ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

  Rus_At
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа


Rus_At

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Последние 30 сообщений Rus_At

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
24.02.2024, 8:15

О введении метрических книг в Башкортостане

Раис КУТУШЕВ

О введении метрических книг в Башкортостане

Метрические книги являются уникальными и ценнейшими документальными источниками. Они имеют не только социально-правовое, но и огромное научно-историческое значение. Их информационный потенциал поистине неисчерпаем. Содержащийся в них фактический материал может послужить источниковой базой для многих фундаментальных исследований в самых разных направлениях научных изысканий.

К сожалению, до сих пор этот массовый исторический источник остается вне поля зрения исследователей. Видимо, это объясняется тем, что сами метрические книги еще не стали объектом специального изучения. Вследствие этого многие исследователи не имеют информации как о составе и содержании метрических книг, так и о месте их хранения.

Ведение метрических книг в России было возложено на духовные учреждения. Введение метрических книг поэтому осуществлялось по конфессиям и в разное время.

Вопрос “О заведении среди мусульман шнуровых книг для записи новорожденных младенцев” был поднят впервые Оренбургским вице-губернатором Н.Ханыковым 16 февраля 1827 года. В своем обращении в Оренбургское губернское правление он, указав на то, что “время рождения магометанских младенцев нигде и никем не записывается” и поэтому “истинное число лет их никогда верно узнано быть не может”, что это вызывает “неудобства при рассмотрении дел в судах о малолетних, впавших в преступления”, а также “при приеме рекрут”, предлагал “вменить Оренбургскому магометанскому духовному собранию в обязанность завести и разсылать по всем магометанским муллам и прочим духовным лицам такие же шнуровые книги или метрики для записки новорожденных, какие ведутся христианскими священниками”1 .

Это предложение “как полезное и необходимое” нашло одобрение Оренбургского военного губернатора генерала П.К.Эссена. 6 июня 1827 года он обратился к Министру народного просвещения и Главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса, а также дал указание Оренбургскому губернскому правлению, чтобы метрические книги “по Оренбургской губернии введены были ныне же”2 .

Оренбургское магометанское духовное собрание, получив предписание Оренбургского губернского правления “О заведении и рассылке во все подведомственные ему приходы шнуровых книг для метрических записок”, обратилось за помощью к Главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий. Оно, отметив, что “потребные для сего деньги — не менее 700 рублей, далеко превышают его канцелярскую сумму”, попросило “о назначении оных из другого места”3 .

25 апреля 1828 года по представлению Главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий вопрос о заведении метрических книг среди мусульманского населения рассмотрел Правительствующий Сенат, который дал согласие на это и “предписал предаврительно испросить на это Высочайшее соизволение”. 21 сентября 1828 года последовал указ Сенатский, по Высочайше утвержденному положению Комитета Министров “О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому духовному магометанскому управлению”4 .

В соответствии с этим указом Оренбургскому духовному магометанскому собранию из государственного казначейства было отпущено единовременно 700 рублей денег “с тем, чтобы они служили всегдашним запасом для верной разсылки метрических книг в свое время по магометанским приходам”.

Изготовление шнуровых метрических книг было возложено на Оренбургское магометанское духовное собрание. Готовые шнуровые книги должны были скрепляться сургучной печатью и подписью представителя духовного собрания, затем представляться в Губернское правление для отправки в уездные и земские суды. В каждый приход доставлялось по 2 экземпляра метрических книг. За полученные шнуровые книги приходский имам должен был дать расписку о получении, а также выслать за них 50 коп. денег в Оренбургское магометанское духовное собрание. Собранные таким образом деньги вновь направлялись на изготовление и рассылку метрических книг.

Формуляры метрических книг и правила их заполнения были согласованы с Главноуправляющим духовными делами иностранных исповеданий и утверждены указом. Шнуровая метрическая книга состояла из четырех разделов. В первую часть должны были заноситься сведения о родившихся: “кто родился и какое ему дано имя; число и месяц рождения; состояние отца, имена отца и матери, где родился”. Во второй части фиксировались сведения о бракосочетавшихся: “кто именно и с кем вступает в супружество; число и месяц бракосочетания; кто были родители бракосочетавшихся; сколько и кто именно были свидетелями; главные условия бракосочетания; кто из духовных лиц совершил брак”. Третья часть предназначалась для регистрации акта “о разведшихся”, где указывалось: “кто именно и с кем разведен; число и месяц; по каким причинам; кто были свидетелями; по чьему решению расторгнут брак”. В последней части записывались сведения об умерших: “кто умер (имя умершего); число и месяц; каких лет; от какой болезни или отчего умер; где умер и погребен”5 .

В указе отмечалось, что “имамы пишут метрические книги на татарском языке, если не знают русского”. Обязанность ведения метрических книг возлагалась на указных приходских имамов и других духовных чинов, действительно исправляющих духовную должность. Они должны были вести “книги по данным формам и по окончании каждого года, не позже февраля месяца следующего года, оставляя при мечетях один экземпляр сих книг, препровождать другой ближайшему земскому или уездному суду для отсылки их через губернское начальство в Оренбургское духовное магометанское собрание”6 .

Приходские имамы также были обязаны выдавать выписки из метрических книг по требованию присутственных мест. “Присутственные места в рассматриваемых ими делах требуют нужных сведений о вышеупомянутых случаях от приходских имамов в засвидетельствованной ими выписке; а если будет нужно более удостовериться об оных, обращаются с подобным требованием через губернское правление к высшему духовному магометанскому начальству”7 .

В Указе предусмотрено введение метрических книг и в приходах, подведомственных Таврическому муфтию (до образования Таврического духовного магометанского правления).

Первые метрические книги с правилами их заполнения были представлены Оренбургским магометанским духовным собранием в Оренбургское губернское правление в начале 1829 года и разосланы “в губернии: Оренбургскую, Казанскую, Пензенскую, Нижегородскую, Саратовскую, Вятскую, Симбирскую, Тамбовскую, Рязанскую, Астраханскую, Пермскую, Тобольскую, Омскую, Санкт-Петербургскую, в Кавказскую область и в Землю Донского войска”8 .

С этого времени до 1937 года регистрация актов о родившихся, сочетавшихся браком, разведшихся и умерших проводилась в мечетях духовными лицами.

Согласно декрету Советской власти “О гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния” от 18 декабря 1917 г. дело по регистрации актов гражданского состояния было изъято из ведения духовных учреждений и передано в руки органов местной и государственной власти. Однако, мусульманское население, соблюдая привычные порядки, обычаи и традиции, продолжало обращаться за регистрацией в мечети и к духовным лицам. Поэтому циркулярами НКВД РСФСР и НКВД БАССР от 18 ноября 1924 года еще раз было подчеркнуто, что совершение обрядов крещения, браков и т.п. является делом добровольным, а акты гражданского состояния, зарегистрированные в них, не имеют юридической силы.

