| Anutka111 Анна Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные |
Последние 30 сообщений Anutka111Тема: Братья и сестры прабабушки Ксении Дмитриевны 11.04.2025, 10:48
Татьяна Дмитриевна Баландина родилась 8 января 1901 года София Дмитриевна Баландина родилась 15 сентября 1904 года Ульяна и Анастасия Дмитриевна Баландина родились 16 декабря 1908 года Михаил Дмитриевич Баландин родился 17 сентября 1913 года Михаил Дмитриевич Баландин родился 12 ноября 1920 года
|
Тема: Тверской архив 2.07.2024, 16:52
ГАТО. Фонд Р-1719. Опись 1 Старицкая уездная советская рабоче-крестьянская милиция 88 Сведения о паспортах и видах на жительство, выданных жителям Емельяновской, Кобелевской, Павликовской и др. волостей Старицкого уезда, количестве работников Павликовского волисполкома; список работников Гнездовского волисполкома, трудоспособного населения и плательщиков натурального налога на яйца среди жителей 3-го квартала г. Старицы и др. 4 марта 1920 г. — 17 ноября 1922 г. Листов: 322
ГАТО. Фонд 800. Опись 1-2. Дело 6947 Описание селений Павликовской вол. Старицкого у. 1886
|
Тема: Архивы Санкт Петербурга 2.07.2024, 13:06
ЦГИА СПб. Фонд 1304. Опись 4. Дело 3061 Старообразов Иван, рабочий N 6339 не оцифровано
ЦГА СПб. Фонд Р-7965. Опись 158. Дело 791 Домовая книга прописки граждан по адресу: ул. Симанская, д. 3Б 1935–[1941] не оцифровано
ЦГА СПб. Фонд Р-7965. Опись 158. Дело 792 Домовая книга прописки граждан по адресу: ул. Симанская, д. 3Б [1940]–[1973] не оцифровано
|
Тема: Братья и сестры прабабушки Анны Ивановны Филяевой 29.06.2024, 21:13
Георгий Иванович Филяев родился 26 ноября 1891г в д.Павликово. Брак 30 января 1911 года с солдатской дочерью девицей Марией Николаевной 19 лет д. Павликово. Дети: 1. Михаил Георгиевич Филяев родился 4 ноября 1911 года крестная крестьянская жена Анна Ивановна. Умер в декабре 1913 года от кори. 2. Николай Георгиевич Филяев родился 2 декабря 1912 года крестная крестьянская жена Пелагея Осиповна Хохлова. Умер в октябре 1913 года от коклюша. 3. Клавдия Георгиевна Филяева родилась 10 августа 1914 года 4. Михаил Георгиевич Филяев 4 ноября 1915 года 5. Анастасия Георгиевна Филяева родилась в 1917г крестные - крестьянский сын Федор Иванович Филяев, крестьянка Анна Николаевна
Устинья Ивановна Филяева родилась предположительно в 1883г в д.Павликово. Брак: 22 января 1906 года с крестьянским сыном деревни Антониха Федором Сергеевичем 22 лет. На момент брака было 22 года. Дети: 1. Александр Федорович 1908г крестная солдатская девица Анна Ивановна 2. Илья 1911г
|
Тема: Братья и сестры прадеда Ивана Антиповича 29.06.2024, 20:14
Андрей Антипович Антипов (Старобразов) родился в 1874г в с.Денежное. Брак 10 января 1893г с крестьянской дочерью Натальей Михайловой 18 лет с.Денежное. Дети: 1. Евдокия 30 июля 1894г крестная - сестра Екатерина Антипова. Умерла 8 апреля 1896г от простуды. 2. Анастасия 11 октября 1895г крестная - сестра девица Екатерина Антипова. Умерла 18 октября 1895г от родимца. 3. Иван 24 августа 1902г крестная - сестра девица Агриппина Антипова, крестный - Федор Алексеев с.Денежное 4. 16 июня 1906г умерла дочь младенец Анна 10 месяцев от коклюша. В 1896г рядовой Ковенского пехотного полка, в 1902г запасной рядовой, с 1906г запасной унтер-офицер. Работал на Балтийском заводе в 1904-1905. 1906-1910гг Фонд 1304 опись 10 дело 241 №5884, 8326.
