⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Максаково - деревня Костромской области Костромская губерния, Галичский уезд, Говеновская волость
|
← Назад | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 11855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 28521 | |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 11855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 28521 | Метрические книги церкви Богоявленской, что на Мере (ГАКО - Госархив Костромской области) В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается церковь "Богоявление Господне на реке на Мере". |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 11855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 28521 | Листая источники - №92 ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ БЮРО КОСТРОМСКОГО ОБКОМА ВКП(б) ОБ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДОВ ОБЛАСТНОГО И РАЙОННОГО ПОДЧИНЕНИЯ, НОВЫХ РАЙОНОВ И СЕЛЬСОВЕТОВ ЗА СЧЕТ РАЗУКРУПНЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ 30 декабря 1944 года …Об образовании: а) новых районов: Боговаровского, Поназыревского и Игодовского б) городов областного подчинения: Буй и Нерехта, города Мантурово – районного подчинения г) сельсоветов: Поназыревского и Ждановского Шарьинского района. Учитывая, что: 1. Вохомский район является самым крупным районом области, составляющим территорию 4720 кв. клм. или 472 тыс. гектаров, 12952 хозяйства, 268 колхозов, 22 сельсовета, 631 населенный пункт, количество населения 42565 человек. Сельсоветы отстоят от районного центра на расстоянии 30-57 километров. 2. Шарьинский район территориально разбросан, одна часть разделяется от другой лесными массивами, протяжением до 70 километров, насчитывает населения 36740 человек, 4562 хозяйства, 319 населенных пунктов, 120 колхозов, общая территория района от 25 до 85 километров. 3. Семеновский район территориально разбросан, имеет большую вытянутость с юга на север, имеет 29 сельсоветов, 189 колхозов, 400 населенных пунктов, с количеством хозяйств 9557, количество населения в районе 33642 человека, общая земельная площадь 106 тысяч гектар. 4. Мундырский сельсовет Шарьинского района объединяет 19 колхозов, 30 населенных пунктов, 3244 человека. Населенные пункты расположены на расстоянии 22 километров от центра сельсовета и разделяются большими лесными массивами. 5. Город Буй районного подчинения, имеющий крупный железнодорожный узел I класса, насчитывает 24 жел[езно]дор[ожных] пути, пропускающих до 40 паровозов в сутки. Паровозный парк составляет 101 паровоз, имея крупное паровозоремонтное депо. Заканчивается строительство крупного вагоностроительного завода. Население города составляет 30147 человек, в том числе рабочих 11657 человек, а также в городе имеется разнообразная промышленность. Кроме того, район является крупным сельскохозяйственным районом области, с земельной площадью 263855 гектар, 30 сельсоветов, 119 колхозов. 6. Город Нерехта районного подчинения, имеет населения более 21 тысячи человек, жилых зданий 1809. В городе имеется крупная промышленность союзного и республиканского подчинения: льнопрядильная и ткацкая фабрики, завод №533, последний имеет большие перспективы развития. Также имеется много коммунальных предприятий в городе. Кроме того, Нерехтский район является крупным сельскохозяйственным районом в области. 