Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Метрические книги и Ревизские сказки Белорусских губерний

Которые имеются на хранении в НИАБ (конец XVIII века - начало XX века)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 33 34 35 36  37 38 39 40 41 42 43 Вперед →
Модератор: esso
esso
Модератор раздела

esso

Сообщений: 1357
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1094
Метрические книги Православных и Римско-Католических приходов
Белорусских губерний + РЕВИЗИИ 1795-1858 гг


Современная территория Республики Беларусь достаточно долгий период времени входила в состав так называемого Западно-Русского Края - это условное наименование территорий, вошедших в состав Российской Империи в период от Первого раздела Речи Посполитой (1772) до Тильзитского мира (1807).

narodonaselenie_zapadno-russkogo_kraya.jpg

Карта Западно-Русского края. Атлас Риттиха А.Ф. (1864 г)
Масштаб - 40 верст в английском дюйме. Указаны границы уездов и приходы.


В середине XIX века территория Края делилась на девять губерний:

В Национальном историческом архиве Беларуси (НИАБ) имеются на хранении метрические книги приходов Виленской (незначительно), Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской губерний. Часть документов (по Виленской губернии и некоторым уездам Гродненской) находятся на хранении в Гродненском филиале НИАБ. Остальные следует искать в Минске.

Вашему вниманию предлагается список приходов в разрезе волостей по каждой губернии. Указан период за который можно отыскать метрические книги. Сортировка наименований приходов по алфавиту, к одному приходу может относиться несколько записей. Период указывает на год оформления самого первого и последнего из документов. Данный указатель составлен с использованием регистра, который опубликован на портале АРХИВЫ БЕЛАРУСИ (Проект под управлением Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции РБ).

***

Следует отметить крайне низкую сохранность фондов практически по всем регионам Беларуси, так как очень большое количество документов было утрачено во время Великой Отечественнной войны. Предлагаю ознакомиться с детальным расследованием судьбы районных архивов в первые месяцы войны, которое было опубликовано в Белорусском археографическом ежегоднике в 2008 году.

"Уничтожение районных архивов Беларуси в 1941-1944 гг."


Комментарий модератора:

К сожалению, информация на портале "Архивы Беларуси" не полная, а также содержит неточности, потому может использоваться лишь справочно. Чтобы уточнить за какие именно годы имеются в наличии метрические книги, а также выявить ошибки регистра предполагается проведение сверки с первоисточником - архивными описями НИАБ.

Буду признателен за комментарии касательно выявленных неточностей, прежде всего интересует корректировка АТД и наименования приходов (Указаны не все приходы, присутствуют неверные ссылки на архивные шифры дел).

РЕКОМЕНДАЦИЯ: используйте контекстный поиск, если искомый приход не обнаружен в перечне приходов Вашего уезда. Возможно, нужный приход будет отображен в списках соседних уездов.

По мере возможности в Указатель будут вноситься корректировки и исправления.

---
МЕТРИКИ и РЕВИЗИИ Белорусских губерний
Поиск документов в архивах Беларуси (НАРБ, НИАБ): 1671-1926
-- Всесоюзная с/х перепись 1925-26
-- Ревизии Российской Империи 1795-1858
Лайк (24)
Smaragdus
Начинающий

Сообщений: 45
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 26
Тут поднималась тема межконфессиональных отношений. С этой точки зрения интересное примечание к одному из списков прихожан о взаимоотношении католической и православной конфессий.

Прикрепленный файл: Screenshot_20241017-120710_Gallery.jpg
---
Мои фамилии: Судзиловский, Чиж, Зуб, Янченко, Маевский, Годзиевский, Рецкий из Могилёвской губернии
Лайк (5)
Mlodik

Mlodik

Москва
Сообщений: 830
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 724

Smaragdus написал:
[q]
Тут поднималась тема межконфессиональных отношений. С этой точки зрения интересное примечание к одному из списков прихожан о взаимоотношении католической и православной конфессий.
[/q]


Интересный документ. Может, когда-то и я по своей бабушке что-то подобное встречу. Спасибо


---
Персональные данные о моих родственниках, наших общих предках, размещенные на vgd.ru, найдены в архивах, в печати или присланы мне моими родственниками с разрешением использовать их
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 11934
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7803

