На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
Донецк-Украина Сообщений: 580 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 533
Наверх##16 декабря 2013 22:1916 декабря 2013 22:59
Васильевский М., св. Слобода Николаевка Бирюченского уезда (историко-статистическое описание церкви и прихода) // Воронежские Епархиальные Ведомости. 1889. № 16-18; 20. http://leb.nlr.ru/edoc/332221/...1%82%D0%B8
Скрябин И. Летопись Бирюченского уезда слободы Алексеевки Крестовоздвиженской церкви // Воронежские епархиальные ведомости. - 1868. - № 7. Скрябин И. Слобода Алексеевка Бирюч.уезда. // Воронежские епархиальные ведомости. - 1868. - № 8; http://leb.nlr.ru/edoc/274756/...1%82%D0%B8
ГАВО фонд И-20 опись1 дело 1932 часть 2 1891 год. Документы о выдачи ссуды хлебом гражданам Бирюченского уезда.
Перечень населенных пунктов в указанном деле
Варваровская волость. ( списки в тексте) лл 284
сл Варваровка ------------------------------------------------------ лл 284-286 х Николаевка ------------------------------------------------------- лл 290 х Осадчий ----------------------------------------------------------- лл 289 х Щербаков --------------------------------------------------------- лл 292 х Киркина ----------------------------------------------------------- лл 294 х Волков ------------------------------------------------------------- лл 296 х Чупринов --------------------------------------------------------- лл 298 х Белозоров --------------------------------------------------------- лл 300 х Ковалев ------------------------------------------------------------ лл 302-303
Луценковская волость ( списки в тексте)
х Бохорев ----------------------------------------------------------- лл 308 х Севоринов -------------------------------------------------------- лл 312 х Колесников ------------------------------------------------------ лл 314 х Кривоберезный ------------------------------------------------- лл 318 сл Копанец --------------------------------------------------------- лл 321 сл Осьмаков -------------------------------------------------------- лл 324 х Бабичев ----------------------------------------------------------- лл 324 сл Копаная --------------------------------------------------------- лл 328
Ливенская волость
сл Ливенки -------------------------------------------------------- лл 336-339 --- 439 дворов + в тексте сл Николаевка ---------------------------------------------------- лл 351-357 --- 162дв + текст сл Троицкая ------------------------------------------------------- лл 359-363 --- 94 дв х Филькин --------------------------------------------------------- лл 365-371 --- 97 дв + текст х Злыднев --------------------------------------------------------- лл 376-380 --- 125 дв х Папасный ------------------------------------------------------- лл 380 --- 46 дв сл Палатовка ----------------------------------------------------- лл 383-387 --- 59 дв х Апухтино ------------------------------------------------------- лл 389-392 --- 28 дв х Бобяков --------------------------------------------------------- лл 397-398 --- 38 дв х Плужников ----------------------------------------------------- лл 398об-400 --- 48 дв х Ясеновка ------------------------------------------------------- лл 402-406 --- 47 дв + текст х Терешков ------------------------------------------------------- лл 411-412 --- 74 дв х Высокий -------------------------------------------------------- лл 412-413 --- 45 дв
Харьковская волость
сл Харьковская -------------------------------------------------- лл 423-428 --- 118 дворов + текст х Марьевский ---------------------------------------------------- лл 429-432 --- список + текст х Берестовый ----------------------------------------------------- лл 433-435 --- список + текст х Ситников -------------------------------------------------------- лл 436-438 --- список + текст сл Копанок -------------------------------------------------------- лл 443-446 --- 72 двора + текст х Калашников ---------------------------------------------------- лл 446-447 --- 32 дв + текст х Сергеевка -------------------------------------------------------- лл 449-450 --- 15 дв + текст х Масловский ----------------------------------------------------- лл 551-569 --- 37 дв
Белгород Сообщений: 64 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 84
Наверх##17 декабря 2017 17:5817 декабря 2017 18:43
Цитович Д.В.История Бирюченских духовных (приходского и уездного) училищ / Воронежская старина Выпуск 7. Воронеж. 1908 г. - С.160-270 (электронный вариант имеется на сайте Воронежской библиотеки имени Никитина). Цитович Д.В.История Бирюченских духовных (приходского и уездного) училищ.Окончание. / Воронежская старина Выпуск 8. Воронеж. 1908 г. - С.181-279 (электронный вариант имеется на сайте Воронежской библиотеки имени Никитина).
