Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
СПИСОК населённых мест по которым работают исследователи в дневниковых и фамильных темах https://forum.vgd.ru/2165/98959/ |
Малоярославецкий уезд
Административно-территориальная единица в составе Московской и Калужской губерний, существовавшая в 1727—1929 годах. Уездный город — Малоярославец.
Nyshporka | Наверх ##
28 ноября 2022 17:08 28 ноября 2022 22:43 Отрадно видеть, что вас тоже интересует не лаконичная генеалогическая табличка, а то, как и чем жили люди, история края в целлом. К сожалению, архив после ракетных обстрелов закрыт, сделать выписки не получится. Но на часть ваших вопросов я смогу ответить. Нестыковок, которые вызывают у вас удивление, станет меньше. Вы упоминали, что [q] в составе тех семей-первопоселенцев были и немарьинские, а пришедшие в том числе и из Польши.[/q]
Действительно, многие старообрядцы по линии Спас-Загорье — Митинка — Калиновка — Марьино в первой трети XVIII века переселились на территорию Беларуси (населенные пункты между Витебском и Минском). Тогда это была территория Речи Посполитой — государства, образованного в результате унии Великого княжества Литовского и Короны Польской. "Польшей" часто называли всё государство, хотя на самом деле это было земли ВКЛ в составе РП. Позже часть старообрядцев из "польской стороны" (Беларуси на самом деле) вернулась в родные места. Большинство возвращенцев всё же перешли жить на территорию Гетьманщины. Северная часть последней в административном отношении относилась к Стародубскому полку. Там они и осели. Что интересно, осели они на землях, принадлежавших Киево-Печерской лавре. Прямо какая-то любовь к монастырям: сначала ТСМ, потом КПЛ. Они получили слободские льготы. Жили очень изолированно. Демографы-статисты отмечали, что мужья этой группы старообрядцев значительно старше своих жен. Совсем небольшая часть пошла жить дальше, в направлении Ромен. Смешанные браки привели к тому, что они быстро ассимилировались с местным населением. | | |
VitallierНачинающий  Москва Сообщений: 35 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 28 | Наверх ##
28 ноября 2022 20:40 28 ноября 2022 20:41 >> Ответ на сообщение пользователя Nyshporka от 28 ноября 2022 17:08 ЗдОрово, спасибо за информацию! Получается, часть жителей уехала немного ранее, а потом, уже когда сложилась общая концепция, некоторые вернулись, образовав собственное поселение. Подозреваю, что Афанасьевская церковь в Марьино к тому времени уже была переведена в новый обряд, отчего в том числе и возникали неудобства. В Семкино после актов веротерпимости начала 20 века удалось перебраться из полуподпольных моленных в собственный храм, также названный по старой памяти Афанасьевским (от него, к сожалению, ничего не осталось, кроме фотографий и множественных икон, разобранных по домам за день до разорения). По поводу изолированности могу заметить, что уже к концу 19 века начался массовый исход в города, в основном Москву, где местные жители в том числе держали и свои лавки, в то же время деревня начала активно использоваться приезжающими "дачниками". В принципе, связи были достаточно многосторонние. Среди упомянутых Рогожки и Белоруссии, контакты имелись с Гуслицами и, например, с Орловщиной. Так, например, сестру моего прадеда по рекомендации родственников матери писателя Пришвина определили в домработницы к нему, но было это уже в 1930-х годах. А касательно разницы в возрасте замечу, что у тех, кто остался, такого существенногоотличия не было, зачастую даже жены были на несколько лет старше своих мужей  Если брать собственную генеалогию, начиная с прадеда, то годы рождения супругов выглядят следующим образом (муж - жена соответственно): 1899 - 1901 1879 - 1872 1859 - 1857 1822 - 1820 1794 - 1789 1769 - 1770 1747 - 1747 1717 - 1711 1690 - 1691 1650 - 1655 Ну и более ранние пять поколений уже не представляется возможности идентифицировать по годам и женам. Знаю только, что 11 раз прадед родился ранее 1630 года, его дед около 1580, ну и самый ранний, получается 15 раз прадед, +- был ровесником Ивана Грозного. | | |
Nyshporka | Наверх ##
28 ноября 2022 23:03 28 ноября 2022 23:04 Исход был массовым, но не одномоментным.
