село Чиндясы
Петровского уезда Саратовской губернии: Корнилаевы (Корниловы), Какушкины (Кокушкины)
smil Россия Сообщений: 14241 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9402 | Наверх ##
7 декабря 2012 8:32 7 декабря 2012 8:32 Уважаемая bolero! Простите за вторжение на Вашу территорию, не удержалась С огромным интересом прочитала Ваши исследования и по населенному пункту, и по персоналиям, спасибо. Удачи в дальнейших поисках. С уважением, Надежда
--- всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO | | |
GOLAN Пенза Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 477 | Наверх ##
7 января 2013 21:36 "У западной окраины поселка Чиндяссы (окраина Шемышейки) выявлены следы селища, расположенного на второй надпойменной изрезанной овражками террасе левого берега р. Узы. Терраса прорезается сухим оврагом шириной 35-45 м, глубиной 3,5-4 м. На склоне встречен подъемный материал: черепки посуды толстостенных лепных сосудов; по-видимому, эпохи бронзы (Полесских, 1971, с.89)". В.В. Ставицкий "Археологические изыскания М.Р. Полесских", стр. 59. Пенза, 2008 г. В 300-350 м западнее селища Чиндяссы 1 открыто Второе Чиндясское селище, расположенное на 2-ой надпойменной террасе левого берега р. Узы. На одном из овражков террасы в обнажении осыпи М.Р. Полесских была собрана керамика позднего средневековья, гончарная, с полосками лощения, желтоватая и красная (Полесских, 1971, с.89).В окрестностях Шемышейки, а именно на южной окраине села в поселке Чиндяссы были проведены раскопки Шемышейского могильника, в ходе которых было вскрыто 16 погребений (No3-18). Памятник располагается на первой надпойменной террасе левого берега р. Уза (левый приток р.Сура) и в значительной степени занят жилыми постройками с. Шемышейка. В краткой публикации, посвященной результатам раскопок, исследователь отметил, что с учетом работ 1958 г. «здесь вскрыто 19 погребений, в том числе 5 мужских, 8 женских, 1 детское, 5 неопределенных». М.Р. Полесских продатировал Шемышейский могильник II-IV вв. и отнес его к селиксенскому типу (Полесских, 1974б, с.73).http://www.archaeology.ru/Down...ogia_1.pdf
| | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
23 мая 2013 22:17 15 октября 2013 12:19 В рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства в Пензенской области были изданы две красочные книги: " Мордва Пензенской области" и "Песенный венок: народные песни мордвы пензенского края". Значительную помощь в выпуске изданий оказал губернатор Пензенской области Василий Бочкарев. "Мордва Пензенской области", авторами которой являются В.И. Первушкин и В.Я. Прошкин, - это первое в пензенской этнографии целостное издание о древнейшем народе региона. В монографии впервые в научно-популярной форме систематизированы историко-этнографические сведения о мордовском населении Пензенской области: история заселения, динамика численности мордвы, хозяйство, материальная и духовная культура, семейный и общественный уклад жизни. Автор второй книги - "Моронь пусмо" ("Песенный венок") Н.И. Бояркин также впервые собрал богатые музыкально-песенные традиции мордовских сел Пензенской области. В ней содержатся нотации мокшанских, эрзянских и русских народных песен, что особенно ценно для музыкальных коллективов и любителей народной культуры мордвы. "Эти книги имеют важное значение не только для Пензенской области, но и для России в целом, - уверен председатель общественной организации "Региональная мордовская национально-культурная автономия Пензенской области" Василий Прошкин. - Хочу поблагодарить за помощь в издании книг губернатора Пензенской области Василия Кузьмича Бочкарева и Правительство Республики Мордовия. Эти издания поступят во все библиотеки не только нашей области, но и Мордовии, соседних регионов с компактным проживанием мордовской диаспоры". В ближайшие годы в свет выйдут еще две книги по истории мордвы пензенского края: "Средневековая культура мордвы" и "Пензенская мордва в лицах". http://www.finnougoria.ru/news/30548/
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
24 мая 2013 15:44 30 ноября 2014 11:28 В границах нынешней Пензенской области наибольшая концентрация мордовских сёл наблюдается в западных и южных районах, на границе с Ульяновской и Саратовской областями. Эрзянское население области несколько преобладает над мокшанским. В 1930-е годы Шемышейский район нынешней Пензенской области имел статус мордовского национального: в 1933 году мордва составляла 74,1% населения района. см. Средняя Волга. Социально-экономический справочник / под общ. ред. С. Н. Крылова. – М. – Самара : Средне-Волж. краев. изд-во, 1934.
