На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Историческая справка Китайско-Восточная ж.д. являлась продолжением Сибирской ж.д.; построена Россией в 1897-1903 гг. по русско-китайскому договору 1896 г. В том же году Русско-Китайский банк для постройки и эксплуатации железнодорожной линии образовал акционерное «Общество Китайско-Восточной ж.д.». Председатель правления Общества назначался китайским правительством, девять членов правления избирались общим собранием акционеров. Правление Общества находилось и в Пекине, и в Петербурге. Китайское правительство предоставило Обществу право безусловного и исключительного управления своими землями, по которым проходила дорога; в полосе отчуждения действовала русская административная и судебная власть. Обществу было предоставлено право иметь морское пароходство на Тихом океане. В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. Россия по Портсмутскому договору уступила Японии южную часть дороги. В 1906 г. в ведение КВжд во временное управление была передана Уссурийская ж. д., и в 1907 г. передана Сучанская ветвь. В 1917 г. КВжд была передана в ведение Министерства путей сообщения. С 1918 г. дорога оказалась в руках Японии, что вызвало сопротивление со стороны Франции, Англии, Америки, Русско-Китайского банка и даже Манчьжурской администрации. Новым хозяином КВжд стал Междусоюзный комитет, который просуществовал до конца октября 1922 г., когда Приморье было очищено от японских войск. С октября 1924 г. КВжд перешла в совместное советско-китайское управление. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о продаже КВжд Японии. Осенью 1945 г. КВжд в границах 1903 г., уже под названием Китайско-Чаньчуньской ж.д., вновь была возвращена СССР на основах совместного владения с Китаем. После образования Китайской народной республики, соответствии с новым советско-китайским соглашением о КВжд от 14 февраля 1950 г.советское правительство безвозмездно передало правительству КНР все свои права по совместному управлению КЧжд со всем принадлежащим имуществом. Протокол о передаче дороги был оформлен 31 декабря 1952 г., с 1953 г. КЧжд стала называться Харбинской ж.д. Документы КВжд поступили из ЦГА РСФСР Дальнего Востока. Часть материалов, за советский период, находится в Центральном государственном архиве народного хозяйства СССР в Москве. Указатель действующих в Империи акционерных предприятий под ред. В.А. Дмитриева-Мамонова. Спб, 1903, № 1500. Банки и кредитные учреждения. П., 1915, с.121 Аннотация Протоколы заседания правления и комиссии Общества КВжд (1897-1917гг.); административный отдел, железнодорожное отделение, технический отдел, счетный отдел, канцелярия, военный отдел, коммерческий отдел, отдел отчуждения земель, особая ликвидационная комиссия по делам Заамурского округа, отдел несчастных случаев, местный комитет по вознаграждению пострадавших от несчастных случаев, юридическая часть, - материалы об образовании общества; речное пароходство Общества (1897-1917 гг.); учреждение китайских таможен в Дальнем и др. местах; о почтовых сообщениях вдоль линии дороги; об организации судебной части в Маньчжурии; журналы особого совещания по вопросам о новых работах по Уссурийской ж.д. (1907 г.); о статистических данных по перевозке международной транзитной корреспонденции и о доходах Общества по этой статье; о сношении с китайскими властями; о выработке общего положения о служащих КВжд; о передаче Японии южного участка дороги ; о передаче в ведение Общества Уссурийской ж.д.; о переговорах с Пекинским правительством в 1906 г.; о деятельности японцев в Маньчжурии; по вопросам, связанным с реорганизацией китайского управления Маньчжурией; о командировании комиссии для выяснения причин и обстоятельств забастовочного движения на линии и вопросов, связанных с передачей Уссурийской ж.