ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Русский СЕВЕР-вглубь веков

Распространено мнение, что население сибирских городов,
в том числе и Иркутска и Иркутского уезда, формировалось в
основном выходцами из поселений Русского Севера и Поморья

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: osokina-galina
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2699
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5261
Таюра на реке Лене. Усть-Кутский район
(Ирк. обл.) р., приток Лены, с., Усть-Кутский р-н - в 1699 г.
значилась деревня Таюрская,
названная по имени Федора Ерофеева сына Таюрского.
В 1723 г. в деревне было три двора пашенных крестьян.

http://enc-dic.com/word/t/Tayura-47901.html


Когда в Таюрской была построена церковь, неизвестно,
но произошло это до 1911 г.
На 1 января 1911 г.
в селе Таюрском Усть-Кутской волости Киренского уезда
находилось 60 дворов и жило 408 человек.

После революции Таюрское стало называться Таюрой.
На снимках – Таюра в 2007
http://www.pribaikal.ru/ust-ku...0/505.html

---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : отчество и место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2699
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5261
Георгий РЕГНЕР.
"Сказ о вечной любви "

◾часть 7: Георгий РЕГНЕР. Сказ о вечной любви
Продолжение.
Начало в №№ 13 – 17
http://lv.ust-kut.org/?2017/19/05192017.htm
◾часть 8: Георгий РЕГНЕР. Сказ о вечной любви
Продолжение.
Начало в №№ 13 – 17
http://lv.ust-kut.org/?2017/20/04202017.htm
отрывок :
Вот как-то пришли к Никифору его братья - старший и младший - давай его уговаривать ехать на ярмарку, без него им никак путём не сторговаться. Долго уговаривали, всё отнекивался, а потом согласился и стал собираться. Выехали поутру на лёд, набралось саней с десяток. В основном все ехали с жёнами. Женщины были одеты нарядно, весело смеялись, и когда тронулись в путь, затянули дорожную песню, в которой пелось о белом снеге и ясном солнце. В такт песне вторили колокольцы под дугой конской упряжи. Ехал на своих санях и Никифор, но его ничего не радовало, ни ясная погода, ни бабьи песни, да и весь свет ему был ни мил. Под полозьями поскрипывал снежок, доехали до устья Елового ручья, Никифор поднял голову и взглянул на злополучную скалу, под которой нашли свою безвременную кончину его единственная кровинка и ещё не родившийся внук. Внутри всё перевернулось, перед глазами встали Яков и Наталья, молодые, красивые, и Никифор впервые связал эти два имени Ян и Наталья.

Да, Ян и Наталья, как созвучны эти два имени!

Дело было к обеду, обоз остановился, люди решили наспех перекусить да выпить браги,
чтобы веселей было ехать да лучше пелось. К Никифору подошёл старший брат, подал ковш браги.
Никифор снял шапку, перекрестился: "За упокой душ рабов Божиих Иакова и Наталии", - произнёс и выпил.

С тех пор и стало зваться место в честь погибших влюблённых ЯнаНатальино, а скалу,
в знак вечной любви, назвали Скала Любви.


Потом умный старец Леший рассудил: Ян и Наталья были неразлучны и похоронили их вместе, значит, и называть место нужно, не отрывая одно имя от другого, "Янталья" - два имени в одном. Это потом, уже спустя годы, стали строить посёлок и ушла из названия последняя буква "я"
так и появилось название Янталь.

Но всё это было потом, спустя многие годы, а пока, пока крестьянский весёлый обоз ехал на ярмарку, и вместе с ним ехал Никифор Перфилов из деревни Перфилово, что стоит на берегу реки Куты в устье Перфилова ручья. Ехали они в Усть-Кутское поселение на берегу реки Лены, где в неё впадает речка Кута. Приехав в Усть-Кут, Никифор остановился на окраине, в избе у старухи Прасковьи, которая была младшей сестрой его деда Егора. Домишко был тесный, маленький, почти вросший в землю с годами.

Прасковья, как овдовела много лет назад, продала свой дом в деревне Омолой и переехала в Усть-Кут, купила себе избушку, в ней и доживала свой век. Никифор привязал коня, вошёл в дом, позвал: "Прасковья!" Тишина, потом на печи послышалось кряхтенье, и слабый голос спросил: "Кто там?"
Никифор представился, бабушка, вспомнив его, поздоровалась
. Потом начала жаловаться, что крепко захворала, наверное, всё, конец приходит.

http://lv.ust-kut.org/?2017/21/05212017.htm
Давно это было, захирели могилы, сравнялись с землёй. Некоторых деревень уже нет совсем, остались лишь названия. В других живут по 10 - 15 человек. Иные разрослись и поменяли названия. Но доныне стоит как память вечной любви скала с названием Сопка Любви, и мало, кто знает истинную её историю. Так же мало кто знает, отчего произошло название Янталь.

Много ещё есть разных названий ручьёв, речек, местностей, урочищ и за каждым названием стоит какая-то история, может быть, ещё более трагичная и увлекательная, чем рассказанная выше. Много можно узнать интересного, изучая историю родного края, а он у нас богат, необычайно красив и интересен.

---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : отчество и место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2699
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5261
http://sharipov.narod.ru/docum/Ilimsk1673.htm
Дозорная книга Илимского уезда 1673 (181) г.

РГАДА ф.214.оп.1.д.580

(л.364) Илимский уезд

(л.365об) Илимского острогу Нижнеилимской волости пашенные крестьяне

Гаврилко Дмитриев сын Оглоблин …

(л.366) Титко Афонасьев сын с сыном с Олешкою …

(л.366об) Офонка Семенов сын Каменшик …

(л.367) Пронка Сергеев сын с сыном с Ондрюшкою …

Васка Алексеев сын Щербак з детьми (л.367об) с Ывашком с Федкою с Максимком с Матюшкою …

Ромашка Кондратьев з детьми с Сенкою с Сергушкою …

(л.368) Климка Трифанов сын Перетолчин …

(л.368об) Дорожка Евсеев сын Налимов з братьями с Селиверском с Петрушкою …

Тришка Федоров сын Перетолчин з детьми с Ларкою с Фомкою да со внучаты с Васкою с Ывашком …

(л.369) Митка Онофриев сын Слобочиков з детьми с Ывашком з Гришкою с Тимошкою со Фролком …

(л.369об) Гришка Семеновы сын Пушма з детьми з Гришкою с Тенкою …

(л.370) Петрушка Никулин сын Черкашенин з детьми с Ывашкою с Олександрком …

Карпунка Матфеев сын с сыном с Петрушкою …

(л.370об) Ондрюшка Павлов сын Гуляев з братом с Филатком …

(л.371) Ивашко Макаров сын з детьми с Сенкою с Лучкою с Микиткою с Ывашком …

(л.371об) Фетка Игнатьев сын Бутаков …

Терешка Федоров сын Глугой …

(л.372) Левка Осипов сын …

(л.372об) Ивашко Павлов сын Вологжанин с сыном з Гришкою …

Ондрюшка Григорьев сын Попов с сыном с Савкою …

(л.373) Онцыфорко Яковлев сын з детьми с Васкою с Ондрюшкою с Тимошкою …

(л.373об) Игнашка Тимофеев сын Черной з детьми с Феткою з Гришкою с Лазарком …

Ондрюшка Мокеев сын Чермной з детьми с Онтипкою с Кузкою с Микиткою …

(л.374) Ивашко Полиектов сын Заусай …

(л.374об) Ивашко Викулин сын Первушин з братьями со Власком с Ондрюшкою …

Давыдко Петров сын Вятчанин з детьми с Ывашком и Трифанком …

(л.375) Васка Григорьев сын Пагадаев з детьми с Феткою с Ывашком с Ывашком же …

(л.375об) Петрушка Павлов сын Каргин с сыном с Ондрюшкою …

(л.376) Микитка Павлов сын Каргин с сыном с Феткою …

Стенка Терентиев сын Баженов з детьми (л.376об) с Олешкою с Ылюшкою …

Пронка Терентьев сын Баженов з детьми с Ывашком с Кирилком …

(л.377) Васка Трифанов сын Перетолчин з детьми с Васкою с Ванкою …

(л.377об) Дружинка Григорьев сын Ус з детьми с Офонкою с Мишкою с Тенкою с Ондрюшкою …

