Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

  PavelLazovskiy
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа
GEDCOM


PavelLazovskiy

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Последние 30 сообщений PavelLazovskiy

Тема: Помощь в РГАДА
24.01.2025, 21:19

Ищу специалиста по Литовской метрике (Ф. 389) Нужно найти несколько привилиев.

Кто готов помочь - пишите в личку.

Тема: Лазовские
28.11.2024, 10:02


Lozowski написал:
[q]
По поводу 1333 года в надгробной речи пана Глембовского -
нашел откуда взялась эта дата
- Бартош Папроцкий сначала написал гербовник - Гнездо добродетели в 1578г., а шестью годами позже написал гербовник Гербы рыцарства... 1584г., который был измененным и дополненным вариантом первого... В первом варианте он указал - 1333 год как год возникновения Любича, позже же он ознакомился с записями Башко (Godzisław Baszko, kustosz katedry poznańskiej w XIII wieku) и скорректировал описание происхождения герба Любич, изменив год на 1190...
Пан Глембовский ознакомившись с трудом - Гнездо добродетели 1578г., который был напечатан и доступен читателям - произнес свою речь...
а о втором труде он и не знал, так как тот был в рукописи - его напечатали и растиражировали лишь в 19 веке...
[/q]



Эта версия не выглядит странной или необычной, вполне может так оно и было. Думаю, с ней можно согласиться.
Книги часто используются при подготовке речей, однажды сам так делал.
Это мало что меняет в общей канве повествования, однако вносит больше ясности.



Немного поразмышлял на эту тему.
Процедура получениия фамилии Лазовскими выглядела так - поселились в Лазове - стали Лазовскими.
В дальнейшем, при переселении в другие места их поселения получали названия уже от их фамилии - Лазовичи, Лозовцы, Лазовщина и т.д.
Это в общем-то стандартный вариант получения фамилии и именования населенных пунктов.
Поэтому их было относительно легко найти. Если не сохранялся населенный пункт - сохранялись упоминания земли, которую они обрабатывали в деревнях/застенках, в самых худших случаях сохранялись урочища.


И я решил проверить это с Заглобами. Забил в польской википедии - Заглоба. Всего 2 населенных пункта. Первый - уже хорошо нам известный, где произошло убийство.
Второй восточнее, в сторону Люблина. На картинке отметки Заглоба черным цветом и обведены рамкой.

Ранее, Александр нашел гмину Кшивда с центральной деревней Кшивда. И герб у них соотвественно - Кшивда - https://pl.wikipedia.org/wiki/Krzywda_(gmina)
Любопытно, что сохранилась легенда.


Звучит она так:

Wojewoda Sandomierski miał trzech synów między których rozdzielił swój majątek. Najmłodszy, Przemko, otrzymał Wysoczyznę Żelechowską. Z otrzymanych ziem nie był zadowolony. W czasie podróży do swego majątku jedno z ramion herbowego krzyża ułamało się. Potraktował to jako zły omen na przyszłość. Uważał, że został pokrzywdzony przez ojca w czasie podziału dóbr. Prawdopodobnie swej siedzibie nadał nazwę „Krzywda”.

У воеводы Сандомерского было три сына, между которыми он разделил свое имение. Младший, Пшемко, получил Wysoczyznę Żelechowską. Он не был удовлетворен полученными землями. Во время поездки в свое имение у него отломилось одно из плеч гербового креста. Он воспринял это как дурное предзнаменование для будущего. Он считал, что отец обидел его при разделе имущества. Вероятно, он назвал свою штаб-квартиру «Крживда».

Эта легенда удивительно похожа на легенду о гербе Кшивда, правда в весьма искаженном виде, как обычно с легендами бывает.


И я забил название Кшивда в польскую википедию и получил следующее.
Масса деревень, частей деревень, частей сел и колоний с названием Кшивда. Самое интересное - все они локализуются в одном регионе и достаточно плотно. Смотрите картинку. Оранжевыми цветом отмечены Кшивды.
И 2 деревни Кшивда находятся аккурат напротив Заглобы, на другом берегу.

kshivda_derevni_i_gminy_i_chasti_dereven.jpg

Все это позволяет сделать ряд важных предположений.

1. Протопласты Лазовских назывались Заглобами. Именно Заглобами, т.к. Заглобские, это скорее всего уже следующие владельцы Заглоб, получившие от имений свою фамилию.
2. Заглобы как род существовал очень краткий период времени, это подтверждает данные в посмертной речи. Всего 1 или 2 поколения. По факту, сохранилось только 2 населенных пункта с названием Заглоба.
3. По всей видимости, вторая Заглоба соседствующая с Кшивда через реку и есть место, куда Заглобы, предки Лазовских, мигрировали в дальнейшем.
4. Снова всплывает Люблин и его окрестности. Поселения Кшивда расположены по западным окраинам близ Люблина. Фигурирует Кшивда и близ Сандомира, упоминаемого в легенде гмины.
5. Оранжевая отметка в красной рамке - это деревня Кшивда с гербом Кшивда, которая дала начало гмине Кшивда с описанной выше легендой. Выше гмины, места отмеченные зеленым цветом - места проживания Лазовских в Дрогичинском земле. Коричневые отметки - самые ранние упоминания герба в Ломже, Визне, Радоме в Лещице.


Вывод. Кшивда в одноименной гмине, вероятно, и есть родовое гнездо будущих Лазовских.













Тема: Лазовские
27.11.2024, 15:59

Вот, кстати.
Ранее попадались евреи Лазовские, есть версия, что они происходят с Гродненщины, а сама фамилия возникла, когда евреям стали давать фамилии.
Ну, такая фамилия ими был куплена или получена и с той поры используется.
Других версий нет, ничего сказать не могу по этому поводу, не вникал.