Запись со слов самого дважды переселенца:
"Тихон Пахомов сын Бесчастнов, 43 лет здоров. Отец их уроженец Малоярославского уезду села Калинина Тихонова монастыря крестьянин. Зашел оттоль в Полшу в 754, а с Полши в россию и в слободу Зыбкую в 755 годе. У него жена Федосья Гаврилова дочь 30 лет здорова. У них дети: Трофим 8, Леон 6 лет, здоровы".
Размер надела у другой семьи: "У них пахотной земли посевом в трех сменах ржи на 15 четвертей 6 четвериков".
Ещё: "… в прошлую осень посеяно ржи 2 четверти. Весною ярового хлеба посевают овса 2 четверти 4 четверика, гречи 6 четвериков. Сенокосу имеет на вышеписаных заполосках возу на 3. При дворе огород для овоща с грядами. Скота у них: коней двое, корова, свинья одна".
Плательщик консистентной дачи: "Промысел имеет торгует. Покупает по селам пеньку пуд до 500 и продает ее в городе Стародубе. Капитала собственного имеет на 150 руб. да на кредит берет на 500 руб. На консистенцию дает в год по 4 руб. 78 коп". | | |
1980tungusca Новичок
Сообщений: 9 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
4 декабря 2022 5:43 Добрый день, хочу найти информацию предки Круподеров Михаил Гаврилович 1918г.д.Машково жена Зинаида учитель прадед работал на желез.дороге
| | Лайк (1) | Жалоба (1) |
Skoumi Участник
Budapest, Hungary / Будапешт, Венгрия Сообщений: 83 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 50 | Наверх ##
13 декабря 2022 20:31 13 декабря 2022 22:52 Добрый вечер!
Кто-нибудь знает, называлась ли когда-нибудь деревня Савиново Читибиным или Xитибиным или как-то так? Или где такой деревня был в 1900 году в Калужской области и как его нынешнее название? ничего не могу найти...
Спасибо за любой ответ, совет или указания заранее!
Если это мое сообщение будет заменено на другой подфорум, я хотел бы получить информацию через личное сообщение. С моим 30-летним и в основном забытым русским у меня есть некоторые трудности...
--- С уважением:
Кристиан - Венгрия
(Я говорю по-немецки, по-aнглийски и по-венгерски; для длинных русских текстов я использую Google Translate) | | |
titarinka Новичок
Санкт-Петербург Сообщений: 10 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
21 декабря 2022 0:39 Здравствуйте! Интересует запись о рождении Атрыганьевой Ольги Александровны 01.02 1855 г.р., Малоярославец.
