Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2516 | Наверх ##
18 апреля 2020 14:39 18 апреля 2020 14:42 россыпь документов за разные годы -- из разных источников
челобитная вдовы служилого человека - Ксении Кологривовой, поданная в середине января 1683 года на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей. Муж Ксении - АНДРЕЙ КОЛОГРИВОВ старый воин, служивший еще при Михаиле Федоровиче, в 1659 году году в бою под Конотопом попал в плен к татарам. Ксения пишет, что муж "был на многих ваших великих государей службах: на полевых боях и на приступах, в осаде сидел и бился с неприятельми государскими, и от многих ран кровь проливал, не укрывая лица своего". Попавши к одному из мурз в Перекопе, Андрей Кологривов провел у него семь лет. Татарин, добиваясь выкупа, жестоко мучил пленника: его "по всем составам разженным железом терли и мучили всякою жестокою мукою". Не выдержав пыток, пленник пообещал за себя выкуп в 1000 золотых. Ксения, как сказано в челобитной, "пожитченки и всякое рухледишко испродала и займывав покупала золотые дорогою ценою". Деньги были переданы мурзе через русского посланника в Крыму Якова Якушкина, но об этом узнал крымский хан. Он приказал заключить Кологривова в тюрьму: "велел росковать по стене в земляной тюрьме", а потом подверг жестоким пыткам, требуя выкуп в 20000 золотых. От пыток АНДРЕЙ КОЛОГРИВОВ скончался. Его жена, потратившая большие деньги не только на выкуп, но и на содержание мужа в течение семи лет плена, просила царей Ивана и Петра: "За службу, и за кровь, и за смерть, и за полонное терпение мужа моево пожалуйте рабу свою и з детишками моими чему вам государем Господь Бог по сердцу известит" ________________________________________________________________________________________________________________ 16 октября 1623 года был отправлен на Патриарший двор житель Можайска ГАВРИЛА ВЕЛИКОПОЛЬСКИЙ рассказавший, что 35 лет назад его в бою на Ливнах взяли в полон крымские татары. Из Крыма продали в Кафу, а из Кафы - в Царьгород (Константинополь), где он на каторге проплавал около тридцати лет. Гаврила показал, что в плену "по средам и по пятницам и в великие посты ел мясо, но не басурманен", то есть не принял ислам и от христианской веры не отступил. Из плена его отпустили, вероятно, по старости, и он пошел из Константинополя домой, через Италию и другие страны добрался до Киева, а оттуда - до Путивля. ____________________________________________________________________--__________________________________________ Житель же Каширы СТЕПАН ТРЕГУБОВ признался, что принял татарскую веру, что исповедовался у ксендза, но причастия от него не принимал. ________________________________________________________________________________________________________________ 17 лет провела в полоне АННА СУДАКОВА , вернувшаяся на родину в начале 20-х годов XVII века. У турка вынуждена была принять татарскую веру, у еврея веры иудейской не принимала... Некоторых повторно крестили ________________________________________________________________________________________________________________ полонянка ЛУКЕРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА МАКОВНЕВА Редкий, и потому особенно интересный случай, когда более-менее подробно известна "полонная" судьба женщины-полонянки. По происхождению ЛУКЕРЬЯ - дочь сына боярского Алексея Шумяцкого . Родилась она примерно в 1599 году и жила в поместье своего отца под городом Рословль (ныне Рославль, райцентр Смоленской области). В 1610 году, в разгар Русской Смуты, будучи "одиннадцати лет", Лукерья была захвачена в поместье "литовскими людьми" и угнана на территорию Речи Посполитой ("свезена в Литву") в город Мстиславль (ныне райцентр Могилевской области в Белоруссии). Прожив 8 лет на дворе мстиславльского мещанина Ивана Сыча "девкой", Лукерья была выдана замуж за другого русского полоняника - сына боярского Степана Маковнева. Вместе с мужем