Мордовские сёла Пензенской области Шемышейский район сельский населенный пункт - Чиндясы число жителей и нац. состав - 1560, мордва см. Список населённых пунктов Средне-Волжского края. Самара: Издание Средневолжского крайисполкома, 1931.
"... К числу мордовских селений с чистым составом мордовского населения должны быть отнесены следующие: в Петровском у. - Н. Демкино, Н. Назимкино, Ст. Славкино, Ст. Демкино, Ст. Захаркино, Ст. Назимкино, Усть-Уза-Мурза, Ст. и Нов. Чиндясы, Морд. Норка... " см. Ученые записки Саратовского гос. университета, том 8, стр.34, 35, 37 - Саратов, 1930. Издание есть в Главном здании РНБ: Заглавие: Ученые записки . Т.8(17), вып.3 : Мордовский сборник : (Педагогический факультет) Выходные данные: 1930 Шифр хранения: П1/129 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
24 мая 2013 18:12 13 апреля 2014 20:52 Татьяна Ивановна Мельникова, заведующая краеведческим отделом центральной районной библиотеки: "Одним из самых древних народов, следы которого обнаружены учеными на территории нашего края, была мордва. В Шемышейском районе мордву, несомненно, привлекли достаток воды и леса. Мордва - оседлый земледельческий народ. Мордовские поселения располагались вблизи ключей, вдоль дорог. Планировка селения была беспорядочная, трехраздельное жилье состояло из избы - кудо, сеней и горницы. Среди хозяйственных построек имелся погреб, который строился напротив избы. Селения были окружены пашнями и выгонами для скота. Летом жили в легких постройках около полей или на лесных бортевых и охотничьих угодьях. Для защиты от внешних врагов строились городки, окруженные высоким тыном, а в лесах устраивались "тверди" - убежища от неприятеля. Среди наиболее ярких сторон мордовской культуры можно выделить женский костюм и языческую мифологию. Женская одежда представляет собой холщовую белую рубаху - панарь, туникообразного покроя, украшенную плотной вышивкой; распашная одежда типа кафтана - руця, надевается поверх рубахи. Мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и нагрудные сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи - русские говорили так: "Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь". Оригинальным, единственным в своем роде украшением у мордвы был поясной пулай. Надевали его девочки в 13-14 лет и носили всю жизнь. И чем старше становилась женщина, тем тяжелее становился ее пулай. Его вес доходил до 30 кг. А как красив женский головной убор - панго! Каркасом для него служила кора дерева - дуба. Его обтягивали холстом и красной тканью. Сзади панго украшалось покрывалом с вышивкой. Мужской костюм включает рубаху из холста, украшенную вышивкой, и штаны. Летом поверх рубахи надевают белую холщовую распашную одежду, осенью - кафтан; обувь - лапти косого плетения. В настоящее время из всего многообразия мордовской культуры сохранился только язык. Сегодня национальную одежду увидеть лишь на праздниках и выступлениях самостоятельности ( ??? самодеятельности???). Самой распространенной обувью у мордвы были лапти. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти - карть. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные. Их плели из 5, 7, 10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели. Возникает интересный вопрос: сколько же требовалось бересты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчеты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы еще в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему? Дело в том, что наши далекие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Скорее всего они владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же березы. А может быть они владели еще каким-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей? А вот полотенце - нардамо, которое вышила Нуянза-искусница своими руками. Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей. Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения. А вот глиняный горшок - чакш. В таком горшке варили традиционное мордовское блюдо - пшенную кашу. По мордовскому поверью, она была не только любимым угощением во время свадьбы, крестин, поминок, но и служила символом долголетия. Поэтому, начиная строительство нового дома, хозяйка варила кашу в горшке и обходила с ним сруб избы. Это было залогом того, что новый дом будет служить многим поколениям. Ложка - пенч, пянч, куцю - простая. Праздничную ложку вырезали из яблони. Считалось, что ложка, вырезанная из яблони, принесет молодой семье благополучие и достаток. Поэтому ее дарили на свадьбу молодым. Вся жизнь мордовских крестьян, от момента рождения и до смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл огромную роль. Мокша и эрзя могут гордиться своим костюмом, вышивкой, украшениями. До присоединения к русскому государству мордва были язычниками (вера в женские божества). То есть был не один бог, а много богинь: богини огня, воды, леса, дома, бани и др. Теперь в религиозном плане большинство мордовского населения исповедует православное христианство". http://shemisheyka.bezformata....v/8431219/ --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
30 мая 2013 13:32 29 мая 2019 20:28 Жители села Чиндясы, не вернувшиеся с Великой Отечественной войны (по данным ОБД Мемориал и Книги памяти Пензенской области). Требуется корректировка...
