ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Атапины

Предки по отцовской линии.

    Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 ... 28 29 30 31 32 33 Вперед →
Модератор: vikatap
borisovichi

borisovichi

Сообщений: 445
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1134

Здравствуйте Виктор Борисович!
Поздравляю Вас с открытием дневника! Дальнейших Вам успехов в поиске.

Выходит что у нас с Вами не только происхождение предков из одной волости, но и их дальнейшие судьбы похожи.
Мой прадед погиб 1942 во время Отечественной войны в Ленинграде.
Прабабушка умерла в 1930, а семья потом завербовалась на разные работы
Одним из мест работы деда в 32-34 гг был "Гортоп" на торфянике
До войны семья жила гор. Ленинград, станция Колпино, Кирпичный завод

---
– – – – – – – – – – – – – – – – – –
ХЛѢБЪСОЛЬѢШЬ ДАПРАВДУРѢЖЬ
– – – – – – – – – – – – – – – – – –
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 951
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1670
Спасибо, Александр! В конечном итоге все мы произошли от Адама и Евы.
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 951
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1670
В блокаду мой отец Атапин Борис Владимирович защищал Ленинград.
Осенью и зимой 1941 года его брат Виктор в составе 7-го тяжелобомбардировочного авиаполка перевозил грузы в Ленинград. О действиях его полка написано здесь: http://blokada.otrok.ru/library/most/25.htm
В блокаду в декабре 1941 года умер прадед Иван Леонтьевич, похоронен на Пискаревке под фамилией АтОнин в братской могиле № 169.
Под Ленинградом 11.06.1943 погиб брат деда Петр Иванович. В «ОБД Мемориал» он записан как АтТапин.
Больше никого из семьи Петра Ивановича (список ее членов см. выше) обнаружить не удалось ни среди живых, ни среди мёртвых. В записной книжке отца есть адрес Сергея Петровича Атапина, жившего в Питере на улице Седова. Сейчас там живут другие люди, на мое письмо они не ответили. Нашелся в Ростове Анатолий Петрович Атапин, но на свое письмо к нему ответа я не получил.
Но это не все. Когда оцифровали «Книгу Памяти, Блокада, 1941–1944, Ленинград», я решил посмотреть всех погибших в блокаду по адресу ул. Энгельса, 24 и получил список из десяти человек, среди которых кроме Атапина Ивана Леонтьевича есть и АтаНина Февронья Петровна, 1886 г. р. Место проживания: пр. Энгельса, д. 24, кв. 3. Дата смерти: апрель 1942. Место захоронения: Пискаревское кладбище (Блокада, т. 2). Очередное искажение нашей фамилии. Кто она, мне пока не известно. Но факт проживания в одном доме с прадедом и его семьей оставляет мало шансов для предположения, что она – однофамилица.
Дальнейший поиск по фамилии Атанин дал девочку-младенца: Атанина Татьяна Александровна, 1942 г. р. Место проживания: ул. Дзержинского, д. 36, кв. 37. Дата смерти: май 1942. Место захоронения: Пискаревское кладбище (Блокада, т. 2). Чья это дочь тоже пока не известно. Среди полусотни Атапиных, ныне живущих в Санкт-Петербурге, на улице Дзержинского никого нет.
maxanechka
скончалась 26 октября 2015 г. Светлая память

maxanechka

Беларусь,Витебск
Сообщений: 1684
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1144
http://arc.familyspace.ru/archive/Pobediteli_ru_6/p42
Победители.РУ, страница 421
Список архивов
Дата рождения: 18 марта 1927г Атапин Николай Михайлович
Дата рождения: 19 декабря 1927г Атапин Николай Андреевич
Дата рождения: 15 ноября 1926г Атапин Николай Григорьевич
Дата рождения: 20 июля 1927г Атапин Петр Федорович
Дата рождения: 5 июня 1919г Атапин Петр Георгиевич
Дата рождения: 15 июля 1920г Атапин Петр Яковлевич
Дата рождения: 12 января 1926г Атапин Семен Сергеевич
Дата рождения: 15 марта 1921г Атапин Сергей Алексеевич
Дата рождения: 9 июня 1923г Атапина Лидия Николаевна
Дата рождения: 30 января 1920г Атапина Мария Филатовна
Дата рождения: 12 декабря 1925г Атапина Мария Федоровна
Дата рождения: 18 мая 1920г Атапина Нина Максимовна
Дата рождения: 10 февраля 1924г Атапина Татьяна Федоровна