Тема: Лазовские
27.11.2024, 11:19


Lozowski написал:
[q]
Мой вариант перевода заинтересовавшей меня Надгробной речи На похоронах его милости пана ВОЙЦЕХА ГЛЕMБОЦКОГО (не сильно красиво, но старался максимально смысл сохранить) :

/Герб их милостей панов Тулицких/ Любич названный достигший святого совершенства своего/ в подкове двумя крестами отмеченный/

Три имел изменения/
Имел первое в Ястржембце/ для него Ястржембца/который придумал коней на льду подковать|
Крест Веры святой католической от язычников оборонил.

Имел второе в Заглобе/ где боем смертным Ястржембцев брат родного брата убил/ в наказание за такое беззаконие
убрали крест а в подкове добавили саблю/ и назван Заглоба, плата за голову.

Имел третье вот этот Любич| В гербе Побог. Сын брата того братоубийцы|
каялся за дядины грехи/ совершил паломничество в Рим в святые места: и там добродетели своей
благославление получил и грамоту от Папы к королю польскому| убрал тот саблю из подковы/
и вернул снова крест/ и назван он был Побог | Якобы по Богу / в правах божьих
Окончательный свой вид Любич приобрел от короля Локетка в году 1333 когда один из
герба Побог рыцарь в малой Почце много язычников убил\ и пленного захватил/
и за то еще крестом наградил/ назван Любич/ За победу ту при реке Любич |Богом он был награжден
[/q]




Я полагаю, что это вполне корректный по смыслу перевод, он согласуется с Папроцким, последовательностью появления новых гербов, бьется с остальными историческими событиями.



Если подытожить наш совместный мозговой штурм.....
Мы можем теперь говорить, что:

1. Первое упоминание герба Кшивда - минимум с 1370 года, года смерти Казимира III Великого.
На текущий момент нельзя назвать дату точнее, но было это при правлении Казимира, между 1333 и 1370 годами, ближе к 1370 году. Навскидку, между 1360 -1370, пока сын брата братоубийцы подрос, совершил паломничество, получил грамоту, заслужил прощение......
2. Герб появился минимум на 35 лет раньше, чем появились предки Лазовских в Лазове. Витовт заселял дрогичинские земли с 1405 по 1425 годы, как указано в польской монографии.
3. Предки Лазовских пришли в дрогичинскую землю из-под Лодзя, где упоминаются в фольварке Заглоба, использовали герб Ястржембец. Территориально это центральная часть современной Польши.
4. Упоминания герба Кшивда в Лещице, а именно :

Кобылинские, Пруссы 1400г. и их ветвь Барковские.
Дановские, Мазовия, Визна и Ломжа, 1430г. и Пруссы 1446г.

получают подтверждение как соответствующие историческим данным, данным легенд представленным выше и дате появления самого герба Кшивда.
Более того, эти упоминания в Лещице могут служить опорными точками, опираясь на которые можно двигаться дальше.







Тема: Лазовские
25.11.2024, 17:36

Jastrzębiec, Boleścic, Ludbrza, Łazęka, polski herb szlachecki;
podkowa złota barkiem w dół, między jej ramionami krzyż złoty w polu błękitnym; najstarszy wizerunek pieczętny z 1319; spotykany w Małopolsce i na Mazowszu; na Litwę przeniesiony podczas unii w Horodle 1413; spośród 349 rodzin pieczętujących się herbem J. do największego znaczenia doszli m.in.: Baranowscy, Dzierzgowscy, Zborowscy.

Очень похоже, что Любча это и есть Ludbrza и это одно из названий герба Ястржембчик.

От Александра:

"Такое ощущение, что первым был герб Ястржембец - у него больше всего имен...Bolesta, Kamiona, Lubrza, Łazęka, Łazęki, Nagody, Nagora, Nagóra, Nagórę, Причем Łazęka, Łazęki - одни из первых...
Еще Любжа - Lubrza - как Любча, Любич...."


Судя по всему, это и есть герб Ястржембец сразу после убийства, с усеченной лапой креста. Самый первый вариант, да.

Тема: Лазовские
25.11.2024, 17:07

Вот еще от Александра:

В польской википедии по Побогу написано:

Легенда о гербе, обнаруженная в работе Каспера Несецкого, напрямую связывает герб Побога с гербом Заглобы, то есть косвенно с Ястшембецем (исходное написание):

(...) Заглобчик, сын первого Заглобчика (...) считал позором изменение древнего герба, которое все родственники приказали передать его дяде, как определенное излишество, так что он мог винить себя и своих потомков в этом позоре, он старался загладить его какой-нибудь немалой службой: так он ездил в чужие страны и чужие дворы и там, проведя некоторое время в хороших отношениях, получил от этих Господ, разумное письмо Папе Римскому, который, обрадовавшись которому, легко потребовал, чтобы там его герб изменили, то есть выбросив саблю, подняв сверху крест, а шлему придав стойкость, с папские письма Болеславу Храброму королю позже вернулись в Польшу, король хвалил и подтверждал, что сам Побог назвал этот вариант гербом из своего благочестия.

источник - https://pl.wikipedia.org/wiki/...zlachecki)


Ну это же легенда один в один.


Дворянские роды, носящие герб Заглоба:
.....Заглобы (Zagloba), Заглобские (Zaglobski)....







Тема: Лазовские
25.11.2024, 13:53

Александр Лозовский нашел в гербовнике любопытный герб.
Нечто среднее между Любич и Ястржембец. И название похоже - Любча.


Как будто у Ястржембца отрубили лапу, после убийства брата.
11.png


Такое ощущение, что это самый близкий к нашей легенде герб.....

Тема: Лазовские
25.11.2024, 13:43

Корректировка..

yastjembec_-samaya_drevnyaya_pechat_adam_iz_kamnya_1319.jpg

Вот самый древний вариант Ястржембца. Просто перевернутый Любич, без всякого Ястреба наверху.

Следующий вариант, уже позднее с Ястребом - Pieczęć Wojciecha Jastrzębca, z najstarszym przedstaweniem klejnotu в 1436 году.

