semianin написал:
[q]
Обидно.
Оцифровано много исповедок за 18 век по Серпуховскому уезду,
а Преображенской церкви, что на Дебле (Староспасский погост) нет ни в одной исповедке.[/q]
По преданию, деревянная церковь Староспасского погоста, что на Дебле, была построена на месте первых духовных подвигов преподобного Давида Серпуховского, основателя Вознесенской Давидовой пустыни. На погосте с XVI в. деревянные храмы сменялись по ветхости или после пожаров.
В начале XVII в. храм стоял "пуст, без пения".
В 1677 г. деревянная церковь Староспасского погоста считалась в дворцовом с. Бавыкино на р. Лопасне (и в наше время Бавыкино стоит на другом берегу Лопасни).
В 1708 г. оно пожаловано князю Григорию Фёдоровичу Долгорукову (1657-1723), стольнику с 14-лет, при формировании «потешного» Преображенского полка назначенному капитаном, участинику Азовских походов Петра I, с 1700 по 1712 и с 1715 по 1721 гг. послу в Польше, с которой он заключил союзный договор.
В 1708 г. после измены гетмана Мазепы руководил выборами нового гетмана, не допустил избрания полковника Полуботка, и настоял на избрании верного России Скоропадского. Вернулся к войскам и разбил отряд генерала Крузе.
В 1709 г. за храбрость в Полтавской битве (со своим отрядом он помешал соединению главных сил шведов с войсками, осаждавшими Полтаву) получил чин действительного тайного советника и высшую награду Российской империи - орден святого апостола Андрея Первозванного.
В 1716 г. поссорился с высшими представителя польского духовенства, попал в такое положение, что был вынужден просить об отозвании из Польши.
В 1721 г. заменен сыном Сергеем, а сам назначен сенатором.
В 1722 г. вернулся в Россию и в том же году построил деревянную церковь в с. Старый Спас.
Он был женат на княжне Марье Ивановне, урожденной Голицыной, кавалерственной даме ордена Св. Екатерины от которой имел дочь и четырех сыновей.
Сын князя Алексея Григорьевича Иван, был любимцем императора, который собирался жениться на его сестре, княжне Екатерине Алексеевне.
Внезапная смерть Петра II и воцарение императрицы Анны Иоанновны повлекли за собой ссылку князей Ивана, Алексея (умер в ссылке в 1734 г.), Сергея. Вдова Григория Фёдоровича, Мария Ивановна, была насильно пострижена в монашество (монашеское имя Маргарита) и вместе с семьей сына Сергея отправлена в крепость Ранненбург. Села опальных князей были конфискованы. После того, как открылось дело о составлении Долгоруковыми подложного завещания императора Петра II, князья Иван, Сергей и другие представители семьи Долгоруковых были казнены 26 октября 1739 г.
В середине XVIII в. местные жители подали прошение в Духовную консисторию о строительстве нового каменного храма. Ныне существующий храм построен в 1780 г. тщанием графа Владимира Григорьевича Орлова. Главный престол oсвящён во имя Преображения Господня, придельный храм - великомученика и победоносца Георгия.
В 1840 г. село - вотчина бригадирши Екатерины Владимировны Новосильцевой (урожденной Орловой 1770-1849), дочери графа Владимира Григорьевича Орлова(1745—1851) от брака его с Елизаветой Ивановной Штакельберг (ум. 1817), родилась 7 ноября 1770 г.
Екатерина Владимировна здесь не жила. «Выйдя в 1799 г. замуж за бригадира Дмитрия Александровича Новосильцова (1758—1855), она не была счастлива в своей семейной жизни и всего год жила с мужем, имевший постороннюю привязанность, человеком заносчивым и запальчивым, с которым было «невозможно ужиться никакому существу, хотя бы с ангельским характером».
Её сын, Владимир Дмитриевна Новосильцов (1800-1825) подавал, действительно, большие надежды: он хорошо учился, «блистал в обществе, играл хорошо на гобое, изящно танцевал и ловко бился на рапирах; будучи очень высокого роста, как все внуки Орловых, он превосходил их всех красотою. С раннего детства он почти не видел своих родителей вместе, они изредка сходились, и то для бурных совещаний, похожих на перебранку.
Сын умел, однако же, сохранить в отношениях к родителям столько такта, что исполнял до конца сыновний обязанности одинаково к отцу и матери. Мать обожала его. В своей материнской гордости, не чуждой, впрочем, и «Орловской» спеси, она мечтала о знатной и блестящей невесте для него, и это заставило ее всеми силами вооружиться против брака сына с бедной и неизвестной девицей Черновой, что и привело к роковой катастрофе, сделавшей ее невольной убийцей сына.
