Исповедные росписи и РС
Как толковать данные в исповедных книгах? Расчёт годов рождения и прочие вопросы
RODGER Екатеринбург Сообщений: 527 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 165
| Наверх ##
20 января 2006 21:41 Добрый день, Татьяна!
Интересно Ваше желание узнать что-то, из истории предков, что не лежит на поверхности. Я вот не представляю пока, как можно узнать насколько часто исповедовались крестьяне, если книги фиксировали только одну дату, даже если этот человек споведовался каждую неделю.
Я тоже задавался вопросом в исповедных книгах фиксировалась индивидуальная исповедь или общая, когда все прихожане в один голос исповедывались? Но так как специально я этим вопросом не интересовался, а источник нам этот момент не раскрывает, то остался мой вопрос пока что без ответа.
--- Трофимовы (Чуваевы), Саёнковы, Абызовы, Ведерниковы, Фомины, Лядовы, Новиковы, Гореловы, Целик, Кожута, Петренок, Мироновы, Рукавишниковы, Моховы, Бузуновы и др. | | |
Tatiana Glezer Новичок
Сообщений: 6 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1 | Наверх ##
21 января 2006 1:31 RodgerДа, оказывается, что, когда начинаешь задаваться такого рода вопросами, приходится продираться через толстые слои дополнительной информации. В итоге, узнаешь гораздо больше, чем при поиске ответов на формальные вопросы. Если вдруг что-то узнаете новенького - пожалуйста, сообщите | | |
YuliaМосква Сообщений: 787 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 245 | Наверх ##
21 января 2006 19:32 Tatiana Glezer Немного дополню Ирину. Кроме того, что написала Ирина, исповедаться можно было в любое время, если есть потребность. Исповедные росписи подавались в консисторию в конце года, не позже января. Конкретный срок устанавливала каждая консистория. Дети должны быть приводимы родителями на исповедь ежегодно, начиная с 7 лет. Учащиеся освобождались в эти дни (говения перед исповедью) от занятий и исповедовались у своего учителя закона Божьего. По поводу отлучек и переезда. Если вся семья переезжала, конечно, они становились прихожанами другого прихода. Если же кто-то из семьи временно находился в др.населенном пункте (меньше года), он обязан был исповедоваться в своем приходе. Если же по уважительным причинам (болезнь, большое расстояние и др.) исповедаться в своем приходе было невозможно, допускалась исповедь в другом приходе, где исповедавшийся заносился в исповедные ведомости этого прихода, а на руки ему выдавалась свидетельство о бытии на исповеди для предоставления своему священнику, и тот заносил в свою ведомость. Но и из этих правил были исключения «отпусты». Крестьяне часто нарушали эти правила, поэтому для священников создавались специальные руководства, растолковывающие, как поступать в разных случаях.
RODGER В исповедных книгах фиксировались только бывшие на индивидуальной исповеди! Лишь нерадивые священники допускали общую исповедь, таких священников наказывали. Коллективная исповедь допускалась только в особых случаях, на нее нужно было было получить разрешение у первосвященника. Такое разрешение было получено лишь однажды Иоанном Кронштадским. --- С уважением,
Юлия Стриганова. | | Лайк (2) |
RODGER Екатеринбург Сообщений: 527 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 165
| Наверх ##
22 января 2006 20:46 Yulia Интересно, исповедные ведомости, наверное, уж точно не могут подсказать какой был священник нерадивый или "радивый". Хотя если смотреть на то, что возраста исповедующихся часто преревирали, можно сказать, что священники были нерадивые, НО главное то не это, главным был сам ФАКТ исповеди или неявки на исповедь. Кто ж знал, что потомки будут по этим книгам родословия составлять А когда люди первый раз про эти книги слышат, они обычно удивляются и говорят: что, обо всех грехах предков можно прочитать? Оказывается, что нельзя. Тайна исповеди свято сохранялась. --- Трофимовы (Чуваевы), Саёнковы, Абызовы, Ведерниковы, Фомины, Лядовы, Новиковы, Гореловы, Целик, Кожута, Петренок, Мироновы, Рукавишниковы, Моховы, Бузуновы и др. | | |
YuliaМосква Сообщений: 787 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 245 | Наверх ##