7. Рабочие поселки Мантурово и Юровка Мантуровского района являются смежными между собою, население поселков составляет 15036 человек, большинство из них рабочие промышленности и железнодорожного транспорта, в поселках сосредоточена вся промышленность района (фанерный завод, лесопильный завод, промкомбинат и другие). В целях дальнейшего укрепления колхозов, развития промышленности и социально-культурных предприятий, а также лучшего обслуживания трудящихся городов и районов области, бюро обкома ВКП(б) постановляет: 1. Считать совершенно необходимым разукрупнить следующие районы и образовать новые: а) Вохомский, из которого образовать Боговаровский район с центром село Боговарово. Присоединить к Боговаровскому району 9 сельсоветов: Береснятский, Стариковский, Мосинский, Жеребцовский, Коровинский, Соловецкий, Покровский, Власовский, Забегаевский… б) Шарьинский, из которого образовать вновь: Поназыревский с центром рабочий поселок Поназырево, присоединить к Поназыревскому району 10 сельсоветов: Мундырский, Клюкинский, Луптюгжский, Гудковский, Горловский, Заболотский, Поназыревский, Ждановский и рабочий поселок Якш[а]нга. Из Пыщугского района передать: Заречный и Верховский сельсоветы. К Шарьинскому району - Прудовский сельсовет... в) Семеновский, из которого образовать вновь Игодовский район, с центром село Игодово. Присоединить к Игодовскому району 14 сельсоветов: Оловянниковский, Бузановский, Игодовский, Займищенский, Хорониловский, Ливенский, Фомкинский, Иванковицкий, Машихинский, Юрьевский, Стыровский и Хомутовский. Из Галичского района присоединить: Симонковский и Нелидковский сельсоветы… 2. Разукрупнить Мундырский сельсовет Шарьинского района на три сельсовета: Мундырский, Ждановский и Поназыревский. Образовать из Мундырского сельсовета вновь два: Ждановский и Поназыревский. Все указанные три сельсовета присоединить к Поназыревскому району. 3. Отнести города: Буй, Нерехта, из районного подчинения в города областного подчинения. 4. Поселки Мантурово и Юровка преобразовать в город Мантурово с подчинением Мантуровскому райисполкому. 5. Просить ЦК ВКП(б) утвердить настоящее постановление. Секретарь Костромского Кондаков обкома ВКП(б) ГАНИКО. Ф.П-765. Оп.1. Д.6. Лл.155-157. Подлинник Приложение 31 к Закону Костромской области от 30 декабря 2004 года N 237-ЗКО ПЕРЕЧЕНЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ, ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (дополнено Законом Костромской области от 22.10.2009 N 525-ЗКО; в ред. Закона Костромской области от 10.12.2009 N 549-4-ЗКО) Островский муниципальный район (в ред. Закона Костромской области от 10.12.2009 N 549-4-ЗКО) Адищевское сельское поселение: с. Адищево, д. Большое Михирёво, д. Бродки, д. Василево, д. Горки, д. Долгово, д. Дорофеево, д. Лобаново, д. Лодыгино, д. Максютино, д. Марково, с. Никола-Бережки, д. Тарасово, д. Фомицино, с. Щелыково; Александровское сельское поселение: п. Александровское, д. Берёзовка, д. Вотчинка, д. Вязовка, д. Данильцево, с. Заборье, д. Зверниха, д. Киленки, д. Одинчиха, д. Онопиха, д. Осипиха, д. Починок; Дымницкое сельское поселение: д. Дымница, п. Дымница, д. Полоски, п. Яшино; Ивашевское сельское поселение: д. Акулово, д. Антоново, д. Болотниково, д. Горки, д. Зоркино, д. Ивашево, ж/д ст. Ивашево, с. Козьмодемьян, д. Костово, д. Левково, д. Малое Березово, д. Маркуши, д. Монастырское, д. Подлужье, с. Покровское, д. Порныш, д. Рыжевка, д. Сергеево, с. Угольское, д. Худяки, д. Шегары, с. Ширяево; Игодовское сельское поселение: с. Дубяны, д. Ерыково, д. Займище, с. Игодово, д. Лебедево, д. Леонково, д. Макарово, д. Новошино, с. Рязаново; Клеванцовское сельское поселение: с. Воскресенское, д. Дунилово, д. Клеванцово, д. Козловка, д. Крутец, д. Машихино, д. Новинки, д. Панькино, д. Хаустово, д. Шульгино; Ломкинское сельское поселение: д. Болтушки, д. Ломки, д. Матыкино, д. Пеньки; Островское сельское поселение: д. Бабаново, д. Белконосово, д. Гармониха, д. Горюшки, д. Григорцево, д. Гуляевка, д. Жабревка, д. Задняя, д. Квашнино, д. Логиново, д. Медведки, д. Митрофаново, д. Михальцево, д. Новоселки, ж/д ст. Островское, д. Парфеньево, д. Пески, д. Сальково, д. Селиваниха, д. Сокерино, д. Тарабыкино, д. Фёдорково, д. Чёрная, д. Шумково; Островское (центральное) сельское поселение: п. Островское; Хомутовское сельское поселение: д. Ананьино, д. Борок, с. Иванковица, д. Климово, д. Кузьминка, д. Ливенка, д. Новая, д. Осиновик, д. Осипово, д. Сосновец, д. Студенец, с. Хомутово, д. Якуниха; Юрьевское сельское поселение: д. Ермово, д. Ивахово, д. Инега, д. Калентьево, п. Красная Поляна, д. Максаково, д. Федулово, с. Юрьево. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 11855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 28521 | Умирает российская глубинка. Уходят в небытие большие и малые деревни, а вместе с ними их удивительные названия, за которыми скрывается история края, родины. И отрадно, что молодое поколение стало чаще обращаться к корням истории своего края, проявлять интерес к своему родословию, к истории жизни представителей своей фамилии. Хотелось бы сюда поместить сочинение Чистяковой Ксении Михайловны, ученицы 10 класса МОУ Клеванцовская СОШ. Конкурс - «Без истока – нет реки» Направление исследования - «Летопись родных мест» Кострома 2011. Островский край – земля, богатая историей. Места здесь удивительно красивые. На территории Островского района много крупных населенных пунктов: Островское, Красная поляна, Игодово, Адищево, Ивашево, Александровская фабрика, Дымница, Ломки, Щелыково. На начало XXI века в районе оставалось сто двадцать селений. Что они из себя представляют в смысле топонимики? Половина селений носит название от имён, фамилий и прозвищ. Горки, Пески, Борок, Займище названы по рельефу местности. Некоторые селения носят названия по производственному признаку: Угольское, Дымница, Ломки. От величины, конфигурации деревни получили названия Долгово, Полоски, Задняя. В лесном краю, конечно, есть Заборье, Дубяны, Малоберёзово. Шесть селений названы по церквям и другим религиозным объектам: Воскресенское, Покровское, Иванковица. В честь женщин названы Акулово, Селиваниха, Колобиха,Гармониха. Есть селения, названные по принадлежности князьям, дворянам, помещикам. Люди изменяли незвучные, незапоминающиеся названия, заменяя их другими. В Островском районе было село Говеново, село солидное, даже волостным центром было. В шестидесятых годах XX века название сменили, и село стало называться Светлое. Как правило, такие селения построены на возвышенных, светлых местах. Но раньше таких высоких названий не давали. Село назвали Говеново от слова «говеть» - соблюдать пост. Ещё в 1620 году упоминается Говеново. По жалованной грамоте село с соседними деревнями было передано Егупу Семёновичу Жадовскому, отличившемуся при обороне Москвы от поляков. Находилось это село в роду Жадовских до 1860 года. Потомки Жадовского были жители земли костромской – Валериан Никандрович Жадовский и его дочь, известная поэтесса Юлия Валериановна Жадовская. Место было очень оживленное. В селе находилась деревянная Никольская церковь, но она пришла в упадок, и на её месте в 1819 году была построена каменная церковь, которую назвали Преображенской. Центр нашего края – село Островское. Такое название дали в 1956 году, когда отмечалось семидесятилетие со дня смерти великого драматурга А.Н.Островского. До этого село называлось Семёновское-Лапотное. Преданья старины далёкой свидетельствуют о том, что когда-то на месте, где сегодня посёлок Островское, был скит, который основал монах Симеон Столпник. Основание скита относится к 14 веку. Известно, что в 14 веке Московским княжеством правил великий князь Симеон Гордый. Хотя территория и входила в состав Московского великого княжества, но трудно увязать название Семёновское с князем. Скорее всего, название осталось от монаха Симеона. По иронии судьбы имена их одинаковы. Село стояло на оживлённом торговом тракте Галич – Кинешма. Купцы