Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Илиничи в Литовской метрике. РГАДА. Фонд 389.

Материалы, содержащиеся в Литовской Метрике используются для проверки данных, содержащихся в делах о дворянстве мстиславских Илиничей, относящихся к 17-началу 18 века.

← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9  10 11 12 13 14 ... 28 29 30 31 32 33 Вперед →
Модератор: lipa
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1387
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 354
Это сыновья Самуила Казимира.




Комментарий модератора:
18 сентября 1745 г. в процесс организации кричевского костёла включилась королева Мария Юзефа. Она положила для кричевского костёла в Дрезденский банк
4000 талеров разрешая ежегодно, 8 декабря, на день “Непорочного зачатия Девы Марии”, брать с этой суммы 1000 талеров. Учитывая, что королева Мария Юзефа позволила выбирать проценты с фундуша на день “Непорочного зачатия Девы Марии” можно предположить, что новый костёл изначально планировалось освятить в честь этого события.
Пожалования на костёл князя И.Ф. Радзивилла и королевы Марии Юзефы были подтверждены королём Августом ІІІ-м который, кроме того в сентябре 1746 г. позволил кричевскому плебану Регинальду Ильиничу собирать с крестьян Могилевской экономии добровольные пожертвования хлебом и воском

http://dspu.edu.ua/biblioteka/..._1-548.pdf




Прикрепленный файл: кооо.jpg
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1387
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 354
А тут уже знакомый Александр Илинич и жена его из Гижицких. Купил имение у уж покойной Марины из Немиров Путяты и продает еговойту Чаусскому Полупенте. Имение Нижняя Слободка и Якутовщина. Где находятся, не понятно. Записано - в круге Любановском.
Как и Ждан Илинич, Александр - земянин Оршанского повета.
Ждан Илинич - возный оршанский.


Любопытно, тут и Любаны, и Немира, и даже Гижна, Гиженка:

[q]
Любаны веска у гиженским сельсавеце у гистарычных крыницах упаминаецца у 1555 г як сяло Любанавичы (у 1572 Любаны) паводле мясцовага тлумачення назва вески паходиць ад таго, што жыхары вески Любаны зьяуляюца не прыгонными а казенными сяланами и памиж ими и панами была заключана (палюбоуная сказка), веска належала ротмистру полацкага замка Василию маркавичу нямиру и пасля 1581г.
У 1783г 33 двары у 1873г карчма и 8 бабылеу. У 1910 у лабанаускай власти черыкаускага павета на лежала сельскаму таварыству 107 двароу 726 жыхароу
[/q]


Если речь об этих Любанах, то до имения Илиничей 19 в. Лютеровка около 7 км.

Прикрепленный файл: полупента.jpg
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1387
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 354
Могилев, Чаусы и Чериков входили в 17 веке в Оршанский повет.

[q]
Орша́нский пове́т (польск. Powiat orszański) — административная единица в составе Витебского воеводства Великого княжества Литовского с 1566 по 1793 годы. Центр повета — город Орша, в 1772—1793 — Холопеничи. Повет граничил на северо-востоке с Витебским поветом, на северо-западе — с Полоцким воеводством, на востоке — с Минским поветом, на юге — с Речицким поветом, на юго-востоке — с Мстиславским воеводством, на северо-востоке — со Смоленским воеводством.

В состав повета входили Оршанское градское, Бабиновичское, Борисовское, Велятичское, Любавицкое, Любашинское, Могилёвское и Свислочское староства, а также частные владения. Среди крупных городов повета были Орша, Могилёв, Друцк, Борисов, Шклов, Копысь, Быхов, Чаусы и Чериков.
[/q]


Таким образом, когда в конце 16 века часть территории Мстиславского княжества оказалась в административных границах Оршанского повета, жившие там Илиничи стали оршанскими земянами.
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1387
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 354
Если оттолкнуться от Дедич и Радчицы, то к ним имели отношение:
1 поколение - Ждан земянин могилевский, возный оршанский (упоминается ок. 1578 г., 1603 г.)
2 поколение - Александр, Богдан, Стефан, Федор, Ежи (Григорий), упомин. в 1601-1630 г.г. (Федор вполне мог быть тот самый Федор Илинич Свита,женившийся на дочке радомльского попа).
Казалось бы, потомство по мужской линии должно быть многочисленное.

Однако в 1654 г Дедичи по смерти братьев родных переходит к Габриелю. (Возможно, тому самому "быховскому шляхтичу")
А в 1660-1662 г.г. Илинич по смерти Илиничей получает все 16 влок в Могилевской экономии, включая Дедичи.