Номера дел: 1 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти, 221 лист, годы не указаны
2 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти, 252 листа, годы не указаны
3 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1878 г. - 31 декабря 1880 г., 281 лист
4 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1881 г. - 31 декабря 1883 г., 256 листов
5 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1884 г. - 31 декабря 1886 г., 261 лист
6 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1887 г. - 31 декабря 1889 г., 244 листа
7 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1890 г. - 31 декабря 1892 г., 258 листов
8 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1893 г. - 31 декабря 1895 г., 271 лист
9 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1896 г. - 31 декабря 1897 г., 236 листов
10 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1898 г. - 31 декабря 1899 г., 220 листов
11 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1900 г. - 31 декабря 1902 г., 253 листа
12 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1903 г. - 31 декабря 1904 г., 208 листов
13 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1905 г. - 31 декабря 1906 г., 227 листов
14 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1907 г. - 31 декабря 1908 г., 219 листов
15 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1909 г. - 31 декабря 1910 г., 221 лист
16 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1911 г. - 31 декабря 1912 г., 215 листов
17 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1913 г. - 31 декабря 1914 г., 209 листов
18 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Рождество-Богородицкая церковь сл. Копанная. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1915 г. - 31 декабря 1918 г., 174 листа
19 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Богородицкая церковь хут. Новодмитриевский (хут. Данилов, он же Кравцов). О рождении, 1 января 1893 г. - 31 декабря 1912 г., 210 листов
20 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Богородицкая церковь хут. Новодмитриевский (хут. Лимарева). О рождении, 1 января 1893 г. - 31 декабря 1913 г., 300 листов
21 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Богородицкая церковь хут. Новодмитриевский (хут. Новогеоргиевский). О рождении, 1 января 1896 г. - 31 декабря 1912 г., 135 листов
22 Метрические книги Бирюченского уезда Воронежской губернии. Владимирская церковь сл. Олейниково. О рождении, о браке, о смерти 1 января 1906 г. - 31 декабря 1906 г., 86 листов
Воронежский АИС-архив. Ф.И18, Оп.1, Д.173 Приказания Воронежской казенной палаты за март-апрель 1796 года, Окладные ведомости о количестве душ по 5-й ревизии по городам и округам наместничества.
Бирюченский уезд
скан - 288-302 Указаны количество душ по 4-й и 5-й ревизии Однодворцы, помещики и их крестьяне, и другие....
Практически - это справочник по НП
скан - 471 Выписка о причисленных с начала 1796 года к платежу податей казенных поселений
Воронежский АИС-архив. Ф.И1, Оп.1, Д.788 Материалы по наблюдению за политической деятельностью и нравственностью учителей монастырских, городских и сельских школ Новохоперского, Богучарского, Бобровского, Валуйского и др. уездов губернии 22.02.1906-08.04.1906
скан - 117, 118, 121, 122, 127, 128, 130, 131 Список учителей и учительниц Бирюченского уезда
4 ноября 1905 г. - 9 февраля 1906 г. Ф. И6, Оп.1, Д.655 Материалы о крестьянских волнениях в некоторых селах Бирюченского уезда
4 июля 1905 г. - 13 ноября 1905 г. Ф. И6, Оп.1, Д.659 Материалы о крестьянском волнении в с. Высоком Бирюченского уезда в имении графа Шереметьева
19 января 1909 г. - 26 декабря 1909 г. Ф. И1, Оп.1, Д.1050 Материалы о революционном движении, пропаганде и агитации среди крестьян Бирюченского уезда
1 января 1865 г. - 31 декабря 1865 г. Ф. И24, Оп.1, Д.1171 Выписка из экономического примечания к генеральному плану, расчет количества угодий и леса, находящихся в казенных дачах Бирюченского уезда
15 ноября 1942 г. - 15 ноября 1942 г. Ф. Р2100, Оп.1, Д.393 Газета "Бирюченский вестник", № 2, 15 ноября 1942 г., издание Бирюченского районного и городского управлений
22 июня 1864 г. - 29 сентября 1864 г. Ф. И24, Оп.1, Д.1123 Дело о строительстве церкви в селе Быково Бирюченского уезда
