На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Магницкий составил первую в России учебную энциклопедию по математике, так называемую Арифметику. Полное заглавие книги: «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена»
Накануне начала вторжения в российские пределы наполеоновских войск в Вологду прибыла придворная особа. Не с почетом, а в ссылку... Поводом к его низложению послужила отставка влиятельного политика александровского царствования М. М. Сперанского.
Вологодский период в судьбе М. Л. Магницкого начался 28 марта 1812 года. Поселился он в отдаленной заречной части города, которую вологжане именовали Фрязиново. За поведением ссыльного неустанно следили губернатор и полиция. По отношению к бывшему государственному чиновнику вологодский губернатор оказывал «всякую пристойность по его чину», но, вместе с тем, и принимал строгие меры наблюдения за бывшим царским чиновником. Столичные власти предписывали губернатору постоянно «доносить министру полиции обо всем замечательном насчет изгнанника и всех лицах, с которыми он будет иметь знакомства, или частыя свидания, письма его, равно и к нему присылаемыя, представлять в подлиннике к тому же министру, для доклада государю, даже тогда, когда его величество будет находиться в отлучке из Петербурга». Ссыльный в Вологде жил «тихо и скромно, не заводил ни с кем особеннаго знакомства и в положении своем казался довольно спокойным». Сохранившиеся источники позволяют говорить, что М. Л. Магницкий постоянно общался только с приезжим чиновником комиссии по составлению военных уставов и уложений, редактором по иностранной части и переводчиком Ф. Тито, а также инженером путей сообщения, подполковником Маеровым. После их отъезда в июне 1812 года его контакты с посторонними жителями Вологды прекратились.
Одиночество ссыльного продолжалось до осени 1812 года, когда в Вологду после занятия Москвы приехали князь П. Н. Оболенский и бригадир Н. Е. Кашкин. Коренные обыватели губернского города сторонились неблагонадежного чиновника по причине подозрений его в связях с французами. Однако, как следует из источников, находились некоторые вологжане, помогавшие М. Л. Магницкому переправлять в другие города свою корреспонденцию. В период вологодской ссылки он постоянно переписывался с М. М.Сперанским, действительными статскими советниками П. Г. Мосальским, Ф. И. Цеером, К. и Ш. Кавелиными и другими. Кроме того, М. М. Сперанский, зная, что его адресат «нуждается в средствах для существованиями, препровождал к нему ...денежные вспомоществования».
Отстранение от власти и немилость императора по отношению к некогда всесильному чиновнику продолжались четыре года. Ко времени ссылки в Вологду М. Л. Магницкого относится его характеристика, высказанная Е. М. Феоктистовым: «Если бы в это время совершенно прекратилась его деятельность, он унес бы с собою репутацию ревностного поборника широко задуманных преобразований, главным двигателем которых был Сперанский».
Познакомившись в конце своей ссылки через П. И. Мелиссино с графом А. А. Аракчеевым, М. Л. Магницкий сумел снискать расположение управляющего делами Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Всесильный царедворец способствовал подписанию императором указа о прощении М. М. Сперанского и М. Л. Магницкого и содействовал возвращению во власть бывших опальных государственных чиновников. Однако теперь их ожидали государственные должности в провинции. Соответственно своему положению, в августе 1816 года М. М. Сперанский отправился в Пензу исполнять обязанности гражданского губернатора, а М. Л. Магницкого назначили воронежским вице-губернатором.
Сохранившиеся источники позволяют говорить, что М. Л. Магницкий постоянно общался только с приезжим чиновником комиссии по составлению военных уставов и уложений, редактором по иностранной части и переводчиком Ф. Тито
[/q]
В Адрес-Календаре Российской Империи за 1813 год упоминается брат жены Михаила Леонтьевича, Федор Осипович Тито, служивший в Петербурге в Комиссии составления военных уставов и уложений переводчиком с иностранных языков. По всей видимости, именно о нем идет речь в выше приведенном тексте.
ГАВО. Ф.1063. Оп.1. Д.846 на 78 листах. - Метрические книги Вологодской градской Покрово-Козленской церкви за 1807-1827 гг.
1816 год. Л.35 об.
28/28/1 мая.
Означенной Покровской церкви у священника Леонтия Иванова от жены Федосьи Андреевой родился сын Николай.
Восприемником был Его Превосходительство генерал Михайло Леонтьев Магницкий.
[/q]
Полагаю, что речь идет о Михаиле Леонтьевиче Магницком, который с марта 1812 года по август 1816 года находился в ссылке в Вологде.
С 1810 года он имел гражданский чин 4-го класса Табели о рангах (1724—1917, Российская империя), который давал право на потомственное дворянство. Соответствовал чину генерал-майора в армии. Титуловался «Ваше превосходительство».
Заинтересовал вопрос: почему столичный чиновник такого высокого ранга, пусть и находящийся в опале, выступал восприемником при крещении сына приходского священника Леонтия Ивановича? Что их могло связывать?
Дальнейшее путешествие по данному дневнику позволило установить:
КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ ЦЕРКВЕЙ г. ВОЛОГДЫ за 1816 год. (ГАВО, ф.496, оп.1, д.7121). Краткие выписки Галины Владимировны Смирновой 21. Покровская в Козлене ц. - священник Леонтий Иванов Суслов 40 л., ВУ Христо-Рождественской ц., что на Вотче, уволенного за старостью от должности священника сын. Посвящен в 1799 г. к церкви Рождества Христова на Вотче, а к сей ц. - в 1805 г., грамоту и переходный указ имеет. Обучался в ВС, состояния доброго, читать, петь по нотам и по наслышке умеет. Жена Феодосия Андреева 38 л, дети: Петр 16 л - учится в высшем отделении ВДУУ Настасья 10 л, Александра 5 л.
Итак, Леонтий Иванович Суслов родился около 1776 года. Михаил Леонтьевич Магницкий был всего двумя годами моложе, поскольку датой его рождения считается 23 апреля 1778 года.
В приведенном выше посте указано, что в Вологде Михаил Леонтьевич вместе с семьей жил «в отдаленной заречной части города, которую вологжане именовали Фрязиново».
