| ElenaKuzharova Кужарова Елена Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные |
Последние 30 сообщений ElenaKuzharovaТема: Общие вопросы по архиву Ростовской области (Ростов н/Дону) 16.12.2024, 20:36
filon написал:[q] ElenaKuzharova написал:
[q] Здравствуйте! Ищу исповедальные ведомости Георгиевской церкви Милютинского благочиния Донецкого округа в п. Марьевско-Процыкове за любой год в период с 1880 по 1910 год. Метрическая книга этой церкви в ГАРО, к сожалению, только за 1862 год. Вся надежда на исповедальные ведомости. Если кому встречались, буду благодарна за номер фонда
[/q]
Их нет. Сосредоточьтесь на ф. 213 и ф.232[/q]
Да, я предполагала, но была маленькая надежда...Подскажите, что в этих фондах?
|
Тема: Общие вопросы по архиву Ростовской области (Ростов н/Дону) 16.12.2024, 20:10
Здравствуйте! Ищу исповедальные ведомости Георгиевской церкви Милютинского благочиния Донецкого округа в п. Марьевско-Процыкове за любой год в период с 1880 по 1910 год. Метрическая книга этой церкви в ГАРО, к сожалению, только за 1862 год. Вся надежда на исповедальные ведомости. Если кому встречались, буду благодарна за номер фонда
|
Тема: Древо Жизни 17.09.2024, 19:58
В одной из старых версий Дерева жизни была возможность распечатать карточку персоны. Т.е. полностью всю информацию о человеке. В последней версии такой возможности, как я понимаю, нет? Или я не нахожу?
|
Тема: Сословия, род занятий 31.08.2024, 10:39
Иванов Р. Краткая история Амурского казачьего войска. 1912 г.
стр. 43
 |
Тема: Сословия, род занятий 31.08.2024, 10:35
В.В. Ведерников Нерчинская приписная деревня в контексте кабинетской системы горнозаводского производства XVIII – первой половины XIX в
"Речь идет об архаичной эксплуатации нерчинского приписного крестьянства в пользу горных заводов учета возможностей приписной деревни. Крестьяне не могли обеспечить продовольствием даже себя, что толкало императорский Кабинет к регулярному аннулированию многолетних крестьянских хлебных долгов и безвозмездному предоставлению семян для сева. Министерство финансов 30–40-е гг. XIX в.на практике доказало отсутствие шансов перевести серебросвинцовое производство Нерчинского горного округа хотя бы на самоокупаемость, и в 1851 г. приписное состояние земледельческого населения, за 10 лет до ликвидации крепостного права в России,было отменено."
 |
Тема: Сословия, род занятий 31.08.2024, 10:30
Приписное крестьянство Нерчинского горного округа по 7-ой ревизии
Аргунская волость Аргунский острог (181), деревни Дамосова (42), Усть-Речка Борисовка (11), Ишагинская (225), Луговская (37), Ключевская (112), Олочинская (237), Онохойская (128), Усть-Речка Серебрянка (27), Горбунова (33), Килгинская (56), Булдуруйская (96), завод Нерчинский (26), деревни Комаринская (83), Тарасова (29), Средняя (71), Подозерная (37), Мулачинская (61), Илинская (23), Записина (58), Верхне-Верейнская (42), Жоктянская (103), Нижне-Верейнская (96), Башурова (126), село Усть-Уровское (297), деревни Марьина (51), Симирякова (29), Кудеинская (33), Таловская (29), Асимунская (12), Талаканская (83), Алашерская (24), Кударинская (53), Моронская (21), Типкураучинская (36), Кучугайская (46), Какталгинская (37), Будюмканская (42). Итого (2753 м.п.) Уровская волость Деревни Калгинская (207), Чупрова (153), Хаюмканская (94), Чингильтуйская (58), Солонешная (79), Крюкова (79), Горбунова (48), Богдатская (110), Зеренская (69), Налимская (102), Хомякова (57), Сивачинская (55), Ключевская (61), Гагарская и Ильдиканская (98), Гадынбойская (141), Лежанкина (71), Козулина (59), Поперешне-Зерентуйская (94), Байкинская (100), Борзинская (Красноярова) (59), Больше-Зерентуйская (188), Нижне-Борзинская (29), Верхне-Борзинская (22), Ильдиканская (Чашина) (90), Грязнова (38), Патрина (77), Банникова (9), Гидаринская (38), Мотогорская (81). Итого (2366 м.п.) Газимурская волость Деревни Курунзулайская (21), Онон-Борзинская (71), Какуйская (97), Верх-Аленуйская (86), Усть-Аленуйская (59), Газимурские Кавыкучи (98), Трубачева (160), Бунская (46), село Догьинское (70), деревни Игдочинская (41), Верхне-Ундинская (26), Донинская (169), Ильдиканская (12), Золинская (59), село Красноярское (172), деревни Кокуйская (87), Боктинская (139), Шараканская (57), Шаринская (23), Чиндагатайская (62), Савино-Борзинская (42), Пуринская (21), Манкичерская (28), Мулинская (22), село Быркинское (86), деревни Клиновская (27), Тайнинская (68), Макарова (87), Ушмунская (97), Уктычинская (36), Курюмдюканская (35), Кунгаринская (39), Буруканская (45), Буринская (35), Елгина (27), Актагучинская (46), Батаканская (115), Закаменная (51), Волина (36). Итого (2498 м.п.)
Ундинская волость Шелопугинская слобода (225), деревни Кавыкучинская (103), Малышева (124), Бантикова (122), Верх-Ягинская (148), Шадаронская (117), Верх-Ильдиканская (80), Гробова (151), Усть-Ильдиканская (163), Пельменева (63), Жеравлева (103), Маректинская (26), Угимунская (22), Ложникова (41), Жепковская (44), Туровская (96), Ундинская слобода (329), деревни Лескова (55), Елкина (75), Казакова (148), Колобова (177), Усть-Ягинская (82), Тергенская (81), Коровина (28), Житкинская (110), Лукина (58), Куликанская (34). Итого (2805 м.п.) Стретенская волость Деревни Оморойская (71), Нижне-Куларская (21), Верхне-Куларская (74), Усимунская (10), Лунжанкинская (28), Усть-Черная (15), Старо-Лоншакова (47), Улегиченская (25), Чалбучинская (38), Ботовская (163), Мангидайская (40), Уктыченская (53), Кудейнская (36), Боренская (89), Каргинская (28), Фирсова (42), Еральская (15), Ломовская (99), Молодая (123), Фаркова (51), Ушинская (2), Моргульская (31), Верхне-Алейская (31), Нижне-Алейская (31), Чикичейская (39), Адамская (62), Оркийнская (16), Куланская (13), село Курлычинское (19), деревни Мыгжейская (18), Епифанцова (61), Усть-Курлычинская (30), Заозерская (9), Кокуйская (72), Ревякина (34), Матаканская (35), село Стретенское (125), село Шивейнское (117), деревни Ишиканская (56), Налгачинская (72), Чонгульская (56), Удычинская (30), Удычиканская (64), Копунская (32), Даяканская (21), Дайнская (87), Тонтойская (76), Куенская слобода (223), Бянкинская слобода (50), деревни Тарскова (19), Чанкирова (33), Шивейская (44), Дунечева (56), Болотова (32), Юдина (17), Кокиртайская (53), Алеурская слобода (38), деревни Икшица (31), Усть-Иктица (12), Улейская (23), Ишилейская (12), Поповская (20), Усть-Гаурская (12), Мильгидуйская (14), Утанская (33). Итого (3029 м.п.) Городищенская волость Городищенская слобода (143), деревни Бишигина (65), Сольникова (25), Опрелкова (65), Мирсанова (74), Кибасова (73), Самсонова (44), Опрокиднева (14), Митрофанова (66), Челбахтинская (149), Киинская (46), Богомягкова (53), Колмогорцова (23), Саватеева (33), Пешкова (61), Кулакова (34), Лапшикова (23), Котельникова (48), Андронникова (53), Урульгинская слобода (28), деревни Сенотрусова (22), Теленгуйская (56), Макарова (52), Жидинская (36), Шаранайская (50), Камканская (27), Улятуевская (104), Матусова (74), Семенова (86), Нижне-Галгатайская (93), Новотроицкая слобода (253), деревни Верхне-Галгатайская (126), Ложникова (56), Буторина (85), Онохова (98), Подойницына (161), Бочкарева (159), Кокуйская (30), Зюльзинская слобода (36), деревни Крупянская (15), Большелуговская (28), Алеканская (7), Илимская (42), Торгинская слобода (116), деревни Бронникова (13), Катаргинская (5), Кумакинская (32). Итого (2982 м.п.) Читинская волость Деревни Шаратайская (18), Кайдалова (108), Артинская (66), Туринская (26), Ульзутуева (34), Маковеева (49), Кручинская (11), Читинский острог (56), деревни Титова (27), Засопочная (23), Еремина (15), Чернова (16), Сивякова (15), Омодуева (16), Кукинская слобода (11), деревни Притупова (28), Чунгурутская (9), село Доронинское (34), деревни Гарекинская (33), Жухуланская (5), Ключевская (16), Душеланская (7), Подволошная (30), Бургенская (16), Шишкина (25), Сухая (14), Поповская (17), Смоленская (21), Кашташная (20), Застепная (19), Усть-Ононская (108), Завитинская (132), Красноярская (50), Чироповская (25), Размахнинская (49), Пушкарева (59), Зубарева (19), Галкина (55), Савина (22), Княжая (24). Итого (1328 м.п.)
