Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif Если Вы хотите открыть для своего исследования тему в моем Дневнике по отдельному населенному месту
Суражского или Стародубского уездов (совр. Брянская обл.) ... пишите мне на почту форума...
При этом, пожалуйста, обратите внимание на список
Уже открытых тем по населенным местам - Смотрите список >>>

0_106147_fbca21ef_L.png
Посмотрите свои фамилии в темах -
Список жителей по работе Ирины Буштак >>>
Жители Стародубского полка (по работе Екатерины Чеплянской) >>>
Жители региона по выпискам из архивных дел https://forum.vgd.ru/792/122294/
434248896.gif?1542195993
Список участников форума, работающих по своему родословию (Суражский, Стародубский и др. уезды) Сообщение >>>
АЛГОРИТМ поиска по Черниговской губернии https://forum.vgd.ru/792/137577/
Раздел по ГАБО https://forum.vgd.ru/490/
Раздел по ГАЧО https://forum.vgd.ru/1063/
Раздел по ЦГИАК https://forum.vgd.ru/540/
Раздел по Стародубскому полку https://forum.vgd.ru/285/
"Авось-ка" (выписки из источников, отработанный архивный материал) https://forum.vgd.ru/792/88616/
"Выборка" (Материал раздела, охватывающий источники по Стародубскому полку) https://forum.vgd.ru/792/136748/
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ из Черниговской губернии https://forum.vgd.ru/792/108767/
РАБОЧАЯ страница по расшифровке архивных документов >>>>

Для "спасибо" и "благодарю" на форуме предусмотрены опции
1. Лайк за сообщение
2. Рейтинг +/-
3. Отзыв


Модератор Дневника - Tasha56

●Казацкие Болсуны

деревня в Великонемковском сельсовете Ветковского р-на Гомельской обл. Белоруссии

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 6082
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 12341
Владимир (Палівач) работал по этому населенному месту.
Его текст.

Мой родны кут, як ты мне мiлы!..
Забыць цябе ня маю сiлы!

Якуб Колас


Казацкие Болсуны

Эта белорусская деревня находится примерно в двадцати километрах от Красной Горы – на севере соседнего Ветковского района Гомельской области, всего в трёхстах метрах от государственной границы с Россией. Расположена, так же, как и Красная Гора, на берегу Беседи. До середины 19 века населенный пункт назывался Бовсуны (сами жители произносят это название по-белорусски – Баўсуны), потом под влиянием русского языка Бовсуны в официальных документах и на картах трансформировались в Болсуны, а примерно с 1919/1920 г. – в Казацкие Болсуны. Поэтому, наверное, и в данной статье правильнее будет называть деревню так, как она называлась изначально и как ее называют жители – Бовсуны.

Историческая судьба Бовсунов до 1926 года, когда деревня вместе с Гомелем “ушли” в БССР, была тесно связана с Красной Горой (вернее, с Поповой Горой – так тогда назывлся этот населенный пункт) – центром волости. Хотя здесь надо оговориться, что казацкая часть Бовсунов до середины 19 века административно не входила в Поповогорскую волость, а была в составе Полковой и Новоместской сотен Стародубского полка, а после – в составе Лопатинской казачьей волости Суражского уезда и Новоместской казачьей волости Новозыбковского уезда. Но это административно, так сказать официально, а неофициально и территориально бовсунские казаки, так же как и бовсунские крестьяне, были связаны в первую очередь с Поповой Горой. В Попогорской волости (так изначально называли Поповогорскую волость) и окрестных селениях казаки находили себе жен, а также мужей для своих дочерей. Благодаря такому документу, как Генеральная опись Малороссии 1767 года, мы можем узнать откуда были родом бовсунские невесты и зятья. Вот названия этих населенных пунктов, известные наверное каждому красногорцу: Любовша (Любовшо), Перелазы, Селец, слобода Конончуковка (теперь деревня Ивановка), Ширки, Яловка.

