ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Аксаковы


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Топсель
Участник

г. Екатеринбург
Сообщений: 90
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 37
На сайте http://aksakoff.ru/ не полная родословная роспись. Меня интересуют потомки Ксении Степановны (Аксаковой)
TaniaAb

TaniaAb

Сообщений: 2330
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2625
ЦГАСО, г. Самара
http://regsamarh.ru/cgaso/

Фонд 430. Самарское дворянское депутатское собрание, г. Самара.
Опись 1.

Порядковый номер в АИС: 808

Дело 815 Ходатайство о внесении в Самарскую родословную книгу тайного советника Г.С. Аксакова 15 апреля 1875 г. - 22 сентября 1880 г. 59 листов. Есть электронная копия в АИС.

Регистрация в АИС
http://regsamarh.ru/
---
Всякій домъ созидается по волѣ домовладѣльца.
Airmaksik
Новичок

Москва
Сообщений: 19
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 32
Внимание: Ищим родственников Куроедовых !!!

Уважаемые коллеги! Нижайшая просьба, попробуйте через Интернет найти их родственников, возможно, они прольют свет…

Отправляю вам содержание писем Марии Сергеевны Куроедовой, дочери Евгении Дмитриевны, из Москвы адресованные жительнице села КирюшкиноБугурусланского района Оренбургской области Бормотиной (урожд. Заряевой) Любови Мироновне. Оба письма написаны в апреле 1988 года.
«Милая Люба!
Ты просишь мою биографию, если успею до смерти, а мне 87 лет и надоело жить в квартире с чужими грубыми людьми и я с удовольствием присоединюсь к своим предкам, которые по документам, выявленным официальными инстанциями моим дедушкой Иваном Петровичем Куроедовым, жили в 15 веке и имели боярский двор в Москве. У меня до ареста в руках была эта родословная, т. к. я по поручению моего отца ездила получать оставшиеся от дяди-художника, который умер не дома, и его работник приехал ко мне на работу в село Березняки, бывшее имение Азаревича, который не то убит, не то эмигрировал, оставил своих голодных борзых собак и всё хозяйство на управляющего эстонца В. П. Романа, которого репатриировали, а я была переведена в Пилюгино на канцелярскую работу с другими девушками и тре6мя трактористами. На горелке у них нам варила лапшу приходящая из села девушка. Целую тебя и твоего Колю и Наташу и всех остальных.
Твоя М. К.
Если смогу буду письма ещё писать»