Слобода Варваровка находится в Бирюченском уезде, Воронежской губернии, в разстоянии от Воронежа в 150 верстах, а от Бирюча в 45 верстах. Неизвестно, кто первый поселился на местности, занимаемой ныне слободою Ворваровкою, известно только, что эту местность заселяли выходцы из разных губерний в разное время. Название Варваровка» произошло, как говорит предание, от имени Варвары, жены графа Шереметьева, который владел этою местностью. По недостатку письменных данных достоверно неизвестно, когда была построена первая церковь в Варваровке, но судя по народному преданию, можно думать, что церковь в Варваровке существует с давних времен. В настоящее время в Варваровке уже третья церковь. О первой церкви известно только то, что она была деревянная и место, где она стояла. О второй тоже мало известно: видно место, где она стояла, что она была деревянная, однопрестольная в честь св. Великомученицы Варвары. По постройке третьей церкви – каменной, вторая была продана жителям слободы Луценковой, Бирюченскаго уезда. На месте первых двух церквей устроены каменныя камплицы с крестами на верху. В 1830 г. жителями слободы Варваровки подано было прошение Преосвященному Антонию, в котором они просили позволение выстроить новый каменный храм в замен деревяннаго, пришедшаго в ветхость. В том же году им выдана была храмозданная грамота. «Божиею милостию смиренный Антоний, Епископ Воронежский и Задонский Паствы и мерности Нашея Воронежской Епархии Бирюченскаго уезда, слободы Варваровки, Варваровской церкви, прихожане, подданные Лейб-Гвардии Кавалергардскаго полка штаб-Ротмистра Его сиятельства графа Димитрия Николаевича Шереметьева малороссийские крестьяне прошением донесли нам, что они имеют общее желание в оной слободе вместо деревянной ветхой Варваровской церкви устроить вновь каменным зданием на особом месте трехпрестольную во имя Божией Матери Казанския и св. великомученицы Варвары и Параскевы нарицаемыя Пятницы, церковь, на что и получили от господина своего разрешение, и просили на то от нас дозволения. По власти, от Бога нам данной, мерность Наша, похваляя прихожан сих усердие и соизволяя Богоугодному их намерению, по делу же, не находя никакого сомнения, преподаем им пастырское благословение, с испрашиваемым помощи Вседержителевой вступить в начатие сие с тем, чтобы оный храм с приделами устроен был непременно от сего времени в течении пяти лет, по представленному к нам плану и одобренному с фасадом прочно и всем нужным и пристойным снабжен алтарями на восток, по обычаю Восточныя Греко-Российския церкви и алтари те были бы не тесные и не темные, престолы вышиною в аршин шесть вершков и со дсками, а шириною и длиною по мере алтарей, под наблюдением благочиннаго священника Александра Ингеницкаго, чего для по чиноположению строение онаго храма на удобном для того месте и неиначе, как на площади, а не среди обывательских домов; обложить и о том отрепортовать нам имеет он благочинный Ингеницкий. Когда же оный храм с приделами совершенно будет готов, благолепными иконостасами украшен, и как сосудами так и ковчегами, дароносицами и крестами напрестольными серебрянными, Евангелием и прочими всеми вещами, ко алтарям принадлежащими, по благопристойности не скудно удовольствованы будут, равно ризницею из шелковой материи, книгами и всем тем, что нужно для святаго храма и о том мерности нашей от благочиннаго Ингеницкаго и донести будет с приобщением описи в двух экземплярах всему имуществу того храма с приделами, тогда и об освящении оных благословение воспоследует. А если оный храм в пятилетнее время всем нужным ко освящению приготовлен не будет, то благочинный имеет о том нам со обстоятельством отрапортовать неупустительно. Грамоту же сию, по построении храма, хранить в приличном онаго месте. Дана сия грамота за подписом нашим и печатию Воронежской кафедры в Богоспасаемом граде Воронеже. Сентембрия в 20 день 1830 г.» В каком году жители приступили к постройке храма, – неизвестно, окончен же он был в 1841 г., в том же году и освящен, кроме леваго придела, который был окончен в 1845 г. и в том же году освящен благочинным священником Севастьяновым. Теперь существующая церковь выстроена на новом месте за слободою, – каменная, двух-этажная, из которых нижний этаж занят кладовыми, а верхний – храмом; установлена она на буте из дикаго камня. Стены сплошной клади штукатуренныя. Связи железныя. Крыша на храме шатрообразная из чернаго листоваго железа, окрашеннаго в зеленую краску. Кресты наглавах железные, вызолоченные, четырехконечные, установлены в особыя железныя позолоченныя яблоки. Колокольня. Колокольня соединена с храмом посредством трапезной. Построена в одно время с церковью. Под