село Канаевка
Городищенского уезда Пензенской губернии: Ваньчевы (Трушкины), Гореловы, Кузькины (Разливановы), Максаевы, Прямушкины (Танявины), Ос(к)ины, Чекмаревы
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
5 сентября 2012 13:24 30 августа 2018 18:40 В 10-й ревизской сказке государственных крестьян с. Канаевки от 31 января 1858 г.(ф.60, оп.4, д.400) имеется следующая информация о ... (хотя фамилия, как и в рекрутском списке, не указана; возраст мужчин показан на момент предыдущей ревизии и текущий, возраст женщин - на текущую ревизию):
9-я ревизская сказка от 27 сентября 1850 г. с. Канаевки государственных крестьян (ф.60, оп.4, д.315):
8-я ревизская сказка от 14 апреля 1834 г. с. Канаевка ясашных крестьян (ф.60, оп.4, д.226):
7-я ревизская сказка от марта 1816 г. с. Канаевка экономических крестьян (ф.60, оп.4, д.176):
6-я ревизская сказка от сентября 1811 г. с. Канаевка (ф.60, оп.4, д.149): От всей ревизии сохранилось, увы, только два листа. Данные по искомым семьям отсутствуют...
5-я ревизская сказка от августа 1795 г. с. Канаевка ясашных крестьян (ф.60, оп.4, д.109):
Категория крестьян с годами меняется - до 1764 г. монастырские (Звенигородского Саввы-Сторожевского монастыря), затем экономические, далее государственные. Не совсем понятно, почему в двух ревизиях названы ясашными... --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | Лайк (1) |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
8 сентября 2012 13:06 26 августа 2014 15:15
 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
ИЮЛЬСКАЯКрасноЯрочка  Красноярск Сообщений: 1910 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 5828 | Наверх ##
13 сентября 2012 8:32 13 сентября 2012 8:33 [q] У меня только одно предположение относительно такой разницы в возрасте супругов - жены были вторыми. [/q]
просто раньше у них часто такая разница была в возрасте,даже если оба первым браком.Все равно очень интересный факт )) bolero написал: [q] пензенского уезду Засурского стану села Рождественского конаевка тож[/q]
по моим в 4 ревизии написано села Никольского,Сабанова тож. что это может значить-что переписывалось подряд два села в один документ? Как вы думаете? ***Да, в нашем деле любые факты представляют большой интерес :-) По моим записям чаще встречается примерно одинаковый возраст новобрачных (плюс-минус пара лет). Случаи же с подобной разницей, особенно первобрачных, отмечены гораздо реже. Что касается двойного названия, я думаю, что это одно и то же село. В моем случае слились два близлежащих населенных пункта, и какое-то время писали оба названия: [q] "В материалах 1717 года в Засурском стане Пензенского уезда вместо Канаевки упоминается сельцо Рождественское, Кунаевка тож, Саввы-Сторожевского монастыря, которое сильно пострадало во время набега кубанской орды. Они убили здесь 12, взяли в полон 271 человека, выжгли 40 дворов. В тех же материалах есть сведения о деревне Кунаево, принадлежащей разным помещикам, из которой уведено в плен 13 дворян и 14 дворовых людей, 6 дворовых убито. По-видимому, эти села соединились в одно и известны сейчас под общим именем Канаевка. Название, скорее всего, антропонимического происхождения. Уже в 1727 году в церковных архивах упоминается сельцо Канаевка. В этом году вышел указ "в сельце Канаевка построить церковь в монастырской вотчине". Церковь получила название "Рождество Пресвятой Богородицы". Таким образом, название поменялось в десятилетнем промежутке. В 1748 – село Рождественское, Конаевка тож, Засурского стана Пензенского уезда, 490 ревизских душ Саввы-Сторожевского монастыря"[/q]
(это из материалов М.С. Полубоярова) | | |
GOLAN Пенза Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 477 | Наверх ##
13 сентября 2012 19:59Канаевка Село Рождественское Канаевка тож означает то, что у села было два названия, одно по названию церкви(Рождества христова), второе - собственно название- Канаевка, которое было ещё до постройки церкви. Аналогично и с Сабаново. Александр. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