д.; о перевозке китайских войск и оружия (1907-1915гг.); ; о путешествии на Дальний Восток т.с.И.П.Шипова (1907-1908гг.); переписка с Государственной думой и Государственным советом; сведения о судебных делах, решенных в русско-китайских смешанных комиссиях на линии дороги (1907-1916); сметы общества на 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1915, 1916 гг.; о возникших в 1908 г. недоразумениях с китайскими властями по вопросам, касающимся административного правления Общества (1908-1815гг.); по поводу вмешательства иностранных держав в дело выработки нового муниципального управления в Харбине; по поводу отзывов сенатора Гминицкого о деятельности КВжд (1909-1912гг.); о чумных заболеваниях на лини КВжд в 1910 г.; о революции в Китае и о монгольском движении в 1911 г.; переписка административного отделения (1914-1918гг.); о передаче КВжд в ведение Министерства путей сообщения (1917-1918гг.); об эвакуации правления Общества (1917-1918гг.); о лицах, проезжающих по линии дороги (1908-1915гг.); об организации управления по эксплуатации КВжд; инструкции и приказания, издаваемые по линии управляющим дорогой; о коммерческих и таможенных агенствах КВжд; о мерах борьбы с холерной эпидемией в 1915 г; о забастовке служащих общества (1905-1910гг.); о гражданском управлении в полосе отчуждения дороги; переписка с разными учреждениями и лицами; о заведовании хозяйством и благоустройством поселков на линии КВжд; материалы о Хайларском, Харбинском и Маньчжурском общественном управлении; протоколы заседания хозяйственной комиссии правления Общества (1897-1906гг.); о постройке церкви в Харбине и о положении и о положении церковного дела в Маньчжурии; об организации русского срочного пароходства на Дальнем Востоке; об организации и ходе изысканий и работ на магистрали и ветвях КВжд, а также исправлении пропускной способности линий в ветвей; об устройстве коммерческого порта в Да-Лянь-Ване и др. вопросы, касающиеся портов Ляодунского п-ова; о денежных средствах Общества; о положении дел на линии дороги во время восстания боксеров, об убытках, понесенных Обществом; материалы по статистике телеграфа КВжд (1902-1906); об аренде частными лицами и учреждениями земель Общества; материалы по вопросам, связанным с мобилизацией и военными обстоятельствами (1904-1905гг.,1914г.); об организации охранной стражи на КВжд; журналы совета управления дороги; журналы технического хозяйственного совещания; статистические ведомости о количестве происшествий на КВжд и Уссурийской ж.д. (1914-1915гг.); иски и претензии разных лиц; печатный материал – об утверждении устава Общества (1896 г.); отчетные данные о доходах и расходах по сметам; журналы комиссий и др.; журналы входящих и исходящих бумаг. Материалы по личному составу - списки служащих управления дороги; личный состав на линии; личный состав ветеринарно-санитарного надзора на территории КВжд; личный состав охранной стражи; о зачислении на государственную службу инженеров эксплуатации дороги; о назначении и увольнении служащих; о личном составе технического отдела; правление Общества; алфавитная книга офицеров Заамурского округа пограничной стражи; личный состав коммерческой части и контроля сборов на линии; личный состав военного отдела; ведомость пенсионеров КВжд и Уссурийской ж.д.; о чинах полицейского надзора. (Оп.1,2). (1895-1918гг.). Материалы профсоюзной организации рабочих и служащих КВжд и др обществ; личные дела служащих (1890-1930гг..). (Оп.3). Протоколы заседаний правления Общества (1918-1924гг.); переписка управления дороги по различным вопросам; стенограммы заседаний 6-й конференции по делам Китайско-Восточного и Южно-Маньчжурского прямого сообщения (1921 г.), протоколы 7-й конференции (1928 г.); обзор деятельности КВжд на 1922 г.; обзоры работ различных служб и отделов дороги; журналы заседаний комитета сберегательно-вспомогательной кассы служащих КВжд; сведения о возникновении конфликтов на КВжд и о перевозке китайских войск; стенограммы заседаний правления; приказы, циркуляры управления дороги; советско-китайские соглашения по КВжд; сведения об участии КВжд в работе Международного союза железных дорог; материалы по личному составу; перечни приказов и циркуляров по КВжд и Уссурийской ж.