Всего 17761 м.п.
|
Тема: Сословия, род занятий 31.08.2024, 10:27
Нерчинский горный округ 1830-1831 год.
Название Россійская статистика ... Изданіе второе.. Автор Evdokim Filippovich Zi͡ablovskiĭ Издатель V tip. I. Glazunova, 1842
 |
Тема: Сословия, род занятий 31.08.2024, 10:22
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=26.0
Справка по "приписным крестьянам":
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним.
В конце XVIII в. и особенно в XIX в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири.
Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, то есть навечно. Формально они оставались собственностью феодального государства, но на практике промышленники эксплуатировали и наказывали их как своих крепостных. Тяжёлое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян.
В население, составлявшее нераздельную принадлежность заводов, входили, сверх того, люди, отданные туда или прикрепленные к ним правительственными указами.
В 1722 г. Петр I во избежание остановки в работах повелел не возвращать с заводов учеников и работников, которые окажутся беглыми помещичьими людьми. 7 января 1736 года всем, которые при издании указа находились на заводах в качестве мастеровых, а не чернорабочих, велено было остаться при них вечно, с тем чтобы заводчики заплатили за них тем, кому они раньше принадлежали.
Прикреплены к заводам были еще, наконец, казенные мастеровые. При устройстве нового завода правительство также давало заводчику несколько казенных людей, опытных в мастерстве. Иногда местная администрация произвольно отдавала на частные заводы людей, такой отдаче вовсе не подлежавших.
Все эти казенные мастеровые и иные государственные крестьяне, приписанные к казенным и частным заводам, получили наименование приписных крестьян и от других государственных крестьян отличались тем, что не уплачивали податей деньгами, а обязаны были отрабатывать их на горных заводах за плату, размеры которой были определены указом 29 мая 1724 года. Каждый из них должен был отрабатывать не только за себя, а также и за все ревизские души, т. е. за стариков, малолетних и умерших после ревизии. Вскоре все почти казенные крестьяне, жившие вблизи заводов, попали в разряд приписных, и тогда стали привлекать к горным работам крестьян, далеко живущих от заводов. Крестьяне стали тратить много времени на проход, а между тем увеличивалось количество работ на самом заводе. Произошло это оттого, что подати увеличивались, а плата за работу оставалась неизменной; лишь манифестом 21 мая 1779 г. она была определена в двойном размере против указа 1724 г. — и с тех пор уже не изменялась.
Содержатели заводов всячески стремились низвести приписных до одного уровня с крепостными и отягощали их непосильными работами. Оттого горнозаводские крестьяне часто волновались, иногда открыто восставали, оказали немалую поддержку Пугачеву. Даже в XIX столетии беспрестанно поступали жалобы крестьян на притеснения заводоуправлений; они же давали наибольший контингент беглых.
По Положению 1807 г. непременные мастеровые должны были отслужить на заводах 30 лет, а дети их — 40 лет, после чего их следовало отпускать на волю; но на самом деле они были освобождены только в 1861 г
Зависимость К. от чиновников была настолько велика, что некоторые современники серьезно доказывали преимущество перед ней помещичьей власти.
КАБИНЕТСКИЕ ЗЕМЛИ - личная собственность императора в России; управлялись так называемым "Кабинетом его императорского величества". Кабинетские земли находились в Польше, на Алтае и в Забайкалье и сдавались в аренду. Земли Нерчинских заводов были переданы "Кабинету" в 1786г. Из этих земель был создан Нерчинский округ Кабинетских земель в составе уездов Акшинского, Нерчинского, Нерчинско-Заводского, Читинского и части Верхнеудинского площадью 26,4 млн. гектаров. Для эксплуатации переданных Кабинету заводов были приписаны крестьяне этих уездов. Благодаря применению принудительного труда и жестокой эксплуатации, горная промышленность, несмотря на примитивную технику, все же оказывалась прибыльной. Здесь развивалось сереброплавильное дело, а с 1832 года - золотопромышленность.
|
Тема: Сословия, род занятий 31.08.2024, 10:11
Elgina_Vera писала:
Крестьяне Забайкалья в первой половине 19 века . Сельское хозяйство оставалось главным занятием забайкальского населения. Русское крестьянство занималось преимущественно земледелием. Охота и рыболовство играли у них вспомогательную роль. Лишь в центральных районах края, да в верховьях реки Чикоя население отдавало предпочтение охоте из-за плохих урожаев. Основной культурой оставалась рожь. Но все более увеличивалось значение картофеля. В 1861 году, например, в прибайкальском и забайкальском уездах собрали свыше двух миллионов пудов картофеля. Наиболее распространенной системой земледелия в Забайкалье было двуполье в сочетании с перелогом. Русские и бурятские крестьяне начинают применять искусственное орошение пашен и покосов. Это давало более высокие и устойчивые урожаи. В приаргунских селениях Нерчинского уезда крестьяне принимают меры против выдувания семян сильными ветрами, укатывая деревянным катками поля после посева. Но урожаи были очень неустойчивые. Как правило, два года в десятилетке были неурожайными. В эти годы хлеб в Забайкалье были вынуждены ввозить из Енисейской губернии. Не спасало положение и расширение посевных площадей. Кроме земледелия забайкальские крестьяне, преимущественно буряты и эвенки, занимались скотоводством. «Оно удовлетворяет все нужды... дает... одежду, обувь и деньги. От того степи бурятские и в основном по реке Онону, Ингоде и Турге покрыты многими стадами и табунами, состоящими из всякого рода домашнего скота, как-то: лошадей, коров, овец и т.д. Есть верблюды, употребляемые преимущественно для перевозки тяжестей»,- сообщал журнал Министерства Внутренних дел в 1843 году. Скот у агинцев, например, большей частью по-прежнему содержался на подножном корму, хотя более широко, стала практиковаться заготовка сена. На зиму устраивались загоны и скотные дворы с навесами. Перекочевки у скотоводов Забайкалья стали проходить по циклам: зимник-летник или весенне-летне-осенне-зимний цикл. Спрос на скот и продукцию скотоводства постоянно возрастал. Лошади, например, были необходимы не только для земледелия, но и для работ на рудниках и приисках. Обилие лесов в Забайкалье стимулировало развитие охоты и лесных промыслов. Охота у нерчинских эвенков являлась вторым после скотоводства видом занятий. У остальной части забайкальского населения «звериная ловля оставалась лишь вспомогательным промыслом, более или менее, однако, важным»,- отмечалось в статистическом обозрении Сибири за 1854 год. Крестьяне Забайкалья заготовляли лес для себя, возили его в города, на заводы и прииски, жгли уголь, изготовляли сани, телеги. Крестьяне таежных районов занимались кедровым промыслом. Так, в 1852 году в Забайкалье было собрано до 25 тысяч пудов кедровых орехов. И все же сельское хозяйство Забайкалья было, по выражению М.В. Загоскина, занимавшегося изучением быта сельского сибирского населения, «далеко не в блистательном состоянии». Это объяснялось слабым обеспечением крестьянских хозяйств новыми орудиями труда, отсутствием сельскохозяйственных машин, злоупотреблениями властей и податным гнетом, ограниченностью рынка сбыта продукции сельского хозяйства. Забайкальское крестьянство делилось на две основные категории: государственных и приписных. Государственные крестьяне имели в пользовании землю, освоенную ими. За это они должны были платить в государственную казну тягло, то есть разнообразные денежные и натуральные платежи. Они отбывали всякие отработочные повинности. Из крестьян набирали рекрутов, служивших в армии 25 лет. Администрация при определении податей и повинностей различала среди крестьян русских сел, как и среди бурят и эвенков: «самых богатых», «достаточных», «посредственных» и «совершенно неимущих». «Самые богатые» - кулаки в результате эксплуатации селян закрепляли за собой значительное количество земли, владели огромными стадами скота. Они продавали хлеб и продукты скотоводства, занимались перепродажей товаров, ростовщичеством. «Достаточные» и «посредственные» представляли собой среднюю прослойку на