Формуляры метрических книг и правила их заполнения постепенно усовершенствовались и дополнялись. Так, вначале титульные листы, названия разделов метрических книг оформлялись и заполнялись от руки. С 1873 года текст на титульных листах стали печатать типографским способом, где указывались название губернии и год, в который была изготовлена метрическая книга. Так же в разделе о родившихся стали обязательно указывать имя и отчество отца родившегося ребенка, а в разделе об умерших — имя и отчество отца умершего.

С 1888 года метрические книги начали изготовляться для уездов, то есть на титульном листе типографским шрифтом печатались названия губернии и уезда. Названия разделов и год также стали печатными.

В метрических книгах с 1890 года начали размещать инструкцию по заполнению метрических книг, подписанную казыем Оренбургского магометанского духовного собрания Р. Фахретдиновым.

С 1899 года метрические книги были дополнены специальной анкетой, где должны были содержаться следующие данные: фамилии, имена и отчества имамов и муэдзинов, сколько им лет; когда, где и на какую духовную должность они получили указ; где и у кого получили образование, где они проживают постоянно; название населенного пункта (официальное и как оно называется среди населения); какие еще деревни входят в этот приход и расстояние до них; сколько душ мужского и женского пола насчитывается в деревне и в приходе в целом; когда и на основании какого документа построена мечеть, у кого хранится документ; с какого года выдается метрическая книга; к какой волости, полицейскому стану и земскому участку относится данный населенный пункт.

С 1924 года название “метрическая книга” было изменено на “семейную тетрадь” (“Гаилє дєфтєре”).

Как уже отмечалось выше, метрические книги заполнялись в двух экземплярах. Один экземпляр оставался на хранении при мечети, а другой направлялся в Оренбургское магометанское духовное собрание. Все метрические книги, поступившие из подведомственных приходов, откладывались в его архиве.

С 1834 года по распоряжению Комитета Министров была введена пошлина на регистрацию бракосочетания. Она была определена в размере 8 коп. серебром с каждой брачующейся пары. С 28 ноября 1880 года брачный сбор был увеличен до 15 коп., а с 1888 года — до 25 коп. Деньги, собранные от бракосочетавшихся, поступали на специальный счет Оренбургского магометанского духовного собрания и использовались на строительство и ремонт зданий, на повышение жалования служащих ведомства, а также для оказания материальной помощи имамам приходов, терпящим бедствие от неурожая, пожаров и т.д.

Метрические книги с момента их введения начали широко использоваться как первоисточники. На их основании велся учет мусульманского населения, находящегося под ведомством Оренбургского духовного собрания. Для этого приходские имамы ежегодно представляли в волостные правления сведения о количестве родившихся, бракосочетавшихся, разведшихся и об умерших. На основе метрических книг составлялись списки малолетков, служилых, отставных, а также рекрутов и др.

Видимо, царские власти не слишком доверяли приходскому духовенству. Поэтому дело выдачи выписей из метрических книг было возложено на канцелярию Оренбургского магометанского духовного собрания. Выписки по запросам государственных учреждений, присутственных мест, а также по прошениям частных лиц выдавались на основе метрических книг, хранящихся в архиве Оренбургского магометанского духовного собрания. За выданные документы о рождении, бракосочетании, смерти от частных лиц взималась госпошлина за гербовую бумагу.

Сегодня мусульманские метрические книги имеются в фондах многих республиканских и областных архивов Российской Федерации. Они сформированы в них по принципу территориальности. То есть в них главным образом собраны метрические книги тех мечетей, которые существовали в населенных пунктах, расположенных на их территории.

Наиболее полный комплект метрических книг приходов, входивших в ведомство Оренбургского магометанского духовного собрания, сосредоточен в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (г.Уфа, ул.К.Маркса, 4).
11 марта 1937 года, на основании Постановления Президиума ВЦИК СССР от 25 марта 1935 года, метрические книги, находящиеся при Центральном духовном управлении мусульман в количестве 4090 связок, были переданы в архив отдела актов гражданского состояния Управления НКВД по БАССР.

5 апреля 1938 года метрические книги приходов бывшей Казанской губернии за 1866—1921 годы «в количестве 405 штук» были переданы из архива отдела АГС НКВД БАССР представителю отдела АГС НКВД Татарской АССР.

Первая попытка передачи дел на государственное хранение метрических книг за 1829—1860 годы из областного архива АГС в Государственный архив была предпринята 11 июля 1940 года. Этих книг здесь насчитывалось 1107 связок (каждая связка в среднем весила 10 кг). Однако «государственный архив НКВД за отсутствием помещения от приема категорически отказался». В это же время областным архивом АГС НКВД БАССР была направлена в Центральное отделение АГС НКВД СССР опись на 15 листах на метрические книги, находящиеся в областном архиве ОАГС НКВД БАССР, не относящиеся к территории БАССР.

21 октября 1944 года из отдела АГС Главного управления милиции НКВД СССР на имя начальника отдела АГС Управления милиции НКВД БАССР поступила телеграмма. В ней сообщалось: «В республиканском архиве АГС хранятся актовые книги за 1829—1870 гг. Указанные книги сдайте по акту в Госархив. Начальник Антипов». 12 февраля 1945 года метрические книги 1829—1870 годов в количестве 298 дел были сданы в Государственный архив НКВД Башкирской АССР.

20 апреля 1946 года метрические книги приходов бывшей Пермской губернии в количестве 54 связок были переданы в отдел АГС Молотовской области. 20 мая 1946 года метрические книги приходов, относящихся по территории к Оренбургской губернии, были переданы в отдел АГС Управления милиции Управления МВД Чкаловской области.

Передачи метрических книг из Республиканского архива ЗАГС Башкирской АССР на постоянное хранение в ЦГИА РБ были произведены еще в 1967, 1972, 1976, 1990 годах.

В настоящее время основная часть метрических книг хранится в ЦГИА РБ. Они здесь находятся в составе фонда Оренбургского магометанского духовного собрания (Ф. И-295) и учтены в четырех описях. В описи № 1 учтено 5747 единиц хранения метрических книг, составленных в 1829—1878 годах в мечетях Бирского, Белебеевского и Уфимского уездов Уфимской губернии.

В опись № 9 включены метрические книги за 1829—1902 годы в количестве 1078 ед. хр., относящиеся к приходам Астраханской, Вятской, Казанской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тобольской, Томской, Уфимской и ряда других губерний.

Метрические книги мечетей Оренбургской, Уфимской и Екатеринославской губерний за 1888—1899 годы в количестве 84 ед. хр. внесены в опись № 12.

