ViktorKlatt написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя IrenaWaw от 6 августа 2022 13:19
Огромное спасибо за столь подробный ответ!
Не подскажете какую церковь могли посещать лютеране до постройки церкви в Конине? Я читал что церковь во Владиславове старее церкви в Конине и Сомпольно.[/q]
Не знаю.
Нужно смотреть старые акты евангелическо-аугсбургской церкви. Читать, из каких местностей "действующие лица" давних актов.
У меня все были и есть католиками, но когда-то одна моя добрая подружка в Германии относилась именно к этой церкви.
Заметьте, я не пишу "костёл", у нас это считается именно церковью, так принято, да и в русском языке тоже. Костёл - это католическая церковь именно в Польше.
Так вот, относительно подружки, - когда они при СССР жили в Казахстане, то тоже принадлежали к этой церкви - я об этом узнала только у неё в Германии). Конечно, не было никаких соборов/культовых зданий, а были молитвенные дома. Не постоянный дом, место службы менялось, но службы проводились, дети были окрещены, проводились обряды, старшие пани, скорее старшие фрау, рисовали адвентовские календари с обозначением праздников и распространяли среди своих. И все это во времена развитого социализма)))
Давайте добавлю, что город, где они жили, на 90% населения состоял из ссыльных. Власти на все закрывали глаза, тем более что ссыльные (немцы, греки, поляки, чеченцы и ингуши - я не ошиблась) посреди пустыни построили зелёный оазис.
Да и не афишировалось. Одно дело, когда этнические немцы жили разбросанными в крупных городах и совсем другое, когда жили в небольших местностях, где все свои друг друга знали. А тот город был сотворён из когда-то нескольких посёлков.
Лютеранская церковь более скромная, чем католическая, здесь слегка иные принципы.
Некоторое время я проводила в Германии, и именно там, где обитал Мартин Лютер. Со школы думала, что он строгий аскетичный худой дядька) а оказался веселым толстяком, любящим жизнь и выпить. Святых не признавал - поэтому в лютеранстве, если не ошибаюсь, нет святых.
Мистике и богатому убранству католической церкви он противопоставил свои догматы.
Я это к чему?
Те немцы, которых я знаю и которые принадлежали евангелицко-аубургской церкви, даже в отсутствии самой церкви продолжали религиозные традиции.
И почему так не могло быть у немецких (фризских) колонистов в Велькопольше в начале их переселения?
То есть не нужна была церковь как сакральное здание.
Службы и обряды могли проходить в специально построенном молитвенном доме (если это колония), или по очереди в домах верующих. Не нужно было куда-то ездить. Возможно, и проводить обряд был уполномочен староста колонии, если все Ее обитатели приверженцы этой религии.
Конечно, обряды должны были фиксироваться документально. И все фиксировалось, а затем, позже, уже формировалось в виде актов в официальном приходе, который был за добрых пару* километров. Могли и, например, раз в год отправлять акты с оказией или специально в тот приход, откуда прибыли, - но я уже строю версии.
* пара по-польски - это совсем не два) а неопределенное количество)))
В нас тоже есть аугсбургская церковь святой Троицы, кстати, деньги на Ее постройку дала Екатерина II. Много лет (да и сейчас тоже) эта церковь - номинальная центральная точка Варшавы.
Перед войной пастором был Бурше (и рядом с церковью есть небольшая улица Бурше), который не принял гитлеровскую власть и был расстрелян вместе с поляками.
А его сын, архитектор, работал в главном бюро по Восстановлению Варшавы после II мировой войны.
Ps исправила "молельный" на "молитвенный" и внесла небольшие изменения в текст.