23 января 2006 1:18 Согласна, что возраст прихожанина для священника не имел особого значения. Ну а о нерадивых священниках мы можем узнать в послужных их списках (выговоры), в доношениях консисторских ревизоров; их частенько песочили в местных епархиальных печатных органах, для предотвращения подобных беспорядков. Характерно, что нерадивость заключалась не в ленности. Просто было невозможно принять для исповеди в последнюю седьмицу Великого поста львиную долю прихожан. Всвязи с этим священникам давалось много предписаний и руководств. Они сводились к тому, что необходимо заблаговременно объявлять, разъяснять и напоминать прихожанам о том, что не надо тянуть до последней седьмицы. Советовалось составить расписание. Например, списать порядок всех домов в одной деревне, потом в другой и т.д., имена хозяев написать крупными буквами. На исповедь деревни или их части вызывать по очереди, а когда придут, вызывать семью, громко называя имя хозяина и строго по списку, затем исповедовать каждого члена семьи. --- С уважением,
Юлия Стриганова. | | Лайк (2) |
larisa67Венгрия Сообщений: 631 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 248 | Наверх ##
10 сентября 2008 10:12 10 сентября 2008 10:13 А был ли какойто принятый порядок заполнения по сословиям или нет? Например в начале насколько я поняла идут солдаты, потом отставные солдаты, потом не знаю кто, а потом мещане, за ними крестьяне помещицы, потом еще ктото. Вот между отставными солдатами и мещанами кто мог быть? Хотя понимаю что наверно всетаки надо просить еще недостающие листы копировать... --- вопросы по общему поиску в мой дневничок
http://forum.vgd.ru/682/ | | |
BлaдимиpРоссия Сообщений: 1698 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 2230 | Наверх ##
10 сентября 2008 10:44 10 сентября 2008 10:47 larisa67 написал: [q] был ли какойто принятый порядок заполнения по сословиям или нет?[/q]
По тем фотокопиям листов книг по Тульской губернии, которые есть у меня, сначала идут священники и члены их семей, затем двороые люди, потом крестьяне. Кстати, обратил внимание, что священники и члены их семей исповедовались у священников других приходов. larisa67 написал: [q] наверно всетаки надо просить еще недостающие листы копировать[/q]
Согласен с Вами полностью.
| | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту. Москва Сообщений: 3035 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1677 | Наверх ##
10 сентября 2008 13:15 larisa67 По логике перед мещанами могут быть купцы. Не знаю, были ли правила, но, чаще всего сначала писали людей более высокого общественного положения. Правда, в городах могли писать по домам, а уже внутри дома - по положению. В сельских приходах крестьяне одного помещика могли оказаться перед владельцем соседней деревни, т.к. там переписывали по населенным пунктам. Лучше посмотреть первоисточник, хотя бы и в копиях --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
larisa67Венгрия Сообщений: 631 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 248 | Наверх ##
10 сентября 2008 14:26 Я делала запрос по свим фамилиям, и мне прислали копии частей , на некоторых попали сословия. а на некоторых нет. Потом буду по переписи делать запрос, может тогда и не важно будет кем они записаны в исповеной, а если не получится, тогда уже буду просить копировать страницы которые отсутствуют у меня. --- вопросы по общему поиску в мой дневничок
http://forum.vgd.ru/682/ | | |
artАртысевич Арсений Иванович Bielsk Podlaski Сообщений: 944 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 222 | Наверх ##
10 сентября 2008 21:07 Tatiana Glezer Я проверил исповедние росписи Михайловской церкви в Бельске Подляшском за 1861-1913 гг , 40 книг конечно не все годы сохранились. По моему сперва делались черновики а после уже наносили в книгу , несколько страниц черновиков я видел. У меня было такое ощущене что пишущчий облегчал себе работу пользуясь прошпогодними списками . За все эти годы порядок был одинаковый а именно духовные дворяне военные мещане города Бельска мещане иногородние мещане по городским деревням их иногда называли предмещанами а деревни преместями на одном снимке перед мещанами есть учитель но не помню было ли это в военных или самостоятельная группа в группах всега в начале были люди согласно их статусу в обществе и так мщане г Б начинались с городского головы а после его смерти список начинался с его жену в начале семи был муж после его братя и его дети при отсутствующих были заметки на пример что он в пути в деревнях всегда крестяне были после мещан
| | Лайк (1) |
|