селе. «Совершенно неимущие» - беднота и батраки. Они нанимались работать к богатым крестьянам, занимались промыслом, работали на приисках. Это была наиболее обездоленная часть государственных крестьян. Еще более тяжелым было положение приписных крестьян. Находясь в ведении Кабинета его величества, они были совершенно бесправны: занимались заводскими работами, перевозили руду, жгли уголь, выплавляли серебро и свинец, платили денежные подати. Они обязаны были заниматься казенным хлебопашеством: в отведенном месте вспахать две десятины земли, засеять казенными семенами и заборонить, а урожай сдать в казенные магазины для посева будущего года. В результате всех этих повинностей собственные хозяйства приписных крестьян приходили в упадок. В первой половине XIX века в результате хищнической добычи серебра и свинца на Нерчинских заводах серебропромышленность приходит в упадок. Запасы руд истощились, что привело к сокращению выплавки серебра. Если за 1833-1836 гг. его выплавили 182-202 пуда, то в 1859 году всего 10 пудов и 18 фунтов. Только открытие и разработка золотоносных россыпей позволили поддержать существование забайкальских заводов. Первая золотая россыпь в Забайкалье была открыта в 1832 году. С открытием в 1836 году богатейших Карийских россыпей золотая промышленность утверждается в крае. Уже в 1860 году Нерчинский горный округ дал 1147 пудов золота. Работа горнорабочих на заводах, рудниках и золотых промыслах вначале была бессрочной. Увольнялись только калеки больные и старики. С 1849 года срок работ был ограничен 35 годами, а с 1852 года - 25 годами, то есть был приравнен к срокам военной службы. Горнозаводские рабочие делились на команды, во главе которых стояли офицеры - горные инженеры. Рабочие были прикреплены к предприятиям и без разрешения начальства не имели права навестить родных. За малейшие проступки их судили военным судом, наказывали - плетьми, розгами и шпицрутенами. По распоряжению горных начальников рабочих в любое время могли перевести с одного рудника на другой, зачастую без семей. Горнорабочие обрекались на каторжную работу с малолетства. Их сыновья были на учете с двухлетнего возраста. С 12 лет мальчики обязаны были работать. Они разбирали руду, работали коногонами на рудниках и приисках. С 15 лет подростки уже могли выполнять тяжелые земляные работы: расчищали месторождения от камней и деревьев, вскрывали торфа (верхний слой почвы), добывали золотосодержащий песок. В отличие от приписных крестьян, основным источником существования горнорабочих являлось не собственное хозяйство, а заработная плата и хлебный паек, которых было недостаточно для удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей. Поэтому росли долги рабочих. И хотя с 1850 года им на золотых приисках стали, помимо зарплаты, выдавать «кормовые деньги» по 5 копеек в каждый рабочий день и списали часть долгов, положение оставалось тяжелым. "Очерки истории Восточного Забайкалья Читинская область Том 1" Чита 2007стр58
Источник: https://archive.predistoria.or...p;start=15
|
Тема: Сословия, род занятий 31.08.2024, 10:07
https://archive.predistoria.or...amp;t=1322 Elgina_Vera писал(а): «Забайкальское казачество сложилось из потомков : 300 казаков ПАШКОВА, 15 -СТЕПАНОВА и ХАБАРОВА, 80 казаков , присланных из западной Сибири и Енисейска (1664г.); 90 СЕЛЕНГИНСКИХ казаков , набранных в Иркутской губернии ЛОВЦОВЫМ И ВАСИЛЬЕВЫМ ; 600 казаков , приведенных полковником БЕЙТОНОМ из западной Сибири ; 84 казака АЛБАЗИНСКОГО ОСТРОГА (уцелевшие после разгрома) ; 1400казаков, набранных в сибирских городах ГОЛОВИНЫМ (оставленных им в Селенгинске 200стрельцов); присланных в 1693 и 1696 годах из Западной Сибири 234казаков» . «Эти казаки 891 человек , - сообщает историк А.Васильев вместе с жёнами и детьми (около четырёх тысяч человек ) И ПОЛОЖИЛИ основание нынешним (1916г.) КАЗАКАМ - ЗАБАЙКАЛЬЦАМ первого и второго военных отделов (Акшинскому и Троицкосавскому ) Оставшиеся за штатом казаки , тоже потомки покорителей Сибири , были приписаны к Нерчинским заводам . Туда же попали позднее казаки разночинцы из Томска , Енисейска , Илимска и Иркутска. Две группы предков русских забайкальских казаков развивались различными путями в течении 125 лет до 1851 года, когда они снова слились вместе , первая группа (исконные городовые Нерчинские и Селенгинские казаки ,Акшинские и Троицко – Савские )стояли на страже границы . Вторая группа из заводских , работая на Нерчинских заводах .столетним трудом подарила России тысячи пудов серебра и золота и была основным зерном земледельческой колонизации Забайкальского края.»
Из книги ИСТОРИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ(с древнейших времён до 1917 года.) А.В. Константинов, Н.Н Константинова. Чита 2002. С.92
|
Тема: Сословия, род занятий 31.08.2024, 10:05
Граф Николай Николаевич Амурский, И. Барсуков, 1891г. (представлена BOOMBOX)
1850 год стр. 256 графу Л.А. Перавскому из Иркутска Преобразование Нерченского горного правления в непосредственной зависимости от проектов преобразования Забайкальских казаков и области, а потому надо ожидать, чем разрешаться эти последние. Проекты о ссыльных требуют особых соображений и предварительных рассуждений и объяснений в Петербурге, и хотя числится за мной в недоимке, но я об этом предмете теперь представлять не могу. стр. 271 брату Александру Николаевичу Вот и пошли на меня войной, конечно, кабинетною, чернильною, дипломатическою, космическою, а департаменты – Горный и Азиатский – кажется, заключили между собой союз и объявили меня в осадном положении.
1851 год стр. 286 И действительно положение крестьян Нерченского горного ведомства было белее чем тягостно. Платя подати и оброки по 3 руб 15 коп. с души, они имели сверх того обязанностью перевозить руду и доставлять дрова и уголь на сероплавильные заводы, зато и получали по горным сметам плату, из которой приходилось на каждую душу в год от 1 руб до 1 руб 40 коп, т.е. плату значительно меньшую, чем обходилась им на самом деле эта тяжелая повинность, доходившая до 12 руб. сер. в год. Не говоря уже о системе управления этими крестьянами, при которой не могло быть и мысли о какой бы то ни было основе для развития гражданственности этих людей, о сохранении неприкосновенными даже тех прав, которые даны им были законами, – довольно помянуть еще об одной повинности, лежавшей на этом населении, по имени общей для всего государства, но фактически совершенно исключительной и делавшей положение горнозаводских крестьян невыносимым. Такой была для них рекрутская повинность. Особенность ее заключалась в том, что рекруты из горнозаводских крестьян поступали не в военное ведомство, а в гонозаводские рабочие, которых обязанности и работы были одинаковы с ссыльно-каторжными. Положение их во время работы в горнозаводской зависимости, при ничтожной плате за труд было до такой степени тяжело, что положительно можно сказать – ни одно сословие в империи не испытывало ничего подобно. Самые преступники, ссыльно-каторжные, были более свободны, и работы их легче той, которую несли заводские рабочие честного имени. Самый большой срок для ссыльно-каторжного в 20 лет; пробыв его ссыльный поступал в поселение, т.е. становился свободным и за себя и за детей, которые поступали в крестьяне. Горные же служители, люди честного имени, ни в чем не виновные, находились в заводской зависимости, несли с 12-летнего возраста работу наравне с каторжными, но не 20, а 35 или 40 и более лет, имевших выгоду только 25 дней свободных для своих домашних потребностей. Дети и внуки должны были оставаться в этом положении с отцами и дедами своими и несли тоже эту службу 35 лет, не имея в виду ни свободы, ни облегчения, ни надежды на освобождение. И вот в каком состоянии, население Нерченских заводских крестьян должно было давать из среды своей с потомством навсегда по 5 человек с тысячи каждые два года, т.е средним числом по 125 человек. А потому не удивительно, что в летописях заводских не редки были случаи преднамеренных уголовных преступлений, совершенных заводскими служителями единственно с целью попасть на каторгу, следовательно на срочную работу, из которой предвиделся исход для преступника лично – поселенческое звание, а для потомства его – свободное крестьянское состояние.