Что мы знаем о времени возникновения Бовсунов? Известно, что люди поселились в наших местах очень давно. Недалеко от Бовсунов, на берегу реки Беседь возле деревни Чамярня, обнаружены наиболее древние на территории Беларуси орудия труда мустьерского типа (70-32 тыс. лет до нашей эры). В самих же Бовсунах о древних жителях напоминает название деревенского конца – Городок. Наверное, нелишне будет напомнить читателям, что городками называются валообразные возвышения, ограничивающие собой площадки разной величины. Часто, как в случае с Бовсунами, городки находятся на крутых берегах рек.

Городки представляют собой остатки древних укрепленных населенных пунктов. Бовсунский городок с одной стороны ограничен рекой Беседь и лугом, с другой – болотом и вытекающим из него и впадающим в Беседь ручьем. Можно предположить о существовании поселений на этом месте в разные исторические эпохи. Наверное, здесь жили и древние балты и славяне-радимичи.

О более позднем времени, времени Руси и Великого Княжества Литовского, напоминает другое название части Бовсунов – Селище. Оно находится в противопожном от Городка конце деревни. Как известно, селищами называют места, где прежде находились поселения. Вероятно, что казаки, которые основали современную деревню, еще видели остатки прежнего места жительства своих предшественников. Теперь можно только догадываться, почему это прежнее поселение исчезло. Скорее всего, оно было уничтожено во время многочисленных войн Московского государства с Великим Княжеством Литовским (в 16-м веке было пять таких войн, которые не обошли и наши места) и Речью Посполитой (в 17-м веке).

Если верить книге «Память. Ветковский район», современные Бовсуны были основаны в 1667 году. Правда, такая точность не подкреплена ссылками на конкретный документ. Середина 17-го века – это так называемый «Кровавый потоп», который действительно обильно полил кровью нашу землю и который может сравниться по жестокости и зверствам разве что с Гражданской и ІІ мировой войнами. «Потопом» называют время с 1648 по 1667 год, когда началось восстание Хмельницкого, а потом и война Московского государства с Речью Посполитой. Даже сейчас трудно судить, кто тогда был прав, а кто виноват, но итог был печален: после двадцати лет военных действий наши земли – Понизовье (Восточная Гомельщина) и Северщина, опустели. В живых осталось не более трети и так немногочисленного довоенного населения. В 1667 году между Речью Посполитой и Московским государством было подписано Андрусовское перемирие, которое, наконец, остановило братоубийственную бойню. В 1686 году был подписан «Вечный мир», юридически закрепивший захват Северщины Московским государством. Так территория, прилегающая к Бовсунам (на правом берегу реки Беседь), которая до этого была пограничной землей Великого Княжества Литовского, оказалась в Московском государстве. Вернее в Полковой сотне Стародубского полка Гетманщины – протектората Московского государства.

На сегодняшний день трудно сказать, когда точно возникли Бовсуны – в 1667 году после Андрусовского перемирия или в 1686 году, после «Вечного мира». Одно точно, что основаны они были казаками Стародубского полка. Казаки, в отличие от простых крестьян, так называемых «посполитых» (со временем ставших крепостными), которые занимались только возделыванием земли, ещё несли и военную службу и состояли в казацкой сотне. Бовсунские казаки относились сначала к Полковой, а с 1711 года – к Новоместской сотне Стародубского полка. Сотни формировались по территориальному признаку и были не только воинскими, но также и административно-территориальными единицами – аналогами современных районов. Казаки считались вольным сословием и по своему положению примерно соответствовали шляхте Речи Посполитой.

По легенде, Бовсуны основали три казака: атаман Бовсун, Васько и Фесько. Другой вариант легенды говорит о трех казацких семьях: Бовсунах, Максименках и Феськовых. Название Бовсуны согласно той же легенде выводится от прозвища атамана Бовсуна. Доступные архивные источники пока не позволяют однозначно утверждать, действительно ли название Бовсуны родилось от прозвища казака Бовсуна или наоборот, бовсунская фамилия Бовсун произошла от названия селения. Ведь Бовсуны могли называться Бовсунами и раньше, в доказацкий период. Кстати, на Украине в Житомирской области находится село Бовсуны, которое носит это название с середины 15 века. Встречалось имя Бовсун также и в Руси и в Княжестве Литовском.