23 сентября 2012 16:43 24 сентября 2012 15:40 К вопросу об особенностях языка, на котором говорили предки: "Диалектный ландшафт Пензенской области включает три основных типа говоров – среднерусские, их свыше 60%, северно-русские (окающие), ок. 20%, южно-русские, 13%; немало в области населенных пунктов, где сосуществуют разные, даже противоположные типы говоров: северно-русские и южно-русские. Каждый из основных типов говоров жителей области (среднерус., северно-рус. и южно-рус.) тоже неоднороден, что свидетельствует о диалектном разнообразии губерний, уездов, сел, откуда шло заселение Пензенского края ... Наиболее оригинальными на территории Пензенской области являются «мещерские говоры» (диалекты). Они не укладываются в привычные схемы и комбинации диалектных черт. Так, имея такие «южно-русские» черты, как Г фрикативное, У неслоговое (кароу, деуки), твердое произношение долгих Ш и Ж, мягкое Т (ть) в 3-м лице глаголов и ряд др., они в то же время выделяются среди типичных южно-русских диалектов некоторыми северно-русскими чертами. Но и мещерские диалекты неоднотипны. Так, в с. Канаевка Городищенского района (в части села под названием Крукол) наблюдается, с одной стороны, правильное произношение Ц и Ч (отсутствие цоканья), нормальное употребление В и Ф (кароф, дефки), с другой – южно-русские черты: яканье новоселковского типа, родительно-винительный падеж местоимений на -е: у мене’, у тебе’, мягкое К в словах типа Ванькя, дочкя, а также типичное для наших западных мещерских говоров «перетягивание» ударения в глаголах: ска’жу, про’сю, хо’дю и т.п. ... Различают два типа аканья – неполное и полное. Неполное аканье сходно с аканьем лит. языка, О и А в первом предударном слоге совпадают в звуке А, а в др. предударных и заударных – в звуке Ъ: вада’, въдано’с (водонос), пътало’к, хъраш’о, стърики’, гълъсаво’й (голосовой), го’лъс, пла’кълъ (плакала) и др. ... В Пензенской области господствует неполное аканье; оно свойственно среднерусским и южнорусским говорам и наблюдается во всех без исключения районах области, напр. в с. Кандиевка Башмаковского, селах Вяземка, Нарышкино Земетчинского, с. Засечное Пензенского, с. Канаевка Городищенского, с. Мещерское Сердобского районов и в сотнях селений". (см. статьи "Диалекты территориальные" и "Аканье" в Пензенской электронной энциклопедии http://94.25.70.100/encyc/index.php --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
24 сентября 2012 15:29 30 августа 2018 18:44 Насыщая картину сельской жизни красками, нельзя обойти вниманием и крестьянскую одежду села Канаевка. С одноименной статьей А. Тарховой, посвященной этой теме (2005 г., №6), удалось ознакомиться на сайте Канского педагогического колледжа: http://www.cross-kpk.ru/ims/fi...ge0013.htm. Текст и фотографии взяты оттуда. "Традиционная крестьянская одежда села Канаевка Городищенского района Пензенской области конца XIX—начала XX вв. очень красочна и разнообразна. Жители села Канаевка не коренные уроженцы Сурского края. По приказу первого настоятеля монастыря в Звенигороде Саввы Звенигородского, ученика Сергия Радонежского, на Пензенские земли были переселены крестьянские семьи с Пошехонья (Подмосковье) и Мещеры (Рязанская область). Сначала пешехонцы и мещеряки жили обособленно и мало общались между собой. Но с течением времени стали образовываться смешанные семьи, что повлияло и на изменение одежды крестьян Канаевки. Увидев хоть раз в жизни крестьянку села Канаевка, запомнишь её образ на всю жизнь, и где бы ты ни был, в какую бы сторону ни поехал — канаевский женский наряд никогда не перепутаешь ни с каким в России, настолько он ярок и колоритен. Канаевский женский сарафанный комплекс вобрал в себя черты как северных, так и южных районов. Традиционный женский костюм села Канаевка имел в старину название мохры, полученное от названия украшения на запоне (фартуке) в виде шёлковой бахромы. Женская одежда различалась в зависимости от возраста и семейного положения, а также подразделялась на будничную, праздничную, свадебную и траурную. Основные элементы женского канаевского костюма: · рубаха с прямыми поликами; · косоклинный сарафан; · запон; · пояс; · головной убор; · шейно-нагрудные украшения; · онучи или вязаные шерстяные или хлопчатобумажные чулки; · лапти, коты (кожаные туфли). --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
24 сентября 2012 15:33 24 сентября 2012 16:18 А теперь более подробный рассказ о каждой детали костюма.