д.; статистические сведения о пассажирском и грузовом движении; отдел переводов - ежедневные бюллетени иностранной прессы (1929-1931гг.); выписки из газет; (Оп. 4-9). (1896-1935г)
РГА ВМФ. Ф. 418. Оп. 1-1. Д. 983 Краткий обзор деятельности КВЖД во время русско-японской войны 1904-1905 гг. /печатный/ журналы заседаний, доклады и другие материалы о порядке управления и расширении Владивостоксого коммерческого порта и о прокладке новых веток Сучанской ж.ж.в. районе порта о постройке ж.д. моста через р. Амур у г. Хабаровска. Количество страниц: 172 Начальная дата: 1908 Конечная дата: 1911
М.В. Скрипкарь. Казачьи станицы в Харбине // Забайкальское казачество: история и современность : материалы Всерос. (с междунар. участием). науч.-практ. конф. / Забайкал. гос. ун-т ; [отв. ред. Е.В. Дроботушенко]. – Чита : ЗабГУ, 2018. С. 46 – 48
Статья посвящена эмиграции казачества в китайский город Харбин и формированию ими казачьих станиц. Всего с 1920-х по 1930-е годы в Харбине было сформировано 9 казачьих станиц: Амурская, Забайкальская, Енисейская, Иркутская, Кубано-Терская, Молодая имени атамана Г. М. Семёнова, Оренбургская, Сибирская, Уссурийская. Особое внимание уделено Енисейской казачьей станице. Отмечается, что с течением времени в Харбине шёл процесс консолидации казачества, в котором отдельные станицы принимали самое активное участие. Таковой являлась именно Енисейская казачья станица, которая стала примером использования войсковых начал при адаптации в новых условиях.
КОВГАН ПРОКОФИЙ Записки неуча, или ответ подлым клеветникам. Издательство «Вольное казачество». Том 3-й. Проза и стихи. Харбин. 1930. стр. 241. Том 4-й. Проза и стихи. Харбин. 1931. стр. 214. Том 5-й. Проза и стихи. Шанхай. 1933. стр. 152.
[/q]
[q]
Ковган Прокопий Степанович р. 1884 военный, общественный деятель, литератор 1884, 26 февраля. — Родился в станице Старо-Леушновской (Кубань). Отец – Степан Константинович Ковган – казак, чабан, помощник станичного атамана. Мать – Мария Прокопьевна Забегайло. Братья и сестры – Моисей, Евдокия, Матрена, Василий, Яков.
1890-е гг. – Учеба у местного диакона отца Хаустова.
1900-е гг. — Обучение кузнечному делу.
1901. — Начало казачьей службы. Служба в 1-м Уманском казачьем полку.
1910–1912. — Назначение инструктором по обучению казаков и детей станицы Старо-Леушковской военному искусству и гимнастике.
1914. — Участие в первой мировой войне в составе 3-го Уманского конного полка. Кавалер 4-х Георгиевских орденов.
1916, июнь. — Отпуск в родной станице. Погромы на Дону и в Кубанской области. Участие в охране населения от погромов. Предание военно-полевому суду при Управлении Ейского отдела за неявку в полк. Оправдание на суде и освобождение. Передача дела в военно-полевой суд в Екатеринодаре. Пребывание в тюрьме. Известие об отречении Государя Императора.
1917, 13 марта. — Заседание Военно-окружного суда. Освобождение. Чтение лекций в просветительском кружке. Вступление в Казачий союз. Участие в качестве делегата в заседаниях 1-й Кубанской Краевой Рады.
1917, декабрь. — Командировка на Дон к Войсковому Атаману А.М. Каледину.
1918, 1 февраля. — Командирование Кубанской законодательной Радой, Правительством и Войсковым Атаманом в Ейск для восстановления порядка и закона. Освобождение Ейска от большевиков. Наступление красных частей на Екатеринодар.