Возник второй вопрос: упомянутое Фрязиново - есть бывшее пригородное село Фрязиново, где имелась Спасо-Преображенской церковь?
Если так, то он должен быть прихожанином этого храма или выбрал иной - Покровский в Козлене?
Заинтересовал еще один храм - Рождества Иисуса Христа на Вотче, информация о котором нашлась в другом дневнике.
Метрические книги г. Вологды с уездом за 1792 год (ГАВО, ф.496, оп.8, д.48) Ч.2. Вологодский уезд 24. Рождества Иисуса Христа на Вотче ц., л.264 - священник Иоанн Иоаннов - диакон Афанасий Никитин - дьячок Осип Осипов - дьячок Иван Садоков - пономар. сын Дмитрий Алексеев (в небытность отца).
Возможно, что священник Иван Иванович был отцом Леонтия Ивановича Суслова. Хотелось бы больше узнать об отце и сыне, которые служили в вологодских церквях.
В своей работе под заглавием «Показания Магницкого. О службе действительного статского советника Магницкого, он в частности писал: «Не прежде как через четыре года прислан за ним фельдъегерь, сдозволением принести свои оправдания в Грузине. Там, под именем оправданий, предложены ему некоторые смягчения изгнания, в котором жена его, от жестокого климата, потеряла здоровье, а дочь умерла».
Вновь возникает вопрос: прихожанином, какой именно церкви был Михаил Леонтьевич и где искать сведения о кончине его дочери?
Выражаю признательность обладательницам дневников, разместившим на своих страницах обилие информативных сведений по духовному сословию города Вологды и уездов. Пример бескорыстия, достойный подражания. Низкий поклон Вам, труженицы архивов!
Козленская Покровская церковь, располагавшаяся на посаде во Владимирской трети, упоминалась в окладных книгах 1691 года. В 1704-1709 г.г. построена каменная, одноэтажная, одноглавая церковь в связи с каменной шатровой колокольней. Престолы в честь: Покрова Пресвятой Богородицы - главный, иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», сщмч. Антипы, епископа Пергама Азийского. Построена в память об избавлении от сильных пожаров.
В 1865 г. 1-я и 2-я роты Вологодского губернского батальона по распоряжению военного начальства переведены из Архангельских в Сорокинские казармы, вследствие чего военные чины этих двух рот были перечислены из Пустынского Иоанно-Предтеченского прихода в Козленский Покровский. Указом Св. Прав. Синода от 30 мая 1865 г. преподано благословение Св. Синода вологодскому купцу Евстрату Федорову Волкову за сделанные им в Покровскую Козленскую церковь пожертвования: в 1861 г. - две серебряные позлащённые, с разноцветными вставками, ризы на местные иконы: Неопалимой Купины, весом в 55 фун. 59 зол. и Богоявления Господня весом в 20 ф. 56 зол., обе эти ризы оценены: первая в 2000 руб., а вторая в 200 руб. В январе 1865 г. купцом Волковым устроена серебряная, позолоченная через огонь, риза на местную икону Спасителя, с унизанным разноцветными вставками и стразами венцом. Риза весила 25 ф. 87 зол. и была оценена в 1194 руб. Пожертвован также медный посеребренный семисвечник для постановления в алтаре за престолом, стоимостью 100 руб. сер.
Библиография ВЕВ. - 1865, №5, с. 37-38; 1865, №14, с. 110-111. ВЕВ. - 1865. - №15. - Прибавления. - С. 601. ИИАК. - Петроград, 1915. - Вып. 59. - С. 138. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 49, 195. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=624
Духовенство Покровской церкви Вологды (дореволюционный период)
Священники
1. Неизвестен. 2. Филипп Матвеев - писцовая книга 1627 г. 3. Иван Иванов - в грамотах 1678 и 1704 г. 4. Алексей - в грамоте 1730 г. 5. Спиридон Алексеев. 6. Неизвестен. 7. Алексей Спиридонов - исповедная ведомость 1796г. 8. Суслов Леонтий Иванович, 1805 - 1826 (? - 1826). В 1799 рукоположен к Христорождественской Вотчинской ц.. с 1805 к Покровской ц., с 1815 духовник 2-го благочиния г. Вологды. Имел наперсный крест за 1812 г. 9. Писарев Всеволод Андреевич, 1827 - 1839 (1805 - 30. 8. 1888), сын священника Михайло - Архангельской ц. Вологодского уезда. Окончил ВДС по первому разряду, с 1.9.1826 лектор в ВДС по классу словесности и немецкого языка, 3.2.1827 рукоположен к Покровской ц., 31.1. 1839 переведён в Димитриевскую ц., где служил до августа 1884 г., когда по болезни вышел за штат. С 24.4.1828 по 8.6.1832 - депутат по нижним присутственным местам, 21.3.1839 - определён в оспенный комитет, в 1844, 1845 - катехизатор в Спасской Обыденной церкви, 5.2.1848 - определён присутствующим в духовную консисторию, с 1844 по 1874 - законоучитель Вологодского уездного училища, с 1858 - законоучитель Мариинской женской гимназии, в 1868- 1870 - благочинный градских церквей и председатель Вологодского епархиального окружного съезда духовенства, был законоучителем некоторых учебных заведений г. Вологды. Погребён на Введенском кладбище. Награды: 1.10.1830 - удостоен набедренника, 18.4.1844 - награждён скуфией, 27.5.1848 - благословение Св. Синода, 1.1.1850 - возведён в сан протоиерея, 7.6.1850 - награждён камилавкой, 16.4.1855 - золотой крест от Святейшего Синода, 2.5.1859 - орд. св. Анны 3 ст., 30.4.1865 - удостоен палицы; 20.4.1869 - орд. св. Анны 2ст., 8.4.1873 - Императорская корона к оному; 27.3.1877 - орд. св. Кн. Владимира 4 ст. (ВЕВ, 1888, с. 387 - 391, некролог).
