Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Библия, православные праздники, традиции

В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 85 86 87 88 89 * 90 91 92 93 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20404
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27368
30 октября.

Пророка Божия Осии (ок. 820 до Р. Х.). * Преподобномученика Андрея Критского (767).
Мучеников бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и с ними Леонтия, Анфима и Евтропия (Евпрения) (287 или 303); Гормизды и Иовина (ок. 284-305); Исидора и дружины его; Каллиника. Праведного Лазаря Четверодневного, друга Божия, епископа Китийского (перенесение мощей из Кипра в Царьград, 898). Преподобного Антония Леохновского, Новгородского (14 сентября 1611). Святителя Иосифа, Католикоса-Патриарха всея Грузии (1770).
Икон Божией Матери, именуемых "Избавительница" (XIX); "Прежде Рождества и по Рождестве Дева" (1827).

Пророк Божий Осии

Осия (ивр. Ошеа, «спасение») — библейский пророк, сын Веерии (Беерии), автор Книги Осиии. Жил и пророчествовал в Израильском царстве во времена царя Иеровоама II вплоть до гибели Израиля и разрушения его столицы — Самарии. Как и Амос, Осия боролся против идолопоклонства, пустившего свои корни в среде евреев, обращал их сердца к Господу. Библейское предание гласит, что жена пророка была распутницей, изменявшей Осии, вследствие чего они развелись. Это было ещё одним мотивом к горячему проповедованию в среде израильтян покаяния и возвращения на пути Господа, к искренней вере. Осия прямо говорит, что Господь отвернётся от евреев и призовёт в Царствие своё язычников, которые веруют в него. Именно Осии принадлежит фраза, ставшая особенно знаменитой в христианскую эпоху, отражающая веру в воскрешение и спасение людей через искупление их грехов Сыном Человеческим: « Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Осия 13:14) »

Преподобномученик Андрей Критский

Преподобномученик Андрей Критский был родом с острова Крит. Когда император Константин Копроним воздвиг гонение на христиан за иконопочитание, то он, воспламенившись ревностью, прибыл в Константинополь и, представ пред самим царем, обличил его в еретическом заблуждении. За такой смелый поступок схватили св. Андрея и подвергли жестоким истязаниям, и он скончался. Это было в 767 г.

Прикрепленный файл: 19012.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20404
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27368

СВЯТИТЕЛЬ ЛАЗАРЬ ЧЕТВЕРОДНЕВНЫЙ, КИТИЙСКИЙ, ЕПИСКОП
Дни памяти: Март 25, Май 4, Октябрь 17 ( по ст.стилю).


Праведный Лазарь Четверодневный, епископ Китийский. Воскрешенный Иисусом Христом на четвертый день после смерти, друг Христов, он после Вознесения Господня вместе с апостолами проповедовал Евангелие и был епископом на острове Кипр. Тут он и скончался. При императоре Лве Философе, в начале X в., мощи его были перенесены в Константинополь.

Прикрепленный файл: 19014.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20404
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27368
СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕНИКИ КОСМА И ДАМИАН АРАВИЙСКИЕ
День памяти: Октябрь 30


Воспоминаемые церковью 17 октября, мученики и бессребреники Косма и Дамиан были современники бессребреникам римским. Родина их — Аравия. Подобно соименным бессребреникам, они занимались врачебною наукой, но наука немного помогала им при врачевании болезней. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа—Спасителя.

Как скоро слух о чудесах и учении их достиг до игемона Лисия. тотчас приказано было взять их. Приведенные в Киликию, они были представлены игемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, игемон приказал им принести жертву идолам. Когда же они не хотели исполнить приказание его и даже дерзновенно исповедали свою веру во Христа, он велел бить их без милосердия. а потом связанных бросить в море.

Но Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству.

— Скажите мне — вопрошал их игемон, — каким это чародейством вы спаслись от моря? И я хочу подражать учению вашему.

— Мы христиане — отвечали мученики, — никаких чарований не знаем, имеем одну только силу Христову, которая спасает нас от всех бед.