останавливались на ночлег в Семёновском и выкладывали свои товары для продажи. Чтобы придать торговле образ средних торговых городов России, в Семёновском были поставлены в ряд лавки подобно торговым рядам. Оживлённо велась торговля на базарах и торжках. По пятницам перед Троицей продавали изделия из кожи и шерсти, предметы домашнего обихода, берестяные туески, льняные расшитые рубашки. Более всего заезжего гостя удивляло изобилие лыковых лаптей, потому и получило село «довесок» к историческому имени – Лапотное. Спрос на лапти был велик. В шутку их называли «беретки в 44 клетки». Одно из наиболее значимых сёл нашего района – село Адищево. Откуда такой топоним? В костромской земле о скупом человеке говорят «адоват», а «адить» - копить, неумеренно употреблять. Суффикс –ище- - значение места, где что-то было раньше. Возможно, этим местом владел скупой человек. В селе к 1870 году насчитывалось 65 дворов, в которых проживало 349 душ обоего пола. В селе была открыта земская больница, работала писчебумажная фабрика шуйского купца Василия Семёновича Щеколдина. В этом же селе действовала и картонная фабрика, которая также перешла в руки Щеколдина. Проводились в Адищеве большие базары, товары везли из дальних мест. Поблизости от Адищева располагалось село Покровское. Здесь имелась каменная церковь Божьей Матери Покрова, выстроенная в 1773 году. По преданиям, в селе была усадьба «кинешемской Салтычихи» Молчановой. Дворовые жестоко отомстили ей за издевательства – в полночь подожгли усадьбу, в огне погибла сама барыня, её младшая дочь и горничная. Село Спас-Заборье. История его уходит к началу 17 века. Предание гласит, что на этом месте некогда находилась небольшая деревянная церковь с несколькими лепившимися вокруг бревенчатыми избами. Сей приход сначала именовали Спасом. В смутное время шляхтичи, проникнув в лесное Заволжье, направились к Костроме и по торговому тракту к Галичу, грабя по пути встречавшиеся веси. Озлобленные крестьяне дали врагу достойный отпор, сражались с ним до сумерек. Лишь наступившая мгла положила конец кровопролитию. Убитых похоронили, раненых увезли на подводах по тайным тропам к Спасу за бор. Так и образовалось село из двух названий. Деревянная церковь в селе стала мала, и в 1814 году началось строительство каменной Спасской церкви. Основу топонима Игодово составляет слово «иго». Да, русская земля повидала немало чужеземного владычества и порабощения. Более 250 лет трепали русские земли татаро-монгольские завоеватели. И немудрено, что в топонимике остались следы истории. После изгнания поляков из Москвы её освободителей награждали имениями. В 1622 году такого поощрения удосужился Г.А.Захаров. Он получил Игодово с прилегающими деревнями и землёй. Многие Захаровы похоронены на кладбище возле Благовещенской церкви. В 1777 году в Игодове строится Восресенская церковь. Из уст в уста передаётся легенда, что храм возведен по обету, данному елизаветинским солдатом, отслужившим двадцать пять лет, получившим на трёх войнах пять ранений и посвятившим остаток жизни сбору средств на храм. Старинное торговое село стояло на тракте Галич-Кинешма. Село было оживленное, особенно в дни ярмарок и базаров в Семеновском,Галиче, Кинешме. Село Игодово было центром Игодовской волости. Вдали от больших дорог, среди лесов, на берегу мелководной речушки Иванюшка приютилось село Иванковицы. В 1796 году на средства прихожан строится храм Святого пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна. Каменный белый храм разливал колокольную мелодию над просторами полей и лесов. Уже в начале 20 века в Иванковицах проживало более тысячи прихожан. Основное занятие – сельское хозяйство и подсобные промыслы. В день памяти Святого Иоанна Предтечи 7 июля в Иванковицах проводились шумные, многолюдные