Рубаха Рубаха состояла из двух полотнищ холста — переда и спинки рубахи, соединенных между собой на плечах четырёхугольными кусками ткани — поликами. Полики, по мнению исследователя Б. А. Куфтина, заменили собой плечевые пряжки — аграфы, с помощью которых в древние времена переднее и заднее полотнища одежды скреплялись на фигуре. Образовавшийся вырез для горловины собирали в сборки и отделывали узенькой обтачкой. Для застежки ворота использовались две соединённые между собой пуговички, которые перехватывались петелькой. Такую застежку канаевские женщины называли запонкам. Сшив боковые швы рубахи и пришив к ней широкие рукава, которые также собирались в сборку у запястья чуть-чуть (на 4 см) выше края запястья, оформляли рукав красивой атласной тесёмочкой и стеклянной пуговицей. Верхняя и нижняя части рубахи, как правило, шились из различных по качеству, цвету, рисунку тканей. Для верхней части рубахи, называемой рукава, в которую входили полики и рукава, использовались ткани более добротные и красочные. Так, рукава в праздничном костюме делали чаще всего из узорного ситца или сатина. Цветочный рисунок на ярко-красном фоне в сочетании с узором «огурцы» придавал рубахе неповторимый вид. На свадьбу рукава делали из розовой ткани, а после смерти надевали на канаевскую крестьянку домотканую белую рубаху с ткаными полосами бледно-розового цвета. Узорные полосы располагались в 2 ряда на поликах и рукавах рубахи, по краям швов соединения полик и рукавов. Такую же рубаху надевали просватанные девушки, как бы прощаясь со своей волюшкой.
Сарафан Термин «сарафан» впервые появился в русских письменных источниках XIV в. (Никоновская летопись, 1376). Область распространения сарафана в основном соответствовала границам русского государства XVI-XVII вв. Этот вид одежды сформировался в период обособления великорусов от других восточнославянских народов. Сарафан как женская одежда часто упоминается в летописях XVII в. Однако, как считают исследователи, это не исключает того, что женская одежда типа сарафан была распространена намного раньше, но под другими названиями. По форме сарафан — это высокая юбка, закреплённая на плечах с помощью бретелей, или безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. По мнению П. И. Савваитова, слово «сарафан» происходит от иранского «сарапа», что означает «с ног до головы». Канаевский сарафан — это косоклинный сарафан со швом спереди, вдоль которого усажены пуговицы (стеклянные, разноцветные) и петли, имитирующие застёжку. Петли выполнялись из шерстяной плетёной узенькой тесёмочки яркого ядовито-зелёного цвета. Кроме того, перед украшали позументом 4-5 см (золототканая узорная тесьма). Сарафан шился из хлопчатобумажного полотна, крашеного в тёмно-синий (китайка) или красный (кумашник) цвет. Название сарафана китайка произошло от названия ткани тёмно-синего (буквально чернильного) цвета, привозимой из Китая. Интересно отметить, что канаевский сарафан был достаточно коротким (чуть-чуть ниже колена) и легким. Под сарафан подшивалась нижняя юбка такого же покроя из домотканого полотна, что придавало ему пышность. При хранении сарафан укладывали мелкими складками, а затем клали под пресс из горячего хлеба. Так создавался эффект современного гофре. Обилие складок на косоклинном сарафане при ношении напоминает распустившийся хвост павлина. Бретели делали неширокие — 1,5-2 см. Отдельно выкраивалась V-образная выменка, соединяющая сарафан с бретелями. Края бретелей, выменки и сарафана оторачивались косой цветной бейкой. Подол сарафана ничем не декорировался, так как всё внимание привлекал к себе красивый необычно красочный запон. Запон имел достаточно сложную конструкцию и делился на 2 части — верхнюю однотонную в форме трапеции (грудку) и нижнюю цветную, шившуюся из прямоугольного полотнища, присборивающегося на талии. Нижняя часть фартука шилась из цветной покупной ситцевой или сатиновой материи с рисунком, схожим с рисунком рубахи, или из домотканого тёмного сине-бордового полотнища в клетку или полоску. Для грудки использовали однотонный дорогой материал, обычно атлас или шелк, темно-зеленых, ярко-желтых, сиреневых, бордовых тонов. Эта часть, как правило, была двойная: на домотканой подкладке, для придания изделию формы. По верхнему краю грудка присборивалась и украшалась тесьмой. На линии груди, на талии и по низу фартука пришивались манжетки — кисти из черного или молочно-бежевого бисера или стекляруса, либо бахрома из шелковых нитей (мохры). Эта отделка очень гармонировала с темно-синим или красным сарафаном, оттеняя яркую цветовую гамму запона. Что интересно, бретелей у запона не было, а вместо них была небольшая лямка с пуговицей, которая зацеплялась за бретели сарафана. Еще оригинальнее пришивался пояс запона (называемый покромка): чуть выше линии талии, чтобы не закрыть красивый тканый или плетёный пояс, являющийся обязательным элементом одежды крестьян России. Покромка красиво декорировался позументом, позднее лоскутной техникой, тонкими змеевидными тесемочками разных цветов.
