сквозь толщу восьми десятилетий ясно просвечивают события, связанные с началом жизни. Иногда трудно поручиться – помню я это сам или со слов папы или мамы, но под любым из таких «просветов» поставлю свою подпись с абсолютно чистой совестью. Да, путь от начала до сегодняшнего дня кажется неправдоподобно долгим… Но и очень кратким. Так долго жил и так мало сделал – от этой мысли можно сойти с ума, если отпустить вожжи, которые держишь в своих руках. Так мало! Так мало! И многое из сделанного так несовершенно, так плохо!..
О родителях я хочу сказать несколько слов, особенно об отце, благодарить которого за то, что он мне дал своим воспитанием,- я не перестаю до сих пор. Его звали Борис Клавдиевич, сын военного инженера, генерала, строителя, а потом и начальника Луганского оружейного завода, он был очень прогрессивным человеком. Одно то, что нарушив дворянские традиции, он женился на моей матери-Надежде Александровне, принадлежавшей к мещанскому сословию, и что он принципиально не вписал меня и мою сестру в «дворянские книги», - говорит о том, что к своему сословному положению он относился весьма скептически. Окончив физико-математический факультет Петербургского Университета в 1900 году, отец поступил в Управление Государственных сберегательных касс, позже стал одним из организаторов системы государственного страхования
Я родился 30 (17 по старому стилю) декабря 1904 года в Петербурге. Крестины мои был назначены на воскресенье 9 января, однако в городе было неспокойно. Жили мы недалеко от Таврического Дворца, а церковь находилась поблизости от казарм и в городе уже кое-где была слышна стрельба.
...Когда мне исполнилось 7 лет, отец отдал меня в Городское начальное училище. Это было невероятно для нашей среды – ведь в этих училищах учились только простые дети бедных родителей. Но отец последовательно вел свою линию. И как он был прав. В училище я получил великолепную подготовку к гимназии и, что, быть может, было не менее важным, три года пробыл в среде простых мальчиков. Я никогда не вспоминал о своем привилегированном происхождении и рос в хороших, нормальных условиях.... ....В 11 лет я окончил городское Училище и поступил в 1 Петербургскую мужскую гимназию. На экзаменах я оскандалился. По всем предметам получил пятерки, а по Закону божьему – четверку. К счастью, «проваливший» меня батюшка оказался тем самым священником, который 9января 1905 года, заткнув мне рукой нос, рот и уши, окунул в святую воду. Не случись этого совпадения – и не приняли бы меня в гимназию. Кончилась пора беззаботной жизни – требования в гимназии были очень высокими и заниматься приходилось очень и очень много. ...Поступил я в гимназию осенью 1915 года, т.е. через год после начала войны....... Летом неподалеку от нашей деревни на Сиверской стояла Дикая Дивизия. Я часто бегал смотреть на казавшихся мне необыкновенно страшными всадников и на их горячих коней. Вскоре пришло сообщение о гибели на фронте единственного папиного брата. Мать работала сестрой милосердия в госпитале, в доме появился белый халат с красным крестом на рукаве и рассказы о страданиях и горе. Это были первые впечатления о новой, неизвестной и какой-то очень серьезной жизни... ...От меня требовали, чтоб я хорошо учился, чтоб готовил себя к жизни, стал знающим, умеющим справиться с любой работой, человеком. Но уже в те года я начал проявлять некоторую неуклюжесть и нескладность, которая в дальнейшей жизни причиняла мне немало хлопот. Порядки в гимназии были очень строгие, дисциплина беспредельно жесткая. А я стал «отличаться». Дважды попал в «кондуит» - сперва выбил в зале гимназии огромное зеркальное стекло, а потом, как гласила запись в «кондуите», «во время урока русского языка сидел под партой и завтракал». ...В третьем классе русский язык преподавал Алексей Василькович Миртов, организовавший в нашем классе журнал «Стихи и проза». Я был членом редакционного Комитета и активным автором этого журнала. В единственном номере, который удалось выпустить, были напечатаны моя басня «Жук и цыплята» и рассказ «В стужу». Трудно представить себе что-либо более бездарное! Но зато это были мои первые шаги на литературно-редакционном поприще. ...