Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Автор статьи: Ludmilla

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Э   Ю   Я  

Женское образование


Еще в 1086 г. княжна-инокиня Анна (Янка) Всеволодовна основала в Киеве, при Андреевском монастыре, женское училище.
В первой половине XVI в. митрополит Даниил говорил в своих поучениях, что обучение "писаниям" необходимо не только "пастырем и учителем и прочим инокам, но и сущим в мире, отрокам и девицам".
Со времен Михаила Федоровича царевны обучались чтению, письму и церковному пению; этот обычай мог перейти и в терема знатных бояр. Шесть дочерей царя Алексея Михайловича, и в особенности знаменитая царевна София, обладали весьма солидным для того времени образованием. Все это не может ослабить значения свидетельства Котошихина, что "Московского государства женский пол не учен и не обычай тому есть".
Петр I ничего не успел сделать для образования женщин, хотя понимал его значение. Указом от 2 4 января 1724 г. он предписал монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и др. мастерствам. При Петре появились в России частные школы, в которых могли обучаться и девочки. Такая школа была, между прочим, в Москве, при лютеранской церкви в Немецкой слободе, а также в С.-Петербурге, при евангелической церкви св. Петра (с 1703 г.); в последней русские девушки составляли обыкновенно четвертую часть.
При Елисавете Петровне указом 1754 г. положено было обучать женщин "бабичьему делу", для чего учреждены акушерские школы сначала в Москве и Петербурге, а затем и в провинциях. В это же царствование к женским монастырям и раскольничьим частным школам, в которых преподавали "мастерицы", присоединился еще один рассадник женского образования в России: появились частные пансионы, содержимые иностранцами, преимущественно французами и француженками.
Екатерина II, указом 5 мая 1764 г., основала Воспитательное общество благородных девиц (в числе 200), и при нем училище для 240 мещанских девушек (см. Смольный институт). Главной задачей этого учреждения было поставлено воспитание, образование характера, привычка "к добродетели" и уменье обращаться в обществе; знание должно было явиться более результатом самодеятельности воспитанниц, которую и старались в них развить.
В учрежденные несколько позже народные училища, как и в главные народные училища, представлявшие собой нечто вроде средних учебных заведений, принимались дети обоего пола; но, по господствовавшему в обществе взгляду, обучение девушек в публичных школах считалось делом "непристойным", как это засвидетельствовал в своих записках Державин. За все время существования народных училищ в столице (с 1781 г.) и по губерниям (с 1786 г.) всех учившихся в них при Екатерине девочек было 12595, в 13 раз меньше, чем учившихся за то же время мальчиков. В последний год ее царствования из 1121 учившихся девушек 759 приходилось на одну петербургскую губернию, стало быть, во всех остальных губерниях их было только 362. При всей незначительности этих результатов важно то, что при Екатерине II женщины всех сословий получили доступ к образованию.
После смерти Екатерины II заведование учрежденными ею заведениями перешло к императрице Марии Федоровне. В течение 32-летнего управления ее были вновь основаны и приняты ею под свое покровительство: сиротское училище (Мариинский институт), училища ордена св. Екатерины в СПб. и Москве, девичье училище военно-сиротского дома (Павловский институт), акушерский институт в Москве и повивальный в СПб., Александровское училище в Москве, Гатчинский сельский воспитательный дом, Харьковский институт, училище для солдатских детей и училище для дочерей чинов черноморского флота. Тогда же возникли дома трудолюбия в СПб., Москве и Симбирске (находившиеся под покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны), патриотический институт (под покровительством императрицы Александры Федоровны) и институт в Полтаве. Учебные заведения эти, особенно состоявшие под непосредственным управлением Марии Федоровны, были хорошо обеспечены в материальном отношении; пяти столичным институтам она пожертвовала при жизни и оставила по завещанию до 4 млн. руб. Поступали и значительные пособия из государственного казначейства, и пожертвования частных лиц.
В основание системы Ж. образования положен был сословный принцип, который проводился до мельчайших деталей. Для всех классов общества, для всякого звания, чина и положения, занимаемого родителями девушки, императрица учреждала особые заведения, с точно ограниченным курсом учения и особым устройством. Мечту Екатерины о создании путем воспитания "новой породы" людей Мария Федоровна считала бесполезным и даже вредным увлечением. Она стремилась к "практической" постановке дела, к точному выполнению задач, поставленных в духе господствующих в обществе воззрений. Соответственно этому, в "составе благородного воспитания" на первое место выдвигалось знание французского языка, за которым непосредственно следовали танцы и хорошие манеры. Образование мещанок должно было иметь профессиональный характер, т. е. приготовлять учительниц и воспитательниц в дворянских домах.
В 1828 г., после смерти императрицы Марии Федоровны, образовано было IV отделение собственной Е. И. В. канцелярии, на которое было возложено заведование всеми учреждениями императрицы Марии. При первом статс-секретаре, управлявшем этим отделением, Вилламове, никаких перемен в организации Ж. учебных заведений не последовало; увеличилось только число их, которое в 1840 г. достигло 20. Открыты были институты в Одессе, Астрахани, Киеве, Белостоке, Казани, Варшаве, Саратове, Тифлисе, Иркутске, большей частью на средства местного дворянства; учреждены были девичье училище в Оренбурге и киевское училище графини Левашевой для бедных девиц и сирот всех свободных состояний . Позднее учреждены были институты в Нижнем Новгороде и Новочеркасске и Мариинская Ж. школа в Тобольске. В 1842 г. в управление IV отделением вступил Гофман, который обратил особое внимание на программы преподавания и на гигиенические условия Ж. учебных заведений.
Учрежденный в 1844 г., под председательством принца Петра Георгиевича Ольденбургского, комитет разделил все Ж. учебные заведения на 4 разряда и для каждого из них выработал особую учебную программу, соответственно назначению воспитывавшихся в нем девиц.
В учебных заведениях первого разряда (институты Смольный, Патриотический, спб. и московское училища св. Екатерины и все губернские институты благородных девиц) и второго разряда (Павловский институт, Александровские училища в СПб. и Москве, дома трудолюбия в СПб., Москве и Симбирске, институты в Астрахани и Иркутске) в основу образования положены были иностранные языки, причем в учебных заведениях второго разряда преподавание искусств и ремесел было, сравнительно с заведениями перворазрядными, расширено за счет наук.