1918, 28 февраля. — Эвакуация населения Екатеринодара за реку Кубань. Участие в первом и втором кубанских походах против Красной Армии.
1919, осень. — Деятельность в качестве интенданта Донской армии.
1920, 28 февраля. — Эвакуация населения Кубанского края.
1920, 12 марта. — Прибытие в Новороссийск. Отъезд на барже с семьей в Балаклаву (Крым). Занятие города большевиками. Действия ЧК в городе. Проживание под фамилией Ковчик. Попытка ареста.
1921, 1 апреля. — Арест чекистами жены П. Ковгана Марины Васильевны и детей: Якова (12 лет), Марии (6 лет) и Николая (4 лет). Заключение их в тюрьму. Помощь друзей, посещавших семью в тюрьме. Массовые расстрелы жителей чекистами на даче Максимовича близ Севастополя. Новая попытка ареста на даче Зимборского. Побег.
1921, 17 апреля. — Освобождение семьи.
Переезд в Симферополь. Голод. Поход жены со старшим сыном в Перекоп за хлебом. Ее арест. Двухмесячное пребывание в тюрьме. Возвращение истощённого сына. Душевная болезнь дочери. Переезд в село Чаплынка.
1922, май. — Служба деловодом нарсуда 5 участка.
1922, октябрь. — Переезд в г. Николаев. Участие в подпольной антибольшевистской организации. Раскрытие организации ГПУ.
1924, 14 июня. — Арест. Заключение в тюрьму. Допросы. Предложение сотрудничества. Подписание обязательства о сотрудничестве под кличкой «Ваня». Освобождение. Дача ложных сведений в ГПУ. Подготовка к бегству из Николаева. Бегство с семьей во Владивосток. Арест в Челябинске. Освобождение за взятку. Прибытие во Владивосток.
1925, 24 декабря. — Переход китайской границы.
1926. — Прибытие в г. Харбин.
1926–1927. — Написание воспоминаний «Записки неуча» и их публикация. Организация Рабоче-крестьянской и Национал-демократической партии. Основание Общеказачьей станицы.
1928, 24 февраля – 11 мая. — Арест в Харбине в связи с обвинением в нелегальном издании «Записок неуча». Пребывание в Харбинской тюрьме. Снятие обвинения. Освобождение.
1930-е гг. — Выступления против лидеров эмиграции. Высылка из Харбина (1935). Репатриация через Шанхай в СССР.
Вышла новая работа Е.С. Князевой * РОССИЙСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ-ЭМИГРАНТЫ И ИХ НАСЛЕДИЕ В ШАНХАЕ".
"Аннотация. В 1920–1940-е гг. Шанхай был местом проживания десятков тысяч эмигрантов из распавшейся Российской империи. Немалую долю среди них составляли архитекторы, инженеры, дизайнеры и генеральные подрядчики. Их усилиями было создано большое количество зданий, памятников и интерьерных работ в Шанхае, значительная часть из которых сохранилась до наших дней. Предлагаемая статья знакомит с ключевыми фигурами в архитектурно-строительной профессии в Шанхае, такими как А.И. Ярон, В.Ф. Ливин-Гольденштедт, Г.Б. Рабинович, Э.М. Гран, А.А. Рейер, Я.Л. Лихонос, В.С. Подгурский, В.Н. Дронников и И.П. Томашевский, В.А. Шабаев-Фирсов, И.А. Карсницкая и др. Россияне были широко представлены в составе иностранных и китайских строительных контор и участвовали в проектировании и строительстве практически всех крупных зданий в 1930-е гг. Более 80 объектов, выстроенных при участии эмигрантов, до сих пор украшают центральные районы Шанхая. Эти здания являются неотъемлемыми и зачастую ключевыми элементами исторической застройки, определяя облик улиц, перекрестков и целых кварталов. Однако вклад российских эмигрантов в облик города до сих пор малоизучен и недооценен, и данная статья делает шаг в направлении более глубоких исследований российского архитектурного наследия в Шанхае.