(л.378) Митка Стефанов сын Жмур з детьми с Оскою с Ларкою со внучаты с Ларкою с Сенкою …

(л.378об) Гришка Ондреянов сын Бубен з детьми с Сидорком с Тимошкою да со внуком с Васкою …

Осташка Яковлев сын Зарубин з детьми с Феткою с Филкою с Кирюшкою с Ыгнашком …

(л.379) Кирюшко Ярасимов сын …

(л.379об) Савка Данилов сын Ступин з детьми с Ывашком с Сенкою с Кирюшкою да со внучаты с Кирюшкою с Ыгнашком с Мишкою с Пашком …

(л.380) Мишка Харитонов сын Коробейников з братьями с Ывашком с Ывашком ж …

Трошка Елизарьев сын Банщиков з братом с Ывашком …

(л.380об) Агапитко Михайлов сын Чернеев с сыном з Гришкою …

(л.381) Кирюшка Тимофеев сын Чаворин з братьями с Ывашком с Микифорком …

(л.381об) Ефремко Дмитриев сын Касатка з детьми с Якункою с Екимком с Пронкою

Офонка Викулин сын Первушинс сыном с Васкою …

(л.382) Пашко Гргорьев сын Бубнов з детьми с Сенкою с Тенкою с Оскою …

(л.382об) Ивашко Ондреев сын Банкалов (?) з братьями с Семейкою с Олешкою с Васкою с Пронкою …

Офонка Петров сын Сизой з детьми с Ывашком з Гав(л.383)рилком с Васкою …



Нижне ж Илимской волости пашенные крестьяне посажены по Тунгуске реке

(л.383об) Савка Данилов сын Ступин …

Ивашко Петров сын Черно з детьми с Ефремком с Микиткою(?) с Климкою с Ванкою(?) …

(л.384) Илимского ж острогу в Верхной Илимской волости пашенные крестьяне

Шестачко Филиппов сын з детьми с Феткою с Пронкою с Яшкою …

(л.384об) Ивашко Михайлов сын Даурской с сыном с Сенкою да с пасынки с Ывашком с Ондрюшкою з Данилком Ывановыми детьми …

(л.385) Омоско Филипов сын з детьми с Онофрейком с Феткою с Феткою ж …

(л.385об) Первушка Нестеров сын Аврамов с сыном с Логинком …

Панфилко Яковлев сын з детьми с Петрушкою с Волоткою с Феткою …

(л.386) Микишка Афонасьев сын Солотко з детьми с Евсюткою с Ортюшкою …



(л.386об) Илимского ж присуду по Лене реке Киренские волости пашенные крестьяне

Климка Лаврентьев сын Карай з детьми с Сидорком з Гарасимком с Фомкою с Феткою с Васкою …

(л.387) Пятко Осипов сын …

(л.387об) Мартьянко Терентьев сын Пахорун з детьми с Тимошкою с Олешкой(?) с Ывашком с Феткою …

(л.388) Ивашко Алексеев сын Соколов …

Мишка Захаров сын Черепанов з детьми с Микиткою с Васкою …

(л.388об) Данилко Иванов сын Горбунов з детьми с Ывашком с Кузкою с Мишкою с Обрамком с Васкою с Микиткою с Онтошкою с Онисимком с Мишкою …

(л.389) Олешка Ондреев сын з детьми с Ывашком с Филкою с Ывашком же …

(л.389об) Ивашко Макаров сын с сыном с Левкою …

Онцыфорко Онаньев сын с сыном с Васкою …

(л.390) Прохорко Васильев сын с сыном з Ганкою с Роткою …

(л.390об) Петрушка Максимов сын з братьями с Панфилком с Ывашком с Васкою …

(л.391) Фетка Алексеев сын Балаган з детьми с Левкою с Якункою …

Якунка Михайлов сын Рябухин …

(л.391об) Лаврушка Минин сын …

(л.392) Фетка Микифоров сын Рубец з детьми с Омелкою с Ывашком с Титком с Ларкою …

(л.392об) Ивашко Фролов сын Ярафеевской с сыном с Прохорком да з братом с Ондрюшкою Кондратьевым …

Фетка Ильин сын Охота з детьми с Олешкою с Пронкою с Тенкою …

(л.393) Ивашка Алексеев сын Попов с сыном с Левкою да с племянником с Марчком …

(л.393об) Микитка Марков сын Пологрудов с сыном с Терешкою …

Ларка Афонасьев сын Ронжа …

(л.394) Юшка Оксентиев сын з детьми с Михейком с Петрушкою с Олешкою с Феткою с Ывашком с Лучкою …

(л.394об) Микитка Иванов сын Микулин з братьями с Ывашком с Оскою …

(л.395) Васка Яковлев сын Руданко (?) з детьми с Данилком с Трифанком с Левкою …

Ивашко Васильев сын Горвов с сыном с Митрошкою …

(л.395об) Ивашко Федоров сын Сухой …

(л.396) Оничка Фомин сын …

Анашка Артемьев сын …

(л.396об) Мишка Иванов сын …

(л.397) Лучка Сергеев сын з детьми с Сенкою с Пронкою …

(л.397об) Ивашко Иванов сын Клепиков с сыном с Якункою …

Оска Семенов сын з детьми с Митрошкою с Любимком да с пасынком с Филкою …

(л.398) Ивашко Леонтьев сын …

(л.398об) Тренка Карпов сын з детьми с Ывашком с Евтюшкою да со внуком с Потапком …

(л.399) Ивашко Агафонов сын Плехан з детьми с Тенкою с Омелкою …

Олешка Гаврилов сын Россохин с сыном (л.399об) с Ывашкою …

Мишка Федоров сын з братьями с Ондрюшкою …

(л.400) Дениско Иванов сын Романов з детьми з Гришкою с Ывашком с Мишкою з Гришкою ж …

(л.400об) Андрюшка Марков сын Чарашник з детьми с Ывашком с Ывашком же з Богдашкою …

Пронка Кирилов сын Гогариных з детьми с Потапком с Ывашком …

(л.401) Ивашко Ананьев сын Мезенец …

(л.401об) Аверка Никифоров сын Медведевников з детьми с Ывашком с Ывашком же с Сенкою …

(л.402) Кузка Павлов сын Ворупаев с сыном с Сеемйкою …

Петрушка Евстафьев сын Аксамитов з детьми с Ылюшкою с Прохорком с Еремкою с Лучкою с Феткою …

(л.402об) Ларка Ильин сын Каменщик …

(л.403) Ивашко Яковлев сын Москвитин з детьми с Парфенком с Филком со Фролком …

Васка Стефанов сын Манаков з детьми с Тимошкою с Кирюшкою с Ывашком (л.403об) с Онашкою да с пасынком Елешою (?) …

Ларка Васильев сын Рыков з братьями с Феткою с Никифорком с Петрушкою с Костькою …

(л.404) Мирошка Ильин сын …

Якунка Иванов сын Кулебакин с сыном с Васкою …

(л.404об) Ивашко Онисимов сын з братом с Олешкою …

(л.405) Ивашко Ларионов сын Рудометов с сыном с Миткою …

(л.405об) Первушка Григорьев сын Кривошапкин з братьями с Микулкою с Хисанком с Ывашком с Никифорком …