Источник: https://archive.predistoria.or...amp;t=1322
|
Тема: Сословия, род занятий 31.08.2024, 10:01
Сословие "Горнозаводские крестьяне или крепостные Кабинета его императорского величества " Интересно здесь: https://archive.predistoria.or...amp;t=1322
В качестве эпиграфа (все цитаты из трехтомного труда А.П. Васильева): «Казачество, как явление общественной русской жизни, было выработано условиями до-Петровской Руси. Петровские реформы с централизациею власти были смертью вольному казачеству. Все казаки потерпели крушение, но наиболее те из них, которые по роду жизни, были, по преимуществу, вольные казаки. В первом ряду вольных казаков стояли Запорожцы, во втором Сибиряки. Запорожская Сечь со временем была уничтожена. Сибирские казаки были обращены в горнозаводских крестьян, в полицейских и отчасти пограничных служителей». Том 2-й, стр. 11
Периодически в разных ветках возникает полемика о горнозаводских крестьянах. Недавно даже в ветке о книге Седых "Даурия" возникла. Считаю, что это тема заслуживает отдельной страницы. Ведь именно благодаря им произошло присоединение и освоение Амура и Усуури. И воздадим им должное, создав отдельную тему для обсуждения.
Для понимания изложения моей мысли я выбрал из А.П. Васильева некоторые отдельные параграфы. Эти параграфы, на мой взгляд, наиболее точно передают последовательность образования горно-заводских крестьян и их причастность к источникам освоения Забайкалья. Выводы мои такие: в массе своей горнозаводские крестьяне есть никто иные, как потомки первопоселенцев (первопроходцев)-казаков. И в незначительной части первопоселенцев-крестьян. Необходимо заметить, что существовало существенное различие между горнозаводскими крестьянами и крестьянами государственными, а так же экономическими. Васильев четко дает различие между ними. Перелопатив второй том Васильева, я понял одно: горнозаводские крестьяне появились одномоментно, и более к ним не приписывали никого. Все последующие переселенцы занимали другую нишу. Ни один государственный крестьянин не был впоследствии приписан к заводам, равно как и экономический. Значит, потребность в обслуживающих людях была решена и увеличения численности не требовалось. Итак, кто же стал горнозаводскими крестьянами? Те, кто к моменту прикрепления жил на пашне. К началу 18-го века на пашне жили первопроходцы-крестьяне (в незначительной доле) и переселенные на пашню дети и внуки казаков, которым не хватило штатной вакансии (в значительно большей доле). К 20-м годам 18-го века сложилась определенная количественная группа живущих с пашни людей. Их-то и приписали к горным заводам. Дума, приведенные ниже параграфы подтвердят эту мою мысль.
Для начала дадим разделение понятий горнозаводских, государственных и экономических крестьян.
"Государственными крестьянами назывались те, которые жили самостоятельно сельскими обществами, и кроме подушной подати и повинности ни в чьей зависимости не состояли. … Экономическими крестьянами назывались те, которые вследствие указа1764 года были отчислены из духовного звания в казенное ведомство и были обложены обыкновенной податью. Эти крестьяне доставляли служителей в монастыри и архиерейский дом» (стр. 340)
Далее следуют выдержки. говорщие о состоянии населения и его градации.
Население Забайкалья к 1784 году
Звание Верхнеудинский округ Нерчинский округ Купцов 378 39 Мещан и цеховых 2530 658 Государственных и заводских крестьян 4391 15251 Экономических 359 11 Польских переселенцев и вообще переселенцев 2234 597 Дворовых помещичьих 36 30 Ясачных инородцев 8357 22627 Итого 18305 39213
Из крестьян Нерчинской области приписанных к заводам было 13077 душ. (стр. 281)
И самое важное:
«Крестьяне заводского ведомства не принадлежали к разряду ссыльных и отличались доброю нравственностью. … Домостроительство горнозаводских крестьян было незатейливо, но порядочно, жили они не коптясь в дыму. Скотоводство и хлебопашество были в хорошем состоянии. Они засевали много Гималайского ячменя. Они занимались также с успехом звериною ловлею. Очень богатых и очень бедных между ними не было. … Заводские крестьяне отличались наибольшим трудолюбием и довольством. При въезде в селение путешественник тотчас узнавал казенное селение или заводское. В селах государственных крестьян всюду заметны были бедность и беспорядок. Мужики были ленивы и беспечны, не сеяли ни льна, ни конопли, холст и сукно покупали. Только скотоводство поддерживало их. Заводские крестьяне напротив, сеяли лен, коноплю, ткали холст, крестьянские сукна, запасали на зиму овощи. Общая характерная черта приписных крестьян – старинная преданность Руси православной, хлебосольство и гостеприимство». (Стр. 313)
«Заводские крестьяне составляли преобладающее население Нерчинской области…несли двойные обязанности: они платили все казенные подати земские повинности наравне с государственными крестьянами. Кроме того, как приписные, они обязаны были в известные сроки работать на заводах за определенную плату». (стр. 319)
Горнозаводские крестьяне
«Остальная часть русского деревенского населения Нерчинского края: государственные крестьяне, кавказские переселенцы Николаевской волости, новые переселенцы и поселенные в уезде казаки, все вместе едва насчитывавшие в 1806 году 2781 душу мужского пола, не могли изменить общей картины жизни» (стр. 333)
Ссыльно-каторжные
«Еще меньшее влияние на колонизацию Нерчинского края оказывали ссыльно-каторжные, не оставляющие положительно никакого потомства за весьма редким исключением» (стр. 334)
«В Нерчинском уезде к 1822 году крестьян, не приписанных к Нерчинским горным заводам, государственных и экономических, было 5000 душ обоего пола. Из них только 1500 душ были старожилы, а остальные были поселены по Указу 1799 года в течение последних 23-хлет. Сибирскими учреждениями Сперанского 1822 года численность государственных крестьян увеличилась зачислением в крестьяне оседлых инородцев-христиан, живших селениями. … (стр 340)
И как общий вывод у Васильева:
«Успехи колонизации Забайкалья на 18 век были значительны. В 18 век Забайкалье вступало еще чисто казачьею страною: казаки были господствующим сословием – и по числу, и по значению. В начало 19 столетия преобладало уже земское население. В 1802 году считалось во всем Забайкалье 64314 душ мужского пола, из них половину составляли инородцы. Из русского населения половину составляли горнозаводские крестьяне, а другую половину городское население и государственные крестьяне. Поселенные по городам и селам коренные казаки составляли уже незначительный процент. Но ввиду того, что Нерчинско-Заводские крестьяне, происходившие преимущественно из казаков, промышленников были впоследствии обращены в казаки, а также вследствие незначительности земского населения Нерчинского края других разрядов(всего несколько более полуторых тысяч: 834 крестьянина и 754 человека горожан) нужно заключить, что в течение 17 и 18 столетий предки Забайкальских казаков были главными колонизаторами Забайкалья. Что касается восточной части его, то там предки Забайкальских казаков, горнозаводские крестьяне и казаки в течение двух веков 17 и 18 были исключительными колонистами-хозяевами и защитниками, не принимая в расчет жалкой кучки (1/2 тысячи)обломков других сословий, деятельности которых по бедности горожан и поселенцев не играла видной роли по занятию и утверждению в Забайкалье» (стр. 324)
Думаю, комментарии здесь излишни. Я делаю вывод, что в 1851 году восторжествовала справедливость и никого случайного в общей среде Забайкальского казачества среди казаков 4-го военного отдела назвать нельзя.
|
Тема: Церкви и приходы 31.08.2024, 7:43
Проект сайта "Предыстория": "Забайкалье начала XIX века на примере исследования Исповедных ведомостей (росписей) церквей Иркутской епархии". Текст документа подготовила к публикации Ерохина Е.Я. 2019 год.