Раздраженный игемон не хотел более говорить и велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.

Но Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их.

Игемон дивился, но, не познав Спасающего их, испытал над ними новые казни, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от тел их, как от стен, и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, игемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.

Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их страданий с достоверностью неизвестно; несомненно только, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана. Вот, все, что известно об этих святых бессребрениках.


Комментарий модератора:

В честь этих святых на Руси стророились множество православных храмов, в том числе и на Вологодчине. Так в разделе дневника" Распопины "есть фото и материал о Леждомской Космо- Дамиановской церкви, в которой издревне служили мои предки по линии Распопиных.


Прикрепленный файл: 19015.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20404
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27368

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА И ПО РОЖДЕСТВЕ ДЕВА"
День памяти: Октябрь 30


Икона Божией Матери, именуемая "Прежде Рождества и по Рождестве Дева", принесена в Николаевский Пешношский монастырь Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святую икону оставил в своей келлии. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители.

Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. В другой раз ему было видение иконы вовремя трудных обстоятельств жизни. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках над Мефодиевой часовней и услышал голос: "Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой". Платон послушался наставления Богородицы, и скорбь миновала его.

Благочестивый Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма. Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления.


Прикрепленный файл: 19017.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20404
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27368
ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ: "ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА"
]Дни празднования: 17 апреля 17 октября ( по ст.стилю)

В начале XIX столетия на Афоне проводил иноческую жизнь замечательный подвижник Константий Феодул. У этого старца находился чудотворный образ Богородицы, написанный около полутораста лет тому назад. После смерти этого подвижника образ перешел в собственность к ученику Константия старцу Мартиниану, пришедшему на Афон из Греции в 1821 году. В начале 1841 года Мартиниан отправился с Афона в Элладу. Здесь он пришел в местечко Мавровони, находившееся в епархии Спарты.

Жители тех мест подверглись страшному бедствию: их поля, леса и вся вообще растительность опустошалась саранчою. Двигаясь вперед сплошною массою, она истребляла все, что ей попадалось на пути. Местное начальство выгоняло жителей силою на поля, заставляя их собирать губительное насекомое, сносить его в ямы и жечь, но все эти меры были бессильны в борьбе с ужасным врагом, и казалось, что чем больше саранча истреблялась, тем больше она увеличивалась. В ужасе поселяне обратились в лавру Алексия, человека Божия, находившуюся вблизи несчастного округа. Взяв часть святых мощей этого угодника Божия, они стали совершать молебны с крестными ходами на свои поля. Но саранча, как бы раздраженная этими действиями, стала бросаться на людей, преимущественно в глаза. И жители, и священники в ужасе разбежались по своим жилищам.

Об этом бедствии узнал и старец Мартиниан. После молебна он сказал, обращаясь к поселянам:

— Неужели до того уже оскудела наша вера, что и этого у Господа не можем выпросить. Усилим же наши мольбы; соберите по крайней мере хоть старцев, прибегнем к державному и всесильному заступлению Владычицы неба и земли; вынесем Ее святую икону, помолимся совокупно, и верую Господу, что Он не презрит нашей смиренной и усиленной к Нему молитвы и, по предстательству Своей Матери, избавит страну от великого бедствия.

В надежде на милостивое заступление Богоматери собрались не только старцы, но и мужи, жены и даже дети. Явилось и 4 священника. И вот крестный ход в сопутствии старца, несшего святой образ, отправился на поле. Здесь Мартиниан поставил принесенную им икону прямо на землю, и пред нею все поселяне склонились с великою мольбой. Небесная Владычица не отринула молитвы вербных рабов Сына Своего и Бога нашего. Дивным знамением Своего могущества Она поразила саранчу. Внезапно налетело великое множество птиц; все они стремительно бросились на насекомых. Саранча поднялась с полей и полетела такой густой массой, что заслонила солнечный свет.