1. Абрамов Константин Александрович (1904(13) - 04.09.1942, жена Феодосия Ивановна) 2. Арюткин Алексей Яковлевич (1905 - 09.02.1943) 3. Барышников Василий Иванович (1912(10) - 04.1942, жена Агриппина Ивановна) 4. Барышников Савелий Андреевич (1898 - 09.1942, сын Павел Савельевич, 1924 г.р.) 5. Бутулин Александр Егорович (1911 - 03.1942, жена Анна Сергеевна) 6. Вдовин Иван Афанасьевич (1920 - 15.03.1943) 7. Вдовин Савелий Иванович (1902 - 04.1944, жена Мария Федосьевна) 8. Горланов Владимир Уварович (1922 -1942) 9. Горланов Умар (Увар?) Лукьянович (1901 - 28.01.1943) 10. Гордеев Кирилл Гаврилович (1914 - 05.12.1941, жена Татьяна Петровна) 11. Гришняков Владимир Абрамович (1900 - 18.08.1943, в БД - Гришников, жена Татьяна Леонтьевна) 12. Гришняков Петр Алексеевич (1906(14) - 25.06.1942) 13. Гурин Дмитрий Алексеевич (1922 – 1942) 14. Гусев Николай Иванович (1923 – 1941) 15. Дурнаев Иван Иванович (1911 - 05.10.1941, жена Марфа Семеновна) 16. Дурнаев Константин Иванович (1914 - 12.1942, жена Устинья Кузьминична) 17. Жидков Александр Васильевич ( - 06.08.1943) 18. Журавлев Алексей Егорович (1892 - 27.11.1942) 19. Журавлев Василий Васильевич (1921 - 12.01.1943) 20. Журавлев Иосиф Егорович (1904 - 08.07.1942, жена Евгения Павловна) 21. Журавлев Петр Степанович (1920 - 05.05.1942, отец Степан Иванович) 22. Журлов Иван Осипович (1906 - 14.03.1943, жена Елена Васильевна) 23. Игошин Алексей Николаевич (1920 - 27.01.1942, мать Пелагия Семеновна) 24. Игошин Николай Александрович (1903 - 23.10.1943, дочь Ирина Николаевна) ?? Инкин Василий Иванович (1914 - 16.09.1942, жена Маркина Н.Г. в Шемышейке) 25. Инкин Петр Иванович (1912 - 15.03.1943) 26. Исаев Афанасий Егорович (1915 - 07.07.1942, отец Егор Семенович) 27. Исаев Егор Егорович (1924 - 30.12.1941) 28. Истюшкин Андрей Федорович (1903 - 07.1941, мать Истюшкина Александра) 29. Китаев Егор Антонович (Николаевич) (1902 - 05.1944, жена Прасковья Семеновна) 30. Корнилаев Василий Федорович (1897 – 20.07.1943, жена Мария Ильинична) 31. Кукушкин Иван Никифорович (1926(25) - 21.09.1944, мать Василиса Ивановна) 32. Кукушкин Савелий Константинович (1898 - 01.09.1943, жена Татьяна Лукьяновна) 33. Кукушкин Сергей Пимонович (1922 - 02.04.1945, мать Пелагея Николаевна) 34. Кукушкин Яков Иванович (1910 - 02.1942, дедушка Ледяев Егор Давидович) 35. Ледяев Иван Александрович (1923 - 18.03.1942, мать Татьяна Васильевна) 36. Ледяев Петр Максимович (04.1908 - 16.09.1943, жена Фекла Петровна) 37. Любаев Василий Антонович (1910 - 07.1942, жена Любаева Ф.