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=3404.0 Исповедные ведомости Дучарского завода Благовещенской церкви за 1825 год. (ГАЗК, фонд 282, опись 1, док. 191)
Списки населенных мест прихода по исповедным ведомостям 1825г. Дучарский завод Деревни Зерентуйская Поперешне Зерентуйская Солонешная Борзинская Потоскуйская Байкинская Чашина Муж. 1366, жен. 1239. Всего - 2605 душ.
|
Тема: Церкви и приходы 31.08.2024, 7:38
Документы Дучарской Благовещенской церкви (с.Большой Зерентуй, Дучарской ыолости)
Проект сайта "Предыстория": "Забайкалье начала XIX века на примере исследования Исповедных ведомостей (росписей) церквей Иркутской епархии". Текст документа подготовила к публикации Ерохина Е.Я. 2019 год.
Архивы ГАЗКа
Фонды
КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ 282-1-690 Клировая ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1845г. 7л. Клировая ведомость Дучарской Благовещенской церкви За 1847г. 8л Клировая ведомость Дучарской Благовещенской церкви За 1841г. 6л. Клировая ведомость Дучарской Благовещенской церкви За 1842г. 7л. Клировая ведомость Дучарской Благовещенской церкви За 1844г. 6л. Клировая ведомость Дучарской Благовещенской церкви За 1843г. 8л. 282-1-844 Клировая ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1845г. 8л. 282-1-996 Клировая ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1848г. 8л. 282-1-1047 Клировая ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1849г. 8л. 282-1-1048 Клировая ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1849 8л.
ИСПОВЕДНЫЕ ВЕДОМОСТИ 282 - 1 - 171 Исповедная ведомость Дучаро- Заводской Благовещенской церкви за 1823г. 36л. 282 - 1 - 191 Исповедная ведомость Дучаро- Заводской Благовещенской церкви за 1825г. 282 - 1 –197 Исповедная ведомость Дучаро- Заводской Благовещенской церкви за 1826г. 37л. 282 – 1 -225 Исповедная ведомость Дучаро- Заводской Благовещенской церкви за 1828г. 40л. 282 - 1 - 261 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви 1829г. 43л. 282 – 1 -301 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1830г. 42л. 282 – 1 -331 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1831г. 43л. 282 – 1 -409 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1833г. 39л. 282 - 1 -423 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1834г. 43л. 282 – 1 -454 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1835г. 39л. 282 – 1 -479 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1835г. 26л. 282 – 1 -490 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1836г. 17л. 282 – 1 -524 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1837г. 40л. 282 – 1 -541 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1838г. 37л. 282 – 1 -581 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1839г. 41л. 282 – 1 -637 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1840г. 35л. 282 – 1 -693 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1841г. 34л. 282 – 1 -737 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1842г. 37л. 282 – 1 -778 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1843г. 47л. 282 – 1 -802 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1844г. 33л. 282 – 1 -848 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1845г. 48л. 282 – 1 -958 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1847г. 40л. 282-1-1000 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1848г. 28л. 282-1-1050 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви за 1849г. 37л. 282-1-1296 Исповедная ведомость Дучарской Благовещенской церкви Нерчинск - Заводского уезда за 1853г. 28л. 282-1-1789 Исповедная Ведомость Дучарской Благовещенской церкви Нерчинского уезда за 1860г. 26л.
МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ 282-1-46 МК церквей Иркутской епархии о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1774 г. Дучарская Благовещенская церковь. лл. 111-123 282-1-49 МК церквей Нерчинско- Заводского округа о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1783г. Дучарская Благовещенская церковь. лл. 13- 20 282-1-56 МК церквей Иркутской епархии о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1786г. Дучарская Благовещенская церковь. лл. 57- 65 282-1-70 МК церквей Иркутской епархии о родившихся, бракосочетавшихся и умерших эа 1797г. Дучарская Благовещенская церковь. лл. 25- 31 282-1-77 МК церквей Иркутской епархии о родившихся, бракосочетавшихся и умершие за 1801г. Дучарская Благовещенская церковь. лл. 37- 44 282-1-80 МК церквей Иркутской епархии о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1802г. Дучарская Благовещенская церковь. лл. 77- 80об. 282-1-84 МК церквей Иркутской епархии о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. год не указан Дучарская Благовещенская церковь. лл. 1- 8 282-1-91 МК о родившихся, бракосочетавшихся и умерших церквей Нерчинско - Заводского дух. правления за 1807г. Дучарская Благовещенская церковь. лл. 22- 28об. 282-1-95 МК церквей Нерчинско- Заводского округа о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1808г. Дучарская Благовещенская церковь. лл. 27- 38 282-1-125 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1783г. Дучарский завод. 12л. 282-1-186 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1824 год. 16л. 282-1-208 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1826г. 21л. 282-1-479 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1835г. 26л. 282-1-669 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1840г. 35л. 282-1-670 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1840г. 52л. 282-1-716 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1841г. 30л. 282-1-760 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1842г. 38л. 282-1-786 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1843г. 50л. 282-1-827 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1844г. 34л. 282-1-864 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1845г. 38л. 282-1-919 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1846г. 39л. 282-1-978 Метрическая книга Дучарской Благовещенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1847г. 38л.
282 - 3 - 297 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1894 - 1895гг. 212л. 282 - 3 - 303 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1896 - 1896гг. 65л. 282 - 3 - 309 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1898 - 1898гг. 254л. 282 - 3 - 316 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1900 - 1900гг. 82л. 282 - 3 - 322 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1901 - 1901гг. 113л. 282 – 3 – 329 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская церковь. 1902 – 1902гг. 104л. 282 – 3 – 330 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1902 – 1902гг. 104л. 282 – 3 – 337 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская церковь. 1903 – 1903гг. 119л. 282 – 3 – 343 Книга записей актов гражданского стояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1904 – 1904гг. 113л. 282 – 3 – 344 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1904 – 1904гг. 137л. 282 – 3 – 352 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1905 – 1905гг. 94л. 282 – 3 – 353 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1905 – 1905гг. 105л. 282 – 3 – 1043 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Нер – Заводский уезд. Дучарская церковь. 1873 – 1873гг. 232л. 282 – 3 – 1052 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Нер- Заводский уезд. Дучарская Благовещенская церковь. 1883 – 1884гг. 296л. 282 – 3 – 1054 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Нер- Заводский уезд. Дучарская Благовещенская церковь. 1885 – 1885гг. 47л. 282 – 3 – 1057 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Нер- Заводский уезд, Дучарская Благовещенская церковь. 1886 – 1886гг. 100л. 282 – 3 – 1069 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Нер- Заводский уезд. Дучарская Благовещенская церковь. 1889 – 1889гг. 93л. 282 – 3 – 1072 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Нер- Заводский уезд. Дучарская Благовещенская церковь. 1890 – 1890гг. 100л. 282 – 3 – 1084 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Нер- Заводский уезд, Дучарская Благовещенская церковь. 1893 – 1893гг. 126л. 282 – 3 – 1458 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1906 – 1906гг. 106л. 282 – 3 – 1459 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1906 – 1906гг. 119л. 282 – 3 – 1470 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1907 – 1907гг. 138л. 282 - 3 – 1471 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1907 – 1907гг. 138л. 282 – 3 – 1481 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1908 – 1908гг. 162л. 282 – 3 – 1482 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1908 – 1908гг. 59л. 282 - 3 – 1490 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1909 – 1909гг. 88л. 282 – 3 – 1491 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1909 – 1909гг. 154л. 282 – 3 – 1500 Книга записей актов гражданского состояния. Забайкальская Духовная Консистория. Дучарская Благовещенская церковь. 1910 -1910гг. 146л. 282 – 3 – 2243 Книга записей актов гражданского состояния Забайкальская Духовная Консистория Дучарская Благовещенская церковь 1911 – 1911гг. 166л. 282 – 3 – 2244 Книга записей актов гражданского состояния Забайкальская Духовная Консистория Дучарская Благовещенская церковь 1911 – 1911гг. 73л. 282 – 3 – 2253 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1912 – 1912гг. 155л. 282 – 3 – 2255 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1912 – 1912гг. 136л. 282 – 3 – 2261 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1913 – 1913гг. 143л. 282 – 3 – 2268 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1914 – 1914гг. 157л. 282 – 3 – 2269 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1914 – 1914гг. 163л. 282 – 3 – 2279 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1914 – 1914гг. 122л. 282 – 3 – 2280 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1914 – 1915гг. 143л. 282 – 3 – 2290 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1916 – 1916гг. 149л. 282 – 3 – 2291 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1916 – 1916гг. 126л. 282 – 3 – 2300 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1917 – 1917гг. 130л. 282 – 3 – 2301 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1917 – 1917гг. 132л. 282 – 3 - 2308 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1918 – 1918гг. 116л. 282 – 3 – 2310 Книга записей актов гражданского состояния Дучарская Благовещенская церковь Забайкальской Духовной Консистории 1918 – 1918гг. 157л 282 – 3 – 3184 Книга записей актов гражданского состояния Дучарской Благовещенской церкви 1919 – 1919гг. 139л. 282 – 3 – 3185 Книга записей актов гражданского состояния Дучарской Благовещенской церкви 1919 – 1919гг. 130л.