В учебных заведениях 3-го разряда (школы Патриотического общества, школы Человеколюбивого общества в СПб. и Москве, городское училище в Одессе и др.) главное внимание обращалось на рукоделия и Ж. ремесла, сведения же по русскому языку и арифметике сообщались лишь самые элементарные.
В 1845 г. учрежден был Главный совет женских учебных заведений, которому подчинены были местные советы, стоявшие во главе каждого учебного заведения в столицах и в других городах Империи. 30 августа 1855 г. Высочайше утвержден составленный Главным советом устав Ж. учебных заведений, представляющий собой свод прежних узаконений по этой части; с некоторыми дополнениями и изменениями он действует и поныне. Председателем Главного совета с самого учреждения его был принц П. Г. Ольденбургский, назначенный в 1860 г. главноуправляющим IV отделением Собственной Е. И. В. Канцелярии. Он обратил внимание на физическое воспитание девиц, ввел гимнастику, усилил преподавание русского языка, утвердил новые программы преподавания. Главнейшая его заслуга заключается в той поддержке, которую он оказал мысли Н. А. Вышнеградского об организации открытых Ж. учебных заведений — женских гимназий.
Гимназии женские ведомства Императрицы Марии. Общий их устав утвержден в 1862 г. В 1872 г. для управления гимназиями назначен особый начальник женских учебных заведений; в 1879 г. ему дан помощник. Учебные планы были изменены в 1879 г., с целью приближения гимназического курса к институтскому. Окончившим полный курс дается аттестат на звание домашней учительницы, а получившим награды (медаль или книгу) — домашней наставницы и право без экзамена поступить на педагогические курсы. Система баллов 12-бальная. Плата за ученье различна: от 30 до 100 р. Всего Г. в ведомстве Имп. Марии — 29 и 1 прогимназия (в С.-Петербурге).
Гимназии женские министерства народного просвещения стали открываться вслед за гимназиями ведомства Императрицы Марии. Первоначально и для них существовал устав 1862 г., но в 1870 г. выработан новый, действующий и поныне. Они назначены для приходящих учениц всех сословий и исповеданий; состоят из семи классов, восьмого педагогического и девятого приготовительного. Первые три класса, а иногда больше, составляют прогимназию. При каждой гимназии — советы: а) педагогический (под председательством директора мужской Г. или смотрителя училищ) — для обсуждения вопросов по учебной и воспитательной части, и б) попечительный (под председ. одного из членов, выбираемого на 3 года) — "для ближайшего содействия успешному со стороны общества развитию Г.". Непосредственное управление Г. — в руках начальницы, утверждаемой министром просвещения (начальница прогимназии — попечителем округа). Преподаватели и преподавательницы выбираются председателем педагогического совета (первые для старших классов, последние для 3-х младших) и утверждаются попечителем округа. Преподаватели — с высшим образованием и с правами мужских Г. Предметы обязательные в прогимназиях, обыкновенно 3-х классных: закон Божий, русский язык, русская история и география (кратк.), арифметика, чистописание и рукоделье; а в гимназиях, кроме того, — всеобщая география и история, естественная история, физика и гимнастика. Необязательные в Г. и прогимн.: немецкий, французский яз., рисование, музыка, пение и танцы. В педагогическом кл. — обязательные: закон Божий, методика русского яз., арифметика и упражнения в преподавании; необязательные: история, или математика, или словесность, или новые языки (по желанию). Учебные планы приближаются к планам мужских Г., а по некоторым предметам тождественны, напр. закону Божию, русскому яз., истории (за исключением древней), физике и географии (несколько в другом порядке). Особенности: 1) перенесение основных понятий логики в V кл., и 2) отсутствие тригонометрии и более краткие курсы алгебры и геометрии. Окончившим 7 классов выдается аттестат на звание учительницы начальных школ, окончившим 8 классов — домашней учительницы, а получившим притом медаль — домашней наставницы. Окончание 8-го класса открывает без экзамена доступ на высшие женские курсы. Система баллов пятибалльная. Плата за учение различна: 10—30 р. в Г. и 5—10 в прогимназиях.
Педагогические курсы основаны в 1859 г. при первой женской гимназии, Мариинской, и с тех пор подвергались неоднократным преобразованиям. Первоначально на курсах преподавались лишь общеобразовательные предметы, в том числе педагогика, анатомия и физиология. Практически слушательницы знакомились с преподаванием в низших классах гимназии. Вскоре анатомия и физиология были исключены из программы, и вместо них введены естественная история и эстетика. В 1870 г. курсы были разделены на словесное и естественно-математическое отделения. Для упражнений слушательниц была основана особая школа; почти в то же время курсы стали вполне самостоятельным учреждением, имеющим своей задачей подготовку учительниц. В 1876 г. школа заменена прогимназией. В 1879 г. к двум курсам прибавлен третий, посвященный по преимуществу занятиям по педагогике, практическим и теоретическим. В этом виде курсы существуют до настоящего времени, разделяясь на словесное и математическое отделения; на первых двух курсах читаются общеобразовательные предметы (всеобщая и русская история, история литератур, новые языки — для словесниц, алгебра, геометрия, физика, география и основы высшей математики — для математичек, Закон Божий, русский язык, естествознание, логика и психология — для тех и других). Принимаются на курсы прежде всего девицы, окончившие курс гимназии с каким-нибудь отличием, а те, которые имеют только дипломы об окончании курса гимназий, — лишь после проверочного испытания по русскому языку, арифметике и новому языку.
Существование открытых Ж. учебных заведений благотворно отразилось и на институтах, смягчив их замкнутый, затворнический характер.
Институты женские — ведомства учреждений императрицы Марии, суть закрытые учебные заведения, в которых воспитываются на казенный счет девицы привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб— и обер-офицеров или гражданских чинов), а на собственный счет — также дочери купцов, почетных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше к так назыв. неподатным состояниям. И. почти все причислены к 1-му разряду женских учебных заведений.