колокольнею с южной стороны находится комната, которая в первое время, по выстройке церкви, служила сторожкою, в настоящее же время служит кладовою, с северной стороны другая комната, из которой ведет лестница на колокольню. Колокольня оканчивается шпилем, покрытым железом белым. На шпиле в особом яблоке укреплен крест, такой же, как и на главах. Высота колокольни равна приблизительно двадцати трем саженям. Колокола. Всех колоколов четыре. Наибольший из них отлит в Воронеже, на литейном заводе купца Самофалова, около 12 лет назад. Он был обменен на девяноста пяти пудовой разбитый колокол с добавкою суммы частию из волостнаго оклада, частию приобретенной старанием ктитора Филиппа Геращенкова. Вес его 211 пудов 11 фунтов. Второй вылит 1803 г. весом в тридцать шесть пудов и девять фунтов. На нем изображены с одной стороны Божия Матерь, с другой Георгий Победоносец. Третий колокол вылит 1779 г. весом в два пуда; четвертый весит несколько фунтов.
Внутреннее устройство
Внутри церковь имеет длины от солеи до стены 14 сажен, а ширина неодинакова, устроена она крестообразно. <…> Церковь состоит из трех алтарей с престолами: в главном во имя Казанской Божией Матери, в правом придельном во имя св. великомученицы Варвары и в левом во имя святителя Митрофана, храма и трапезы. <…> Алтари. Главный средний алтарь размером в длину до солеи 16 аршин и ширину от стены до стены 14 ½ аршин. Пол в алтаре возвышается на две ступени над полом храма, сделан он из сосновых досок, окрашен в желтую краску. Престол из липоваго дерева, столярной работы, от пола не возвышается. <…> Сень. Над св. престолом устроена сень о четырех деревянных колоннах, нижняя часть которых окрашена в темноголубую краску, а верхняя резная позлащенная. Верх сени овальный. Над сенью устроен деревянный четырехконечный позлащенный крест. По верхнему карнизу сени размещены лики святителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Иакова, брата Господня. Над западным карнизом приделана икона Казанской Божией Матери. На потолке сени изображен Бог-Саваоф. За престолом с восточной стороны в деревянный киот вставлена икона Казанской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, вес ризы 229 ½ золотников. Куплена она в 1859 г. за 150 руб. сер., размером икона квадратная в 2 ½ четверти. Горнее место. Горнее место устроено открыто, на нем стоит деревянный позлащенный гроб Господень; на гробе Господнем поставлено изображение Воскресения Христова с представшими ко гробу, по воскресении, женами Мироносицами. По сторонам гроба стоят символы воскресения Христова. Жертвенник. В северовосточном углу стоит жертвенник из липоваго дерева, столярной работы, окрашенный в белую краску. На верху жертвенника позлащенное сияние. Под досками жертвенника выдвижной ящик, а под ним внизу шкафчик с двумя дверками. Иконописание снаружи храма. На папертях: на западной – на фронтоне этой паперти изображен Бог-Отец, над дверьми – Казанская Божия Матерь, по правую сторону ея Великомученица Варвара, по левую – св. Митрофан, по бокам дверей в рост преп. Антоний и Феодосий Печерские. На южной: на фронтоне Великомученица Варвара, по бокам дверей в рост св. Василий Великий и преподобная Пелагия. На северной – св. Митрофан. По стенам храма – на южной: Господь Царь славы, Апостолы: Петр, Павел, Матфей; Симеон Богоприимец, пророки Иезекия и Амос. На восточной – святая Троица, пророки: Елисей, Илия и Михей; свят. Николай. На северной – апостолы: Фома, Иаков, Лука, Варфоломей, Марк и Андрей. Иконописание внутри церкви. Стенное письмо. В алтаре главнаго престола на горнем месте изображен И. Христос. В правом приделе в юговосточном углу изображение в рост св. Велик. Варвары. В левом приделе тоже в юго-восточном углу изображение в рост Св. Митрофана. В храме. На столбах – на правом: страдание Великомученицы Варвары; Равноапостольный Царь Константин и Елена и апостол Петр. На левом столбе: Св. князь Владимир; апостол Павел; св. Равноапостольная княгиня Ольга, собор Архистратига южной стороне: пророчица Анна, Василий Великий, св. апостол Варфоломей, Воскрешение Лазаря, принесение в жертву Исаака, вверху надпись «книга Моисеева» 22 гл.; Неопалимая купина, вверху надпись исход гл. 5 ст. 3. На западной стороне по бокам дверей изображены в рост Мытарь и Фарисей. Над Запад. дверьми против царских врат – избиение младенцев, несколько выше – исцеление бесноватаго; кроме того внутренность большаго купола также росписана иконописным письмом. Михаила и Св. Митрофан.