|
Тема: Церкви и приходы 31.08.2024, 7:37
Общественный проект форума ПРЕДЫСТОРИЯ «Забайкалье начала XIX века на примере исследования Исповедных ведомостей (росписей) церквей Иркутской епархии Нерчинского заказа» Иркутские Епархиальные Ведомости № 46 1886г. 22) Дучарская Благовещенская церковь Еще святитель Софроний в 1762 году дал благословенную грамату Нерчинскому протопопу Петру Косьмину Пляскину на заложение и построение в Дучарском руднике деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Архангела Михаила. Действительно же церковь заложена была в лето 1765 года, а окончена через 22 года , в 1787г. при епископ е Михаиле 1- м, который 5 марта того же года и послал грамоту на освещение Дучарской Благовещенской деревянной церкви новым антиминсом.
http://pravoslavnoe-duhovenstv...bdbc1f.pdf
ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ
Благовещения Пресвятыя Богородицы Нерчинского уезда в Дучарском заводе за 1883 год.
Построена в 1810 года тщанием прихожан. Зданием каменная с таковою же колокольнею, в 1881/1882 годах вся покрыта листовым железом и установлены новые позолоченные железные кресты, сделанные с рисунком, вокруг всей церкви деревянная ограда. Пристолов в ней три: в настоящей холодной во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, в приделах теплых: первый во имя св. Архистратига Михаила, второй во имя Пророка Божия Илии. Утварью достаточна. Причта по штату положено с 1874 года один священник и два псаломщика, которые в настоящее время и находятся. Земли при сей церкви усадебной, пашенной нет, а сенокосная отведена в количестве 55 десятин, о которых имеется план. Дома: у священника собственный деревянный, а у псаломщиков общественный тоже деревянный. На содержание церковно-служителей по определению святейшего правительствующего Синода от 25 июня 1853 года назначен хлебный провиант .Священнику 20 пуд в месяц, псаломщикам по 7ми пуд каждому и просфорне по 2 пуда. Кроме того, указом Святейшаго Правительствующего Синода от 26 июня по высочайше утвержденному мнению Государственного Совета в 24 день июля 1868 года назначено жалование: священнику 160 руб., первому псаломщику 40 руб., а второму 32 рубля в год. Зданий к сей Церкви принадлежащих как то: Богоделен, домов и лавок нет. Разстоянием сия Церковь от Консистории в 1220 верстах, а местный Благочинный жительствует в приходе сей церкви в Дучарском селении. Ближайшие к сей церкви суть: Нерчинско-Заводский Богоявленский Собор в 40 верстах, Кутомарская Екатерининская в 31 верстах, Гадымбойская Михайло – Архангельская в 30 верстах. Домовой церкви нет Приписные к сей церкви Иннокентьевская Тайнинского прииска, Опись церковному имуществу есть, составлена в 1867 году скреплена присутствующим членом Иркутской Духовной Консистории Протоиереем Василием Корташевым. Приходская книга о суммах свечной и церковной выданныя 1881 года июля 17 дня за №№ 2733 и 2734 за шнуром и печатию Иркутской Духовной Консистории и скреплены членами, ведутся в исправности и хранятся в целости. Копии с метрических книг с 1812 года хранятся в целости Исповедные росписи с 1812 года в целости В обыскной книге, выданной за шнуром и печатию Иркутской Духовной Консистории 1882 года за № 2900 м и скрепленной присутствующим членом консистории ключарем Священником Петром Шастиным, писанных листов 50, неписанных 50 же листов.
ГАИО ф.50 оп.1 ОЦ № 2156
Сведения о церкви взяты из фамильной темы " Кругловы Широких (Нерчинский Завод, Нерчинск)" с разрешения исследователя Семёновой Татьяны.
Забайкальский край Нерчинско-Заводской р-н пос. Больше-Зерентуйское с.ш 51*21'55'' в.д 119*13'39"
|
Тема: Церкви и приходы 31.08.2024, 7:18
Проект "Забайкалье начала XIX века на примере исследования Исповедных ведомостей (росписей) церквей Иркутской епархии". Форум Предыстория - ГАЗК Ф 282-1-191. Текст документа подготовила к публикации – В.Н. Котова 2019. Исповедная ведомость Годымбойской Архангельской церкви https://predistoria.org/forums/index.php?topic=3441.0
История возникновения ГОДЫМБОЙСКОЙ МИХАИЛА _АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Деревня Годымбойская стояла на устье реки ГОДЫМБОЙ, это левый приток реки УРОВ. Администрация сереброплавильных заводов ,в будущем, очень рассчитывала на крестьян поселённых по реке Уров, так как судя по карте 1869года, деревни буквально стояли в 10 км. друг от друга.
"Уров — река в Забайкальском крае России, левый приток Аргуни. Река берёт начало из небольшого озера на юго-восточном склоне Нерчинского хребта. Длина реки составляет 290 км...."Википедия ОТ истока реки УРОВ вниз по течению, деревни: КАЗУЛИНО, ГОДЫМБОЙ(гадынбой),ИЛЬДИКАН, ГАГАРСК,Уров-КЛЮЧИ, СИВАЧИ,ХОМЯКИ, МОТОГОРСК...
На реке Уров в конце 18 века строили огромную невиданную в этих краях плотину, для нового сереброплавильного завода." В 1750 г. Нерчинское горное начальство направило на Уров «для плотинного и протчаго строения» подмастерья Михаила Петрова и назначило ему оклад – 24 р. в год. Позднее сюда прибыли домовой мастер Агафон Децехин, молотовой мастер Григорий Ямов и другие специалисты. Под их началом трудились сотни приписных крестьян. Мужики-хлебопашцы, вынужденные покинуть родные поля, рубили дрова, строили дорогу, подвозили провизию, строительные материалы "Мясников А.
Так и не достроили, до сих пор , путешественники видят ,огромные брёвна и доски торчащие из воды в реке Уров.
"В 1750–56 частично построен Уровский з-д, планировка к-рого была более масштабной, чем Аргунского.(Нер Завод) Предполагалось построить 8 плавильных печей (Аргунский завод имел 6), переплавлять до 60 тыс. пудов руды в год, вокруг возвести оборонительную крепость с башнями. Руины построек обнаружены в 2006. Выявлены остатки плотины (6 х 2,5 м), внутриплотинные техн. помещения, выложенные диким камнем, внутри помещений под дерном (0,4 м) сохранился бревенчатый пол. По лев. берегу р. Уров у плотины найдены каменные колодцеобразные сооружения."© Энциклопедия Забайкалья Тогда, в те давние времена, ввиду большого заселения и отдаленности деревень от Большого завода, была построена, ГОДЫМБОЙСКАЯ МИХАИЛА _АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
|
Тема: Церкви и приходы 29.08.2024, 22:16
Вблизи с.Горный Зерентуй было несколько церквей Забайкальской Духовной Консистории:
Горно-Зерентуйская Вознесенская церковь , с. Горный Зерентуй
Горно-Зерентуйская Николаевская (тюремная) церковь, с.Горный Зерентуй
Годымбойская Михайло-Архангельская церковь, д.Годымбой
Фамилия "Лопатин" часто встречается в метрических книгах еще одной церкви в Дучарской волости
Дучарская Благовещенская церковь, п.Большой Зерентуй
 |
Тема: Места проживания Лопатиных 29.08.2024, 20:05
Село Горный Зерентуй известно тем, что там размещалась известная Зерентуйская каторжная тюрьма, в которой отбывали наказание декабристы.