(л.406) Фетка Михайлов сын Сапожников з братом с Васкою …

Офонка Тимофеев сын …

(л.406об) Фомка Григорьев сын …

(л.407) Васка Данилов сын Ухо …

Ивашко Кононов сын Кученок з детьми с Васкою з Бориском да со внуком с Сергушкою …

(л.407об) Ондрюшка Юрьев сын Черкашенин з детьми с Обрамком с Мартынком …

(л.408) Якимко Иванов сын з детьми с Офонкою с Ывашком с Прохорком …

(л.408об) Кузка Леонтьев сын Воронин з детьми с Мишкою с Ывашком …

Пашко Иванов сын Протасов с племян(л.409)ником с Васкою …

Зотка Онтипин сын з братом с Офонкою …

(л.409об) Семенка Григорьев сын Окулов з детьми с Олешкою с Левкою …

(л.410) Фомка Аврамов сын Шапошник с сыном с Лазарком …

(л.410об) Ивашко Ондреев сын Вологда з детьми с Ларкою с Тимошкою …

Ивашко Алексеев сын Криволуцкой з детьми с Потапком с Васкою …

(л.411) Ивашко Васильев сын Тетеря з братом с Мишкою да з детьми с Никифорком с Кирилком …

(л.411об) Ивашко Родионов сын Ковина …

(л.412) Коземка Иванов сын …

Ондрюшка Сергеев сын з детьми с Пашком[1] с Хрисанком с Кирюшкою с Филкою …

(л.412об) Аничка Онтонов сын Опекин с сыном с Якункою …

(л.413) Стенка Юрьев сын Черкашенин …

(л.413об) Никитка Макаров сын з детьми с Максимком с Семейкою …

Ондрюшка Васильев сын Черкашенин з детьми с Ромашкою с Гараскою с Оверкою (л.414) с Якимком с Сенкою …

Назарко Тихонов сын з детьми с Онкушкою с Тенкою с Егорком с Ывашком …

(л.414об) Максимко Ларионов сын Брянской з детьми с Онтошкою с Овдокимком с Костькою …

(л.415) Ивашко Ларионов сын Кривово с сыном с Кондрашкою …

(л.415об) Потапко Федоров сын з детьми с Емелкою с Феткою …

Ивашко Леонтьев сын з детьми з Дениском с Ывашком …

(л.416) Офонка Никонов сын з детьми с Васкою с Елфимком с Ыс…ком(?)

(л.416об) Пашко Стефанов сын Красноштанов з братьями с Феткою с Нестерком …



(л.417) Илимского же присуду Устькуцкого острожку пашенные крестьяне

Нестерко Елфимов с сыном с Лучкою …

Исачко Марков сын з детьми с Марчком (л.417об) с Ывашком с Егорком …

Фетка Ярафеев сын Таюрской з братом с Овдокимком з детьми с Наумком с Ывашком …

(л.418) Васка Емельянов сын з детьми с Тенкою с Обросимком …

(л.418об) Ивашко Ондреев сын Тюменцов с сыном с Ывашком …

Бориско Ортемьев сын …

(л.419) Гришка Дементьев сын с сыном с Созонком …

(л.419об) Гришка Ярофеев сын Таюрской з детьми з Данилком с Ортюшкою…

(л.420) Ивашко Микитин сын Тюменя …

Силка Иванов сын Важенин з детьми с Филкою с Мишкою …

(л.420об) Кузка Иванов сын Зырян с сыном с Максимком …

(л.421) Оска Варламов сын з детьми с Васкою с Васкою ж …

(л.421об) Панфилко Яковлев сын …

Ивашко да Гришка Семеновы дети …



(л.422) Илимского ж присуду Орленские волости пашенные крестьяне

Ивашко Дмитриев сын Синюшкин …

(л.422об) Федотко Онаньим сын з детьми с Васкою с Семейкою с Миткою с Якункою …

(л.423) Захарко Евдокимов сын з детьми з Гришкою с Якункою …

Баженко Афонасьев сын Юхлай з детьми с Ывашком с Омелкою …

(л.423об) Гурка Григорьев сын …

(л.424) Дедяшка Стефанов сын …

Офонка Иванов сын Долгой з детьми с Марчком с Левкою …

(л.424об) Семейка Митрофанов сын …

(л.425) Богдашка Афонасьев сын Шандур …

(л.425об) Ярко Архипов сн Дядя …

Тимошка Семенов сын Сереткин з детьми с Роткою с Ывашком с Ывашком же с Офонкою с Пашкою с Ывашком …

(л.426) Минейка Тимофеев сын …

Якунка Конанов сын з детьми с Ывашком с Оскою …

Ивашка Савин сын Шерстяник с сыном с Матюшкою …

(л.427) Ондрюшка Козмин сын Пежемец с сыном з Гришкою …

(л.427об) Якунка Ондреев сын Шаман з детьми с Кузкою з Гришкою с Матюшкою …

(л.428) Пятко Филатов сын …

Фетка Микитин сын Грязной з детьми с Лучкою с Тенкою с Феткою с Ывашком …



(л.428об) Илимского ж присуду Илгинской волости пашенные крестьяне

Олешка Родионов сын Безносой …

(л.429) Васка Онофриев сын Бузюк з детьми с Васкою с Петрушкою …

(л.429об) Якунка Пантелеев сын Понамарь з детьми з Давытком с Офонкою с Микиткою …

Васка Сидоров сын Широкой з детьми с Васкою с Трофимком с Ывашком с Оскою …

(л.430) Микта Ярофеев сын с сыном с Кирюшкою …

(л.430об) Кузка Иванов сын с пасынком с Тенкою …

Сергушка Иванов сын …

(л.431) Ивашко Юрьев сын з детьми с Олешкою с Кирюшкою …

(л.431об) Онисимко Павлов сын с сыном с Петрушкою …

(л.432) Евдокимко Титов сын с сыном с Лучкою …

Кирюшка Оникеев сын Шелепугин …

(л.432об) Гришка Фролов сын …

(л.433) Максимко Павлов сын з детьми с Феткою с Ывашком …

(л.433об) Офонка Аникеев сын Шелепугин з детьми с Пахомком с Оначкою …

Тимошка Лазарев сын …

(л.434) Елфимко Григорьев сын с сыном с Ывашкою …

(л.434об) Оска Оникеев сын Шелепугин з детьми с Мишкою с Офонкою с Тенкою …

Гришка Елизарьев сын Новокрещен с сыном (л.435) з Данилком …

Сенка Федоров Широколоб с сыном с Мишкою …

(л.435об) Костка Ермолаев сын з детьми с Мишкою с Феткою з Гришкою …

(л.436) Данилко Леонтьев сын Шипицын з братьями з Данилком с Марчком с сыном с Ылюшкою …

(л.436об) Пятко Стефанов сын Важенин …

Дорошка Павлов сын …

(л.437) Гришка Емельянов сын …

(л.437об) Сергушка Федоров сын с сыном с Олешкою …

Фетка Яковлев сын Мякишев с сыном с Ывашком …



(л.438) Илимского ж присуду Тутурские волости пашенные крестьяня пашут великих государей на десятинах рожь, а за яровые десятины платят великим государям оброк отсыпным хлебом с полудесятины (л.438об) яровые по десяти пуд ржи на год

Васка Иванов сын Орлов з детьми с Карпункою с Лукашкою с Тенкою[2] с Феткою …

(л.439) Игнашка Васильев сын Купряк з детьми с Кускою с Окинфейком …

Фролко Игнатьев сын Купряков с сыном с Сенкою …

(л.439об) Мишка Данилов сын Головной з детьми с Кузкою з Гришкою …

(л.440) Ганка Лукиянов сын …

(л.440об) Екимко Семенов сын Черкашенин з детьми с Ларкою с Ывашком с Мишкою …

(л.441) Мишка Дмитриев сын Воробей з детьми с Пашком с Ывашком с Ондрюшкою …

(л.441об) Левка Гргорьев сын Огнев …

Микитка Иванов сын Деряев с сыном с Ефтюшкою …

(л.442) Ондрюшка Иванов сын Редов з братьями с Якункою Спиркою с сыном с Ульянком …