А вот с определением происхождения и родства бовсунских казаков немного проще. Благодаря Румянцевсой описи Малороссии, ревизским сказкам (переписям) и спискам прихожан Летяховской церкви, к которой относились жители деревни, можно определенно сказать, что казаки Бовсунов действительно ведут свою родословную от нескольких семей. Так в 1767 году в деревне было всего 27 дворов. И минимум 15 из них были населены представителями одного рода, носившими фамилию Суднека. Четыре двора имели фамилию Вересовые, два – Хомины и еще два – Щербы. Родство остальных дворов до конца пока не выяснено, но, скорее всего, и они состояли в родстве с другими дворами.

Фамилии в те времена не были постоянными и походили скорее на прозвища. Один и тот же человек мог носить в разное время разные фамилии. Так, например Михаил Федосенок в дальнейшем имел фамилию Васьков, потом Федосов, и, в конце концов – Волков. Причем, скорее всего, фамилия Волков – это всего лишь неправильное прочтение писарями фамилии Васьков (рукописное написание этих фамилий очень похоже). Ну, а неграмотному владельцу фамилии, который в обиходе пользовался уличными прозвищами, в общем-то было все равно, как его запишут в документах. Как гласит русская поговорка «Хоть горшком назови – только в печь не сажай».
Со временем самый многочисленный бовсунский род Суднек распался на отдельные роды. Часть Суднек так и осталась Суднеками, а другие представители рода стали носить фамилии Бовсун, Голда, Давыдёнок, Карпёнок, Козленок, Король, Левчёнок, Феськов. Казаки Щербы стали Василёнками, Вересовые разделились на Вересовых и Максимёнков.

А в конце 19 – начале 20 века произошла еще одна трансформация фамилий, так называемая «украинизация». Белорусские фамилии на -ок, характерные для восточной Беларуси – Давыдёнок, Карпёнок, Максимёнок, Василёнок, превратились в Давыденко, Карпенко, Максименко, Василенко. Пока трудно назвать причины такой украинизации, то ли это была элементарная неграмотность писарей, то ли еще какие-то причины. Ну, а фамилия Бовсун стала писаться через «л» – Болсун.
В 1737 году бовсунские казаки продали большую часть своих земель богатому казаку значковому товарищу Стародубского полка Григорию Плешке. Неграмотные казаки явно не могли предугадать судьбы своих потомков, которым не помешала бы эта проданная земля. А земли в Бовсунах было много – около 2 000 гектаров. Если принять во внимание, что тогда в деревне было примерно 20 дворов, то на двор приходилось не менее 100 гектаров. Довольно неплохая цифра, которая после продажи скукожилась, как высохшая груша.

В первой половине 18 века Бовсуны попадают в зависимость от Киево-Печерской Лавры, волость которой располагалась в Поповой Горе. Точное время начала этой зависимости пока не известное, возможно, это было до 1737 года, когда казаки продали свои земли Плешко. Известно только, что у Плешко был конфликт с Лаврой из-за бовсунских земель, возможно был даже какой-то судебный процесс, который Плешко выиграл.
Каким образом бовсунские казаки могли попасть в зависимость от Киево-Печерской Лавры можно понять на примере деревни Любовша, которая стала лаврским владением в 1725 году. Вот что сообщает об этом документ того же года:
"Мы нижеподписавшиеся именами обыватели деревне Любовши, чиним ведомо сим нашим доброволным записом, иж не примушоне, але цале прежних годов будучи зубожалие и не имеючи отколя заратоватися и прокормитися, в великих нуждах наших и в крайнем нашем убожестве, мусилисмо удаватися до прежних бивших отцев городничих волости Попогорской, просячи их, дабы нас по своей милости денгами и хлебом, в нужде нашой, вспомогали… ".

