Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Подмосковное Монино и его окрестности

Прошлое и настоящее городка авиаторов и окрестных мест

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9  10 11 12 13 14 15 Вперед →
Модератор: Gul
biograph
Хотя на самом деле название составлено из инициалов двух людей: Микояна и Гуревича. Артема Микояна (по крайней мере – его брата, Анастаса) помнят все. А вот Гуревича… Спросите первого встречного: «Кто такой Гуревич?». Недоуменно пожмут плечами.
Забыли.
Можно сказать, что его начали забывать, замалчивать, еще при жизни. Сначала в печати и докладах наверх упоминали: «самолет конструкции Гуревича», потом - «самолет конструкции Микояна и Гуревича», а затем и вовсе: «самолет конструкции Микояна». Конечно, существенный вклад в этот процесс внесла сверхсекретность Конструктора, когда он, наряду с истребителями, создавал первые крылатые ракеты.
И еще – сверхскромность. Это было и его сутью, и способом выживания. В страшные 37-е, чтобы творить, нужно было выживать. А значит – не высовываться из-за широкой спины. И работать. Ставить машины на крыло.
Так кто же он такой – Авиаконструктор Михаил Иосифович Гуревич?
Родился 31 декабря 1892 г. в деревне Рубанщина, ныне Суджанского района Курской области. Закончив с серебряной медалью Ахтырскую гимназию, поступил на физико-математический факультет Харьковского университета, откуда за участие в студенческих волнениях был исключен, арестован и административно выслан за переделы Харьковской губернии. В 1912 году уехал во Францию, где поступил в университет в Монпелье, проучился два курса, но учебу пришлось прервать из-за начавшейся Первой мировой войны.
В 1916 году был восстановлен в Харьковском университете, но через год ушел из него сам и поступил в Харьковский технологический институт на механический факультет, который окончил в 1925 году по специальности инженер-механик по самолетостроению – конструкторская жилка у него была от отца, тоже инженера. В свободное от учебы и подработок время конструировал и строил планеры, прекрасно летавшие в Коктебеле. Впоследствии он, вместе с друзьями-любителями авиации, стал одним из основателей Харьковского авиационного института.
С 1929 года работал на различных московских предприятиях авиационной промышленности и через десять лет был назначен помощником главного конструктора. Первым его проектом стал тяжелый штурмовик ТШ-3 - пролог к легендарному Ил-2. Поскольку Михаил Иосифович свободно владел пятью языками и был уже известным авиаконструктором, он был включен в делегацию, в течение двух лет закупавшую в США документацию и оборудование для лицензионного выпуска в СССР транспортно-пассажирского ДС-3, известного у нас как Ли-2.
Примечателен случай, произошедший в КБ фирмы «Дуглас»: проходя мимо ряда кульманов, Михаил Иосифович на одном из них мельком заметил чертеж неудачной конструкции шасси самолета. Подозвав ведущего конструктора, Гуревич указал на ошибку и предложил свой вариант. После тщательного обсуждения американцы приняли его предложение, воздав должное советскому авиаконструктору восхищенными эпитетами.
8 декабря 1939 года в КБ Н.Н.Поликарпова была организована конструкторская группа под началом А.И.Микояна, работавшего военпредом технолога самолетостроения. Артем Иванович предложил Гуревичу возглавить новое конструкторское бюро, но тот наотрез отказался: «Только заместителем!».
5 апреля 1940 года совершил первый полет истребитель, получивший имя МиГ-1. Усовершенствованная машина, МиГ-3, в начале Великой Отечественной войны выпускалась большой серией на эвакуированном в Самару заводе и успешно участвовала в боях.

Прикрепленный файл: 02.jpg
biograph
В середине войны в Германии начались испытания реактивных истребителей и стало ясно, что век винтовой авиации заканчивается. В 1944 году Гуревич проектирует МиГ-9 в винтовом и реактивном вариантах. А 24 апреля 1946 года состоялся первый полет реактивного МиГ-9 (Як-15 взлетел на три часа позже). Уже в сентябре того же года МиГ-9 был запущен в серию.
В 1940-57 годах М.И. Гуревич был зам. главного конструктора, в 1957-64 годах - главным конструктором ОКБ. Под его руководством были созданы скоростные реактивные истребители МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и МиГ-25.
МиГ-15 (самый массовый), МиГ-19 (первый серийный сверхзвуковой) и МиГ-21 (с изменяемой стреловидностью крыла) были самыми эффективными истребителями в своем классе и успешно сбивали американские самолеты во вьетнамском, корейском и египетском конфликтах. Строевые летчики и механики любили МиГи за надежность в бою, удобство в управлении и неприхотливость в обслуживании, называя их «самолет-солдат».

Прикрепленный файл: 04.jpg
biograph
Конструкции Гуревича всегда были изящны, иногда неожиданны. Под его руководством были созданы и первые катапультные кресла, и гермокабина, и МиГ-8 – не потерпевший ни одной аварии самолет-шутка, летавший «хвостом вперед». Теперь по этой схеме создан знаменитый сверхзвуковой «Беркут».

Прикрепленный файл: 03.jpg
biograph
По техническому заданию истребитель МиГ-25 должен был достигнуть скорости около 3000 км/час, при которой применявшиеся алюминиевые сплавы не выдерживали аэродинамического нагрева и плавились. Михаил Иосифович предложил использовать жаропрочную нержавеющую сталь – случай небывалый в авиастроении! «Не полетит!» - заявили авторитеты. Но машина получилась и превзошла многие зарубежные истребители.