11/IV-1988 г. Москва
«Милая Любочка!
Очень рада, что ты вернулась в Кирюшкино к родной своей семье.
Поздравляю тебя и твоего мужа и ребят твоих с весенним праздником Пасхой. Раньше бывало так, что по зелёной травке катали крашеные яички и вёсны были тёплые, ласковые, а теперь у нас в Москве ещё сугробы не все растаяли и дикие ураганы налетают, ломая деревья.
Да, многое изменилось за мои 87 лет, а меня одолевают мысли невесёлые о приближающемся конце. Ночами не сплю без усыпительного лекарства. И питаюсь из-за операции по диете только кашами да свёклой. Молоко, слава Богу, ещё не запретили пить, хотя я воздерживаюсь. Много первое время могла в Казахстане пить, не поверите, по литру, а теперь только кефир и простоквашу употребляю. Много мёрзну – ноги от колена до пяток не переносят холода и я норовлю их засунуть под одеяло. Большое спасибо мэру, в кроватке и пишу свои стихи, которые одна журналистка из Уфы редактирует и временами печатает в Москве, да и при моей фотографии и чрезвычайно благодарили. Дело в том, что Аксаковская семья – наша родня и даже в литературном музее хранится моя родословная. Наш предок Тимофей жил в 15 веке и дом боярина Куроедова упомянут в списке домов того времени. Я нашла в старинных книгах, когда мой родственник Николай Владимирович Арнольд достал мне фотографию этой родословной и ту большую родословную у меня отобрали при аресте и не вернули. А там наш дед пишет отцу как и когда были награждены Куроедовы по Волге разными деревнями. Поэтому маму мою звали бояр-баба.
Целую тебя. Кланяйся от меня своим.
***
Мария Сергеевна Куроедова
Родилась 12 апреля 1901 года в селе Большое Куроедово. По всей видимости, она получила домашнее образование, которое продолжила в Москве. Владела пятью или шестью иностранными языками, проживала в Москве, где работала секретарём в ЦСУ. Выходила замуж за поляка, некоего Милецкого или Милевского, якобы работавшего когда-то с Лениным. От этого брака у них был сын, звали его Владимиром.
22 декабря 1937 года она была арестована как член семьи изменника родины и осуждена особым отделом КГБ (НКВД) на 8 лет лишения свободы. В местах «не столь отдалённых» оказался и её муж.
Мария Сергеевна отбывала наказание в лагерях. Первоначально в Карелии (Сежлаг до 1 августа 1944 года), а потом в Казахстане (Карлаг до окончания срока лишения свободы).
После освобождения она разыскала сына, благодаря сохранившимся (детдомовским) фотографиям. Сын Марии Сергеевны в течение 8 лет воспитывался в каком-то детском доме. Здесь он получил соответствующее коммунистическое воспитание. Сыновьих особо близких чувств Владимир к матери не испытывал. По слухам Владимир в зрелом возрасте работал в Министерстве нефтяной промышленности, курировавшей эту отрасль в Монголии…
Мария Сергеевна в Казахстане, отбывая наказание, трудилась на животноводческой ферме дояркой («обучала коров иностранным языкам»).
После отбывания наказания приехала в Москву, по видимому, проживала на улице Гарцинина (Гарциника), 7 кв. 35. По воспоминаниям Заряевых квартира была коммунальная и очень маленькая. Не исключена возможность, что Куроедова поддерживала какие-то родственные отношения с родственниками мужа. Ей из Польши (Варшавы) посылали мелованную отличного качества бумагу. В первом письме Заряевой (Бормотиной) Любови Мироновне, на второй странице сохранился следующий адрес:
CENTRALA KOLEORTAZO
PRASY WYDAWNICTW
00-958 WARSKAWA
UL.TOWAROWA 28
POLSKA-POLOGNE
PRIERE DE NE PAS PLIER

XobeiZyciep/84
Куроедова М. Сергеевна
Горциника 7 кв. 123
123560 (или 123060)
Москва СССР