10. Якубов Николай Михайлович, 1839 - 1844 (1816 - ?), сын священника Леонтьевской Глушицкой ц. Кадниковского у. В 1838 окончил ВДС по первому разряду. В феврале 1839 рукоположен к Покровской ц. 11. Мусников Василий Андреевич, 1844- 1881 (1820 - 6.2.1881). 15.7.1842-окончил курс ВДС по второму разряду, 21.9.1844 - рукоположен к Ильинской Кобыльской ц. Никольского у., 20.10.1844 переведён в Покровскую ц, в 1853 - катехизатор в Спасо - Всеградском соборе, исполнял различные послушания по указам Духовной консистории. Награды: 25.4.1850 -за скромное, тихое поведение и за усердие по благоустройству своей церкви награждён набедренником, 7.4.1865 - бархатной фиолетовой скуфией, 19.4.1869 - камилавкой, 3.4.1876 - удостоен золотого наперсного креста. Имел бронзовый крест на Владимирской ленте в память войны 1853-56гг. (ВЕВ, 1881, с. 119 — 120, некролог). 12. Суровцев Александр Петрович, 1881 1891, (1832 — 7.9.1909). Сын священника Флоро - Лаврской ц., что в Блазнах Грязовецкого у., в 1854 окончил ВДС со званием студента, с 1856 наставник в ВДУ, 26.1.1860 перемещён на должность учителя греческого языка, 2.11.1867 утверждён делопроизводителем училищного Правления, 18.8.1871 определён помощником смотрителя ДУ, 19.2.1881 - рукоположен к Покровской ц., преподавал в ВДУ, 20.2.1891 - по состоянию здоровья вышел за штат. Для оказания помощи беднякам организовал при Покровской ц. одно из первых в городе приходское Попечительство. Много заботился об украшении храма. Награды: 1866 - благодарность окружного академического правления за кротость обращения с учащимися, 26.7.1873 - орд. св. Станислава 3 ст.. 9.6.1878 - орд. св. Анны Зет.,7.4. 1888 - удостоен ношения камилавки. Имел Высочайше дарованный серебряный крест и серебряную медаль в память царствования Александра III. Погребён на кладбище Свято -Духова монастыря, могила не сохранилась (ВЕВ, 1910, с. 5 -13, некролог). 13.Рукин Николай Александрович, 1891 - 1904 (1860 - после 1928). В 1881окончил ВДС, в 1885 окончил Казанскую ДА со степенью кандидата богословия, преподавал в Иркутском и Никольском ДУ, 4.11.1889 - назначен помощником смотрителя Никольского ДУ, 7.4.1891 рукоположен к Покровской ц., с 26.5.1902 - товарищ председателя братства во имя Всемилостивого Спаса, с 14.3.1903 - преподаватель русского языка с церковнославянским в Вологодском ДУ, 15.4.1903 - согласно прошения причислен сверхштатным священником к Зосимо - Савватьевской ц., 21.1.1904 - определён к Афанасьевской ц., 3.9.1908 - причислен сверхштатным священником к Зосимо-Савватьевской ц., позже служил в Леонтьевской ц. Участник общеепархиальных съездов, преподавал русский, латинский языки в ВДУ, был председателем совета Вологодского епархиального женского училища, 24.8.1910 назначен третьим заместителем членов Государственного Совета от православного духовенства. Награды: набедренник, 10.5.1894 - скуфия, апрель 1897 - камилавка, апрель 1900 - наперсный крест, 3.2.1905 - орд. св. Анны 3 ст., 6.5.1905 - возведён в сан протоиерея, 6.5.1910 - орд. св. Анны 2 ст., имел серебряную медаль на Андреевской ленте в память царствования Александра 111,29.6.1917 - палица. 14. Голубев Александр Александрович, 1903 - 1917 (?), (1869 - ?). В 1890 окончил ВДС по второму разряду, 27.6.1890 определён законоучителем Ш уровской Георгиевской церковноприходской школы Кадниковского у., 17.10.1890 рукоположен во диакона, 18.10.1890 рукоположен во священника к Верховской ц. Рождества Богородицы Тотемского у., в 1898 - 1903гг. - благочинный 4-го округа Тотемского у., 15.4.1903 - переведён в Покровскую ц., 1.12. 1905 - член правления ВДУ, с 1908 - казначей братства во имя Всемилостивого Спаса, с 24.4.1908 - постоянный член Вологодского епархиального училищного совета, с 1910 - председатель попечительского совета о бедных духовного звания. Награды: 28.3.1898 - набедренник, 20.5. 1900 - благословение Св. Синода с грамотой, за усердие в деле народного образования. 1901 - благодарность от Тотемского отделения епархиального училищного совета за ревностные и полезные труды по воспитанию учащихся, 15.3.1901 награждён скуфией, 27.9.1902 - архипастырское благословение с внесением в послужной список за способность и достаточную опытность в преподавании закона Божия, 12.4.1906-награждён камилавкой, 6.5.1912 — наперсный крест от Св. Синода. 15.Добряков Николай Александрович, 1917(?)~ январь 1930 (21.11.1883 - 1940-е годы). Окончил ВДС со званием студента. В 1904 - учитель Градинского земского училища Грязовецкого у., 10.12.1905 - рукоположен во священники к Богородице - Комельской ц., был законоучителем местной церковно-приходской школы , а также Михайловского и Крутецкого женских училищ, 1.10.1916 - переведён в Софийский собор, позже настоятель Покровской ц.