Правила приема воспитанниц на казенный счет определены особо для каждого И., причем в основание их положены как разряд, к которому отнесена определяемая девица, так и баллотировка по жребию. Основанием для зачисления девиц в тот или другой разряд служат, наряду со званием или чином ее отца, различные обстоятельства: 1) ее сиротство (т. е. круглая ли она сирота или имеет в живых одного из родителей), 2) обстоятельства смерти ее отца (напр. убит ли он в сражении), 3) если жив, то состоит ли на действительной службе, и 4) материальное положение ее или ее родителей. Некоторые из разрядов предоставляют безусловное право на поступление казенной пансионеркой с преимуществом по старшинству поданных прошений, кандидаткам же прочих разрядов производится баллотировка по жребию. Казеннокоштными пансионерками принимаются девицы в возрасте от 10 до 12 1/2 лет, а своекоштными — в возрасте от 9 до 13 1/2 лет (плата — от 150 до 400 р. в год). Полупансионерками и приходящими принимаются девицы в так назыв. полуоткрытые И. (Донской, Нижегородский, Керченский и Тамбовский), а в остальные губернские И. — лишь в виде исключения (с 1881 г.).
Программа преподаваемых предметов в современных женских И. почти сходна с программами женских гимназий; главное отличие И. составляет усиленное преподавание новых языков. Число классов в И. — 7; кроме того, при И. находятся классы приготовительный и так назыв. специальный Пепиньерский класс и Педагогические курсы).
Мысль об его учреждении возникла у императрицы Марии Феодоровны в 1803 г. ввиду значительного числа выпущенных "бедных и способных воспитанниц" и недостатка в хороших классных дамах для институтов. Желая, чтобы пепиньерки обучали в низших и средних классах институтов, императрица велела преподавать им математику, историю и географию (на франц. яз.), образовав для того "запасное отделение" с годовым курсом. Число пепиньерок (в Смольном институте) было определено в 12, "из лучших и беднейших воспитанниц" благородной половины. Через три года был учрежден П. класс (пепиньер) и на мещанской половине. Мало-помалу П. классы возникли почти при всех институтах, состоявших под покровительством императрицы Марии, и дали немало гувернанток и учительниц в частные дома, считавшихся по "Учреждению" 1825 г. обязанными прослужить на одном месте не менее 2 лет. При Марии Федоровне и долго после этого курс П. класса главным образом был направлен на усовершенствование пепиньерок во французском языке и значительно уступал в смысле педагогической подготовки классам наставниц при воспитательных домах, особенно после расширения их программы в 1811 г. В некоторых институтах пепиньерки проходили одно время 2-летний курс; но в 1830 г. последовало сокращение предметов. Более точно определен курс П. класса только в 1878 г. для всех институтов, где не было специальных педагогических курсов; в состав его входят русский язык с историей русской литературы, история всеобщая и русская, французский и немецкий языки с их литературами, физика, естествознание и математика с методикой.
Администрацию И. составляют инспектор, начальница, инспектрисы, преподаватели, преподавательницы (в младших классах) и классные дамы. Всех И. в настоящее время 30, из которых в СПб. — 10 (Смольный, Патриотический, Павловский, Николаевский сиротский, Александровский, Елисаветинский, училище ордена св. Екатерины, Мариинский, Александринский и Кронштадтский сиротские дома), в Москве — 4 (Александровский, Елисаветинский, училище св. Екатерины и Николаевский сиротский И.) и 16 губернских институтов: в Харькове, Одессе, Киеве, Полтаве, Белостоке, Казани (Казанский Родионовский), Новочеркасске (Донской Мариинский), Саратове (Мариинский), Нижнем Новгороде (Мариинский), Тамбове (Александринский), Орле (Александринский), Керчи (Керченский-Кушниковский), Оренбурге (Николаевский), Иркутске (Девичий Восточной Сибири), Тифлисе (Закавказский) и Варшаве (Александринско-Мариинский). Высочайшим указом 25 июля 1894 г. определено открыть в СПб. еще один институт, Ксениевский (в память бракосочетания великой княгини Ксении Александровны).
Кроме того, правами И. пользуются училище св. Елены (в СПб.), Кубанское Мариинское женское училище с пансионом, в Екатеринодаре, и Тобольская Мариинская школа. Характер И. имеют еще следующие женск. учебные заведения, не состоящие в ведомстве имп. Марии: институт Е. И. В. принцессы Ольденбургской (в СПб.), Александро-Мариинское училище (в Москве), Усачевско-Чернявское женское училище (в Москве) и Мариинское высшее женское учил. (в Вильне). Только в последние два принимаются дети всех состояний. Число всех учащихся в И. около 7500. Общий расход на И. свыше 300000 р.
С начала 80-х годов начинают основываться Ж. училища нового типа — Мариинские. Мариинские женские училища — элементарные женские школы особого типа, возникшие по мысли ныне вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Основные правила о них, выработанные Н. X. Весселем, Высочайше утверждены 2 сентября 1882 г. М. училища предназначаются для девушек низших слоев городского населения, которые не нуждаются в гимназическом образовании или которым оно не по силам, а простая школа грамотности недостаточна. М. училища должны составлять промежуточную ступень между начальными низшими школами и средними учебными заведениями, постоянно имея в виду предстоящую ученицам трудовую жизнь и обращая серьезное внимание не только на религиозно-нравственное воспитание и на учебные предметы, но и на подготовку к изучению ремесел (чистописание, рисование, черчение) и к практической деятельности в домашнем быту (рукоделие). При этом, однако, М. училищам придан характер исключительно общеобразовательный, а не ремесленный, вследствие чего, напр., при обучении рукоделиям совершенно устранены цели специально-профессиональные. Состоя в ведомстве учреждений императрицы Марии, М. училища являются открытыми учебными заведениями, имеющими целью доставлять общее, но законченное элементарное образование (без иностранных языков). Принимаются девицы, без различия сословий и вероисповеданий, в возрасте от 9 до 11 лет, за плату в 30 р. в год. Курс учения четырехгодичный. Преподаются: Закон Божий для православных, русский язык, арифметика, география и история России, естествоведение, чистописание, пение и рукоделие. На содержание М. училища, при комплекте в 160 учениц, сверх платы за учение, требуется добавочных: в столицах -4650 руб., в других городах -3650 р. Первое М. училище открыто в Петербурге в 1882 г.; в следующем году там же открыто второе такое же училище. В 1884 г. М. женская гимназия в Вышнем-Волочке была преобразована в М. училище. Наряду с этими казенными М. училищами в ведомстве императрицы Марии состоят такие же училища, открытые в некоторых губернских и уездных городах на средства городских обществ и земств. Наконец, министерством народного просвещения учреждены в 1890 г. М. женские училища в Батуме, Карсе, Маргеллане, Самарканде и Якобштадте. Одно время предполагалось дать М. училищам самое широкое распространение: проект реформы женского образования, выработанный в 1893 г. комиссией под председательством бывшего товарища министра народного просвещения князя Волконского и внесенный в государственный совет, но не получивший дальнейшего движения, предлагал женские гимназии из всесословных обратить в сословные, предназначая их лишь для высших классов населения, для девочек же остальных классов признавал достаточными М. и профессиональные училища. При первом СПб. М. училище открыто профессиональное отделение, с трехгодичным курсом обучения; принимаются только девочки, окончившие курс учения в одном из СПб. М. училищ; плата за учение 12 руб. в год; успешно выдержавшие выпускной экзамен получают звание подмастерицы. В настоящее время в профессиональном отделении открыт гардеробный класс (шитье платьев). До 1862 г. М. училищами назыв. М. женские гимназии.
