Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Мордва

Будем искать все о МОРДВЕ. Как они в Сибири оказались?

← Назад    Модератор: Olga24
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 611
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 253
В Сибири и на Дальнем Востоке мордва живёт во многих областях и краях. Самое большое число зафиксировано в Красноярском крае, здесь мордва проживает в Абанском (д. Долженково), Канском (д. Михайловка, с. Георгиевка), Каратузском (д. Алексеевка), Краснотуранском (с. Саянск, Галактионовка), Ибрессинском (с. Большая Салба), Минусинском (с. Большая Ничка, Верхняя Коя), Ужурском и других районах.

Взято с сайта: http://www.goloserzi.ru/ru/etnos/geografiya.html
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 611
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 253
УГРО-ФИНСКОЕ ЗАЖИГАНИЕ

Признаться, не думала, что просьба читателя "Красноярского рабочего" Ивана Александровича Ванеева из Канска рассказать о финно-угорских народах вызовет столько читательских вопросов и откликов. Оказалось, многие красноярцы больше хотят знать о своих корнях.


Национальная карта края представлена 16 народами, входящими в угро-финскую языковую группу, от саамов и води до венгров и мордвы. Однако национально-культурные объединения имеют лишь финны ("Ингрия") и эстонцы ("Ээсти"). Но недаром обронил однажды Есенин: "Затерялась Русь в мордве и чуди": у россиян - славян и финно-угров более чем тысячелетнее соседство и родство, и спорить можно до бесконечности, сколько в русских "чудского", а в марийцах и карелах - русского...

Хотя заявить о себе "чудь" при желании может ещё как. Например, в мае широкомасштабным праздником прогремел Ижевск, столица Удмуртии. Прогремел буквально на весь мир - до Туманного Альбиона, ошеломлённого песенным фурором ансамбля "Бурановские бабушки". Деревенские старушки-веселушки поют рок на удмуртском языке: "Аквариум", Цоя и "Битлз". А в этом году уложили всех кавер-версией классической песни "Отель "Калифорния" группы The Eagles. Удмуртия ликует и гордится своими рокершами, отправив их в Москву в качестве подарка на юбилей Людмилы Зыкиной.

Глубоко прав, кстати, профессор Удмуртского госуниверситета, известный историк и этнолог Владимир Владыкин: "Любой народ - это уникальное подарочное издание природы и культуры, он как звезда на небе"! Перепись 2002 года "зажгла" новые такие звёзды и на небосклоне края: о своей национальности впервые заявили бесермяне (3 человека), прежде приписываемые к удмуртам, водь (2 человека), ижорцы (4) и некоторые другие, доселе самоидентификации не придававшие значения. Несколько коми уточнили свою принадлежность к этнической группе ижемцев. Также были зафиксированы венгры, карелы, коми-зыряне и коми-пермяки, марийцы, мордва, удмурты, финны, эстонцы, саами, ханты, манси.

Кто был первым из этих народов на енисейской земле, сейчас никто и не скажет. В. Гаупт, давая описание колоний ссыльных лютеранского вероисповедания в Шушенской волости Минусинского округа 1850-1863 годов, отмечал финнов и эстонцев (Памятная книжка Енисейской губернии на 1865 и 1866 годы. Спб., 1865). Ранее исследователь Матиас Кастрен рассказывал о енисейских поселенцах, прибывших "от хладных финских скал". Перепись 1897 года зафиксировала представителей четырёх народов из числа носителей "финского наречия", в частности 293 финна, 1406 эстонцев, 128 коми-зырян, 3773 мордвы.

В 1887 году в Минусинском уезде было мордовское село Новоберёзовское, двумя годами позже образовалось мордовское же Петропавловское, в 1894 году - Михайловка в Канском уезде. К 1941 году в крае действовало 4 национальных мордовских школы. В Минусинском регионе на момент той переписи существовала коми-зырянская деревня Нижнебыстрая и эстонские Верхний Суэтук, Верхняя Буланка.

А когда в двадцатых годах двадцатого же века эстонские хутора свели в деревни, то их насчиталось 57! Деревня Хайдак, что в Партизанском районе, стала сибирским центром земли сету - этнографической группы православных эстонцев. Сейчас для этнологов это вообще драгоценное место, поскольку сетто, как сами себя называют красноярские сету, считаются одной из малочисленных народностей, уникальной сочетанием в своей культуре древнеэстонских черт и восточнославянских элементов. В мире их насчитывается всего 18 тысяч, в России живут только 200 представителей сету, в крае таковыми себя обозначили 7 человек, хотя вполне можно предположить большее количество. ЮНЕСКО занесла язык сету (из финно-угорских ещё и водь) в Атлас исчезающих языков мира, требующих особого внимания. А в Хайдаке и Нарве Манского района на нём говорят и в наши дни!