В храме на северной стороне: преподобный Евфимий великий; св. апостол Филипп; св. апостол Иуда; поклонение Волхвов; Ковчег Завета с надписью вверху «книга Моисеева» 28 гл. ст. 11.
Все вышеперечисленныя изображения написаны в рост одинаковаго размера. Трудились над ними живописцы из Алексеевки, иконописание приличное храму. Иконы в храме. За стеною клироса главнаго придела на аналое положены иконы: св. Великом. Пантелеймона и Пресв. Богородицы Икономиссы, написаны эти иконы по золотому полю на кипарисных досках, мерою – вышины 1 ½ арш. и ширины 1 арш., в футлярах. Иконы эти выписаны со св. Афонской горы на доброхотныя пожертвования. <…>
Церковный архив
При церковном архиве хранятся Высочайшие Манифесты и разные документы: распоряжения епархиальнаго начальства, указы Св. Синода.
Храмозданная грамота, выданная Епископом Воронежским и Задонским Антонием 1830 г. 20 Сентября. Ревизская сказка 1857 г. Пригласительный лист от комитета бедных с подписью преосвященнаго: «Усердный богомолец председательствующий Антоний, Епископ Воронежский и Задонский». Положение о приходских попечительствах. Формы возношения царской фамилии на службах. Форма формулярной ведомости. Приходорасходныя книги с 1820 г. Исповедныя ведомости с 1812 г. Обыскныя исписанныя книги, выданныя из Бирюченскаго духовнаго правления в 1814, 1818, 1827, 1829, 1832, 1837 и 1850 и выданныя из Воронежской духовной консистории за снуром и печатью. С 1867 г. Копии с метрических книг с 1780 г. Исповедныя ведомости с 1812 г. Опись церковному имуществу, сделанная в 1841 г., скреплена присутствующим консистории Иеромонахом Игнатием. В том же году выдана из консистории тетрадь для записи прибыльных вещей.
Церковный причт
До 1793 г. не сохранилось имени ни одного священника. В 1793 г. при Варваровской церкви было два священника: Андрей Леонтиев Ковалевский и Назарий Гробовский, после смерти котораго вторым священником был Вукол Пономарев.
Разсказывают, что Назарий Гробовский был крестьянин, нигде не обучался. Взят он был жителями слободы Варваровки из Харьковской губернии и по просьбе же их определен к ним священником.
В 1793 г. при Варваровской церкви был один диакон, два дьячка и два пономаря, приходных дворов 235. В 1821 г. при ней было три священника, два диакона, три дьячка и три пономаря. После Вуколы Пономарева сохранились следущия имена священников:
Димитрий Смирнов с 1812 г. Симеон Михайловский Евфимий и Петр – фамилии их неизвестно Андрей Авсенев Софроний Поярков Евдоким Камаревский Алексей Смирнов Григорий Снесарев Александр Смирнов Иоанн Успенский сын дьячка кончил курс в Воронежской Духовной Семинарии во 2 разряде. В 1849 г. 24 Октября Феогностом Епископом Острогожским рукоположен во священника. Димитрий Москвин, сын священника. По окончании курса в Воронежской Семинарии в 1844 г. Елпидифором епископом Острогожским рукоположен во священника. Владимир Цезаревский. По окончании курса в Воронежской Семинарии в 1845 г. Елпидифором епископом Острогожским рукоположен во священника. До 1848 г. он священствовал в слободе Бычках Богучарскаго уезда, в 1848 г. перешел в слободу Варваровку, где священствовал до 1880 г., из Варваровки он перешел в слободу Шарковку Острог. уезда, где и умер.