Smaragdus написал:
[q]
интересное примечание к одному из списков прихожан о взаимоотношении католической и православной конфессий.
[/q]
Дык все вроде бы просто и понятно написано.
Никто католиков в православие в РИ насильно не переводил.
Уния была упразднена в 1839 г. Вот тогда-то, всех униатов, царская власть автоматом причислила в православие. Если парень-униат женился на католичке в 1829 г. - то его дети по правилам Католической церкви того времени должны были быть крещены в католичестве.
Что, по факту, и произошло.
А после упразднения Унии, поступление самого отца-униата в составе прихода в православие никак не мог обратить в эту веру его детей, крещеных в католичестве.
Серьезные гонения на Костел начались после "восстания ксендзов" 1863 г., которое в советской историографии почему-то называлось восстанием К. Калиновского.
Поражение восстания вызвало понятную реакцию российской власти, выразившуюся в резком сокращении католических приходов и их переводом в православное ведомство.
В 1869 г. была упразднена Минская римско-католическая епархия. Однако и здесь особого насилия над верниками-латинянами не усматривается.
Кто желал исповедовать христианскую религию католического обряда - он ее и исповедовал. Для чего его приписывали к другому костелу, если его приход был ликвидирован. А кто изъявлял желание присоединится к православию - то так и поступал.
Для примера дело НИАБ 1781-24-13576: "Об упразднении в м. Волма РК Приходского Костела и передаче с имуществом в ведение православного духовенства" (19.05-1867 - 27.03.1869).
В этом деле имеются списки верников, логика составления которых легко понятна:
1). Список лицам РК вероисповедания, входившим в состав упраздненного Волмянского РК прихода, а ныне присоединенным к Койдановскому РК приходу.
2). Список лицам, которых домохозяева показаны по спискам присоединившимися к Православию, а семейства их не помещены в этих списках, и нетребовано еще исключения их из Римских списков.
3). Список лицам РК вероисповедания, входившим в состав упраздненного Волмянского РК прихода, а ныне присоединенным к Ивенецкому РК приходу.
4). Список лицам, которых домохозяева показаны по спискам присоединившимися к Православию, а семейства их не помещены в этих списках, и нетребовано еще исключения их из Римских списков.
5). Список лицам Римско - Католического вероисповедания, входивших в состав упразднённого Волменского Римско – Католического прихода, причисленным к Ивенецкому, а ныне Каменскому Римско-Католическому костёлу.
6). Список лицам, которых домохозяева показаны по спискам присоединившимися к Православию, а семейства их не помещены в этих списках, и нетребовано еще исключения их из Римских списков.
Т.о. это дело фактически представляло собой список прихожан Волмянского костела на 1865 г. с возможностью проследить процесс разделение этого Волмянского прихода на три части территориально (Койданов, Ивенец - тоже упразднен, Камень), а также "вычислить" всех католиков волмянских, перешедших в православие.
Ну, у кого-то может быть и иной опыт есть... Однако в целом:
[q]
Несмотря на целый ряд мероприятий, которые ставили костел в зависимое от государства положение, царскому правительству не удалось достигнуть в исследуемый период поставленных задач в полном объеме. Были сохранены канонические связи местного костела с Римской курией (Ватиканом), с которой светская власть (царский режим) старалась поддерживать дипломатические отношения. Римско-католический костел сохранил свое влияние в обществе благодаря политической гибкости высших иерархов, а также поддержке паствы…
[/q]
Ганчар, А.И. Римско-католический костел в Беларуси (1864 –1905 гг.) : монография / А.И. Ганчар. – Гродно : ГГАУ, 2008. –276 с.; /стр. 140/.
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Лайк (7)
A40ina
Новичок

Сообщений: 22
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 17
Доброго всем дня, подскажите, возможно ли посмотреть метрические книги НИАБ онлайн? Заказать и выехать для работы в читальном зале у меня нет возможности, слишком далеко. Если есть такая возможность, скиньте в личку ссылку, где можно посмотреть метрические книги Добосянского прихода Рогоческого уезда Кистеневской волости Могилевской губернии. (Ф.3386 оп.1). Интересует д.Вищин, записи о рождении, бракосочетании Сорокин Матвей Леонов 1870 г.р., его сын Сорокин Иван Матвеев, 1902 г.р. Проживали в д.Вищин до 1907 г. Буду благодарна, если скинете ссылку на онлайн просмотр метрических книг. Желательно в личные сообщения. Еще раз спасибо
Logyn