В опись № 15 вошли метрические книги Белебеевского, Бирского, Уфимского уездов Уфимской губернии за 1829—1919 годы в количестве 108 единиц хранения. Таким образом, в ЦГИА РБ насчитывается 7017 единиц хранения метрических книг, составленных в 1829—1919 годах в приходах (мечетях), находившихся под ведомством Оренбургского магометанского духовного собрания.

Метрические книги, хранившиеся в мечетях в начале 1920-х годов, были переданы в органы ЗАГС волостных исполкомов. В соответствии с инструкцией НКВД СССР от 17 ноября 1927 года «Об организации архивов актовых книг о рождении, смерти и усыновлении в сельских Советах» и в целях приближения органов ЗАГС к населению с 1 января 1928 года при сельсоветах создавались архивы актовых книг, куда передавались и метрические книги. В начале 1960-х годов метрические книги из сельских Советов были переданы в архивы районных и городских бюро ЗАГС.

В 1999—2000 годах архивом Управления ЗАГСов Кабинета Министров Республики Башкортостан была проведена большая работа по приему метрических книг из архивов отделов ЗАГС администраций городов и районов и по подготовке их к передаче на постоянное хранение в ЦГИА РБ. В результате этой работы в ЦГИА РБ были переданы 1200 метрических книг за 1838—1919 годы. В архиве Управления ЗАГСов после сверки экземпляров, научно-технической обработки документов была составлена опись № 16, в которую включены метрические книги мечетей Оренбургской, Уфимской, Пермской губерний, ныне входящих в состав Республики Башкортостан, в количестве 2117 единиц хранения за 1879—1937 годы. Передача их на постоянное хранение в ЦГИА РБ приостановлена в связи с увеличением срока ведомственного хранения книг актовых записей до 100 лет.

Таким образом, в архивах республики хранится огромный массив метрических книг. Они все фактически взяты на учет. Доступ к метрическим книгам, хранящимся в ЦГИА РБ, открыт. Дело остается за исследователями: активнее изучать богатейший материал, содержащийся в метрических книгах, и ввести его в научный оборот.

Примечания:
1 ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 729. Л. 1—3.
2 Там же. Л. 6
3 Там же. Д. 806. Л. 2.
4 ПСЗРИ. II. Т.III. С.-Пб., 1830. —С. 837—840.
5 ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 806. Л. 10—12об.
6 ПСЗРИ. II. Т..III. С.-Пб., 1830. —С. 839.
7 Там же.
8 ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 830. Л. 5об.


Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
24.02.2024, 8:12

Ведомости магометанских метрических книг.

С конца 90-х годов XIX века, в магометанских метрических книгах мечетей Российской Империи, можно обнаружить ведомости, содержащие подробную информацию о служителях (имамах, муллах, муэдзинах) мечетей; о датах начала строительства мечети; количестве лиц женского и мужского пола в приходах и др.

Ориентировочно с 1890 по 1897 гг., формуляр ведомостей имел усеченный вид, и назывался «Краткая ведомость». Содержащиеся в такой ведомости записи несли в себе краткую информацию о том к какой губернии, уезду, волости и селу (деревне), относилась данная метрическая книга. Также они включали в себя должность духовного лица, заполнявшего метрическую книгу его фамилию, имя и отчество. Далее указывалось количество рожденных за год мальчиков и девочек; количество совершенных браков (никах); разводов (талак); количество умерших за год лиц обоих полов.

После заполнения «Ведомости», метрическая книга прошнуровывалась и скреплялась сургучной печатью. В самом низу страницы, под бланком «Ведомости», уполномоченный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и ставил подпись («прикладывал руку»).

С 1898 года такая «Ведомость» приобрела более расширенный формат, и, несла уже в себе больше информации. Таблица «Ведомости» значительно увеличилась в графах и стала размещаться на полную страницу, в конце метрической книги. «Ведомость» получила целых три первых графы о служителях мечети: имаме-хатыбе, имаме-мулле и муэдзине. В этих графах указывались полные фамилии, имена и отчества служителей; их возраст (или дата рождения; зачастую лишь год); иногда указывалась губерния и название села (деревни). В следующей графе указывались номера Указов и даты назначения в должность каждого духовного лица. Третья графа несла в себе информацию об учебных заведениях, в которых обучались служители мечети. Также указывались наставники (устазы), которые их обучали. В четвертой графе указывалось конкретное место (хутор, деревня, село, город), в которое была выдана метрическая книга для дальнейшего ее ведения. Следующая графа несла в себе информацию с указанием приходов близлежащих селений, относящихся к этой же мечети. Вероятнее всего, из-за отсутствия в них собственных мечетей. В этой графе мы можем увидеть, порой, до четырех топонимов. Шестая графа несла в себе информацию о том, с чьей стороны (комитет, управление и др.), было дано разрешение на закладку мечети; дата и номер Указа; ответственное духовное лицо за сохранность документов. Затем шла графа с количеством в приходе лиц мужского и женского полов. Последняя графа разделялась на три: в ней указывали волость или станицу; номер стана (историческая административно-территориальная единица в Российской Империи, часть уезда, а ещё княжества) и номер участка.

Внизу, так же, как и в «Краткой Ведомости», ответственный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и «прикладывал руку».
К сожалению, такие «Ведомости» можно обнаружить не во всех метрических книгах.

Данный документ будет полезен исследователям, чьи предки были духовными лицами мечетей.

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
24.02.2024, 8:08


СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ТОМ ДЕВЯТЫЙ. ЗАКОНЫ О СОСТОЯНИЯХ. ИЗДАНИЕ 1899 ГОДА. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

III. О метрических книгах для Магометан.

905. Для записки рождения, браков и смерти магометан, по ведомству Оренбургского Духовного Собрания, а также по ведомству Таврического Духовного их Правления, ведутся метрические книги по правилам, изложенным в нижеследующих статьях (ст. 906-910).

906. В начале каждого года Оренбургское Магометанское Духовное Собрание и Таврическое Магометанское Духовное Правление представляют губернскому начальству для рассылки приходским Имамам или другим духовным чинам, действительно исполняющим духовную должность в известном приходе, по два экземпляра шнуровых книг в форме, данной Министром внутренних дел, за надлежащим подписанием и печатью:

1) одни книги, в которых записывалось время рождения всякого младенца мужского и женского пола, а также имена их родителей;
2) другие книги для записки имен супругов, имен их родителей и свидетелей, времени и главных условий их бракосочетания, имени духовного лица, совершившего бракосочетание; в сих книгах должно записываться и расторжение браков, чтобы видно было: когда, кем, по какому поводу и на каком основании оное учинено;
3) третьи книги, в которых записывалась смерть всех магометан обоего пола.