В этом же селении Мавровони лежал в тяжелой болезни один мальчик. Болезнь его усиливалась, и родители решили напутствовать своего сына причащением Св. Тайн. Но приглашенный священник почему-то замедлил и долго не являлся. Когда же он, взяв Св. Дары, направился к дому болящего, то пригласил с собою и старца Мартиниана. Лишь только они пришли в дом, как были поражены вестью, что мальчик уже умирает. Иерей обратился с просьбой к Мартиниану принести свою икону, чтобы вместе помолиться Царице Небесной об отроке. Старец, видя глубокую веру его и сокрушенных родителей, вынул находившийся всегда при нем святой образ и поставил его над одром мальчика. После молитвы старец трижды осенил образом умирающего, и мальчик неожиданно открыл глаза; его по просьбе Мартиниана причастили, и мальчик встал совершенно здоровым. Возвращенный к жизни мальчик впоследствии постригся в иночество и с именем Алексия долго подвизался на Афоне.

Весть об этом далеко разнеслась по окрестностям. Множество недужных и страждущих душевными и телесными немощами направилось к образу Богоматери, и все с верою притекавшие к Ее милостивому заступлению получали просимое. Непрестанно источавшиеся от образа чудотворения так увеличили число богомольцев, что хижина, в которой обитал старец, постоянно была ими переполнена. Бежавший от мирской суеты и стяжавший себе добродетель смирения старец задумал удалиться в такое место, где бы его никто не мог найти. С этой целью он направился вдоль морского берега и скоро нашел над морем отвесную скалу с пещерой, которая была вполне достаточна для его подвигов. Расположившись здесь, Мартиниан думал, что он уже совершенно уединился от людей. Но Пречистая Дева благоволила устроить иначе.

Однажды ночью подвижник молился в пещере. Во время молитвы он вдруг слышит голос, повелевавший ему не скрывать у себя чудотворного образа, а служить благу и нуждам ближних. Мартиниан попытался было сослаться на свое недостоинство, немощи и затруднения, но голос еще настойчивее велел подчиниться откровению, говоря, что совершается все это ради славы Матери Божией. Когда старец окончил свое моление, то он предался краткому отдыху. В это время вдруг необычайный свет озарил пещеру. Старец увидел сияющий столб, простиравшийся от неба до земли, и при этом снова услышал тот же глас, повелевавший ему оставить затвор и идти послужить ближним.

Открыто было местопребывание подвижника и окрестным жителям. Одна бесноватая, именем Елена, все время кричала, что ей известно место, где скрывается старец; при этом она указывала, что только находящаяся у него икона может даровать ей исцеление. Бес, обитавший в этой женщине, был весьма пытлив и лют. Всех приходивших к Елене он обличал даже в сокровеннейших грехах. Один благоговейный иерей во что бы то ни стало решился прочитать над бесноватой заклинательные молитвы и пришел в дом Елены. Но больная набросилась на священника и начала грозно поносить служителя алтаря Божия.

Не взирая на все возгласы бесноватой, священник продолжал читать молитвы, причем спросил у скрывавшегося в женщине беса, кто же может его изгнать. И нечистый дух против воли заговорил об уединившемся старце с иконой и, понуждаемый иерейским заклинанием и силой Божией, указал то место, где скрывался Мартиниан.

Наутро после видения старец услышал шум большой толпы народа, собравшегося перед скалою и умолявшего подвижника сойти к нему и помочь страждущим. Усматривая во всем этом волю Божию, старец повиновался и пошел в дома поселян. Прежде всего он направился к бесноватой Елене. Когда он приближался к ее жилищу, недужная впала в совершенное беспамятство и начала неистово вопить. Когда же старец, войдя в дом, поставил образ Богоматери и положил перед иконой несколько поклонов, бес немедленно же вышел из женщины с великим стенанием. Больная пришла в себя и с горячею мольбой возблагодарила Богородицу. Приложившись вслед за этим к Ее иконе, она почувствовала себя совсем здоровою. Много и других бесноватых исцелилось по молитве перед этим образом Богоматери.