Наряду с этими средними учебными заведениями существуют еще духовные женские училища, которые подразделяются на епархиальные и на состоящие под покровительством Государыни Императрицы и называемые Мариинскими училищами. Основание им положено было в 1843 г., когда в видах поднятия умственного и нравственного уровня духовенства, особенно сельского, открыто было в Царском Селе училище для девиц духовного звания. До 1854 г. открыты были такие же училища в Ярославле, Казани и Иркутске. По соображениям духовно-политического свойства основан был в 1861-64 гг. ряд духовных Ж. училищ в Западном крае. Затем Ж. гимназии найдены были мало соответствующими потребностям духовного сословия, особенно сельского, и с конца 1860-х годов стали появляться Ж. духовные училища и во многих других местах.
Организация епархиальных училищ определена уставом 20 сентября 1868 г. Епархиальные училища принадлежат к типу полузакрытых учебных заведений. Для приходящих детей духовного звания учение бесплатно; плата за своекоштных пансионерок из духовного звания колеблется от 75 до 150 руб. в год. Плата за светскую пансионерку обыкновенно вдвое больше; светские приходящие ученицы вносят за право обучения от 30 до 60 руб. в год. Расходы на содержание всех 44 епархиальных училищ в 1889 г. превышали полтора млн. руб.; каждое училище в среднем обходится в 34090 руб. (от 12800 руб. до 78000 руб.). Между всеми средними учебными заведениями епархиальные Ж. училища — самые дешевые. Главным источником содержания епархиальных училищ служат различные сборы с церквей, монастырей и духовенства; только 12 училищ западных епархий получают незначительную субсидию, в размере 2000 руб. в год, из сумм св. Синода.
14 июля 1901 г. утвержден устав Ж. духовных училищ Они состоят под покровительством Императрицы и находятся в ведении св. синода. В училища принимаются дочери священноцерковнослужителей и служащих по духовному ведомству, в возрасте 10—12 лет. Штат Ж. духовных училищ утвержден в 1902 г. (10760 руб. на училище). 24 июня 1903 г. изменены правила о производстве экзаменов в Ж. институтах (экзамены лишь в I и II классах, а для неуспешных учениц прочих классов осенние поверочные испытания).
Того же числа утверждено положение о специальных педагогических классах при 8 столичных институтах. Классы состоят из 2 годичных курсов: теоретического и практического. В классах преподаются, кроме общих предметов институтского курса, педагогика, методика русского, французского и немецкого языков, методика географии и арифметики; в качестве необязательных предметов — рисование и музыка. Общий комплект — 208 воспитанниц. Успешно окончившие курс получают аттестат, дающий право на получение от попечителя учебного округа диплома на звание домашней наставницы. Ж. гимназий и прогимназий насчитывалось к 1 января 1903 г. 445, с 137027 учащимися. Ж. гимназий, институтов и Мариинских училищ вед. учр. Императрицы Марии в 1903 г. было 69, с 23285 учащимися. По отчету обер-прокурора св. синода за 1901 год обучалось в 64 женских духовных и епархиальных училищах 19364 ученицы.
Гимназии женские частные, с правами правительственных, возникшие из пансионов в последние два десятилетия, обязаны, как и мужские частные Г., держаться правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчиняться распоряжениям местного учебного округа. Плата — от 100 до 200 р. Число учениц колеблется между 100—200. В СПб. частных Г. — 7, Харькове — 5, Москве — 4 и по одной в городах: Орле, Воронеже, Одессе, Киеве, Тифлисе, Омске и Иркутске.
Женское профессиональное образование в России до последнего времени ограничивалось преимущественно школами рукоделия, домоводства и т. п. узкими практическими специальностями. Особенное развитие получило женское коммерческое образование благодаря изданию 15 апреля 1896 г. положения о коммерческом образовании, видоизмененного 10 июня 1900 г. К 1 июня 1905 г. насчитывалось женских коммерческих учебных заведений 35, в том числе коммерческих училищ 14, торговых школ 10, торговых классов 1, коммерческих и бухгалтерских курсов 10. Женское сельскохозяйственное образование также получило за последние годы значительное развитие благодаря главным образом деятельности "Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию" (возникло в 1899 г.). В сентябре 1904 г. этим Обществом устроены, по инициативе проф. И. А. Стебута и при содействии м-ва земледелия и государственных имуществ, при Императорском сельскохозяйственном музее двухлетние Женские сельскохозяйственные курсы для лиц, получивших среднее образование; летом занятия производятся в казенном Песоченском имении, Сапожковского уезда, Рязанской губернии. Окончившие курс могут занимать места земских агрономов. Более узкие цели преследует "Общество содействия образованию и деятельности женщин по садоводству и огородничеству". При утверждении 26 мая 1904 г. положения о сельскохозяйственном образовании предусмотрена возможность учреждения женских сельскохозяйственных училищ всех разрядов. K 1 сентября 1905 г. женских сельскохозяйственных учебных заведений насчитывалось до 20, не считая смешанных курсов для лиц обоего пола.
