Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif

Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам.
Просьба - придерживаться этой схемы.

СПИСОК населённых мест по которым работают исследователи в дневниковых и фамильных темах
https://forum.vgd.ru/2165/98959/

Малоярославецкий уезд

Административно-территориальная единица в составе Московской и Калужской губерний, существовавшая в 1727—1929 годах. Уездный город — Малоярославец.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 Вперед →
Модератор: Лёна
ElenaZavyalova

ElenaZavyalova

Тверь
Сообщений: 275
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 393

Добрый день, коллеги, досталось такое богатство, не могу предположить какое село, как назло, сгиб именно в этом месте. Буду благодарна за помощь.

Прикрепленный файл: 20210619_123445.jpg
---
РЕКОНСТРУКЦИЯ СЕЛА КАШПИР. ИНДЕКСАЦИЯ МК И РС. Ищу Карсунцевых, Васильевых, Созоновых из села Кашпир. Холиновых из Старой Рачейки. Васильевых из села Инелей. Никольских из Симбирской губернии.
https://vk.com/club219957715 Группа о Кашпире и окрестностях
,
Лёна
Модератор раздела

Лёна

Коротоякский уезд
Сообщений: 11279
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6289

ElenaZavyalova написал:
[q]
какое село, как назло, сгиб именно в этом месте.
[/q]

МК за какой год?
Посмотрите справочник НП за 1897 год
Неделинская волость. В названии села первая буква "П" указана в метрике.
Это село Поречье.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003641917#?page=40

смотрите также мой дневник. 101.gif
Тема по Оболенскому уезду,
куда входило Поречье до 1777 года
https://forum.vgd.ru/2389/75552/all.htm
---
Тема для общения по Свенскому монастырю (жмите на ссылку).
Все вопросы прошу задавать в указанной теме
. И Вам ответят и другим польза будет.
Дневник
kosanka
Начинающий

Сообщений: 30
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 15
Добрый вечер

Подскажите село Поречье к какой церкви относилось?


Комментарий модератора:
Церковь во имя Николая Чудотворца
https://archive.admoblkaluga.r...p0.a=19280
https://archive.admoblkaluga.ru/gako/object/97872154

Та же церковь была и в период до 1777 года
16. Николая Мирликийского в с.Поречье
https://forum.vgd.ru/post/2389/75552/p1840475.htm#pp1840475

Лёна

---
ищу АКСЕНОВ - Калужская обл, Детчино и д.дом, РООМ, СОЗИН - Урал и Украина, КОНЬКОВ - МО, Ленинский район и Павловский Посад, ДАВЫДОВ - МО, Усад ( Лыткарино), ТАТАЛИН - Павловский Посад и Москва, КУЗНЕЦОВА - МО, Сильвачево, Титово, ДЕНИСОВ (Смоленская обл. Брылево, Вязьма, Белоруссия?)
ElenaZavyalova

ElenaZavyalova

Тверь
Сообщений: 275
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 393

Лёна написал:
[q]

kosanka написал:
[q]

Подскажите село Поречье к какой церкви относилось?
[/q]


Церковь во имя Николая Чудотворца
https://archive.admoblkaluga.r...p0.a=19280
https://archive.admoblkaluga.ru/gako/object/97872154

Та же церковь была и в период до 1777 года
16. Николая Мирликийского в с.Поречье
https://forum.vgd.ru/post/2389/75552/p1840475.htm#pp1840475
[/q]


Скажите, пожалуйста, как посмотреть эти метрические книги? Есть ли кто -то, кто сможет посмотреть их в архиве, Я правильно понимаю, что ничего отцифрованного доступного нет?

---
РЕКОНСТРУКЦИЯ СЕЛА КАШПИР. ИНДЕКСАЦИЯ МК И РС. Ищу Карсунцевых, Васильевых, Созоновых из села Кашпир. Холиновых из Старой Рачейки. Васильевых из села Инелей. Никольских из Симбирской губернии.
https://vk.com/club219957715 Группа о Кашпире и окрестностях
,
eemarch1964
Новичок

Москва
Сообщений: 1
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 1

MarGolub написал:
[q]
В 1936 г. Мой прадед Голубев Иван Иванович всей семьей переехал из села Поречья Калязинского уезда (нерльского района) Тверской губернии (Калининской область) в село Шемякино МАЛОЯРОСЛАвецкого района. Пытаюсь понять, что могло сподвигнуть его на это. Он занимался валянием обуви. Не было ли в этом районе обувных фабрик?
[/q]

были валяльные производства: с марта 1944г мой дед работал начальником валяльного цеха райпромкомбината (возможно в г. Малоярославец), т.к. жил он в это время в д. Шемякино , а потом с 1952 г. была Артель "Октябрьское товарищество"" (что производили - не знаю)
Nyshporka
Каждый идет своей генеалогической тропинкой. Но в "седой истории" есть и общие моменты.
В последнее время появилась странная тенденция реальную историю заменять разными вымыслами.
Причем представляют дело так, как будто это вопрос решенный и все согласны.
Такой является "балтийская" концепция возникновения гидронимов Оболенского и Малоярославецкого уездов.
Википедия буквально пестрит этими сказками.

