На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Может, форумчанам - пензенским генеалогам - будет интересно?
Управление культуры и архива области информирует о начале приема заявок на издание книг пензенских авторов за счет средств бюджета Пензенской области. Заявки принимаются от автора (авторов), проживающих на территории Пензенской области, с 1 по 25 марта 2013 года по адресу: 440000 г. Пенза, ул. Московская, 89 (служебный вход Пензенского драматического театра им. А. В. Луначарского), телефон приемной – 56-57-22, телефон отдела культуры и искусства – 56-52-32. Принятые заявки передаются на рассмотрение Экспертного совета при Управлении культуры и архива Пензенской области по отбору книг пензенских авторов для издания за счет средств бюджета Пензенской области.
Госархив Бурятии: о создании базы данных по генеалогии
28.02.2013
Среди жителей Бурятии растёт интерес к своим родословным. Наиболее востребованные метрики уже переводят в электронный вариант. ...
Информация прозвучала сегодня на совещании работников архивных учреждений и ведомственных архивов Бурятии. С докладом об итогах работы госархива Бурятии выступила начальник структуры Юлия Ангаева. В 2012 году государственный архив Бурятии начал работать над генеалогическими данными.
- Сотрудниками была начата работа по созданию базы данных по генеалогии, - сообщила она. – Выявлены фонды, в которых имеются ревизские сказки, именные списки.
... Несколько лет назад Бурятию посетил швейцарец Андрэ Майер, потомок, как выяснилось, Николая Бестужева. Он поехал в Новоселенгинск, где захоронен его знаменитый предок. ...
Сейчас наиболее востребованные метрические книги переводятся в электронный вариант. На эти цели в текущем году ведомство получит порядка 4,5 миллионов рублей из федерального и республиканского бюджетов.
- Так, введено 4153 глав метрической книги Тарбагатайской единоверческой и Николаевской церкви, - сообщила Юлия Ангаева.
... В этот день состоится церемония торжественного открытия нового здания, построенного специально для государственного архива Смоленского области.
Современное 10-этажное здание, рассчитанное на полтора миллиона единиц хранения, в настоящий момент заполнено на 80 процентов. Свободными пока остаются хранилища на двух этажах. Так как еще не все дела из костёла и архива новейшей истории перевезены на новое постоянное место хранения.
Федеральное архивное агентство представляет пилотную версию Интернет-ресурса «Архивы – школе», подготовленную Федеральным архивным агентством, Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ) при участии Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД), Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), Архива Президента Российской Федерации (АП РФ).
Сайт «Архивы – школе» создан в соответствии с просьбами и пожеланиями, высказанными делегатами Первого Всероссийского съезда учителей истории и обществознания, проходившего в г. Москве весной 2011 г.
Сайт размешен на портале «Архивы России» и содержит коллекцию образов архивных документов, отражающих важнейшие моменты отечественной истории и снабженных пояснительными текстами и системой навигации. В данный момент пользователям предлагается ознакомиться с образами архивных документов по двум темам: «Движение декабристов» и «Атомный проект в СССР».
Сергей Нарышкин предложил оцифровать блокадный архив
Сергей Нарышкин предложил оцифровать блокадный архив
Спикер Госдумы сегодня прилетел в Петербург, чтобы обсудить роль победы под Ленинградом в Великой Отечественной войне. Заседание совета Исторического общества провели прямо среди экспонатов в Музее блокады города.
Нарышкин отметил, что сейчас дневники и письма с фронта пылятся в архивах и доступны только историкам.
Сергей Нарышкин, председатель Государственной думы РФ: «Документы оцифровывают хаотически. Нет единого стандарта оцифровки. Нет единой базы. А мы должны сохранить это наследие».
Историки предложили также создать единую базу документов о Ленинграде. Сейчас довольно сложно писать объективные книги. Материалы найти непросто. В первую очередь советуют перевести в электронный формат бумаги Росархива.
Санкт-Петербург: В Купчино реализуется проект по созданию семейного архива
По инициативе главы Фрунзенского района Терентия Мещерякова, в Купчино стартовала работа по созданию электронного архива, в котором учащиеся школ, а в перспективе, и все желающие жители района, смогут рассказать о родословной своей семьи, о семейных традициях и ценностях, поведать о семейных реликвиях и их истории.
http://www.archiv.nnov.ru/?id=3323 За последние годы в стране возрос интерес к изучению своей семьи, рода, деяний предков, что привело к резкому увеличению количества обращений в соответствующие архивные учреждения. Не иссякает поток пользователей генеалогической информации и в архивах Нижегородской области.