Екатерина Антипова родилась в 1879г в с. Денежное. Брак 14 января 1901г с крестьянским сыном Николаем Михайловичем Кукушкиным 22 года д. Павликово. Дети: 1. Сергей Николаевич Кукушкин 6 октября 1910г крестная Пелагея Михайлова 2. Евдокия Николаевна Кукушкина 1 августа 1913г крестные Андрей Антипов, крестьянская девица Анастасия Иванова 3. Михаил Николаевич Кукушкин 1915г крестный Василий Антипович Старообразов
Василий Антипович Старообразов родился 18 марта 1888г в с. Денежное крестные Андрей Антипов, крестьянская жена Пелагея Алексеева. В годы первой мировой войны служил в звании младший унтер-офицер Ивангородской автомобильной ком.
|
Тема: Мать бабушки (прабабушка) Анна Ивановна Филяева 29.06.2024, 14:12
Родилась 28 августа 1888 года в д. Павликово в семье запасного рядового Ивана Никитина Филяева и Анастасии Иосифовны Филяевой. Братья и сестры: 1. Устинья Ивановна 1883 г рождения 2. Петр Иванович 15 декабря 1885г рождения, умер 10 апреля 1893г 3. Георгий Иванович 26 ноября 1891г рождения крестные племянник Иван Феодосьев, племянница Наталья Феодосьевна 4. Ольга Ивановна 1 июля 1895г рождения 5. Анастасия Ивановна 5 декабря 1897г рождения крестная дочь Устинья Иванова 6. Мария Ивановна 20 июля 1901г рождения
|
Тема: Братья и сестры бабушки 29.06.2024, 14:08
Брак родителей бабушки - 18 января 1909 года: запасной рядовой Иван Иосифович 25 лет д. Павликово; солдатская дочь Анна Ивановна 20 лет д. Павликово. Дети: 1. Николай 26 ноября 1909 года крестные солдатский сын Георгий Иванов, крестьянская жена Устинья Иванова д.Антониха 2. Илья 11 июля 1914 года крестная солдатская девица Мария Иванова
|
Тема: Ванина Антонина Ивановна (бабушка по матери) 29.06.2024, 14:00
Родилась 1 октября 1918 года в деревне Павликово Старицкого уезда Тверской губернии в семье запасного рядового Ивана Иосифовича Ванина и Анны Ивановны Ваниной.
|
Тема: Мать деда (прабабушка) Евдокия Яковлевна 29.06.2024, 13:49
Евдокия Яковлевна родилась в 1876 году в деревне Пепелово. Родители - Яков Алексеев и Анастасия Егорова. Братья и сестры: 1. Варвара Яковлева 1873г рождения 2. Дмитрий Яковлев 1874г рождения 3. Пелагея Яковлева 4. Александра Яковлева 5. Иван Яковлев 1882г рождения 6. Михаил Яковлев 1885г рождения 7. Косма Яковлев 27 октября 1888г рождения
|
Тема: Отец деда (прадед) Иван Антипович Старобразов 29.06.2024, 13:36
Отец деда (прадед) - Иван Антипович Старобразов 1875г рождения с.Денежное Старицкий уезд, Тверская губерния. Значится в списках сотрудников Балтийского судостроительного и механического завода Петрограда, работал там в 1904-1910 годах. ЦГИА фонд 1304 (1304-10-239-5678). Его родители - Антип Егоров и Наталья Алексеева. Братья и сестры: 1. Андрей Антипов 1874г рождения 2. Екатерина Антипова 1879г рождения 3. Василий Антипов 18 марта 1888г рождения 4. Агриппина Антипова 5. Иосиф Антипов 4 сентября 1891г рождения
|
Тема: Братья и сестры деда 16.06.2024, 16:23
Брак родителей деда: 30 января 1895г жених - крестьянский сын Иван Антипов 19 лет село Денежное; невеста - крестьянская дочь Евдокия Яковлева 18 лет деревня Пепелово. Дети: 1. Анастасия 19 октября 1897г крестная Екатерина Антипова сестра-девица 2. Коста 26.октября 1902г крестные крестьянский сын деревни Пепелово Иван Яковлев, крестьянская девица Агриппина Антипова Умер Коста в 1906г в возрасте 3 года 10 месяцев от кори 3. Екатерина 29 октября 1905 г крестные крестьянский сын Василий Антипов, крестьянская девица Агриппина Антипова 4. Иван 5. Анна 21 августа 1910г крестные Василий Антипов на действительной службе, крестьянская девица Анастасия Иванова сестра 6. Клавдия 18 марта 1913г крестные крестьянский сын Петр Яковлев, крестьянская дочь девица Анастасия Иванова сестра 7 и 8 Михаил и Андрей 29 сентября 1918 г
|
Тема: Старобразов Михаил Иванович дедушка по матери 15.06.2024, 20:11
Родился 29 сентября 1918г в селе Денежное Павликовской волости Старицкого уезда Тверской губернии в семье крестьян Старобразовых Ивана Антиповича и Евдокии Яковлевны. В 1938-1942 гг проходил службу в качестве краснофлотца 3 Бел Ф 7 ОБр МП КБФ. В 1942 году был тяжело ранен и эвакуирован в тыл. Умер 17 декабря 1966 года.