Первые каторжане появились в Зерентуе во 2-й половине XVIII века. Наказание отбывали вначале уголовные, а затем и политические преступники. В 1825 году построено первое деревянное здание и с тех пор Горно-Зерентуйская каторжная тюрьма была центральной тюрьмой 1-го разряда Нерчинской каторги. В 1889 году была выстроена каменная 3-этажная тюрьма на 300 человек. После подавления Революции 1905—1907 гг. в Зерентуйской каторжной тюрьме находилось свыше 800 заключённых. Тюрьма прекратила существование в феврале 1917 году.
Интересная статья о Зерентуйской тюрьме как о музейном объекте. https://ok.ru/profile/567333748978/statuses/153051334884850
 |
Тема: Места проживания Лопатиных 29.08.2024, 19:08
Забайкальская область, Нерчинско-Заводской округ, Дучарская волость, с. Горно-Зерентуйское на картах
Карта Нерчинского заводского округа https://viewer.rusneb.ru/ru/00...heme=white
Го́рный Зеренту́й — село (ранее посёлок городского типа) в Нерчинско-Заводском районе Забайкальского края, Россия.
51°12′ с. ш. 119°32′ в. д. Расположен в 309 км к северо-востоку от ближайшей железнодорожной станции Борзя (на линии Карымская — Забайкальск), с которой связан автомобильной дорогой. Основано в 1732 году с открытием Старо-Зерентуйского серебросвинцового месторождения. Первоначально проживали горнорабочие, имелись некоторые производственные постройки.
С 1739 года руда поставлялась на Нерчинский сереброплавильный завод.
В 1851 году крестьяне, приписанные к заводу, переведены в казачье сословие.
В трёх километрах от посёлка работал Благодатский рудник.
 |
Тема: Места проживания Лопатиных 29.08.2024, 18:48
Забайкальская область, Нерчинско-Заводской округ, Дучарская волость, с. Горно-Зерентуйское.
Источник: Комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Материалы. - СПб. : Гос. тип., 1898. - 2 т. Вып. 2 : Статистические данные : (поселенные таблицы). - 1898. - VIII, 853, III с.
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/1...litsy-1898
№1168 Нерчинско-Заводской округ Дучарская волость п. 6 Горно-Зерентуйское.
 |
Тема: Церкви и приходы 29.08.2024, 13:28
Leontiya написал:[q] ElenaKuzharova написал:
[q] Имеются метрические книги
[/q]
Всё ещё там?! [/q]
Тоже удивлена. Хочу перезвонить уточнить. Но в Краевом архиве их нет точно.
|
Тема: Церкви и приходы 28.08.2024, 22:31
Архив Щербиновского района
Архивный отдел администрации муниципального образования Щербиновский район. Адрес: 353620, станица Старощербиновская, улица Советов, дом 68. Телефон: 8-861-51-7-82-10, Турицына Наталья Юрьевна
Имеются метрические книги:
Глафировка с. (Рождество-Богородицкая церковь): 1866-1884, 1888-1889, 1892, 1900-1901, 1905-1908, 1911-1913, 1917-1918, 1920-1921гг.
Ейское укрепление с. (Троицкая церковь): 1865-1873, 1875-1892, 1897-1920гг.
Екатериновка с. (Николаевская, Рождество-Богородицкая церкви): 1864-1921гг.
Николаевка с. (Троицкая и Вознесенская церкви): 1881-1916, 1918, 1921, 1922гг.
Новощербиновская ст. (Николаевская и Покровская церкви): 1868-1920гг.
Старощербиновская ст. (Покровская и Преображенская церкви): 1866-1922гг.
Шабельское с. (Всесвятская церковь): 1864-1893, 1895-1909, 1911-1914, 1917-1919гг.
|
Тема: Церкви и приходы 28.08.2024, 21:53
История церквей Ейского Укрепления
«… После вступления А.В. Суворова в начале 1778 года в командование Кубанским Корпусом Ейский городок и Шахин-Гирейский базар были перестроены в единое Ейское укреплени…В том же году А.В. Суворов, будучи человеком очень верующим, приказал построить в Ейском Укреплении церковь во имя Святой Троицы. Не имея ни камня, ни леса, солдаты построили ее из дерна и камыша… В этой церкви 28 июля 1783 года А.В. Суворов провел молебен добровольного присоединения народов правобережья Кубани к России…
Фонд № 107, оп.1, д.2 , л.7 (Архив Щербиновского р-на)
В 1814 г. сооружена деревянная церковь во имя Св. Троицы с деревянной колокольней. В 1895 г. построена каменная церковь, деревянная продана в Кубанскую обл. Использованы материалы из статьи Виктора Литвиненко, зав. редакционным отделом журнала "Известия вузов. Северо-кавказский регион" Кагальницкие поселения, ГАРО, ф. 697, on. 2, д. 77, л. I75-I75o6. Материалы для историко-статистич. описания.-, с. 207.Списки населенных мест..., с. 113.
|
Тема: Церкви и приходы 28.08.2024, 21:43
Свято-Троицкая церковь села Ейское Укрепление.
Объект утрачен
Ейское Укрепление. Церковь Троицы Живоначальной Церковь. Утрачена. Престолы:Троицы Живоначальной Архитектурный стиль:Эклектика Год постройки:1895. Год утраты:приблизительно 1920 (разрушена) Адрес:Краснодарский край, Щербиновский район, село Ейское Укрепление Координаты: 46.710758, 38.60865 (приблизительно)
https://sobory.ru/article/?object=62458
 |
Тема: Места проживания Бондаренко, Критских 28.08.2024, 21:19
Из материалов электронной фотодокументальной выставки «Есть такое село – Ейское Укрепление» к 250-летию образования села Ейское Укрепление Щербиновского района Краснодарского края (Архивный отдел администрации муниципального образования Щербиновский район, Гарнышева Мария Сергеевна – начальник архивного отдела,Гончаренко Лариса Владимировна – ведущий специалист архивного отдела)
Использованы документы архивного фонда № Р-107 «Коллекция документов по истории Щербиновского района Краснодарского края».
Село Ейское Укрепление построено в устье реки Ея русской армией, как опорный пункт, в борьбе с Османской Турцией. Это был фортпост русской границы. В 70-х годах XVIII века русское правительство направило в Приазовье казачий отряд под командой подполковника Стремоухова для оказания помощи союзным ногайцам. Отряд установил свой зимний лагерь в старинной паланке – земляном укреплении, построенном правее устья Большой Еи. В 1774 году незадолго до заключения Кючух-Кайнарджикского мирного договора, в лагерь прибыл только что сформированный Кубанский корпус под командой бригадира И.Ф.Бринка. Бывшая паланка была укреплена глубокими рвами и высокими валами. С 1774 года она вошла в историю как крепость Ея. История села неразрывно связана с именем великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, который много сделал для укрепления границ России и определенное время жил в Ейском Укреплении.