Если перевести этот текст на современный русский язык, то смысл документа такой: монахи Лавры давали в долг бедным крестьянам из Любовши деньги и хлеб, а потом за эти долги забирали земли крестьян. После этого крестьяне могли жить на своих (теперь уже чужих – лаврских) землях и должны были отбывать барщину. А если они отказывались «горбатиться» на Лавру, то должны были быть изгнанными. Читатель не находит, что это очень напоминает наши «лихие 90-е»?
Правда, в отличие от других населенных пунктов, ставших собственностью Лавры, Бовсуны все же смогли отстоять свою свободу. Из документа 1775 года известно, что бовсунские казаки на тот момент уже не являлись подданными Лавры.

В конце 1770-х годов – начале 1780-х, Плешко вероятно продал свои бовсунские земли богатым казакам из Лотаков братьям Озёрским.
Один из братьев – Суражский возный Герасим Васильевич Озёрский в самом начале 1780-х годов основал около Бовсунов Бовсуновский хутор, куда поселил семью посполитого крестьянина, в дальнейшем своего крепостного, Фёдора Мельника. Так Бовсуны делятся на две части: казацкую и панскую. В дальнейшем панская часть Бовсунов стала называться Гаврасёвка. Герасим Озёрский, который наряду с остальной казацкой старшиной Малороссии (так стала называться бывшая Гетманщина) в 1785 году получил дворянство и герб, переселил из Лотаков в Бовсуны своих, уже крепостных, крестьян Глушаковых, Квакух, Моховиков. Потом Гарбузовых, Ермаковых, Куренных, Ласых, Лущаёв, Сальниковых и других. Всего в начале 19-го века в Бовсунах насчитывалось уже 55 дворов крепостных крестьян. Среди них и несколько десятков человек крепостных-цыган. Перебрался в Бовсуны и сам Герасим Озёрский с семъёй. На крутом берегу Беседи, откуда открывается захватывающий дух вид на окрестные леса и луга, он выстроил дом. Так в Бовсунах появился свой пан, потомок таких же стародубских казаков, что и старожилы-бовсунцы. Надо сказать, что Озёрский не отличался добротой к своим крепостным, о чем говорит и историческая литература и архивные документы. Ранние смерти и побеги крестьян были обычным делом.

В это же время начали стремительно беднеть бовсунские казаки. Семей становилось все больше, а земли, которой теперь уже было мало, не прибывало. Казаки, которые еще в середине 18-го века все имели свои дворы и лошадей, превращались в поденщиков и батраков, многие не имели ни своих хат ни имущества. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Новоиспеченные «паны» оказались хуже белорусско-литовской шляхты, против которой воевали отцы и деды казаков.
Поэтому в 1822 году шесть бовсунских семей (Бовсуны, Барейши, Королевы, три семьи Суднек) в поиске лучшей доли переселились в Черноморье и стали черноморскими казаками (впоследствии черноморские казаки стали называться кубанскими).
Потом умер старый пан Герасим Озёрский и владельцем Бовсунов стал его сын, генерал-майор Василий Озёрский, который тоже не отличался мягкостью нравов. Впрочем, как и вся семья Озёрских.

Шло время, умер и генерал. Похоронили генерала не на местном кладбище, а недалеко от панского дома, на высоком берегу протекающей через Бовсуны маленькой речушки, которая сейчас называется Озерищенская. Наверное не генеральское это дело, лежать на кладбище рядом со своими крепостными.
Потом отменили крепостное право. В 1860-х годах в деревне стала работать сельская школа, в которой обучалось около 10 учеников в возрасте от 8 до 15 лет. Так в Бовсунах появились грамотные люди. В 1896 году в деревне открылась уже более-менее полноценная школа
грамоты. А в 1911-1912 годах и настоящая земская школа, для которой было выстроено отдельное просторное здание, которое украшало Бовсуны до конца 1990-х годов…

Говорят, что даже умершие люди живы до тех пор, пока о них помнят. Так же и с населенными пунктами: пока мы помним о своих деревнях, пускай уже исчезнувших или находящихся на грани вымирания, пока мы изучаем историю наших малых родин, историю людей, которые их населяли, до той поры эти деревни живы. И пускай всего лишь в нашем сердце, но что служит мерилом всего в этом мире, если не сердце?