Тут важно, что это один Илинич, то есть одна ветка связана с этими Дедичами. Варианты: либо это Базилий, либо Андрей. Те, что в родословной Яновичи (но, учитывая дублирование имен, не исключаю, что все четыре брата , а именно Андрей, Тимофей, Ян и Базилий - сыновья Константина. То есть один из братьев - Ян погиб около 1654 года. Оставив одного сына Александра.

Судя по другим источникам, после событий 1654-1662 года, это мог быть Андрей Илинич. Один Андрей Илинич записался в Могилевское православное братство после 1634 года.
Однако, в это время было два Андрея - один ясновельможный пан, а другой - просто пан, у одного 11 дымов - Рыловщина, у другого - один, под Рясной.

Что-то мне подсказывает, что православный Андрей Илинич этот тот, что под Рясной, и он - сын Константина.

Кто из этих двоих мог наследовать оставшиеся земли Габриеля Илинича (если это на самом деле Гаврила Илинич из Быхова, то земли могли и отнять как у предателей)? Больше похоже на то, что это ясновельможный пан Андрей из Рыловщины. Но он - не сын Константина. Хотя и не из ветки Ждана, скорее всего, которая вот так трагически оборвалась на Габриеле.

А ведь была еще одна ветвь Илиничей в начале 17 века:
1 поколение - Константин (держава радомльская 1603, под Мстиславлем 1622 г.)
2 поколение - Иван (Гарбовичи, Слонимский повет, Рясна), Андрей (Рясна)

Ивана убивают около 1654 года. Андрей, судя по тому, что его сыновья наследуют все ту же Рясну, имениями не разжился. Да он и ни разу не фигурирует в ЛМ в числе Илиничей, которым привилеи пожалованы (может, по причине православия). А вот у убитого Ивана имений было немало. И был старший сын - Андрей. Вот это он ясновельможный пан, вероятно. Ну или были еще какие-то Илиничи, о которых нет упоминаний в 17 веке. Мало вероятно.
И, да, Константин мог быть одним из сыновей Ждана, или его братом, так что нельзя исключать связь этих веток.


lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1387
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 354
Это Илиничи из Реестра подымного 1667 года.

Очевидно, тут указаны два разных человека:
[q]
Pan Andrzej Ilinicz z chudoby swej mającego imienia we wsi Oubrowkach, za dym swój dworny 1, więcej nie mając, juramem wykonał
[/q]


[q]
Jm. pan Andrzej llinicz z majętności swej Ryłowszczyzny i Michałowska przy podanym regestrze na dymach 14 do wydania podymnegojurament wykonał
[/q]


Первый - это Андрей Константинович, второй - Андрей Иванович.

По годам рождения:
Иван Константинович упоминается в ЛМ в 1627 году. То есть он не позднее 1607 года рождения.

Однако когда Константин получает державу радомльскую в 1605 году, то в привилее указано - до 2х животов. Вероятно, уже были сыновья. То есть Андрей и Иван Константиновичи около 1600-1605 годов рождения.
А Андрей Иванович, старший сын, судя по поколенной росписи, около 1620-1630 года рождения.
То есть на момент смерти отца Ивана именно он, совершеннолетний, остался хозяином - до совершеннолетия своих младших братьев.
Похоже, что распорядился он наследством таким образом, что возник конфликт между братьями. В результате, троим младшим досталась Деснокита, а старшему - Рыловщина и Кудричи. Спустя несколько десятилетий после смерти Андрея его внуки от брака с Бочкевич попытались и Деснокиту получить. Получили, уже в 18 веке. Но продали ее тут же. Сами жили в Волчасах.

Конечно, можно предположить, что это Андрей Иванович состоял в Могилевском православном братстве, что практически исключало какие-то привилеи. Однако, в братство принимали уже пожилых людей, не юнцов. Да и сыновья Андрея Ивановича - все католики.
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1387
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 354
Попалась работа (Е.С. Глинский. Легенды о «московском» происхождении отдельных шляхетских родов в историческом дискурсе Великого княжества Литовского XVII–XVIII вв.), в которой говорится об имевшей в 18 веке тенденции среди шляхты:


[q]
Присваивание Козелами-Поклевскими для себя княжеского достоинства, в целом, соответствовало тенденциям развития шляхетского самосознания в XVIII столетии, когда многие нетитулованные роды стремились «изобрести» собственное княжеское происхождение.
[/q]


[q]
Еще одним существенным мотивом генеалогической легенды Козелов был акцент на занятии представителями рода должностей («урядов») на общегосударственном и местном уровне.
Политическое значение фамилии в современности должно было быть подкреплено таким же выдающимся прошлым. Влияние на возникновение легенды могли оказать и внутрисемейные обстоятельства. Матерью автора хроники 1736 г. Михала Станислава Антония Козела являлась Юстина Бенедикта Олехнович-Дорогостайская65 — представительница рода, пользовавшегося развитой и почетной легендой о происхождении, оформившейся еще в XVI в.66 Ее структура во многом схожа с использованной Козелами-Поклевскими. В ней также подчеркивалось многовековое присутствие предков рода среди элиты ВКЛ (Олехновичи выводились от виленского воеводы первой четверти XV в. Войцеха Монивида, в действительности не были его прямыми потомками), им приписывалось фиктивное княжеское происхождение (будто бы Войцех Монивид был внуком великого князя Литовского Гедимина). Родовая легенда Олехновичей могла послужить образцом для Козелов.
[/q]


http://www.historicalreporter....7f2702.pdf

Учитывая, что сын Базилия Антоний был женат вторым браком на Козел-Поклевской, вполне вероятна версия о том, что именно в это время и Илиничи создали себе подходящую родовую легенду.
Во всяком случае бросается в глаза, что в их поколенной росписи в делах о дворянстве настойчиво воспроизводится происхождение от Ивашки Илинича, а упор делается на уряды, занимаемые когда-либо Илиничами.
В это же время, в 18 веке, у некоторых представителей рода появляются придомки: Илинич Чупа, Илинич-Корчик, Илинич-Свита.

Если допустить эту версию, то в родословных Илиничей можно выделить несколько моментов, которые, скорее, являются следами созданной легенды происхождения, так как не подтверждены никакими документами, что являлось самой важной частью прошений в Герольдию.
1. Общий предок по имени Иван - во всех делах фигурирует и ни в одном нет документов с ним связанных.
Правда, в части дел этот Иван - Ивашка Илинич из 15 века, а в части дел он жил в 17 веке.
Единственное дело, где присутствует документ по Ивану это его дарственная от 1666 года, в которой он якобы дарит Деснокиту (целиком) сыну Андрею и его детям. Однако, хотя на уровне ДДС этот документ якобы присутствовал в актовых книгах (заверено местным чиновником), после просьбы Герольдии подтвердить его подлинность, он исчез из списка документов. Причем последовало объяснение о том, что часть документов невозможно удостоверить по причине гибели части архивов в 1812 году.
Против реального существования этого документа говорит его противоречие фактам:
1. На 1666 год внуки Ивана, указанные поименно в завещании, не родились. Потому как в другом документе от 1699 года, подлинность которого удостоверена, эти же внуки фигурируют как несовершеннолетние.
2. Если бы такое завещание было, то почему Деснокита у этих внуков так и не фигурирует, а ввод во владение частью Деснокиты уже правнуков произошел спустя 70 лет, в 18 веке.

Собственно, поэтому задача - отделить легенду от реальной родословной. А это означает, что нельзя некритично относится к поколенным росписям, в которых прослеживаются явные элементы легенды.
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1387
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 354
В 1727 году Константин Илич Свита из Радчиц пишет письмо Михаилу Иличу Свите, называя его братом и благодетелем.

Михаилов рожденных в 17 веке, которые имели какие-то уряды ("благодетель") не много. А точнее - всего один, который участвует в сейме 1697 года. И он - сын Базилия.

Можно предположить, конечно, что брат - двоюродный.

Однако первая версия, что у Базилия был и сын Константин. Вопрос, почему он в поколенной росписи отсутствует? Особенно в той, где перечислены все имевшие уряды Илиничи, в том числе, наиболее богатая на уряды ветка Базилия?
Предположу, что не случайно - практически в то же время, когда делался вывод, сын Константина Илинича (Илича) из ф. Радчицы (Речицы) Регинальд инфулат мстиславский был со скандалом выслан в Польшу и вообще был одиозной фигурой. И уже в 1783 г. в Радчицах Илиничей нет.

Думаю, показывать родство с ним было попросту опасно, с точки зрения утверждения в российском дворянстве.

Мог ли этот Константин быть сыном Самуила? Теоретически, наверное, мог. Но практически... Во-первых, все его письма, а это период около 15 лет - из Радчицы (Речицы). В это же время Константин - помещик сын писаря земского фигурирует в имении Кудричи (1740 г.). Кудричи же в 1767 году у его сына - Иосифа Константиновича. Позже Кудричи проданы и семья. похоже, бедствовала, судя по сведениям о делах о дворянстве. Кто-то из сыновей пошел на военную службу. Дочери жили в гувернантках у более богатой родни, тоже Илиничей (по контесту - у Илиничей из Будловщины, занимавшими посты судей в Климовичском повете).
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1387
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 354
В письме Константина упоминается Красинский староста гомельский, насколько поняла, как человек из близкого круга, так как упоминаются жены.
Любопытно, что и Красинский известен гонениями на православных и насаждением униатства. Как и сын Константина Регинальд.

[q]
Стараниями рьяной католички, второй жены старосты Фомы Красинского Елены Грохольской у православных отобрали Николаевскую замковую церковь и передали её униатам.
[/q]


https://books.google.fr/books?...B9&f=false
С другой стороны, тот же Красинский посылал в 1719 г. Петру I жалобу на гонения на православных со стороны униатов.

https://books.google.fr/books?...B9&f=false
[q]
Томаш Красинский, стольник цехановский, староста гомельский и пропойский, утверждает за священником Семеном Ефимовичем Керножицким гомельскую церковь Рождества Богородицы и подтверждает ее старые привилеи.
Гомельский замок, 25 августа 1693 г.
Копия начала XIX в. Рукопись. На польском языке
[/q]

http://archives.gov.by/home/te...e-privilei

Тут, возможно, объяснение:
[q]
В 1632 г. после создания единственной на Белорусских землях Могилевской православной епархии гомельские церкви и монастыри смогли получить архипастырское попечение со стоороны ее иерархов.

С 1667 г. Гомельщина оказалась в составе Речи Посполитой. После тяжёлых 1647–1650 гг., когда Могилевской кафедрой обладали униаты, постепенно начала возрождаться церковная жизнь и на Гомельщине. Было возведено несколько деревянных церквей, в том числе церковь в Истобках (1692), которая была перенесена в Юрковичи в 1838 г. В 1701 г. сгорела Свято-Никольская церковь, и на её месте была построена на собранные пожертвования новая деревянная.

Через некоторое время гомельский староста Фома Красинский, до того сторонник православия, вступив во второй брак с Еленой Грахольской, под её влиянием перешёл в католичество. С этого времени в Гомеле возобновляются преследования православных. Известен случай 1717 г., когда по приказу Е.Грахольской протоиерей Панкевич был изгнан из Гомеля, а имущество Свято-Никольской церкви передано иезуиту Соколовскому.

По этому случаю гомельчане жаловались императору Петру І, в результате чего российской стороной был представлен меморандум королю Речи Посполитой о недопущении насилия. Однако Свято-Никольская церковь осталась за униатами.
[/q]

http://exarchate.by/resource/Dir0056/Dir0072/Page0073.html
[q]
Одной из первых гомельчанок, упомянутых в летописи, стала Елена Грохольская, жена гомельского старосты Фомы Красинского и мачеха другого старосты — Николая Красинского. Впрочем, в анналы она попала как властная католичка, в 1717 году захватившая со своими слугами православную соборную церковь Св. Николая.
[/q]
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1387
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 354
Поскольку пока единственная подсказка по имению Zieczici, которое у Ильиничей с начала 17 века. это то, что в 1667 г. оно и у Горбацких упоминается, то немного о Горбацких.

Кроме того, что сын Франтишка ловчего речицкого Каэтан был женат на Элеоноре из Горбацких, попробуем найти еще пересечения.

[q]
14.04. 1704 г. Говорится о передаче волоковысским скарбником Михалом Менжинским половины своих имений Осмоловичи, Быстрица и Волымер. жене своей Барбаре Горбацкой
[/q]


Связь косвенная. Однако именно в Осмоловичи вышла замуж за Филиппа Менжинского (возможно,отца или брата Михала Менжинского) вдова Яна Илинича - Костровицкая.
[q]
Jm. pan Filip Mężyński tak z majętności swej wieczystej Osmołowicz i części w Rasnie mającej, jako spólnie w opiece swej trzymających chłopów brata swego66, in genere za dymów jedynaście (11) do wydania
podymnego jurament wykonał fideliter.
[/q]


Об упомянутом в Реестре подымного брате Филипа Менжинского Рахуба пишет -
[q]
Może to późniejszy (1706) skarbnik wołkowyski?
[/q]
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1387
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 354
Письмо Константина Иллича Свиты брату Михаилу:

Прикрепленный файл: 12bd3314a18f9d7bc4c8f4ac39d4bfb9d3bc7d0bbb7fe5fbf291b8b8dec551c7_max.jpg
← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9  10 11 12 13 14 ... 28 29 30 31 32 33 Вперед →
Модератор: lipa
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник lipa » Илиничи » Илиничи в Литовской метрике. РГАДА. Фонд 389. [тема №122857]
Вверх ⇈