В том же году я пережил большое потрясение – получил единственную за все годы обучения единицу. На вопрос, когда в истории впервые упоминается Москва, я бойко ответил: «Когда-то в середине 19 века». - «Садитесь, не в то корыто попали» - произнес свою неизменную в таких случаях фразу наш хромой и лысый историк и одновременно я услышал противный скрип пера, выводившего в журнале жирный кол. ....Приближались события 1917 года. В городе становилось неспокойно. Напряженную атмосферу чувствовали и мы, дети, хотя о политике не имели толкового представления. Мы видели бесконечные очереди в лавках и магазинах, еще больше, чем обычно, городовых на улицах. Наконец настали февральские дни революции. Нас не пустили в гимназию. Мы знали, что на чердаке нашего дома сидят городовые с пулеметами. К окнам подходить не разрешали, хотя окна нашей квартиры и выходили во двор. Потом мы услышали стрельбу. Стреляли и на нашем доме. Папы не было дома, волнение за него было, конечно, главным чувством в тот момент. Но вот он пришел, позвал нас с сестрой и сказал: «Ну вот, царя свергли. Больше царя не будет». Честно говоря, я не мог понять, что же дальше будет. Я помнил торжества в честь 300-летия дома Романовых и не думал, что без царя может быть государство. А что будет дальше – даже папа не мог объяснить мне достаточно вразумительно. Все это было необычно и очень интересно. Наконец нас выпустили на улицу и я пошел в гимназию. Мне кажется, никогда я не видел такого оживления – люди заполняли улицы, у многих я запомнил красные банты и розетки. На углах митинговали. Я понял, что произошло что-то очень значительное, что царя уже свергли и что кого-то «продолжают свергать». Я решил, что надо действовать. В классе стоял невообразимый шум, хотя большинство из нас ничего как следует не понимало. В класс вошел ненавидимый нами директор – немец Ветнек. Воцарилась абсолютная тишина. Директор посмотрел на нас каким-то особым, пристальным взглядом и произнес тихо: «Дети…» Несколько человек, и я в том числе, истошными голосами крикнули: «Долой Ветнека!» Поднялся невообрази-мый шум, Ветнек побагровел и пулей вылетел из класса. Счастью нашему не было границ – мы учинили революцию! Но нас немедленно выгнали из класса и всех распустили по домам. Собрали лишь через неделю. Ветнека в гимназии больше не было, нам велели выбрать старосту класса. Что такое староста класса я не знал, но был очень горд, когда выбрали меня. Так началась моя общественная деятельность. После февральской революции занятия в гимназии разладились. Следующий – 1917/1918 учебный год прошел как-то вразвалку. Наиболее яркие воспоминания связаны со всевозможными бытовыми трудностями – в первую очередь со стоянием в очередях продуктовых лавок. Жалования, которое получал отец, стало явно не хватать на жизнь. В этот год я впервые стал работать, т.е. зарабатывать деньги. В течение одной зимы я испробовал три профессии: в какой-то художественной мастерской писал какие-то плакаты, по чьему-то поручению продавал в трамваях справочные таблицы купонов от облигаций займов, имевших хождение наравне с деньгами, и был почтальоном – разносил письма с фронта. Вторая из перечисленных профессий привлекала меня тем, что давала право бесплатного проезда в трамваях – и я, забыв о необходимости продавать списки, катался по всему городу. Профессия почтальона понравилась мне прежде всего тем, что во многих домах, куда я приносил письма, - подчас от людей, которых уже считали погибшими, - меня встречали с радостью, усаживали за стол и кормили. Все заработанные деньги я приносил матери, очень был горд этим и впервые почувствовал себя взрослым человеком. Но в общем год был трудный и тревожный. Запомнилось, с каким возмущением отец говорил об одном из своих сослуживцев, собиравшемся уезжать « от революции» за границу.
