ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Автор статьи: Ludmilla

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Э   Ю   Я  

Воспитательные дома


Под патронажем Екатерины II существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых было, укрыть на время детей от беды, а затем определить в «семью благонравного поведения». Туда принимали младенцев, «не спрашивая приносящего», кто он таков и чьего младенца принес, требовалось только спросить, не знает ли он, крещен ли младенец и как его имя.
Особую роль в развитии воспитательных учреждений сыграл Иван Иванович Бецкой, побочный сын князя И.Ю.Трубецкого. Согласно его проектам, разработанным в 60-70-е гг. XVIII века, в России должна была возникнуть целая сеть закрытых учебно-воспитательных учреждений, которая включала бы низшие и средние учебные заведения для дворян (благородного сословия) - пансионы, а для лиц третьего чина (мещан и купцов) - воспитательные дома, педагогические, художественные, медицинские, коммерческие и театральные училища. Осуществить свою программу во всей полноте Бецкому не удалось. В соответствии с его планами был преобразован Сухопутный шляхетский корпус, учреждено первое женское учебное заведение - Воспитательное общество благородных девиц в Смольном монастыре, а также коммерческие училища для мещан и воспитательные дома в Петербурге и Москве для сирот и подкидышей. Кстати, по настоянию Бецкого преимущество при поступлении в кадетские корпуса отдавалось детям, родители которых погибли или были ранены на войне, детям обедневших дворян, которые на свои средства не могли дать детям приличное образование (этот принцип приема в русские кадетские корпуса сохранялся и в дальнейшем).
В Московском журнале №8 за 2002 год написано, что условия содержания детей в Московском воспитательном доме были ужасные. Там же приводилась статистика их смертности: 1764 год (первый год приема): принято 523, умерло 424; 1765 год: принято 793, умерло 597; 1766 год: принято 742, умерло 596; 1767 год: принято 1089, умерло 1073. Столь же неутешительны цифры и последующих лет. Даже в конце XIX века смертность здесь составляла 87,7 процента.
Московский воспитательный дом управлялся Опекунским советом, содержался на пожертвования частных лиц, а также на специальные налоги (с театральных зрелищ, 1/4 доходов от клеймения карт). В 1772 при Воспитательном доме созданы кредитные учреждения - Ссудная, Сохранная и Вдовья казна, в том же году П.А. Демидов открыл при Воспитательном доме первое коммерческое училище (Демидовское купеческое училище). Дети 7-11 лет обучались чтению, письму, рисованию, ремёслам. С 1774 воспитанников отдавали в город для обучения на фабриках и в мастерских; при Воспитательном доме были организованы столярные, слесарные и другие мастерские. Часть воспитанников посылалась для дальнейшего обучения в Московский университет, Академию художеств и другие учебные заведения. 180 наиболее талантливых воспитанников Воспитательного дома были отправлены изучать коммерцию в Лондон, медицину - в Страсбург и Вену, художества - в Париж и Рим.
В 1772 в Москве при Воспитательном доме были открыты классы «изящных искусств», в конце 1773 начал функционировать созданный из питомцев домашний театр. К 1778 в репертуаре домашнего Театра Воспитательного дома насчитывалось 12 комедий, 2 оперы и несколько балетов. Сценическое искусство преподавали крупные актёры. В 1783 Екатерина II подарила под Театр Воспитательного дома «старый придворный деревянный» театр, то есть Головинский оперный дом на Яузе. Открытие публичного Театра Воспитательного дома возмутило антрепренёра М. Медокса, имевшего привилегию на содержание в Москве всех публичных зрелищ, и он подал жалобу императрице. В ноябре 1784 по соглашению Опекунского совета Воспитательного дома с Медоксом труппа из воспитанников вошла в состав труппы Петровского театра.
В 1777 при Московском воспитательном доме существовала танцевальная труппа К. Беккари; 50 воспитанников Воспитательного дома работали в 1777-82 в Русском театре К. Книппера. В Вольный российский театр из Воспитательного дома были взяты 15 актёров и 17 актрис. По пятницам и воскресеньям в театральном зале Воспитательного дома проводились концертные вечера с непременным участием «хора питомцев».