|
Тема: Старицкие крестьяне 10.06.2024, 14:43
Старицкий крестьянин и ремеслом славен
Крестьяне деревень Анцинориха, Боярниково, Бураково (Денежновского с/о), Дарьино, Денежное, Кузнецовка Мосеево, Рюхово в свободное время в течение почти целого года занимались тележным промыслом. Телеги сбывались в города Ржева и Старицы от 1 руб. до 2 руб., тарантасы стоили от 40 до 60 руб.
В деревнях Бабенки, Большое Капково, Боярниково, Вардугино, Дворцы, Задорье, Кожевниково, Коняшино, Красноселье, Луковниково, Малое Капково, Селютино, Степино в свободное время крестьяне занимались камнебойным промыслом. Этот промысел особенно был развит во время строительства Николаевской железной дороги. Работали преимущественно крестьяне зимой и весной, и домой возвращались только к Петрову дню. «Организован промысел по преимуществу на артельных началах, хотя встречался и в виде наемного труда. Артели составляются человек из 14; такая артель добудет в рабочий срок до 1000 руб., а за вычетом расходов на харчи, чистого заработка остается до 800 руб.»
Зимой многие мужчины деревень Баканово, Власово, Коробово подрабатывали конопатчиками и кирпичниками в Петербурге, а деревень Богоявленье, Боровая, Борыково, Корытце мужчины уходили на заработки в города, где работали кочегарами и машинистами.
Крестьяне деревень Боково, Мошино, Холохольня в свободное время занимались штукатурным промыслом. Уходили целыми артелями в Петербург и Москву. «Поступающие в штукатуры для обучения занимаются сначала ноской материала. Затем, мало помалу, присматриваясь, начинают и сами работать. В первый год ученик получает на хозяйских харчах 30 руб., во второй год – уже обыкновенно – 50 руб.» Чистый заработок среднего штукатура достигал до 60 руб. за сезон.
Главным пунктом отхода для плотничного промысла преимущественно была Московская губерния, куда уходили крестьяне деревень Болдырево, Болотьково, Дубровино, Молотино, Редкино, Сафроново, Сергеево, Сотчино, Шебаршино и села Емельяново. Работали артелями от 5 до 30 человек. Средний заработок за сезон составлял от 30 до 100 руб. Также плотники занимались приготовлением срубов на продажу.
В деревнях Бураково (Суровцовского с/о), Данилова Слобода, Елизаветкино «крестьяне промышляли конопатчиками и судовозчиками в Санкт-Петербурге и Севастополе. Работали на кораблях Русского Общества. Платили от 1 руб. 20 коп до 1 руб. 70 коп в день. Работали круглый год. Харчи свои. Готовили пищу кухарки».
Васильевское, Станишино. Многие крестьяне в свободное время занимались сапожным промыслом – «подбойщиками». Их можно было встретить в местах скопления рабочего народа в Петербурге и Москве. «Они на месте чинят обувь, при чем «клиент» в это время стоит на босу ногу и ждет, когда будет готово». Уходили в города небольшими артелями. «Начинающий учился обыкновенно, «пристает» к какому-нибудь родственнику на месяц или два, и обучение этим кончается, так как наука «немудрая». Главные инструменты: большая деревянная палка с железной лопаткой на конце, молоток и нож. Взяв с собой инструменты и кожу, часто старую, подбойщики становятся в разных местах – на улицах, бульварах, площадях и чинят прохожим обувь. Работа идет быстро. За подбойку подметки берут от 20 коп. до 1 руб., смотря по лицу, для которого производится работа; часто говорят: «По копейке с гвоздя». В удачный день подбойщик может заработать 3-4 руб.