Диаконы
Иоанн Некрасов Алексей Струков Феодор, Николай, Иосиф – фамилий не известно Павел Логинов сын диакона. По исключении из низшаго отделения Ворон. духов. училища в 1837 г. определен был пономарем в село Бобяково Ворон. уезда. В 1838 г. ноября 29 переведен в г. Воронеж к Покровской церкви пономарем; в 1839 г. 14 мая переведен в село Горки к Покровской церкви дьячком. В 1844 г. 27 февраля рукоположен во диакона Антонием Архиепископом Воронежским и Задонским и в том же году переведен в село Гвазду Павловскаго уезда, к Арханг. церкви, в 1845 г. 9 Июня переведен в Варваровку. Иосиф Животков. По исключении из Воронежскаго духовнаго училища низшаго отделения в 1821 году 21 июля определен дьячком к Покровской церкви села Старой Безгинки Корот. уезда. В 1824 г. переведен в слободу Бондаревку Богуч. у. к Николаевской церкви, а в 1832 г. Архиепископом Воронежским и Задонским рукоположен во диакона. Николай Михайлов сын дьячка. По исключении из училища в 1829 г. 15 июня определен пономарем в слободу Новую Мельницу Острог. уезда. В 1838 г. 31 января Антонием Архиепископом Воронежским рукоположен во диакона той же церкви. В 1839 г. переведен в село Удеревку, 1857 г. 15 Августа переведен в Варваровку.
Сохранилось предание о наказаниях, каким подвергали священники своих прихожан за проступк против нравственности, так: в малороссийских слободах доселе нередко называют прихожане, «паном-отцом» своего своего священника, так как в лице своего пастыря они видели не только духовнаго руководителя и наставника, но лицо облеченное властию наказывать, особенно за проступки против нравственности. Здесь еще доселе осталось в памяти стариков, что прежде, в бывшей Варваровской церкви в паперти были железныя цепи, которыми привязывали ленивых ходить в церковь, или же замеченных в каком либо пороке, особенно подвергались такому наказанию люди не трезвые. Если священник во время великаго поста замечал кого-либо пьяным, то обязывал таковых являться в церковь на Воскресение Христово по первому удару колокола. Замеченных в нетрезвости привязывали на паперти и они в цепях должны стоять до конца богослужения. Выходящие из храма, по чувству христианскаго сострадания к заключенным, подавали пасхальныя яйца, пасхи и пр. существует также предание, что прежние священники, если не имели возможности прочитывать молитвы в доме каждаго прихожанина пред праздником Рождества Христова, Пасхи, то они делали так: брали шапку с головы какого-нибудь прихожанина и читали в нее молитву; эту шапку прихожанин сжимал и с нею отправлялся в хутор или свой участок и там перед каждым двором трусил ее с полною уверенностию, что благодать Божия сообщена.
В настоящее время причт трехштатный. Настоятель, благочинный, свящ. Александр Федоров, сын священника, кончил курс в 1855 г. со степенью студента в Воронежской д. Семинарии; 1858 г. 2 февраля Иосифом, Епископом Воронежским и Задонским рукоположен во священника Бобровского уезда села Коршева к Вознесенской церкви; 1859 г. июля 16 по его прошению переведен в слободу Варваровку; с 1861 г. по 1876 г. проходил должность учителя и законоучителя в Варваровском сельском училище и из этих 15-ти годов восемь лет занимался безплатно, должность законоучителя проходит и по сие время; 1866 г. 17 апреля, за усердное исполнение пастырских обязанностей, награжден набедренником; три года проходил обязанность гласнаго по Бирюченскому земству; 1867 г. 29 декабря утвержден членом Бирюченскаго духовнаго училища, каковую должность проходил по месяц март 1874 г.; 1872 года 15 апреля, за достохвальное служение, всемилостивейше награжден бархатною фиолетовою скуфьею; 1874 г. 3 мая, за ревностное исполнение обязанности члена Бирюченскаго училищнаго правления в продолжении двух трехлетий, изъявлена ему указом Архипастырская признательность и Божие благословение; 1878 г. 15 апреля за достохвальное служение награжден камилавкою; 1880 года 1 декабря определен на должность благочиннаго; 1884 г. 20 марта, за достохвальное служение церкви, усердное исполнение пастырских обязанностей и других должностей, награжден наперсным крестом; грамоту, перехожий указ и акты на награды имеет.