С 1797 года все воспитательные учреждения в Российской империи были отданы под покровительство императрицы Марии Феодоровны, супруги Павла I, которая руководила ими до 1828 года.
Весь курс обучения был разделён на пять классов (лет): начальный, куда дети поступали из деревень; приготовительный; первый учебный; второй учебный; третий учебный. Изучались предметы: арифметика, география, история, естествознание, рисование, языки русский, немецкий, французский и латынь. Некоторых питомцев учили музыке, пению и танцам.
К 20-ым годам XIX века сложилась устойчивая тенденция: сильнейшие по дарованиям направлялись для дальнейшей учёбы в земледельческую школу, в Коммерческое Училище, в гимназии при медико-хирургической академии и Московском Университете, более слабые - в писаря и аптекарские ученики. Самые последние по способностям и усердию отдавались в обучение ремёслам.
В 1826 было решено устроить вне Воспитательного Дома мастерские для разных ремёсел со спальнями, столовыми и прочими потребностями и переместить туда всех воспитанников, там ремёслам обучающихся, а на освободившихся площадях предполагалось увеличить число воспитанниц института повивальных искусства, доведя их число до 60; умножить число воспитанниц, готовящихся к званию наставниц; учредить особые классы для подготовки учительниц музыки.
В 1826 же последовало высочайшее повеление императора Николая I, по которому Воспитательному Дому были пожалованы каменные корпуса бывшего Слободского дворца, которые после пожара 1812 года оставались в запустении. Именно с этого момента в документах стало появляться наименование “Ремесленное Учебное Заведение при Московском Воспитательном Доме“ и упоминания о его дирекции. В Слободской дворец было предложено переместить помимо РУЗ ещё богадельню для увечных питомцев и пристанище для престарелых служителей.
Занятия в РУЗ начались в 1832 году, первый выпуск ремесленников состоялся в 1837 году, мастеров - в 1839. В новом учебном заведении при весьма элементарной поначалу теоретической подготовке воспитанники обучались в основном тому же перечню ремёсел: картонному, малярному, жестяничному, переплётному, резному, столярному, слесарному, оловянно - литейному и даже сапожному и портному. Контингент обучающихся по-прежнему формировался из числа питомцев Воспитательного Дома, признанных ни к чему более не способными. При этом срок обучения не регламентировался и зависел более от способностей и прилежания каждого.
Как уже говорилось, в 1828 года был издан закон, запретивший открывать воспитательные дома в провинции, но Московский и Санкт-Петербургский воспитательные дома продолжали действовать.
В 1837 Николай I приказал всех сирот и подкидышей неизвестного происхождения отправлять на воспитание в крестьянские семьи, а впоследствии обращать в государственных крестьян. Воспитанников Московского воспитательного дома, например, отдавали в деревни в основном Московской губернии бездетным крестьянам, которым за это выплачивалось известное вознаграждение. Дети получали фамилии своих приемных отцов и соответствующие отчества. Достигшие школьного возраста обучались в четырехклассных школах Дома, открытых во многих уездах губернии. Дальнейшая судьба приемышей зависела от воли усыновителей.
Сведения о воспитанниках и воспитанницах Воспитательного дома в Санкт-Петербурге и Николаевского сиротского института (1887-1914) имеются, например, в Музее истории Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге.
По правилам 1890 года в московский и Санкт-Петербургский воспитательные дома принимались на призрение и временное кормление незаконные дети не старше 1 года: 1) лишившиеся матери; 2) если матери, по бедности или необходимости сохранения тайны рождения, не могут держать ребенка при себе, и 3) подкидыши. Законные младенцы принимались, если мать умерла или по болезни не могла кормить сама ребенка, а отец не имел средств для его содержания. Матери, желающей кормить ребенка дома, выдавали не более 2 лет пособие. Окрепших детей отдавали на воспитание в деревни, где они, за установленную плату, изменяющуюся по возрасту и прекращающуюся с 15 л., оставались в семействах крестьян до 21 г.