Головные уборы крестьянок села Канаевка были необычайно разнообразными. В будни девушка могла носить красный платок, сложенный углом и подвязанный под подбородком или сложенный несколько раз в виде полоски шириной 10 см, повязанной сзади на затылке, таким образом часть головы оставалась непокрытой. В праздники девушкам позволялось ходить с распущенными волосами. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и укладывали на темени вокруг головы. Сначала надевался повойник (мягкая шапочка, поверх которой надевался праздничный головной убор), закрывающий всю голову и затылок, изготовленный из простой фабричной ткани, ситца или сатина. Закреплялся он на вздержке (шнурочке) на затылке. Сверху надевался большой барановский платок (названный так в честь выпускавшей его фабрики), на алом фоне которого горели желтые, зеленые и синие цветы. Женщины более преклонного возраста носили кубовые (темно-синие) платки с красными цветами. Траурные платки были белого цвета.
Головной убор замужней женщины. Барановский платок
 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
24 сентября 2012 15:35 24 сентября 2012 18:34 В день венчания невесту наряжали особым образом: распускали волосы и надевали на голову шелковый шарф в желтую и черную полоску и венец из цветов. Головной убор после венца был весьма сложным, состоял из нескольких частей и включал в себя:
1. повойник из цветного или однотонного ситца; 2. подзатыльник — плетеное украшение из желтого и черного бисера, нашиваемое на парчовый жесткий трапециевидный кусок ткани, который своими острыми концами доходил до лба и создавал каркас. Подзатыльник или позатылень обвязывался тоненькими тесемочками туго вокруг головы, так, чтобы крепко держался; 3. поднизь — налобное украшение из белого прозрачного бисера или стекляруса, нашиваемого на красный прямоугольной формы материал, подшитый (подтыкнутый) домотканой тканью для твердости, которое так же, как позатылень, несколько раз обматывалось тесемочками вокруг головы; 4. картонный или берестяной полукруг, называемый в народе угольник, наклонник, обшивался ситцевым материалом. Он крепился к середине повойника и держался на твердой верхней части подзатыльника-каркаса; 5. яркий красный платок с цветочным рисунком был маленький, коротенький и назывался в Канаевке сизый. Платок завязывался очень туго и особым способом, поэтому в процессе подвязывания платка участвовало 3-4 женщины. Одна держала угольник, аккуратно вставляла ткань под угольник, вторая держала средний угол платка на затылке, а две другие завязывали два конца платка поверх платка на середине затылка достаточно высоко, так, чтобы видно было края подзатыльника сзади, а спереди концы поднизи. Кроме того, именно на свадьбу надевали 12 янтарных ниток бус (называемых в народе жерёлками), к которым сзади крепилось чётное количество цветных тоненьких (1 см) атласных лент, спускавшихся практически до пояса.
На следующий день после свадьбы молодуха уже не надевала угольник, а под платок укладывала наверх косы. Если же волосы были не очень густые, то специально делали валик из ваты и накладывали на голову под повойник, чтобы придать объём головному убору, имитируя косы. Сверху завязывался большой красный барановский платок.
На ноги надевали женские лапти, сплетённые из 6 концов лыка, или коты. Лапти были основной повседневной летней и зимней обувью. Материалом для них служили липовое, берестяное или вязовое лыко — самое нарядное. Для канаевских лаптей характерен мордовский тип мелкого плетения. В будние дни женщины ходили в лаптях с белыми хлопчатобумажными онучами, а на свадьбу и праздники в котах с белыми вязаными чулками, которые они обматывали плетёными привязками — оборами (завязки на лаптях, сплетённые из веревок), достигавшими в длину иногда 3-4 м. Голени обматывали оборами очень туго и плотно, так как полные ноги считались красивыми. Верхнюю часть чулка собирали на уровне колена гармошкой.