Лукерья прожила на дворе Ивана Сыча еще около 14 лет, в браке родилось 3 сына и 2 дочери. В какой-то момент хозяин Маковневых отправил чету в Рословль, который с 1618 года по условиям Деулинского перемирия принадлежал уже не России, а Речи Посполитой. Там муж Маковневой и был "испомещен", и там же дождался начала новой русско-польской войны (Смоленская война 1632-34 годов). В конце 1632 года русские войска взяли Рословль. Муж Лукерьи Степан Маковнев "остался на государево имя", поступил на русскую службу, и в начале весны 1634 года был послан из Рословля вМоскву сопровождать пленных литовских "языков". Однако по пути под городом Карачев (ныне райцентр Брянской области), муж Лукерьи был убит литвинами, так как боевые действия еще продолжались, и велись уже на русской территории. После заключения Поляновского мира в июне 1634 года, который завершил Смоленскую войну, Рословль отходил обратно к Речи Посполитой. Не пожелав остаться в Рословле, Лукерья с детьми "прибрела... к Москве", где, как она написала в челобитной, "скитаюся без приюта", т.е. была бездомной. Подав челобитную в Разрядный Приказ с просьбой пожаловать ее за полонное терпение, за выход и за смерть мужа, Лукерья нашла пятерых свидетелей, которые подтвердили ее личность и ее историю. Царь Михаил Федорович велел выдать ей "за выход 2 рубля да сукно доброе". Пяти ее детям суммарно было выдано еще 6 рублей с полтиной. Кроме того, случай Лукерьи Маковневой был использован как прецедент, и "по государеву указу", согласно ее случая, был впредь установлен фиксированный размер пожалования вдовам за выход из полона, а также размер выплат их детям. _____________________________________________________________________________________________________________ полоняник СТЕПАН ИВАНОВ сын ЦЕНИН Похождениям этого человека позавидовал бы даже Синдбад-мореход... По происхождению сын боярский, из Рязани. В 1660 году, будучи рейтаром ("служил рейтарскую службу"), воевал в составе войска русского воеводы Василия Борисовича Шереметева. Как и тысячи других русских солдат, Ценин 4 ноября 1660 года после капитуляции армии Шереметева, вопреки ее условиям, попал в крымский плен. Ценин был отвезен татарами в Крым, откуда его продали за море, в Турцию. Степан попал в "Турскую землю, в город Деврен, а тот город... от Царягорода днища за два". Местоположение "Деврена" точно не определяется, предположительно, это где-то в Анатолии, возможно, турецкий город Деврек. В любом случае, в "Деврене" Ценин прожил "у янычанина" (янычара?) примерно два года. Затем русский пленник совершил побег от своего хозяина, и последующее время, как написал сам Степан, "из того города бегаючи, жил в розных землях". Среди "розных земель", Ценин упоминает совершенно экзотические для русского человека XVII века, так, он жил в "Трухменской", "Арапской", "Юргенской" землях. В переводе на современный русский язык, Ценин побывал в Средней Азии, так как "Юргенская земля" это Ургенч, а "Трухменская земля" - Туркмения. "Арапская земля" и вовсе представляет собой самое широкое поле для догадок, но скорее всего, речь идет об арабском Востоке, возможно, Леванте. Конкретные причины и подоплека таких скитаний неизвестна. Дольше всего Степан прожил в "Юргенской земле", как он сам записал, "года с три". Если показания Ценина правда, то он один из очень немногих русских людей, совершивших путешествие по этим странам в XVII веке! Далее по каким-то неясным причинам, Ценин вернулся обратно в "Деврен", к своему старому хозяину, возможно, он просто отчаялся найти путь обратно в Россию. Старый хозяин явно более не считал Ценина надежным рабом, а потому продал русского пленника некоему Алею-паше в город "Аван". Так как Ценин указывает, что Аван "близко Кызылбашской земли", то Аван можно идентифицировать со знаменитым древним армянским городом Ван (ныне на территории Турции). "Кызылбашская земля" - это персидская держава Сефевидов