ярмарки. Недалеко от Иванковицы есть деревня Якуниха. По одной версии, она названа в честь женщины, это жена мужчины по прозвищу Якуня. Другие считают, что в деревне проживали охотники или любители походить с ружьём по лесу. Отсюда и название (якунить – охотиться). Одна из деревень Островского края названа Студенец. По словам старожилов, здесь был вырыт колодец глубиной в 50 сажен, вода в котором была очень холодная, студёная. На территории нашего района есть деревня Козловка. Меня заинтересовало, почему такое название. Оказывается, прежде деревня называлась Новодмитриевское. Ею длительное время владел род Плаутиных. Один из них, Михаил Гаврилович, будучи штурманом корабля в отряде Дмитрия Лаптева, участвовал в освоении Северного Ледовитого океана. Позднее усадьба перешла во владение к Бардакову, участнику Отечественной войны 1812года. После смерти Бардакова Новодмитриевское приобрёл оборотистый промышленник Подсосов, основав там древесно-порошковый и химический заводы. Кроме того, в деревне пилили лес и распускали его на доски. Для укрепления брёвен требовались большие козлы, они были устроены и длительное время находились в деревне, из-за этих-то козел Новодмитриевское получило второе название, укрепившееся за ней. Я живу в деревне Клеванцово. Откуда такое название? Ни в одной книге точного объяснения нет. Можно только предполагать. До 1917 года Клеванцово было центром волости. По этой волости и проходил старинный вятский тракт. Он соединял Кострому с Вяткой. На население возлагалась обязанность содержать тракт: расчищать дороги, ремонтировать речные переправы, мосты. За волостями закреплялись определенные участки тракта. Они обяза¬ны были содержать и ямы (отсюда «ямщик», «ямская слобода»), которые позже превратились в почтовые и земские станции. Одна из почтовых станций находилась в Клеванцове. Здесь содержа¬ли лошадей, ямщиков при них. Я думаю, что Клеванцово – от слова «клев» - место для стойла лошадей. Б.С.Киндяков, местный краевед, писал: «Большой почтовый тракт Кострома-Макарьев был прорублен по по¬велению Екатерины II и назывался «Новый Сибирский путь». На всём двух¬соткилометровом протяжении дорога обсажена березами. Часть аллей сохранилась до сих пор. Через Макарьев в 1879 году проезжал в ссылку В.Г.Короленко». Шел обмен товарами, которые везли из одного города в другой. Вез¬ли по этому тракту и ссыльных. Декабристы, народники были невольны¬ми гостями этой станции. Неподалёку от Клеванцова на высоком берегу реки Медозы находилась усадьба Высоково. Пригорок был заросшим соснами и берёзами. Липовые аллеи спускались к реке, где выстроена тесовая купальня. В парке росли дубы, вязы. В этой усадьбе жили старушки Грек, воспитавшие Юлию Прошинскую, жену известного художника Бориса Кустодиева. Сегодня усадьбы Высоково нет. Есть только памятный знак, который изготовили учащиеся нашей школы под руководством учителя технологии, да красивый липовый парк. Какие бы названия ни носили селения, они всегда будут милы землякам. Где бы ни жили люди, их всегда тянет на свою малую родину. Ещё мне хотелось бы рассказать о красивых, поэтичных названиях наших речушек. Самая большая река нашего района – Мера. Это левый приток реки Волги. Река названа по имени народа племён мери. Мера – тихая, спокойная река, богатая красивыми полноводными излучинами. Самый крупный приток Меры – Медоза. Переводится как «медовая река», эти места славятся медосбором. Корба – «река в глухом, заболоченном лесу».Яхруст – «озерная река с сильным течением» (ях- озеро, руст- сильное течение). Кусь – «река, протекающая в кустарниках», Тома – «река, протекающая в зарослях черёмухи», Сендега – «река, протекающая в ложбине» ( сен – ложбина, де – лес). Есть название речки – Кушка, уменьшительное от имени Акулина. Речки как бы манят нас своими названиями и говорят: «Смотрите, какая я!» ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Человек жив не одним днем. Живя в «сегодня», не следует забывать, что есть еще «завтра» и «вчера». Твое «вчера» - это не только собственное обозримое прошлое, но и жизнь твоих предков. Если ты забудешь их, точно также забудут вскоре и тебя твои потомки. Человек, подобно дереву, связан с землей. И корни наших предков также неразрывно связаны с ней. Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого. Безусловно, путешествие и открытие чего-либо нового – это тот волнующий опыт, которым хочется поделиться. Быть искателем, исследователем истории родного края, его первозданных красивейших уголков природы – это значит познавать и открывать каждый раз себя. Открывать в себе способности видеть, слышать, восхищаться, превозмогая усталость. Исследовательский интерес пробуждает в каждом из нас патриота. Не потребителя, а жителя, гражданина нашей маленькой страны, название которой Островский край. Мне хотелось бы согласиться с В. Шукшиным: ”Помни, мира не узнаешь, не зная края своего!“ Список использованной литературы 1.Успенский Л.В. Книга классиков: «Имя дома твоего». Очерки по топонимике. – Москва,2002. 2.Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика: Кн. Для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1990. 3.Кучин Н. На перекрестке трактов. – Кострома, 2002. 4.Н.Воробьев, В.Говорков. Сказание о земле Кинешемской. – Иваново, «Ивановская газета», 2002. 5.«Губернский дом». Историко-краеведческий, культурно-просветительский, научно-популярный журнал. – Кострома, №5 1994, №1-2 1998, №3 1999. 6. Газета «Родной край». 1991. № 85, 86, 88, 89. «Северная правда». 1993, 10 апреля Галичский уезд |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 11855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 28521 | Мы познакомились на форуме Ярославского историко-родословного общества (ЯрИРО). Затем было общение в группе на «Одноклассниках». Михаил оказался родом из Костромской области, населенного места, достаточно отдаленного от деревни Максаково. В настоящее время его родные проживают в пос. Красная Поляна. Каким же подарком для нас стали его фотографии деревни Максаково, до которой мы пытались три раза доехать во время работы в ГАКО (деревня «мертвая», дорога разбита лесовозами). Фотографий более 100 штук, такое впечатление, что запечатлен каждый уголок этого места. Там давно никто не проживает, последних жителей выселили еще в 1997 году (переселение началось в 1970-е), но сады, посаженные жителями, живут своей жизнью: распустившаяся сирень, цветущие яблони, вишни…а какая красивая природа, до сих пор сохранился в памяти медовый запах цветущих костромских полей и пойменных равнин реки Меры… Автор всех фотографий - Михаил Жуковский. Дата съемки - Май 2011 г.. Как ориентиры ***Дорога от (жилой) д. Юрьева (от развалин церкви Богоявленской, что на Мере) прямая, дойдя до развилки: направо дорога в д. Максаково (нежилая), налево - дорога в д. Копыловка (нежилая). ***Пройдя по Максаковской дороге, можно увидеть дорогу в д. Агафонцево (нежилая). Часть 1(путь в Максаково) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 11855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 28521 | Часть 2 (в Максаково) |
Лайк (1) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 11855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 28521 | Часть 3 (в Максаково) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 11855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 28521 | Часть 4 (Максаково) |
