На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Убедительная просьба, не нужно открывать тему на одно-два сообщения по конкретному учебному заведению. Учебных заведений великое множество, невозможно по каждому иметь отдельную тему. Если у Вас нет материала на полноценную тему, которую Вы будете пополнять, то единичные сообщения публикуйте в теме:"ОБЩИЕ ВОПРОСЫ по мужским гимназиям РИ"
Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.
Москва Сообщений: 5653 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 989
Наверх##16 февраля 2015 12:3116 февраля 2015 13:57
"ВОСПОМИНАНИЯ КАБАЛЕВСКОГО О СЕБЕ"
В интернете есть воспоминания Дмитрия Борисовича Кабалевского 1904гр (композитор), в которых есть сведения и о его учебе в 1-й СПб мужской гимназии в 1915-1918 гг
Строки из воспоминаний... "Послезавтра день моего рождения. Мне исполнится 78 лет. В последние годы я часто вспоминаю слова из «Записных книжек» Жюля Верна: «Как коротка жизнь, но как бесконечно долог путь от первого до последнего ее дня…»
Мне иногда кажется, что обо всем прожитом я где-то прочитал. Не может быть, чтобы все это в действительности произошло на протяжении одной жизни,- Русско-Японская война, Революция 1905 года, Первая Мировая война, Гражданская война и интервенция, Февральская революция, Октябрьская революция, война с Финляндией, Великая Отечественная война…Неужели я действительно был знаком с М.М. Ипполитовым-Ивановым и Я.Сибелиусом, пережил смерть Ленина и сталинскую эпоху… Слушал Шаляпина и Маяковского, бегал на матчи знаменитых в свое время московских футбольных команд ЗСК и СКЗ, ездил по Старому Арбату на трамвае, а по Рождественским (позже – Советским) улицам в Петербурге на конке…Видел торжества по поводу 300-летия Дома Романовых и был на Патриаршем Подворье на Фонтанке на торжественном богослужении патриарха Тихона…
Сквозь толщу восьми десятилетий ясно просвечивают события, связанные с началом жизни. Иногда трудно поручиться – помню я это сам или со слов папы или мамы, но под любым из таких «просветов» поставлю свою подпись с абсолютно чистой совестью. Да, путь от начала до сегодняшнего дня кажется неправдоподобно долгим… Но и очень кратким. Так долго жил и так мало сделал – от этой мысли можно сойти с ума, если отпустить вожжи, которые держишь в своих руках. Так мало! Так мало! И многое из сделанного так несовершенно, так плохо!..
О родителях я хочу сказать несколько слов, особенно об отце, благодарить которого за то, что он мне дал своим воспитанием,- я не перестаю до сих пор. Его звали Борис Клавдиевич, сын военного инженера, генерала, строителя, а потом и начальника Луганского оружейного завода, он был очень прогрессивным человеком. Одно то, что нарушив дворянские традиции, он женился на моей матери-Надежде Александровне, принадлежавшей к мещанскому сословию, и что он принципиально не вписал меня и мою сестру в «дворянские книги», - говорит о том, что к своему сословному положению он относился весьма скептически. Окончив физико-математический факультет Петербургского Университета в 1900 году, отец поступил в Управление Государственных сберегательных касс, позже стал одним из организаторов системы государственного страхования
Я родился 30 (17 по старому стилю) декабря 1904 года в Петербурге. Крестины мои был назначены на воскресенье 9 января, однако в городе было неспокойно. Жили мы недалеко от Таврического Дворца, а церковь находилась поблизости от казарм и в городе уже кое-где была слышна стрельба.