(л.442об) Бориско Иванов сын Коломлетин з детьми с Ывашком з Гришкою …

(л.443) Петрушка Исаков сын Зырянов с сыном с Сенкою …

(л.443об) Якунка Кондратьев сын …

(л.444) Матюшка Васильев сын Орлов …

Микишка Иванов сын …



(л.444об) Илимского ж присуду Бирюжские волости пашенные крестьяня

Мишка Костянтинов сын Синков з детьми с Ывашком с Ывашком же з Гришкою …

(л.445) Матюшка Семенов сын Тотаринов з детьми с Феткою с Миткою с Тенкою …

(л.445об) Тимошка Петров сын Горбун …

Данилко Яковлев сын Черкашенин (л.446) з детьми с Ывашком с Мишкою с Офонкою с Лазарком …

Левка Оникеев сын Одинцев с сыном с Мирошкою …

(л.446об) Стенка Александров сын з детьми с Ондрюшкою с Тихонком …

(л.447) Сенка Михайлов сын с сыном с Ларкою …

(л.447об) Васка Дементиев сын …

Демко Козмин сын …

(л.448) Ондрюшка Власов сын с сыном с Ывашком …

(л.448об) Фетка Прокопьев сын …

Митка Семенов сын …

(л.449) Кузка Елфимов сын Плужнов с сыном с Феткою …

(л.449об) Васка Павлов сын Казаринов с сыном с Корнилком …

Сенка Аристов сын …



(л.450) Илимского ж присуду на Ангаре реке Новотидинского(?) острожку пашенные крестьяне

Митка Васильев сын Тетерин …

(л.450об) Кирюшка Аникеев сын …

(л.451) Дедюшка Елесеев сын …

(л.451об) Сенка Михайлов сын…

Максимко Селиванов сын Шишкин …

(л.452) Евсютка Лаврентьев сын с сыном с Максимком …

(л.452об) Кузка Микифоров сын …

Микитка Леонтьев сын Нехорошев …

(л.453) Алешка Тихонов сын Красноярец …

(л.453об) Ивашко Тимофеев сын Сереткин …



Да в нынешнем во 180-м году ниже Тидинского острожку по Ангаре реке посажены на льготу пашенные (л.454) крестьяне на речках Яндах, а льготы дано им на три года с нынешнего со 180 году да по 183 год а со 183 году пахать им великих государей десятинныя пашня

Оврамко Афонасьев сын Задора с сыном с Обрамком …

(л.454об) Пашко Григорьев сын Слобочиков з детьми с Феткою с Петрушкою …

(л.455) Ларка Павлов сын Вологжанин с сыном с Максимком …

Максимко Иванов сын Поздеев …

(л.455об) Илюшка Парфенов сын Краснояр …

(л.456) Гришка Иванов сын Оын(?) з пасынком с Феткою …

Якунка Матфеев сын …



(л.456об) Да во 181 году по Ангаре ж реке на тех же речках Яндах пасажены на льготу пашенные крестьяня, а льготы дано им на три году со 181 году по 184 год а со 184 году пахать им великих государей десутинная пашня



Стенка Терентиев сын Баженов …

(л.457) Пронка Терентиев сын Баженов …

Левка Михайлов сын Яманов …

Стенка Савин сын Ершев …

(л.457об) Левка Михайлов сын Проскурин …

Васка Алексеев сын Щербак …

Илюшка Иванов сын Овчинников …

(л.458) Васка Михайлов сын Коренев …

Трошка Михайлов сын Коренев …



Да в прошлом во 179-м году пасажены на льготу пашенные крестьяня в Илимском остроге ниже Илимского устья по Тунгуске реке и в Верхноили(л.458об)мской волосте и в Киренской и в Ылгунской и в Бирюлской волостях, а льготы дано им на три года с прошлого со 179 года да по 182 год, а со 182 года пахать им великих государей десятинная пашня.



Илимские волости ниже Илимского устья пасажены по Тунгуске реке



Якунка Ильин сын Смольянин с сыном с Ывашком …

(л.459) Пашко Григорьев сын Усов …

(л.459об) Ивашко Остафьев сын Зарубин …

Фетка Викулин сын Первушин …

(л.460) Васка Устинов сын Онучин …

(л.460об) Гришка Иванов сын Кудинов …

Олешка Михайлов сын Яманов …



(л.461) В Верхной Илимской волости

Митка Алексеев сын Тирской(?) з детьми з Дениском с Ортюшкою с Ывашком …



(л.461об) Киренской волости

Васка Потапов сын Плехан …



(л.462) Илгинской волости

Фетка Онаньнв сын Шеляпугин …



Бирюлской волости

Офонка Лукиянов сын …



(л.462об) Илимского ж присуду Киренской волости бобыли

Ивашко Терентьев сын Пахорук з детьми с Ывашком с Ывашком же с Роткою с Тенкою с Лазарком …



(л.463) Пятко Нефетьев сын а живет у Фетки Микифорова Рубца …



(л.463об) Орленские волости бобыли

Ивашко Сазонов сын …

Пашко Тенентьев сын а живет он у Чурки Григорьева сына
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : отчество и место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
Лайк (1)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2699
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5261
http://sibir-letopisi.ucoz.ru/index/kirenskij_ostrog/0-55
КИРЕНСКИЙ ОСТРОГ

Началом Киренска является зимовье с нагородней, которое было поставлено в 1630 г. казаками из отряда В. Бугра в устье р. Киренги. В 1631 г. енисейский атаман И. Галкин расширил зимовье и обнес его острожной стеной. До 1655 г. это поселение называлось Никольским погостом. В 1655 г. оно было отстроено и превратилось в острог.
По чертежам С. У. Ремезова и описаниям 1700 г. Киренский острог был построен в форме четырехугольника, периметр его стен равнялся 109 саженям. По углам возвышалось 4 башни. На стороне, обращенной к р. Лене, находилась самая большая проезжая башня со сторонами 7 х 7 м. На другом конце стены стояла колокольня. На противоположной — острожной — стене находились 2 глухих башни. Внутри острога стояли Спасская церковь и съезжая изба. За пределами его размещались Гостиный двор, таможня, амбары и лавки, жилые строения и часовня архангела Михаила.
Хотя Киренский острог и был основан для подчинения «тунгусов», но его стены никогда не видели никаких сражений, кроме того случая, когда в мае 1655 г. острог был занят восставшими казаками из отряда М. Сорокина, ушедшего от воеводской власти на «сибирскую вольную украйну» — в Даурию. Киренский острог - один из центров земледелия на р. Лене. Кроме того, находясь на торгово-транспортном пути из Илимска в Якутск, острог стал заметным торговым центром и в 1650 г. здесь была учреждена ярмарка и таможня. Развивалось также кузнечное и судостроительное дело. В 1639 г. знаменитый Е. Хабаров, первооткрыватель Даурии, построил вблизи Киренска соляную варницу и посеял первую пашню.
В 1700 г. на посаде Корейского острога было 39 дворов: вся приписанная к нему волость состояла из 13 деревень в 61 двор, в которых проживало 535 человек. В самом Киренске в 1762 г. жило 152 человека.
В 1775 г. в связи с образованием Иркутского наместничества Киренск был сделан уездным городом, в котором было 87 частных жилых домов, 3 церкви и 485 человек. Герб города изображал реки Лену и Киренгу, окружающие город с юга и запада.
Архитектурной достопримечательностью старого Киренска раньше считалась Сретенская церковь Киренского монастыря. Интересно, что в Спасской церкви хранилась подлинная икона Спаса, привезенная настоятелем Киренского монастыря Гермогеном из героического Албазина. Она была с албазинскими казаками во время осады города маньчжурскими войсками. Сам Гермоген был насильно уведен в Даурию восставшими казаками в 1665 г., когда илимский служилый человек Н. Черниговский поднял «бунт» и ушел на берега р. Амура, отстроив заново Албазин и передав его России. До начала XX в. недалеко от Киренска сохранялась небольшая деревушка Хабарова, основанная Е. Хабаровым, в которой жили его потомки.
В Киренске неожиданно пересеклись жизненные судьбы первого русского революционера А. Н. Радищева и прямых потомков героя Албазинской обороны А. И. Бейтона. Во время своей ссылки Радищев был под надзором киренского городничего - Константина Михайловича Бейтона, внука Афанасия Ивановича.
Ныне Киренск — город, центр одноименного района Иркутской области. Расположен на р. Лене при впадении в нее р. Киренги. Здесь есть судоремонтный завод, деревообрабатывающий комбинат, краеведческий музей, педагогическое училище.
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : отчество и место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
Лайк (1)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2699
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5261
Освоение Сибири и становление православной церкви

