Подмосковное Монино и его окрестности
Прошлое и настоящее городка авиаторов и окрестных мест
biograph | Наверх ##
24 декабря 2012 17:31 Хотя на самом деле название составлено из инициалов двух людей: Микояна и Гуревича. Артема Микояна (по крайней мере – его брата, Анастаса) помнят все. А вот Гуревича… Спросите первого встречного: «Кто такой Гуревич?». Недоуменно пожмут плечами. Забыли. Можно сказать, что его начали забывать, замалчивать, еще при жизни. Сначала в печати и докладах наверх упоминали: «самолет конструкции Гуревича», потом - «самолет конструкции Микояна и Гуревича», а затем и вовсе: «самолет конструкции Микояна». Конечно, существенный вклад в этот процесс внесла сверхсекретность Конструктора, когда он, наряду с истребителями, создавал первые крылатые ракеты. И еще – сверхскромность. Это было и его сутью, и способом выживания. В страшные 37-е, чтобы творить, нужно было выживать. А значит – не высовываться из-за широкой спины. И работать. Ставить машины на крыло. Так кто же он такой – Авиаконструктор Михаил Иосифович Гуревич? Родился 31 декабря 1892 г. в деревне Рубанщина, ныне Суджанского района Курской области. Закончив с серебряной медалью Ахтырскую гимназию, поступил на физико-математический факультет Харьковского университета, откуда за участие в студенческих волнениях был исключен, арестован и административно выслан за переделы Харьковской губернии. В 1912 году уехал во Францию, где поступил в университет в Монпелье, проучился два курса, но учебу пришлось прервать из-за начавшейся Первой мировой войны. В 1916 году был восстановлен в Харьковском университете, но через год ушел из него сам и поступил в Харьковский технологический институт на механический факультет, который окончил в 1925 году по специальности инженер-механик по самолетостроению – конструкторская жилка у него была от отца, тоже инженера. В свободное от учебы и подработок время конструировал и строил планеры, прекрасно летавшие в Коктебеле. Впоследствии он, вместе с друзьями-любителями авиации, стал одним из основателей Харьковского авиационного института. С 1929 года работал на различных московских предприятиях авиационной промышленности и через десять лет был назначен помощником главного конструктора. Первым его проектом стал тяжелый штурмовик ТШ-3 - пролог к легендарному Ил-2. Поскольку Михаил Иосифович свободно владел пятью языками и был уже известным авиаконструктором, он был включен в делегацию, в течение двух лет закупавшую в США документацию и оборудование для лицензионного выпуска в СССР транспортно-пассажирского ДС-3, известного у нас как Ли-2. Примечателен случай, произошедший в КБ фирмы «Дуглас»: проходя мимо ряда кульманов, Михаил Иосифович на одном из них мельком заметил чертеж неудачной конструкции шасси самолета. Подозвав ведущего конструктора, Гуревич указал на ошибку и предложил свой вариант. После тщательного обсуждения американцы приняли его предложение, воздав должное советскому авиаконструктору восхищенными эпитетами. 8 декабря 1939 года в КБ Н.Н.Поликарпова была организована конструкторская группа под началом А.И.Микояна, работавшего военпредом технолога самолетостроения. Артем Иванович предложил Гуревичу возглавить новое конструкторское бюро, но тот наотрез отказался: «Только заместителем!». 5 апреля 1940 года совершил первый полет истребитель, получивший имя МиГ-1. Усовершенствованная машина, МиГ-3, в начале Великой Отечественной войны выпускалась большой серией на эвакуированном в Самару заводе и успешно участвовала в боях.
 | | |
biograph | Наверх ##
24 декабря 2012 17:32 В середине войны в Германии начались испытания реактивных истребителей и стало ясно, что век винтовой авиации заканчивается. В 1944 году Гуревич проектирует МиГ-9 в винтовом и реактивном вариантах. А 24 апреля 1946 года состоялся первый полет реактивного МиГ-9 (Як-15 взлетел на три часа позже). Уже в сентябре того же года МиГ-9 был запущен в серию. В 1940-57 годах М.И. Гуревич был зам. главного конструктора, в 1957-64 годах - главным конструктором ОКБ. Под его руководством были созданы скоростные реактивные истребители МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и МиГ-25. МиГ-15 (самый массовый), МиГ-19 (первый серийный сверхзвуковой) и МиГ-21 (с изменяемой стреловидностью крыла) были самыми эффективными истребителями в своем классе и успешно сбивали американские самолеты во вьетнамском, корейском и египетском конфликтах. Строевые летчики и механики любили МиГи за надежность в бою, удобство в управлении и неприхотливость в обслуживании, называя их «самолет-солдат».
 | | |
biograph | Наверх ##
24 декабря 2012 17:33 Конструкции Гуревича всегда были изящны, иногда неожиданны. Под его руководством были созданы и первые катапультные кресла, и гермокабина, и МиГ-8 – не потерпевший ни одной аварии самолет-шутка, летавший «хвостом вперед». Теперь по этой схеме создан знаменитый сверхзвуковой «Беркут».
 | | |
biograph | Наверх ##
24 декабря 2012 17:33 По техническому заданию истребитель МиГ-25 должен был достигнуть скорости около 3000 км/час, при которой применявшиеся алюминиевые сплавы не выдерживали аэродинамического нагрева и плавились. Михаил Иосифович предложил использовать жаропрочную нержавеющую сталь – случай небывалый в авиастроении! «Не полетит!» - заявили авторитеты. Но машина получилась и превзошла многие зарубежные истребители.