Россия / Северо-Запад / Санкт-Петербург
Атапин Николай Федорович
27.08.1926 г. р.
Списки ветеранов приведены по состоянию на начало 2005-го года. Нам видится правильным никого не удалять и не ставить даты смерти: они встретили год празднования 60-летия Победы. Вечная им память!



vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 951
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1670
Спасибо, Татьяна!
Мне известен этот ресурс и люди, которые там перечислены: с Николаем Федоровичем мы встречались незадолго до его смерти, Лидия Николаевна жива и здорова - перезваниваемся. Остальные пока - однофамильцы.

Лидия Николаевна умерла 21 октября 2015 года.
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 951
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1670
Давно появилось у меня желание попасть в Усть-Щербедино, на родину отца, деда, прадеда и еще, как минимум, пяти поколений моих предков. Исполнилось оно в июле 2008 года.
Выйдя из машины на окраине, я сразу отправился к кладбищу, в надежде восполнить недостающие звенья в своей родословной. Но кладбище оказалось новым.
Старое кладбище, которое находилось возле стен Николаевской церкви, по сведениям «Справочной книги Саратовской епархии» (1912) построенной в 1776 году в центре села, было уничтожено. Сначала разобрали в 1932 году храм, на его месте построили зернохранилище, а чтобы зерно не воровали, вокруг выкопали ров, при рытье которого потревожили и человеческие останки. Второй раз могилы разрыли, когда потребовался грунт для строительства дороги. Ребятишки бегали по селу с черепами на палках.
Новое кладбище небольшое и достаточно ухоженное, совсем заросших могил всего несколько. Атапиных много, много и Жарковых (это девичья фамилия бабушки Евдокии Ивановны). В одной одноместной ограде зачастую похоронено по несколько человек. Калитки в оградах распахнуты, но верхняя перекладина ограды сплошная и, чтобы войти, нужно низко наклониться. На новых могилах памятники, однако, в большинстве — металлические православные кресты, на самых старых могилах – дубовые. Я обошел все кладбище, правда, последние могилы впопыхах, так как с запада приближалась грозовая туча.
Когда я вошел в Усть-Щербедино, вечерело. Первыми жителями села, которых я встретил, были трое мужчин, возившихся возле трактора. В то время как я направился к ним, старший внимательно всмотрелся в мое лицо и сказал:
- Что-то не припомню кто, но знакомый.
На что я ответил:
- Знать вы меня не можете, я за полторы тысячи километров приехал, но похож должен быть на половину села. Меня зовут Виктор Атапин.
- А это не ты в школу письмо писал?
Нужно сказать, что письмо в школу я действительно написал в марте, в нем я просил сообщить что-либо об Атапиных, проживающих в селе. Ответа, правда, не получил. Но все оказалось намного интереснее. Директор школы отправилась с моим письмом в сельсовет, там, посовещавшись, решили известить всех Атапиных. Детишки переписали под диктовку мое письмо и разнесли по домам. Впоследствии я встречал его неоднократно. Однажды даже записанным на обложку домовой книги, чтобы не потерялось.
Мой новый знакомец Василий Николаевич, правда, не Атапин, а Л...в, принял в моем деле самое живое участие. Обтер руки и немедленно повел к долгожителю, который, к сожалению, ничего о моем прапрадеде не знал. Затем мы сели в машину Василия, село-то преогромное, и с его матерью Марией Ивановной совершили еще несколько безрезультатных визитов. А потом из черной тучи с белой оторочкой, которая наконец-то меня догнала, хлынул ливень необыкновенной силы с градом. Град был такой, что с мазанок счищало не только побелку, но и глину до дранки. Мы укрылись в гараже, а потом поужинали удивительно вкусной яичницей, приготовленной Натальей, женой Василия, и легли спать в гостеприимном доме Л...вых.
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 951
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1670
(Продолжение)
Наутро Василий отправился на смотр техники, который перед уборочной устроило местным фермерам районное начальство, а мы с Марией Ивановной опять пошли по домам. На этот раз удалось найти некое подтверждение глухой вести о службе моего прапрадеда.