пруф : https://pl.wikipedia.org/wiki/...zlachecki)

Тема: Лазовские
25.11.2024, 11:26

Перегринация - книжн., устар. странствие, путешествие.
◆ Во всяком случае, я буду самым обстоятельным образом извещать Вас о моих перегринациях, которые, впрочем, будут очень несложны, так как из Рима я могу уехать только в Неаполь.

Слово "Перегринации" я склонен переводить как путешествие во времени, изменение, трансформация, видоизменение.

Т.е герб Любич пережил 3 трансформации / изменения.


Визуальный ряд показывающий всю цепочку изменений герба Любич.



1). Любич исходный.
Отличается от Побога крестом, который перенесен внутрь подковы.

2). Ястжембец
За действия в битве подкова была перевернута (как было сделано в сражении, когда лошадей подковали шипами вверх).

3).Заглоба
За убийство брата крест внутри подковы заменен на меч, вместо ястреба наверху, пронзенное крыло ястреба, как метафора о нанесенном ущербе роду.

4). Любич со вторым крестом сверху
Как прощение угодное Богу.

5). Кшивда.
В память о убийстве усечена только лапа креста.







Тема: Лазовские
25.11.2024, 9:27

Ястшембец

"О происхождении герба существует такая легенда (по Б. Папроцкому).

В одном из набегов язычников (около 999 года) была захвачена Лысая гора, названная позже горой Святого Креста. Гора превратилась в прекрасно защищённую крепость благодаря тому, что её крутые ледяные склоны стали непреодолимы для конницы. Язычники, зная свою неуязвимость, и видя некоторую растерянность противника, надменно посмеивались над польскими воинами, приглашая на поединок за Христа любого из них.

Вызов принял рыцарь Ястшембчик, «впечатлённый верой и славой Божьей». Он, как утверждает автор, придумал подковы на конские копыта, подковал своего боевого коня и благодаря этому изобретению сумел преодолеть неприступные склоны горы, сошёлся в поединке с высокомерным силачом-язычником и… захватил его в плен. А затем доставил незадачливого противника королю Болеславу Храброму. Тем самым рыцарь Ястшембчик подал пример другим воинам польской кавалерии, которые, подковав своих коней, стремительно преодолели скользкую гору и выбили врага. Победа была полной. В награду за свой героический поступок рыцарь получил от короля изменения в гербе. На его щит добавилась подкова с крестом, а на шлем был помещён ястреб.

Польско-прусский граф Куропатницкий, ссылаясь на государственные акты XVIII века, относит появление герба к правлению отца Болеслава Храброго — Мешко I, а первое изменение (появление креста на щите) — уже к Болеславу (см. выше).

С легендой не соглашается К. Несецкий, но при этом подчеркивает, что все историки соглашаются с тем, что этот род древний и процветал в Польше ещё во времена языческих монархов.


Описание герба, его историю и перечень носящих его фамилий можно найти в классических польских гербовниках:

Bartosz Paprocki Herby rycerstwa polskiego. Kraków, 1584.
Simon Okolski. Orbis Polonus. Krakow, 1642. T.1-3.
Ks. Kacper Niesiecki. Herby i familie rycerskie tak w Koronie jako y w W.X.L. Lwów, 1728".


Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B5%D1%86


Описание Лысой Горы с координатами в вики - https://ru.wikipedia.org/wiki/...%80%D1%8B)


Это место посещали почти все польские короли. Лыса-Гура (Лысая Гора; польск. Łysa Góra) находится в массиве Свентокшиских гор. Ее высота 594 м.
Свое название "Горы Святого Креста" (Święty Krzyz) получили от христианской реликвии - частицы креста Иисуса Христа, хранящейся в бенедиктинском монастыре расположенном на вершине Лысой Горы.
Это одно из важнейших паломнических мест в Польше. Но нет сомнений, что христианский центр был основан на месте древнейшего языческого святилища.
Польский хронист XV века Ян Длугош считал Кальварию (лат. Calvus Mons - Лысая гора) главной горой Польши, даже более важной, чем холм Вавеля - столичного замка в Кракове.

Очень колоритное место, много фотографий в источнике: https://maximus101.livejournal.com/182709.html

Тема: Лазовские
25.11.2024, 8:25

Brazzalp Петр, плиз, размести полный текст из 2х частей, есть время поработать с ним, пока жду документы по Клецкой земле.

Не обращай внимание на троллей, это обычная работа с сырцами, обычный рабочий процесс. Относись к этому как к WIP - ворк ин прогресс.
Просто не корми их, не отвечай им и все будет хорошо. У меня уже иммунитет.


Но легенде - я нашел место где произошла битва с язычниками и описание этих событий. Описание есть в одном из гербовников польских. Само место существует и по сей день, там сохранилась часть оборонительных языческих насыпей.





Тема: Лазовские
25.11.2024, 8:08

Ходотовичи и Быховщина - не Копыльщина. Этого достаточно, без всяких дальнейших, очевидных рассуждений про границы деканатов.

Опять много пустых и ненужных слов, бла-бла-бла, бессмысленных и беспощадных.
Пустой и ненужный шум, ровным счетом ничего не добавляющий к исследованию с общей целью показать свою значимость. Ноль документов по Лазовским, зато много пафоса и хамства.

Идите мимо.
Здесь не нуждаются в вашей помощи. Документов более чем достаточно.





Тема: Лазовские
23.11.2024, 12:49

https://forum.vgd.ru/7397/161673/ - создан раздел для размещения фотографий потомками Лазовских Минской Губернии.


Все желающие Лазовские или в родстве с ними состоящие могут там размещать фотографии Лазовских. Но только Минской Губернии, обратите внимание.
Посмотрим, будет ли полезной и востребованной эта идея, время покажет.

Тема: Фотографии Лазовских
23.11.2024, 12:41

Всем привет!

Этот раздел создал для размещения Лазовскими разных ветвей фотографий.
Можно размещать фотографии как уже покинувших этот мир Лазовских, так и ныне живущих, но желанию.

