Подмосковное Монино и его окрестности
Прошлое и настоящее городка авиаторов и окрестных мест
GulМодератор раздела  Сообщений: 11984 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37309 | Наверх ##
26 февраля 2011 17:53 14 октября 2021 16:38 Пропали иллюстрации---- тема на реконструкции На северо-востоке Московской области в Щелковском районе

есть поселок городского типа Монино. По Горьковскому шоссе до Москвы 23--24 км, по железной дороге (Ярославский вокзал) --49 км.

По данным 2009 г., в Монино проживало около 20 тысяч жителей. По итогам переписи 2011 г., население поселка Монино - 22 821 человек

Здесь, в Монино, я выросла, училась в школе. Здесь , на военном мемориальном кладбище, могилы моих родителей... Здесь живут мои родные и друзья. Монино--- это моя родина.
Я и мои друзья помним то другое Монино, славный городок авиаторов, городок летчиков... Монино, где над КП развивался стяг ВВС, где на стадионе во время футбольного матча гремел Футбольный марш. где в парке были читальный зал, танцплощадка,бассейн с вышками для прыжков, многочисленные спортивные площадки и тренажеры, на которых мы, дети, отчаянно вертелись, переворачивались верх ногами.. где не было еще улиц, а были дома-- ДОС №1 и т.д. (ДОС--дом офицерского состава)
  
Вот и понастальгировала немного... ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Монумент "Слава военным летчикам" установлен у бывшего северного КП Монинского гарнизона. Это статуя военного летчика в летном костюме со шлемом в левой руке,над ним металлическая веерообразная фигура, олицетворяющая лучи восходящего Солнца в заоблачной высоте. Монумент --символ славы военных летчиков. А это герб современного Монино Герб Монино утвержден 27 марта 1986 решением № 49/5 исполкома Монинского поселкового Совета народных депутатов Щелковского района. В 1992 г. в композицию герба были добавлены внешние обрамления - венок и коронаАвтор герба--Игорь Станиславович Сметанников.На гербе изображен аэроплан По-2 Герб Монино представляет собой щит, через середину которого проходит полоса, окрашенная в чёрно-серебристый цвет. Она характеризует поселение Монино как крупный железнодорожный узел. В верхней половине щита расположен самолёт старого типа "ПО-2". Аэроплан окрашен в серебристый цвет, а на его борту и на хвосте расположены звёзды красного цвета. По задумке авторов герба "ПО-2" символизирует всю историю Монино, которая связана с авиацией. Ниже, под самолётом находится раскрытая книга с эмблемой Военно-Воздушных Сил. Этот знак напоминает о существовании в посёлке Военно-воздушной ордена Кутузова академии имени Ю.А.Гагарина, которая была создана на территории Монино в 1940 . Сверху на щите находится корона червлёного цвета, именно такой окрас свидетельствует о том, что Монино - городское поселение районного подчинения. Корона выполнена в виде части стены Московского Кремля. Это, безусловно, указывает на принадлежность посёлка к Московской области. Весь герб обрамлён сосновыми ветвями, которые рассказывают нам о богатейших лесных массивах, находящихся в окрестностях Монино. В сосновые ветви вплетена лента, она окрашена в цвета государственного флага - белый, синий, красный. Посередине ленты золотистыми буквами сделана надпись "МОНИНО". Только Решением Совета депутатов городского поселения Монино № 35/23-НПА от 26 июля 2016 года "О гербе городского поселения Монино" утвержден новый герб муниципального образования. Герб внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 11113.
[q] 2.1. Геральдическое описание герба городского поселения Монино гласит: "В червлёном поле под включенной лазоревой главой, поверх границы которой показан золотой пропеллер в столб с серебряными распростертыми крыльями - два серебряных, с золотым пламенем, факела накрест, поверх которых - пониженно положенная золотая пелта". 2.2. Обоснование символики герба городского поселения Монино. В гербе городского поселения Монино развита символика более раннего герба поселка Монино, утверждённого Иcполнительным комитетом Монинского поселкового Совета народных депутатов Щёлковского района Московской области от 27.03.1986 № 49/5, переработанная с учётом геральдических норм и традиций. Символика пропеллера с двумя крыльями многозначна: - она служит традиционным символом авиации; - она показывает связь поселения с единственным в России и за ее пределами знаменитым музеем ВВС под открытым небом, который существует на территории поселка с 1956 г.;[/q]