Умерший в 2006 году в Санкт-Петербурге Николай Федорович Атапин, отец которого приходился братом поему прадеду, на вопрос о том, кем был мой прапрадед, сказал, что он охранял царя. Документальных подтверждений этому я пока не обнаружил, но, оказалось, что в Шетнёвке Леонтия Атапина помнят. У него был каменный дом и большой сад, а по-местному его называли дед Лёвка Царёв. Это прозвище косвенно может указывать на его принадлежность к царской охране. Вообще без прозвищ в селе, где сплошь однофамильцы, не обойтись. Если спросить, скажем, Николая Атапина, то все разводят руками, а стоит сказать, что нужен дядя Бедят, немедленно подскажут дорогу.
Еще одно косвенное подтверждение – профессия самого Николая Федоровича Атапина. Он был шофером, но не просто шофером, а потомственным. Его отец Федор Леонтьевич Атапин возил одного из великих князей. Интересно получается: один царя охранял, другой водителем у великого князя был. Неспроста это.
Во времена моего детства происходить от «особ приближенных к императору» было, мягко выражаясь, не модно, поэтому на вопросы, кем был их прадедушка и дедушка, отец и дед неизменно отвечали: солдатом. Без комментариев.
Мне, конечно, известно одно из правил генеалогического поиска: не верить некоторым широко распространенным семейным преданиям, в том числе и о службе предков в царской охране. Но три свидетельства… Справедливости ради, должен сказать, что в списках гвардейских полков Атапины есть, но не мои прямые предки.
Следующий мой визит был в школу. Нужно сказать, первая земская школа появилась в селе в 1863 года, вторая - в 1880, была и третья – церковно-приходская. Согласно данным, изложенным в статье П. Любомудрова «К истории народного образования в Саратовской губернии до освобождения крестьян» («Труды Нижне-Волжского областного научного общества краеведения», вып. 34, часть 2), школа, созданная «по местной – крестьян или духовенства – инициативе» в селе существовала уже в 1854 году. Возможно, она и была церковно-приходская. Да до 1859 года удельным ведомством была создана еще одна. То есть, до земских школ, появившихся после отмены крепостного права, в селе было уже как минимум две школы. Всего в самом большом по населению Балашовском уезде было к 1854 году 18 школ. А во всей Саратовской губернии 110 школ. Две из них у нас. Недурно. К сожалению, директор нынешней школы, Мария Федоровна И…ова, которую я хотел поблагодарить за действия с моим письмом, была в отпуске, и я направился в администрацию муниципального образования Усть-Щербедино, а проще в сельсовет.
Неподалеку от него встретился мне приземистый памятник Никифору Агаповичу Атапину. Он был коммунистом, убитым антоновцами. В связи с этим мне вспомнилась семейная история, которую рассказывала бабушка Евдокия Ивановна: во время Антоновского мятежа налетели на село бандиты и стали грабить дома. Не минули и наш. Одному из антоновцев приглянулась любимая подушка моего отца, который тогда по малости лет бегал еще без штанов. Бандит за подушку, а отец схватил – и не отдает. Антоновец хотел его револьвером ударить, да бабушка успела подхватить малыша.
Позже я прочел, что крестьянская армия Антонова, с оружием в руках защищавшаяся от большевистской продразверстки, скакала в веревочных стременах, а вместо седел использовала подушки. Восставших крестьян поголовно уничтожил Тухачевский, даже боевой газ применял, кажется, хлор. Впоследствии и сам был расстрелян товарищами.
А Никифор Агапович вполне может быть родственником, в нашем генеалогическом древе есть два Агапа.
В селе есть еще два памятника: обелиск борцам революции, погибшим за Советскую власть в 1918-1919, установленный в 1968 году, и памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На них нет имен, но по данным Объединенной базы данных «Мемориал» Министерства обороны в последнюю войну погибло 139 Атапиных. Большинство из них щербединские…
Нет только памятника репрессированным Атапиным, а их по материалам Саратовского областного суда реабилитировано 13 человек. Причем, в 1929-1931 годах тройки ОГПУ за антисоветскую агитацию в основном ссылали в Северный край, а уже в 1937 приговаривали к расстрелу.
В сельсовете мне дали адрес Раисы Ефимовны А., которая тридцать семь лет отработала секретарем совета и всех Атапиных знала. Кстати, с ее дома тоже вчерашним градом содрало штукатурку. Раиса Ефимовна и направила меня к Николаю Константиновичу Атапину, по прозвищу Бедят, который проживает на Зеленой улице, не имеющей конца и края. Правда, оказалось, что у него есть еще одно прозвище - Даряткин, а первое по жене, так как ее деда, в доме которого они живут, звали по уличному «Беда».
Одного взгляда на Николая Константиновича было достаточно – родня! Очень похож на моего дедушку, каким я его запомнил.