...Когда мне исполнилось 7 лет, отец отдал меня в Городское начальное училище. Это было невероятно для нашей среды – ведь в этих училищах учились только простые дети бедных родителей. Но отец последовательно вел свою линию. И как он был прав. В училище я получил великолепную подготовку к гимназии и, что, быть может, было не менее важным, три года пробыл в среде простых мальчиков. Я никогда не вспоминал о своем привилегированном происхождении и рос в хороших, нормальных условиях.... ....В 11 лет я окончил городское Училище и поступил в 1 Петербургскую мужскую гимназию. На экзаменах я оскандалился. По всем предметам получил пятерки, а по Закону божьему – четверку. К счастью, «проваливший» меня батюшка оказался тем самым священником, который 9января 1905 года, заткнув мне рукой нос, рот и уши, окунул в святую воду. Не случись этого совпадения – и не приняли бы меня в гимназию. Кончилась пора беззаботной жизни – требования в гимназии были очень высокими и заниматься приходилось очень и очень много. ...Поступил я в гимназию осенью 1915 года, т.е. через год после начала войны....... Летом неподалеку от нашей деревни на Сиверской стояла Дикая Дивизия. Я часто бегал смотреть на казавшихся мне необыкновенно страшными всадников и на их горячих коней. Вскоре пришло сообщение о гибели на фронте единственного папиного брата. Мать работала сестрой милосердия в госпитале, в доме появился белый халат с красным крестом на рукаве и рассказы о страданиях и горе. Это были первые впечатления о новой, неизвестной и какой-то очень серьезной жизни... ...От меня требовали, чтоб я хорошо учился, чтоб готовил себя к жизни, стал знающим, умеющим справиться с любой работой, человеком. Но уже в те года я начал проявлять некоторую неуклюжесть и нескладность, которая в дальнейшей жизни причиняла мне немало хлопот. Порядки в гимназии были очень строгие, дисциплина беспредельно жесткая. А я стал «отличаться». Дважды попал в «кондуит» - сперва выбил в зале гимназии огромное зеркальное стекло, а потом, как гласила запись в «кондуите», «во время урока русского языка сидел под партой и завтракал». ...В третьем классе русский язык преподавал Алексей Василькович Миртов, организовавший в нашем классе журнал «Стихи и проза». Я был членом редакционного Комитета и активным автором этого журнала. В единственном номере, который удалось выпустить, были напечатаны моя басня «Жук и цыплята» и рассказ «В стужу». Трудно представить себе что-либо более бездарное! Но зато это были мои первые шаги на литературно-редакционном поприще. ...В том же году я пережил большое потрясение – получил единственную за все годы обучения единицу. На вопрос, когда в истории впервые упоминается Москва, я бойко ответил: «Когда-то в середине 19 века». - «Садитесь, не в то корыто попали» - произнес свою неизменную в таких случаях фразу наш хромой и лысый историк и одновременно я услышал противный скрип пера, выводившего в журнале жирный кол. ....Приближались события 1917 года. В городе становилось неспокойно. Напряженную атмосферу чувствовали и мы, дети, хотя о политике не имели толкового представления. Мы видели бесконечные очереди в лавках и магазинах, еще больше, чем обычно, городовых на улицах. Наконец настали февральские дни революции. Нас не пустили в гимназию. Мы знали, что на чердаке нашего дома сидят городовые с пулеметами. К окнам подходить не разрешали, хотя окна нашей квартиры и выходили во двор. Потом мы услышали стрельбу. Стреляли и на нашем доме. Папы не было дома, волнение за него было, конечно, главным чувством в тот момент. Но вот он пришел, позвал нас с сестрой и сказал: «Ну вот, царя свергли. Больше царя не будет». Честно говоря, я не мог понять, что же дальше будет. Я помнил торжества в честь 300-летия дома Романовых и не думал, что без царя может быть государство. А что будет дальше – даже папа не мог объяснить мне достаточно вразумительно. Все это было необычно и очень интересно. Наконец нас выпустили на улицу и я пошел в гимназию. Мне кажется, никогда я не видел такого оживления – люди заполняли улицы, у многих я запомнил красные банты и розетки. На углах митинговали. Я понял, что произошло что-то очень значительное, что царя уже свергли и что кого-то «продолжают свергать». Я решил, что надо действовать. В классе стоял невообразимый шум, хотя большинство из нас ничего как следует не понимало. В класс вошел ненавидимый нами директор – немец Ветнек. Воцарилась абсолютная тишина. Директор посмотрел на нас каким-то особым, пристальным взглядом и произнес тихо: «Дети…» Несколько человек, и я в том числе, истошными голосами крикнули: «Долой Ветнека!» Поднялся невообрази-мый шум, Ветнек побагровел и пулей вылетел из класса. Счастью нашему не было границ – мы учинили революцию! Но нас немедленно выгнали из класса и всех распустили по домам. Собрали лишь через неделю. Ветнека в гимназии больше не было, нам велели выбрать старосту класса. Что такое староста класса я не знал, но был очень горд, когда выбрали меня. Так началась моя общественная деятельность. После февральской революции занятия в гимназии разладились. Следующий – 1917/1918 учебный год прошел как-то вразвалку. Наиболее яркие воспоминания связаны со всевозможными бытовыми трудностями – в первую очередь со стоянием в очередях продуктовых лавок. Жалования, которое получал отец, стало явно не хватать на жизнь. В этот год я впервые стал работать, т.е. зарабатывать деньги. В течение одной зимы я испробовал три профессии: в какой-то художественной мастерской писал какие-то плакаты, по чьему-то поручению продавал в трамваях справочные таблицы купонов от облигаций займов, имевших хождение наравне с деньгами, и был почтальоном – разносил письма с фронта. Вторая из перечисленных профессий привлекала меня тем, что давала право бесплатного проезда в трамваях – и я, забыв о необходимости продавать списки, катался по всему городу. Профессия почтальона понравилась мне прежде всего тем, что во многих домах, куда я приносил письма, - подчас от людей, которых уже считали погибшими, - меня встречали с радостью, усаживали за стол и кормили. Все заработанные деньги я приносил матери, очень был горд этим и впервые почувствовал себя взрослым человеком. Но в общем год был трудный и тревожный. Запомнилось, с каким возмущением отец говорил об одном из своих сослуживцев, собиравшемся уезжать « от революции» за границу.