Уладзимир Васьков, Тула.


Комментарий модератора:
Немного поработала маркером....изучая текст.

Tasha56

---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (4)
Tomilina
Модератор раздела

Tomilina

С.Петербург - Москва
Сообщений: 6082
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 12341
Маленькое объявление для москвичей -

Книжный магазин "Русская деревня"
8 (495) 922-60-35
Наш адрес: Москва, Петровский бульвар, д. 14/29, стр. 3.
Проезд: метро «Трубная»
График работы: ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов

Хроленок Е.В.
Стародубский полк: люди и власть
Эволюция сословной структуры в XVII–XVIII вв.

Число страниц: 270
https://www.hamlet.ru/?view=item&id=35031

Книга есть в продаже. Сейчас купили несколько экземпляров - Цена: 725 руб. 00 коп.
Тираж - 600 экз.
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >>
Лайк (2)
Палівач

Сообщений: 616
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 365
Не только для москвичей. Я покупал именно в этом магазине через интернет. Получил очень быстро по почте.
Лайк (1)
khrol

Республика Беларусь, Минск
Сообщений: 278
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 433
>> Ответ на сообщение пользователя Палівач от 22 сентября 2022 14:11

В 1735 г. их тоже нет. Значит как тут и написано начали службу свою они с 1736 г. А Тимофей Силевич был сотником еще в 1737 г.
---
С уважением, Евгений
Лайк (1)
Палівач

Сообщений: 616
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 365

khrol написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя Палівач от 22 сентября 2022 14:11

В 1735 г. их тоже нет. Значит как тут и написано начали службу свою они с 1736 г. А Тимофей Силевич был сотником еще в 1737 г.
[/q]



3-4 года срок для истории небольшой, но лично мне хочется разобраться. Может вы и правы.
Палівач

Сообщений: 616
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 365

khrol написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя Палівач от 22 сентября 2022 14:11

В 1735 г. их тоже нет. Значит как тут и написано начали службу свою они с 1736 г. А Тимофей Силевич был сотником еще в 1737 г.
[/q]


Вообще дату 1736 поставил я. Так как Азовский поход был в 1736. Но возможно здесь имеется в виду другой поход в Азов. В 1737 или 1738. Откуда-то они же взяли эти сведения. Кстати, Болсуны были свободной войсковой деревней до 1737 года. Так утверждает представитель лавры:
"и оную деревню Бовсуни, яко оная, какъ вдѣлѣ показано прежде приратуши стародубовской, а послѣ до 1737 года между свободними войсковими находилась".
Поэтому началом козацтва болсунцев может оказаться и 1737 год.
Дискуссия оказалась полезной. :-)

Кстати, Евгений, нашел у вас ссылку на документ ЦГИАК ф.51,оп.3, д.4609. "Про сбор денег казаков и посполитых". Не поделитесь фрагментом?


Лайк (1)
khrol

Республика Беларусь, Минск
Сообщений: 278
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 433
Думаю ответ можно найти здесь: ЦГИАК ф.80, оп. 2, д.321. Ревизии Стародубского полка. 1737г. (764 л.) Но у меня листов с Бовсунами из этого дела нет.
---
С уважением, Евгений
Лайк (2)
Tasha56
Модератор раздела
Старожил

Tasha56

Россия
Сообщений: 12584
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 34776
khrol
Евгений, из Вашего текста
[q]
Иосиф Бобрикович умер в 1634 году. Вторым Могилевским бикупом стал Сильвестр Косов, который вероятно и дал Мехеду Баусуну разрешение на основание деревни.
[/q]


В разных документах по-разному пишут фамилию Сильвестра - Косов или Коссов...
О нем известно, что в 1633 году был назначен, а в 1635 году - хиротонисан (посвящен) во епископа Мстиславского, Оршанского и Могилевского с поручением ему управления Полоцкой епархией.
25 февраля 1647 г. избран единогласно митрополитом Киевским.

