KibalnikovaМодератор раздела Волгоград Сообщений: 1486 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 331 | Церквей въ посадѣ пять:
Усленскійсоборъ, Воскресенская церковь, Троицкая церковь, Покревская на кладбищѣ и единовѣрческая Троицкая; всѣ каменныя.
Съ начала, при населеніи казаковъ, въ Дубовкѣ была только одна деревянная церковь Святителя Николая. Въ 1763 году, имѣсто ея, заложенъ каменный соборъ во имя Успенія Богородицы, съ двуми придѣлами, во имя св. Николая и св. мученника Іоанна Воина, усердіемъ прихожанъ казаковъ, окончевъ постройкой въ 1796 году.
Прежде освященъ въ немъ правый придѣлъ св. Николая, въ 1796 году а главный Успонскій престоль и придѣльный св. Іоанна Воина освящены въ 1808 году. Каменная колокольня къ собору придѣлана окончательно въ 1833 году; на колокольнѣ устроены часы, Затѣмъ, въ 1860 году, усердіемъ Дубовскихъ купцовъ Мартыновыхъ, между настоящею собора и колокольпею устроены еще два каменные придѣлы, въ честь Благовѣщенія Пресв. Богородицы и св. благовѣрнаго князя Александра Невскаго Успенскій соборъ походитъ, по наружности, на Московскую церковь Василія Блаженнаго, весьма красивой наружности, испощренъ весь колоннами и полуколоннами, 9 главахъ, 24 саженей въ длину и 18 саженей слишкомъ въ вышину.
Замѣчателенъ въ соборѣ иконостасъ, коринескаго стиля, подъ огромнымъ балдахиномъ, который опирается на шести толстыхъ деревянныхъ, позолочекныхъ колоннахъ, весь иконостасъ тоже вызолоченъ на полимоитъ; равно и придѣльные иконостасы всѣ вызолочены такъ же. Во всѣхъ трехъ иконостасахъ всѣ иконы 1-го яруса, какъ и на царскихъ вратахъ, покрыты сребропозлащенными ризами; Мѣстныя иконы Спасителя и Богоматери въ иконостасѣ Успенія, написаны еще въ 1762 году. Мѣстная икона въ иконостасѣ св Николая, Толгская - Богоматери, унизапная по ризѣ жемчугомъ, писана тоже въ прошломъ столѣтіи. Ковчегъ на Успенскомъ простолѣ, въ пудъ вѣсомъ, сребропозлащенный, отличной чеканной работы. Плащаница, съ 1812 года, шитая золотомъ, съ отличными изображеніями погребеннаго Христа, Богоматери, св, Магдалины, Іосифа и Никодима и двухъ св. ангеловъ.
Вообще утварь въ соборѣ замѣчательно богатая. Вибліотека при соборѣ, въ 500 названій разныхъ религіозно-нравственныхъ книгъ; за-н мѣчательны: Требникъ Петра Могилы. Толковый Аnoстолъ, Соборникъ Великій, Увѣтъ обличенія расколь-о нической неправды, Увѣщаніе м. Платона, Книги Кирилова и Вѣры, Катихизисы Великій и Малый, Толкованіе Апокалипсиса Андрея Касарійскаго, Стоглавъ, Симгона Солунскаго, Игнатія Богоносца, Кирилла Тсрусалимскаго и проч. Къ весьма замѣчательной утвари собора должно отнесть два сребропозлащенные ковша, жалованные въ половинѣ прошлаго столѣтія Импфратрицею Елисавстою Петровною дубовскимъ казачьимъ атаманамъ, Персидскому и Кривулину, а послѣдними пожертвованные въ соборъ. Въ цервомъ ковшѣ вѣсу 1 ф. 29 золотч., во второмъ - 1 ф. 14 золотниковъ. На колокольнѣ собора, вышиною въ 30 саженой, устроенъ хорощій звонъ - первый колоколъ въ 481 п. 23 ф. Около собора каменпая ограда и шесть каменныхъ лавокъ; въ оградѣ кругомъ храма ростутъ дули. - Какъ особенность при соборѣ можно отмѣтить и то, что, съ 1877 года, здѣсь, по благословенію архипастыря, по воскресеньямъ послѣ вечерни заведены противосектантскія басѣды.
Такъ же особенность - и то, что, съ 1847 года 18 августа, на свв. Флора и Лавра, изъ собора дѣлается ежегодно крестный ходъ на посадское кладбище, въ память прекращенія въ сіе число бывшей тогда въ Дубовкѣ холеры. На колодцѣ кладоища освящается вода, окропляются пригонясмые сюда посадскіе кони, а затѣмъ, среди кладбища, служится вселенская панихида, и послѣ священники служатъ малыя панихиды уже порознь ка могилахъ усопшихъ, по приглашенію, - что все продолжается часа два-три. Изъ служителей соборчаго храма достойны особой амяти: священника- Петръ Лугаровъ (послѣ бывшій протсіерей г. Царицына), Максимъ Волковскій, Кириллъ Поцовъ и Петръ Лобедевъ, и проходерой Іоаннъ Покровскій, а такъ же церковные старосты: Никита и сынъ его Владиміръ Мартыновы, дубовскіе купцы. Ѳф. Лугаревъ, Волковскій, Поповъ и Лебедевъ много дѣйствовали противъ мѣстнаго сектавтства съ успѣхомъ.