Летом 1918 года отец, придя как-то со службы (работал он тогда в Управлении Государственными сберегательными кассами), сказал, что столицу переводят из Петрограда в Москву и нам предстоит переезд. .. ... До тех пор кроме Петербурга я видел мельком, во время поездки всей семьей по Волге летом 1914 года, приволжские города – от Рыбинска до Астрахани. Переезд в Москву, бывший и в самом деле немаловажным событием, казался мне полным переворотом в жизни. И это очень увлекало. Начались сборы, сводившиеся в основном к продаже мебели и большей части имущества, т.к. везти с собой можно было очень ограниченное количество. В середине июля мы погрузились в длиннейший поезд, состоявший, кроме одного классного вагона, только из товарных. Поездка да Москвы длилась три дня... ...В Москве мы сперва поселились в общежитии на Донской улице – всей семьей в одной комнате. Очень скоро началась трудовая жизнь. Мы с Юрой ходили куда-то на Воробьевы горы и, еле волоча от усталости ноги, но веселые, приносили домой мешки с картошкой. После переезда осенью на Проточный переулок меня отдали в школу №35 второй ступени, в четвертый класс. Совместное обучение с девочками окрасило жизнь в новые краски, однако то, что происходило в школе в целом, занятиями я мог бы назвать с очень большой натяжкой. Дисциплины не было абсолютно никакой. Учились в тех пределах, в каких сами хотели. На экзамене по биологии, например, на вопрос «чем питаются растения» кто-то ответил: «грязной водой» и получил зачет… Я стал почему-то председателем школьной продовольственной комиссии и ежедневно возглавлял ватагу ребят, ходивших в столовую за ужасающими обедами для всей школы. Хорошо все же, что обеды были хоть такие – становилось все голоднее и холоднее. Дров не было, и зимой в квартире стоял мороз. Всей семьей мы перебрались на кухню, обогревавшуюся печкой-«буржуйкой». За дровами я ходил к Брянскому (Киевскому) вокзалу, и подолгу стоял на морозе в ожидании, когда кто-нибудь из возчиков дров соблазнится тем ничтожным количеством рублей, которые я мог предложить, и продаст сырое бревно.
.."
Фото: Д. Кабалевский с матерью и сестрой ок. 1910г
Москва Сообщений: 5653 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 989
Наверх##16 февраля 2015 13:5516 февраля 2015 14:09
Из википедии: Первая Санкт-Петербургская классическая гимназия — одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга. Основано в 1817 году под наименованием Благородный Пансион по указу Александра I. После упразднения Лицейского Благородного пансиона (1829) ставший правопреемником его[1][2] в 1830—1831 гг. пансион (университетский с 1819 года) преобразован в Первую Санкт-Петербургскую гимназию.