Logyn

Сообщений: 879
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 686

A40ina написал:
[q]
возможно ли посмотреть метрические книги НИАБ онлайн
[/q]

Только те, что оцифрованы в своё время мормонами и выложены на FS. Остальное - только в ЧЗ НИАБ. Православные приходы Могилёвской губернии мормоны не оцифровывали, по-моему. Да и сохранность там слабая. И уезд у Вас - не РогОчёвский, а РогАчёвский, исправьте.
По Добоснянскому приходу кое-что сохранилось и неплохо. Смотрите Ф. 3368 оп.1 и Ф. 136 оп. 58. На сайте НИАБ можете найти и свободно скачать эти описи и определиться с делами,
которые Вам нужны.

Да, ещё один момент. Указанный Вами НП - Вищин находился в Кистенёвской волости Рогачёвского уезда и принадлежал к другому приходу - Кистенёвскому. А в Добоснянском приходе была деревня Вишеньки из Тихиничской волости.
По Кистенёвскому приходу сохранность плохая - сохранились только исповедки за 1910 год - это Ф. 2301 оп.3 д.24
Данные взяты с сайта https://www.radzima.net/ru

Добавлено: Приход не Добосянский, а Добоснянский.
Лайк (4)
Kafi

Минск
Сообщений: 105
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 202
>> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 17 октября 2024 19:52

Спасибо преогромнейшее за интересную и полезную информацию. Верно ли понимаю, что по состоянию на 1904-1905гг., прихожане католического вероисповедания бывшего Волмянского прихода наиболее вероятно могли относиться к приходам в Каменском и Койдановском костёлах?
Kafi

Минск
Сообщений: 105
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 202
>> Ответ на сообщение пользователя Logyn от 23 ноября 2024 10:55
Добрый день. Может быть, подскажете, к какому православному приходу причислялись прихожане деревни Большая Крушиновка Рогачёвского уезда и сохранились ли МК за 1920-1925гг.?
Logyn

Logyn

Сообщений: 879
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 686

Kafi написал:
[q]
к какому православному приходу причислялись прихожане деревни Большая Крушиновка Рогачёвского уезда и сохранились ли МК за 1920-1925гг.?
[/q]

Приход Озеранский. МК этой церкви не сохранились , по крайней мере и на Радзиме, и на сайте https://archives.gov.by/ информация по ним отсутствует.
Теперь о годах, Вас интересующих - 1920-1925. Какие же это МК? Вы, что, не в курсе, что большевики эту лавочку прикрыли? Это уже записи ЗАГСа нужно смотреть.
Лайк (1)
Kafi

Минск
Сообщений: 105
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 202

Logyn написал:
[q]
Приход Озеранский. МК этой церкви не сохранились , по крайней мере и на Радзиме, и на сайте https://archives.gov.by/ информация по ним отсутствует.
Теперь о годах, Вас интересующих - 1920-1925. Какие же это МК? Вы, что, не в курсе, что большевики эту лавочку прикрыли? Это уже записи ЗАГСа нужно смотреть.
[/q]

Благодарю, интересовалась, конечно, и в ЗАГС. К сожалению, за важный для меня временной интервал по конкретным персонам пришёл ответ об отсутствии информации ввиду не сохранившихся актовых записей
latgalec
антрополог бытового уровня, беженец информ.войны

latgalec

Новосибирская область
Сообщений: 1274
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 685

Logyn написал:
[q]
А в Добосянском приходе была деревня Вишеньки из Тихиничской волости
[/q]

Я полагаю, что название Добосянский имеет балтское происхождение, Дабас - по-латгальски "небо". К названию церкви как раз подходит.
Не подскажете, в этой местности встречаются еще какие балтские или просто непонятные неславянские топонимы и фамилии?
Собираю информацию о прибалтах, заблудившихся среди белорусов 101.gif
---
В Армии Колчаковской прадедушка служил
В холодной Сибири порядок наводил.

Мой дневник: https://forum.vgd.ru/7996/

Все сведения о латгальских колчаковцах размещены мной добровольно и без согласия их патриотически настроенных потомков
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 33 34 35 36  37 38 39 40 41 42 43 Вперед →
Модератор: esso
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник esso » Метрические книги и Ревизские сказки Белорусских губерний [тема №135732]
Вверх ⇈