Посёлок Монино Щёлковского района Московской области» в ходе реализации муниципальной реформы 28 февраля 2005 получил статус городского поселения
 | | |
GulМодератор раздела  Сообщений: 11984 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37309 | Наверх ##
26 февраля 2011 19:36 13 октября 2021 19:05 Сейчас Монино известно своим музеем истории ВВС и регбийной командой, которая называется командой ВВА---Подмосковье.


В не очень давние времена монинская Военно-воздушная академия им Ю.А. Гагарина была гордостью всей страны.[ 
Монинская пустошьТерритория, на которой расположены Монино и окрестности, в частности село Аристово, упоминается с Х111 в. как Монинская пустошьПервые упоминания о поселениях на этих землях -- в Духовной грамоте Московского князя Ивана I Калиты от 1327 (или 1339),, внука великого князя Александра Ярославича Невского. Мимо проходил Стромынский тракт , который соединял между собой Киевскую Русь и Суздальское княжество. Стромынка, Большая Киржацкая дорога, Торговая Стромынская дорога --- так в разное время называлась главная дорога, издревле проходящая через наш край и связывающая Москву с Владимиро-Суздальской землей. Стромынская дорога начиналась в Москве улицей Стромынкой и через село Преображенское шла к Медвежьим озерам близко к современной трассе Щелковского шоссе, пересекала Клязьму по броду у села Амерева. Далее шла через сельцо Мизиново к селу Стромынь (Остромынь) и выходила к городам Киржачу и Юрьеву-Польскому, затем - в Суздаль. В 1327 г. князь Иван Калита преподнёс великий княгине Настасье в подарок эти земли В своей Духовной грамоте Московский князь делит территорию Московского княжества на четыре части. При этом все волости и сёла перечисляются подробно. В перечне земель, которые должны были отойти в случае его смерти жене княгине Ульяне, князь называет волость Ворю и село Аристовское.:В начале XIX в. на Монинской пустоши братья Шишковы построили две текстильные фабрики. После Октябрьской революции фабрики были национализированы и объединены в Монинский камвольный комбинат. Название Монино происходит, по одной из версий, от хутора местного лесничего, который назван по фамилии его хозяина Монина. От хутора проходила просека до Нижегородского шоссе. Эта лесосека использовалась для заготовки шпал в Богородском уезде. | | |
GulМодератор раздела  Сообщений: 11984 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37309 | Наверх ##
26 февраля 2011 21:09 13 октября 2021 19:31 Так начиналось Монино В 1928 г. в районе Монинского леса началось строительство авиационной базы и железнодорожной станции. В 1921-1928 состоялся переход Военно-Воздушного флота страны с военного положения на мирное, началось его возрождение, а потом и развитие в новых условиях. Несмотря на немалые трудности восстановительного периода и сложное экономическое положение страны, авиации уделяли много внимания, делалось все возможное для ее становления и укрепления. Авиационные стройки были поставлены в привилегированное положение, пользовались правом внеочередного снабжения материалами, машинами, рабочей силой. Вчера еще голодная и раздетая страна начала возводить гигантские авиационные предприятия и новые аэродромы. Один из них соорудили в Подмосковье, в 40 км восточнее столицы, где раньше находилась большая поляна, окруженная болотами. Однако для аэродрома места не хватало, поэтому предстояло вырубить сотни хвойных деревьев, выкорчевать пни и кустарники, выровнять поверхность и только после этого заложить на ней бетонные рулежные дорожки и две взлетно-посадочные полосы длиной по 850 м. Они были рассчитаны на взлет и посадку новых в то время четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков ТБ-3.
Названием Монино обозначается железнодорожная станция, построенная в 1929 . Территориально станция располагалась на равноудаленном расстоянии от комбината и аэродрома.
Строительство Монинского аэродрома. 1929 | | |
GulМодератор раздела  Сообщений: 11984 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37309 | Наверх ##
26 февраля 2011 21:43 13 октября 2021 18:52 Яков Иванович АлкснисСоветские военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 г. как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Грандиозная индустриализация Советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию.
Одним из создателей советских ВВС был заместитель начальника ВВС РККА ( 1926-1931) Яков Иванович Алкснис (1897 — 1938) Несмотря на занимаемый им высокий пост заместителя начальника ВВС РККА, Алкснис в 1929 сумел освоить специальность лётчика. 21 июля 1929 он совместно с лётчиком Писаренко на самолёте-разведчике Р-5 совершил беспосадочный перелёт из Москвы до Севастополя, показав среднюю скорость 233 км/ч и преодолев 1300 км пути. На следующий день они пролетели по тому же маршруту обратно и вновь беспосадочно
С 1931 командующий ВВС РККА и член Реввоенсовета СССР. Позже также член Военного Совета Наркомата обороны.
Я. Алкснис и авиаконструктор А. Фоккер.1934