Известно также, что при Богдане Хмельницком, когда он должен был заключить Зборовский договор 23 августа 1649 года (пойдя на большие уступки) с поляками,
одним из пунктов договора был - обязать Правительство уничтожить унию и допустить киевского митрополита в Сенат.
Однако, когда киевский митрополит Сильвестр Коссов отправился в Варшаву для принятия участия в заседании польского сейма, католическое духовенство воспротивилось его присутствию на собрании.
Киевский митрополит вынужден был уехать из Варшавы....

Пытаюсь проследить последовательность событий по годам...
По Зборовскому договору всем участникам бунта (казаки против поляков) обещалась амнистия, и было разрешено Хмельницкому увеличить число реестровых казаков до 40 тысяч. Ему позволялось набрать их из королевских и шляхетских имений и разместить в Малороссии, где не должны были квартировать польские войска: все не вошедшие в реестр казаки были обязаны возвратиться на своё прежнее место жительства...

В итоге гетман Хмельницкий, стараясь выполнить условия Зборовского договора, составляя осенью 1649 года список реестровых казаков, понял,
что количество его войска превысило установленное Зборовским договором - 40 тыс. казаков. И, по его распоряжению, не попавшие в реестр казаки
должны были возвратиться в свои села и деревни и снова стать крепостными крестьянами польских панов.
Так оно и пошло, чему казаки очень воспротивились.

Рассказываю своими словами, как это понимаю...
Казаки были не довольны таким решением вопроса, но Хмельницкий всеми силами стремился выполнить выдвинутые условия договора.
Он стал рассылать универсалы, требуя от крестьян повиновения помещикам, угрожая ослушникам смертной казнью. Польские паны были требовательны
к бывшим казакам, ставшими их вассалами. Хмельницкий наказывал бунтовщиков: вешал зачинщиков мятежа, сажал на кол и др.....Что в народе назвали "кровавым потопом".

i.gif В результате, многие казаки после 1649 года стали крепостными крестьянами.
Сам же гетман Хмельницкий по Зборовскому договору получил на свое содержание город Чигирин с округом. Где и проживали 40 тыс. реестровых казаков...
Хочу сразу отметить еще одно условие договора, которое старался выполнить Хмельницкий - это о запрете проживания евреев на территории казацкой автономии.
Евреи и изуиты обязаны были покинуть эту территорию и не проживать на ней....

Что касается султана Мехеда.
В 1648 году (перед Зборовским договором) в Стамбуле произошел госпереворот. Янычары убили султана Ибрагима I и посадили на трон
семилетнего Мехмеда IV – матерью которого и одной из жен султана была Хатидже Турхан (бывшая пленница, проживавшия на запорожских землях)....
i.gif В 1648 году Мехмеду 7 лет.

question.gif
[q]
Деревня Бал(у)суны появилась около 1640-го года (между 1635 и 1644 годами).
[/q]

Владимир (Палівач) в своем тексте обозначил
[q]
Если верить книге «Память. Ветковский район», современные Бовсуны были основаны в 1667 году.....На сегодняшний день трудно сказать,
когда точно возникли Бовсуны – в 1667 году после Андрусовского перемирия или в 1686 году, после «Вечного мира». Одно точно,
что основаны они были казаками Стародубского полка.
[/q]


Польские военачальники нарушали границы казацкой автономии, грабили и хозяйничали на этих землях.
В ноябре 1650 года в Варшаву приехали казацкие послы и потребовали уничтожения унии во всех русских областях и запретить панам производить насилие над крестьянами.
Это вызвало новое недовольство на сейме и Зборовский договор не был утвержден. Было решено продолжить войну с казаками.
Столкновения начались в феврале 1651 года....