в русском наименовании того времени, так как Сефевиды и правящая в Персии верхушка происходили из тюркских племен кызыл-башей. В Ване Степану предстояло провести "года с два и болше". Во время пребывания в этом городе, Степан слышал "от турских людей", что в Турции произошло большое землетрясение, и "город Азиран (Эрзерум) весь развалился". По истечении двух лет проживания в Ване у Алея-паши, русский пленник вновь совершил побег, теперь на восток, во владения Сефевидов. Как он сам написал, "в город Куты" (город не определен), предположительно, где-то в Иранском Азербайджане. Отсюда, продвигаясь "Шаховой землей", пленник шел на север и северо-восток - "мимо Терзия (Тебриз?) да Аревана (Урмия?) да Енжея (Энзели?)", прямо в знаменитую Шемаху. В Шемахе Ценин оказался 6 декабря 1667 года. Город те времена была одним из крупнейших торговых центров региона, но для Степана самым важным было, что в Шемахе часто бывали русские купцы и дипломатические представители. Ему действительно повезло - в Шемахе он встретил русского купца из Астрахани Андрея Третьякова, который помог ему добиться разрешения на выезд у местных шахских властей. Наконец-то у Степана появился реальный шанс для скорого возвращения в Россию. Впрочем, перед этим Ценину предстояло еще одно испытание. Как он записал сам, "после Богоявленьева дни на третий день", в Шемахе "потрясенье земле было большое, и город Шемаха от того потрясенья весь развалился и многих людей передавило". Иначе говоря, Степан пережил в Шемахе большое землетрясение, произошедшее 9 января 1668 года (по старому стилю). Судя по всему, землетрясение надолго задержало Ценина в Шемахе. Уже стояло лето 1668 года, когда вместе с Третьяковым Степан прибыл в Тарки (ныне поселок в Дагестане), в те времена также важный торговый пункт на Каспии. Здесь путники разделились - Третьяков поехал вдоль берега Каспийского моря посуху ("степью"), а Ценин последовал морем "с Тарковскими торговыми людьми на стругах". Вскоре он прибыл в Астрахань. 3 августа 1668 года Ценин явился в Приказную палату Астрахани и рассказал историю свою одиссеи людям астраханского воеводы Ивана Семеновича Прозоровского (ум. 1670). Среди сообщенных Цениным сведений, между прочим, были не только рассказы о двух землетрясениях, но также о сражениях турок и австрийцев в Европе. Так, полоняник сообщал о том, что "тому ныне года с три или четыре, Цесарь християнский, а с ним семь земель Немецких, побили Турских четырех пашей со многими турскими людьми". Вероятно, имелась в виду знаменитая битва при Сентготтхарде, произошедшая 1 августа 1664 года между коалицией европейских стран и турками. Битва была выиграна христианами и стала одним из первых крупных поражений османской экспансии в Европе. Однако гораздо более важными для астраханских воевод были иные речи Ценина. Полоняник сообщил со слухов, что "воровские казаки Стенька Разин с товарищи в Гиляне". Конечно, это были известия о знаменитом Степане Разине, совершавшему свой "поход за зипунами" в Персию. За его действиями уже более года внимательно следили в Астрахани, но еще никто не предполагал, во что выльется казачий набег. Астраханскому воеводе Прозоровскому спустя менее двух лет предстояло погибнуть при взятии Астрахани войсками все того же Степана Разина... Источник: Акты исторические, собранные и изданные Археографической коммиссией, Том IV, стр. 389-390. _______________________________________________________________________________________________________________ полоняник АНДРЕЙ АНТОНОВ сын ДЕРБЫШЕВ Яркий пример того, как в те времена и люди были отчаяннее, но и сами времена были более жестокими... Стрелец Адрей Дербышев служил в Терском городе "в конных стрельцах" приказа (полка) Ивана Зубова. В феврале 1666 года, Андрей, и еще 20 человек были посланы для сопровождения головы пеших стрельцов Терского города - Сергея Протопопова, который должен был доставить "отписки" (разного