На сайте Государственной архивной службы Нижегородской области в году прошедшем были размещены статья руководителя комитета по делам архивов Нижегородской области Б.М. Пудалова «Как принято в цивилизованном мире» (см. «Государственная архивная служба Нижегородской области», раздел «Комитет по делам архивов», подраздел «Выступления руководителя и заместителя руководителя комитета по делам архивов Нижегородской области») и дальнейший комментарий к ней (раздел «Новости»), в которых подробно изложена официальная позиция нижегородских архивистов по отношению к коммерческим устремлениям «записных» генеалогов.
В правилах пользования читальным залом Центрального архива Нижегородской области сказано, что «Все пользователи обладают равными правами на доступ к документам архива». Но правами, как известно, злоупотреблять не стоит. Активное использование метрических книг приводит к ухудшению их физического состояния. Выходом могли бы стать научно-техническая обработка, реставрация, переплет приходских метрических книг. Но на это, как известно, нужны средства.
Директор Центрального архива Нижегородской области О.С. Аржанова обратилась с письмом к Президенту и Председателю Правления «Союза Возрождения Родословных Традиций» В.В. Бибикову (г. Москва) с просьбой оказать содействие в получении гранта на улучшение физического состояния приходских экземпляров метрических книг Нижегородской духовной консистории. Полученный ответ несколько обескуражил. Валерий Владимирович сообщил, что его организация никогда не занималась выдачей грантов. Напомним: речь шла не о выдаче, а о содействии… Видимо, в «цивилизованном мире» между этими понятиями разницы не видно. Неприемлемо и предложение об оказании безвозмездной помощи в оцифровке архивных документов силами членов Нижегородского отделения СВРТ, так как подобная работа выполняется только сотрудниками государственных архивов или других организаций, имеющих специальную лицензию на подобную деятельность.
Можно посмотреть на проблему и с другой точки зрения. В читальном зале Центрального архива Нижегородской области 38 посадочных мест. Из них – от 5 до 12 постоянно занимают пользователи, работающие с метрическими книгами. Это 33% от общего количества посетителей читального зала. Данная статистика говорит о том, что сложившаяся ситуация может негативно повлиять как на состояние сохранности метрических книг, так и на организацию работы с пользователями, которые не занимаются генеалогическими исследованиями. Подобное положение может привести к ограничению их работы из-за отсутствия необходимого количества мест в читальном зале.
Так может быть, нужно поступить цивилизованно? Разработать график выдачи метрических книг в читальный зал с учетом соблюдения прав и законных интересов всех пользователей. Можно также посмотреть на опыт государственных архивных учреждений некоторых субъектов Российской Федерации, в которых для пользователей-генеалогов в целях упорядочения работы читального зала и обеспечения сохранности документов на основании пункта 5.12 «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» установлен к примеру, двухдневный режим работы или ведется их обслуживание в читальном зале на платных условиях.
Уместно вспомнить также, что в странах Европы, где генеалогическая информация востребована, грантовая поддержка и спонсорская помощь государственным архивам со стороны всевозможных родословных союзов – дело обычное.
- План проведения выставок в выставочных залах федеральных государственных архивов на 2013 год - Иные выставочные проекты.
Например: 1. Март 2013 г. 400-летие династии Романовых РГАДА Россотрудничество, ГАРФ, РГИА, РГАКФД РЦНК в Великобритании, Германии, Люксембурге, Сербии
В 2012 году во всех муниципальных архивах области завершена оцифровка описей 26.12.2012 08:00 В Управлении государственной архивной службы Новосибирской области подвели некоторые итоги года.