Менее чем за полвека русские люди прошли Сибирь и омыли лица из Тихого океана. Главным стимулом для движения «встреч солнцу», несомненно, была добыча соболя, а также другой «рухляди». Русские землепроходцы несли на новую земли и новую религию - православие. И хотя в XVII веке православная церковь в Восточной Сибири обслуживала преимущественно русское население и была необходима правительству для воздействия на русских колонистов, обращение иноверцев в христианство тоже имело место. Решаясь на трудный подвиг переселения, русский человек запасался не только земными, но и небесными силами - он, прежде всего, нёс в себе веру в высшую силу небесного создателя, а также свою надежду на эту высшую силу небесной помощи, на которую он всегда полагался. Наиболее образно связь между освоением Сибири русскими землепроходцами и становлением православной церкви показал известный исследователь Сибири П.А. Словцов, писавший: «... где зимовье ясачное, там крест или впоследствии часовня; где водворение крепостное, там церковь; ...где город, там правление воеводское и монастырь, кроме церкви».
Сибирь – место ссылки

1717 год в истории православной церкви стал особой вехой. В этом году была утверждена самостоятельная Иркутская епархия, первым епископом которой стал Иннокентий. В 1731 году в её состав вошли уезды и монастыри Киренска. Служители церкви вели широкую просветительскую деятельность. Для решения проблем поселения на необжитых землях Михаилом Фёдоровичем Романовым был издан указ, который оказался кардинальным решением для создания дешёвой рабочей силы в течение трёх веков в Сибири и на Севере. Этот указ о наказании гласил: «... запятнав и бив кнутом, давати на чистые поруки в записми. А иных... ссылати в Сибирь на великую реку Лену и посадить их всех на землю и строить пашню государеву, смотря и новые пашенные места».

И стала Сибирь местом ссылки. За счёт ссыльных число крестьян значительно увеличилось.
Илимское воеводство

В 1648 году было образовано Илимское воеводство. Его административное деление было очень простым: главным центром был сам Илимск. Ему подчинялись остроги и слободы. Далее шли деревни. Вне общего управления оказывались монастырские деревни и сами монастыри. Остроги и слободы вместе с «присутствующими» деревнями образовывали волости, начальниками которых были приказчики. Хлебопашцы, поселившиеся в Усть-Киренской волости, были из разных слоев населения. Так, в 1649 году на речке Кривой Луке находилось две семьи ссыльных черкас, занимавшихся земледелием. Рост крестьянского населения и развитие земледелия в Верхнекиренской волости шли медленно, т. к. по берегам Киренги не было достаточного количества пригодных к обработке земель. К концу XVII века на Лене существовали в пределах нынешнего Киренского района Криволуцкая, Верхнекиренская, Нижнекиренская и Чечуйская волости.
Из истории села Кривая Лука

Справедливо отмечает исследователь В.Н. Шерстобоев, что почти все названия селений Илимского воеводства, происходящие от имён жителей, относятся только к крестьянам. Русское крестьянство в ходе освоения нового края давало свои имена населённым местам.

В документах 1658 года о нашей деревне указывается следующее: «... а та деревня стоит в Кривой Луке», т. е. в том месте, где река Лена образует частые крутые повороты – луки, излучины. Важным мероприятием приленских крестьян был сплав зерна в город Якутск. И по реке было рассредоточено складское хозяйство. В нашем селе было два амбара. Острогислободыявлялись волостными центрами, где имелась приказная изба и другие казённые и общественные постройки. Криволукская слобода называлась также Полоротовской – от слова «поворот». В течение XVIII века Криволукская слобода представляла обычную деревню. Население её, по данным переписи 1745 года, состояло из 95 душ мужского пола: 72 крестьянина, живших в 9 дворах, 6 служилых, 5 нищих, 8 гулящих, 6 подворников и разночинцев и 3 ссыльных.
Духовные правления

На основании указа Синода 1744 года были сформированы территориальные органы управления на местах. Такими органами стали духовные правления. Они следили за регулярностью и правильностью ведения церковных служб и контролировали ведение и отправку в город Иркутск основных церковных документов – метрических книг, исповедальных росписей и др.

Церковное образование в районе началось после открытия в 1725 году в Иркутске школы для подготовки миссионеров. В Кривой Луке, в так называемом доме Дьяковских тоже была церковно-приходская школа. Учил ребятишек сельский священник (в простонародье - поп). Здание церкви сохранилось, хотя видоизменилось и сильно обветшало.
Деревянные церкви во имя Николая Чудотворца

Наибольшее распространение на Лене получили отдельно стоящие церкви. Самые древние и самые простые в Сибири – клетские (клеть – прямоугольный деревянный сруб). Именно к такому типу и относится деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, построенная в нашем селе. Помнится, у нас вызвала бурный восторг информация о церквах в замечательной книге И.Р. Калининой «Православные храмы Иркутской епархии», особенно помещённые в ней фотографии и рисунки. Скорее всего, нечто подобное испытал и Георгий Иванович Хромов, т. к. чуть позже он прислал нам ксерокопии страниц из этой книги, посвященные храмам Киренского района. Автор книги называет нашу церковь одной из интереснейших в силу её архитектурных особенностей. Построена она была на сборные средства прихожан. Церковь имела очень живописную композицию, декоративность которой подчёркивалась скульптурно сочетающимися объёмами, галереей, рядом покрытий и наличием двух нарядных, непохожих друг на друга крылечек. Пластичность сооружения обогащалась за счёт бревенчатых стен, рубленных с остатком брёвен в углах. Она принадлежит к одному из необычных эволюционных направлений – народному, продолжая традиции XVII–XVIII веков. Сруб представляет кубический объём храма, дополненный с двух сторон болеенизкими объёмами аспиды и притвора, причём оба объёма рублены вместе с храмом едиными вещами. Необычно оформление оконных проёмов: колода с лучковой перемычкой превращена в наличник, стены сложены из брёвен диаметром 30–35 см. Монументальность и суровый облик постройки характерен для северных районов. Рядом с церковью была возведена деревянная колокольня, построена церковь была в конце XVIII века и освящена в 1788 году. В 1852 году из-за ветхости церковь был разобрана. Мы были уверены, что она и была первой церковью в нашем селе, но источники указали на то, что в 1733 году была построена ещё одна церковь, которая и была первой. Просуществовала она до конца XVIII века. К сожалению, ни её чертежей, ни рисунков мы не нашли. А вот на месте разобранной была построена третья церковь. В документах приводятся различные годы её строительства: 1851-й и 1854-й. Правильной датой, вероятно, является 1851 год, т. к. ветхая церковь обычно упраздняется только после возведения новой. Новую церковь возвели также деревянную, но колокольня осталась от старой церкви. Имела она один престол во имя Николая Чудотворца.