Летом 1918 года отец, придя как-то со службы (работал он тогда в Управлении Государственными сберегательными кассами), сказал, что столицу переводят из Петрограда в Москву и нам предстоит переезд. .. ... До тех пор кроме Петербурга я видел мельком, во время поездки всей семьей по Волге летом 1914 года, приволжские города – от Рыбинска до Астрахани. Переезд в Москву, бывший и в самом деле немаловажным событием, казался мне полным переворотом в жизни. И это очень увлекало. Начались сборы, сводившиеся в основном к продаже мебели и большей части имущества, т.к. везти с собой можно было очень ограниченное количество. В середине июля мы погрузились в длиннейший поезд, состоявший, кроме одного классного вагона, только из товарных. Поездка да Москвы длилась три дня... ...В Москве мы сперва поселились в общежитии на Донской улице – всей семьей в одной комнате. Очень скоро началась трудовая жизнь. Мы с Юрой ходили куда-то на Воробьевы горы и, еле волоча от усталости ноги, но веселые, приносили домой мешки с картошкой. После переезда осенью на Проточный переулок меня отдали в школу №35 второй ступени, в четвертый класс. Совместное обучение с девочками окрасило жизнь в новые краски, однако то, что происходило в школе в целом, занятиями я мог бы назвать с очень большой натяжкой. Дисциплины не было абсолютно никакой. Учились в тех пределах, в каких сами хотели. На экзамене по биологии, например, на вопрос «чем питаются растения» кто-то ответил: «грязной водой» и получил зачет… Я стал почему-то председателем школьной продовольственной комиссии и ежедневно возглавлял ватагу ребят, ходивших в столовую за ужасающими обедами для всей школы. Хорошо все же, что обеды были хоть такие – становилось все голоднее и холоднее. Дров не было, и зимой в квартире стоял мороз. Всей семьей мы перебрались на кухню, обогревавшуюся печкой-«буржуйкой». За дровами я ходил к Брянскому (Киевскому) вокзалу, и подолгу стоял на морозе в ожидании, когда кто-нибудь из возчиков дров соблазнится тем ничтожным количеством рублей, которые я мог предложить, и продаст сырое бревно.
.."
Фото: Д. Кабалевский с матерью и сестрой ок. 1910г
ЦГИА СПб. ф.19. оп.129. д.2. Метрические книги церкви Св. Апостолов Петра и Павла г.Лодейное Поле Олонецкой губернии бракосочетание 9 января 1880 года; жених - помощник классных наставников Санкт-Петербургской 1-й гимназии состоящий в Х классе Александр Фёдоров Бобылев , православный, первым браком, 32 года; невеста - Лодейнопольского купца Николая Григорьева Рудникова дочь, девица Александра Николаева, православная, 19 лет
ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 125. Дело 391 В Большой Коломне Покровская церковь, г.СПб
1882 год 24 августа похоронена учителя Санкт-Петербургской 1-й классической гимназии губернского секретаря Вильгельма Каспаровича Брок дочь Эмилия, 1 год, от дифтерита
Преобразованная указом от 29 апреля 1830 г. из Благородного пансиона при Университете гимназии 19 ноября того же года получила наименование «С.-Петербургская Первая мужская гимназия». В нее принимались дети потомственных дворян, которые воспитывались в пансионе при гимназии. Полупансионеры и приходящие ученики в гимназию не принимались. К 1850 году гимназия имела семилетний общеобразовательный курс. В ходе реформы народного образования 60-х гг. XIX века Первая гимназия была преобразована в открытое всесословное учебное заведение, стоявшее в одном ряду с другими классическими гимназиями. Находилась в ведомстве Министерства народного просвещения в непосредственном ведении Попечителя С.-Петербургского учебного округа. В начале ХХ века курс обучения в ней стал восьмилетним, с приготовительным классом. Передана в ведение Народного комиссариата просвещения на основании декрета СНК от 5 июня 1918 г. Преобразована в советскую трудовую школу на основании декрета ВЦИК от 16 октября 1918 г. Аннотация: Указы Сената; циркуляры и распоряжения Министерства народного просвещения и Управления С.