В течение года во всех 35 муниципальных архивах региона завершилась процедура создания электронного научно-справочного аппарата к фондам архивов — оцифровка описей хранящихся дел. За год муниципальные архивы оцифровали более 515 тысяч заголовков дел. В целом архивы Новосибирской области начиная с 2011 года оцифровали более 1,6 миллиона заголовков дел. «Оцифровка описей — это один из этапов внедрения электронного документооборота в архивах Новосибирской области. В рамках оцифровки заголовки всех дел, которые хранятся в архивах, переводятся в электронный вид и аккумулируются в информационной базе. Такая база ускоряет и упрощает работу архивистов, — пояснил начальник управления государственной архивной службы Новосибирской области Константин Захаров. — Теперь перед архивами будет стоять задача оцифровки не только описей, но и каждого переданного на хранение документа. В перспективе каждый желающий через интернет сможет узнавать какие документы хранятся в том или ином архиве, и получать их в электронном виде». Отметим, что в рамках действующей ведомственной целевой программы «Развитие информационных систем и систем хранения в архивной отрасли Новосибирской области на 2011–2013 гг.» на оцифровку описей из областного бюджета израсходовано 820 тысяч рублей. В 2012 году Новосибирская область впервые включена в федеральную целевую программу «Культура России (2012 – 2016 годы)», из средств федерального бюджета на оцифровку было направлено 1,7 миллиона рублей. Добавим, что в следующем году начнет действовать ведомственная целевая программа «Развитие архивного дела в Новосибирской области на 2013–2015 гг.». На ее реализацию планируется направить 36,5 миллиона рублей. В рамках программы обеспечены оптимальные условия хранения архивных документов, повышена доступность ретроспективной информации для граждан, органов власти и организаций Новосибирской области, улучшены условия труда специалистов Государственного архива и повышен их профессиональный уровень.
Вообще, всем интересующимся рекомендую подписаться на рассылку с сайта "Росархива" иногда выносит крайне интересные доки, в частности, вот этот http://archives.ru/documents/p...dela.shtml Вообще 2012 год обозначился повышением представительства форумчан на всяких государственных встречах, которые посвящены архивному делу. Это очень и очень правильно! Мы идем в ногу со страной!
Вокруг одного из самых известных в мире отечественных исторических учреждений — Российского государственного архива социально-политической истории, хранящего уникальные документы по отечественной и европейской истории XVIII-XX веков, набирает обороты имущественный скандал. Издание «Столетие» пишет: «А началось всё в декабре прошлого года, когда Департамент имущества Москвы направил в адрес руководства архива письмо, в котором предложил в срочном порядке освободить здание. Сотрудникам вместе с их бесценными, в буквальном смысле слова, документальными и музейными коллекциями — предписано быстренько съехать в недостроенные аптечные склады на Стрелецкой улице. Не моргнув глазом, чиновники рекомендовали „переместить“ ценнейшее предметы историко-документального и музейного наследия мирового уровня в сущую развалюху, где раритеты сгниют за полгода, а межэтажные перекрытия, изъеденные коррозией и разрушенные дождями, рухнут на головы историков-архивистов»
Дальше предложение идет от человека, бывающего в этом архиве Часто пользовался фондами этого архива, он маловостребован, но материалы там хранятся уникальные. В этом году не был там и вдруг такая информация. Сотрудники архива в подавляющем большинстве пожилые люди и для многих такой переезд равносилен уходу на пенсию. Фонды там весьма специфичные (бывший партархив) и нужных специалистов в случае переезда просто не будет. Здание архива специально было построено для его нужд (подземные сейфы-хранилища) не думаю, что предоставят равноценную замену. Сегодня разговаривал с заместителем директора, они просили помочь. Давайте составим письмо и разместим на соответствующих ресурсах. Может будут еще предложения?
Земляки А.Тарковского перехватили его архив у Ларса фон Триера во время аукционных торгов.
По данным Sotheby's, в состав архива входят черновики писем А.Тарковского (в том числе письмо Леониду Брежневу, в котором режиссер просил генерального секретаря ЦК КПСС разрешить ему работать в СССР и выпустить в прокат ранее снятые фильмы), черновики нескольких глав книги "Запечатленное время", а также машинописная копия ее последней версии с пометками автора, другие рукописи, планы съемок нескольких фильмов, четыре альбома с фотографиями А.Тарковского и близких ему людей, а также 32 аудиокассеты с записями бесед с режиссером.
Коллекцию выставила на торги бывшая ученица, помощница и соратница режиссера Ольга Суркова, которая находилась рядом с семьей А.Тарковского и в Москве, и в эмиграции. Уже после смерти режиссера она через суд добилась права именоваться соавтором "Запечатленного времени" и сама написала книги "С Тарковским и о Тарковском", "Тарковский и я. Дневник пионерки".