Диаконы
? (1782) Матфей Алексеев 1746, жена Елизавета Дмитриевна 1756, волог. дворцового с. Фрязинова крестьянская дочь; дети: Александр Парасковья ? (1810) Петр Васильев 1835 1839 Ельцов Иоанн Афанасьев (1814-1872) родом Димитровской Озерковской ц. Вологодского у. диакона Афанасия Андреева сын. Жена Надежда Григорьева (1820-1872) природой Николаевской Устьрецкой ц. Кадниковского у. дьячка Василия Григорьева Устьрецкого дочь. Дети их: Екатерина, Афанасий, Виктор, Акиндин, Автоном, Викентий (1867) 1867 Баданин Александр 1873 (1873) Ермолин Константин ? (1900) Корбанский Алфей Анатольев, жена Мария Павлова, дочь Ольга
Псаломщики
(1872) 1878 Ломоносов Владимир ( из моих предков) 1873 1873 Колосов Рафаил (1875) 1875 Пахирев Андрей 1878 1886 Ржаницын Павел Авдониевич, жена Мария Александрова, дочь Мария 1886 1890 Обнорский Павел Иоаннович 1890 (1890) Мальцев Феодор 1891 1891 Непеин Иларий 1891 (1891) Чевский Алексей
Дьячки
? Ранее 1782 Василий Васильев, жена Дарья Петровна 1740; дети Мария, Парасковья ? (1782) Иван Федоров 1750, жена Евдокия Ивановна 1756, мещан. дочь; дети: Стефан, Андрей, Екатерина, Анна ? (1810) Василий Иванов ? (1818) Лавров Флегонт Федоров 1799. природой Грязовецкого у. Флоровской, что в Вотчине Павлова монастыря ц. дьяконский сын. Жена АННА ИВАНОВА 1800, сын Иван (1867) 1867 Григоров Феодор Иванович 1867 1869 Светлосанов Александр 1869 1872 Неклюдов Вениамин
Пономари
? (1782) Василий Иванов 1752, жена Катерина Васильевна 1754, свящ. дочь ? Ранее 1782 Александр Спиридонов, дочь Парасковья ? (1810) Иван Веселовский 1824 1831 Обнорский Иван Давидович
= 1782/1795 годы. ГАВО, ф.496, оп.1, д.4380, л.304. - Ревизские сказки Вологды и уезда за 1782/1795 гг. Сказка №125. Христорождественская на Вотче церковь, двухприходная По ревизии 1782 года: Статные: Второй священник Иван Иванов, 35 л. (ок. 1747 г.р.) У него жена Катерина Иванова, 34 л., дьяческая дочь У них дети: - Василий, 12, обучается в семинарии, произведен на место умершего священника сей церкви Василия Иванова в 1791 г. - Леонтий, 6 - Марья, 9
Ныне на лицо, 1795 год:
Статные: Священник Иван Иванов, 48 л. У него жена Катерина Иванова, 47 л., дьяческая дочь У них дети: - Леонтий Иванов, 19 , обучается в семинарии - Марья, 22
Второй священник Василий Иванов, 25 л., произведен на место умершего священника Василия Иванова. У него жена Марья Иванова, 24, священническая дочь У них дочь Александра, 1 г.
= 1810 год. ГАВО. Ф.496, оп.8, д.71. - МК г. Вологда. Покровская ц. на Козлене
- священник Леонтий Иванов - дьякон Петр Васильев - дьячок Василий Иванов - пономарь Иван Веселовский
***
= 1825 год. Фонд № 496. Оп.19. Д. 280. Л.185-186. - Исповедные ведомости церквей г. Вологды и Вологодского уезда за 1825 год. Том 1. Кол-во листов: 916.
N 22 Покровская на Козлене церковь
1.1. Священник Леонтий Иванов Суслов, 49 1. Жена его Федосья Андреева, 47 Дети их 2. Настасья, 19 3. Александра, 14
2. Дьячек Иван Парменов, 20, холост.
3. Пономарь Иван Давыдов, 19 4. Жена его Параскева Васильева, 19 4. Сын их Иван, 3 мес.
Все вышеперечисленные были на исповеди у Священника Богородской на Нижнем долу церкви Иоанна Глушицкого.
***
= 1834 год. ГАВО, ф.496, оп.3, д.271, л.119-121. - Ревизские сказки г. Вологды и Вологодского уезда за 1834 год.
Покровская на Козлене церковь.
Священник Леонтий Иванов Суслов (40 предшествующую ревизию в 1816 г.) - умер в 1926 году. Сын Петр (16 пред.рев.) - выбыл из духовного звания в 1819 г. Заштатные: Умершего священника Леонтия Иванова Суслова жена Феодосия Андреева,55 л. Дочь Анастасия, 24
= 1855 год. ГАВО. Ф.496, оп.1, д.12663. - Сведения о личном составе Вологодского Успенского Горнего Девичья Монастыря. Отдельные выписки.
НАСТОЯТЕЛЬНИЦА
- Игуменья Раиса. 73 лет, крестьянская дочь. Читать и писать обучена. К заслуге монашества определена в сей монастырь по увольнительному письму от Вологодского начальства 7.03.1809 г. Исправляла разные послушания, многократно посылалась в столичные, губернские и уездные города для сборов. Поручался присмотр при разных постройках и поправках по монастырю. В монашество пострижена в сем монастыре в 1832 г. За рачительное и точное исправление всех поручений по постановлению ВДК была определена и.д. казначея сего монастыря в 1844 г., с 1847 утверждена была в должности казначея. 25.09.1847 произведена в игуменьи. Переведена игуменьей в Устюжский Иоанно-Предтеченский девичий монастырь 17.12.1848 г., а 27.05.1850 возвращена вновь в Вологодский Успенский девичий монастырь. За ревностное прохождение должности настоятельницы и очень хорошее обращение с сёстрами, объявлена Его Преосвященством Феогностом Епископом Вологодским и Устюжским и кавалером признательность 5.09.1853 г. За долговременную и усердную службу высочайше награждена наперсным крестом 5.07.1855 г.
ОДЕТЫ В РЯСОФОР
- рясофорная Анатолия Леонтиева Суслова, г. Вологды Покровской Козленской ц. умершего священника дочь девица. Чтению, письму обучена. Определена в сей монастырь к заслуге монашества в 1844 г. В рясофор одета 25.03.1849 г. Занимается в церкви чтением Синодика и изношением свеч и подсвечников при богослужении на входы и литии.
= 1826 год. ГАВО. Ф.496, оп.1, д.8493. - Выписки из дела "О назначении, перемещении и увольнении по службе за 1826 года".
Выписки касаются Всеволода Писарева и братьев Образцовых.
л.90 - Дело о произведении Вологодской семинарии студента Всеволода Писарева г. Вологды к Покровской ц., что в Козлене в священника от 26.11.1826 г. (до этого им было написано прошение об определении его в священника Градской Сретенской ц. г. Вологды, но был назначен другой кандидат).