В настоящее время от церкви сохранился крупный куб храма под четырёхскатной тесовой кровлей. Венчающие части утрачены. По рассказам сторожил, строили её без пилы, топором, гвозди использовали самокованые. Это, по-видимому, и является одной из причин того, что она стоит до сих пор, хотя и в страшном запустении. В школьном музее хранится ключ от замка с её дверей, которым в более позднее время замыкали каменную церковь. Сохранил его Иван Фёдорович Пеньков (1924 г. р.). Недалеко от церкви было расположено кладбище. Если приглядеться, часть могильных холмиков ещё заметна. Старожилы вспоминают о том, что на некоторых могилах лежали большие каменные плиты с выбитыми письменами. А на срезе одной сосны, под которой покоится, скорее всего, церковнослужитель, сохранились вырезанные надписи, которые трудно разобрать. О примерных границах церковного кладбища говорит и тот факт, что в перевезённом из соседней деревни доме, стоящем метрах в ста от церкви, хозяева отказались жить по причине обнаружения старого захоронения, когда стали рыть подполье. Дом был отдан под колхозную контору.
Каменная церковь села

Последняя церковь, построенная в нашем селе в 1898–1905 годах, также была посвящена святителю Николаю Чудотворцу. Имела она один престол. Её приход в 1910 году составлял 1945 человек, а в 1913–1917 годах в приход входило 54 двора, душ мужского пола – 173, душ женского пола – 164. Новая каменная церковь стояла, а люди по привычке ходили в старую, деревянную. Почему-то не очень в неё верили. Храм имел высокое четвериковое основание и был увенчан крупной главой на вытянутом вверхграненом барабане. Более монументальная ярусная колокольня завершалась шатром. В облике постройки отразилось характерное для XX века стремление следовать формам древнерусского зодчества. Фасады были украшены стилизованными кокошниками, кубышками и другими деталями. В интерьере на плоских перекрытиях храма сохранились лепные плафоны. Стоит церковь на высоком берегу Лены. В настоящее время от неё сохранился одноэтажный каменный объём под двускатной кровлей.
Святителем Николаем Чудотворцем наречённые

То, что все церкви носили имя Николая Угодника, известно многим жителям нашего села. А вот почему? Ответ на этот вопрос мы нашли как в письменных источниках, так и в рассказе К.Г. Ярыгиной. Как у всякого человека есть свой день рождения, так есть он и у Божьего храма. Как правило, в какой день он был построен, тому святому и посвящали. Этот день считался престольным праздником. Наши церкви именованы в честь угодника Божьего святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Следует учесть и то, что святитель Николай является наиболее популярным святым в русской православной церкви. Деятельность его практически безгранична: он является покровителем земледелия и мореплавателей, русского воинства и путешествующих, невинно осуждённых и брачующихся. Святой Николай - покровитель русского православного народа. Первая часовня в Сибири была поставлена для образа святого Николы.

Такие близлежащие деревни Криволукского Николаевского прихода, как Почтовая, Волгина, Пашня, тоже считали его своим престольным праздником и по-особому его отмечали. Ниже приводим рассказ, записанный со слов К.Г. Ярыгиной: «Гости из этих деревень в Кривую Луку съезжались загодя, располагались у родных и знакомых, за что расплачивались деньгами или работой по хозяйству.

Нанимали для вечёрки избу, как правило, у бессемейных – вдов, старух. Праздничное утро начиналось колокольным звоном. Все шли в церковь на храмовую молитву. Батюшка службу служил, после чего ставили свечи Николе и шли пить чай к своим хозяевам, собирали праздничные столы. Каждый хозяин обносил икону с Николаем Угодником по всему дому и по хлевам со скотиной. Углы кропили святой водой, произнося молитву святителю Николаю. А вечером все собирались на вечёрку.
Плясали русскую, пели частушки, песни под гармонь.
Утром завтракали и разъезжались по домам».
http://shkolnie.ru/kultura/28193/index.html
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : отчество и место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
Лайк (1)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2699
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5261
Гермоген (Ермоген) Албазинский - иеромонах, известен как основатель и строитель старейшего в Прибайкалье Киренского монастыря.


В 1671 г. о. Гермогеном, который принес с собой на Амур святую чудотворную икону Божией Матери, именуемую «Слово Плоть бысть» (которая впоследствии стала называться Албазинской), был основан в четырех километрах выше Албазина по течению Амура, возле устья реки Ульдугичи, в урочище Брусяной Камень, монастырь во имя Всемилостивейшего Спаса, следы которого видны до сих пор. По другую сторону Албазина, в одной версте вниз по Амуру; старцем Гермогеном с братией была устроена еще пустынь с церковью и основано пашенное хозяйство».


Монастырь был возведен на средства албазинских казаков, которые и сами принимали участие в строительстве, а также на мирские подаяния, «ходя по миру с иконою». Возле монастыря вскоре возникла крестьянская слобода Монастырщина, жители которой обрабатывали монастырские земли.


http://www.staraya-moneta.ru/shop/0/2452/
file.php?fid=306611&key=1149619969

В 1689 г. из Сретенска иеромонах Гермоген отправился
в ранее устроенный им еще до прихода в Албазин
Усть-Киренский Свято-Троицкий монастырь в устье Лены,
где принял схиму, и где находился до своей кончины,
наступившей 19 декабря 1690 г.

Похоронен он был в устроенном им же Троицком храме Киренской обители.
Его могила почиталась верующими этого края уже с начала XVIII в.

В 1830-х гг. монахи восстановили гробницу основавшего монастырь Гермогена,
а в середине XIX в. было написано «Житие преподобного Гермогена Киренского»,
который почитался как местночтимый святой.
По свидетельству многих очевидцев, по молитвам старца совершались многие чудеса,
поэтому его чтили наравне со святителем Иннокентием Иркутским.


Преподобный Гермоген изображается на иконах на фоне им сооруженных церкви и келлий, держащим на персях Нерукотворенный образ Спасителя или с крестом (распятием) в деснице, в епитрахили и клобуке. Существует указ архиепископа Камчатского, в котором говорится: «Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием, предписано всем причтам Камчатской епархии ежегодно первого сентября совершать панихиды и заупокойные литургии о блаженном упокоении иеромонаха Ермогена, первого подвижника и проповедника веры и благочестия на Амуре, жившего с 1666 по 1685 гг. в созданном им монастыре во Имя Всемилостивого Спаса, недалеко от Албазина, на так называемом Брусяном урочище». Позднее на месте подвигов иеромонаха Ермогена возник Троицко-Никольский Уссурийский монастырь, сыгравший большую роль в христианизации Дальнего Востока.
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : отчество и место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2699
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5261
file.php?fid=306612&key=2039633562
Не значит ли это, что Никифор Черниговский, сообщая, что с Амура не вернулись 33 казака, пытался тем самым скрыть бегство в Китай каких-то четверых неизвестных нам казаков под предлогом их пленения? Лишь после получения богдыханова послания, о котором Черниговский не мог не сообщить нерчинскому воеводе, он вынужден был признаться в их добровольном побеге в богдойскую землю.

Примечательно, что именно к этому времени относится поступление на Лену сообщения о том, что Ерофея Хабарова «не стало». Ссылаясь на это, монахи Киренского монастыря обратились к илимскому воеводе Аничкову с просьбой подтвердить за монастырем право на владение собственностью Хабарова, которую он завещал монастырю. В это же время перестал числиться в составе якутского гарнизона и пятидесятник Артемий Петриловский.

Известно, что и сам Никифор намеревался последовать их примеру и не сделал этого лишь по причине, до смешного житейской. В начале 1671 года Аршинский писал в столицу: «Во 179 (1670) году, декабря в 15 день, писали ко мне из Олбазинского острогу албазинские охочие служилые люди, Петрушка Екимов с товарищи: сказала де ему казачья жена Анница: в прошлом де во 178 (1670) году, после побегу черкас Микулки и Оски с товарыщи, в третий день, Микифорко Черниговской хотел де бежать в Даурскую землю к богдойскому царю. А тое казачью жену Анницу звал он, Микифорко, бежать с собою, и она де, Анница, бежать не похотела...».