Хорошо, что есть исследователи, которые не стесняются называть вещи своими именами.

Попалась интересная статья исследовательницы из РГАСПИ:

"...на изучение топонимии бассейна р. Протвы более всего повлияли исследования балто-славянских языковых отношений и этнической истории региона дописьменного периода. На основании данных археологии и гидронимики была сформулирована на первый взгляд убедительная гипотеза о том, что в верховьях Оки проживало западно-балтское по происхождению племя голядь. Однако при подробном рассмотрении топонимических исследований было выявлено, что их авторы пользовались источниками, не совсем подходящими для лингвистических исследований, а стремление найти балтизмы повлияло на выводы исследователей. Можно сделать основной вывод, что даже в настоящее время топонимические исследования сами по себе не могут быть основанием для серьезных выводов о древнем населении территорий бассейна р. Протвы. Исследователи ощущают потребность сопоставлять данные своих исследований с результатами археологических и других исследований. Поэтому они могут быть использованы лишь в контексте других исторических дисциплин".

Она несколько раз цитирует материалы конференции, проходившей в Москве в 2011 г.
Возможно, кому-то попадалось выступление О. Хоруженко?
Да, тот самый, который издал монографию по писцовым книгам Оболенского уезда.


Хоруженко О. И. Палеографические особенности бытования топонимов писцовых книг XVI–XVII вв. // Историческая география: пространство человека vs человек в пространстве: Мат-лы XXIII Междунар. науч. конф. Москва, 27–29 января 2011 г. М., 2011. С. 449–452

Интересна его критика "новых веяний" относительно рек Кушелевка и Лож.

***
***
***

Я сейчас работаю с фондом одного из иностранных архивов.

Там неоднократно упоминаются беженцы-старообрядцы из Оболенского и Малоярославецкого уездов.
Первая треть XVIII века. Места, куда они бежали. Фамилии.

Кому-нибудь интересны фамилии и новые места проживания старобрядцев родом из деревень вокруг Спас-Загорья?
Ещё упоминалась Калиновка.
Vitallier
Новичок

Vitallier

Москва
Сообщений: 11
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 12
>> Ответ на сообщение пользователя Nyshporka от 12 ноября 2022 4:30

Добрый день!
Да, фамилии и места интересны.
Мои предки жили в деревне Марьино, у слияния речки Паж и Протвы, это в 15 километрах по прямой от Спас-Загорья на юго-восток. В первой половине 18 века они в составе еще около десятка семей собрались с места и, переместившись мене чем на 10 километров юго-западнее, в 1747 году основали деревню Семкино, которая до самого начала Великой Отечественной войны была практически полностью старообрядческой. По некоторой информации, в составе тех семей-первопоселенцев были и немарьинские, а пришедшие в том числе и из Польши. Тут я утверждать не берусь, но обнаруживал эту информацию из разных источников, в том числе и из печатных. Переселились они на новое место как раз на межу владений Троице-Сергиева монастыря и Репниных. Старое расположение деревни было точно на меже, но после эпидемии холеры начала 19 века старую деревню сожгли, на том месте поставили кладбище, а поселение немного съехало из лесистой местности в поля. Некоторые источники утверждают, что переселение в это место было связано с льготами Екатерины Второй, однако она взошла на престол только через 15 лет после основания деревни. Тем не менее, местные старообрядцы никогда крепостными не были, а во время проезда Екатерины Второй по Старой Калужской дороге даже выходили на встречу с императрицей, тоже в печатном источнике это есть, надо поискать, типа очень ей все понравилось. Так вот, предполагаю, что из Марьино старообрядцы могли переселяться и в другие отдаленные места, сохраняя при этом связи. Например, последним священником семкинской церкви был старробрядец Нижников из Витебска, что само по себе необычно, ведь местные жители основные связи имели с Рогожской слободой и некоторые даже сами там священноствовали. И да, как ни странно, фамилия в начале 18 века у предков уже была и произошла она не от имени, а от прозвища или места.
Nyshporka
Отрадно видеть, что вас тоже интересует не лаконичная генеалогическая табличка, а то, как и чем жили люди, история края в целлом.

К сожалению, архив после ракетных обстрелов закрыт, сделать выписки не получится.