К каждой размещенной фотографии, пожалуйста, добавляйте краткое описание. ФИО, населенный пункт, год рождения/возраст и дополнительные детали, если известны и вы хотели бы ими поделиться.
Раздел будет модерироваться, но надеюсь, минимально.

Надеюсь, это будет полезным для всех Лазовских Минской Губернии, как минимум, а возможно и для Лазовских других регионов Беларуси.

Тема: Лазовские
23.11.2024, 12:30

Удивительные вещи происходят в последнее время все чаще и чаще.
Пишут дамы, состоящие в родстве с Лазовскими разных семей. Думаю, что это совершенно закономерно, потому что именно женщины помнят все даты: даты свадьбы, рождения, смерти, кто кому кем приходится в родственном отношении и многое другое. Мужчинам обычно это как-то немного до лампочки.


Так вот.
Написала мне в личку Jaroszynski.
Я не буду приводить всю переписку, все-таки это личная переписка, приведу только первое сообщение, надеюсь она меня простит:

"Павел, здравствуйте. Хочу выразить огромную благодарность вам за создание ветки Лазовские и подробное описание !!!!! я только вышла Лазовскую Михалину в своем роду, но по первым вашим сообщениям , я поняла что мы где-то родня)))). В моем роду тоже есть легенда про маршала. Моя прабабка Геновефа Скоробогатая (дочь Михалины Лазовской) жила в районе Копыля. На открытках есть адрес отправления Грозов. Младший сын Михалины служил в Люблюне".

В последующих сообщениях идут детали этой легенды.


Это удивительно.
Такая легенда существует уже в 2х ветвях Лазовских, совпадает как город Люблин, так и должность - маршал.
Я считал легенду в моей семье не сильно значимой, одна тетка говорила одно, другая другое. В общем, что-то напутали или вроде того., рассказывала им пробабка, давным-давно.
Но судя по всему нет. Вероятно такие события действительно имели место, легенда осталась, где-то в искаженном виде, с неточностями, где-то чуть более полная - но она правдива!
Более того, наметились некие очертания мозаики, куда этот элемент можно поставить и получится завершенная картина!


Если кто-то еще из Лазовских слышал такую легенду в своей семье - напишите мне в личку, возможно, со временем, с опорой на документы ее можно будет полностью восстановить.



Тема: Лазовские
23.11.2024, 12:11

>> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 22 ноября 2024 22:08


Все верно. На КОПЫЛЬЩИНЕ (специально для вас выделяю, Копыльщина как территориальная единица) Лазовских униатов не замечено до сих пор.
Они есть на территории НЕСВИЖСКОГО деканата в 1763 году.
Вы, вообще, понимаете разницу между Копыльским и Несвижскими Княжествами, их ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ГРАНИЦАМИ? Вижу, что нет. Так что это вам надо следить за тем, что пишите.



Свой статус можно поднять 2мя способами. Своими достижениями и обесцениванием других. Фразочки "фэнтэзи" именно на это и направлены. В виду отсутствия собственных успехов принизить успехи других.
Хвалить вас не за что. В исследовании рода Лазовских ваши заслуги почти равны нулю, как бы вас не разрывало от мегазначимости вашей персоны.

Хорошая попытка, но нет. biggrin1.gif







Тема: Лазовские
22.11.2024, 20:16


Brazzalp написал:
[q]
Герб Лазовских или Крживда.
Herb Łazowskich lub Krzywda

История с продолжением.

Все основоположники польской геральдики, такие как Шимон Оскольский, Вацлав Потоцкий, Станислав Дунчевский, при изложении истории появления Клейнода Герб Лазовских или Крживда обязательно ссылаются на книгу Яна Рожицкого «Надгробная речь на похоронах Его Высочества Пана ВОЙЦЕХА ГЛЕБОЦКОГО», Краков 1636 год,
выдержки из которой Вы сможете посмотреть далее.
Прежде, чем перейти, к изложению истории возникновения данного Герба, необходимо рассказать предысторию возникновения Герба Любич, от которого он взял свое начало.
В 1333 году Король Польши Владислав Локетек даровал сей Герб и Титул доблестному войну - шляхтичу из Клейнода Побог (прим. - Предку графского рода Тылицких) за отвагу и храбрость в битве с язычниками при Малой Почцы на реке Любичь (прим. Правый приток Вислы, второе название Дрвенца (пол. Drwęca, устар. нем. Drewenz). В честь этой битвы и по названию реки Герб был именован Любич.
Предки ныне живущих Лазовских состояли в данном Гербе, пока не произошло трагическое событие: в споре за наследуемое имущество брат зарубил брата саблей. Трагедия произошла в фольварке Заглоба в доме Ястржебов. За это бесчинство Король Казимир Третий Великий сначала хотел лишить семью Герба, но с учетом заслуг перед Короной, принял решения убрать со щита рыцарский Крест и заменить его на саблю в подкове, «плату за голову брата». Назвали новый Герб Заглоба. Прошло время, и племянник братоубийцы, сын убитого, совершил паломничество в Рим, получил ходатайство Папы (прим. - Климента VI) к Королю Польши о возвращении Креста на родовой Герб. Король Польши Казимир Третий Великий вернул крест на щит, но в назидание потомкам уломал лапу у Рыцарского Креста. Вплоть до начала семнадцатого века Клейнод носил название Герб Лазовских или Крживда (преступление, обида). В последствии, по мере угасания величия рода Лазовских, фамилия исчезла из названия и Герб начали называть – Крживда.


Влади́слав I Локе́тек (пол. Władysław I Łokietek; 3 марта 1260/19 января 1261 год — 2 марта 1333) — князь-принцепс Польши с 1306 по 1320 годы, король Польши с 20 января 1320 года

Казимир III Великий (пол. Kazimierz III Wielki; 30 апреля 1310 — 5 ноября 1370) — король Польши, вступил на престол 2 марта 1333 года (коронация 25 апреля 1333 года). Последний король из династии Пястов.