л.99. - Билет дан сей из Вологодской консистории в следствие резолюции его Преосвященства Онисифора, епископа Вологодского и В-Устюгского, кавалера, кончившему в Вологодской семинарии учение студенту Всеволоду Писареву на вступление в брак г. Вологды Покровской церкви на Козлене, умершего священника Леонтия Сусловаа дочерью Александрой с тем, чтобы по вступлении в оный явился к Его преосвященству с надлежащим от венчавших церковнослужителей свидетельством для произведения в священникаа. 25.11.26 Эконом Глушицкий игумен Михаил.
л.100 - Свидетельство. Объявитель сего 09.01.1827 г., кончивший курс в Вологодской семинарии учение, студент Всеволод Андреев Писарев г. Вологды Покровской ц., что на Козлене, умершего священникка Леонтия Сусловаа с дочерью Александрой обвенчан. Таинство при означенной церкви свершили священник ГУ Николаевской Кузнецовской ц. Илиодор Андреев Писарев, покровский дьячок Иван Парменов и пономарь Иван Давыдов.
л. 101-105. - Свидетельство ключаря духовника иерея Павла Иконникова. 1.02.1827 г. студент Вс. Писарев исповедован, к рукоположению в священника оказался "не сумнителен". 03.02.27 посвящен в священника. Обучался священничеству в градской Сретенской церкви. Рапорт священника градской Екатерининской церкви Петра Товиева о том, что рукоположенный к Покровской церкви студент Вс. Писарев церковнослужению обучен.
л.108 Прошение студентата Вс. Писарева об определении и его к Покровской ц. со взятием в жены младшей дочери умершего священника Леонтия Сусловаа Александры. В прошении он указывает точную дату своего рождения 11.01.1905 г., т.к. в училищном свидетельстве она была указана неправильно. Вс. Писарев родом Михаило-Архангельской Верхвологодской церкви умершего священника Андрея Алексеева сын. После умершего отца осталась мать Мирония (57), которая состоит на пропитании у зятя своего, вышеозначенной М-А церкви священника Стефана Дилакторского.
*** = 1834 год. ГАВО. Ф.496. оп.3, д.271. л.118-119. - Ревизские сказки Вологды и Вологодского уезда за 1834 г.
№19. Покровская Козленская,
- священник Всеволод Андреев Писарев (28), опред. к ней в 1827; жена Александра Леонтьевна (22), дети: Александра (6), Любовь (4), Елизавета (1)
Имена, имена… Обычные для нас: Леонтий, Иван, Василий, Михаил… Но как порой много заложено в них смысла, ибо повторяются они неоднократно на протяжении рода.
Не рисковал ли священник Леонтий Иванович Суслов, выбравший в восприемники при крещении сына Николая, государственного преступника Михаила Леонтьевича Магницкого?
Суля по оставленным заметкам, тяжело жилось в Вологде Михаилу Магницкому, коему исполнилось в то время всего 34 года, из-за ярлыка «иностранный шпион». Прибыл он туда с семейством в знаменательный год – 1812, когда будоражило умы «нашествие» Наполеона.
Ответить на вопрос, что связывало двух этих персон, пока нет возможности. Скорее всего – истинная вера. Не оставляет надежда, что тайна сия все же будет раскрыта.
Промолчу… Не буду высказывать свои соображения. Столько раз приходилось отказываться от выдвинутых гипотез.
(*) Александръ Скарлатовичъ написалъ эту статью вскорѣ по смерти М. Л. Магницкаго, подъ живымъ впечатлѣніемъ дружеской скорби; но тогда не успѣлъ напечатать ее ни въ Одесскомъ Вѣстникѣ, ни въ "Москвитянинѣ", по причинамъ отъ него не зависящимъ. Теперь тѣхъ причинъ нѣтъ. А статья и теперь имѣетъ свое значеніе, заявляя нѣсколько новыхъ свѣдѣній о Магницкомъ и рисуя его съ той стороны, которой почти не касались составители статей о немъ. Audialur et altera pars, Свящ. H. Неводчиковъ. Читатели сличатъ статью эту съ замѣтками Вологжанина, въ Р. Архивѣ 1867, стр. 1663, 1692 и далѣе. Само собою разумѣется, что мы помѣщаемъ статью Стурдзы единственно какъ памятникъ историко-литературный, безъ малѣйшаго намѣренія оцѣнивать нравственный характеръ и общее направленіе дѣятельности Магницкаго. П. Б.
Переживать милыхъ сердцу нашему родителей, родныхъ и друзей, провожать современниковъ до завѣтнаго святилища могилы, и каждый разъ больнѣе и глубже ощущать свое одиночество,-- таковъ горькій удѣлъ долголѣтняго бытія на землѣ! На днѣ роковой чаши сей, растворяемой и гнѣвомъ Божіимъ за грѣхъ, и милосердіемъ Его къ грѣшникамъ, есть нѣсколько ѣдкихъ капель того таинственнаго вина умиленія, отъ котораго упоенная жизнію душа пробуждается, совлекаетъ съ себя послѣднія пристрастія и емлется вѣрою за невидимое и вѣчное. Но при каждой новой утратѣ, съ какимъ ужасомъ открываемъ мы въ себѣ двѣ грозныя, мало прозрѣваемыя нами истины: въ 1-хъ жалкую немощь нашей вѣры въ невидимое и грядущее; во 2-хъ суету жизни плотской, уносимой по частямъ долу или выспрь,-- жизни, которая есть не что иное, какъ медленное умираніе.
Когда рабъ Божій Михаилъ другъ нашъ успе, когда іерей Бога Вышняго, общій другъ нашъ, всподвизавшійся ему въ молитвѣ до послѣдняго вздоха, прямо отъ одра страдальца зашелъ ко мнѣ въ слезахъ, съ печальною вѣстію,-- тогда первый порывъ горести скоро смѣнила въ душѣ моей тяжкая дума о ничтожествѣ жизни и скорбей и тлѣнныхъ нашихъ житейскихъ мечтаній!.. И подлинно, давно ли маститый другъ и собесѣдникъ нашъ услаждалъ насъ пылкости и богатствомъ ума своего и вмѣстѣ укрѣплялъ насъ твердостію вѣры, возмужавшей въ немъ отъ множества претерпѣнныхъ скорбей и напастей? Въ 10 дней совершилось разрушенное его земной храмины являвшей дотолѣ всѣ признаки долголѣтія, закаленнаго какъ цѣнный металлъ огнемъ искушеній. Не вѣрится роднымъ и друзьямъ, чтобы вдругъ не стало его въ круту нашемъ, не вѣрится намъ маловѣрнымъ, чтобы нѣжный отецъ семейства, какимъ былъ М. Л. Магницкій, могъ столь безмятежно, смиренно и даже радостно разстаться съ настоящею жизнію, и ношу ея и уды сбросить съ себя одною силою духа, для котораго сквозь мрачную завѣсу смерти уже виднѣлась и просіявала блаженная страна обѣтованій Христовыхъ.