Познакомились, попили чайку, разобрались со степенями родства. Его деда звали Петр Леонтьевич, у деда был брат Павел Леонтьевич, оба пели в церковном хоре.
Потом мы обменялись адресами, и я направился на реку Карай (правильнее Мокрый Карай, так как есть еще Сухой Карай, а там где они сливаются начинается просто Карай). Очень хотелось посмотреть на степную речку, где мальчишками купались мои предки, а время поджимало. Мимо хлебов и тучных стад дошел я вдоль реки до того места, где в Карай впадает Щербедина, в честь чего село и названо, выбрался на шоссе с удивительно разбитым покрытием и был таков.
Я спешил, дело в том, что Раиса Ефимовна дала мне адрес еще одного Атапина, проживающего в райцентре Романовка, хотел и с ним встретиться, но адрес оказался неверным, Атапиных в указанном мне доме нет, хотя в Романовке их много.
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 951
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1670
Считается что Усть-Щербедино основано в 1625 году. Эта дата из статьи главы местного муниципального образования, где написано, что определена она «по воспоминанием старожилов». Хотел бы я на тех старожилов посмотреть. Почитав о заселении Поволжья, я склонен отодвинуть дату основания лет на сто позже. Например, в книге «Саратовской губернии черты» (Саратов, 2007) опубликована «Летопись земли саратовской с датами основания сёл, церквей, учреждений, и упоминаниями людей с этими событиями связанных», составленная В. Х. Валеевым. В ней основание села относится к 1694 году, что значительно ближе к истине. К сожалению, В.Х. Валеев умер, и спросить у него, откуда он почерпнул эту информацию не возможно. А сомнения есть, так как в этой «Летописи» сообщается, что село основали удельные крестьяне. Это явный анахронизм: удельных крестьян тогда еще не существовало, появились они лишь в 1797 году. Во-вторых, удельные крестьяне, а вернее сказать дворцовые – люди не свободные, и сами что-либо основать не могли. В-третьих, селом Усть-Щербедино стало лишь после строительства церкви, которая, как сказано выше, построена в 1776 году.
Я уже писал здесь о «Шатской писцовой книге Федора Чеботова 131 года», где на стр. 94 говорится, что крестьяне деревень, расположенных возле нынешнего Моршанска, платят великой старице Марфе Ивановне оброк за водные, бортные и прочие ухожаи «с хоперского з дикого поля … по руской стороне речки Карагору по сухому карадгору вверх и по сырому до верхов, да с речки Щербедина да верхов да с речки Стумамы с верхов и до липяшков».
Карагор и карадгор – это нынешние Сухой и Мокрый Карай, Стумама – Студенка. Получается четко очерченный земельный участок, на котором находится нынешнее село. Ухожаи – это угодья, на которых не жили оседло, а посещали для охоты, рыболовства и главное - бортничества. Чтобы собирать мед диких пчел, рыбачить и охотиться, нужно было где-то обретаться, поэтому в ухожаях строили зимницы – временные сооружения, в которых можно было ночевать и укрываться от непогоды.
Но до конца XVII века жить там постоянно, с домами, семьями, пашнями и прочим было невозможно из-за постоянных нападений татар, которые ежегодно грабили эти земли, а людей угоняли в рабство. В один из самых кровавых наездов кубанцев и крымчаков в 1717 году их ставка находилась прямо под Караем.
Так что с датой основания села большие проблемы. Если считать от начала хозяйственного освоения этих земель в послеордынское время, то есть от появления ухожаев, то придется признать, что мои предки вели кочевой или, на худой конец, полукочевой образ жизни. А это с точки зрения европейской исторической науки – дикость. Цивилизованными народами принято считать только оседлые. Поэтому и российская история всегда пыталась замалчивать наличие русских-кочевников, например, бродников. Даже пытались их название объяснить тем, что те селились якобы у бродов. Это вместо того, чтобы признать вполне ясное происхождение названия от слова «бродить». Любопытно в этом смысле одно из самоназваний жителей Усть-Щербедино – «шатняки».
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 951
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1670
С датой основания "оседлого" села, думаю, проблем не будет. Почти уверен, что в сказках третьей ревизии, в крайнем случае второй, будет указано, что деревня новопоселённая. Надеюсь, что будет указано откуда и в каком году переселены. Главный вопрос: когда станет доступен фонд 350 в РГАДА?
vikatap
Модератор раздела