рода доклады и служебные письма) из Терского города в Москву. Конный эскорт благополучно доставил Протопопова до Черного Яра (тогда крепость, ныне село в Астраханской области, на берегу Волги) - "проводили в целости". Стрельцы повернули обратно, заехали в Астрахань, пробыли там 10 дней, а затем посуху отправились обратно в Терский город. Где-то на полпути, у урочища "Белое озеро", стрельцы однажды остановились на полдневный привал, "варили кашу". Здесь на них напали ногайцы Асланбека-мурзы из Малых Ногаев. Малые Ногаи - небольшая орда ногайцев, кочевала в то время в районе Маныча, в основном, были враждебны русским. Ногайцев было "числом 90 человек", они убили из луков 2 стрельцов, а остальных 18 захватили в плен и связали. В полон попал и Дербышев. Пленных развезли по разным ногайским кочевьям ("привели к себе в улусы"). О пленении русского отряда узнали в Терском городе. Князь Каспулат Муцалович Черкасский (черкес, которого русский царь поставил контролировать Терскую область), попытался через "присыльщиков" договорится с ногаями об освобождении пленных. Однако ногаи отказались от ведения переговоров, и ночью повезли стрельцов в Азов. В Азове, важнейшей турецкой крепости в этом регионе, русских пленников распродали поодиночке "в розные места и в иные земли торговым людям". Андрея купил некий "турчанин" из Стамбула Сандал Асанов, уплатив "60 талерей серебряных, по полтине тарель". Асанов привез нового раба в Стамбул, где Андрей жил у него пять месяцев. После этого Асанов "поехал с торгом" обратно в Азов, и взял с собой Дербышева. Ехали морем. По пути, в "большом Турском Тефе городе" (вероятно, Кафа в Феодосии, Крым) Асанов сделал остановку. Остановка была длительной и продолжалась четыре недели. Во время нее Андрей решил воспользоваться случаем и бежать, да не в одиночку. В самое короткое время он из живущих в Тефе русских невольников сформировал целую ячейку заговорщиков в пятьдесят человек. Однажды ночью невольники, взяв у своих хозяев "кто где жил", ружья, порох, свинец и "хлебные запасы", захватили в порту большой "струг" и "побежали парусом" в Черное море. Но беглецам не повезло. Вероятнее всего, четкого курса они не знали, а потому вряд ли уплыли слишком далеко. На пятый день пути, в море русские встретили флотилию из 15 "стругов" из Крыма. Полоняники оказали сопротивление и убили десять нападавших, но силы были явно неравны, и все бежавшие из Тефа были "побраны в полон". Так Дербышев второй раз оказался в невольниках, когда спасение уже, казалось, было близко. Пленников отвезли в город Таман (ныне Тамань, райцентр в Краснодарском крае), в то время также турецкую крепость. Для Андрея новое попадание в плен было тем горше, что в Тамане вскоре появился его старый хозяин Сандал Асанов. Он узнал своего беглого раба и выкупил его у местных турок за выкуп в "15 талерей". Все товарищи Дербышева по побегу из Тефы остались в Тамане. На сей раз Сандал довез таки Андрея до Азова, но сковал его - "был в ножных железах, а на шее чеп". Проведя пять недель в Азове, весной 1668 года, однажды ночью пленник предпринял новый дерзкий и отчаянный побег. Андрей "железа с ног и чеп с шеи железом сбил", затем по веревке спустился с крепостной стены Азова, после чего пешком направился вдоль Дона на восток, к казачьим городкам на Дону. На шестой день пути Дербышев пришел в Черкасский город (ныне станица Старочеркасская в Ростовской области). У донских казаков он прожил около трех недель, после чего с группой донцов последовал к Царицину, а оттуда к Астрахани. 7 августа 1668 года Андрей достиг Астрахани и был расспрошен в Приказной палате. 16 августа 1668 года по указанию астраханского воеводы Ивана Семеновича Прозоровского (ум. 1670), Дербышев был "свобожден беспоручно", т.е. вольно отпущен дальше нести свою стрелецкую службу... _________________________________________________________________________________________________________
|