В ноябре 1932 внес предложение об учреждении Дня авиации с «целью популяризации гражданской и военной авиации в массах». СНК СССР постановил проводить празднование — 18 августа, ежегодно.
С января 1937 заместитель наркома обороны по авиации. В ноябре 1937 арестован по ложному обвинению как руководитель «латышской фашистской организации», расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1957
Именем Якова Алксниса названа улица в Монино, установлен бюст
 | | |
GulМодератор раздела  Сообщений: 11984 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37309 | Наверх ##
27 февраля 2011 10:07 14 октября 2021 15:56 Для размещения строителей стихийно возникли первые землянки и бараки. Севернее железной дороги – землянки и бараки для грабарей (возчиков живого транспорта).
Южнее – бараки для рабочих, это будущий рабочий городок. Возле железнодорожной станции – дома и бараки для её рабочих и служащих. А вблизи аэродрома – ангары, склады и жилые помещения для лётного и технического состава авиационной бригады. Посёлок грабарей дальнейшего развития не получил. В рабочем городке были построены 5 бараков и 4 двухэтажных деревянных дома, в авиационном городке – первые кирпичные дома. В одном из них в 1930 в двух комнатах открылась школа на 3 класса по 15 учеников в каждом. А в 1930-е годы ввели в строй каменную двухэтажную семилетнюю школу
В 1929 начальником Монинского авиагарнизона, существовавшего пока только на схемах и листах чертежей проектировщиков, стал комбриг Константин Васильевич Маслов (1893--1937).