Бенедикт XII (лат. Benedictus PP. XII, в миру — Жак Фурнье, фр. Jacques Fournier; 1280-е (1285?) — 25 апреля 1342) — Папа Римский с 20 декабря 1334 по 25 апреля 1342 года.

Климент VI (лат. Clemens PP. VI, в миру — Пьер Роже де Бофор-Тюренн, фр. Pierre Roger de Beaufort-Turenne; 1291 — 6 декабря 1352) — Папа Римский с 7 мая 1342 года по 6 декабря 1352 года.

Вопросы для общего обсуждения:

С учетом всего изложенного выше, можно предположить, что Герб Лазовских или Крживда появился между 1342 – 1370 годами.

Остается открытым вопрос, когда появилась фамилия Лазовский? По всем имеющимся сейчас источникам, фамилия произошла от имения Лазов,
но в рукописных текстах, наборный шрифт появились в Европе только 1452 году, данный Клейнод уже носит название Герб Лазовских или Крживжда (см. сообщение выше)
[/q]






Петр, очень и очень круто!
Вы с Доминикой большие молодцы! Спасибо вам!

Давай вторую часть, потом построчно будем трактовать, и по гербам будем разбираться, потому что там тоже нюансы есть.

Тема: Лазовские
14.11.2024, 11:02

Перевод напиши ))).

Тема: Лазовские
5.11.2024, 16:44

Работа с картами дала еще один интересный результат.


lazovschina_u_melehovich.jpg


Недалеко от Лазович / Улазович была найдена Лазовщина, на северо-восток от Баранович, около 20 км.

На старых картах нет населенного пункта с таким названием и, по всей видимости, Лазовщина это земля, которую обрабатывали Лазовские, подобно тому, как упоминание о них сохранилось в Инвентаре 1670 года в Смоличах : "....5 волок Лозовщины".

Это говорит о том, что Лазовские когда-то проживали в Мелеховичах. Когда - пока неясно, но тем не менее факт интересный.





Тема: Лазовские
1.11.2024, 9:37

Некоторое время назад взялся проверять населенный пункт Улазовичи. Были предположения, что они на самом деле Лазовичи.
И это предположение было подтверждено. Название, действительно, судя по картам, было искажено.

Карта 1846г.
lozovichi_karta_fitingofa_1846god.jpg

Карта 1848г.
lazovichi_1848_g_karta_minskoi_gubernii.jpg

Карта 1871г.
lozovichi_1871_minskaya_karta_v_atlase_ilina.jpg

Карта 1880г.
lazovichi_1880-1930_verstovka_belarusi_centralnaya_chast.jpg

Карта 1935г.
lazovichi_1935_god_rkka.jpg

Это предположение стало еще интереснее, после того, как Лазовские были зафиксированы в Жиличах !!!
Предположительно, Лазовские переехали в Жиличи именно из этих Лазович/ Улазович близ Ляхович.

Дополнительным аргументом за эту версию может быть совсем небольшое расстояние между Лазовичами/Улазовичами и Жиличами - всего 3 деревни, около 20 с копейками километров по дороге или 12,3 км. по прямой!



Тема: Лазовские
1.11.2024, 9:26

>> Ответ на сообщение пользователя Jaroszynski от 31 октября 2024 16:57

Мормоны финансировали оцифровку документов, потом разместили их на сайте для свободного просмотра.

Они размещены здесь: https://www.familysearch.org/search/


Пример с метрическими книгами. Это сайт где пытаются систематизировать данные с сайта мормонов.

https://nashipredki.com/location/imenie-starica-31454

Вот им.Старица.
Внизу вы видите список дел и за какие года. Справа от нужного дела по иконке кликаете и видите - https://nashipredki.com/docume...itsa-63081

Метрические книги онлайн, выбираете и кликаете по микрофильму, переходите на сайт с микрофильмами. Так вы можете найти метрики.
Аналогично, на самом сайте можно осуществлять поиск и искать ревизские сказки - https://www.familysearch.org/search/ , сверху слева кнопка поиска, заполняете ключевые слова и ищите.
Где-то на сайте vgd были прямые ссылки на дела с РС, но я не помню за давностью лет, очень давно ничего не искал. Ищите по поиску.


Синим отмечены населенные пункты из баз по ВОВ, откуда были бойцы.
Например, Лазовский такой-то, населенный пункт такой-то, 1943, убит.

Красным - упоминания из метрик и ревизских сказок, наиболее ранние по этому населенному пункту. Иногда даты через запятую от ранних к поздним.



Тема: Лазовские
31.10.2024, 15:04

Судя по всему, подтверждается родство Лазовских из Новогрудка и Лазовских из Слонимского повета с Лазовскими из Дрогичинского повета.

См. картинку.
Лазовские из Новогрудка ссылаются на Лазов из Слонимского повета,
А слонимские Лазовские ссылаются на Лазы из Дрогичинского повета.


https://files.vgd.ru/145657/Zb...ovskih.jpg

Упоминание найдено Александром Лозовским их Хотеевских Лазовских. Все-таки, сообща искать информацию куда веселее и эффективнее!)))

Тема: Слуцкий уезд
31.10.2024, 11:20


PavelJZ написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя PavelLazovskiy от 31 октября 2024 10:41

Так ведь есть еще и такое:
AGAD 1/354/0/25/1687 Inwentarz dóbr Kleckich 1575
Количество страниц 307
[/q]


Такое есть да, в микрофильме есть в НИАБ. Будем смотреть скоро его. Но за 1641 и 1663 пока не нашел.





Тема: Слуцкий уезд
31.10.2024, 10:41

Очень нужны 2а инвентаря Клецкой ординации, Клецкого Княжества т.е.

"...о инициативе Боны в 1552 году составлен первый инвентарь города. Инвентари Клецка так же проводились в 1575, 1626, 1641, 1663, 1694, 1713, 1714, 1740, 1747, 1757, 1760, 1767, 1770, 1782, 1791 и 1799 годах. Городские хозяйственные и административные документы довольно полно сохранились в Радзивилловском архиве. Ценные данные о городской жизни дают судебные документы, в том числе актовые книги и протоколы клецкого суда....".