Помощник настоятеля свящ. Лев Попов, сын священника; по окончании курса в Воронежской духовной Семинарии 1859 г. был уволен из оной с аттестатом втораго разряда; 1863 г. 8 сентября Преосвященным Иосифом, архиепископом Воронежским и Задонским рукоположен во священника к Архангельской церкви села Бодеева Коротояк. уезда; 1865 г. 21 Апреля, по его прошению, переведен в слободу Варваровку; 1871 г. 30 Ноября за усердное исполнение пастырских обязанностей награжден набедренником, 1878 г. 15 Апреля за достохвальное служение всемилостивейше награжден бархатною скуфьею, грамоту, перехожий указ и акты на награды имеет.
Помощник настоятеля свящ. Тимофей Тростянский, сын священника; по окончании курса в Воронежской Семинарии в 1875 г. уволен из ней с аттестатом перваго разряда и в том же году определен надзирателем при Воронежском духовном училище; 1876 г. утвержден в том же училище учителем, какую должность проходил до 20 Октября 1879 г.; 1880 г. 1 Января Филаретом Епископом Острогожским, Викарием Воронежской Епархии, рукоположен во священника к Покровской церкви слободы Шапошниковой Острогожс. уезда, в том же году переведен в слободу Варваровку. В 1884 г. 13 января награжден набедренником; грамоту, перехожий указ и акт на награду имеет. <…>
Исправляющий должность штатнаго псаломщика диакон Павел Смирнов, сын диакона; по увольнении из высшаго отделения Бирюченскаго духовнаго училища 1862 г. 8 мая Иосифом Архиепископом Воронежским определен в Варваровку дьячком; при указе 1863 г. 19 Генваря тем же Преосвященным посвящен в стихарь; с 1866 г. по 1876 г. проходил должность помощника в Варваровском приходском училище, из этих 10-ти лет 4 года занимался безплатно; 1873 г. 6 Января Преосвященным Серафимом, Архиепископом Воронежским и Задонским рукоположен в диакона; грамоту имеет.
Содержание причта
Причт сей церкви получает: 1) денежные доходы за требоисправления, 2) доброхотныя подаяния от прихожан и 3) от владения церковною землею. В старину причт производил сбор с прихожан разным хлебом и жизненными припасами; священники делали такие сборы пред праздниками – Рождества Христова и Пасхи, а прочие члены причта – на Рождественских и Пасхальных святках, затем во время масляницы все члены причта собирали масло, яйца, творог, гречневую муку. Озимый хлеб собирался при молотьбе вскоре после уборки; сборы производились в позднюю осень и во всякое другое время года; собиралось все то, в чем кто либо из причта нуждался, – в то время года прихожане чем либо запасались. В настоящее же время священники делают такие сборы пред праздниками – Рождества Христова и Пасхи, когда дают молитву, и осенью – когда переписывают души. Земли на три штата пахатной и сенокосной отведено 33 десятины, но и та крайне не удобна по причине разлива реки и болотистых мест.
Приход
Прихожане этой церкви все малороссы. Всех жителей в слободе Варваровке с хуторами: Осадчевым, Ковалевым, Чупрыниным (в 4 верст.), Белозоровым (в 5 в.), Волковым, Щербаковым и Николаевским (в 8 верст.) 3308 душ м. п. и 3253 д. ж. п. Прихожане этой церкви соблюдают все уставы правос. церкви; в церковь ходят исправно. К духовенству относятся с должным почтением и уважением, чем они обязаны нравственному влиянию своих пастырей. Раскольников в сем приходе нет. Суеверия, присущия темному народу, есть, но не особенно выдающияся, так: они верят в ведьм, леших, домовых, русалок; считают дурным предзнаменованием, если священник перейдет дорогу и т. д. Они так же верят, что душа, до рождения младенца, находится на небе, по прошествии же шести недель, со времени зачатия младенца, Ангел приносит ее с неба и вдувает в младенца. Праведные люди умирают так: приходит смерть с Ангелами, подкашивает руки и ноги больному, вследствие чего больной перестает ими владеть, вынимает душу чрез уста честно, хвально и передает ее Ангелам, Ангелы же несут ее на небо и отдают ее Богу. Когда душа разстается с телом, то, прощаясь, говорит: «прости тело грешное, ты пойдешь в сырую землю, а я на тот свет к Богу на оправдание; как мне оправдываться пред Богом? Ты, тело, в земле истлеешь, а меня Бог будет судить на втором суде по пришествии, если бы, ты, тело, не жирное было, то ты бы приготовило много хорошаго для меня, а теперь я буду отвечать за тебя».