-Петербургского (Петроградского) учебного округа общего характера и по организации учебного процесса (1832-1917 гг.). Декреты Советской власти об оплате труда служащих (газетные вырезки; 1918 г.). Журналы заседаний чрезвычайных собраний гимназии (1834; 1836-1837 гг.). Протоколы заседаний Педагогического совета (1856-1858; 1862-1918 гг.). Материалы о деятельности Родительского комитета (1905; 1907-1918 гг.); протокол совместного заседаний Педагогического совета и Родительского комитета гимназии (1918 г.). Протоколы заседаний Хозяйственного комитета гимназии (1871-1883; 1886-1887; 1909-1911; 1913-1918 гг.). Годовые отчеты о состоянии и деятельности гимназии (1831-1825; 1838-1918 гг.); рапорты и отчеты по учебной части директора гимназии (1834-1883 гг.); ежедневные ведомости о состоянии гимназии (1832; 1834-1836; 1843-1851 гг.); статистические сведения о гимназии (1863; 1865; 1880 гг.). Журнал Комитета по перестройке зданий гимназии (1838-1841 гг.); правила к руководству делами Комитета (1838 г.); технический отчет Комитета (1838-1842 гг.); проект перестройки зданий гимназии (1837 г.). Переписка о ремонте и перестройке зданий гимназии (1829-1833; 1837-1839; 1843-1844; 1866-1867; 1872-1873; 1879-1881; 1891; 1905-1906; 1912-1913; 1915 гг.); строительные сметы (1837; 1877; 1888; 1891; 1900 гг.); планы зданий гимназии (1837; 1899; 1905; 1912-1913 гг.). Документы о деятельности Строительной комиссии по постройке гимнастического зала и бассейна гимназии – журналы заседаний, инструкции, сметы на постройку (1914-1916 гг.); чертежи (1914 г.). Переписка о постройке (1840-1841 гг.) и перестройке церкви при гимназии (1893 г.); о церковных старостах (1854-1868; 1896-1902 гг.). Документы о переводе Дирекции училищ в здание гимназии (1868 г.); о передаче участка земли гимназии Духовному ведомству (1897 г.). Правила обучения в гимназии (1838-1840; 1879-1882 гг.); программы обучения (1838-1839; 1855-1857; 1863-1872; 1876-1879; 1900-1901; 1918 гг.); расписания уроков (1864-1868; 1871-1882; 1884; 1889; 1891; 1896-1897; 1902-1917 гг.). Документы об открытии при гимназии параллельных классов (1834; 1863-1872; 1882; 1902 гг.); переписка об их закрытии и восстановлении в гимназии семиклассного срока обучения (1845-1846 гг.); об открытии при гимназии восьмого класса (1874-1876; 1880-1883 гг.). Материалы о преобразованиях в гимназии (1849; 1879-1880 гг.) и введении устава гимназий и прогимназий (1871-1883 гг.); о временном закрытии пансиона (1917 г.). Классные журналы (1860-1865; 1870-1871; 1887-1893; 1899-1900 гг.); отчеты классных наставников (1896-1898; 1907-1908 гг.); ведомости успехов и поведения учащихся (1861-1869; 1912-1918 гг.). Экзаменационные ведомости и аттестаты учащихся (1833-1835; 1841-1918 гг.); сочинения учеников по различным предметам (1848-1850; 1864; 1867; 1912; 1918 гг.). Переписка о стоимости обучения в гимназии (1836; 1867; 1902; 1918 гг.); о суммах, выделяемых на содержание учеников императором и членами императорского дома (1831; 1839; 1865-1869; 1871; 1875-1878; 1882-1886 гг.). Протокол заседания правления Общества вспомоществования нуждающимся ученикам (1913 г.). Материалы о содержании больницы и аптеки при гимназии, медицинском обслуживании учеников (1833; 1825-1836; 1851-1852; 1877-1882; 1886; 1915 гг.). Переписка о покупке учебных пособий и оборудования для гимназии (1834; 1909 гг.); отчеты по библиотеке гимназии (1841; 1848; 1851-1854; 1857-1877 гг.); список библиотечных книг (1832 г.; 1872-1878 гг.). Документы о проведении экскурсий (1908-1914 гг.); о сборе пожертвований на различные цели (1869-1871; 1884; 1902; 1914-1915 гг.). Протоколы заседаний Общества школьных дач (1898-1899 гг.); отчеты о содержании дачи гимназии (печ.