Инвентари Клецкой ординации 1641 и 1663 гг. Есть ли такие в НИАБ? Кто-нибудь может работал с ними? По описям 694 фонда Радзивиллов совсем неочевидно, что там внутри и за искомые даты не нашел дел.

Тема: Лазовские
31.10.2024, 9:34

Блестящая находка Александра Лозовского из Хотеевских Лозовских.

"В книге Гербы шляхты польской Лещица указывается, что один из родов пользовался гербом Кшивда с 1400 года в Пруссии.."

leschic.jpg

leschic2.jpg


"....Кобылинские, Прусы 1400 год.
.....Дановские Мазовия, Ломжа и Визна 1430 год, Литва 1546 год, Прусы 1446 год..."



У Лычковского удалось найти герб Кобылинских "Кшивда, измененный". В этом варианте герба кресты поменяли местами. Крест с усеченным концом переместился внутрь подковы, а крест из подковы переместился наверх.

Важное уточнение, в публикации Лычковского представлены гербы Великого Княжества Литовского, следовательно, Кобылинские ВКЛ могли внести изменения в свой герб, чтобы отличаться от Кобылинских Царства Польского и, скорее всего, так и есть.


kshivda_izmenennyi.jpg



Герб стал старше на 70 лет и теперь первое упоминание датируется 1400 годом в Прусах!


п.с. вероятно, под Прусами подразумевается населенный пункт в Мазовии в окрестностях Ломжи и Визны.




Тема: Лазовские
31.10.2024, 9:16


Jaroszynski написал:
[q]
Здравствуйте. Подскажите, подскажите, карту, чтобы посмотреть zascionce Ostryki parafji Kopyl и кому принадлежал.
[/q]



im_starica_karta.jpg

Практически во всех застенках были Лазовские в разные периоды - красным отмечены населенные пункты и рядом с некоторыми даты фиксации.

Кому принадлежал не знаю, не смотрел, не моя ветка, но отметил 1795 год, значит видел их в РС 1795 год, видимо у мормонов, то, что они оцифровали и выложили в сеть.

Тема: Документы
29.10.2024, 14:58

РГИА 1343_23_6268 Дело по отношению инспекторского департамента о дворянстве Константинова, Перфильева и Лозовских, 07.02-01.04.1821 г. (22 л.)

л.1а
Опись бумагам, заключающимся в деле.

Отношение инспекторского департамента от 31.01.1821 г. с приложениями (на 10 листах),
Записка Герольдии 01.04.1821 г. (на 10 листах).


л.1, 31.01.1821 г.
Отношение из Инспекторского департамента Главного штаба в Герольдию.

Препровождение на рассмотрение Герольдии 4-х свидетельств недорослей, просящихся на военную службу: Захара Константинова, Николая Перфильева, Тимофея и Гавриила Лозовских. Требуется уведомить, считать ли этих просителей дворянами.


лл.2,2об.,5,5об., 23.03.1820 г.
Свидетельство от Малороссийского Черниговского губернского маршала дворянства.

Дано Гавриле Лозовскому, сыну коллежского регистратора Павла Лозовского в том, что о дворянстве оного отца его, бывшего тогда губернским регистратором, составлено в бывшей Новгородско-Северской дворянской комиссии 1795 г. в сентябре месяце такое определение: были рассмотрены доказательства благородного происхождения предков губернского регистратора Павла Федорова Лазовского, 35 лет, женат на дворянской дочери Марфе Григорьевой, ур. Княжиковской, 20 лет, имеет сына Трофима и двух родных братьев: Василия 9 лет и Семена 12 лет и двоюродного брата Лозовского Лаврентия Федорова 30 лет, зачисленных за ним людей (крестьян) не имеет, проживает в Сосницком уезде в селе Степановке, чин имеет губернского регистратора. О предках же своих показал, что прапрадед его Андрей Лозовский был сотником Киселевским, а нисходящие от него (потомки) вели жизнь и (имели) состояние, сходственное с дворянским названием, ссылаясь на доказательства, поданные в дворянское собрание от родственника и однофамильца его, корнета Даниила Лозовского, представил:

Свидетельство от означенного корнета Лозовского 14.01.1793 г. о том, что он признает просителя своим родственником и однофамильцем (имеется в виду - из одного рода);
Купчая запись (подписанная) прадедом его сотником Лозовским, сочиненная 01.07.1685 г.;
Свидетельство от 12-ти благородных признанных дворян 25.10.1792 г., заверяющее его шляхетство и происхождение от означенного предка - сотника Киселевского Андрея Лозовского, заверенное в нижнем земском суде;
Свидетельство, выданное просителю из Сосницкого нижнего земского суда 14.01.1793 г. о не состоянии его в подушном и другом каком-либо окладе.

По сделанной справке оказалось, что вышеописанный корнет Данила Лозовский представил в доказательство своего благородного достоинства две записи: первая от 01.07.1685 г., а вторая от 20.04.1687 г., сочиненные и подписанные прадедом его; свидетельство от 12 человек дворян 02.10.1785 г., данное от войскового товарища Полянского оному Даниле Лозовскому. По каковым доказательствам губернский предводитель и уездные дворянские депутаты в 1786 г. признали его дворянином и определили ко внесению во вторую часть дворянской Родословной книги.
Из вышеописанного следует, что проситель Павел Лозовский происходит от одного с тем Лозовским предка – сотника Киселевского Андрея Лозовского, от которого родился прадед просителя Мануил, от Мануила - дед Иван, от которого родились братья Федор и Федор – первый отец Павла с братьями, а второй – Лаврентия Лозовских.

В Высочайшей Грамоте о дворянстве статье 92 отделения 17 узаконено: любых княжеских или дворянских родов лица, не записанные в Родословных книгах, доказывающие, что они пошли от родословных людей (признанных дворян), должны от тех родов и родословных людей имеет свидетельства: и если в свидетельствах своих (родословные люди) напишут или по допросу скажут, что они (просители) пошли от предков их (общих), то таких писать в Родословной книге с теми родами, от кого они пошли.