Примечание: Сбор, вносимый за браки магометан, совершаемые в округе Оренбургского Духовного Собрания, включая добровольные взносы свыше установленного размера, также должен быть отображен в метрических книгах.

907. Шнуровые книги рассылаются за счет каждого прихода, и следующие за них деньги от Имама или Муллы представляются Уездному Полицейскому Управлению для отсылки в означенные в статье 906 Духовное Собрание или Духовное Правление по принадлежности через губернское начальство.

908. Имамы пишут метрические книги на татарском языке, если не знают русского.

909. Имамы или другие духовные приходские начальники по окончании каждого года, не позже февраля следующего года, оставляя при мечетях один экземпляр из сих книг, препровождают другой в ближайшее Уездное Полицейское Управление для отсылки их через губернское начальство в Оренбургское Духовное магометанское Собрание или в Таврическое Духовное магометанское Правление по принадлежности.

910. Присутственные места при рассмотрении дел требуют необходимые сведения о вышеупомянутых случаях от приходских Имамов или Мулл, засвидетельствованные ими в выписке из тех книг. Если будет нужно удостовериться в оных, то обращаются с подобным требованием через Губернское Правление к Оренбургскому Духовному магометанскому Собранию или к Таврическому Духовному магометанскому Правлению по принадлежности.

911. Правила о ведении метрических книг в Закавказье между магометанами шиитского и суннитского учений указаны в Уставе духовных дел иностранных исповеданий.

Печатается по «Свод законов Российской империи» в 16 томах. / Сост. и изд.: A.M. Нюрнберг. — М. , 1910, Кн. 2, т. IX. с. 117–118 (издание неофициальное).

http://constitutions.ru/archives/3254

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
21.02.2024, 12:45

О том, как вести поиск рождений в магометанских метрических книгах.
Коротко и понятно.

Нередко, проводя поиск и изучая метрические книги на предмет наличия в них записи о рождении предка, мы не находим такую запись. Не останавливаясь на причинах; перейдем к тому, как можно восстановить потерянную цепочку в поколениях.
Первым делом, если мы не нашли запись, условно, в 1885 году, проверяем записи за 1884 и 1886 годы. Далее, за 1883 и 1887 и так, пока не найдем нужную запись. Либо, через один год в «шахматном порядке». Но, бывает, что разница между «известной» датой рождения предка и фактической, доходит до 8-12 лет. В таких случаях, можно попробовать искать рождения родных братьев/сестер искомого человека в соседних годах, по родителям (у магометан это зачастую делается по отцу). К примеру, мы ищем в 1885 году рождение Исмаила у папы Абдуллы. Если рождение не находится, пробуем в соседних годах искать всех новорожденных у папы по имени Абдулла и берем их на заметку, параллельно, опрашивая родственников или подкрепляя найденные сведения домашними архивами (старые совместные фото и др.)
Данный процесс может затянуться на период до 15-18 лет, с учетом того, что мама рожала детей через год; бывало и каждый год, а бывало два раза в год – скажем, в феврале и декабре или в январе и ноябре. Для заметки: в магометанских семьях детей могло быть 7-10 человек. Так же, нужно учитывать, что магометанин мог иметь до четырех законных жён одновременно. Соответственно, дети могли рождаться параллельно от разных супруг (в промышленных масштабах).
Таким образом, двигаясь вглубь по именам условных братьев/сестер искомого предка, рано или поздно мы выйдем на запись о браке нашего папы – Абдуллы, откуда узнаем его отчество, возраст, имя его жены или жён и т.д. К тому времени, у нас уже будет изучен достаточно большой пласт метрических книг с именами родных братьев/сестер искомого предка, а возможно, и его самого.
При этом, нельзя забывать и о детях, умерших во младенчестве у того же отца – Абдуллы, просматривая записи о смертях детей у всех отцов с искомым именем.
Поэтому, если вы не нашли записи о рождении в «известном» году, останавливаться нельзя; нужно двигаться дальше по цепочке.



Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
21.02.2024, 12:42

Краткий обзор магометанских Метрических Книг.

Законодательно метрические книги для мусульман были учреждены в 1828 году и велись, в отдельных приходах мечетей, вплоть до 1918 (иногда до 1925) года. По разным источникам – в некоторых мечетях метрикация начала осуществляться еще с 1780 года. Вероятнее всего, такая метрикация, являлась обычной регистрацией рождений, смертей, браков (никах) и разводов (талак); которая совершалась по инициативе имамов мечетей для учёта гражданского состояния населения того или иного населенного пункта и не имела под собой никакой законодательной основы.
Записи в метрических книгах производились имамами мечетей старо-татарской письменностью «иске имля» на основе арабской графики. Каждый приход получал по два экземпляра реестров. После их заполнения, в конце каждого года, экземпляр с копией метрической книги имамы оставляли у себя, а оригинал отправлялся не позднее февраля следующего года в Оренбургское Магометанское Духовное Собрание. Отметим, что поздние записи в метрических книгах являются более информативными. К примеру, в ранних метрических книгах (1830-1850 гг.), при заполнении отдельных граф, указывались лишь имена и не всегда отчества (родившихся, умерших и др.). Позднее, стали указываться отчества, фамилии, принадлежность к сословию мужчин; девичьи фамилии женщин и др. Об этом так же свидетельствуют, говоря современным языком, «рассылки» уездным Приставам, в которых ОМДС «покорнейше просит заполнять и подписать препровождаемыя книги [метрические] в полном составе и благоволит доставить оныя обратно в Собрание».
Своего апогея записи в метрических книгах достигли в период 1890-х годов, когда реестры стали заполняться максимально полно.

Магометанские метрические книги делились на три части:
часть первая – о родившихся;
часть вторая – первое отделение о бракосочетавшихся;
часть вторая — второе отделение о бракоразводах;
часть третья – об умерших.

Но, встречаются метрические книги, состоящие из четырех частей:
часть первая – о родившихся;
часть вторая – о бракосочетавшихся;
часть третья – о разводившихся;
часть четвертая – об умерших.

Остановимся более детально на каждой из частей и осветим их содержание, разделив статью, соответственно, на четыре части.