экз.; 1894-1896; 1898; 1901 гг.); списки учащихся для отдыха на даче (1915 г.). Переписка об издании учениками гимназии журнала «Неопытное перо» (1910 г.). Документы бухгалтерии. Сметы расходов на содержание гимназии (1831-1918 гг.). Главные (1869; 1871; 1876; 1879; 1884-1885; 1917 гг.) и кассовые книги (1879-1880 гг.); приходо-расходные документы (1831-1861; 1865-1918 гг.). Переписка о составлении исторического очерка о деятельности гимназии; о праздновании 50-летнего юбилея гимназии (1879 г.). Справочные сведения о гимназии для издания дополнения к справочнику «Учебные заведения Министерства народного просвещения» (1896 г.). Документы об устройстве в гимназии карцера (1870 г.); кондуитные списки (1881; 1883; 1885-1916 гг.); штрафные журналы (1881-1882; 1885-1887; 1899 гг.). Документы по личному составу преподавателей и служащих гимназии: штатное расписание гимназии (1859; 1912 гг.); прошения о приеме на службу, увольнении, получении пособий, вступлении в брак (1829-1918 гг.); списки кавалеров разных орденов (1831-1836; 1840-1841; 1857; 1860-1865; 1871-1883 гг.); наградные списки (1833-1835; 1850-1885; 1888; 1890-1899; 1901; 1903-1916 гг.); общие списки, в т.ч. служащих Благородного пансиона (1822-1918 гг.); списки для адрес-календарей (1831; 1843-1860; 1864-1885 гг.); паспортные книга лиц, живущих в доме гимназии (1881-1884 гг.); ведомости на выдачу жалования (1831-1918 гг.); алфавитные книги; формулярные и послужные списки; личные дела (1834-1836; 1843-1859 гг.). Документы по личному составу учащихся гимназии: прошения об определении на учебу, списки поступавших, переведенных в другие учебные заведения и выбывших; характеристики учеников; личные дела (1831-1918 гг.); алфавитные списки, в т.ч. учащихся Благородного пансиона (1827-1831; 1869-1873; 1877; 1918 гг.), общие списки (1878; 1884; 1886; 1891; 1897; 1902-1918 гг.); списки учеников, содержавшихся на счет императора и членов императорского дома (1831-1845; 1847-1856; 1883 гг.); списки стипендиатов различных обществ и частных лиц (1884-1889; 1893-1918 гг.); списки пансионеров (1889-1890; 1894-1915 гг.). План окрестностей г.Полтавы с указанием места переправы Петра I через р.Воркслу после сражения 27 июня 1709 г. (1910 г
ЦГИА СПб. ф.457. оп.1. д.48 Ведомость погребенных на Смоленском православном кладбище, г.СПб 1851 год 31 октября умерла, 3 ноября похоронена Елизавета Александровна, жена инспектора 1-й гимназии коллежского советникаВасилия Степанова Бардовского, 39 лет, от чахотки
ЦГИА СПб. ф.19. оп.124. д.710 Метрические книги церкви Вознесения господня, г. СПб1849 год
бракосочетание 11 ноября; жених: служащий в Первой Санкт-Петербургской гимназии коллежский секретарь Александр Иванов Сутковский, православный, вторым браком, 40 лет; невеста дочь статского советника Евграфа Александровича Щукина девица Елисавета Евграфовна, православная
ЦГИА СПб. ф.19. оп.124. д.804 Метрические книги Покровско-Коломенской церкви, г.СПб1860 год
10 марта умерла, 13 марта похоронена вдова бывшего старшего учителя первой СПб-ской гимназии статского советника Кондратия Шелейковского Анна Савична Шелейковская, 67 лет, от старости,
Мой двоюродный дед Иван Николаевич Троицкий учился в 1 СПБ гимназии, о чем говорит и ремень на одной из его фотографий. Правда, не уверен, что он ее закончил, так как убежал на 1 мировую.
1913 г.
1914 г.
Комментарий модератора: Фотохостинг исчез исчезли и фотографии
--- Предки жили в Баре, Киеве, Москве, Мозыре, сельце Малино Тульской губ., Егорьевао Рязанской губ., селах, сельцах и дер. Тверской губернии: Красном, Славково, Бакланово, Воробьево, Подберезье, Подъелье, Прокунино, Дубье, Поляна, Муравиха, Дубово, Коляково, Борисково, Горбуново, Пантелеево, Рычково, О
Фотохостинг исчез исчезли и фотографии