На основании коих узаконений губернский предводитель дворянства и уездные дворянские депутаты приговорили: внести его, Павла Лозовского с потомством и братьями в ту же 2-ю часть Родословной книги и выдать ему на основании 85-й статьи за надлежащей подписью и печатью их дворянского собрания грамоту.

Из свидетельства г-на Сосницкого поветового маршала Георгия Забелы, данного 02.03.1820 г. следует, что Гаврила Лозовский точно сын коллежского регистратора Павла Лозовского и состоит в числе дворянских детей Малороссийской Черниговской губернии.


лл.3-4об., 23.03.1820 г.
Свидетельство от Малороссийского Черниговского губернского маршала дворянства.

Дано Тимофею Лозовскому, сыну коллежского регистратора Павла Лозовского.
Свидетельство от Малороссийского Черниговского губернского маршала дворянства, дано Гавриле Лозовскому, сыну коллежского регистратора Павла Лозовского в том, что о дворянстве оного отца его, бывшего тогда губернским регистратором, составлено в бывшей Новгородско-Северской дворянской комиссии 1795 г. в сентябре месяце такое определение: были рассмотрены доказательства благородного происхождения предков губернского регистратора Павла Федорова Лазовского 35 лет, женат на дворянской дочери Марфе Григорьевой, ур. Княжиковской, 20 лет, имеет сына Трофима и двух родных братьев: Василия 9 лет и Семена 12 лет и двоюродного брата Лозовского Лаврентия Федорова 30 лет, зачисленных за ним людей (крестьян) не имеет, проживает в Сосницком уезде в селе Степановке. О предках же своих показал, что прапрадед его Андрей Лозовский был сотником Киселевским, а нисходящие от него (потомки) вели жизнь и (имели) состояние, сходственное с дворянским названием, ссылаясь на доказательства, поданные в дворянское собрание от родственника и однофамильца его, корнета Даниила Лозовского, представил:

1. Свидетельство от означенного корнета Лозовского 14.01.1793 г. о том, что он признает просителя своим родственником и однофамильцем (имеется в виду - из одного рода);
2. Купчая запись (подписанная) прадедом его сотником Лозовским, сочиненная 01.07.1685 г.;
3. Свидетельство от 12-ти благородных признанных дворян 25.10.1792 г., заверяющее его шляхетство и происхождение от означенного предка - сотника Киселевского Андрея Лозовского, заверенное в нижнем земском суде;
4. Свидетельство, выданное просителю из Сосницкого нижнего земского суда 14.01.1793 г. о не состоянии его в подушном и другом каком-либо окладе.

По сделанной справке оказалось, что вышеописанный корнет Данила Лозовский представил в доказательство своего благородного достоинства две записи: первая от 01.07.1685 г., а вторая от 20.04.1687 г., сочиненные и подписанные прадедом его; свидетельство от 12 человек дворян 02.10.1785 г., данное от войскового товарища Полянского оному Даниле Лозовскому. По каковым доказательствам губернский предводитель и уездные дворянские депутаты в 1786 г. признали его дворянином и определили ко внесению во вторую часть дворянской Родословной книги.
Из вышеописанного следует, что проситель Павел Лозовский происходит от одного с тем Лозовским предка – сотника Киселевского Андрея Лозовского, от которого родился прадед просителя Мануил, от Мануила - дед Иван, от которого родились братья Федор и Федор – первый отец Павла с братьями, а второй – Лаврентия Лозовских.

В Высочайшей Грамоте о дворянстве статье 92 отделения 17 узаконено: любых княжеских или дворянских родов лица, не записанные в Родословных книгах, доказывающие, что они пошли от родословных людей (признанных дворян), должны от тех родов и родословных людей имеет свидетельства: и если в свидетельствах своих (родословные люди) напишут или по допросу скажут, что они (просители) пошли от предков их (общих), то таких писать в Родословной книге с теми родами, от кого они пошли.

На основании коих узаконений губернский предводитель дворянства и уездные дворянские депутаты приговорили: внести его, Павла Лозовского с потомством и братьями в ту же 2-ю часть Родословной книги и выдать ему на основании 85-й статьи за надлежащей подписью и печатью их дворянского собрания грамоту.

Из свидетельства г-на Сосницкого поветового маршала Георгия Забелы, данного 02.03.1820 г. следует, что Тимофей Лозовский точно сын коллежского регистратора Павла Лозовского и состоит в числе дворянских детей Малороссийской Черниговской губернии.


л.6-9об., 04.12.1820 г.
Свидетельство, дано Николаю Степанову Перфильеву о том, что он действительно происходит из дворян и в службу еще нигде не был причислен.

Описаны доказательства благородного происхождения, поданные в дворянское собрание Костромской губернии, приводится постановление и свидетельство из дворянского собрания.


лл.10,10об.,
Свидетельство, дано Захару Семенову Константинову о том, что он действительно происходит из дворян.

Описаны доказательства благородного происхождения, поданные в дворянское собрание Ярославской губернии, приводится постановление и свидетельство из дворянского собрания.


лл.11-19об., 01.04.1821 г.

лл.11-12
О Константинове.

Повторяются дословно присланные свидетельства.

лл.12-17
О Перфильеве.

Повторяются дословно присланные свидетельства.


лл.17-19об.
О Лозовских.

Повторяются дословно присланные свидетельства.


лл.19об.-21об., 01.04.1820 г.
Постановления, сделанные Герольдией по рассмотрению свидетельств.


л.19об.
Подтверждение благородного происхождения Николая Степанова Перфильева.


лл.20,20об.
Подтверждение благородного происхождения Захара Семенова Константинова.


лл.20об.-21об.
Отказ в подтверждении благородного происхождения Лозовских.