Интересен наш край и удмуртами. Они появились здесь в начале прошлого века в поисках лучшей жизни, но старт к массовому переселению дала Столыпинская реформа, и уже к 1912 году на карте тогдашней губернии были удмуртские деревни Каташова, Малая и Большая Талка, Спиридонова. К 1940 году в крае работало 6 национальных школ. Сегодня компактные группы удмуртов проживают в Бирилюсском, Дзержинском, Козульском, Нижнеингашском районах. Из "чисто удмуртских" деревень осталось лишь две - Чемудай в Дзержинском районе и Шарыповка в Большеулуйском. Причём за столетие красноярские удмурты не растеряли этнического своеобразия. Даже прабабушкины юбки берегут, верно, чтоб тут же спеть знаменитую свою песню "Лымы Тэди" ("Белый снег").

Пожалуй, только финны появились в крае вынужденно, как ссыльнопоселенцы, во второй половине XIX века. Для них в Верхнем Суэтуке (сейчас - Каратузский район) была учреждена колония, где размещалась резиденция пастора для ссыльных финнов Восточной Сибири. Прирост ингерманландцев, то есть выходцев из этнокультурного и исторического финского региона (Ленинградская область, когда-то древняя Ингрия), в ХХ веке был тоже не добровольным. В 30-е годы это было следствием раскулачивания, а позднее - "чистки" от "подозрительных элементов" приграничных с Финляндией районов. В 1942 году в край прибыли финны, депортированные из блокадного Ленинграда.

Ветром истории занесло в край самых европейских угров - венгров. В Первую мировую войну это были пленные, воевавшие на стороне Австро-Венгрии. Некоторые активно переходили на сторону Красной Армии, в истории края осталось имя венгерского писателя, командира отряда в партизанской армии Щетинкина - Мате Залка.

В наше время из угро-финских народов в крае более всех мордвы - 7,5 тысячи. Характеризуя духовный этногенез своих земляков, тот же Владимир Владыкин замечает: "Мы оказались между славянско-христианским и тюркскими мирами с нашей языческой сущностью". Действительно, для этих народов важным является древнее чувство единения с Великим Лесом, на поклонении которому зиждется эпос всех финно-угорских народов.

Упорное, пронесённое через века двоеверие, а точнее, языческое мироощущение и сегодня духовно наполняет Финноугорию. Характерно, в Марий Эл первым актом постперестроечной демократии было "открытие" священных рощ для совершения ритуальных обрядов.

Нет однозначного ответа и знания о чуди, как в русской древности называли некоторые племена. Не закончен спор, что за племя было "чудь белоглазая" - финны, русичи? В древнерусских источниках они обрисовывались как таинственное племя, чародеи, богатыри, колдуны. Гумилёв утверждал, что волоховская чудь - угры, а чудь белоглазая - финны. На Алтае Рериха впечатлила легенда о чудском племени, ушедшем в недра горы в знак протеста против пришествия Белого царя.

Загадок угро-финский мир загадывает немало. Например, удмурты лидируют в России и претендуют на лидерство в мире и по количеству шатенов, потеснив с оранжевого пьедестала Ирландию и Шотландию. В Удмуртии даже вывели индекс рыжести, оказавшийся на отметке 70 процентов, тогда как в Ирландии всего 40 процентов. И опять загадка - как соотнести эти проценты с географией и этногенезом, при том, что ген рыжести считается одним из самых устойчивых и старых во всём наборе человеческих хромосом, откуда он именно у удмуртов, как увековечился, откуда сдрейфовал.

К сенсационным заявлениям побудили археологические находки на территории Москвы и Московской области - земля-де до русских была чудской, и антропологически первые москвичи - финно-угры азиатского типа, и вообще русские и есть финно-угры, по крайней мере, демографические источники русской нации в племенах меря, мещер, мурома, ями, веси, перми, югры, печоры... Обронил же Блок: "Чудь начудила да меря намеряла..."

Подобных гипотез удостоился даже Пушкин. Дескать, и фамилия его финно-угорская, коль на эрьзя (мордовский диалект) пуша - липа, а его родовое Болдино - на границе Нижегородской области и нынешней Мордовии. И потому-де в сказках его следы именно мордовских преданий, а также ижорских, раз Арина Родионовна была ижоркой.

Впрочем, поиском духовных и культурных взаимозаимствований и казусных параллелей можно заниматься бесконечно. Поводов к тому предостаточно - и славянам, и угро-финнам тысячелетия пришлось "вместе маяться", по-соседски постигать жизнь Великого Леса и магию земли. И загадывать миру свои загадки.

***
Татьяна АЛЕКСЕЕВИЧ.

статья взята с сайта: http://www.krasrab.com/archive/2009/06/17/14/view_article
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
← Назад    Модератор: Olga24
Вверх ⇈