Шейно-нагрудные украшения у канаевских женщин состояли из множества нитей и были очень яркими. Шейные бусы — стеклянные разноцветные бусы-дутики напоминают ёлочные гирлянды. Нагрудные украшения — это янтарные бусы жерелки, или, как их называют старожилы, кеевские жерелки, что значит привезённые из Киева. Бусы покрывали всю грудь, переливаясь золотистым блеском на фоне ярко-красной цветной рубахи. Янтарю приписывались магические свойства, способные оградить человека от нечистой силы. Самым древним шейно-нагрудным украшением являлся гайтан, сплетённый из бисера в виде орнаментированной полоски или круглого жгута. Гайтан (шириной от 1 до 3 см) надевали на шею в два ряда, первый ряд охватывал шею, второй ряд спускался под грудкой запона до пояса, причём на верхнем, шейном ряду прикреплялся медный или серебряный крестик — крестовка, и ладанка (маленький холщовый мешочек, внутрь которого помещался ладан). --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
24 сентября 2012 15:38 24 февраля 2013 21:49 Самым красочным и ярким являлся свадебный костюм. Было 3 вида свадебного костюма:
· костюм просватанной невесты, некоторыми элементами сходный с траурным; · венчальный свадебный костюм невесты; · свадебный костюм молодой после венца.
Костюм просватанной невесты включал в себя: · тёмно-синий косоклинный сарафан-китайку без позумента; · белую траурную холщовую рубаху с прямыми поликами, розовыми полосками на месте сшива поликов и рукавов; · запон из домотканой темной ткани без бисерных манжеток и мохров; · плетёный пояс; · платок кубовый, тёмно-синий, в мелкий цветочек; · вязаные белые чулки; · коты.
Венчальный свадебный костюм невесты: · косоклинный красный сарафан-кумашник с золототканым позументом; · рубаха с прямыми поликами, так называемая розовая, из сатина с цветочным рисунком “розы”; · пояс шлёнский праздничный, сплетённый на дощечках в 12 нитей; · шёлковый шарф в жёлто-чёрную полоску и веночек, покрывавшие распущенные волосы; · вязаные белые чулки; · коты.
Свадебный костюм невесты после венца: · красный косоклинный сарафан-кумашник с золототканым позументом; · рубаха розовая; · запон с бисерными украшениями — манжетками; · сложный головной убор, покрытый сизым платком; · двенадцать нитей янтарных бус-жерёлок, дутики и бисерный гайтан с крестом; · тканый или плетеный пояс; · вязаные белые чулки; · женские лапти с оборами.
На иллюстрации свадебный костюм невесты после венчания. Сарафан—кумашник
 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1670 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 988 | Наверх ##
24 сентября 2012 16:20 29 июля 2016 20:36 Женский будничный костюм включал в себя: · тёмно-синий косоклинный сарафан-китайку; · цветную рубаху с прямыми поликами из цветного сатина или ситца; · запон с шёлковыми мохрами; · красный барановский или темно-синий кубовый платок; · тканый или плетёный пояс; · гайтан с крестом и ладанкой; · белые хлопчатобумажные тканые онучи или белые вязаные из грубой нити чулки; · женские лапти с оборами.
С середины XX века в селе Канаевка дополнением к женскому костюму служил передник запон с грудкой прямоугольной формы красного, розового, бордового цветов с округлыми углами, закрепляемой пуговицами за промцы кумашника. Верхняя и нижняя части грудки украшались бахромой черного или белого цвета. Основное полотнище передника крепилось с помощью завязок сзади на линии талии.
Женский траурный костюм (местное название — печальный или сухой): · темно-синий косоклинный сарафан-китайка без позумента; · белая траурная холщовая рубаха с прямыми поликами, розовыми полосками на месте сшива поликов и рукавов; · запон из домотканой тёмной ткани без бисерных манжеток и шёлковых мохров; · пояс плетеный; · платок белый; · онучи; · лапти.
Замужняя женщина в будничном костюме. Сарафан—китайка, атласный запон с шелковыми мохрами
 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
|
В собрании Пензенского краеведческого музея можно посмотреть свадебный костюм Канаевки и наклонник - женский головной убор полукруглой формы с поднизью, спадающей на лоб, и позатыльнем.