С 1651 года потянулся народ на Левобережье, чтобы не быть плененными... и в это время началось освоение новых населенных пунктов...

khrol написал:
[q]
В историографии бытует мнение, что деревня основана запорожскими казаками в 1667 г. Это я и пытался опровергнуть.
[/q]


Вспомним еще об одном договоре 1649 года.
Договор, заключенный в 1649 г. Турецким Султаном с Богданом Хмельницким и войском Запорожским назывался -
«Договор, заключённый турецким султаном с Войском Запорожским и народом руским, касательно торговли на Чёрном море».
Договор имеет 13 статей....

Одним из пунктов договора было:
https://constitutions.ru/?p=25361
«Запорожским купцам позволяется свободно выкупать у турок христианских невольников, «как и турецких у христиан»...».

«Власти Войска Запорожского «вместе с турецкими галерами» будут ловить и наказывать донских казаков, вышедших в море для разбоя. Стороны обязуются «взаимно друг другу вспомоществовать, чтоб море было чисто и свободно»....

[q]
Исторические данные о количестве запорожских поселений, которые в 1649 году были опустошены крымскими татарами и запорожскими казаками, в различных источниках довольно сильно разнятся. В некоторых записях речь идёт о числе от 12 до 70 городов, а один из источников указывает на 970 населенных пунктов.
[/q]

Как пишут историки - на пути возвращения в Крымское ханство крымцы не всегда следовали договоренностям и обходили стороной городки, села и хутора Гетманщины – новообразованного государства запорожских казаков.
В «Летописи Самовидца» – одной из самых авторитетных документальных казацких хроник XVII века, описывается,
что казаки «много городов облапошили, а татары людей в неволю взяли». При этом летописец добавляет, что «и казаки имущество брали».
А после этих набегов запорожские «города значительные опустели».....

Не буду продолжать дальше....увлеклась...
question.gif Так какой год ближе к основанию Болсунов, учитывая хронологию исторических событий (история Украины)?
В теме столкнулись два автора своих исследований...
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
Палівач

Сообщений: 616
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 365

Tasha56 написал:
[q]
Так какой год ближе к основанию Болсунов, учитывая хронологию исторических событий (история Украины)?
[/q]


1634-1644.


Еще один аргумент:

У 1915 годзе ў Баўсунах быў знойдзены манетны скарб, які налічваў 319 манет. Сярод іх два палугрошы Аляксандра, палугрошы Жыгімонта І (1509-1515, 1518, 1520-1523 гады) і чатыры палугрошы Жыгімонта ІІ (1547-1549 гады), 38 капеек і 220 дзенег Івана ІV.
Два палугрошы Жыгімонта І і два грошы Жыгімонта ІІІ былі набыты Эрмітажам , а астатнія грошы пераплавілі.
Так як, усе гэтыя манеты былі выпушчаны не пазней за 1632 год, то можна выказаць меркаванне, што гэты скарб належыў заснавальніку вёскі Мехеду Баўсуну і быў ім закапаны, верагодна, у перыяд з 1634 па 1648 год.
Tasha56
Модератор раздела
Старожил

Tasha56

Россия
Сообщений: 12584
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 34776
Палівач
Перевод с белорусского -
[q]
В 1915 году в Баусунах был обнаружен монетный клад, насчитывающий 319 монет. Среди них два полугроши Александра, полугроши Сигизмунда и (1509-1515, 1518, 1520-1523 годы) и четыре полугроши Сигизмунда ІІ (1547-1549 годы), 38 копеек и 220 денег Ивана ІV.
Два полугроши Сигизмунда и и два деньги Сигизмунда ІІІ были приобретены Эрмитажем, а остальные деньги переплавили.
Так как, все эти монеты были выпущены не позднее 1632 года, то можно предположить, что этот клад принадлежал основателю деревни Мехеду Баусуну и был им зарыт, вероятно, в период с 1634 по 1648 год.

[/q]


question.gif Это список из какого источника?
Нашла печатное издание -
Минасян Т. Н.
Польские монеты из кладов на территории СССР и Польши в собрании Эрмитажа. –
«Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики»,
Лг., Аврора, 1977 г., с. 198 – 205.