Так как чудотворения источались от иконы непрерывно, то народ неотступно пребывал при Мартиниане. Старец тяготился этими собраниями и, наконец, решился вернуться в свою обитель. Народ, узнав о его отбытии, в великом множестве провожал подвижника на далекое расстояние. С великим плачем они расстались со старцем, так как вместе с ним уходил от них и образ Богоматери, излившей столько милостей на их местность.

После прибытия на Афон в монастырь великомученика Пантелеимона, Мартиниан вскоре преставился ко Господу. Святая же икона Богоматери перешла в драгоценное наследие обители. Здесь честный образ оставался до 1889 года. Настоятель Пантелеимоновской обители архимандрит Макарий завещал икону “Избавительница” в благословение новоустроенной тогда Ново-Афонской обители Симона Кананитского, на Кавказе.

Впоследствии икона чудесным образом избавила от гибели Государя Императора Александра III с Августейшей семьей при крушении поезда на станции Борки, а также наследника престола Великого князя Николая Александровича в г. Отсу (Япония) от руки убийцы.

Прикрепленный файл: 19018.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20404
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27368

30 октября - Осий Колесник.

Пророк Осия — первый из 12 меньших пророков; он происходил из колена Иссахарова и пророчествовал за восемь столетий до Рождества Христова. Он первым записал свои пророчества и тем подал пример позднейшим пророкам. Прозревая «будущая яко настоящая», он предсказал распространение истинного богознания по всей земле, прекращение Ааронова священства и ветхозаветных жертв, а также возвращение из Египта Младенца Иисуса.


В народном сознании пророк Осий оказался своего рода распорядителем, ответственным за крестьянский тележный транспорт в преддверии зимы. Имя святого было осмыслено через близкое по звучанию слово родного языка — ось (колеса). И это воспринималось как вполне естественный факт, ведь подобное «родство» оправдывалось хозяйственными заботами и погодой второй половины — конца октября: крестьяне готовились сменить телегу на сани, вскоре предстояло обновлять зимний путь.

На пророка Осию колесо прощается с осью.

По скрипу тележных колес гадали об урожае.

Загадки:

• Барыня подкрашена, поперек подпоясана, а спина намазана. (Колесо.)

• Четыре братца уговорились гоняться: как ни бегут, друг друга не нагонят. (Колеса.)

• Два брата меньших впереди, два брата старших позади, бегут — друг друга не нагонят. (Колеса.)

• Один идет, четверых за собой ведет. А пятый сидит, в оба глаза глядит. (Лошадь, телега, мужик.)

• Возле леса идет, хохочет, а в лес идти не хочет. (Телега.)

Прикрепленный файл: 1216474719_pirogovo_033.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20404
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27368
31 октября.

Апостола и евангелиста Луки ( I ). Обретение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца ( 2001).
Мч. Марина ( IV). Прп. Иулиана ( IV). Вмц. Златы ( Хрисы) ( 1795)( Болг.).

Лукин день в Вологде. Местный праздник Крестный ход к Поклонному Кресту в память о Спасовсеградском обыденном соборе.

ЛУКА ЕВАНГЕЛИСТ, АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ, СЩМЧ.
Дни памяти: Январь 4, Апрель 22, Июнь 20, Октябрь 18

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 - 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 - 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 - 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.


Прикрепленный файл: 18384.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20404
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27368


Лукин день 31 октября
(местный праздник в Вологде
)

Помимо общих для всей Русской Православной Церкви праздников чуть ли не в каждом крупном городе Руси существуют местные церковные праздники, отмечаемые в память о каком-то важном для этой земли событии.

Такое событие, важнейшее для Вологды, произошло в 1655 г. во времена царствования царя Алексея Михайловича. В том году Вологду постигла страшная эпидемия, как тогда писали, «моровое поветрие». Оно началось 1 сентября (ст. ст.) и в течение семи недель свирепствовало по городу и окрестностям. А.Н.Муравьев, исследователь вологодских святынь, так писал об этом в первой половине XIX в.: «Некому уже было погребать мертвых: в несколько часов умирал человек, трупы валялись по улицам, и никто не касался сребра и золота из опасения заразы; ближние и родные оставляли своих присных, народ постился, жены с малолетними детьми молились в церквах, чтобы утолил Господь праведный гнев и помиловал людей своих…»

И горячая молитва была услышана. Внезапно пришло на сердце граждан соорудить общими силами за один день церковь Всемилостивому Спасу. Так жители думали умилостивить Господа и спастись от конечной гибели. Не только жители со всех районов города, но из окрестных селений пришли люди, чтобы принять участие в строительстве.