vikatap

Белоруссия, г. Витебск
Сообщений: 951
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1670
У жителей Усть-Щербедино есть еще одно самоназвание, не менее интересное. Вот цитата из статьи Эдуарда Абросимова в газете «Политдозор», № 5 (54), 21 марта 2008 года:
"Сёла Усть-Щербедино и М. Щербедино – очень необычные. Люди, которые в них живут, называют себя «колдаями», а ещё шатняками. Это от древнего названия их сёл – Большая и Малая Шатнёвки.
Прозвищем «колдай» себя может назвать только потомок основателей села из нескольких фамилий, среди которых Кабановы, Шамины, Дружины, Илясовы, Щербаковы и Жарковы. Остальные – приезжие, даже если «приехали» их предки в позапрошлом столетии.
На самом деле, все колдаи носят родовые имена, всем в селе известные, но нигде не прописанные. Вот мой отец, оказывается, из рода «Шарят», а есть ещё «Аравчат», «Тумай», «Ротамох» — кто на самом деле были предками сельчан, называющих себя «колдай»? Может, мордва, а может, таинственный прихопёрский малый народ «чики», которого поголовно при царе записали в хопёрские казаки?"

Прочитав эту статью, я решил проверить предположение автора о мордовском происхождении жителей села и скачал эрзя-русский и мокша-русский словари. Но ни колдаев ни других родовых имен в нем не обнаружил. Потом я обратился к словарю Даля, с которого и нужно было начинать, где сразу же нашел объяснение слову «Ка(о)лда'й» - м. тмб. родъ кистеня, на'вязень; палка с корневищемъ, коковка. Коли безмен есть под рукою, так и колда'я не надо".То есть, колдай - это дубина с утолщением на конце, выражение местное тамбовское, а Тамбовщина от Усть-Щербедино рядом. Такие дубины применялись для того, чтобы разбивать большие комья земли, образовавшиеся при вспашке чернозема плугом. В экстренных случаях колдай мог послужить и неплохим оружием. Уж не знаю, правильно ли записал автор статьи родовые клички, но наша - «Даряткины» - очень похожа на его «Шарят». А те, кого он назвал «Аравчат», зовут себя «рвачатами».
Но это еще не все о «колдаях». Казахский просветитель, первый художник, историк, этнограф, фольклорист, землепроходец, друг Ф.М.Достоевского Чокан Чингисович Валиханов в своей книге о посещении западного Китая «Дневник поездки в Кульджу в 1856 году» пишет следующее: «Сегодня на лугу китайцы производят военную экзертицию. В палатке сидят колдаи и курят свои джен-даи, между тем как оборванные маньчжуры с луками и одним выпуском стрел в колчане немилосердно вонзают [их] в циклопическую мишень. Впрочем, надо признаться, из лука китайцы стреляют хорошо и редко дают промах, зато пушки им не даются. Кстати, о колдаях. Колдаями здесь называют штаб-офицеров. В Китае же, как говорил наш консул, о колдаях знают только ученые. Колдай - монгольское слово, при династии Юань оно употреблялось в Китае. В русских летописях упоминается колдай».
Вот как интересно. Русские летописи нужно читать. Только какие?
    Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 ... 28 29 30 31 32 33 Вперед →
Модератор: vikatap
Вверх ⇈