Протоіерей Покровскій также сильно и успѣшно ратовалъ противъ того-жъ сектантства, былъя краснорѣчивый проповѣдникъ слова Божія, и своимъ стараніемъ устроилъ близь посада женскую общину, къ которой выпросилъ у дубовскаго общества 130 десятинъ земли и на свои средства пріобрѣлъ общипѣ мельницу съ рощей, а въ самомъ посадѣ отказалъ ей свой домъ съ садомъ. Старосты собора, купцы Мартыновы, своею особенною заботливостію довольно пріобрѣли для собора цѣпной утвари, - какъ вышеупомянутый богатый ковчегъ, и на свои средства устроили два придѣла между настоящей и колокольней, о чемъ такъ же выше упомянуто фложнод нолѣе
Въ семидесятыхъ годахъ, Его Высочество Великій Князь Константинъ Николаевичъ, посѣтивъ посадъ Дубовку, былъи въ соборѣ, хвалилъ замѣчательную архитектуру его и иконостасъ
Троицкая каменная церковь, съ двуми придѣлами свв, Петра и Павла и трехъ святителей, за рѣчкой Дубовкой, устроона въ 1850 году, вмѣсто бывшаго здѣсь деревяннаго молитвеннаго дома,
Воскресенская церковь, каменная, устроена въ продолженія 28 лѣтъ и въ 1876 году ссвящена. Она приписана къ Успенскому собору. Покровская кладбищенская, каменная церковь, освящена въ 1853 году. Постросна иждивеніемъ Дубовскаго купца Петра Кулакова.
Троицкая единовѣрческая, каменная церковь, построена при открытіи въ Дубовкѣ единовѣрія, единовѣрцемъ, лубовскимъ купцемъ В. Рѣшниковымъ, въ 1846 году, при сильномъ содѣйствіи и вліяніи къ этому преосвящечнаго Иакова. Въ посадъ Дубовкъ - сектантовъ разнаго рода 21 30 душъ, Тутъ и раскольники - бѣглононовцы, азатринки оа и безпоповцы двухъ толковъ поморцы и самокрещенцы, и молокане-субботники и воскресенники. Бѣглононовство въ Дубовкѣ еще съ 1718 года, между первыми насельниками съ Дона.
Затѣмъ привольная и выгодная жизнь здѣсь на Волгѣ постепенно привлекала сюда и другихъ раскольниковъ и еретиковъ: въ половинѣ XѴIII столѣтія начали являться въ "Дубовкѣ субботники отъ еврея Левина, а воскресенники-отъ тамбовца Уклеина, и распространяться, въ началѣ нынѣшняго XIX столѣтія, отъ тамбовцевъ же Далматова, Фролова и Попова. Съ 1854 года проявилось австрійское священство, а вотъ недавно, года три назадъ, - и пашковство, хоть пока между молоканами.
Это - отрасль протестантетва, сущность ученія которой состоитъ въ слѣдующемъ: человѣкъ можетъ спастись одною вѣрой безъ добрыхъ дѣлъ; обряды и тайны не нужны; всякой должелъ молиться самоизмышленно", экспромитной молитвой. - у всѣхъ сектантовъ есть свои молитвенные домы; у австрійцевъ свой попъ; бѣглопоповцевъ тайно посѣщаетъ бѣглый попъ; у безпоповцевъ, у молованъ - свои начетчика и заправители; къ пашковцамъявляется пресвитеръ, преломленіе хлѣба водное крещеніе совершаетъ для нихъ, но не какъ тайны, а только какъ воспоминаніе тайной вѣры и Торданскаго Христова крещенія. По церковнымъ документамъ видно, что, съ начала сектантства въ Дубовкѣ и доселѣ, въ продолженіи 30 лѣтъ, много было и обращеній изъ раскола и сектъ къ православію; насчитывается до 1500 лушъ, обращенныхъ къ св. церкви стараніемъ мѣстлагоспастырства,
Шесть школъ для посадскихъ дѣтей и противосектантскія бесѣды подготовляютъ почву для примиренія сектантства съ церковію.
Посада Дубовки протсіерей Андрей Флегматовъ. 20 апрѣля 1885 года.
Саратовские епархиальные ведомости. 1885 --- помощь в ГАВО, только точечные запросы по шифрам и работа с документами. МК, протоколы о раскулачивании, списки красноармейцев, брачные обыски. |