Что же касается третьего неизвестного участника побега, то, возможно, здесь - «шерше ля фам». Ерофей, как известно, к тому времени был вдовцом, не толкнул ли бес в ребро на старости лет самого Ерофея. Ведь послужил же кто-то примером для Никифора Черниговского, когда он, вознамерившись бежать в богдойскую землю, пытался прихватить с собой «казачью жену Анницу». Впрочем, маловероятно, чтобы воевода Аршинский отнес женщину к «товарищам», изменившим государю и бежавшим к богдойцам «черкасов», тогда, может быть, этим человеком был брат Ерофея - Никифор, о котором, к слову сказать, тоже больше нет никаких упоминаний в оте­чественных архивах? Об этом судить читателю.

Кто же тогда четвертый человек, которого пытался скрыть Никифор Черниговский, сообщая о 33 плененных богдойцами албазинцах? Вполне логично предположить, что он пытался этим скрыть намечавшийся свой собственный побег, который, как видим, не состоялся из-за упрямства «казачьей жены Анницы» и последующего доноса «охочего служилого человека Петрушки Екимова с товарищи».

Одним словом, вся эта история нуждается во внимательном исследовании историков.

p,s,

Исследователи говорят, что в тот исторический период в Китае
оказалось немало русских людей.
И захваченных богдойцами в плен, и ушедших туда добровольно,
и сдавшихся после разгрома богдойцами Албазинского острога - почти сотня человек.
Так уж сложилось, что всех этих казаков, независимо от того,
как они попали в Китай, в исторической литературе называют албазинцами.

Так вот один из потомков этих албазинцев - Ду Ли Кунь -
на основе семейных преданий писал в 1986 году,
что из тех, кто закрепился и остался в Китае, ему известно пять фамилий
- Романов (Ло), Хабаров (Хэ), Яковлев (Яо), Дубинин (Ду) и Холостов (Хэ).

Ду Ли Кунь писал об этом в статье
«Проникновение Русской православной церкви в Тяньцзинь и его окрестности».
(Альманах религиозных материалов города Тяньцзинь 1986, декабрь, с. 193-209).

Является ли упомянутый им Хабаров Ерофеем Павловичем?
Трудно сказать, насколько это вероятно.
Однако согласитесь, еще менее вероятно,
что это был какой-то другой Хабаров - его однофамилец,
живший с ним в одно время и той же местности,
один из 40 оказавшихся к тому времени в Китае албазинцев.
Пусть это рассудит сам читатель.

Есть надежда, что нам еще откроется история его пребывания в Китае.
После китайских событий 1900-1901 гг. в распоряжении русских военных властей
оказался цицикарский цзян-цзюньский архив.

По приблизительному подсчету, его объем составляет
около 20 тысяч больших тетрадей,
эти материалы сейчас находятся
в библиотеке Восточного института во Владивостоке.

В бумагах так называемого отдела Бин-сы, пишут исследователи,
содержится много еще не разобранных материалов
по истории русских воеводств в области реки Амура во второй половине XVII века.

ссылка : https://toz.su/special_issues/..._erofeysd/
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : отчество и место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2699
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5261
file.php?fid=306613&key=1943046359

Ерофей Павлович Хабаров

Русский предприниматель
Русский землепроходец; происходил из крестьян из-под Великого Устюга.
Продолжатель дела Еналея Бахтеярова и Василия Пояркова по освоению Приамурья.
Википедия
Родился: 1603 г., Великоустюжский уезд, Русское царство
Умер: 1671 г. (68 лет), Братский острог или Киренск
Дети: Леонтий, Семён, Андрей
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : отчество и место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2699
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5261
file.php?fid=306614&key=194157818
Хабаров-Святитский Ерофей Павлович
(около 1603 года, вероятнее всего деревня Святица,
ныне Котласского района Архангельской области — 1671 год,
опять же предположительно, Братский острог, ныне Братск,
или Усть-Киренга, ныне Киренск Иркутской области)
— русский исследователь, путешественник и предприниматель.

Происходит из казаков, крестьян Устюжского уезда.
Продолжатель дела Василия Пояркова. Прошёл на судах весь Амур,
построил укреплённый острог, был жесток с коренным населением, чем сыскал дурную славу.

Место рождения

Споры о месте рождения Ерофея Хабарова ведутся давно. Основные варианты места рождения: село Дмитриево, село Курцево и деревня Святица. Последняя является наиболее подходящим местом.

Первым вариантом места рождения Хабарова была деревня Дмитриево. Основателем этой теории был ленинградский учёный М. И. Белов. Он изучил многие документы и счел местом рождения Хабарова и ныне существующую деревню Дмитриево Нюксенского района и не обратил внимание на важный факт: деревня Дмитриево по старому административному делению не являлась частью Вотложемской волости.

За это и зацепился московский учёный Г. Б. Красноштанов. Он более подробно изучил документы тех времён, а также документы, хранящиеся в московских архивах, на которые не обратил внимания Белов.

В результате работы Красноштанова было установлено, что Ерофей Хабаров родился в деревне Дмитриево Котласского района Архангельской области, которую смыло одним из разливов Северной Двины. Семья Хабарова переселилась в деревню Святица (отсюда и прозвище — Святитский), которая со временем вошла в состав нынешней деревни Курцево. Отсюда вторая точка зрения.

Ранняя деятельность

В 1625 году совершил свой первый сибирский поход на коче из Тобольска на Таймырский полуостров, в Мангазею.

В 1628 году во главе экспедиции по волокам и рекам перешёл на реку Хету.

В 1630 году участвовал в плавании из Мангазеи в Тобольск.

С 1632 года жил в районе верхнего течения реки Лена, где занимался скупкой пушнины.

В 1639 году открыл соляные источники в устье р. Куты, где построил соляную варницу. В настоящее время на этом месте расположен город Усть-Кут Иркутской области.

Покорение Приамурья

В 1641 году возле устья р. Киренги Хабаровым была построена мельница. Спустя непродолжительное время Хабаров начал испытывать давление воеводы Петра Головина, который требовал увеличения объёма урожая, который Хабаров отдавал ему по уговору. Позже Головин забрал всё имущество Хабарова и посадил его в Якутский острог, из которого тот вышел только в 1645 году.

В 1648 году на смену Петру Головину пришёл воевода Дмитрий Андреевич Францбеков. Хабаров обратился к нему с прошением о направлении отряда в даурские земли, Францбеков ответил согласием. Он распорядился отправить отряд казаков под командованием Хабарова, кроме того — выдать военное снаряжение и оружие вкредит, а также выдал участникам похода деньги под проценты.

В 1649—1653 гг. Хабаров с отрядом отправляется из Якутска в поход по Амуру от впадения в него реки Урки до низовий. Отряд Хабарова одержал многочисленные победы над местными даурскими и дючерскими князьями, захватив много пленных и скота[3] Результатом этого похода является принятие коренным приамурским населением русского подданства. В этом походе Хабаров составил «Чертёж реке Амуру», который явился первой европейской схематической картой Приамурья. Так, в августе 1651 г., казаки Хабарова подошли к устью реи Зеи, затем к устью Буреи, покоряя новые племена. После зимовки в Ачанском острожке, на который весной напал большой манчжурский отряд, Хабаров двинулся весной по Амуру, так как с его немногочисленным отрядом дальше овладевать Приамурьем было невозможно. Выше устья Сунгари в июне 1652 г. Хабаров встрерил на Амуре русскую вспомогательную партию, но, узнав, что маньчжуры собрали против него шеститысячную армию, продолжил путь вверх по реке.