Прикрепленный файл: 05.jpg
biograph
Именно Гуревичу было поручено возглавить совершенно новое в СССР направление - разработку управляемых крылатых ракет, где ОКБ добилось, пожалуй, мирового первенства. В августе 1962 года ракета К-10С, созданная под руководством Гуревича и Березняка, была впервые в мире оснащена ядерной боеголовкой и поразила реальную цель на полигоне Новая Земля. Для ракеты Х-20М была разработана самая мощная термоядерная боевая часть, которой когда-либо оснащались крылатые ракеты.
Михаил Иосифович Гуревич воспитал плеяду авиаконструкторов высочайшего класса. Он умел работать с людьми так, что, разбирая ошибки рядовых конструкторов, аккуратно подводил их к нужному решению. При этом сотрудник был уверен, что верная мысль пришла в голову именно ему. Человек высокой культуры, прекрасно знавший мировую литературу, живопись (любимые «малые голландцы») и архитектуру, он был тактичным, доброжелательным, никогда не отказывавшим в помощи другим.
Дома это был необыкновенно мягкий, внимательный дедушка, с тонким юмором величавший внучек «сударынями» и «барышнями», а меня «юношей» или «молодым человеком». После известия об аварии самолета или гибели летчика в квартире наступала звенящая тишина, в которой были слышны только быстрые шажки мечущегося от горя Конструктора.
О его необычайной скромности и способности оставаться в тени в КБ и МАИ ходили легенды. Это, видимо, и привело к забвению выдающихся заслуг Героя Социалистического Труда, доктора технических наук, лауреата Ленинской премии и шести Государственных премий СССР, награжденного четырьмя орденами Ленина.

Прикрепленный файл: 06.jpg
biograph
Умер Конструктор 24 ноября 1976 года в Ленинградской больнице, до последнего сохраняя ясность мышления и бодрость духа, развлекая медсестричек чтением Овидия в подлиннике, а затем – в переводе, чтобы сравнить звучание.
Похоронили его на Серафимовском кладбище. С большим трудом в «Ленинградской правде» был напечатан крохотный некролог. На могиле установили гранитный обелиск с надписью: «Конструктор самолетов МиГ»… Это все, чего удостоился гений авиастроения.

Прикрепленный файл: 07.jpg
biograph
Секретный при жизни, Михаил Иосифович так и остался неизвестным после смерти.
Несколько статей в заводской многотиражке и ленинградской «Смене» к 100 и 110-летию, да мой скромный сборник,
так и не увидевший типографского станка из-за отсутствия средств – вот все, чем отмечена его память.

Десять лет мне понадобилось, чтобы добиться высочайшего решения об увековечении памяти М.И.Гуревича
установкой в Москве мемориальной доски на доме, где он прожил более 30 лет.

Но всех опередили земляки Михаила Иосифовича.
Под руководством теперь уже бывшего главы района Виктора Павловича Влезько, на деньги района и
местных жителей, 16 июня 2009 года в деревне Рубанщина была торжественно открыта скромная мемориальная
черного гранита в честь выдающегося земляка - М.И.Гуревича.

На открытие приехали представители РСК МиГ, собралась вся деревня от мала до велика.

На фото в черном костюме в окружении земляков - Виктор Павлович Влезько.

Прикрепленный файл: 20090716 Виктор Павлович Влезько в черном костюме с жителями Рубанщины_thumb.jpg
Лайк (1)
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12000
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 37383

biograph написал:
[q]
Секретный при жизни, Михаил Иосифович так и остался неизвестным после смерти.
[/q]



biograph написал:
[q]
О его необычайной скромности и способности оставаться в тени в КБ и МАИ ходили легенды. Это, видимо, и привело к забвению выдающихся заслуг Героя Социалистического Труда, доктора технических наук, лауреата Ленинской премии и шести Государственных премий СССР, награжденного четырьмя орденами Ленина.
[/q]


Андрей Павлович, спасибо огромное за Ваш рассказ о Михаиле Иосифовиче Гуревиче!

Музей ВВС. Монино

МиГ-9

36266906_m.jpg

МиГ-21и

36266907_m.jpg
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


biograph
Спасибо большое Gul за предоставленную возможность помянуть великого человека!

Разбирая архив своего дяди, отчимом и воспитателем котогорого был М.И.Гуревич, я обнаружил конверт
с негативом большого размера. На ней оказались Ю.А.Гагарин и М.И.Гуревич.
Вот история этой фотографии:
заканчивая академию им. Жуковского, Ю.А.Гагарин готовил дипломную работу по общей теме «Воздушная спираль»,
в которой разрабатывал проект возвращаемого ракето-самолета на базе МиГ-21.
М.И.Гуревич практически руководил работой Ю.А.Гагарина, часто посещавшего КБ «МиГ» для консультаций.
В один из таких приездов, ведущие конструкторы уговорили Михаила Иосифовича сфотографироваться с первым космонавтом.

Ю.А.Гагарин и М.И.Гуревич среди ведущих конструкторов КБ «МиГ».
Москва, 1967 год.


Прикрепленный файл: 1962 Гагарин в ОКБ_thumb.jpg
Лайк (1)
biograph
Пару лет назад мы с женой были в городе её детства Зеленодольске, что на Волге. Вспоминали нашу молодость. Любовались похорошевшим городком. И в парке Победы неожиданно встретились с МиГ-21. Ухоженная и свежепокрашенная машина выглядела необычно маленькой. В детстве мне казалось, что машины Михаила Иосифовича должны быть большими. Но этот аэродинамически совершенный сгусток реактивной мощи напоминал ладного и стройного силового гимнаста.
Не удержался - сфотографировался рядом.

Прикрепленный файл: 20100508 МиГ21 в Зеленодольске 01_thumb.jpg
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9  10 11 12 13 14 15 Вперед →
Модератор: Gul
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Gul » Подмосковное Монино и его окрестности [тема №34705]
Вверх ⇈