Государственный исторический архив в Санкт-Петербурге
Государственный исторический архив в Санкт-Петербурге отметил свое 300-летие
В четверг 300-летний юбилей отметил Российский государственный исторический архив. Самое крупное в Европе собрание документов, в котором сосредоточена вся история Российской империи — от Петра Великого до революции 1917-го года. Раньше архив располагался в помещениях Сената и Синода в Петербурге. Сейчас его фонды — в новом здании на Заневском проспекте. Несколько миллионов единиц хранения и 220 километров архивных полок. Самое ценное представлено на юбилейной выставке. Многие скажут: “Подумаешь, архив — скопление никому не нужных бумаг и залежи пыли”. Стереотипы порой сильнее фактов, особенно когда их не выставляют напоказ. Сегодня хранители российской истории приоткрыли двери архивной сокровищницы. Не только ради разрушения мифов, но и для повышения IQ современников. Оркестр в фойе — праздничная обёртка интеллектуального угощения. Начинка в выставочном зале. Гости поедают глазами инкрустированные переплёты, жадно впитывают текст распахнутых страниц. Среди экспонатов — проект азбуки, исправленный рукой Петра Первого, грамоты времён Екатерины. "Архив — это память нации. И если документы пропадут, то мы обречены на дебилизм. Безграмотное население — это ужас", — говорит директор Российского государственного исторического архива Александр Соколов. Шесть с половиной миллионов единиц хранения. Это самый большой исторический архив Европы оснащённый high tech-технологиями. Здесь самые хрупкие сотрудницы способны одной рукой передвинуть тяжелый стеллаж. Указы и распоряжения, выпущенные в свет более двухсот лет назад, бесценны. Поэтому отношение к внушительным томам 19 века словно к тонкому древнегреческому папирусу. Их запрещено брать голыми руками, а все перемещения по хранилищу только на спецтранспорте. Сколько поколений берегли эти записи? Сказать трудно. Но чтобы их могли прочитать и сегодня, титанические усилия приложили наши современники. Чего стоил только один переезд архива из здания Сената и Синода в новые апартаменты. Чтобы уберечь бумагу от стресса, документы упаковывали в ящики и грузили в изотермические фургоны. В итоге ни один документ не пострадал, и сегодня самые ценные бумаги демонстрируются впервые. Выставка продлится всего один день и вскоре все исторические документы вернутся в хранилище. В честь юбилея перед архивом сегодня посадили три ели. В память о Петре Первом, который не только основал архив, но и сделал это дерево символом новогодних праздников.
Столичные власти объявили открытый аукцион на поставку программно-технических средств перевода архивных документов Главного архивного управления Москвы в электронный вид. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 49 649 183 рублей, говорится на сайте бюллетеня оперативной информации "Московские торги".
5. Повышение качества и доступности государственных услуг в области архивного дела в соответствии с интересами и потребностями граждан.
Наиболее социально значимыми государственными услугами архивов, которыми ежегодно пользуется более миллиона юридических и физических лиц, являются организация доступа к архивным фондам и информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан.
В демократическом государстве обеспечение возможности оперативного и свободного доступа всех категорий пользователей к открытой архивной информации – предмет особого внимания и залог духовного развития общества.
На сегодня основными формами доступа к архивным документам и их использования является ознакомление с подлинниками (и их копиями) в читальных залах архивов, демонстрация документальных выставок, публикация архивных документов традиционным способом и в сети Интернет, исполнение запросов юридических и физических лиц.
Можно с уверенностью констатировать, что для большинства профессиональных ученых работа с подлинниками архивных документов в читальных залах останется главным способом исследования на ближайшее десятилетие. Вместе с тем, уже сегодня для многих людей универсальным читальным залом становится Интернет-пространство. Общество ожидает расширения доступа к архивным фондам в режиме онлайн, дающим беспрецедентные возможности ускорения доступа к большим объемам архивной информации. Пользователи архивной информации неизбежно будут отдавать предпочтение электронным технологиям. Для решения этой проблемы требуется с одной стороны, обеспечить доступ к архивным документам, которые изначально созданы в цифровой форме, с другой – перевести в цифровой формат наиболее ценные и значимые документы на бумажном носителе.