За последние 3—4 года сделаны попытки частными лицами к организации Ж. технического образования. В Москве возникли: "Первые женские архитектурные классы" инж. Приорова, "Женские строительные курсы", устроенные кружком архитекторов (с января 1906 г. предположено на них открыть инженерное отделение), "Женские технические курсы" инж.-ген. Труханова (по специальностям строительной, механической и электротехнической). Весной 1905 г. возникло в СПб. "Общество изыскания средств для технического образования женщин", которому 26 августа м-ром народного просвещения разрешено открыть "СПб. женские политехнические курсы" в составе инженерно-строительного и электрохимического отделений, по программе высших учебных заведений, с 4-летним курсом на каждом отделении. С 1904 г. разрешен женщинам доступ в архитектурный отдел Высшего художественного училища. По данным первой всеобщей переписи населения 2 8 января 1897 г. из наличного женского населения оказалось грамотных 8250773 женщины (13,1 %; из мужского населения — 21,1 %); из указанного числа только 528232 женщины обучались в средних и специальных учебных заведениях, 6979 — в высших.
Элементарное образование девочки получают в России в начальных школах в городах и селах, причем допускается совместное обучение детей обоего пола. По данным 1882 г., всех начальных школ в Европейской России считалось 28329 и в них обучалось 11775004 мальчика и 362471 девочка; большинство последних приходится на города. К 1 января 1901 г. в России насчитывалось 84544 начальных общеобразовательных училища с 4580827 учащимися (не считая воскресных школ духовного ведомства), в том числе 1231217 девочек
Высшее Ж. Образование получает широкое развитие лишь в последнее 30-летие.
В России стремление женщин к высшему образованию вполне определенно проявилось еще в 1860 г., когда на университетских лекциях стали появляться женщины. При разработке университетского устава 1863 г. министерство народного просвещения сделало университетам запрос о том, могут ли женщины быть допускаемы к слушанию лекций совместно со студентами, могут ли они быть допускаемы к испытанию на ученые степени и какими правами, в случае выдержания испытания, они должны пользоваться. На все эти вопросы советы университетов московского и дерптского (первый — большинством 23 голосов против 2) дали резкий отрицательный ответ. Советы университетов казанского и спб. предложили допустить женщин к совместному со студентами слушанию лекций и приобретению всех ученых степеней, на правах вольнослушателей, причем второй полагал, что диплом должен давать женщинам право на медицинскую практику и на штатные должности лишь в высших Ж. учебных заведениях, совет же казанского университета не делал этого ограничения. Наконец, советы университетов харьковского и киевского находили возможным допустить женщин к слушанию лекций, как на правах вольнослушателей, так и на правах студентов, а равно к приобретению ученых степеней, которые, по мнению совета харьковского университета, должны им давать те же права по государственной службе, что и мужчинам. Дело, однако, кончилось ничем.
В марте и мае 1868 г. на имя ректора спб. университета поступили заявления от 400 женщин с просьбой об устройстве "лекций или курсов для женщин". Министр народного просвещения дал согласие на учреждение лишь "общих публичных лекций, т. е. совокупно для мужчин и женщин, на основании общих постановлений о публичных лекциях". 2 января 1870 г. открылись в СПб., сначала в доме министра внутренних дел, а потом в здании Владимирского уездного училища, "публичные лекции для мужчин и женщин" по некоторым предметам естественным и словесно-историческим (известные под именем Владимирских курсов), лекции эти имели определенный систематический характер университетского преподавания; чтение каждого предмета рассчитано было на два года. Несколько ранее, 1 апреля 1869 г., И. И. Паульсон, по просьбе учредительниц владимирских курсов, открыл в здании 5-й спб. мужской гимназии, у Аларчина моста, подготовительные курсы, которые должны были пополнить пробелы среднего образования женщин и тем облегчить им слушание профессорских лекций (Аларчинские курсы). В октябре 1869 г. открылись в Москве, в здании 2-ой гимназии, а затем на Лубянке "публичные курсы для женщин по программе мужских классических гимназий" (Лубянские курсы). Все эти курсы управлялись выборными из среды слушательниц.
В 1870 г. Общество естествоиспытателей в Киеве организовало "систематические публичные курсы по естественным наукам". На всех этих курсах преподавание, ограничивавшееся простым чтением лекций, не могло идти успешно уже вследствие состава аудитории, крайне разнообразного по уровню развития и подготовке слушательниц; между преподавателями и аудиторией не было органической связи.
Более прочную организацию высшее Ж. образование получило лишь в 1872 г., когда профессор В. И. Герье учредил в Москве высшие женские курсы. Согласно положению, утвержденному 6 мая 1872 г. министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, московские высшие женские курсы были частным учебным заведением, которое имело своей задачей дать возможность девицам, окончившими средние учебные заведения, продолжать общее образование. Преподавателями были профессора московского университета, которые составляли педагогический совет, не только заведовавший всею учебной частью, но и составлявший смету расходов. Совет избирал из своей среды председателя (В. И. Герье), на котором лежала ответственность перед правительством за действия курсов. На курсы допускались как слушательницы, так и вольнослушательницы — и те, и другие за плату в 50 руб. в год. Курс ученья сначала был двухлетний, но в 1879 г. он стал трехлетним (желающим предоставлялось оставаться и на 4-й год) и вместе с тем из учебной программы исключен был общеобразовательный курс энциклопедического характера по естественным наукам. Таким образом курсы В. И. Герье приобрели характер словесно-исторического факультета, в котором, наряду с историей и историей литературы, читались и некоторые др. предметы (например, политическая экономия), а также велись практические занятия. Число слушательниц в первый год по открытии курсов доходило до 70, затем до 1878 г. оно колебалось между 103-107, а с 1879 г. количество слушательниц, постепенно прогрессируя, возросло в 1884 г. до 213, в 1884-85 учебном году — до 256. Средства московских курсов были крайне ограничены; субсидию, в размере 500 руб. в год, они получали только от купеческой управы, и то лишь с 1878 г. Главными образом средства курсов слагались из добровольных пожертвований и платы со слушательниц. Учреждение "дамского общества для содействия курсам" не было разрешено и все заботы по изысканию средств лежали на попечительном комитете (Е. К. Станкевич, Е. И. Герье, К. Т. Солдатенков). Уровень преподавания ни в чем не уступал университетскому. Учреждение в Москве курсов В. И. Герье не могло не отразиться на Лубянских курсах, но привело не к закрытию их, а к специализации: они постепенно усвоили себе университетский характер, а с 1882 г. окончательно преобразовались в физико-математический факультет, с четырехлетним курсом преподавания и с двумя отделениями, математическим и естественным.