По благословению вологодского архиепископа Маркелла 18 октября (ст. ст.), в день памяти евангелиста Луки, положили основание храма в первом часу ночи. Люди трудились всю ночь, без малейшего отдыха, и к утру небольшой деревянный храм был закончен.


Храм Всемилостивого Спаса в Вологде. Ныне не существует.

Чудное событие явила вера. Заранее ничего не было приготовлено для строительства, и бревна для стен сносили с разных мест, а так как не подходили они друг к другу, древоделы на месте старались пригладить их, выкладывая в стройные венцы. Не участвовавшие в строении граждане зажигали вокруг хворост и высоко держали в руках пламень, стараясь светить во мраке ночи трудящимся, а остальные стояли вокруг, участвуя молитвенно в благочестивом деле. За ночь церковь была готова, а стены отесали на рассвете. Святые иконы и различную утварь принесли из различных храмов. Нынешние эпидемиологи немало бы удивились, узнав, что при таком стечении народа никто не заразился в эту ночь.

Утром архиепископ Маркелл со всем духовенством освятил престол нового храма во имя Всемилостивого Спаса. Сразу после освящения была отслужена Божественная Литургия, а молебен о прекращении болезни продолжался весь день. Поистине близок Господь к призывающим Его! Смерть Он сменил на жизнь, и с того дня эпидемия прекратилась. В народе храм назвали «обыденный» (об един день построенный). Пять дней спустя написана была по сему случаю икона «Всемилостивого Спаса», и положено было праздновать это событие ежегодно в день св. евангелиста Луки крестными ходами из собора в новую церковь, что и совершалось до революции.

Когда обыденная деревянная церковь обветшала, на ее месте была сооружена большая каменная, чтобы не утратилась в грядущие времена память этого дивного события, и ее освятил в 1698 году архиепископ Вологодский Гавриил.

В XIX в. храм был расширен и украшен усилиями граждан, не забывающих о бедствии, посетившем их предков, и о чудном их избавлении милосердием Всемилостивого Спаса.


Крестный ход в Лукин день. Вологда.

ХХ в. внес свои коррективы в историю. Большая площадь перед храмом стала называться площадью Революции. И на ней в честь этого события сооружен гранитный монумент. Храм Спаса Обыденного был превращен в кинотеатр, а в 1972 г. и вовсе взорван как не представляющий архитектурной ценности и нарушающий вид революционной площади. В нескольких метрах от того места, где стоял храм, был построен мемориальный комплекс с вечным огнем, посвященный жителям Вологды, погибшим в Великой Отечественной войне. В 1997 г. на месте алтаря взорванного храма был поставлен поклонный крест с изображением барельефов вологодских святых, стоящих в полный рост. Еще не передан церкви и закрыт Успенский собор, из которого раньше совершались крестные ходы в Лукин день. Но несмотря на это, каждый год 31 октября (н. ст.) после Литургии собираются люди у Покровской церкви и идут крестным ходом к поклонному кресту. Идут под колокольный звон, доносящийся из колонок, установленных на машине, так как нет больше храма, который звонил в этот день во все колокола на протяжении 300 лет.

В минувшем году в крестном ходе принимала участие группа паломников из Таллина. У поклонного креста, как и 348 лет назад, был отслужен благодарственный молебен Всемилостивому Спасу, апостолу Луке и вологодским чудотворцам. Многократно усиленные динамиками, звучали эти молитвы над вечным огнем и площадью Революции, отзываясь эхом в сердцах людей, осуществляя связь времен.