Труды Государственного Эрмитажа (все тома) http://kronk.spb.ru/library/trge.htm
(Труды Государственного Эрмитажа. Т. XII.
Нумизматика, 4.
// Л.: «Аврора». 1971. 204 с.)
Минасян Т. Н.
Польские монеты из кладов на территории СССР и Польши в собрании Эрмитажа.

http://history-fiction.ru/books/all_1/section_7_2/book_21/
стр. 126-127

Из книги поступлений 44/192 известно, что Эрмитажем было куплено 2 полугроша Сигизмунда I (год неизвестен) из клада Черниговской губернии (Суражский уезд, дер. Болсуново)..
**Источник - Рябцевич В. Н. Денежное обращение и клады на территории Чернигово-Северской земли и Восточной Белоруссии в XVI в. - НиС, Киев, 1968, т. 3, с. 180.
_____
Считаем необходимым отметить и те монеты из эрмитажного собрания, количество и годы которых невозможно установить, но известен правитель. Два гроша Сигизмунда III поступили из клада Черниговской губернии (Суражский уезд, дер. Болсуны).
**Источник - Эрмитаж. Книга поступлений отдела нумизматики № 44.

Вот эту книжицу тоже полистала
https://skarbonka.ru/pdf/Sinchuk_bibliografia-2017.pdf
1.jpg

[q]
то можно предположить, что этот клад принадлежал основателю деревни Мехеду Баусуну и был им зарыт, вероятно, в период с 1634 по 1648 год.
[/q]

И снова аргумент предположительный... одна из версий...
Из текстов авторов прослеживается аналитическая работа -


Палівач написал:
[q]
По легенде, Бовсуны основали три казака: атаман Бовсун, Васько и Фесько. Другой вариант легенды говорит о трех казацких семьях: Бовсунах, Максименках и Феськовых.
[/q]


khrol написал:
[q]
В одном из документов 1752 года так говорится о возникновении Баусунов и потере посадной крепости:
«...они Бовсуновцы в объявленных своих доношениях точно показали, как те их бовсуновские все грунта и угодия находятся в дачах бискупских, в коих и обладаемая Киевопечерскою лаврою состоит Попогорская волость и что та деревня Бовсуны в одних с Попогорскою волостию грунтах, называемых бискупских, осажена. Да посадная на ту деревню крепость, как в предложении их показано, осадчому Мехеду Бовсуну, от владеючаго тогда Попогорскою волостию бискупа, данная, в оных бовсуновцов до нахождения в Малороссию шведов имелась».
Посадная крепость с другими документами баусунцев сгорела в начале XVIII века во время Северной войны (...)
Иосиф Бобрикович умер в 1634 году. Вторым Могилевским бикупом стал Сильвестр Косов, который вероятно и дал Мехеду Баусуну разрешение на основание деревни
.
[/q]


** Краевед И.М.Полозов зафиксировал известные ему монетные клады, найденные в Брянской области в 1944— 1962 годах
** Алфавитный список селений Брянской области, где были найдены клады - Составлен М.Б. Оленевым - 2009 г.

Фото 2015 г.
Год основания Казацких Болсунов - 1667 (на табличке)
bolsuny.jpg
Год основания на табличке поясняется как -
Возникла деревня Казацкие Болсуны (белор. Казацкія Балсуны) в 1667 году как застава на границе Российского государства с Речью Посполитой
karta.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (2)
Палівач

Сообщений: 616
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 365
Уважаемый Е. Хроленок не писал то, что вы ему приписываете. :-) Это всё цитаты из рукописи моей книги "Казацкія Баўсуны і баўсунскія казакі".

Но благодаря дискуссии с ним, я приблизился к разгадке даты, когда моих предков первый раз вписали в казаки: 1737-1738 год. Во всяком случае, в ревизии 1738 они уже казаки.
Осталось ещк несколько невыясненных вопросов об истории деревни. А та небольшая статья ( уже устаревшая) написана более 10 лет назад по просьбе Екатерины ( не помню ник - кдг днепр, что ли?) для красногорской газеты.

Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