Хотя недорослей Тимофея и Гавриила Лозовских отец коллежский Павел Лозовский бывшей Новгород-Северской дворянской комиссией признан в дворянстве и назначен ко внесению во 2-ю часть дворянской родословной книги, потому что предок его Андрей Лозовский на записях 1685 и 1687 гг. подписывался сотником, но как на основании узаконений в Дворянской грамоте изображенных, во вторую часть родословной книги вносятся только обер-офицеры действительной военной службы, а чтобы и сотники малороссийские считались в настоящих по армии офицерских чинах и имели равное обер-офицерам действительной военной службы право на военное дворянство, постановления нет.

Поэтому Герольдия и не может признать Лозовских в дворянском достоинстве, о чем в Черниговское дворянское депутатское собрание послать указ и Инспекторский департамент уведомить. Свидетельства же данные Лозовским оставить при деле.


Тема: Лазовские
25.10.2024, 11:43

В связи с новым открытием, особым смыслом начинают обладать следующие данные:

НИАБ 1781_26_1181 Исповедные ведомости церквей Новогрудского и Несвижского деканатов 1763 г.

лл.425-736 церкви Несвижского деканата:
Зуховичская, Городейская, Трухановская, Солтановская, Залужская, Пуковская, Глазовская, Радковская, Наруцевичская, Поцейковская, Лысицкая, Бобовенская, Островецкая, Липовская, Куносская, Ланьская, Старо-Сверженьская, Могильницкая, Таладовичская, Говезнянская, Столпецкая, Греская, Засульская, Жукоборская, Терциковская, Мало-Жуховичская, Несвижская.

л.621об. Могильницкая церковь, д. Ходотовичи
Ласовский Якуб 30
жена Марианна 26
дочь Евдокия 1
брат Самуэль 20
мать Анна 60

Ласовский Ян 30
жена Марианна 28
сыновья: Роман 8
Симон 7
дочь Аполлония 1

л.735об. д. Великая Буховщизна
Лазовская Райна 70


НИАБ 1656_1_4 МК церквей Слуцкого униатского деканата ,1828 г.

Список церквей в деле:
Блячинская, Бучатинская, Быстрицкая, Цеперская, Тимковичская, Денисковичская, Дунайчицкая, Ильинско-Тимковичская, Голдовичская, Голынская, Говезнянская, Грицевичская, Иодчицкая, Ирино-Клецкая, Киевичская, Куносская, Курловичская, Ляховичская, Лешнянская, Ланьская, Локтышевская, Малевская, Мокранская, Морочская, Машуковская, Новосельская, Копыльская. Огаревичская, Поцейковская, Радковская, Савичская, Семежовская, Синявская, Скепевская, Салтановская, Суховчицкая, Талядовичская, Туцкая, Урведская, Велешинская, Клецкая Воскресенская, Зубковская.

л.290об.
20/26.05.1828 г. Малевская церковь
рожден / крещен Лазовский Якоб, сын крестьян д. Ходотовичи Самуся и Федоры Лазовских.
Восприемники: Гадун Игнатий и Друговец Леся.


Образуется новый кластер Лазовских, где семьи в Ходотовичах и Б.Быховщине униаты.
Последовательность расселения по населенным пунктам пока непонятна, но, вероятно, из этого кластера они переместились в Смоличи, а какая-то часть рода осталась в этих деревнях. Скорее всего малая часть.

klaster_jilichi_hodatovichi_vbyhovschina.jpg







Тема: Лазовские
25.10.2024, 11:03

Это самое раннее появление Лазовских в данном регионе.

Жиличи - Смоличи - Лазовичи близ Несвижа - Рымаши.

В Жиличах они в 1626 году, в Смоличах они перед Рымашами в 1665 году. т.е. примерно между 1626 и 1665 годах.

Эти новые данные дают шансы, что именно они являются протопластами Лазовских из Рымашей и в будущем удастся продвинуться еще на 1-2 поколения в изучении Лазовских.

Тема: Лазовские
25.10.2024, 10:52

Обновил в дневнике данные по Лазовским.
Перед тем, как они появились в Рымашах близ Несвижа, они зафиксированны в Клецком Княжестве.



НИАБ 694_2_3135 Инвентарь ординации Клецкой 1626 г. (83 л.), микрофильм

лл.1-5об. Описание строений и принадлежностей Клецкого замка.
лл.6-7 Описание замковых книг (упомянуты инвентарь волости Клецкой 1558 г., старостинские книги с 1543 г. и много других документов 16 в.)
лл.8-24об. Инвентарь г. Клецк (список домохозяев с указанием принадлежащей земли, огородов)
лл.25-31 Описание фольварков: Красноставский, Сопотвины, Курлянд

лл.32-54об. Инвентарь Клецкой волости (списки домохозяев с указанием типа и размера пользуемой земли, числа сыновей в семье, числа коней и волов в хозяйстве).
Описаны деревни: Огородники, Вяжевичи, Кущицы, Лисково, Лукавец, Якшицы, Жиличи, с. Сопотвины, Бабаевичи, Панкратовичи, Секиричи, Горбуновские, Демидовичи, Иваново, ф. Залесье.

д. Жиличи
л.45об.
Юрий Лазовский с зятем
проживают на осадной земле, 1 дым, ½ волоки земли, 1 конь, 2 вола

Себастьян Лазовский, гайдук
земля вольная, ½ волоки земли

Примечание: в деле описано два типа владения землей– тяглая (около 70%) и осадная (около 30%). Для осадной земли повинности подданных не указаны.


лл.55-70об. Инвентарь Синявской волости:
м. Синявка, с. Нарейши, с. Глубоче, с. Ганевичи, Понача, Заблотье, Нарудзи, Мошуки, Туча, Корацки.

лл.71-75об. Инвентарь Полесской волости:
с. Денисковичи, Ескевичи, Воля.
лл.76-77об. Описание пущ, новоизмеренных земель, фольварков (без людей)
лл.78,78об. Описание Клецких земян
лл.79-80 Описание татар с. Охремовичи
лл.81-83об. Описание подданных ф. Цепра