Часть первая – о родившихся

Первая часть метрических книг имела название «На записку родившихся». Согласно арабскому письму, записи в метрических книгах велись справа налево. Реестры состояли из 5-7 столбцов, образовывая подобие таблицы.
В первом столбце указывался пол и порядковый номер новорожденного, обычно начинали с мальчиков. Во втором столбце указывались девочки, но встречаются метрические книги, в которых сначала шла запись о девочках. Далее, в третьем столбце записывалось имя новорожденного или новорожденной. Далее, четвертый столбец, нёс в себе запись о дате рождения.
Особого внимания требует к себе пятый столбец, в котором записывались сведения о родителях новорожденного. В данный столбец сведения вносились в разных населенных пунктах и в разные годы по-разному, а именно – рассмотрим несколько вариантов:
1. Записывались только имена родителей
2. Записывались имена и отчества родителей
3. Записывались имена, отчества и фамилии родителей, принадлежность их к сословиям
4. Записывались только имена отцов и дедов новорожденных детей
5. Записывались полностью фамилии (у женщин – девичьи), имена и отчества родителей. А также их сословия, род деятельности, которым они занимались (солдат, земледелец, крестьянин, торговец и пр.)
Первый вариант записей близок к рассвету метрикации магометан, а именно к 1830-1840-м годам. Пятый вариант записей, в отдельных случаях, наиболее близок к началу 1890-х годов, и сохранился вплоть до 1918 года.
В шестом столбце указывалось место рождения ребенка.
В тех случаях, когда на один приход приходилось несколько населенных пунктов, в пятой колонке записывалось название населенного пункта, из которого пришли родители для наречения имени и совершения необходимых мусульманских обрядов и ритуалов.
В случае, если мать новорожденного была «пришлой» в населенный пункт, то указывалось название населенного пункта, из которого она была взята замуж. Также, в некоторых записях, мы видим указанных свидетелей при наречении имени младенцу. В основном, это родные братья родителей или деды новорожденных. В случаях отсутствия или смерти отца на момент рождения ребенка, записывались только имена матерей, а свидетелями были деды, дяди, братья. Встречаются и случаи отсутствия имен матерей по каким-то причинам, либо в случаях их смертей при родах.
Сами же заголовки записей о рождениях, при переводе их на русский язык, звучали бы так:
первый столбец – мужской/женский пол;
второй столбец – какое имя дано новорожденному;
третий столбец – число и месяц рождения;
четвертый столбец – имена отца и матери, дедов, фамилия (если была), какого сословия;
пятый столбец – где родился.
Сами же записи в них, при переводе на русский язык, выглядели бы следующим образом:
мужского/женского пола;
мальчик/девица по имени такой-то/такая-то;
такого-то месяца и такого-то числа;
отец – земледелец (торговец, солдат) такой-то, мать – такая-то;
родился в такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта.

Часть вторая – о бракосочетавшихся

Во второй части (или в первом отделении второй части), регистрировались бракосочетания. Эта часть называлась «Книга для записки сочетания браков и разводов», либо просто «браков». Так же, как и предыдущая часть, она разбивалась на столбцы. На русский язык заголовки столбцов можно буквально перевести, так:
первый столбец – кто именно и с кем вступает в супружество;
второй столбец – число и месяц бракосочетания;
третий столбец – представители и свидетели сторон бракосочетавшихся;
четвертый столбец – условия бракосочетания;
пятый столбец – имя духовного лица, совершившего никах.
Так же, добавлялся порядковый номер брака в году. Сами же записи в этой части метрики выглядят следующим образом:
такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта дочь такого-то по имени такая-то обвенчана с жителем такого-то населенного пункта таким-то сыном такого-то;
такого-то месяца, такого-то дня;
со стороны невесты ее представителем был такой-то представителем жениха был такой-то свидетелями стороны невесты были такие-то и свидетелями стороны жениха были такие-то (свидетелей сторон обычно было по два человека) в чем они и подписались.
Записи об условиях бракосочетания, хотелось бы рассмотреть более детально. Буквально, перевод этой записи звучит так: «положенный по условию калым (в данном случае махр) в столько-то рублей, из этой суммы отдать столько-то рублей при венчании, а остаток в столько-то рублей жених должен отдать невесте, по ее же первому требованию, в чем подписались жених такой-то и свидетель такой-то».
В последнем столбце, делались записи о следующем:
такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта имам такой-то совершил венчальный обряд и руку приложил.

Часть третья – о бракоразводах

Бракоразводная часть или «Второе отделение второй части о бракоразводах» делилась на шесть столбцов. В заголовках значилось:
кто именно и с кем разводился;
число и месяц;
по каким причинам;
кто были свидетели;
по чьему решению.
Записи делались по следующему принципу:
такой-то губернии такого-то уезда такого-то населенного пункта по имени такой-то разведен со своей женой по имени такая-то;
такого-то месяца, такого-то дня.
В столбце о причинах развода, в большинстве случаев указывалось «из-за утраты любви» или же «по причине невыполнения супружеских обязательств и утраты взаимоуважения». Буквально: жена такого-то по имени такая-то разведена с мужем таким-то за такие-то поступки. Приведем более конкретный пример причины развода: «жена такая-то разведена с мужем своим таким-то за непослушание к нему и отлучки без его позволения в дома сторонних людей и по последовавшему от сего несогласию».
Далее, шли имена свидетелей: свидетели такие-то (обычно два человека), и более детально: «свидетели при словах утверждающих развод такие-то руку приложили».
Записи последнего столбца гласили: «по следствию произведенному имамом таким-то и по случаю не примирения разводящихся в положенный законом срок, решил развод имам аула такой-то».

Часть четвертая – об умерших

Часть четвертая делилась на семь столбцов:
порядковый номер, женского/мужского пола;
кто умер;
число и месяц;
возраст покойного;
болезнь или отчего умер, т.е. – причина смерти;
где умер и погребен.
Эта часть имеет следующий вид записей:
мальчик/мужчина по имени такой-то;
девица/женщина по имени такая-то;
такого-то месяца, такого-то дня;
стольких-то лет;
от такой-то болезни.
Заключительный столбец гласил:
Погребен/погребена такой-то губернии такого-то уезду такого-то аула.
На последних страницах, в более поздних метрических книгах были введены ведомости метрической книги, где отображались сведения об имаме, втором имаме и муэдзине мечети. Об их возрасте, дате и номере приказа о назначении в должность, а также их учителях-наставниках (домла) и др. статистические данные. Так же из них мы можем узнать сколько человек и какого именно пола родилось/умерло и сколько было зарегистрировано браков/разводов за данный год; количество лиц мужского и женского полов в приходе.


Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
14.12.2022, 14:17

>> Ответ на сообщение пользователя Elmira-ciclamina от 14 декабря 2022 11:30

добрый день. напишите мне на емейл, пожта.


Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
13.09.2021, 20:50

Сатьи Марата Сафарова ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И СИСТЕМА РОДСТВА У ТАТАР-МИШАРЕЙ В ТРУДАХ РАМЗИИ МУХАМЕДОВОЙ и НА ЗЕМЛЯХ КНЯЗЕЙ ДИВЕЕВЫХ по ссылке http://www.bastanovo.ru/blog/ на Проекте Магометанская генеалогия.