После 1918 года — общеобразовательная школа; В 1933/34 учебном году в связи с введением 10-летнего среднего обучения 52-я школа стала десятилеткой № 34 Центрального района города. В 1940 году с введением единой общегородской нумерации школе был присвоен номер 321, под которым она существует до настоящего времени в качестве среднего общеобразовательного учебного заведения. Во время Великой отечественной войны 321-я школа оказалась одной из немногих школ, которые не прекратили учебного процесса в период ленинградской Блокады. В 1942 году десятый класс окончили только пять человек, в 1943/44 учебном году школа выпустила семь человек. Но уже в 1945 учебном году было два выпускных класса, а затем четыре. В июне 1944 года из 7 выпускников трое получили золотые медали[63].
с 1941 года по настоящее время — школа № 321. Находится в Центральном районе города Санкт-Петербурга. Адрес СПб, Социалистическая ул., 7 / ул. Правды, 11
Иван Павлович Можайский - выпускник 1-й СПб гимназии 1847года
И.П. Можайский - автор нескольких статей о 1-й гимназии (и др. статей) Можайский И. Воспоминания о первой Санкт-Петербургской гимназии. Гимназия. 1889. № 11. С. 575.
Ст. советник потомств. дворянин Можайский Иван Павлович (1828-1893), инспектор с 1868г народных училищ Новгородской губернии. И.П. Можайский выпускник 1847г 1-й СПб мужской гимназии, выпускник 1853г СПб университета (звание - учитель русского языка в уездных училищах); с 1953г - учитель русского языка в Новгородском уездном училище, с 1858 г. он был преподавателем французского языка в младших классах Новгородской мужской гимназии (сын И.П. Можайского, Федор Ив. Можайский 1888 гр, - выпускник СПб университета; дочери И.П. Можайского - выпускницы 1903,1904 гг Смольного ИБД; дед И.П. Можайского, действ. ст. сов. Тимофей Иванович Можайский (1764гр-1803г.см.), учился в гимназии при Московском Университете, - ее выпускник, после учился в 1780-ых гг и окончил - Московский Университет (студентом был одновременно секретарем у И.И. Шувалова); их пра....внук - выпускник Моск. Университета 1970-ых гг. --------------------------------------
На фото И.П. Можайский предположительно с учеником Новгородской мужской гимназии. Фото до 1893г, Новгород
Соловьев, Дмитрий Николаевич (1843-1910). Пятидесятилетие С.-Петербургской Первой гимназии, 1830-1880 : Ист. записка, сост. по поручению Пед. совета Д.Н. Соловьевым. - Санкт-Петербург : тип. Второго отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1880. - VIII, 424 с., 1 л. табл.; 26
Ув. mbul3006 Спасибо за ссылку, оч. интересно!!!! Ниже помещу некоторые самые интересные страницы этой книги.
Смотрела книгу о 50-летии СПб 1-й гимназии (1830-1880) и думала - сохранилось , это здорово! Честь и хвала!!! А я сколько ни билась, не могу спасти- сохранить гибнущий в подвале школы № 171 архив музея школы № 23 (г. Москва) за 85 лет ее существования в 2015 году... Тему школы № 23 я открыла вВГД, вела, но не помогло спасти, - никому не интересно... пусть себе гибнет... Школу № 23 окончил мой отец в 1948 году, в школе был роскошный музей с архивом школы. В 2007 г. школу ликвидировали, присоединив к школе № 171, архив сложили в коробки, убрали в сырой школьный подвалчик под лестницу - с глаз долой, с сердца вон, и теперь этот архив или сыреет- гниет, или уже в помойке....Год назад я эти коробки видела, забрала снимки 1940-ых гг (с отцом) из гибнущего уже полусырого и в штукатурке архива, из роскошных фотографий выпусков и выпускников по годам, фотоальбомов - на память школе № 23 от ее выпускников....
Именной список учеников, окончивших курс СПб Первой гимназии (*список по годам выпуска) В 1838 г (первый выпуск), 1839г (второй выпуск), 1840г (третий ...)
Именной список воспитанников, окончивших курс в Благородном пансионе при СПб Университете ((* у некоторых фамилий в списках - есть запись, кем они позже стали),
Выпуск 1821 года Выпуск 1822 года Выпуск 1823 года
стр. 414 ( стр. 407- книги) из приложения № 4, Именного списка учеников, окончивших курс СПб Первой гимназии (*список по годам выпуска)
1846 год, 9-ый выпуск 1847 год, 10-ый выпуск (в списке есть - Можайский Иван, см. выше в тексте, есть информация о нем и фото) 1848 год, 11 выпуск 1849 год, 12 выпуск