Бунт. Усмирение

В апреле 1652 года при входе в Хинганское ущелье Хабаров встретил отряд казаков под предводительством якутского служилого Третьяка Чечигина, которые возвращались из Якутска с порохом, свинцом и вспомогательным отрядом.

Оказалось, что Чечигин выслал вперёд основного своего отряда небольшой разведывательный отряд во главе с Иваном Нагибой, который должен был обнаружить отряд Хабарова, но Нагиба с Хабаровым не встретился. Казаки хотели плыть вниз для поисков пропавших товарищей, но Хабаров воспротивился их желанию и продолжал свой путь вверх по Амуру. Это обстоятельство возбудило неудовольствие среди казаков и 1 августа 1652 года в полку Хабарова произошел раскол: 136 человек под предводительством Стеньки Полякова и других поплыли назад. Они явились в гиляцкую землю, в которой начали действовать очень удачно. Хабаров не смирился с бунтом и поплыл вслед за бунтовщиками, появившись 30 сентября того же года у выстроенного бунтовщиками острога. Хабаров приказал строить зимовку в непосредственной близости от острога казаков Полякова, а далее велелпостроить роскаты для пушек и начать стрелять по острогу. Отвечать на огонь засевшие в остроге казаки Поякова не решились, и Хабаров начал приготовления к его штурму. Однако, когда казаки Полякова увидели, что 12 их товарищей, пойманных за пределами острога, были забиты палками насмерть, они решили сдаться сами. Не веря Хабарову на слово, поляковцы заключили с ним письменный договор, в котором он обязался не убивать и не грабить их, а также «государевых ясачных аманатов не терять». Тем не менее, четверых руководителей мятежных казаков, в том числе и Полякова, Хабаров «посадил в железа», а остальных велел бить батогами «и от ево, Ярофеевых, побой и мук умирало много». 7 февраля 1653 г. захваченный острог был по приказу Хабарова сломан и сожжен «кузнецам на уголье и на дрова».


Отстранение Хабарова

В августе 1653 года на Амур прибыл московский дворянин Дмитрий Иванович Зиновьев с царским указом приготовить все необходимое для войска, которое предполагалось отправить в Даурию под начальством князя И. Лобанова-Ростовского, и «всю даурскую землю досмотреть и его, Хабарова, ведать».

Недовольные Хабаровым казаки и служилые люди подали Зиновьеву челобитную на Ерофея Хабарова, обвиняя его в том, что он посылал ложные донесения в Якутск и много приукрашивал в своих рассказах о Даурии и Маньчжурии, чтобы побудить правительство на завоевание этих земель.

Помимо этого выяснилось, что Хабаров был весьма недоброжелательно настроен по отношению к местным племенам и народностям, которые разбегались от него, в результате чего плодородная земля не возделывалась и ясак с племён не мог быть снят.

Также Зиновьеву было сообщено о жёстком отношении Хабарова к казакам собственного отряда.[5] Окончательную ясность в существо происшедших на Амуре по вине Хабарова событий внесла «Известная челобитная Стеньки Полякова с товарищи», поданная царскому посланнику 6 сентября.

Итогом наскоро проведенного Зиновьевым следствия было отстранение Хабарова от управления казачьим отрядом, его арест и дальнейшая переправка в Москву. Всё его имущество было конфисковано и описано. Приказным человеком на Амуре вместо Хабарова Зиновьев назначил Онуфрия Степанова Кузнеца.

В декабре 1654 года Зиновьев и Хабаров прибыли в Москву, где началось подробное разбирательство действий Хабарова. По итогам этого разбирательства руководители «бунта» против Хабарова были полностью оправданы. Хабаров же подал жалобу на Зиновьева, и началось новое разбирательство, которое завершилось осенью 1655 года в пользу Хабарова.


Прошение государю

В 1655 году Хабаров подал челобитную царю Алексею Михайловичу,
в которой подробно перечислял свои заслуги в освоении сибирских и даурских земель.

Царь просьбу Хабарова уважил лишь частично: денежного жалованья дано не было,
но за многолетнюю службу его возвысили в чине — он получил звание сына боярского[2],
и был направлен в Сибирь управлять Усть-Кутской волостью.


Дальнейшая судьба

В 1667 году Хабаров приехал по делу в Тобольск и 15 ноября подал воеводе П. И. Годунову челобитную, в которой просил снова разрешить ему снарядить на свои средства 100 человек и идти с ними на Амур в Даурской земле «ставить города и острожки и завести хлебные пахоты, от чего государю в ясачном сборе и в хлебной пахоте будет прибыль». Какой ответ получил Хабаров, неизвестно, так же, как и неизвестна его дальнейшая судьба.


Место смерти

Место смерти также доподлинно неизвестно. Последние годы жизни он провёл в Усть-Киренге, остроге на реке Лене (ныне город Киренск Иркутской области), вследствие чего в Киренске широко распространено мнение, что могила Ерофея Хабарова находится именно в этом городе.

Однако согласно Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, могила Хабарова располагалась в Братском остроге (ныне город Братск Иркутской области).


Наследие

Именем Хабарова названы:

основанный в 1858 году военный пост Хабаровка (с 1893 года — Хабаровск);

посёлок и железнодорожная станция Ерофей Павлович на Транссибирской магистрали (1909).

во многих городах России и бывшего СССР есть улицы его имени:
в Якутске, Харькове, Братске, Усть-Куте и других.
ссылка : http://kozaostra.mybb.ru/viewtopic.php?id=2136
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : отчество и место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2699
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5261
file.php?fid=306617&key=739674415
За два дня до 100-летия Хабаровска, в далеком 1958-м году,
29 мая мая на привокзальной площади краевого центра
был торжественно открыт памятник
одиозному первопроходцу и покорителю дальневосточных земель
Ерофею Хабарову.

Существует легенда о том, что главная достопримечательность Хабаровска
одушевлена и двигается в моменты, когда на нее никто не смотрит.

file.php?fid=306620&key=1319968996

Редакция ИА AmurMedia попыталась выяснить,
что представляет собой монумент Ерофея Хабарова
– живую статую или итог проделок скульпторов?

Памятник Ерофею Хабарову, установленный
на привокзальной площади дальневосточной столицы,
как оказалось, не так прост.

Есть даже свидетели, которые невзначай замечали
движение волевой фигуры Хабарова.

А кто-то заявлял даже, что вся фигура поворачивалась спиной к вокзалу,
а когда это заметили в администрации города,
монумент в срочном порядке вернули на место,
чтобы не вызвать паники у хабаровчан.

Однако с чем связаны содрогания – так и осталось загадкой.

Среди горожан бытует легенда о том, что достопримечательность,
которую первой видят приезжающие в Хабаровск,
одушевлена и крутит головой, когда ей вздумается


В течение целых 50 лет памятник был безымянным.
И только в 2008 году, во время реконструкции площади и памятника, на нем установили металлическую табличку и увековечили имя скульптора А.П. Мильчина.
Также на постаменте памятника начертано имя Хабарова и надпись:
"В день 100-летия города Хабаровска. 1858—1958".

Ерофей Хабаров изображен поднявшимся на скалу
и всматривающимся в амурские туманные дали.
В его левой руке зажат свиток с записями,
а правая поддерживает полу, соскользнувшего с плеча теплого овчинного тулупа.

Но не стоит забывать, что грозный, уверенный,
целеустремленный и решительный бронзовый Ерофей Павлович Хабаров
– всего-навсего плод фантазии художника, его таковым изобразившего.

Ведь никаких портретов и описаний внешности
покорителя дальневосточных и сибирских земель не сохранилось.

Тогда, может быть, памятник заставляет двигаться дух Ерофея Павловича,
возмущенного такой визуализацией его образа или терзаемого неоконченными делами?
Подробнее: http://amurmedia.ru/news/520227/
file.php?fid=306618&key=1384591089


---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : отчество и место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: osokina-galina
Вверх ⇈