Для расширения доступа необходимо последовательно выполнить ряд мероприятий:
создать сайты всех государственных архивов или уполномоченных органов исполнительной власти в области архивного дела с размещением на них необходимой информации о составе и содержании хранящихся архивных фондах и предоставляемых ими государственных услугах, оснащенных необходимыми электронными сервисами для взаимодействия с пользователями;
обеспечить в режиме онлайн доступ к основным справочникам о составе и содержании архивных документов (путеводителям и описям дел) государственных и муниципальных архивов и описаниям всех архивных фондов с возможностью их автоматизированного поиска. Эта информация должна быть размещена в свободном круглосуточном доступе как на общеотраслевом Интернет-портале, так и на сайтах самих архивов;
осуществить постепенный переход от создания традиционных поисково-справочных средств (описей и каталогов) к документам Архивного фонда Российской Федерации на бумажном носителе к электронным формам, обеспечить их нормативную комплектность, а также завершить создание путеводителей по фондам архивов, не имеющих до настоящего времени таковых (прежде всего бывших партийных архивов);
приступить в плановом порядке к переводу в цифровой формат и представлению в Интернете наиболее востребованных архивных фондов по актуальной исторической тематике, а также документальных комплексов, содержащих генеалогическую информацию (ревизские сказки, метрические книги, исповедные росписи и т.п.), к которым существует устойчивый и широкий общественный интерес, поскольку оцифровать в обозримый период времени весь накопленный столетиями массив архивных документов не представляется возможным по финансовым причинам;
постепенно перейти от превалирующих сегодня форм публичного представления архивных документов посредством выставок и документальных публикаций на бумажном носителе к электронным экспозициям и публикациям с размещением в сети Интернет;
продолжить совершенствование работы читальных залов и комнат для проведения исследований, оснащение их необходимыми техническими средствами и инструментарием для поиска ретроспективной информации, а также укомплектование их квалифицированным персоналом для оказания консультационной помощи;
интенсифицировать рассекречивание архивных документов, в первую очередь созданных в деятельности ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников. В этой связи внести на рассмотрение уполномоченных органов предложения по ускорению темпов и масштабов рассекречивания архивных документов, исключив при этом возможность несанкционированного доступа к архивным документам, содержащим государственную или иную охраняемую законом тайну;
продолжить качественное и своевременное описание поступающих на хранение архивных документов, а также архивных фондов, описанных до 1960-х гг., что остается важным фактором обеспечения доступа к ним.
В части информационного обслуживания органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимо устранить отставание в подготовке ответов на запросы, в первую очередь, связанные с реализацией законных прав и свобод граждан.
Для этого предстоит:
создать единую общероссийскую межотраслевую базу данных о местах хранения документов по личному составу, обеспечивающую большую оперативность нахождения необходимых пользователям сведений, что позволит сократить сроки исполнения поступающих в архивы запросов, а также повысить их результативность;
обеспечить на федеральном уровне и во всех субъектах Российской Федерации электронное взаимодействие государственных и муниципальных архивов с отделениями Пенсионного фонда России;
организовать предоставление информационных архивных услуг через многофункциональные центры оказания государственных услуг, федеральные и региональные сайты государственных услуг.
Главное Бюро по делам Российских Эмигрантов в Маньчжурской
Главное Бюро по делам Российских Эмигрантов в Маньчжурской империи http://archive.khabkrai.ru/brem/?q=216&p=20 28 декабря 1934 года в городе Харбине был создан специальный орган - Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ), сформированный из видных представителей эмигрантских кругов, наделенный особыми административными полномочиями в отношении российских эмигрантов. На него были возложены следующие функции: укрепление материального и правового положения российских эмигрантов, проживающих в Маньчжу-Ди-Го; установление связей с правительством Маньчжу-Ди-Го по всем вопросам, касающимся эмигрантов; оказание содействия японской администрации в решении эмигрантских вопросов.
Документы Бюро отражают историю создания, его разностороннюю деятельность с момента его образования с декабря 1934 г.до конца 1945 г. Данная база представляет электронный алфавитный каталог русских эмигрантов с поисковыми данными личных дел
Сегодня была в архиве на Псковской (ЦГИА) Работают компьютеры на столах и можно просматривать отсканированные метрические книги из фондов Архива (ЦГИА Санкт-Петербург)
Лед тронулся. Ура-а-а
В интернете можно просматривать фонды - каталог ЦГИА