Но на часть ваших вопросов я смогу ответить. Нестыковок, которые вызывают у вас удивление, станет меньше.

Вы упоминали, что
[q]
в составе тех семей-первопоселенцев были и немарьинские, а пришедшие в том числе и из Польши.
[/q]


Действительно, многие старообрядцы по линии Спас-Загорье — Митинка — Калиновка — Марьино в первой трети XVIII века переселились на территорию Беларуси (населенные пункты между Витебском и Минском). Тогда это была территория Речи Посполитой — государства, образованного в результате унии Великого княжества Литовского и Короны Польской. "Польшей" часто называли всё государство, хотя на самом деле это было земли ВКЛ в составе РП.
Позже часть старообрядцев из "польской стороны" (Беларуси на самом деле) вернулась в родные места. Большинство возвращенцев всё же перешли жить на территорию Гетьманщины.
Северная часть последней в административном отношении относилась к Стародубскому полку. Там они и осели.
Что интересно, осели они на землях, принадлежавших Киево-Печерской лавре.
Прямо какая-то любовь к монастырям: сначала ТСМ, потом КПЛ.
Они получили слободские льготы.
Жили очень изолированно.
Демографы-статисты отмечали, что мужья этой группы старообрядцев значительно старше своих жен.

Совсем небольшая часть пошла жить дальше, в направлении Ромен. Смешанные браки привели к тому, что они быстро ассимилировались с местным населением.

Vitallier
Новичок

Vitallier

Москва
Сообщений: 11
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 12
>> Ответ на сообщение пользователя Nyshporka от 28 ноября 2022 17:08

ЗдОрово, спасибо за информацию! Получается, часть жителей уехала немного ранее, а потом, уже когда сложилась общая концепция, некоторые вернулись, образовав собственное поселение. Подозреваю, что Афанасьевская церковь в Марьино к тому времени уже была переведена в новый обряд, отчего в том числе и возникали неудобства. В Семкино после актов веротерпимости начала 20 века удалось перебраться из полуподпольных моленных в собственный храм, также названный по старой памяти Афанасьевским (от него, к сожалению, ничего не осталось, кроме фотографий и множественных икон, разобранных по домам за день до разорения). По поводу изолированности могу заметить, что уже к концу 19 века начался массовый исход в города, в основном Москву, где местные жители в том числе держали и свои лавки, в то же время деревня начала активно использоваться приезжающими "дачниками". В принципе, связи были достаточно многосторонние. Среди упомянутых Рогожки и Белоруссии, контакты имелись с Гуслицами и, например, с Орловщиной. Так, например, сестру моего прадеда по рекомендации родственников матери писателя Пришвина определили в домработницы к нему, но было это уже в 1930-х годах.
А касательно разницы в возрасте замечу, что у тех, кто остался, такого существенногоотличия не было, зачастую даже жены были на несколько лет старше своих мужей 101.gif Если брать собственную генеалогию, начиная с прадеда, то годы рождения супругов выглядят следующим образом (муж - жена соответственно):
1899 - 1901
1879 - 1872
1859 - 1857
1822 - 1820
1794 - 1789
1769 - 1770
1747 - 1747
1717 - 1711
1690 - 1691
1650 - 1655
Ну и более ранние пять поколений уже не представляется возможности идентифицировать по годам и женам. Знаю только, что 11 раз прадед родился ранее 1630 года, его дед около 1580, ну и самый ранний, получается 15 раз прадед, +- был ровесником Ивана Грозного.
Nyshporka
Исход был массовым, но не одномоментным.

Запись со слов самого дважды переселенца:

"Тихон Пахомов сын Бесчастнов, 43 лет здоров. Отец их уроженец Малоярославского уезду села Калинина Тихонова монастыря крестьянин. Зашел оттоль в Полшу в 754, а с Полши в россию и в слободу Зыбкую в 755 годе. У него жена Федосья Гаврилова дочь 30 лет здорова. У них дети: Трофим 8, Леон 6 лет, здоровы".


Размер надела у другой семьи: "У них пахотной земли посевом в трех сменах ржи на 15 четвертей 6 четвериков".

Ещё: "… в прошлую осень посеяно ржи 2 четверти. Весною ярового хлеба посевают овса 2 четверти 4 четверика, гречи 6 четвериков. Сенокосу имеет на вышеписаных заполосках возу на 3. При дворе огород для овоща с грядами. Скота у них: коней двое, корова, свинья одна".

Плательщик консистентной дачи: "Промысел имеет торгует. Покупает по селам пеньку пуд до 500 и продает ее в городе Стародубе. Капитала собственного
имеет на 150 руб. да на кредит берет на 500 руб. На консистенцию дает в год по 4 руб. 78 коп".
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 Вперед →
Модератор: Лёна
Вверх ⇈