В 1876 г., по ходатайству профессора Н. В. Сорокина, открылись высшие женские курсы в Казани. Первоначально они были устроены по образцу курсов В. И. Герье, но в 1879 г. последовало подразделение общеобразовательной программы курсов на две специальности: словесно-историческую и физико-математическую. На словесно-историческом отделении преподавались: русская грамматика и история русской литературы, естествоведение, всеобщая история, русская история, история физико-математических наук, история философии, эстетика, немецкая литература, английский язык, гигиена. Курс физико-математического отделения составляли: естествоведение, геометрия, приложение алгебры к геометрии, география, физика, история философии, гигиена, химия, история физико-математических наук, английский язык. В качестве необязательного предмета преподавался с 1884 г. латинский язык. В этой программе заметно стремление примирить специализацию высшего образования с общеобразовательной целью; в этом отношении казанские курсы стоят несколько особняком от всех других курсов. Материальные средства казанских курсов были крайне скудны; при них не было и попечительного комитета, а следовательно, и добровольных пожертвований. Как учебная, так и вся хозяйственная часть лежала на педагогическом совете, в котором последовательно председательствовали профессора: Н. А. Фирсов (1876-1877), Н. А. Осокин (1877-1880), С. М. Шпилевский (1880-1882) и Н. В. Сорокин (с 1882 г.). В Казани профессора были и первыми работниками курсов, и первыми жертвователями. На вознаграждение за чтение лекций обращалось, соответственно числу часов, лишь то, что оставалось от покрытия других расходов по курсам (свой гонорар за слушание лекций многие профессора жертвовали в пользу курсов и в других городах, например в Петербурге); при этом часы практических занятий (а обилие их составляло отличительную черту казанских курсов) в расчет не принимались. Казанские курсы не имели даже своей аудитории; лекции читались по вечерам в здании университета. На казанских курсах перебывало 575 женщин, из которых около 200 окончили курс с дипломом.
В 1878 г. открылись высшие женские курсы в Киеве. Здесь почин принадлежал женщинам — г-жам Алексеевой, Антонович, Ватиновой, Гогоцкой, Горовой, Покровской и Толочиновой, собравших для начала дела 550 руб. Учредителем курсов был избран профессор С. С. Гогоцкий, который председательствовал в педагогическом совете до 1881 г., когда его заменил В. С. Иконников. Материальные средства киевских курсов не могли считаться скудными, прилив общественных пожертвований был довольно сильный, но не было правильной организации и единства в заведовании хозяйственной частью курсов, которое распадалось между педагогическим советом и попечительным комитетом. Курс ученья, первоначально двухлетний, к 1881 г. был постепенно расширен до четырехлетнего. Разделялись киевские курсы на 2 отделения: словесно-историческое или историко-философское и физико-математическое. Отличительную черту киевских курсов составляло обилие необязательных предметов (на первом отделении — 7 из 21, на втором — 10 из 21), а также недостаточное развитие практических занятий. При открытии киевских курсов поступило 324 слушательницы, затем ежегодно поступало от 142 до 119 слушательниц. В первое 4-летие всего было 708 слушательниц. С 1882 г. началась резкая убыль: общее число слушательниц упало, в 1885-86 учебном году, до 195; число ежегодно поступавших на курсы сократилось до 74. В 1885-86 г. на физико-математическом отделении закрылось два курса, вследствие недостаточного числа слушательниц. Всего на киевских курсах перебывало 1098 слушательниц, из которых до 1886 г., когда дальнейший прием слушательниц прекратился, сдали все экзамены около 200, а 75 прошли полный 4-летний курс, но не держали окончательных испытаний.
Наиболее широкого развития достигли высшие женские курсы в Петербурге, главным образом благодаря энергии их учредительниц и лиц им содействовавших (А. Н. Бекетов, О. Ф. Миллер, А. Я. Герд, А. Н. Страннолюбский), а также учреждению "Общества для доставления средств высшим женским курсам ".
Владимирские курсы, по многим причинам, вынуждены были приостановить свою деятельность в 1873 г.; но энергия учредительниц их не ослабевала. В то время правительство окончательно убедилось в необходимости рациональных мер к отвлечению русских женщин от заграничных университетов. Особая комиссия, образованная в 1873 г. под председательством статс-секретаря И. Д. Делянова, выработала проект правительственного высшего учебного заведения для женщин с характером педагогическим, а в 1875 году последовало правительственное сообщение с обещанием доставить женщинам в России ту же возможность высшего образования, ради которой они устремлялись за границу. Этим настроением воспользовались учредительницы Владимирских курсов, с А. Н. Бекетовым во главе, и достигли разрешения открыть в 1878 г. высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания, причем открытие курсов признано было министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, делом полезным и даже необходимым в видах отвлечения русских женщин от обучения в заграничных университетах (цель эта и была достигнута; в 1881 г. число русских женщин, учившихся за границей, упало до 9, тогда как с закрытием курсов высших и врачебных оно вновь стало выражаться в сотнях). Во главе педагогического совета, в качестве заведующего курсами стал, согласно желанию министра, профессор К. Н. Бестужев-Рюмин (отсюда название курсов бестужевскими), которого в 1881 г. заменил А. Н. Бекетов (состоявший с 1879 до 1885 г. и председателем комитета Общества для доставления средств высшим Ж. курсам). Педагогическому совету вверено было "общее управление курсами", ближайшее же наблюдение за слушательницами лежало на "распорядительнице курсов" (Н. В. Стасовой, всецело посвятившей себя курсам) и ее помощницах. Курс преподавания, первоначально рассчитанный на 3 года, уже в 1881 г. сделан был четырехлетним. Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое; последние два различались только со второго курса. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготовлять и самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах естествоиспытателей. Хозяйственной частью заведовал комитет Общества для доставления средств высшим Ж. курсам, избираемый общим собранием Общества на три года. С 1885 г. курсы помещаются в собственном доме. Министерство народного просвещения, отпускавшее с 1872 г. 1000 руб. в год в пользу Владимирских курсов, в 1878 г. увеличило эту сумму до 1500 руб., а в 1879 г. — до 3000 руб.; с 1882 г. высшие курсы получают также пособие от спб. городской думы, в размере 3000 руб. Между тем одни текущие расходы по содержанию курсов составляли в среднем 48000 руб. в год. Все эти значительные средства получались как от платы за слушание лекций, так и от добровольных пожертвований и членских взносов. Членов Общества, при открытии деятельности его, было не более 89; в течение первого же года число их возросло до 254, в 1885 г. равнялось 785, а в 1890 г. — 102 6. При открытии курсов слушательниц поступило 814, всего же перебывало на них слушательниц до 2800; из них полный курс прослушали 1014. На словесно-историческое отделение поступала треть всех слушательниц, остальные главным образом — на физико-математическое.