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
23.06.2021, 20:42

>> Ответ на сообщение пользователя AGate2 от 21 мая 2021 14:02

добрый вечер. нет.



Тема: Каталог полезных для генеалогии ресурсов
25.11.2020, 8:38

t.me/genealogic

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
15.06.2020, 20:49

«ГЕНЕАЛОГИЯ: КОДЕКС СЕМЁНОВА. УРОБОРОС»
Хит-книга по генеалогии
Одним из ярких событий этой недели стало издание неоднозначной и скандальной книги Виталия Семёнова, историка, генеалога, организатора и ведущего фестивалей образовательного проекта ГенЭкспо:

«Генеалогия: Кодекс Семёнова. Уроборос»

Продолжение знаменитого «Кодекса Семёнова», который был издан в апреле 2018 года тиражом в 300 экземпляров и распродан полностью, теперь с ним можно ознакомиться только в электронном виде.


У команды ГенЭкспо есть план сделать эту книгу общедоступной для каждого интересующегося историей своей семьи, ввести моду на генеалогические бестселлеры как один из путей раскрутки генеалогии. Кроме того, это главный мерч, символ будущего летнего онлайн-фестиваля «Новая жизнь», который состоится 27-28 июня.

О чем и для кого эта книга

«Генеалогия: Кодекс Семёнова. Уроборос»?

Если Вы только начинаете изучать историю семьи или блуждаете уже несколько лет по лабиринтам поисков, Вы точно готовы встретиться глаза в глаза с Уроборосом, мифическим и магическим змеем, символом перерождения и смерти.

Встретиться, чтобы понять:

Что такое твоя родословная: помощник или вечное колесо, которое заставляет проходить все те же и те же пути, что и твои предки?
Как связаны «зоны поражения» в истории страны и истории семьи?
Каким образом может кардинально поменять вашу жизнь поиск людей, пропавших без вести на войне?
Как вырастить «географическую розу» в семейном саду?
В чем сила и разрушающее влияние семейных легенд?
Стоит ли раскрывать свои семейные тайны психогенеалогам, родоведам в расстановках и консультациях?
Как вести поиск?
Через обнажение личной истории автор объективно, безбашенно, на грани, не минуя резкие повороты и неожиданные линии дорог, иронизируя и порой шокируя, ведет каждого к истории своей семьи.

Вы готовы рискнуть и пойти за ним? http://www.bastanovo.ru/geneal...-uroboros/

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
22.04.2020, 23:19

ГЕНЭКСПО. ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

25–26 апреля продолжится Первый международный генеалогический фестиваль ГенЭкспо. Он посвящён теме генеалогии как преодоления и приурочен к годовщине катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.

Будут затронуты совершенно новые темы. Половина выступающих — новые лекторы, и снова из 11 стран, от США до Узбекистана.

Программа трансляций и Пресс-релиз можно скачать по ссылке: http://www.bastanovo.ru/geneks...-festival/

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
9.04.2020, 21:47

Генеалогические Исследования.
Генеалогический и историко-краеведческий канал Проекта
"Магометанская генеалогия" www.bastanovo.ru

i.gif https://t.me/genealogic

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
6.02.2020, 16:25

Зачем переводить метрические книги магометан?

Как известно, записи об актах гражданского состояния тюркского населения Российской империи, в метрических книгах мечетей, велись старотатарской письменностью на основе арабской графики – “иске имля”. Поэтому, данные записи требуют перевода, предположим, на русский язык.
Хорошо, если с точностью известна дата рождения или смерти предка. Так же, хорошо, если в населенном пункте проживания предка была всего одна мечеть.
А если дата неизвестна и в месте проживания предка или предков была не одна, а пять или более мечетей?
Если для перевода и оцифровки нужен целый пласт документов за 5-10 и более лет?
Если нам нужно составить шежере (родословную) нескольких родов определенного населенного пункта с 1832 по 1917 год, т.е. за 85 лет; а в населенном пункте было 6 мечетей? Выходит, что нужно будет обработать аж более 500 метрических книг?! И такое бывает… Тут, даже будучи новичком, нужно понимать, что данный процесс потребует, как финансовых, так и временных затрат.
Но! В том случае, если мы не строим шежере нескольких родов или, как это нередко бывает, всего населенного пункта, а ищем информацию лишь об одном конкретном предке; встает еще один вопрос – нужно ли полностью переводить метрическую книгу?
Ведь, достаточно лишь знать дату рождения предка, найти метрическую книгу за нужный год и узнать, как звали его родителей. Найти годом-двумя ранее их брак; узнать их возраст; определить их даты рождений; из этих дат узнать, как звали их родителей и так далее по цепочке.
Все достаточно быстро, легко и просто. И все же, для чего нужно переводить все части метрической книги: о рождениях; о браках; о разводах и об умерших.
Допустим, что мы со стопроцентной уверенностью знаем дату рождения искомой персоны. В этом случае, мы просто просим специалиста-переводчика, просмотреть записи о родившихся за нужный нам год и поискать в этих записях Ибрагима или Абдуллу. Ведь, нам не нужен полный перевод метрической книги. Мы знаем точную дату рождения нашего предка! Но, зачастую, и даже в большинстве случаев в магометанских метрических книгах (особенно в более ранние периоды), мы не находим нужной регистрации записи о рождении. Происходило это по разным причинам, в данном случае речь не об этом.
И тут, возвращаясь к «быстро, легко и просто» мы видим обратное. В итоге получается: нашел или не нашел. Не нашел, ну и ладно. Значит, «все архивы сгорели».
Чем же в таких случаях может помочь полная обработка метрической книги. Ни для кого не секрет, что работать с документом, выполненном на родном языке в развернутом виде удобнее и проще, чем гадать, что скрывает арабица.
Итак, зачем? В тех случаях, если мы «не попали» в известный нам год.
В части о родившихся можно найти родных брата или сестру искомого предка.
В части о браках можно найти брак родителей искомого предка, а сама нужная персона, родится уже на следующий год после брака родителей. Тут же, если персона уже родилась или еще не родилась; мы знаем, что магометанам разрешалось иметь до четырех жен и отец искомой персоны мог жениться в этот год во второй, третий или четвертый раз.
В части об умерших можно найти родных брата или сестру искомой персоны, умерших во младенчестве. В той же части, мы можем найти смерть одного из родителей искомого предка. Предположим, нужная персона уже родилась годом-двумя ранее, а годом-двумя позднее – умер отец искомой персоны. Это можно сказать и о матери предка.
Наконец, не исключаются случаи разводов на тот момент, если наш предок уже родился годом-двумя ранее, и родители развелись после его рождения.
Так же, имеются и другие нюансы, которые пополнят наши знания о роде, если мы все же обработаем документ полностью. Это – смерть отца в год рождения нашего предка. Это – смерть матери нашего предка при родах или позднее. Кстати, бывали случаи, что один ребенок рождался в январе, а второй в ноябре. Опять же, развод после рождения ребенка. Тот же брак в год рождения ребенка. В общем, нюансы, нюансы и нюансы...
А решать вам – иметь ли перед глазами полностью обработанный документ или уже домысливать какие-то моменты из прошлого вашего рода.