Вероятнее всего, это адрес какой-то посылки. Имеется на этом месте и штемпель почтового отделения, но цифры и подписи неразборчивы.
Проживая в столице, она занималась литературной деятельностью. Писала стихи, последние публиковались в периодических изданиях Москвы.
Мария Сергеевна несколько раз побывала в Красной Полян, Кирюшкино, где навещала мать и могилы своих родных. После смерти своей матери Евгении Дмитриевны Куроедовой она приезжала и на её могилу – на Краснополянское кладбище. Словно предчувствуя, что захоронение матери будет со временем утеряно, Мария Сергеевна могилу вокруг обкладывала маленькими камешками-голышами, находясь в другом жизненном измерении, прожившую трудную жизнь дворянка или как величали её эрзя – боярва – старается помочь жаждущим, ищущим…
Последний раз она приезжала на могилу матери в 1970 году.
В памяти кирюшан и краснополянцев она осталась высокой, красивой, обаятельной женщиной, не лишённой величавой грациозной походки, владевшая изысканными манерам общения.
К Заряевым она приезжала весной или летом. Она была всегда одета в светлую или белую одежду, прикрывала себя в жаркую погоду от солнца зонтиком. Большую часть времени ходила по полям и лесам в поисках лекарственных трав, которые собирала в избытке и увозила с собой в Москву. Сутками пропадала у села Большое Куроедово и на месте бывшего их поместья, находившегося на незначительном удалении от села в лесном массиве. С ней иногда гуляла и старшая дочь Мирона ДорофеевичаЗаряева Любовь (отец же Мирона Дорофей Филиппович спас от неминуемой гибели от рук вездесущих НКВДешников и КГБшников Евгению Дмитриевну, укрыв её среди крестьян краснополянцев).
Детская память Любови Заряевой сохранила и то, что она с Марией Сергеевной ходила на могилку сестры Веры, будучи в середине августа на самой высочайшей точке местности Бугурусланского района, примерно, в 12 км от села Большое Куроедово (это место тригопункта см. СБСЭ). Именно здесь была захоронена Вера Сергеевна Куроедова, которая была глубоко религиозной женщиной и почти всю свою жизнь провела со старцем-отшельником. Справедливости ради надо сказать, что на место тригопункта (место погребения Веры) наша экспедиция состоявшая из более десятка бывших краснополянцев и их потомков, и просто интересных людей, мы пробивались с большим трудом, преодолевая кустарники, валежник, опасаясь встретиться с лежбищем кабанов. Преодолев около трёх километров лесного массива, мы оказались на месте. Увидели упавшую (сгнившую) вышку тригопункта. Причём, с этой вышки можно было созерцать города Похвистнево, Бугуруслан и сёла. Крепилась эта вышка коваными длинными гвоздями. В центре должна была находиться пирамида вылитая из бетона, где геодезисты устанавливали приборы. Разбитая она валялась в стороне. Поодаль виднелись фрагменты деревянных лестниц. Воочию проглядывалось, что здесь уже побывали кладоискатели-варвары.
Любовь МироновнаБормотина рассказывает: «Помню, что мы с Марией Сергеевной стояли здесь. Напротив была полуразрушенная землянка старца. Где находилась могила Веры Сергеевны я не помню. Брат мой Иван говорил, что её могилка находится отсюда по просеке вниз шагов 25-30 и налево метров 50».
По последним ориентирам мы прошлись, но ничего не обнаружили, кроме старой ямы, вероятно, следов пребывания и деятельности вандалов.
Здесь Куроедовы намечали построить часовенку, где люди могли бы хотя бы на время отрешиться от мирских соблазнов и подумать о вечности и бренном своём существовании. Но грянула революция, гражданская война, великие свершения отца всех народов…
С большим трудом мы спустились с высочайшей точки и на машинах последовали в находящийся в верстах 12 к Большекуроедовскому храму, вернее, к месту, что там осталось. Впечатление удручающее. На могилах, на полуразрушенных склепах растёт колючий татарник или мордовник, полынь, трава. Без косы не подступиться… Полуразрушенный храм утопает в бурьяне, внутри запустение. На месте бывшего алтаря на стенах висят иконы. Стоит стол с остатками еды, жития, стаканы. Пластиковые бутылки. Сохранилась надпись, что церковь построена в 1806 году. Кое-где на стенах сохранилась штукатурка. С одной стороны храма воздвигнуты леса. Вероятно, кто-то хотел восстановить церковь… К сожалению, этого мы не знаем.
Отбывая из Куроедова почему-то вспомнились стихи Гумилёва:
Есть Бог, есть мир; они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Проехав поворот на исчезнувший посёлочек Красная Поляна, Светлый Ключ, подумалось: сколько забытых селений в России! О них вспоминают редко, да и то единицы. Сколько высокопарных слов приходится слушать с высоких трибун об Отечестве, Родине. Воспитание у молодёжи любви к «отеческим гробам» - это самое высокое проявление патриотизма. Приходится только сожалеть, что пришёл век Мамоны и поклонения презренному металлу, который погубил государства…
Но давайте вернёмся к Куроедовым. По воспоминаниям Заряевых Мария Сергеевна ушла в мир иной где-то в 1990 году. Об этом факте сообщал в письме её сын Владимир. Последний, по всей видимости, был женат на некой Валентине, худенькой беловолосой женщине. У них была дочка, к великому сожалению, имени не помнят. Мария Сергеевна приезжала с внучкой в Красную Поляну. Девочка носила очки. Она играла с местной детворой. Мальчишка-хулиган из посёлочка Николай Куркин разбил ей очки. Это было где-то в 1958 году.
И ещё предполагаемая дата смерти Евгении Дмитриевны 1958 год ошибочна. Она умерла между 1954 и 1956 годами.


Родственные связи Нагаткиных, Аксаковых и Куроедовых
О родстве этих фамилий упоминает писатель С. Т. Аксаков в своём произведение «Детские годы Багрова внука».
Он пишет: «Мне так же жалко было расставаться с Багровом и со всеми удовольствиями: с удочкой, ястребами, которыми только что начали травить, а всего более – с мохнатыми и двухохлыми голубями, которых две пары недавно подарил мне Иван Петрович Куроедов, богатый сосед тётушки Аксиньи Степановны, сватавшийся к её дочери, очень красивой девушке, но ещё слишком молодой. Тётушка Аксинья Степановна была радёхонька такому зятю, но по молодости невесты (ей было ровно 15 лет) отложила совершение этого дела на год».
Известно, что симбирский помещик, секунд-майор Борис АнаньевичНагаткин женился на Аксинье Степановне Коптяжевой (в девичестве Аксаковой), рано овдовевшей. От жены он получил поместье в Оренбургской губернии Бугурусланского уезда и остался жить по настоянию супруги.
От этого брака у них родились два сына: Николай (1782) и Василий (1783) и дочь Вера (1786). Сыновья как отец посвятили себя военной службе. Дочь Нагаткиных – Вера Борисовна вышла замуж за Ивана Петровича Куроедова (1772). Последний служил когда-то поручиком в лейб-гвардии Преображенского полка, владел имениями в Самарской и Симбирской губерниях. От этого брака у Куроедовых было более десятка детей. Один из них сын Пётр (1802).
Пётр Иванович Куроедов выбрал для себя, как и его предки, военную стезю. Он был женат дважды. От первого брака с Серафимой Николаевной Ждамировой имел детей: Алексея (1828), Василия (1832), Николая (1834), Софью (1847), Надежду (1833), Зинаиду (1836).
От второго брака с Олимпиадой Ивановной Пятницкой имел детей: Марию (1850), Любовь (1851), Ивана (1853), Владимира (1854), Григория (1856), Сергея (1858), Дмитрия (1859).
Предпоследний сын от второго брака Сергей – Сергей Петрович Куроедов – был женат на Евгении Дмитриевне Куроедовой.
У них были дети: Пётр (1894), Мария (1901), Вера (…) Семья последнего владела имением в селе Большое Куроедово.
Сергею Петровичу Куроедову Вера Борисовна (Нагаткина) Куроедова и Иван Петрович Куроедов являлись бабушкой и дедушкой.
Аксинья Степановна Нагаткина (Аксакова) И Борис АнаньевичНагаткин, соответственно прабабушкой и прадедушкой.
Муж Веры Борисовны Куроедовой (Нагаткиной) Иван Петрович в 1806 году построил в Большом Куроедово Каменную церковь с колокольней. В 1828 году на кладбищенской церкви похоронена Аксинья Степановна Нагаткина (Аксакова), мать Веры Борисовны Куроедовой.
P. S. У Ивана Петровича Куроедова (1772-1814) и Веры Борисовны (1786-1834) имелись трое сыновей и девять дочерей.
Сыновья: Пётр Иванович (1802) был женат дважды – на С. Н. Ждамировой и О. М. Пятницкой; Василий Иванович, жена его Марфа Михайловна Тимашева; Борис Иванович был женат на некой Пожарной.
Дочери и их мужья:
Софья и Василий Егоров Соколов
Наталья и Латынин
Людмила и Николай Васильев Филипович
Ирина
Александра и Николай Николаевич Самуйлович
Юния и Иван Алексеев Благодатов
Елизавета и Шоник
Глафира и Чепурнов
Екатерина и Бунин (второй муж).
Почти все они были прихожанами Куроедовской церкви. Отметим, что Куроедовские поместья от храма находились недалеко. По клировым ведомостям отмечается, что в 1853 году первый сын основателя церкви Пётр Иванов Куроедов, губернский секретарь, помещик деревни Ключи, находящейся от прихода в четырёх верстах имел 16 человек дворовых людей. Из них десять мужчин, а также крестьян 106 человек в 14 дворах. Из них мужчин 54.
Второй сын Василий Иванович с женой Марфой Михайловной владели деревней Кинельской в 15 верстах от прихода. Имели 73 дворовых людей и 192 крестьян, проживавших в 30 домах. Из них мужчин 90. Первый почил, а жена его здесь и живёт.
Третий сын Борис Иванович помещик села Куроедово (на месте прихода церкви) владел 55 дворовыми людьми, из коих 27 мужчин, а также 309 крестьянами, половина из которых мужчины. Отмечалось, что в означенном селе помещик не проживал.
По части штата и прихожане
В селе Куроедово помещик, коллежский асессор Василий Егоров Соколов (жена его Софья Ивановна Куроедова, вероятно, почившая) и помещица вдова Юния Ивановна Благодатова, помещик Николай Васильевич Филипович и помещица вдова Елизавета Ивановна Шоник. У них имелось 84 человека дворовых из них 40 мужчин, крестьян 485 о 64 дворах, мужчин 240.
Прихожанином церкви являлся и помещик деревни Нагаткиной – ротмистр Николай Нагаткин (брат Веры Борисовны Куроедовой-Нагаткиной). Он имел дворовых людей 62, 30 из них мужчины и 268 крестьян о 30 дворах, из них130 мужчины. У Николая Борисовича в семье имелось 11 человек из них 5 мужчин. Поместье Ногаткино находилось на расстоянии 15 вёрст от прихода (первый штат).
Прихожанкой церкви числилась и помещица деревни Нагаткиной вдова Александра Фёдоровна Нагаткина, почивший её муж Василий Борисович. Барыня владела 270 душами дворовых людей и крестьянами 243 душ, из них 113 мужчин.
Прихожанкой являлась владелица деревни Городки девица Надежда Ивановна Куроедова. Поместье находилось в 12 верстах от прихода. Боярыня проживала одна. Имела 35 дворовых людей из них 13 мужчин, а также крестьян 128 человек о 20 дворах. Из них 63 мужчины.
Прихожанами являлись и помещики деревень Чепурновка и Сосновка господа Бородин и Неплюев, а также деревни Подколочной помещик Николай Николаев Самуйлович. Он имел дворовых людей 25 человек, 10 из них мужчины, крестьян 102 человека, 46 из них мужчины. Поместье находилось в 20 верстах от прихода.
Кроме того в приход входило селение государственных крестьян деревни Большой Толкай – 735 прихожан из 95 дворов, 369 из них мужчины.
Всего по приходу Куроедовской церкви числилось 978 дворов с 2384 прихожанами, из коих 1133 мужчин. В 1852 году в церкви по штату числились священники Александр Петропавловский, Мефодий Зафиров, диакон Пётр Гумиловский, дьячок Капитон Полянцев, дьячок Афанасий Словохотов и пономарь Егор Иванов.
Я довёл до вас имеющуюся информацию. К большому сожалению, имеем очень скудный материал о главе семьи Сергее Петровиче Куроедове 1858 г.р. и о его супруге Евгении Дмитриевне и их детях Петре (1894), Вере, мари (1901-1990). Известно, что у последней, Марии Сергеевны, живут в Москве или под Москвой внуки, правнуки. Как до них достучаться. Установлено место захоронения Евгении Дмитриевны Куроедовой. На нём намерены поставить крест из белого мрамора с надписями: ФИО, но неизвестна дата её рождения. С большим трудом нашли место захоронения Веры Сергеевны Куроедовой, которая может статься скоро утерянной. Неизвестны годы её рождения и смерти. А о Петре Сергеевиче говорят, что он эмигрировал за рубеж. Куда?! Когда и где упокоился глава семейства Сергей Петрович? Одни вопросы. Как на эти вопросы ответить?


И ещё о памятнике на могиле Евгении Дмитриевны, кроме креста, как нам видится, надо поставить и мраморную плиту с кратким описанием её жизни и членов их семьи и принадлежности их к роду Аксаковых (писателя С. Т. Аксакова). Время идёт. За окном сентябрь, успеть бы до слякоти сделать благородное дело.
С уважением Тингаев В. Ф, Заряевы (Бормотина, Галактионова) Любовь и Евгения Мироновны.

---
Сенькин Максим
madrih

madrih

СПб, Пушкин
Сообщений: 920
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1098
Статья в неофициальной части МЕВ (Памяти Ивана Сергеевича Аксакова): https://dlib.rsl.ru/viewer/60000151697#?page=11
Есть еще в нескольких следующих номерах о нем.
---
По/аславские из Могилевской губернии
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