В остальных университетских городах открытие высших женских курсов не могло состояться. В 1879 г. профессор А. С. Трачевский открыл в Одессе приготовительные курсы и представил проект высших курсов, но проект этот не получил осуществления; в 1881 г. поступили из Варшавы и Харькова ходатайства профессоров об открытии высших женских курсов, но разрешения не последовало. В 1879 году предписано было принимать в вольнослушательницы только таких лиц, которые имеют постоянные служебные занятия или живут в семьях в том городе, где находятся курсы, и притом с особого каждый раз разрешения попечителя учебного округа. В 1886 г. министерство народного просвещения предписало прекратить прием слушательниц на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью пересмотра вопроса о высшем Ж. образовании.
В 1889 г. разрешено было возобновить прием на петербургские курсы, но при этом им дана была совершенно иная организация. Заведование курсами перешло из рук Общества, их создавшего, в руки директора, избирающего преподавателей, и инспектрисы, руководящей воспитательной частью. Как директор, так и инспектриса назначаются министерством народного просвещения. Обществу, через посредство попечительного комитета, предоставлено заведование исключительно хозяйственной частью. Из учебной программы исключено преподавание естественной истории, гистологии и физиологии человека и животных. Учебные планы утверждаются министерством. Курсы состоят из двух отделений — историко-филологического и физико-математического. В слушательницы, общее число которых ограничено известной нормой (400), принимаются лица, окончившие среднее учебное женское заведение и представившие письменное разрешение родителей, опекунов или других лиц, на попечении которых они состоят (такое разрешение требовалось и раньше), а также удостоверение о том, что располагают достаточными средствами для безбедного существования во все продолжение учения. Вольнослушательницы принимаются в числе не более 2% всего числа учащихся. Плата за учение 100 руб. в год. Слушательницы должны жить либо у родителей или близких родственников, либо в устроенном при курсах интернате (плата — 300 руб. за учебный год), а не на частных квартирах. В каждом отдельном случае прием зависит от усмотрения директора. Материальные средства по-прежнему доставляются Обществом. За первые три года существования курсов в новом измененном виде субсидия министерства народного просвещения (3000 руб. в год, идущие всецело на содержание директора курсов) и платежи слушательниц составили 65580 руб., или 58% всех расходов на курсы, простиравшихся до 109 тыс. руб.; вся разница покрыта Обществом. В 1892-93 году, когда уже открыты были на обоих отделениях все четыре курса, слушательниц числилось 385; из них только 87 — на физико-математическом отделении.
В 1894 г. открыло свою деятельность Общество вспоможения окончившим С.-Петербургские высшие женские курсы.
В Москве, а также в Одессе, при Обществе естествоиспытателей, читаются лекции для женщин по отдельным предметам.
С 1863 г. существуют в ведомстве Императрицы Марии женские педагогические курсы (см.), стоящие на рубеже высшего и профессионального образования. В 1889 г. в СПб. открыты М. М. Бобрищевой-Пушкиной Ж. курсы новых языков, на которых преподается и история западноевропейских литератур, а также изящные рукоделья (выжигание по дереву, рисование по фарфору и проч.). Несколько ранее открыты были княгиней Масальской подобные курсы в Варшаве. В Финляндии с 1871 г. женщинам открыт доступ в гельсингфорский университет, где в 1890 г. было 17 студенток, из них 6 на историко-филологическом факультете, 9 на физико-математическом и 2 на медицинском.
Высшее Ж. образование в 1895—1905 гг. сделало значительный шаг вперед, исключительно благодаря частной инициативе. 1 июня 1895 г. утверждено положение о СПб. женском медицинском институте, имеющем целью сообщать медицинское образование, "преимущественно приспособленное к лечению женских и детских болезней и к акушерской деятельности". Открытие Института состоялось 14 сентября 1897 г., причем последний должен был содержаться исключительно на счет пожертвованных капиталов (около 700 тыс. руб.) и платы за учение; городом была пожертвована земля и предоставлена Петропавловская больница для клинических занятий. Институт состоит в ведении м-ва нар. просвещения. В слушательницы принимаются лица христианских исповеданий в возрасте 20—35 лет, получившие среднее образование и выдержавшие испытание по латинскому языку; от экзамена освобождаются лица, имеющие аттестаты зрелости или окончившие высшие женские курсы и выдержавшие там экзамен по латинскому языку. Учебная программа составлена применительно к программе медицинских факультетов. Курс ученья — 5 лет. Зачет полугодий, полукурсовые и окончательный испытания производятся по правилам медицинских факультетов. Окончившим курс выдается диплом на звание женщины-врача, предоставляющий им: 1) право повсеместной частной практики, 2) право занимать (без прав госуд. службы) должности врачей при женских учебных и богоугодных заведениях, женских и детских больницах, при общинах сестер милосердия и врачебно-полицейских учреждениях, 3) право заведовать земскими медицинскими участками и сельскими больницами, а в городах — женскими и детскими больницами и отделениями при общих больницах и 4) право быть приглашаемыми в качестве помощницы судебного врача при судебно-медицинском освидетельствовании женщин и детей. Штат Института определен в 63 тыс. руб., а в 1901 г. увеличен на 30 тыс. руб. В 1897 г. Институту предоставлено право приобретать недвижимые имущества и разрешен прием лиц нехристианского исповедания (5 %). Законом 9 марта 1898 г. женщинам-врачам предоставлены права госуд. службы, кроме права на чинопроизводство и награждение орденами. В 1902 г. м-ру народн. просвещения предоставлено право допускать женщин, получивших за границей диплом на степень доктора медицины, к испытаниям на звание врача при Женском медицинском институте и медицинских факультетах, если они удовлетворяют всем условиям поступления в Институт. 