А.) 38. Любаев Иван Петрович (1924 - 15.08.1943, мать Мария Ивановна) 39. Малашкин Федор Иванович (1911 - 07.1942, жена Степанида Васильевна) 40. Мартышкин Иван Андреевич (1906 - 06.03.1943, жена Анна Ивановна) 41. Очкин Иван Александрович (1911 - 07.08.1942) 42. Разухин Федор Иванович (1906(09) - 04.1942, жена Мария Филипповна) 43. Скворцов Федор Иванович (1917 - 03.1942, жена Александра Осиповна) 44. Смальков Карп Логинович (1899 - 06.1942, жена Мария Осиповна) 45. Смольков (Смальков) Кирилл Логинович (1902 - 05.1942, жена Ульяна Алексеевна) 46. Смольков Тихон Ефимович (1923 - 11.1942, мать Ирина Созонтьевна) 47. Сыркин Иван Нестерович (1923 - 19.12.1942, мать Мария Константиновна) 48. Сыркин Нестер Семенович (1896 - 12.1942, жена Мария Константиновна) 49. Тимошкин Егор Николаевич (1913 - 09.1941, жена Татьяна Ивановна) 50. Фролов Дмитрий Васильевич (1910 - 08.09.1941, жена Тамара Вениаминовна) 51. Чикарев Григорий Васильевич (1918 - 07.1941, жена Володина Галина Никит., жила в Ст. Яксарке) 52. Чикарев Димитрий Андреевич (1921 - 09.1941, жена Варвара Алексеевна) 53. Чикарев Петр Васильевич (1920 - 07.1941, мать Евдокия Ивановна) 54. Чикарев Петр Николаевич (1903 - 01.1942, жена Мария Николаевна) 55. Чикарев Степан Иванович (1911 - 16.04.1942) 56. Щенков Дий Иванович (1904 - 31.01.1945, жена Мария Федоровна) 57. Щенков Тимофей Макарович (Маркович) (1912 - 05.05.1942, жена Китаева Раиса Яковлевна)
***В Чиндясах также проживали: Игошина Мария Михайловна (муж Яркин Яков Григорьевич родом из Мордовской Норки); Кочемазова София Прокопьевна (муж Василий Радионович родом из Мордовской Норки); Родикова Аграфена Степановна (муж Тимофей Петрович родом из Наумкино).
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
30 мая 2013 13:37 29 мая 2023 12:02 В дополнение к основному списку - уроженцы Чиндяс, уехавшие из села до войны и призывавшиеся из других регионов Советского Союза.
Абрамов Тимофей Яковлевич (1905 - 10.09.1942; Ленинград, жена Абрамова М.Е.) Барышников Нестер Семенович (1905 - 01.1943; Орехово-Зуевский РВК, Московская обл., жена Пелагея Григорьевна) Барышников Петр Леонтьевич (1905 - 03.1942; Борисоглебский ГВК, г. Борисоглебск, жена Ольга Евдокимовна) Барышников Тимофей Леонтьевич (1911 - 04.1943; Ворошиловский РВК, Сталинградская обл., г. Сталинград, жена Козлова Зинаида Петровна) Бухарев Лаврентий Васильевич (- 06.1942; Сергиевский РВК, Куйбышевская обл., жена Мавра Васильевна, проживала в Чиндясах) Вдовин Иван Иванович (1918 - 13.03.1944; Чаадаевский РВК, Пензенская обл., отец Иван Агафонович, проживал в Чиндясах) Гордеев Афанасий Дмитриевич (1907 - 1942; Дзержинский РВК, Ленинградская обл., г. Ленинград, Дзержинский р-н, жена Зинаида Ареф.) Гордеев Дмитрий Иванович (1915 - 07.1941; Привокзальный РВК, г. Тула, Истюшкин Ефим Иванович) Гришняков Василий Абрамович (1904 - 08.05.1945; Красногвардейский РВК, Ленинградская обл., г. Ленинград, жена Александра Ефимовна (в БД - уроженец Ленинграда)) Гришняков Сергей Сергеевич (1921 - 09.1941; Пензенский ГВК, г. Пенза, мать