 | | |
biograph | Наверх ##
24 декабря 2012 17:34 Именно Гуревичу было поручено возглавить совершенно новое в СССР направление - разработку управляемых крылатых ракет, где ОКБ добилось, пожалуй, мирового первенства. В августе 1962 года ракета К-10С, созданная под руководством Гуревича и Березняка, была впервые в мире оснащена ядерной боеголовкой и поразила реальную цель на полигоне Новая Земля. Для ракеты Х-20М была разработана самая мощная термоядерная боевая часть, которой когда-либо оснащались крылатые ракеты. Михаил Иосифович Гуревич воспитал плеяду авиаконструкторов высочайшего класса. Он умел работать с людьми так, что, разбирая ошибки рядовых конструкторов, аккуратно подводил их к нужному решению. При этом сотрудник был уверен, что верная мысль пришла в голову именно ему. Человек высокой культуры, прекрасно знавший мировую литературу, живопись (любимые «малые голландцы») и архитектуру, он был тактичным, доброжелательным, никогда не отказывавшим в помощи другим. Дома это был необыкновенно мягкий, внимательный дедушка, с тонким юмором величавший внучек «сударынями» и «барышнями», а меня «юношей» или «молодым человеком». После известия об аварии самолета или гибели летчика в квартире наступала звенящая тишина, в которой были слышны только быстрые шажки мечущегося от горя Конструктора. О его необычайной скромности и способности оставаться в тени в КБ и МАИ ходили легенды. Это, видимо, и привело к забвению выдающихся заслуг Героя Социалистического Труда, доктора технических наук, лауреата Ленинской премии и шести Государственных премий СССР, награжденного четырьмя орденами Ленина.
 | | |
biograph | Наверх ##
24 декабря 2012 17:35 Умер Конструктор 24 ноября 1976 года в Ленинградской больнице, до последнего сохраняя ясность мышления и бодрость духа, развлекая медсестричек чтением Овидия в подлиннике, а затем – в переводе, чтобы сравнить звучание. Похоронили его на Серафимовском кладбище. С большим трудом в «Ленинградской правде» был напечатан крохотный некролог. На могиле установили гранитный обелиск с надписью: «Конструктор самолетов МиГ»… Это все, чего удостоился гений авиастроения.
 | | |
biograph | Наверх ##
24 декабря 2012 17:35 26 декабря 2012 18:50 Секретный при жизни, Михаил Иосифович так и остался неизвестным после смерти. Несколько статей в заводской многотиражке и ленинградской «Смене» к 100 и 110-летию, да мой скромный сборник, так и не увидевший типографского станка из-за отсутствия средств – вот все, чем отмечена его память.
Десять лет мне понадобилось, чтобы добиться высочайшего решения об увековечении памяти М.И.Гуревича установкой в Москве мемориальной доски на доме, где он прожил более 30 лет.
Но всех опередили земляки Михаила Иосифовича. Под руководством теперь уже бывшего главы района Виктора Павловича Влезько, на деньги района и местных жителей, 16 июня 2009 года в деревне Рубанщина была торжественно открыта скромная мемориальная черного гранита в честь выдающегося земляка - М.И.Гуревича. На открытие приехали представители РСК МиГ, собралась вся деревня от мала до велика.
На фото в черном костюме в окружении земляков - Виктор Павлович Влезько.
 | | Лайк (1) |
GulМодератор раздела  Сообщений: 12000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37383 | Наверх ##
24 декабря 2012 20:20 15 октября 2021 10:45 biograph написал: [q] Секретный при жизни, Михаил Иосифович так и остался неизвестным после смерти. [/q]
biograph написал: [q] О его необычайной скромности и способности оставаться в тени в КБ и МАИ ходили легенды. Это, видимо, и привело к забвению выдающихся заслуг Героя Социалистического Труда, доктора технических наук, лауреата Ленинской премии и шести Государственных премий СССР, награжденного четырьмя орденами Ленина. [/q]
Андрей Павлович, спасибо огромное за Ваш рассказ о Михаиле Иосифовиче Гуревиче! Музей ВВС. МониноМиГ-9 МиГ-21и | | |
biograph | Наверх ##
24 декабря 2012 23:08 24 декабря 2012 23:11 Спасибо большое Gul за предоставленную возможность помянуть великого человека!
Разбирая архив своего дяди, отчимом и воспитателем котогорого был М.И.Гуревич, я обнаружил конверт с негативом большого размера. На ней оказались Ю.А.Гагарин и М.И.Гуревич. Вот история этой фотографии: заканчивая академию им. Жуковского, Ю.А.Гагарин готовил дипломную работу по общей теме «Воздушная спираль», в которой разрабатывал проект возвращаемого ракето-самолета на базе МиГ-21. М.И.Гуревич практически руководил работой Ю.А.Гагарина, часто посещавшего КБ «МиГ» для консультаций. В один из таких приездов, ведущие конструкторы уговорили Михаила Иосифовича сфотографироваться с первым космонавтом.
Ю.А.Гагарин и М.И.Гуревич среди ведущих конструкторов КБ «МиГ». Москва, 1967 год.
 | | Лайк (1) |
biograph | Наверх ##
24 декабря 2012 23:12 Пару лет назад мы с женой были в городе её детства Зеленодольске, что на Волге. Вспоминали нашу молодость. Любовались похорошевшим городком. И в парке Победы неожиданно встретились с МиГ-21. Ухоженная и свежепокрашенная машина выглядела необычно маленькой. В детстве мне казалось, что машины Михаила Иосифовича должны быть большими. Но этот аэродинамически совершенный сгусток реактивной мощи напоминал ладного и стройного силового гимнаста. Не удержался - сфотографировался рядом.
 | | |
|