10 мая 1904 г. утверждено новое положение об Институте, значительно увеличившее его учебные и материальные средства и сравнявшее его с медицинскими факультетами. Общее число кафедр — 32. В слушательницы принимаются лица в возрасте 19—28 лет, получившие среднее образование и выдержавшие дополнительное испытание из некоторых предметов учебного курса мужских гимназий. Для приема лиц иудейского исповедания сохранено ограничение (3 %). Окончившие с выдающимся успехом курс могут быть оставляемы при Институте для усовершенствования в науках и назначаемы сверхштатными ассистентами к профессорам. Окончившие курс получают диплом на звание лекаря, со всеми правами на медицинскую деятельность, кроме прав на чинопроизводство. Институту предоставлено производить испытания и выдавать дипломы на степень д-ра медицины. Лицам, окончившим курс Института или выдержавшим соответствующее испытание, дано право приобретать ученые медицинские степени при Университетах и Военно-медицинской академии. Женщины, имеющие заграничные докторские дипломы и удовлетворяющие условиям поступления в Институт, освобождены от необходимости испрашивать разрешение министра на допущение к экзаменам на звание лекаря. В состав попечительного комитета Института входят два представителя СПб. городского общественного управления. Институту предоставлено право издавать без предварительной цензуры научные труды и учреждать ученые общества. Штат Института определен в 229900 руб., а ежегодное пособие из государственного казначейства — в 139900 руб. При Институте существует "Общество для усиления средств Женского медицинского института", имеющее отделение в Москве. Недостаточные слушательницы получают помощь от "Общества для пособия слушательницам СПб. женского медицинского и Педагогического институтов" (сущ. с 1874 г.). Первый выпуск в Институте состоялся в ноябре 1902 г. К началу 1905 г. обучалось в Институте 1500 чел. Ввиду недостаточности одного медицинского института в 1897 г., во время бывшего в Москве международного съезда врачей, в кружке членов этого съезда зародилась мысль увековечить память о съезде основанием в Москве Женского медицинского института; в 1903 г. основано общество для сбора пожертвований для этой цели. — При СПб. высших женских курсах, в дополнение к раньше существовавшим двум обществам, в 1898 г. открылось общество вспомоществования слушательницам Курсов. В 1901 г. министру народного просв. предоставлено давать разрешение на назначение окончивших Высшие женские курсы учительницами старших классов женских гимназий. Ведомство учреждений Импер. Марии издало общее распоряжение, согласно которому лица, окончившие Высшие женские курсы и имеющие приобретенное ранее звание домашних наставниц, могут быть определяемы без особых ходатайств преподавательницами старших классов женских гимназий этого ведомства. В течение 1878—1903 гг. окончили Курсы 2227 слушательниц. Имущество "Общества доставления средств Курсам" в ноябре 1903 г. превышало миллион руб., а за вычетом долгов составляло около 728 тыс. руб. К началу 1905 г. на Курсах обучалось до 1600 чел. 7 апреля 1900 г. Выс. утверждено мнение государственного совета об учреждении в Москве высших женских курсов на тех же главных основаниях, какие приняты для СПб. высших женских курсов.
Московские высшие женские курсы открылись 15 сент., 1900 г.; они учреждены по программе СПб. курсови состоят из отделений историко-филологического и физико-математического, с подразделением последнего на естественное и математическое. Курс учения 4 года. По инициативе бывших слушательниц Курсов Герье учреждено "Общество для доставления средств Московским высшим женским курсам". В 1902 г. министерством народного просвещения разрешено распространить на эти Курсы деятельность "Общества вспомоществования учащимся женщинам в Москве". С января 1903 г. включены в программу Курсов политическая экономия и римское право. На Курсах в 1903—1904 уч. г. обучалось 1073 чел. — 2 3 июня 1903 г. Педагогические курсы при С.-Петербургских женских гимназиях преобразованы в Женский педагогически институт, принадлежащий к разряду высших учебных заведений и имеющий целью высшее педагогическое образование женщин и приготовление преподавательниц для всех классов женских учебных заведений. Состоит в ведомстве учреждений Императрицы Марии. Для практических упражнений учащихся в преподавании при Институте состоят Женская гимназия, с начальной школой и детским садом. Институт разделяется на 2 отделения: словесно-историческое и физико-математическое, с 4-летним курсом в каждом; первые 2 года посвящаются исключительно теоретическим занятиям, а с 3-го года начинаются практические педагогические занятия. В Институте преподаются: Закон Божий, науки философские, педагогические, словесно-исторические, физико-математические, естественно-исторические и иностранные языки. В Институт принимаются девицы не моложе 16 лет, получившие среднее образование. Слушательницы не подвергаются переходным экзаменам, а переводятся по определениям конференции; окончательные испытания производятся по каждому предмету на том курсе, где предмет заканчивается. Штат Института вместе с Гимназией определен в 94610 руб. К 1 января 1905 г. в Институте обучалось свыше 300 чел.
21 сентября 1903 г. открылись в Одессе Высшие женские педагогические курсы при Женской гимназии Пашковской. Курсы имеют частный характер и учреждены в виде опыта на 6 лет. Они состоят из 5 отделений: исторического, русского языка и словесности, французского яз. и словесности, немецкого языка и словесности и математического, с 3-годичным курсом в каждом. Общие предметы для всех отделений: богословие, психология, логика, педагогика, дидактика и история педагогики. Курсы находятся в ведении попечителя Одесского учебного округа. В слушательницы принимаются лица в возрасте 17—23 лет, получившие среднее образование. Плата за слушание лекций 150 р. в год. Курсы никаких прав не дают. Принято в 1903 г. 290 человек.
В 1904 г. возбуждено ходатайство харьковскими, киевскими и казанскими профессорами и городскими думами об учреждении высших женских курсов в этих городах. Временные правила 27 августа 1905 г., установившие автономию в университетах и других высших учебных заведениях м-ва нар. просвещения (мужских), указом 17-го сентября распространены на Высшие женские курсы и Женский медицинский институт.