О.Соболева.
(Вологда, 31 октября 2003 г
Вологда. Поклонный крест на месте храма Всемилостивого Спаса.

Прикрепленный файл: 08-1c.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20404
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27368

Поклонный крест хранит память о чуде.

Поклонный крест на месте обыденного Спасского храма. /Фото Андрея Сальникова. - Красный север
Фото: www.krassever.ru
Поклонный крест на месте обыденного Спасского храма. /Фото Андрея Сальникова. Три с половиной века назад, в 1654 году, в Вологде построили обыденный храм (то есть поставленный всего за один день), чтобы остановить моровую язву. Было это 31 октября, в день памяти апостола и евангелиста Луки. Ежегодно к Поклонному кресту, установленному на месте храма, сходятся на молебен православные со всего города. Конечно, возведенный обыденный храм был деревянным, небольшим, и строить его начали ранним утром, еще затемно. В тот же день его освятили во имя Всемилостивого Спаса. Вологодский епископ совершил в новопостроенной церкви Литургию, и мор, выкосивший полгорода, прекратился. Через четыре дня после возведения церкви один вологодский иконописец так же обыденно написал икону Всемилостивого Спаса, по молитвам возле нее вскоре начали совершаться чудеса. В честь этой иконы ежегодно 23 октября (по новому стилю - 5 ноября) проводился крестный ход из кафедрального Воскресенского собора в Спасо-Всеградский. Возможно, читатели «Красного Севера» помнят, что о необходимости возведения обыденного храма как свидетельстве глубокого покаяния говорил в 1612 году преподобномученик Галактион (об этом наша газета писала 17 октября). Тогда святого не послушали, и спустя короткое время город был разорен польско-литовскими разбойниками. Но и бедствия Смутного времени не сподвигли вологжан к раскаянию в грехах. Прошло еще 42 года, Вологда отстроилась, но благочестивее не стала. И только страшная эпидемия привела горожан к горячему раскаянию. После возведения храма был составлен общественный «Приговор» горожан, которым они брали на себя и своих потомков обязательство вечно хранить церковь Спаса Всемилостивого. В конце XVII века начали строительство каменного собора над деревянной церковью. Этот храм стал главным в городе. Революционные безбожные ветры были намерены сразу разметать все церкви Вологды, но это им оказалось не под силу. Спасо-Всеградский собор закрыли, сначала там устроили клуб, потом - кинотеатр, которому присвоили имя пролетарского писателя Максима Горького. В 1972 году храм снесли. В 2004 году на его месте поставили Поклонный крест, украшенный барельефами вологодских святых. Каждый год 31 октября к этому кресту сходятся на молебен православные со всей Вологды. Обыденный храм разрушен, обыденная икона утрачена (в Вологодском музее-заповеднике хранится ее копия). Обязательства предков забыты и попраны. Чего ждем, вологжане?.. Андрей САЛЬНИКОВ

Источник: Красный север

01.11.2012

Храм Всемилостивого Спаса в Вологде

Прикрепленный файл: 08-2c.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20404
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27368


31 октября крестного хода от храма Покрова на Торгу до Поклонного креста, установленного на площади Революции. Крестный ход 31 октября в Вологде проводится ежегодно в память избавления города от моровой язвы и строительства Спасо-Всеградского собора. На алтарной части разрушенного в 1972 году храма, на площади Революции, в 1997 году был поставлен Поклонный крест. Крестный ход начнется от храма Покрова на Торгу в 11.00. На момент прохождения верующих по части проспекта Победы и пересечения улицы Мира, движение транспорта будет временно ограничено. После окончания крестного хода у Поклонного креста пройдет молебен, который завершится в 12 часов 30 минут.

Поклонный крест на месте обыденного Спасского храма. Фото Андрея Сальников...

Прикрепленный файл: 14-hqejnyicgmferajugp_cezwjdvbyo.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 85 86 87 88 89 * 90 91 92 93 ... 171 172 173 174 175 176 Вперед →
Модератор: Crotik49
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Crotik49 » Библия, православные праздники, традиции [тема №63218]
Вверх ⇈