Употребляя все усилия к тому, чтобы помешать этому браку, она всячески старалась тянуть дело, притворно изъявляя свое согласие, лаская семейство Черновых и говоря в то же время: «Могу ли я согласиться, чтобы мой сын, Новосильцов, женился на какой-нибудь Черновой, да еще вдобавок на Пахомовне! Никогда этому не бывать!»
Своим упорным сопротивлением ей удалось достигнуть того, что сын отказался от своего обещания жениться, но не в её власти оказалось помешать состоявшемуся после этого поединку его с оскорбленным братом невесты.
Узнав о посланном сыну вызове, она известила об этом главнокомандующего в Москве, графа Сакена, приказавшего отцу Чернова (отец члена Северного общества декабристов К.П. Чернова - генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 г., П.К. Чернов, и мать К.П. Чернова, А.Г. Чернова) своему подчиненному, прекратить дело. Но было уже поздно: дуэль состоялась, и смертельно раненый Новосильцов скончался 14 Сентября 1825 г.
Несчастная мать, приехав в Петербург, застала его еще в живых, но все усилия врачей, во главе с тогдашнею знаменитостью, докером Арендтом, которому она обещала 1000 рублей за выздоровление сына, не могли его спасти.
Тело его было набальзамировано и отравлено в Москву; туда же вернулась и мать, увозя с собой в карете сердце сына, закупоренное в серебряном сосуде. Похоронив его в Новоспасском монастыре и построив церковь в Лесном, на месте, где он был ранен, Е. В. Новосильцова с того времени всецело предалась молитве и делам благотворения и до конца жизни не снимала траур. Кроме церкви и бедных, она никого не посещала ... «Я убийца своей сына, помолитесь, владыко, чтобы я скорее умерла», говорила она митрополиту Филарету, которого очень уважала и к которому часто ездили на Троицкое подворье.
Позднее она поселилась в Отраде у отца и ухаживала за ним до конца его долгой жизни.
Граф В. Г. Орлов скончался в 1831 г. в Москве, в своем Никитском доме, в присутствии Е.В. Новосильцевой,... десять лет спустя после смерти сына, она овдовела и в память его перенесла свою благотворительность даже на побочных детей мужа.
Клировая ведомость за 1869 г. сообщает, что церковь на Староспасском погосте была построена в 1780 г. тщанием графа Владимира Григорьевича Орлова; в 1849 г. возобновлена усердием помещицы полковницы Надежды Владимировны Беклемишевой, с употреблением на сие и церковной кошельковой суммы.
Зданием каменная, с такой же колокольней. Престолов в ней два: в холодной - Преображения Господня, в приделе теплом - Святого Великомученика Георгия Придел сей в 1855 г. возобновлен особенно пожертвованием московского Потомственого почетного гражданина, коммерции советника, московского купца 1-й гильдии, основателя товарищества «Владимир Алексеев» и кавалера Владимира Семеновича Алексеева (1795-1862), устроением в ней нового иконостаса и освящением самого престола.
Товарищество «В. Алексеев» занималось хлопком и шерстью. Им были построены хлопкоочистительные заводы и шерстомойни. У В. Алексеева было огромное овцеводство и коневодство. В. Алексееву принадлежит заслуга перенесения мериносовского овцеводства из Донской области в Сибирь. Частично ему принадлежала золотоканительная фабрика.
Причта при храме Преображения было положено - священник, диакон, дьячок, пономарь. Дома священноцерковнослужителей были построены на церковной земле собственные, с некоторым пособием из церковного леса.
В 1869 г. в Преображенском храме погоста Староспасского служил священник Николай Филиппович Некрасов, 29 лет. Он родился в Московской губернии, был сыном дьячка, обучался в Московской Духовной семинарии наукам: богословским, философским, словесности, церковной и всеобщей истории, физике и математике, языкам -латинскому и греческому.
По окончании курса наук уволен в епархиальное ведомство с аттестатом 2 разряда и произведен во священника Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, на настоящее место в 1863 г. К1869 г. был вдов. При этом же храме служили: диакон Иоанн Пимитриевич Троицкий, 36 лет, дьячок Петр Никифорович Любимов, 50 лет, и пономарь Трифон Иванович Введенский, 30 лет.
При храме жили заштатные и сиротствующие члены прошлых причтов - означенной церкви умершего священника Иоанна Смирнова дочери девицы Анна, 40 лет, Олимпиада, 30 лет, живут у зятя своего, означенной церкви священника Николая Некрасова на его пропитании (своячницы священнику); Серпуховского уезда села Новоселок умершего диакона Иоанна Введенского дочь девица Марина Иванова, 46 лет, живет на пропитании у зятя своего диакона Троицкого, с пособием от Духовного попечительства 15 руб. в год (своячница диакону).