http://www.bastanovo.ru



Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
20.11.2019, 19:58

Новая книга Виталия Семёнова "КНИГА ПАМЯТИ: ВАЛААМ, ГОРИЦЫ, АНДОГА"
Скачать можно по ссылке http://www.bastanovo.ru/kniga-pamyati-valaam-goricy-andoga/

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
4.09.2019, 15:20

КНЯЗЬЯ И МУРЗЫ ЕНГАЛЫЧЕВЫ

Р.Р. Дашкина

Имея довольно разноречивые родословные Енгалычевых, приведенные в разных источниках, представляю еще одну, основанную на архивных источниках, попытку разложить имена из родословной татарских мурз Енгалычевых в одно общее древо.

Принимаю во внимания обстоятельство, что представители первых поколений рода Енгалычевых могли в традиции своего времени иметь несколько имен и прозвищ одновременно или менять имена в течении жизни.

Причины разрозненности родословных Енгалычевых

По данным современных исследователей из Татарии род Енгалычевых относится к двум разным веткам, хотя они и родственные.

Моя версия, что все известные ветки Енгалычевых должны быть одного рода, исключая отдельных однофамильцев, может быть ошибочной.

Но статья уже написана и я рискну опубликовать ее в таком виде... http://www.bastanovo.ru/knyazya-i-murzy-engalychevy/

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
19.08.2019, 21:59

КРАТКИЙ ОБЗОР БЛОГА «СВЯЗЬ ВРЕМЕН»


Этот блог посвящен информации о поиске предков. Тому, как вести такой поиск, где его вести, какие документы нужно искать в архивах. В статьях ниже подробно расписаны имеющиеся в архивах нашей страны типы документов, содержащих генеалогическую информацию, расписаны методики поиска.

Подробно рассмотрены фонды уфимского исторического архива (ЦГИА РБ), в котором хранится, кроме обычной коллекции типовых документов, еще и масса материалов по магометанам (мусульманам) всей Российской Империи, от Варшавы до Амура...http://www.bastanovo.ru/kratkij-obzor-bloga-svyaz-vremen/

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
10.07.2019, 11:47

ТАТАРСКИЙ АУЛ НОГАЙ-КУРГАН БЛИЗ ТАШКЕНТА

Формирование татарского населения в пределах территории современного Узбекистана уходит в средневековье. К XIV веку уже сложились прочные торговые связи. Имеются письменные свидетельства о том, что татар можно было увидеть на базарах Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента, Коканда и других городов. Многочисленные группы татар в этот период встречались почти во всех уголках среднеазиатских ханств.

Самая большая татарская община – аул Ногай-Курган, возник на рубеже XVIII-XIX веков в окрестностях Ташкента, который входил в состав Кокандского ханства. Татарский аул располагался на берегу реки Салар. Когда-то Салар был полноводным. Чтобы переплыть его с одного берега на другой, надо было хорошо «помахать» руками. О тех легендарных временах еще помнят старики. А вот молодое поколение таким его уже не застало. Тогда земля у реки была сильно заболочена, здесь водились кабаны и даже тигры. Благодаря упорному труду жители аула осушили болота и вернули почве былое плодородие... http://www.bastanovo.ru/tatars...tashkenta/

Тема: ФОТОГРАФИИ. УКРАИНА. ПОЛТАВСКАЯ ОБЛ.
18.05.2019, 21:39

Коллеги, я ранее писал, что разыскиваю бойца Бегимкулова Абдурахмана.

А сейчас, на новом сайте https://pamyat-naroda.ru я нашел, что он значится, как БегиНкулов.

Там сказано, что он выбыл:
Куда выбыл эшелон 45278

И еще
Военно-пересыльный пункт 7 литерный зсп

Подскажите, пож-та, что это значит?

Да, и сама ссылка, не знаю, откроется ли, но вставлю

https://pamyat-naroda.ru/heroe...Абдурахман


Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
18.05.2019, 13:26

МУРЗЫ МОРОЗОВЫ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В XVIII-XIX ВЕКАХ

Дашкина Р.Р.

Привычно русские фамилии Ждановы, Богдановы, Киреевы, Морозовы, Московы являются и татарскими фамилиями тоже.
Ждан, Богдан, Кирей, Мороз, Москов называли когда-то мальчиков. Возможно это была сокращенная или русифицированная форма тюркских, персидских и арабских имен (например: Богдан-Багаутдин, Ждан-Жавдат, Мороз-Мурза) или заимствование имен служилыми татарами в 13-18 веках. А может память о некогда исповедовавшемся среди тюркских народов христианстве. Имена эти из дедичеств стали фамилией.
Помимо известных родов русских боярских и купеческих родов Морозовых, есть род служилых татар, а позже купцов Сеитовского Посада Морозовых.По архивным документам во 2 ревизию 1748 года Ишелей Морозов с семейством проживали в деревне Вершаут Пензенского уезда Узинского стана, два сына Ишалея Морозова Абдрезяк и Абдрахман были приписаны в новопоселенной д.Пакаевой.По третьей ревизии дети и внуки Ишелея записаны по Оренбургской губернии Бугульминскому уезду д.Абдулловой Аманатские Вершины тож, приписаны к Адмиралтейству для корабельных работ (лашманы). В 1779 году мулла Абдулла Адильшин сын Морозов со товарищи продает землю в Аманатских Вершинах заводчику И.Л.Тимашову и покупает землю у башкир по р.Ашкадар у устья р.Беркутлы (Федоровский район).По пятой ревизии внуки Ишелея Морозова уже записаны по Оренбургской губернии и округе в деревне Абдуловой в качестве служилых татар и купцами Сеитовского Посада... http://www.bastanovo.ru/murzy-...xix-vekax/

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
6.04.2019, 21:53

ПРОЕКТ «ВОЕНКОМАТ». Виталий Семенов, историк-генеалог. В поисках людей по всему миру! http://www.bastanovo.ru/proekt...j-semenov/

Тема: Самые полезные сайты для генеалогии
2.04.2019, 2:21


arpoisk написал:
[q]
Поиск людей по всем известным социальным сетям:
https://poisksocial.ru/
[/q]


Как то он странно работает... или не работает...