Лайк (1) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 11855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 28521 | Часть 5 (Максаково) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 11855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 28521 | Медова или Мера — р. Костромской губ., левый приток Волги. Длина 120 верст. На ней много мельниц. Протекает по Кинешемскому у., впадает в Волгу при селе Николы-Мера. Мы были в полной уверенности, что река Мера Костромской губернии (области) названа была по народности здесь проживающей в далекие времена - меря. А этот фрагмент из "Словаря...." покачнул нашу уверенность. Откуда взялось название "Медовая"....какая связь с названием "Мера"? Листая источники - Суворина А.С. Исторический вѣстник, Том 106, стр. 256 (Изд. 1906 г.) Семенов В.П. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества, Том 1. Выходит, что у реки было не одно название.....Интересно! Когда-то Мера делила Галичский уезд от Кинешемского, потом административно-территориальное деление изменилось, и река разделила Кинешемский уезд на две части. Западная была более оживленной и обжитой (ближе к Кинешме), восточная же была более лесистой, редкие деревушки были разбросаны в этой части. Ближе к знаменитому Щелыкову леса редели, дворов насчитывалось больше. Это уже были не деревни, а села с множеством хозяйств и церковью. "Замерская сторона" - так называли прибрежные места реки Меры. Этноним По всей видимости, название народа меря произошло от угро-финского слова «мёри», что означало «человек». Очень похоже называют себя и ныне существующие близкие мерянам народы — «мари» — марийцы, «морт-коми» — коми (зыряне), «морт-уд» — удмурты (вотяки), «морт-ва» — мордва. Существует еще версия, что слово «меря» и самоназвание проживающих на западе Марий Эл современных горных марийцев, звучащее приблизительно как «мяры», представляют собой однокоренные слова. Ряд учёных (М. Фасмер, Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков, Д. К. Зеленин) отождествляют мерю с мари. Луговые марийцы воспринимают слово меря как русифицированное самоназвание западной ветви мари — Мäрӹ. Мы остановимся на первой версии, не углубляясь дальше. Названия реки, два непохожих слова , но чем-то объединенные....меня это зацепило. Где искать пояснение? Итак….медовый запах, медовая, мера, меря….где точка пересечения? Листаем источники о народности меря. Мерянская топономика Поволжья В Ярославской области, в Борисоглебском районе, есть речка Пуре, левый приток Устья. В Ивановской области, в Пестяковском районе, — река Пурех (Пурешок), левый приток реки Ландеха, на ней стоит районный поселок Пестяки. Левый приток реки Лух-Пурешка. В Нижегородской области, в Чкаловском районе, — село Пурех. Название Пуре, Пурех и Пурешка имеют "медовое происхождение". Территорию нынешних Ярославской, Ивановской, Костромской, Нижегородской и некоторых других областей в прошлом населяло племя Меря, родственное по языку Эрзянам, Марийцам, Коми, Эстонцам, Финнам. В ранней истории Меряне известны под своим именем, а позднее под именем Суздальцев, Ростовцев и Белозерцев , по территориальному проживанию. Ведя сельское хозяйство, а также занимаясь охотничьим промыслом и рыбной ловлей, меряне хорошо и сытно ели, а с гостями и в гостях по праздникам и выпивали. Пили они здоровые, слабо хмельные напитки, ими же изобретенные. Этими напитками были: ржаное пиво, что не так давно называлось крестьянским, буза (или бужа) — брага (крепкое пиво), приготовляемое на ржаном солоде, и самый праздничный, самый роскошный напиток назывался ″пуре″ (запомните это название – примеч. мое). "Зелена вина" меряне не знали. Пиво и буза появились там, где было много зерна ржи, то есть в ополье. ″Пуре″ приготовляли в местности, прилегающей к большой дороге, где в огромных лесах, окружавших ее, водилось много пчел, собиравшие много меда с ивовых деревьев, малины, крушины и кипрея на лесных гарях, с клеверов и