М. А. Магницкій, скончавшійся въ Одессѣ ноября 21-го 1844 года, въ день Введенія во храмъ Пресв. Богородицы, прожилъ на землѣ 66 лѣтъ и въ теченіе сего времени служилъ царю и отечеству на разныхъ высокихъ степеняхъ государственнаго управленія: удаленъ былъ отъ дѣлъ вмѣстѣ съ незабвеннымъ М. М. Сперанскимъ; занималъ послѣдовательно и поперемѣнно, въ продолженіе четырехъ царствованій, сперва дипломатическія мѣста въ Вѣнѣ и Парижѣ; потомъ должность статсъ-секретаря съ 1-го января 1810 до роковаго 1812 года; изъ временнаго бездѣйствія въ Вологдѣ вызванъ снова къ должностямъ вице-губернатора Воронежскаго и губернатора Симбирскаго; а потомъ назначенъ былъ попечителемъ Казанскаго учебнаго округа: но съ 1826 года сошелъ навсегда съ тернистаго поприща заботъ и дѣлъ въ мирное убѣжище домашней жизни.
Да позволено будетъ намъ войти въ нѣкоторыя хронологическія подробности.
Дѣйствительный статскій совѣтникъ Михаилъ Леонтіевичъ Магницкій (сынъ дѣйствит. же ст. совѣтника) родился въ 1778 г. апрѣля 23-го дня: воспитанный въ Московскомъ университетскомъ благородномъ пансіонѣ, покойникъ любилъ припоминать то время, когда за блестящіе успѣхи въ наукахъ получилъ онъ награду изъ рукъ знаменитаго старца Хераскова. Какъ водилось въ старину, молодой Магницкій началъ служеніе свое съ ружья, и, дослужившись до капитанскаго чина, перешелъ изъ военной службы въ гражданскую 8-го октября 1797 г., а съ 1798 г. сентября 29 пожалованъ въ коллежскіе ассесоры и отправленъ канцелярскимъ служителемъ къ Вѣнскому посольству, при коемъ находился до 1800 г. Здѣсь даровитому юношѣ досталось въ завидный удѣлъ не разъ вслушиваться въ разговоры великаго Суворова, ловить то привѣтливыя къ себѣ, то игривыя и колкія слова героя, который останется навсегда представителемъ русскаго ума и воинской доблести русскихъ. Яркій обликъ лѣтописнаго мужа глубоко врѣзался въ памяти Магницкаго. Онъ любилъ и умѣлъ разсказывать о Суворовѣ съ оригинальною прелестію, достойною Суворова. Изъ Вѣны Михаилъ Леонтьевичь перечисленъ былъ къ Парижской миссіи, при которой служилъ онъ подъ начальствомъ посланника Колычева и пользовался случаями наблюдать вблизи тогдашняго перваго консула мятежной Французской республики и вмѣстѣ высшій кругъ отборнаго парижскаго общества. Въ 1803 г. марта 14-го, Магницкій опредѣленъ былъ начальникомъ экспедиція во вновь учрежденное министерство внутреннихъ дѣлъ. Отсюда начинается ого безпредѣльная дѣятельность по части государственнаго управленія. Онъ дважды посыланъ былъ въ Псковъ и въ Вильну съ важными порученіями, пріобрѣталъ опытность, обнаруживалъ рѣдкія способности и, быстро повышаясь въ чинахъ, добытыхъ рвеніемъ и трудомъ, Магницкій былъ пожалованъ въ дѣйствительные статскіе совѣтники и въ статсъ-секретари Е. И. В. по департаменту законовъ въ государственномъ совѣтѣ, 1810 г. января 1-го дня. Покойникъ дѣйствовалъ заодно съ М. М. Сперанскимъ, но ему въ особенности поручено было составленіе военныхъ уставовъ и уложеній для большой дѣйствующей арміи. Кромѣ ордена св. Владиміра 3-й ст., украшавшаго грудь его, Магницкій получилъ орденъ св. Анны 1-го класса 12 декабря 1811 г.
Наставала тогда для Россіи грозная година искушеній и непріятельскаго нашествія, Сперанскому и Магницкому повелѣно было выѣхать изъ столицы; послѣднему назначено мѣстопребываніе въ Вологдѣ. Тяжолое испытаніе было некратковременно; ибо хотя высочайшимъ указомъ, въ коемъ изъяснены причины удаленія сихъ двухъ заслуженныхъ сановниковъ, Магницкій оправданъ и опредѣленъ тогда же Воронежскимъ вице-губернаторомъ, однакоже указъ о семъ состоялся не прежде 30-го августа 1816 г. Изъ Воронежа М. Л. перемѣщенъ былъ гражданскимъ губернаторомъ въ Симбирскъ 1817 г. іюня 14-го. Издержавшему на службѣ все свое родовое имущество пожалованы были добавочные оклады, и для благородной, безкорыстной дѣятельности его открылось тогда новое поприще: онъ пожалованъ членомъ главнаго правленія училищъ, посланъ былъ въ Казань для обревизованія тамошняго университета и учебнаго округа, котораго наконецъ сдѣлался попечителемъ. Въ совѣтѣ министра духовныхъ дѣлъ и народнаго просвѣщенія, незабвеннаго князя А. H. Голицына, сошелся я въ первый разъ съ М. Л. Магницкимъ. Но вскорѣ мы опять разошлись: меня снова повлекло за границу быстрое теченіе тогдашнихъ политическихъ событій; а Магницкій, потрудившись около 5 лѣтъ въ званіи попечителя Казанскаго округа, уволенъ отъ сего званія 6-ro мая 1826 г. и съ тѣхъ поръ проживалъ уединенно въ Ревелѣ {Магницкій былъ сосланъ въ Ревель. Подробности находятся въ Воспоминаніяхъ Панаева,. въ Вѣстникѣ Европы 1867, кн. 4-я. П. Б.}, откуда переселился въ Одессу. Здѣсь суждено было намъ опять встрѣтить другъ друга, уже не на открытомъ морѣ житейскихъ треволненій, по причаливъ къ берегу и бросивъ якорь въ той пристани, откуда бурное прошедшее яснѣетъ для умственнаго взора, очищеннаго христіанскимъ самосознаніемъ.