Тема: Самые полезные сайты для генеалогии
2.04.2019, 2:15

Магометанская генеалогия - http://www.bastanovo.ru

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
28.03.2019, 15:14

ВАГАБОНДО: ПУТЕШЕСТВУЙ ОСМЫСЛЕННО!

«Дом, дерево и сын. Дерево я посадил ещё в 6 лет из жёлудя, найденного в Кусковском парке, сын у меня родился в 30 лет и по шкале ценностей я сильно отстал только с домом: к 40 годам я успел закончить лишь свой первый в жизни ремонт в марьинской «однушке». До дома ещё далеко.
Моя гордость — не только бизнес по составлению родословных, не только мои проекты, которые помогли увековечить 220 000 воинов Красной армии, но и тот факт, что 20 лет я вожу людей в путешествия.
За это время со мной вместе побывали в путешествиях 300 человек. Много это или мало?»

Новая книга Виталия Семенова «Вагабондо: Путешествуй осмысленно!»

СКАЧАТЬ: http://www.bastanovo.ru/vagabondo-puteshestvuj-osmyslenno/

Тема: путеводитель по архиву
27.03.2019, 23:08

Помогите, пожта, установить архивный шифр к 4-м делам.

Казанская губерния Свияжский уезд село Большие Кайбицы

Ландратка 1717 года и ревизии 1762, 1834, 1858гг..

Буду весьма признателен!

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
20.03.2019, 11:01

ВЕДОМОСТИ МАГОМЕТАНСКИХ МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ. ЧАСТЬ I

Атнагулов Р.М.

С конца 90-х годов XIX века, в магометанских метрических книгах мечетей Российской Империи, можно обнаружить ведомости, содержащие подробную информацию о служителях (имамах, муллах, муэдзинах) мечетей; о датах начала строительства мечети; количестве лиц женского и мужского пола в приходах и др.

Ориентировочно с 1890 по 1897 гг., формуляр ведомостей имел усеченный вид, и назывался «Краткая ведомость». Содержащиеся в такой ведомости записи несли в себе краткую информацию о том к какой губернии, уезду, волости и селу (деревне), относилась данная метрическая книга. Также они включали в себя должность духовного лица, заполнявшего метрическую книгу его фамилию, имя и отчество. Далее указывалось количество рожденных за год мальчиков и девочек; количество совершенных браков (никах); разводов (талак); количество умерших за год лиц обоих полов.

После заполнения «Ведомости», метрическая книга прошнуровывалась и скреплялась сургучной печатью. В самом низу страницы, под бланком «Ведомости», уполномоченный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и ставил подпись («прикладывал руку»).

С 1898 года такая «Ведомость» приобрела более расширенный формат, и, несла уже в себе больше информации. Таблица «Ведомости» значительно увеличилась в графах и стала размещаться на полную страницу, в конце метрической книги. «Ведомость» получила целых три первых графы о служителях мечети: имаме-хатыбе, имаме-мулле и муэдзине. В этих графах указывались полные фамилии, имена и отчества служителей; их возраст (или дата рождения; зачастую лишь год); иногда указывалась губерния и название села (деревни). В следующей графе указывались номера Указов и даты назначения в должность каждого духовного лица. Третья графа несла в себе информацию об учебных заведениях, в которых обучались служители мечети. Также указывались наставники (устазы), которые их обучали. В четвертой графе указывалось конкретное место (хутор, деревня, село, город), в которое была выдана метрическая книга для дальнейшего ее ведения. Следующая графа несла в себе информацию с указанием приходов близлежащих селений, относящихся к этой же мечети. Вероятнее всего, из-за отсутствия в них собственных мечетей. В этой графе мы можем увидеть, порой, до четырех топонимов. Шестая графа несла в себе информацию о том, с чьей стороны (комитет, управление и др.), было дано разрешение на закладку мечети; дата и номер Указа; ответственное духовное лицо за сохранность документов. Затем шла графа с количеством в приходе лиц мужского и женского полов. Последняя графа разделялась на три: в ней указывали волость или станицу; номер стана (историческая административно-территориальная единица в Российской Империи, часть уезда, а ещё княжества) и номер участка.

Внизу, так же, как и в «Краткой Ведомости», ответственный служитель мечети писал свои фамилию, имя, отчество и «прикладывал руку».

К сожалению, такие «Ведомости» можно обнаружить не во всех метрических книгах.

Данный документ будет полезен исследователям, чьи предки были духовными лицами мечетей.



Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
18.03.2019, 11:26

За последние 7 лет работы Проекта, было переведено и оцифровано на кириллицу более 4000 метрических книг магометанских мечетей, по более чем 350 населенным пунктам Российской Империи. От хуторов, состоящих из одного или нескольких домохозяйств (хутор Сибирган Оренбургской губернии), деревень и сёл, с населением около или более 2000 жителей; до крупных современных городов (Стерлитамак, Троицк, Нижний Новгород) и мегаполисов (Москва, Уфа).
http://www.bastanovo.ru

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
24.02.2019, 23:03

Шлемасс — село в Инзенском районе Ульяновской области. Входит в состав Коржевского сельского поселения. Село расположено в живописной местности по берегам реки Талы, в 35 км к северу от райцентра. Рядом с селом проходит дорога, которая соединяет его с ближайшими населёнными пунктами: деревня Челдаево и село Проломиха. Происхождения названия села в настоящее время не имеет точного объяснения. Одна из версий, бытующая среди местных татар, носит шутливый характер и объясняет название села от татарского слова «Ишламас» — неработающий, бездельник... http://www.bastanovo.ru/shlemass/http://www.bastanovo.ru/shlemass/

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
22.02.2019, 14:23

Коллеги предлагают уход за могилами предков в Ташкенте, Узбекистан.
Если кому интересно, можете писать в личку.

Тема: ФОТОГРАФИИ. УКРАИНА. ПОЛТАВСКАЯ ОБЛ.
9.02.2019, 23:21

Элла, здравствуйте.
Скажите, пожта, а где можно увидеть все братские могилы и мемориалы города Миргород?
Спасибо.

Тема: Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
3.02.2019, 23:14

Магометанская генеалогия
Генеалогический и историко-краеведческий проект

МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕРХНЕУДИНСКОЙ ТАТАРСКОЙ МЕЧЕТИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
В.В. Перинов

Статья представляет собой первую в Сибири попытку анализа метрических книг мусульманской общины. Используя этот ценный источник, автор реконструирует историю повседневности мусульманской диаспоры провинциального сибирского города: прослеживает процесс «натурализации» членов общины от «поражения в правах» до приобретения

статуса гражданина, определяет сословную структуру общины, дает ее демографические характеристики, восстанавливает исторический облик мусульманской семьи. Статья полностью построена на архивном материале, впервые введенном автором в научный оборот.

Скачать статью: http://www.bastanovo.ru/metric...istochnik/