Федосия Максимовна) Епишкин Владимир Иванович (1909 - 07.03.1942; Орехово-Зуевский РВК, Московская обл.) Игошин Григорий Иванович (1910 - 03.1942; Пензенский ГВК, г. Пенза, мать Соломания Афанасьевна) Игошин Иван Филиппович (01.04.1917 – 01.11.1941; Сталинский РВК, г. Горький, Игошина Анна) Игошин Михаил Филиппович (1907 - 04.02.1944; Кагановичский РВК, г. Горький, жена Анна Михайловна) Игошин Степан Назарович (1919 - 11.1942 Каменский РВК, Пензенская обл., мать Степанида Фадеевна) Инкин Петр Иванович (1912 - 15.03.1943; Краснавский РВК, Московская обл., г. Москва, Краснавский р-н, жена Иванова Александра Дмитриевна) Истюшкин Илья Осипович (1914 - 11.1941; Железнодорожный РВК, Таджикская ССР, г. Сталинабад, жена Мария Андреевна) Китаев Михаил Петрович (1909 - 05.09.1943; Чкаловский РВК, Чкаловская обл., мать Анастасия Петровна) Корнилов Иван Федорович (1906 – 1943; Кондольский РВК, Пензенская обл., жена Евдокия Григорьевна) Кукушкин Василий Николаевич (1915 - 09.1941; Пенза, жена Слюняева Мар. Мат.) Кукушкин Константин Савельевич (1911 - 08.1942; Куйбышевский ГВК, жена Наталия Семеновна, проживала в Чиндясах) Кукушкин Степан Ильич (1898 - ?, г. Москва, Щербаковский РВК, жена Евдокия Павловна) Ледяев Кузьма Григорьевич (1915 - 22.10.1942; Красногвардейский РВК, жена Мария Ивановна, проживала в Чиндясах) Ледяев Михаил Григорьевич (1908 - 25.08.1941; неизвестный РВК, г. Ленинград, мать Анастасия Михайловна, проживала в Чиндясах) Любаев Георгий Петрович (1912 - 16.02.1943; Сталинский РВК, Пензенская обл., жена Варвара Николаевна, проживала в Чиндясах) Малашкин Николай Васильевич (1905 - 01.1942; Щербаковский РВК, г. Москва, жена Кукушкина Екатерина Ильинична) Миронов Иван Иванович (1923 - 23.09.1942; Шатурский ГВК, Московская обл., г. Шатура) Очкин Александр Петрович (1908 - 01.05.1944; Вороновицкий РВК, Украинская ССР, Винницкая обл., жена Степанида Ивановна, проживала в Чиндясах) Смольков Яков Логинович (1915 - 04.1943; Сталинградский ГВК, жена Клавдия Михайловна) Сыркин Алексей Нестерович (1920 - 10.1944; Пензенский ГВК, г. Пенза, жена Евдокия Игнатьевна, проживала в Чиндясах) Чикарев Виктор Пантелеевич (1923 - 01.03.1944; Талинский РВК, Кировская обл.) Чикарев Павел Иванович (1904 - 09.1943; Пензенский ГВК, г. Пенза, сын Чикарев Николай Павлович, в БД - и как Чинаров) Яшин Михаил Матвеевич (1912 - 10.1941; Пензенский ГВК, Пенза, жена Евдокия Яковлевна)
Стоит отметить, что варианты написания названия села в ОБД различны и порой очень исковерканы: Чиндясы, Чиндяссы, Чиндяс(а), Чундясы, Чиньдясово, Ченьдяссы, Чинчасы, Чиндяво, Чинндлевы, Чинзасы, Чендоль, Чиндесово, Чинаяссы, Чиндассы, Чиндясси, Чильдясы, Чандос, Ченгес, Чиляси и даже Гандысы (Гиндаз), Чинодяз, Чиньгяс, Чинжей, Чидяшь, Чиньяд, Чиньдан, Чиндяк, Чителев, Чиндеево.
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
14 июля 2013 14:51 29 января 2015 17:02
 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
7 августа 2013 9:10 31 мая 2018 22:37 На сайте Союза возрождения родословных традиций представлен онлайн-проект "Первая Мировая война, 1914-1918 гг. Алфавитные списки потерь нижних чинов". За основу проекта взяты именные списки убитым, раненым и без вести пропавшим нижним чинам, размещенные на сайтах "онлайн библиотека "Царское Село" и Рос. гос. библиотеки в свободном доступе. В этих списках по Саратовской губернии упоминается и уроженец д. Чиндяс Старо-Захаркинской волости Петровского уезда. svrt.ru/1914/1914.htm Митюшкин Вас. Фом. (Василий Фомич) звание: Ст. у.-о. (старший унтер-офицер) вероисповедание: стар. (старообрядческое) семейное положение: женат причина выбытия: ранен дата выбытия: 03.11. - 07.11.1914 список №537, стр. 8590 + 08.05.1917 http://gwar.mil.ru/cartoteka/yalutorovsk/732896/
 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
15 октября 2013 12:18 25 июня 2020 15:22 [q] В рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства в Пензенской области были изданы две красочные книги: "Мордва Пензенской области" и "Песенный венок: народные песни мордвы пензенского края". [/q]
На сайте Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова в свободном доступе размещена электронная версия книги доктора исторических наук, профессора В.И. Первушкина и председателя мордовской национально-культурной автономии Пензенской области В.Я. Прошкина " Мордва Пензенской области": http://liblermont.ru/content/f...mordva.pdf"При Генеральном межевании в этой округе за мордвой числилось более 17 тыс. десятин. Причем мордва оказывалась в невыгодном положении по сравнению с соседями, так как по старым крепостям земли отводились им не четвертями, а по урочищам. В угодьях, отведенных в 194 г. (1686 г.) Челпанову «с товарищи», располагались мордовские селения Старое Демкино, Старое Захаркино, Старое Назимкино, Наумкино, Чиндясы и Мордовская Норка ... Приведенные данные свидетельствуют о том, с какого времени мордва получила в свое владение земли, где проживала. Но точное время основания этих сел и деревень не указывалось. Можно лишь отметить, что дата отказа не являлась вместе с тем и датой основания на отказанной даче селения". (с.15) "До 1700 года кроме перечисленных выше селений в документах упоминались Калмантай, Усть-Уза-Мурза (до 1700 г.), Камешкир (до 1701 г.), Каржиман, Мачкасы, Азрапино (1689 – 1690 г.), Тургаково (до 1693 г.), Калдаис (до 1696 г.), Армеево Верхнее и Нижнее (до 1697 г.), Тургаково-Верхний Калдаис, Сыресево-Верхний Калдаис (до 1693 г.), Наумкино и Чиндяскино (до 1701 г.). Данный список является далеко не полным, а расселение мордвы произошло еще в XVII столетии, одновременно с отводом ей земли в посоп и оброк".(с.16) "Среди крестьянских занятий и промыслов древнейшим у мордвы считается пчеловодство. В своем развитии пчеловодство прошло три основных этапа: дикое или бортевое, колодное и рамочное. Древнее бортничество мало походило на современное пчеловодство. Мед добывали от лесных диких пчел, которые жили в дуплах деревьев. Вот такие деревья и назывались бортью. Обнаружив такое дерево, человек ставил на нем знак собственности – тешкс (э.), тяштькс (м.) в русских письменных источниках они назывались «бортные знамена». И уже из этого дерева никто не мог брать мед. Большое количество мордовских «знамен» зафиксировано в писцовых книгах русского делопроизводства XVII века. Так, в «Списках с писцовых книг письма и меры Дмитрия Пушечникова да подьячего Афанасия Костяева», датированных 1624 – 1626 годами читаем: «а знамена у них в той вотчине Чиндясово (видимо речь идет о Чиндясах – авт.) вилы да четыре глаза», «дуга да пять глазов»1 (сноска 1: Мокшин Н.Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. Саранск, 2004. С. 269) (с.36) "Основная масса мордвы была причислена правительством к ясачным людям, которые по указу 1719 года включались в разряд государственных крестьян. Ясачное крестьянство было уравнено в правах с русскими государственными крестьянами... Однако социально-правовая и экономическая политика российского правительства очень часто обосновывалась религиозными мотивами... правительство проводило политику насильственной христианизации местного населения. Это вызывало с их стороны сопротивление, которое выражалось, преимущественно, в уходе с насиженных мест" (с.17). [q] Получается, что жители Чиндяс перешли от язычества к православию в период между 1748 и 1766 гг. (между 2-й и 3-й ревизиями).[/q]
"В середине XVIII века болезненно завершилось официальное крещение мордвы, бывшее во многом невольным и принудительным. В 1764 году была закрыта Контора новокрещенских дел. Новокрещенными стали заниматься духовные консистории, губернские, провинциальные и воеводские канцелярии" (с.102). "Крещеные мордва только формально стали православными. На самом деле они ничего не понимали ни в церковном богослужении, которое проводилось на чужом им языке, ни в христианских обрядах, которые они отказывались выполнять. Будучи формально христианами, они по-прежнему оставались язычниками" (с.103). "Итогом длительного взаимодействия христианства с дохристианскими верованиями и обрядами явилось возникновение мордовского варианта православия, представляющего собой русское православие, адаптированное применительно к дохристианским верованиям и обрядам мордвы" (с.104).
 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
|
Надежда, приветствую! Благодарю за оценку моих трудов и пожелания! Надеюсь, впереди у нас еще будут интересные открытия...
Валерия