Съ 1834 г. М. Л. Магницкій съ семействомъ своимъ {Сынъ Магницкаго, служившій въ гвардіи, не оставилъ по себѣ мужскаго потомства. П. Б.} водворился въ Одессѣ, увидѣлъ около себя малютокъ, дѣтей единственнаго своего сына, и постоянно пребывалъ въ тѣсномъ кругу немногихъ собесѣдниковъ и друзей, умѣвшихъ цѣнить его умъ, познанія, обходительность, живое участіе характера пылкаго и благороднаго въ происшествіяхъ отечественныхъ и всемірныхъ. Но и въ этомъ предсмертномъ уединеніи постигла его прискорбная нечаянность: страдалецъ принужденъ былъ переѣхать на жительство въ Херсонъ {Вслѣдствіе непріятныхъ отношеній съ кн. М. С. Воронцовымъ. П. Б.}, гдѣ онъ пробылъ два года въ разлукѣ съ семействомъ, подъ гнетомъ тѣлеснаго недуга, въ произвольномъ одиночествѣ и духовномъ безмолвіи. Тамъ отшельника постигла водяная болѣзнь, которая, къ удивленію врачей, кончилась выздоровленіемъ тотчасъ послѣ принятія страждущимъ и крѣпко вѣровавшимъ цѣлебнаго таинства елеосвященія.
Замѣтимъ, что то же самое случилось съ нимъ за нѣсколько лѣтъ въ Ревелѣ, когда по его желанію преподано было болящему таинственное помазаніе во имя Господне.
Изъ Херсона покойникъ возвратился въ Одессу, въ объятья родныхъ и друзей уже не тѣмъ юношей въ сѣдинахъ, какимъ онъ казался намъ въ первые годы пребываніи его въ нашемъ городѣ. Со всѣмъ тѣмъ быстрота и мѣткость ума еще не покидали бодраго старца, онъ все еще былъ душою нашихъ дружескихъ бесѣдъ, несравненнымъ цѣнителемъ ученыхъ и литературныхъ трудовъ, строгимъ обличителемъ гордой философіи по стихіямъ міра и въ полномъ смыслѣ стоикомъ-христіаниномъ. Только мало-по-малу крѣпло и обнаруживалось въ немъ благодатное отчужденіе отъ мірскихъ видовъ и пристрастій, прилежаніе въ келейной молитвѣ и безусловное, младенческое послушаніе всѣмъ уставамъ матери нашей Православной Церкви. Крутость воли, увлекавшая нѣкогда Магницкаго далеко за предѣлы предположенной имъ благой цѣли, начала примѣтнымъ образомъ уступать вліянію внутренняго самоотверженія. Отъ множества неудачъ въ жизни, онъ пересталъ довѣрять успѣху въ дѣлахъ и предпріятіяхъ самыхъ общеполезныхъ. Однако, подъ корою недовѣрчиваго равнодушія, сердце его горячо билось сочувствіемъ къ малѣйшимъ успѣхамъ дѣла Божія на землѣ. Бывъ нѣкогда ревностнымъ участникомъ въ трудахъ упраздненнаго нынѣ Россійскаго библейскаго общества, Магницкій вдругъ отсталъ отъ него по внутреннему убѣжденію, навлекъ этимъ на себя много кривыхъ толковъ и нажилъ не менѣе враговъ {Позднѣе (1849 г.) въ "Запискахъ Современника" Александръ Скарлатовичъ такъ разсказалъ о выходѣ Магницкаго изъ библейскаго общества: "Однажды представили засѣданію персидскій переводъ дли оптоваго отправленія въ Персію Магницкій не вытерпѣлъ: объявилъ довольно рѣзко мнѣніе свое о неблагонадежности такого распространенія слова Божія. Подняли ропотъ и шумъ. Князь Мещерскій напрасно толкалъ въ бокъ Магницкаго съ тѣмъ, чтобы онъ молчалъ. Магницкій пуще разговорился и заключилъ судную рѣчь свою противъ неразсмотренныхъ переводовъ устраненіемъ себя отъ всякаго дальнѣйшаго участія въ занятіяхъ библейскаго общества. Никто еще не угадывалъ, откуда происходила нечаянная вспышка пламеннаго дотолѣ ревнителя библейскаго дѣла. Вскорѣ побужденія и причины обнаружились: бывшій ученикъ Иннокентія, іеромонахъ Фотій, подѣйствовалъ на пылкость характера Магницкаго..." ..."и черезъ посредство общихъ друзей приманилъ къ себѣ Магницкаго. Встрѣтилъ его у дверей гостинной Фотій, держа восковыя свѣчи въ рукахъ, и съ нѣмою торжественностію провожалъ его до приготовленныхъ креселъ. Кругомъ сидѣли почетныя дамы, въ томъ числѣ графиня Орлова. Фотій сѣлъ возлѣ Магницкаго и молчалъ нѣсколько минутъ; потомъ ухватился за колокольчикъ, стоявшій на столикѣ и сталъ звонить сколько было у него силы, не проговаривая впрочемъ ни одного слова. Видно, Магницкій и онъ помѣнялись взорами въ залогъ взаимнаго согласія,-- и негласный между ними союзъ былъ заключенъ. Послѣ этой первой встрѣчи Магницкій началъ уже дѣйствовать открыто противъ нѣкоторыхъ распоряженій того самаго министерства, въ которомъ занималъ довольно почетное мѣсто. Онъ, конечно, защищалъ правое дѣло, вступаясь за Церковь противъ библейскаго общества. Но съ одной стороны порывы пылкаго характера часто увлекали его за предѣлы благоразумія и умѣренности; съ другой стороны, дѣйствуя сообразно замысламъ графа Аракчеева противъ князи Голицына, Магницкій навлекъ на себя упрекъ въ неблагодарности къ тому, кто взыскалъ его изъ полузаточенія и ввѣрилъ ему Казанскій учебный округъ. Не знаю навѣрное, обращался ли предварительно Магницкій къ своему начальнику съ указаніемъ на видимое имъ зло или нѣтъ..." H. H.}. Конечно, уклончивая осторожность не всегда управляла его поступками: онъ не умѣлъ соразмѣрять порывы ревности своей внѣшнимъ обстоятельствамъ. За то М. Л. Магницкій никогда не былъ человѣкоугодникомъ, и болѣе всего дорожилъ сокровищемъ совѣсти и вѣры, которую стяжалъ и усвоилъ себѣ послѣ сильной внутренней борьбы со страстьми и заблужденіями юношескихъ лѣтъ. Припоминая себѣ это бурное время жизни своей, покойникъ обыкновенно приписывалъ грѣхамъ юности всякое новое искушеніе и бѣдствіе, его постигавшее. Любимая поговорка его въ такихъ случаяхъ: по дѣламъ вору мука,-- и симъ приговоромъ истиннаго смиренія ограничивались жалобы страдальца. Тѣснили ль его обстоятельства, или осуждали люди, или угрожала скудость средствъ, онъ всегда винилъ самого себя и крѣпче лишь прижималъ къ груди своей наложенный свыше крестъ.