При деревнях Воробьево, Молоково, Стегнишино, Федурново, Черевково, Старо-Ямская, Сельцо, Толпино имелись каменоломни. Ломкою камня крестьяне занимались преимущественно зимой. Занятие промыслом происходило в течение трех зимних месяцев. Добытый камень продавался большей частью на месте тверским и ржевским купцам. Аршинные камни (плиты) продавались от 3-4 до 7-8 руб. за сотню. Каждый работник мог заработать за это время 30-35 руб.
«Зимой крестьяне деревни Вороново возят дрова по берегу реки Большой Коше до Волги, этим и живут», а крестьяне Глазуново, Гремиха «ходили на заработки в Петербург, где работали продавцами в магазинах, дворниками и на кухне».
«Промысел — класть печи был хорошо развит в деревнях Глебцово, Гнездово, Литино, Шиловка. Крестьяне даже едут в Москву. Этот промысел укоренился, отец отправлен в Москву и с собой берет сына, который также приучается к этому труду. Отправляются после Пасхи, живут в Москве до Петрова дня, а к сенокосу приходят домой. Кто имеет возможность, тот живет и дольше. Придя в Москву, такие работники становятся на площади и ждут подрядчиков, которые их и нанимают тут же. Если нанимают на целый год, то платят дороже, а если до Петрова дня, то дешевле. Зарабатывал каждый мастер от 50 до 100 руб. за сезон».
Зимой многие мужчины деревень Григорево, Наводниково и села Родни подрабатывали конопатчиками. Вот как об этом написано в Зубцовском сборнике статистических сведений за 1888 год: «Уходят в Кронштадт, где работают на казенных кораблях. Поденная плата 90 коп. – 1 руб. Харчи и квартира свои. Ее нанимают артелью человек 6. Платят 1 руб. 75 коп. с человека; стряпает хозяйка. Работают 5, 5 месяцев с 1 апреля до сентября; в месяц получают 22-24 руб. Нанимаются также в Петербург к подрядчику помесячно за 10-18 руб. на хозяйских харчах; на готовом содержании получают 45 – 100 руб.»
Деревня Губино была одним из крупных гончарных центров в Тверской губернии. Здесь находилось около 20 гончарных мастерских, в которых работали почти все жители деревни. Изготавливали самые разнообразные изделия: горшки, корчаги, «пивники», кувшины и «подаяшки» под масло, украшавшиеся узорами – «корявочками», которые наводили палочкой, разнообразные свистульки: дудки, кувшинчики с соловьиным свистом, уточки с желтой поливой и другие. Работали в основном 6 месяцев в году, в основном в зимнее время, во время покоса промысел в деревне прекращался. Необходимый материал – глина, добывался преимущественно в селе Высоком. Крестьяне привозили глину и продавали ее мастерам по 7 коп. за пуд. Каждый мастер покупал примерно до 250 пудов глины. Горшки продавались в розницу на месте или оптом в городе Старице от 2 руб. 50 коп до 4 руб. за сотню., смотря на разницу горшков. Чистого заработка на одну мастерскую было от 10 до 15 руб. Известны династии мастеров – Пантелеевы, Ивановы, Соколовы, Федоровы, Белоноговы, Козловы. Павел Петрович Белоногов был большим мастером в искусстве, делавшим горшки со львами, фигуры подбоченившихся мужиков. Изделия губинских мастеров знали во многих городах России. Производство прекратило свое существование в 1948 году.
Крестьяне деревень Дубровки (Паньковского с/о), Железово, Иверовское, Климово (Сидоровского с/о), Мичково, Никольское (Сидоровского с/о), Пентурово в свободное время занимались штукатурным промыслом. Уходили целыми артелями в Петербург и Москву. «Поступающие в штукатуры для обучения занимаются сначала ноской материала. Затем, мало по малу, присматриваясь, начинают и сами работать. В первый год ученик получает на хозяйских харчах 30 руб., во второй год – уже обыкновенно – 50 руб.» Чистый заработок среднего штукатура достигал до 60 руб. за сезон.
«Некоторые крестьяне деревни Знаменское зимой уходят шить простую крестьянскую одежду. Пища у них простая, одеваются также просто, праздники справляют бедно».
Крестьяне деревень Кобелево-1, Кобелево -2 занимались выделкой упряжных дуг. Промыслом занимались в свободное время, в основном, работали 5 месяцев. Каждый домохозяин работал самостоятельно. Дуги сбывались в город Старицу и близ лежащие села, а также во время годовых ярмарок. Сотня дуг продавалась от 40 руб. Один работник может в течение рабочего сезона сделать до 100 дуг. Чистый заработок за 5 месяцев доходил до 20 руб.
Доходной статьей крестьянской общины деревни Мартьяново являлась мельница в общем владении с деревнями Боровой и Алексино, с которой получали доходу 90 руб. в год. «Деньги тратят на уплату общественных расходов». В деревне у одного домохозяина был кирпичный завод. Вот как об этом написано в Зубцовском сборнике статистических сведений за 1888 год: «Кирпичный завод в деревне Мартьяново стоит 400 рублей (3 сарая и горн) и производит до 100 тысяч кирпича; кирпич продается на месте по 10 руб. и в город Старицу по 11 руб. 50 коп. за тысячу; за использование глиною на мирской земле платится 10 руб. в год; на заводе имеется 5 работников. Работают с Покрова и до Пасхи. Наемные работники за вычетом расходов на харчи получают 35-40 руб. Место для кирпичного завода, откуда добывается глина, куплена у своего общества за 100 руб. Хороший работник может сделать тысячу в 2 дня».
Жители селения Негодяиха отходили весной и осенью по Старицкому уезду в землекопы, около 20 человек. На сторону ходят в Петербург и служат больше дворниками, лакеями, на кухне, в кучерах.
В деревне Савельево был сильно развит местный промысел – «горшечники». Вот как об этом написано в Зубцовском сборнике статистических сведений по Тверской губернии за 1888 год: «Кто живет дома, тот делает горшки. Глина в наделе по речке, серая, на глубине 1-3 аршин. Глину начинают копать с первых заморозков; копают, кто где хочет и сколько хочет. Горшки делают только мужчины и мальчики от 15 лет. Рабочий сезон начинается с заморозок. Горшки делают 5 сортов: двухведерные, в день 10 штук, по 10 коп.; полутороведерные, в день 12 штук, по 5-8 коп.; ведерные, в день 20 штук, по 3 коп.; полутороведерные, в день 30 штук, по 2 коп; кашники, в день 35 штук, по 2 коп. Сушат в избе на полках, избы поэтому черные. Обжигают в пекарных печках. В печь закладывают 50-60 горшков. Кладут прямо на дрова и жгут 2-3 часа. Облива приготавливаются из горячей воды с жидкой мукою, на печь муки идет 2 фунта. В зиму работник может наделать до 7000 горшков. Перестают работать перед Пасхой. Продают в Зубцове и Степурине в базарные дни. Скупщикам продают сотнями за 2 руб.; если сотня состоит из 1-ого и 2-ого сорта по 10 штук; 3-его и 4-ого сорта по 20 штук; 5-ого сорта по 40 штук; порознь продают по 3 руб. за сотню. В неделю чистой выручки получается по 1, 5 руб. на работника».
«Крестьяне деревни Черничено, при первой возможности, подряжаются возить поклажу со станции Старицы в город Старицу. Каждый такой ломовой извозчик может заработать в год до 20-25 руб.».
В деревне Шарапово довольно широко были распространены промыслы, заработки от которых занимали изрядное место в доходах шараповских крестьян. Одним из основных видов промысла стало производство жестяных банок для грибов, которым занималось 6 крестьян – Василий, Никита и Петр Спичкины, Никифор Ефимов, Василий Иевлев и Степан Егоров. Производством жестяных банок они занимались зимой, а летом варили грибы, выезжая целыми артелями в Деревню Коптево под станции. Старица. Самым предприимчивым, пожалуй, был Василий Спичкин, который за сезон наваривал около 4000 банок белых грибов (имеется в виду банка весом в 1 кг.). В общей сложности в деревне Шарапово наваривалось до 10 тысяч банок в год. Большую часть грибов скупал Василий Спичкин, которые он вывозил на продажу в Петербург, в рестораны. Заработок от грибов у него составлял не менее 1500-2000 руб. в год. Этот распространенный промысел просуществовал в деревне до 1930 года, когда он был ликвидирован новой властью.
Крестьяне деревень Шебаршино и Якшино занимались производством лодок и яликов. Лодки сбывались в города Твери и Ярославль. Обыкновенная лодка продавалась на месте за 8 руб., в городе Твери – за 14-16 руб. Емельяновские лодки выставлялись на Всероссийских промышленно-художественных выставках.
Крестьяне деревни Якшино резко отличались среди других своим благосостоянием, «благодаря ведением местными и отходными промыслами. Положение на берегу Волги и хороший строевой лес в наделе способствовала развитию лодочного мастерства; много плотников. Большинство отходящих на заработки занимаются арендой перевозов, отдачей яликов на прокат — занятие весьма выгодное. Крестьянские избы в деревне имеют выдающуюся, сравнительно с другими деревнями, особенность: чистый сад через крылечко и крытый коридор или сенцы. В Якшине есть несколько семей староверов. Большинство людей позволяют курить табак в своих избах. Посуда у некоторых отдельная, у других — общая. Принимают даже священников православных. Не брезгуют и отдачей денег…».
|
Тема: Опекаловская обитель 10.06.2024, 14:38
ОПЕКАЛОВСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Дела великие вершились в старину, Посады строили и земли укрепляли. Но расскажу я вам историю одну, Как Божьи храмы по России вырастали! (А. Горбунов).
Заядлые ржевские грибники и ягодники знают один потаённый уголок на истоке речки Бойня. Это лесное местечко находится недалеко от сельца Денежное, прямо на пограничье Ржевского и Старицкого районов. Всякий раз, как туда наведаешься, без большого лукошка лесных даров не останешься, а то и редких трав для целебных снадобий насобираешь. Да, диковато там, иной раз сумрачно и страшно бывает, будто сам леший за тобой ходит, как рассказывают бывалые охотники. И ведь есть у этой лесной сторонки свои тайны и легенды. Ведь прежде там располагалась старинная обитель, а позже – пустынь...
ЖИЗНЬ МОНАСТЫРСКАЯ Опекалов монастырь находился в верховьях р. Бойня, неподалеку от деревень Новый и Старый Рукав. Было там 8 келий и 2 деревянные церкви: тёплая – Покрова Пресвятой Богородицы, холодная – Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Одно время Опекаловский и Крестовоздвиженский монастырь в Ржеве входили в общую территорию Московского Иосифо-Волоколамского монастыря. Ещё в начале ХХ века недалеко от Мологинского казённого лесничества (ныне относится к Ржевскому району) стояла часовня, построенная на месте бывшего мужского Опекаловского Вознесенского монастыря и разрушенного, как свидетельствуют легенды, при литовском нашествии. А в 100 саженях к Мологину, близ дороги, был установлен старинный крест из старицкого известняка высотой в полтора аршина. Существует предание, что здесь похоронен настоятель монастыря, убитый литовцами (после его смерти братия покинула это место). Кстати, на Ржевской земле в разное время действовали несколько монастырей, которые являлись не только религиозными, но и культурными центрами. Из истории известно, что с XIII по XVII век жизнь в таких обителях обрастала крепкими корнями, поскольку существовали все необходимые условия для их обустройства и жизнедеятельности. О монастырской жизни в Ржеве, в частности, свидетельствует грамота Ивана Грозного, который в 1547-м отправился по святым местам: «7055 года сентября 15 выехал великий князь Иоанн Васильевич с Москвы к Троице... И оттоле по монастырям поехал на Волок и на Ржеву...». В книге «Цветущее состояние Всероссийского государства» И.К. Кириллов даёт уникальную характеристику нашему городу в конце петровского правления: «Ржева Владимирова. Город деревянный, рубленой, 2 башни проезжих, стоит на Волге, от Твери в 100 верстах... По ведомости Камор-коллегии показано в этом городе и в уезде церквей 124, монастырей – 7». При этом, согласно исторической справке 1898 года, в пределах территории нынешней Тверской области некогда действовали более 100 монастырей – обителей, где Русь духовно возрастала, и не в последнем их десятке значились ржевские святые места. В самом же Ржеве и пригороде в XVI-XVII веках действовали 4 монастыря: Воскресенский, Дмитриевский, Крестовоздвиженский и Христорождественский. Они не были столь большими и величественными, как, например, Иосифо-Волоцкий монастырь или Троицкий в Селижарове, что находился тогда на северной окраине Ржевского уезда. Как правило, это были небольшие монастыри при приходских храмах.
ИЗ ИСТОРИИ ОБИТЕЛИ Но вернёмся к нашему рассказу об Опекаловской обители. В 1524 году старицкий князь Андрей Иванович подарил озеро Денежное Успенскому монастырю. Рыбную ловлю монастырь сдавал в аренду «за десять рублей и десять пудов рыбы в год». Тогда, по-видимому, и было положено начало Опекалова Вознесенского монастыря. Из документов известно, что во время Смуты (1598-1613) монастырь был разорён польско-литовскими интервентами, а затем – заброшен. Всю первую половину XVII века он находился в запустении. И лишь сорок лет спустя, начиная с 1653 года, усилиями старца Зосимы, бывшего игумена Иосифо-Волоколамского Вознесенского монастыря, Опекалова обитель стала возрождаться. Правда, из Опекаловой пустоши его перевели в село Денежное, которое всегда являлось монастырской вотчиной. Там заново отстроили церковь Вознесения Господня с двумя дополнительными приделами – Алексея, человека Божия, и Марии Египетской. В 1680-м Опекалов Вознесенский монастырь был приписан к известному ещё с XV века Иосифо-Волоколамскому монастырю, который имел статус духовного центра Руси. Его основатель, Иосиф Волоцкий, слыл талантливым каллиграфом и ценителем церковного искусства. В монастыре было собрано несколько тысяч книг (почти все они сохранились в разных библиотеках), велась подробная летопись. В ризнице, помимо уникальной драгоценной утвари, находилось значительное количество икон, где особое место занимали творения прп. Андрея Рублёва. На фоне общей высокой культуры и образованности среди монахов были настоящие самородки – таланты с литературным и музыкальным даром. Предполагаем, что лучшие традиции духовного обустройства Иосифо-Волоколамского Вознесенского монастыря настоятели Опекаловой обители возродили и на нашей земле. Новые данные подтвердили предположение о том, что расцвет обители пришёлся на вторую половину XVI века и был связан с закатом последнего удела феодальной Руси – Старицкого княжества. В это время монастырь стал оплотом боярской оппозиции жестокому правлению царя Ивана Грозного, а князь Владимир Старицкий – реальным претендентом на царский престол. Игумен Опекалова монастыря Корнилий дал согласие стать душеприказчиком богатых и знатных бояр Ивана Карамышева и Григория Вельяминова, которые завещали доходы от своих московских поместий в пользу монастыря. Крупный земельный вклад в Опекалов монастырь сделал и князь Василий Пронский, впоследствии жестоко замученный Иваном Грозным. Все трое составляли центр боярской оппозиции Ивану IV (скажем, В. Пронский принимал активное участие в работе Земского собора 1566 года и выработке требований об отмене опричнины). Тихий и отдалённый, затерянный в лесах Опекалов монастырь превратился в убежище бояр-крамольников. Здесь молились за живых сторонников старицкого князя и поминали погибших, сюда готовились на монашеский подвиг опальные бояре... Опекалов Вознесенский монастырь пользовался покровительством князей Старицких. В местной мастерской лицевого шитья трудились лучшие художники-иконописцы и мастерицы-вышивальщицы. Настоятель приглашал к себе как местных, так и московских умельцев. Благодаря богатым пожертвованиям, монастырь смог приобрести разнообразную церковную утварь, расписать многочисленные иконы и пригласить на клир талантливого распевщика. По всей вероятности, именно из Москвы и прибыл в Опекалов монастырь мастер хорового дела. Прекрасно ориентируясь в своде бытовавших распевов, он создал новые, которые заметно выделяются среди других индивидуальным почерком. Два из созданных им песнопений – «Трисвятое надгробное» и стихира на целование Плащаницы «Приидите, ублажим Иосифа» – перекликаются между собой сходными крюковыми попевками и гибким ладовым мышлением. Оба песнопения принадлежат Большому распеву. Кстати, до сих пор в Покровском храме Ржева во время богослужений исполняют эти древние старинные монодии.
ВЫХОДЦЫ ИЗ ОПЕКАЛОВСКОЙ ОБИТЕЛИ К концу XVII века Опекалов монастырь окончательно пришёл в упадок. Из архивных документов следует, что к 1734 году от него осталось лишь несколько ветхих построек; монахи оттуда ушли ещё раньше. Предки многих известных священников ржевской земли вышли из Опекаловой обители – Александрийские, Афанасьевские, Вишняковы, Рубцовы, Опекаловские. В начале XVIII века в Опекаловском Вознесенском монастыре служил первый известный на сегодня представитель этого рода, – иеромонах Ефрем, в миру Еремей. У него было два сына, два Фёдора – старший и младший. Их прямые потомки не одно столетие служили клириками (священники, дьячки, пономари) тут же, уже в приходском храме. Внуки учились в Тверской духовной семинарии. А многие правнуки стали выдающимися людьми, отмеченные государством за доблестные заслуги и верное служение Отечеству. Большую ветвь священников для Тверской земли (и не только) дал род Вишняковых. Один из первых – Яков Андреевич (1790-1812) – служил в ополчении во время Отечественной войны 1812 года, с поля боя не вернулся. Его родной брат Иван Андреевич (1797-1864), окончив Тверскую духовную семинарию, около 40 лет был священником погоста Сковоротынь Ржевского уезда (1825-1864), благочинным. Один из правнуков – Николай Михайлович Вишняков (1900-1968) – известный краевед, уважаемая личность. Родился он в д.Тупицино Гриминской волости Ржевского уезда. Окончил Сытьковскую школу. В 1919-м был призван в Красную Армию, позже учился на курсах при Тверском педагогическом институте, на историческом отделении. С 1922 года Николай Михайлович занимался преподавательской деятельностью в Ржеве. Здесь его избрали в городской совет, он возглавлял отдел народного образования. С 1931-го и до начала войны работал в горисполкоме, затем воевал. За участие в боевых действиях награждён медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в 1941-1945 годах». Вернувшись после победы в родной город, Николай Вишняков возглавил городской совет, непосредственно занимаясь восстановлением Ржева. В период с 1951-го по 1957 год работал директором литейно-механического завода, откуда и вышел на пенсию. А затем все свои силы, накопленный жизненный опыт и энциклопедические знания Николай Михайлович вложил в свои любимые детища – Ржевский краеведческий музей и книгу «Ржев». Издание увидело свет в 1968 году, тогда же Н.М. Вишняков скончался. Позже ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Ржева».
СКВОЗЬ ВЕКА В 1734 году в Опекаловской обители села Денежное числились два храма – монастыря уже не было. Само село по сей день стоит на берегу озера Денежное. Старожили и сейчас рассказывают легенды об этой таинственной местности. Так, например, происхождение названия озера объясняется тем, что во время литовского нашествия монахи Опекаловского монастыря схоронили на дне клад, который впоследствии не смогли достать. С тех пор озеро и прозвали «Денежное». Ко всему прочему вода во множестве родников в этом месте содержит большой процент серебра. В 1782-м в с. Денежное построили деревянную Вознесенскую церковь с двумя престолами – Вознесения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы. В 1901 году в приходе значились 269 хозяйств и 2521 человек (1209 мужчин и 1312 женщин). При советской власти (1937-й) местная Вознесенская церковь была закрыта, через год её перестроили под школу, а в войну она сгорела.
|
Тема: ГАТО Ревизские сказки 10.06.2024, 14:03
Ревизская сказка за 1762 год ГАТО фонд 312 опись 6 дело 14 (пленка 2011896) https://www.familysearch.org/a...cc=1929530 с. 746 Опекаловская пустынь с. 757 село Луковниково
Ревизская сказка за 1858 год ГАТО фонд 312 опись 6 дело 1132-1133 (пленка 2165020) https://www.familysearch.org/a...cc=1929530 с. 119 деревня Павликово Старицкого уезда с. 154 село Денежное Старицкого уезда с. 185 деревня Пепелово с. 205 деревня Никиткино с. 222 деревня Антониха с. 236 деревня Малиновка с. 433 деревня Илейкино
Ревизская сказка за 1850 год ГАТО фонд 312 опись 6 дело 821 пленка 5370501 с. 116 деревня Илейкино
Ревизская сказка за 1850 год ГАТО фонд 312 опись 6 дело 821 пленка 5370502 с. 322 деревня Павликово с. 341 село Денежное с. 356 деревня Пепелово с. 368 деревня Никиткино с. 378 деревня Антониха с. 386 деревня Малиновка
|
|
|