разнотравья лугов. Район этой древней дороги и теперь благоприятен для пчеловодства. Здесь вдоль этого старинного пути и распространены названия Пурех и Пурешка. И не случайно, что и волость, находившаяся в этом районе, называлась Пурецкой. Меряне уважали ″пуре″. Да и заезжий торговый гость, проезжающий по этой дороге, с устатку воздавал ему должное. В то далекое время, в зимнюю стужу и пургу, дальние дороги и тяжелый труд делали употребление ″пуре″ необходимостью, да к тому же этот напиток считался и полезным, и целебным. Наблюдения простого русского народа говорят о том, что медовый напиток ″пуре″ очищает кровь, укрепляет желудок, улучшает состав и обмен веществ. Деревянный резной или раскрашенный стаканчик — чарочка с ″пуре″ обходил сидевших за столом в круговую, чтобы не было лишнего выпивших и не осталось обойденных. Чарочка нам досталась от мерян, и это слово состоит из двух мерянских слов: "чары", что значит колесо и "а(ш)ська" — ходика, шагай. Чара(ш)ська — значит колесом ходи-ка, в смысле кругом ходи, кругом шагай. И немного потребовалось изменить слово, чтобы получилась русская чарочка. Вспомним застольную песню: "Чарочка по столику похаживает…" Чарочки по столику похаживаютъ, Рюмочки походя говорятъ, Старымъ бабамъ полѣно сулятъ.... Въ старыхъ бабахъ корысти-то нѣтъ, Только ихъ и дѣло — на печи сидѣть. Чарочки по столику похаживаютъ, Рюмочки походя говорятъ, Молодымъ молодкамъ плетку сулятъ.... Та ли-то плетка о семи хвостахъ: Первый разъ ударитъ, — такъ семь рубцовъ, Другой разъ ударить — четырнадцать, Третій разъ ударить — двадцать одинъ. Чарочки по столику похаживаютъ, Рюмочки походя говорятъ, Краснымъ дѣвушкамъ лозу сулятъ.... Та ли лоза въ лѣсу не выросла, Хотя выросла, да не вывезена, — Мнѣ, красной дѣвушкѣ, битой не быть! (Пѣсенникъ 1780 года, часть II, стр. 200; — Пѣсенникъ 1788 года, часть II, стр. 138; — Россійская Эрата 1792 года, часть III, № 108). ″Пуре″ в переводе на русский язык — значит медовая брага, медовуха, а мерянское прилагательное от ″пуре″ — пурех, пурешка — медовушное, бражное. Реки Пуре, Пурех и Пурешка протекают в местах болотистых, вода в них с коричневым оттенком и напоминает по цвету ″пуре″, отсюда и даны им такие названия (Пура – и сейчас с марийского: пиво, квас). |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 11855 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 28521 | В копилочку - Уставные грамоты (Источник - юридический словарь) - документ, фиксировавший отношение помещика с временнообязанными крестьянами в России по "Положениям" 19 февраля 1861. У. г. устанавливала размер пореформ. надела и повинностей (содержала также сведения о дореформ. наделе и повинностях), фиксировала сведения о разверстании угодий и перенесении усадеб и т. п. Должна была составляться помещиком на каждое селение в отдельности (что не всегда соблюдалось) и в случае согласия подписывалась крестьянами; вводилась в действие мировым посредником. Общее число У. г. составило более 111 тыс. Из них подписано крестьянами было менее 50%. Для имений мелкопоместных владельцев делались соответствовавшие У. г., т. н. описи. У. г. составлялись также и в селениях удельных крестьян по Положению 26 июня 1863. У. г. хранятся в обл. архивах, копии - в ЦГИА СССР. Уставные грамоты Костромской губернии Кинешемского уезда РГИА. Фонд 577, опись 50, д. 432 - 434 |
← Назад | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Tasha56 » География поиска » Максаково - деревня Костромской области [тема №36548] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались - покиньте сайт. Политика персональных данных Содержимое страницы доступно через RSS. Пользуясь сайтом вы принимаете условия пользовательского соглашения © 1998-2023, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |