Неёлов Олег Владимирович (1915 - 1984)
Советское фото, вып. 12, 1961 г." https://archive.org/stream/sov...2_djvu.txtЛ. Филатов. Нелегким путем
О ФОТОГРАФИЯХ ОЛЕГА НЕЁЛОВА
Едва ли не ежедневно мне приходится просматривать иллюстрации для очередного номера газеты. Это приятное занятие. Вообще не представляю себе редактора, который не любил бы возиться с фотографиями. Удачный подбор снимков молодит, украшает лицо газеты, делает его выразительным.Пожалуй, особенно это относится к нашему «Советскому спорту» с его обязательными 15—20 иллюстрациями в каждом номере. Но дело не только в количестве. Спортивная тема, заключающая в себе такие понятия, как молодость и красота, сила и изящество, драматизм и мужество, вдохновение, соперничество и дружба, обязывает и дает необходимый простор для творчества.
Но вот беда — порой эту тему по дают узко и ограничено. В чем же дело? Все очень просто: значительная часть спортивных фотокорреспондентов совершенно сознательно все внимание отдает хроникальному, информационному репортажу. Нет, не будем ставить под сомнение правомерность и необходимость репортажного приема съемки и принижать роль информации в газете.
Но ведь спорт это не только то, что происходило сегодня утром на таком-то стадионе, не только имярек над планкой.
И вот случается, что тут подоспеет другой фоторепортер и выложит на стол свою, куда менее пухлую пачку фотографий — несколько кадров. И сразу необходимость в теоретической дискуссии с убежденным, закоренелым фотохроникером отпадает. Перед вами — спортивные эпизоды, но не возникает даже желания спросить у автора, когда и где сделаны снимки. Их не требуется привязывать к каким-то конкретным событиям, но в них непременно и облик и пафос спорта.
Один из таких фотокорреспондентов, появлению которого всегда радуешься, на портфель которого смотришь с нетерпеливым ожиданием, заранее зная, что сейчас пошлешь в цинкографию нечто интересное, содержательное, что украсит газету, —
Олег Владимирович Неёлов.
Возле арены спортивной борьбы всегда целый ряд людей, обвешанных фотоаппаратами. Но людям одной и той же профессии свойственно подчас по- разному ее толковать, ставить перед собой несовпадающие задачи. И вот у некоторых фоторепортеров все кадры получаются до удивления схожими. Раз- ница — в деталях (если не в подписях), да и то в случайных. У других — обязательно найдутся снимки яркие, един- ственные в своем роде. Откуда они взялись в их кассете? Счастливое исключение, нечаянное нажатие на кнопку затвора? Конечно, нет. За этими снимками стоит особое художническое видение, нежелание повторяться, нетерпеливый беспокойный поиск того, чего еще никто не увидел. В этих творческих исканиях — сущность работы Олега Неёлова.
Печатается он, пожалуй, реже своих коллег, но почти всегда его фотографии волнуют, оставляют эстетическое впечатление, к ним хочется вернуться еще раз, разглядеть получше, поразмышлять.
Биографическая канва, конечно, всегда что-то сообщает. Неёлов с детства живет возле стадиона «Динамо», сам играл в хоккей. Школьником случайно повстречался на стадионе с репортером Дебабовым и сразу полюбил его дело. И хотя потом учился в Нефтяном институте, получил .профессию инженера-механика, в конце-концов остался верен юношескому увлечению.
Играли как-то волейболисты его института, и он их сфотографировал, просто так, ребятам на память. Посмотрели, что получилось, и кто-то посоветовал отнести снимки в редакцию «Красного спорта» (так называлась в 1939 году наша газета). Их напечатали. В газете, затем в журнале «Физкультура и спорт». Это не было успехом, но было началом.
Потом — годы работы в заводской многотиражке, «Комсомольской правде», «Советском спорте», сотрудничество в «Смене», «Огоньке». Участие в очень многих всесоюзных и международных выставках, медали — , в Будапеште, Берлине, Варшаве, Риме.
Нет, главного не расскажет этакий беглый перечень. Душевные качества, черты характера, творческие устремления и воззрения не втиснуть в анкету. Тем более, если речь идет о мастере своеобразном. Лучше обратимся к снимкам Неёлова. В них его жизнь.
...Несколько лет назад зазвал он меня в свою лабораторию. Стол был завален отпечатками одного и того же кадра, известного теперь многим под названием «Верный гол». Снимок только что был помещен в газете в качестве, как говорят, оперативного, то есть к отчету о футбольном матче. Я помню этот матч московских команд ЦСКА и «Спартак», особенно тот самый момент, что изображен на снимке. Безнадежность в позах распростертых на земле защитника и вратаря и безудержно прорвавшаяся радость форварда из другой команды, бегущего с поднятыми руками.
Вот бьюсь над этим снимком, — сказал Неёлов, — кажется мне, что в нем есть что-то не только о том матче, но и о футболе вообще...
Он верно схватил сущность этой своей работы. А что определило ее успех? Прежде всего понимание ситуации. Шли последние минуты матча, и «Спартак», проигрывая, яростно и опасно атаковал. Значит надо было терпеливо подстерегать событие, неминуемо назревавшее.
Между прочим, едва ли не все фоторепортеры в это время уже потянулись к выходу, считая, что материала у них достаточно — матч изобиловал острейшими моментами. А Неёлов остался возле ворот, хотя и у него пленка подходила к концу. И — подстерег.
...В Москве проходило первенство мира по конькам. Целых восемь пленок отснял в тот день Неёлов для «Советского спорта». Все, что требовалось: победителей дистанции, абсолютного чемпиона, решающие забеги, сценки в раздевалке и т. д. Множество кадров было одобрено, напечатано и... легло в архивные подшивки. Но Неёлов снимал и не только в расчете на текущий номер. вот среди так называемого непрошедшего материала он, спустя некоторое время, отыскал кадр, который впоследствии был отмечен первой премией на Варшавской выставке, почетным призом в Будапеште, дипломом 1-й степени на Всесоюзной выставке. «Конькобежец» так назвал эту работу автор. Идет конькобежец. Он приотстал, впереди еще длинный путь, люди следят за ним спокойными, равнодушными глазами. Чувствуешь, как ему нелегко и, пожалуй, одиноко на этом повороте. Но он борется, он продолжает спор с секундами, и хоть неизвестно, что его ждет у финиша,
Знаешь что в спорте (да только ли в спорте!) именно так и должен вести себя сильный духом человек.
«Запрещенный прием» — цветной снимок, отмеченный в Будапеште золотой медалью, совсем иной по настроению, живой, полный юмора. Смотришь на эту веселую жанровую картинку и улыбаешься.
Фотография может просто, бесхитростно отразить событие. И она нужна она наша запечатленная память и история. Фотография вместе с тем способна иметь емкий значимый подтекст, обобщить явление, выделить его непреходящий смысл. Тогда она сама становится явлением, явлением художественным. Іогда, если говорить о спортивной фотографии, она отрывается от узкой темы и становится общечеловеческим документом, одинаково интересным и любителям спорта и людям, далеким от него.
Спортивная пресса ненасытна, с каждым днем она требует и потребляет все больше иллюстраций. Немудрено — ведь спорт покоряет все больше сердец.
У хроники и информации неиссякаемые возможности, но мне, как редактору, кажется, что все больше будет ощущаться потребность в снимках, где выражена Душа спорта. Причина — все более тон-кое и глубокое понимание спорта широким кругом людей.
Вот почему так привлекателен путь, избранный Олегом Неёловым. Путь нелегкий, на котором победы чередуются с поражениями. Но это верный благородный путь.