А также ее братьев и сестер в последующие годы, рождённых в Калужской губернии. Буду очень благодарна за помощь в поиске! | | |
Dolgopa Начинающий
Сообщений: 42 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
3 февраля 2023 8:56 Друзья, добрый день!Получил справку из ЗАГСА о рождении своей бабушки. Родилась она в 1926 году в Малоярославецком уезде Калужской области, деревня Городенки. Запись о рождении составил Неделинский сельсовет. В справке указаны ее родители, т.е. мои прабабушка и прадедушка. Не могу найти информацию, к какому приходу относилась эта деревня, что бы поискать записи об их рождении в метрических книгах. | | |
VitallierНачинающий  Москва Сообщений: 35 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 28 | Наверх ##
3 февраля 2023 15:00 Dolgopa написал: [q] Друзья, добрый день!Получил справку из ЗАГСА о рождении своей бабушки. Родилась она в 1926 году в Малоярославецком уезде Калужской области, деревня Городенки. Запись о рождении составил Неделинский сельсовет. В справке указаны ее родители, т.е. мои прабабушка и прадедушка. Не могу найти информацию, к какому приходу относилась эта деревня, что бы поискать записи об их рождении в метрических книгах.[/q]
К Поливановке (Марьино, Никольское) относилась деревня, да. Там 2 километра по прямой всего. | | |
1980tungusca Новичок
Сообщений: 9 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
23 февраля 2023 15:48 Малоярославец д. Машково как приход? | | Лайк (1) |
Nyshporka | Наверх ##
25 апреля 2023 13:32 VitallierВсё-таки есть ещё одна тема, которая роднит Оболенский край с Беларусью. Не только староверы в XVIII веке переходили "жить в Польшу". Есть скупые упоминания о том, что часть взятых в Дрибинском крае мещан и крестьян насильственно переселили между Малоярславцем и Серпуховым. Особенно отличились Долгорукие и Репнины, одни из крупнейших вотчинников Оболенщины. Этнографами зафиксировано, что в некоторых населенных пунктах Репнинщины/Репринщины в одежде встречались белорусские элементы даже в XIX веке. Я правильно понимаю, что Репнинщина находилась совсем рядом со Спас-Загорьем, Митинкой, Марьино, Семкино? В 1656 году в Оболенском крае свирепствовала чума. Было принято решение переселить на пустующие земли людей из новозавоеванных территорий. Частные инициативы воевод, "по совместительству" оболенских вотчинников, только приветствовались. Сохранились ли полонные книги Оболенского уезда или что-то в этом роде? *** [q] Это изменение отношения к русской власти стало результатом непродуманной политики самого царского правительства. На занятой русскими войсками территории Белоруссии и Литвы отмечены многочисленные случаи массового вывоза мещан и крестьян в Россию. Участвовало в этой акции и правительство, которое, в частности, намеревалось пополнить население Москвы опытными белорусскими ремесленниками. Однако значительная часть этих людей была поселена в вотчинах крупных бояр и воевод. Некоторые белорусские пленники были отправлены в имения рядовых помещиков…[/q]
[q] С первых дней войны и все время оккупации, в соответствии с указом Алексея Михайловича от 30 июля 1654 года, осуществлялся планомерный вывод в Московию литвинских ремесленников и крестьян, где их превращали в крепостных, т. е. в рабов. Имеются документы, свидетельствующие о том, что Алексей Михайлович запланировал переселить в Московию 300 тысяч литвинов для пополнения убыли населения от эпидемии чумы.
Узаконенная охота на людей велась самыми бесчеловечными методами, причем вероисповедание жертв не играло никакой роли — хватали всех, кто попадется. Например, один только воевода Роман Боборыкин (на православной Смоленщине!) взял «с посаду и уезду… к себе неволею ж семей з двадцать, а поголовно будет с женами и детьми близко за двести человек» и разослал по своим деревням в качестве крепостных. Взрослых мужчин ратники продавали за 3–5 рублей, а семь — восемь подростков — за один рубль!
Согласно так называемой «Полонной книге» (книге пленников) Новгородской пятины, с августа по октябрь 1656 года 17 участников похода на Литву привели и записали своими крепостными 52 человека обоего пола, захваченных под Полоцком, Витебском, Оршей и Вильно. Из них тринадцать были моложе 15 лет, тридцать семь от 15 до 30, двое — старше 30 лет.
А вот свидетельство из официального акта, составленного в 1656 году комиссией киевского полковника Антона Ждановича, расследовавшей преступления московских завоевателей в деревнях Поднепровья, на территории, перешедшей под юрисдикцию администрации гетмана Хмельницкого:
«В Седлуках осмнадцать человек ножами порезали, четырех жонок жгли и замучили насмерть, дву девок в недорослых летах насильничали; в Березовке дву человек срубили, дву мучили; в Олешне шесть человек срубили насмерть; в Полениковичах четыре человека мужиков срубили, а трох замучили насмерть; в Жоралах тры человека мужиков до смерти сожгли; в Перегоне мужиков до семи человек срубили и четырох жонок сожгли»…
Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Том 3. СПб, 1863, с. 537–538[/q] | | Лайк (1) |
|