Из статьи историка-краеведа, члена совета фонда культуры кубанского казачества В.Соловьева «Ейское укрепление», 2004 г.: «…Сменивший Стремоухова в должности пристава подполковник И.Ф. Лешкевич построил в крепости в ее южной части лавки для купцов и маркитантов с целью организовать торговлю с местными народами… Прошло некоторое время, и крепость Ея стала средоточием торговли не только Кубани, а всего Северо-Западного Кавказа… В конце зимы 1776 года в крепость Ея в сопровождении Ахтырского гусарского полка прибыл 25-летний калга-султан Шагин-Гирей… который планировал с помощью России стать преобразова-телем Крыма, возвратив ему былое могущество… Бригадир И.Ф.Бринк принял Шагин-Гирея с должными почестями и сразу же севернее крепости начал строительство земляного редута, который при заложении получил название Ейский городок. Редут предназначался для Шагин-Гирея как его резиденции, для чего в городке был построен русскими солдатами большой деревянный дворец… А для того, чтобы Шагин-Гирею было проще набирать войско из ногайцев, с которыми он должен был идти на Тамань и далее в Крым, южная часть крепости Ея была перестроена в базар, где калга-султан и встречался с нужными ему людьми. Прошло время, и видный историк России П.Г. Бутков записал: «Крепость Ея называема была и Шагин-Гирейским базаром»…
«…В 1777 году, собрав из мирных ногайцев войско в 2000 воинов, Шагин-Гирей с помощью казаков и полков Кубанского корпуса вытеснил татар и турок с Тамани, а затем на русском военном корабле переправился в Крым. Здесь у старинной турецкой крепости Еникале он был встречен генерал-поручиком А.В. Суворовым с полками, который тут же после быстрого марша посадил его в Бахчисарае на ханский трон Крыма…» Фонд № 107, оп.1, д.2, л.14
«… После вступления А.В. Суворова в начале 1778 года в командование Кубанским Корпусом Ейский городок и Шахин-Гирейский базар были перестроены в единое Ейское укрепление… …В том же году А.В. Суворов, будучи человеком очень верующим, приказал построить в Ейском Укреплении церковь во имя Святой Троицы. Не имея ни камня, ни леса, солдаты построили ее из дерна и камыша… В этой церкви 28 июля 1783 года А.В. Суворов провел молебен добровольного присоединения народов правобережья Кубани к России…
"после того, как Ейское укрепление потеряло назначение форпоста…оно было разоружено и возникший у ее валов неизвестно с какого года Фурштат превращен в слободку, а затем и в местечко Ростовского округа области войска Донского…» Фонд № 107, оп.1, д.2 , л.7
«… А что же село? Шли годы, и оно стало потихоньку расти в сторону бывшего Ейского укрепления, затем перехлестнуло его, что вызвало скрытие валов и некогда грозных бастионов. Вместо суворовской церкви из-за ее ветхости была построена деревянная, а в конце XIX века – кирпичная. Основание города Ейска ускорило рост села, но особенно бурный наплыв сюда переселенцев начался после отмены крепостного права и окончания кавказской войны…» Фонд № 107, оп.1, д.2 , л.7 .
Из книги историка-краеведа, члена совета фонда культуры кубанского казачества В. Соловьева «По следам Суворова», 1995 г.:
«…Что же касается улиц села, то каждая из них – это история. Пройдите по улице Гайдукова на восток, где от нее отходит улица Садовая. На этом месте была центральная часть суворовского Ейского укрепления. Ранее же до перестройки здесь стояли Чубурские ворота. Путники, пройдя через них в базар, видели слева улицу лавок и землянок армянских купцов, а справа греческих… …Направляясь далее по улице Садовой на север, обратите внимание на подворье с правой стороны, где с весны 1783 года стоял «генеральский домик» и проживала семья А.В. Суворова. Саженях в тридцати на юго-восток от суворовского домика стояла гарнизонная православная церковь Во имя Святой Троицы. Там, где ныне территория школы и подворья восточнее нее, по улице Первомайской, еще на памяти старожилов видны оплывшие валы суворовской цитадели, которая в плане была правильным четырехбастионным редутом с фасами в 70 саженей… …Пройдите от школы на восток к улице Первомайской, где от нее отходит улица Суворова, и осмотрите это ныне ничем непримечательное место. Здесь были Азовские ворота Ейского укрепления, у которых осенью 1782 года и в октябре 1783 года встречал Суворов гарнизон укрепления пушечной пальбой и выставлением почетного караула. Далее на востоке, куда уходит улица Суворова, где ныне окраина села, было поле, на котором Суворов проводил тактические учения с войсками. Здесь же был курган, у которого 28 июня 1783 года Суворов организовал торжественную церемонию добровольного присоединения народов правобережья Кубани к России… Думаю, что не совершу большой ошибки, если выскажу мысль о том, что на этом поле родилась наша Кубань…» Фонд № 107, оп.1, д.2, л.7 .
 |
Тема: Места проживания Бондаренко, Критских 28.08.2024, 20:53
ЕЙСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ, с. (Ейский редут, Ейская крепость, Шагингиреевский базар).
Расположено при впадении р. Еи в лиман Ейский, возникло на месте военного укрепления, называлось по-разному: "городок", "крепость", "редут".
Историческую известность приобрело с 1775 г., когда последний из крымской династии Гиреев хан Шагин Гирей устроил здесь базар (ярмарку). Сюда устремились разные торговые люди - греки, русские, армяне, татары и др. Здесь пересекались интересы земледельцев, скотоводов, рыбаков, поэтому базар имел успех, место стало быстро заселяться представителями разных народов.
В 1778 г. татары построили здесь свою первую мечеть, армяне - григорианскую церковь; в 1779 г. была создана и первая православная церковь - временная, "походная" - из полотна; имелись сведения о наличии здесь ветхой церкви из дерна (в 1790 г.). В 1814 г. сооружена деревянная церковь во имя Св. Троицы с деревянной колокольней. В 1895 г. построена каменная церковь, деревянная продана в Кубанскую обл.
В 1876 г. открыта земская народная школа, в 1900 г. - "школа церковной грамоты".
ГАРО, ф. 697, on. 2, д. 77, л. I75-I75o6. Материалы для историко-статистич. описания.-, с. 207.Списки населенных мест..., с. 113.
Поселки, которые расположены рядом с Ейским Укреплением; Екатериновка, Николаевка, Глафировка, Елизаветовка. Шабельское
ЕКАТЕРИНОВКА, с. (Ейская, Катериновка).
На р. Ее, в 7 км от впадения реки в Ейский лиман. Основана казенными поселянами (беглыми крестьянами) в конце ХVIII в. До 1803 г. называлась двояко: слобода Ейская (по месту расположения) и Екатериновка - в честь Екатерины II, с 1803 г. имеет одно официальное название - Екатериновка. На генплане Рост. уезда 1840 г. - Катериновка. " Имелось две церкви: в честь Святителя Николая с 1798 г. и во имя Рождества Пресвятой Богородицы - с 1885 г. Построены на средства прихожан. До Окт. рев. - 4 школы; первая из них открыта в 1849 г., три другие - в конце XIX в.: церковно-приходские в 1892 и 1893 г., народная - в 1898 г. Во всех школах училось до 400 детей. ГАРО, ф. 697, on. 2, д. 77, л. I73-I77; ф.229,оп.2,д.218. Списки населенных мест... с. 114. Справочная кн. Екатериносл. епархии.
ЕЛИЗАВЕТОВКА, с. (Елисаветовка, Бурлацкое).
На правобережье р.Еи. Поселение государственных крестьян. Образовалось, по преданию, первоначально людьми, бежавшими из внутренних губерний России от крепостной зависимости, здесь беглые укрывались в камышах, а позже стали жить оседло. Называлась в народе Бурлацкой, как полагают, оттого, что селились здесь беглые - "бурлаки". Название Елизаветовка (Елисаветовка) дано в 1801 г. в честь императрицы Елизаветы - жены Александра I. Церковь построена в 1816 г. на средства прихожан. В состав прихода входили близлежащие частновладельческие селения Сонино, Машино, а до 1890 г. и Отрадовка, Григорьевка, Царедар и Платоновка. ГАРО, ф. 697, on. 2, д. 77, л. I69-I8I, 182; ф. 229, on. 2, д. 218.
Использованы материалы из статьи Виктора Литвиненко, зав. редакционным отделом журнала "Известия вузов. Северо-кавказский регион" Кагальницкие поселения
|
Тема: Места проживания Бондаренко, Критских 28.08.2024, 20:46
Укрепление Ейский городок (известно также как Шагин-Гирейский городок, Ейский редут, Ейская крепость, Шагингиреевский базар) основано в 1774 году — это старейшее российское поселение южного Приазовья. Оно было основано как ставка поддерживаемого Россией претендента на крымский престол Шахина Гирея. Население составили ногайцы, крымские татары, армяне, русский гарнизон. Укрепление использовалось как зимовка для гарнизонов редутов по реке Кубань, созданных под руководством Суворова.
В 1792 году в Ейское укрепление прибыли три полка конницы и два полка пехоты Черноморского казачьего войска под руководством атамана Чепеги (вторая часть черноморцев высадилась в районе Тамани), затем расселившиеся южнее по Кубано-Приазовской низменности, положив начало славянской колонизации региона.
В конце XIX века Ейское укрепление являлось местечком Ростовского округа области Войска Донского, в 109 вёрстах к юго-западу от окружного города. В местечке проживало 5311 жителей, имелось 784 двора, православная церковь, церковно-приходская школа. Жители преимущественно работали в рыбопромышленности. Ежегодно проводилась ярмарка, на которой торговали на сумму до 250000 рублей[2].
До 1920 года село входило в Ростовский отдел Области Войска Донского.
В 1934—1953 годах Ейское Укрепление было центром Лиманского района.
|
|
|