Грешные же люди умирают несколько иначе, к ним смерть тоже приходит с Ангелами, но душу вынимает железными крюками сквозь ребра.
К людям, которые при жизни знались с нечистою силою, смерть приходит уже не с Ангелами, а с нечистою силою, которая вынимает душу железными крюками чрез ребра; они не умирают до тех пор, пока не передадут свое волшебство другому. Нравственность прихожан во многих отношениях одобрительна, но печальным явлением в их образе жизни служит пьянство.
Внешний быт прихожан
Крестьяне, по неимению собственнаго леса, и за трудностию приобретать его покупкою, по отдаленности лесных мест, в большинстве строят свои хаты и надворныя хозяйственныя службы из леса подручнаго, а именно: из вербы, ольхи и осокоря, породы коих почти у каждаго домохозяина имеются в огороде. Дома их у более зажиточных и семейных состоят из двух хат, разделенных сенями и чуланом, – одной под именем мытой, предназначенной для приема духовенства при совершении им религиозных обрядов, и почетных гостей, а другой мазаной глиною с мелом для всегдашняго пребывания семьи, приготовления пищи и защиты от холода молодых домашних животных. Входными дверями почти все обращены на крыльцо, выходящее в двор, а окнами нередко на улицу. При входе в хату мытую, первее всего обращают на себя внимание посетителя св. иконы в достаточном количестве, которыми застанавливается почти весь передний угол, жаль только, что живопись на них, б. частию, плохая. В выборе изображений видна исключительность и проявление большаго уважения к некоторым, как-то: к Неопалимой Купине, к Великомуч. Георгию, сидящему на белом коне, подавляющим своим копытом дракона, к восшествию на небо пророка Илии на огненной колеснице, запряженной парою лошадьми огненнаго цвета, к картине Страшнаго Суда; нередко, на ряду с иконами можно увидеть раскрашенные ярлыки с сахарной бумаги, или печатной обертки. Пред иконами навешивают не мало лампадок, богатые – стеклянных, а бедные – глиняных, пустопорожних окрашенных яиц, плетенных е с стенами хаты, обмываемыя особенно пред праздниками, или в ожидании гостей). Поверх двери вбиваются деревянные колки для вешания шапок, а в угле налево от двери устраивается не большой, вполстены, шкапчик для бутылок, стаканов и т. п. <…> П. Федоровиз соломы, камыша или вырезанных из дерева – голубей; края божницы, где стоят иконы, обкладывают травами и цветами ароматическими. В переднем угле, пред святыми стоит стол, покрытый клетчатою тканою скатерью, или суконным своего изделия, разноцветным ковром; поверх ковра лежит хлеб со значением благословения Божия, а также, у кого есть, книги духовно-нравственнаго содержания. От стола по двум сторонам тянутся лавки (нередко по усвоенному порядку, вмест (Воронеж. Епарх. Ведомости часть неоффиц. №№ 17 – 19 1885 г.)
Текст набран современным шрифтом с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации монахом Илией (Каунниковым)
Храм великомученицы Варвары с. Варваровки
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
Жмите на ссылки ниже:
1. Диалоговая тема по Бирюченскому уезду. Вопросы и ответы
2. Церковные приходы
3. Тема "Воронежская епархия"
4. ГАВО И-18 , ревиз. сказки
5. Населённые места Бирюченского уезда, 1859г.
6. Волости и Важнейшие селения Бирюченского уезда, 1880г.
7. Алфавитные списки населённых Бирюченского уезда, 1887г.
8. Списки волостей Бирюченского уезда, 1887г.
9. Населённые места Бирюченского уезда, 1900г.
10. Сведения о населенных местах Бирюченского уезда, 1906г.
11. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Бирюченский уезд