Именем Маслова названа улица в Монино Установлен бюст

Современная панорама Монинского аэродрома
 | | |
GulМодератор раздела  Сообщений: 11984 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37309 | Наверх ##
1 марта 2011 22:24 14 октября 2021 15:58 Строительство авиационной базы еще продолжалось, когда в 1930 летчик М.М. Громов начал испытания нового туполевского тяжелого четырехмоторного цельнометаллического самолета ТБ-3 (тяжелый бомбардировщик). Много групповых дальних перелетов ТБ-3, а затем и ДБ-3 было совершено с аэродрома в Монино. Здесь был сформирован авиаполк дальних разведчиков. В августе 1941 отсюда вылетали на бомбежку Берлина
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3
 | | |
GulМодератор раздела  Сообщений: 11984 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37309 | Наверх ##
2 марта 2011 21:55 14 октября 2021 16:11 Военно-воздушная академия командного и штурманского состава ВВС Красной АрмииВ соответствии с указанием ЦК ВКП(б) и СНК СССР нарком обороны маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов 29 марта 1940 г. подписал приказ, который гласил: 1. Выделить из состава Военно-воздушной ордена Ленина академии имени профессора Н. Е. Жуковского факультеты: оперативный, командный, заочный командный, штурманский и КУНС ВВС в самостоятельную академию. 2. Присвоить вновь организуемой академии наименование Военно-воздушная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии...Местом расположения новой академии был избран находящийся в Подмосковье поселок Монино Монинский гарнизон имел первоклассный аэродром, хорошую авиационную базу, оставшуюся от дислоцировавшихся здесь подразделений и школы младших авиационных специалистов Первым начальником Военно-воздушной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии был назначен генерал-майор авиации Зиновий Максимович Померанцев
Заместителем начальника академии по учебной и научной работе был Герой Советского Союза генерал-майор авиации А. В. Беляков – известный штурман, участник исторического перелета через Северный полюс в Америку З.М. Померанцев
 | | |
GulМодератор раздела  Сообщений: 11984 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37309 | Наверх ##
2 марта 2011 22:45 13 октября 2021 18:43 Самолеты тех лет Экспозиция Монинского музея истории ВВСПоликарпов Ночной бомбардировщик У-2. 1928 Поликарпов Ночной истребитель И-15. 1937 | | |
GulМодератор раздела  Сообщений: 11984 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37309 | Наверх ##
3 марта 2011 18:08 2 августа 2011 22:31 Для обеспечения летной тренировки слушателей и преподавателей в мае – июне 1940 г был сформирован учебный авиационный полк в составе пяти эскадрилий. . На вооружении полка имелось более 70 боевых самолетов типа СБ, ДБ-3, ТБ-3, И-16. Начиная с октября 1940 в полк стали поступать самолеты новых конструкций МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3.
В августе – сентябре 1940 был произведен набор слушателей на первые курсы командного, штурманского и заочного факультетов (около 400 человек). С первого дня Великой Отечественной войны Монинский гарнизон был объявлен на военном положении и приведен в боевую готовность для отражения воздушного нападения. Усиливалась охрана наиболее важных объектов, вводилась круглосуточная патрульная служба. Для борьбы с диверсионными группами был сформирован специальный стрелковый батальон из состава воинов обслуживающих подразделений и слушателей академии. Для тушения пожаров и зажигательных бомб создавались группы и посты дежурств
С началом войны было принято решение об эвакуации академии на Урал, в город Чкалов (так тогда назывался Оренбург) В военных условиях учебный год на всех факультетах подразделялся на три семестра продолжительностью по четыре месяца. Отменялись государственные экзамены, отпуска, каникулы и войсковые стажировки
В январе 1942 состоялся досрочный выпуск из академии Два года и семь месяцев академия находилась в эвакуации. За это время на факультетах и курсах успешно завершили учебу более двух тысяч офицеров
Вот такими были требования к выпускникам академии в то далекое время
«Командир, окончивший академию, должен быть беззаветно преданным делу ленинской партии, политически подготовленным и умеющим разбираться в политических и международных событиях, давать им правильную оценку и делать из них правильные выводы. Он должен быть дисциплинированным не только внешне, но и, главным образом, внутренне; выполнять полученные приказания инициативно и в срок. Он должен знать основные произведения военных классиков и иметь по ним собственное суждение; он должен быть человеком высокой военной культуры, обладающим логическим мышлением и умением четко излагать свои мысли. Он должен уметь грамотно оценивать обстановку, принимать правильные решения и настойчиво проводить их в жиань. Командир, окончивший академию, должен иметь высокие морально-политические качества, хорошие навыки в организации боевого управления, уметь подготовить материал для тактического занятия и провести его
МиГ-3 (Музей истории ВВС)
 | | |
GulМодератор раздела  Сообщений: 11984 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 37309 | Наверх ##
3 марта 2011 19:34 11 июня 2011 10:19 Дважды Герой Советского Союза А.В. Ворожейкин
В 1942 прошел ускоренный курс подготовки в Военно-воздушной академии в Чкалове Арсений Васильевич Ворожейкин (1912--1997) Он был настоящим асом, сбившим 52 вражеских самолета лично и еще 13 - в групповых воздушных боях. За свои подвиги Ворожейкин был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.
Ворожейкин воевал на Калининском и Воронежском фронтах, участвовал в битве на Курской дуге, освобождал Украину, брал Берлин и Прагу. Летчика по праву называли воздушным снайпером, асом. Первую звезду Героя Советского Союза он получил в феврале 1944 года за храбрость, проявленную в небе Карпат. А в августе того же года он стал дважды Героем.
А.В. Ворожейкин
 | | |
|