Въ 1838 г. посѣтилъ Одессу въ первый и послѣдній разъ графъ М. М. Сперанскій. Не смотря на старую дружбу, позднѣйшія превратности разъединили какъ-то между собою знаменитыхъ тружениковъ. Магницкому сперва не хотѣлось домогаться свиданія съ первостепеннымъ государственнымъ сановникомъ. Онъ колебался, потомъ внялъ голосу мудрости и пріязни, который заставилъ его написать къ Сперанскому слѣдующее замѣчательное письмо:
"Какъ скоро узналъ я, мой почтеннѣйшій М. М., что вы сюда пріѣхали, первое движеніе моего сердца, первое чувство всего моего семейства было -- обнять стараго благодѣтеля и друга. Но за глупымъ сердцемъ говорилъ разумъ: ты въ опалѣ, люди придворные этой чумы боятся; тотъ, котораго въ углу твоемъ почитаешь ты другомъ, на большомъ театрѣ міра не разъ показалъ тебѣ противное, толкалъ ногой мертвеца политическаго; чуждался всего, тебѣ принадлежащаго; угодники, его окружающіе, тебя бѣгали, -- что за охота бросаться въ холодную ванну? Вчера пріѣзжаетъ ко мнѣ здѣшній архіерей, другъ моего Вологодскаго изгнанія, свидѣтель коихъ къ вамъ чувствъ {Преосвященный Гавріилъ, архіепископъ Херсонскій и Таврическій. Кстати, въ "Памятныхъ замѣткахъ Вологжанина" (Рус. Арх. 1867 г. No 12-й ст. 1659) преосвящ. Гавріилъ ошибочно названъ "Архіепископомъ Одесскимъ Харьковскимъ". Съ 1828 по 1837-й г. онъ былъ епископомъ, а потомъ архіепископомъ Екатеринославскимъ, Херсонскимъ и Таврическихъ и жилъ въ Екатеринославѣ. Въ 1837 г. за отдѣленіемъ епархіи Екатеринославской, онъ переселился въ Одессу и началъ именоваться арх. Херсонскимъ и Таврическимъ. H. H.}. Первое слово о васъ: какъ я съ вами увидался? -- Никакъ.-- За что поссорились?-- Не ссорились, и ничего другъ противъ друга не имѣемъ.-- Что-жъ это значитъ? -- и, подумавъ, добрый пастырь рѣшилъ: есть въ которомъ-нибудь недостатокъ смиренія. -- Въ обоихъ, отвѣчалъ я; но какъ въ словѣ смиренномудраго былъ завернутъ духъ, то оно такъ принялось у меня на сердцѣ, что въ тотъ же день рѣшился я передъ вами смириться. И подлинно, шли мы съ вами далеко и долго, разными дорогами и пришли -- ко гробу! Еще шагъ, и увидимся тамъ, куда ни мѣшки, ни орденскія мантіи не пролѣзаютъ; надобно бросить все горючее въ дорогѣ, чтобъ тамъ не вспыхнуло.-- Угодно ли?"
Могло-ль не подѣйствовать на высокую душу Сперанскаго столь искреннее изліяніе знакомой ему души. Послѣ этихъ разительныхъ строкъ старые друзья имѣли частыя свиданія, но послѣднія для нихъ въ юдоли плача, гдѣ не всегда сердце сердцу вѣсть даетъ.
Если въ предыдущихъ очеркахъ сколько нибудь удалось намъ представить читателямъ нашимъ Магницкаго, какимъ онъ былъ на закатѣ дней своихъ, то не трудно будетъ имъ угадать -- каковымъ содѣлала его сила Божія въ борьбѣ со смертію. Покойный заболѣлъ отъ простуды въ ненастную и бурную погоду, сокрушившую на нашей гавани мореходныя суда. Онъ затворился дома, но не слегъ; лечилъ себя домашними лекарствами, и три дня спустя, въ угодность озабоченной супругѣ своей, пригласилъ къ себѣ просвѣщеннаго врача, который, съ перваго взгляда замѣтивъ въ больномъ признаки воспаленія въ груди, настоятельно потребовалъ кровопусканія. Но, увы, напрасны были всѣ убѣжденія: больной отказывался отъ средства, никогда въ жизни имъ неиспытаннаго, и, какъ бы торопясь въ далекій, безвозвратный путь, рѣшительно отклонилъ отъ себя чашу земнаго бытія. Болѣзнь усилилась; внутреннія лекарства не помогали; больной страдалъ безъ малѣйшей жалобы или стона, страдалъ и помышлялъ о вѣчности. Насъ, друзей своихъ, принималъ онъ съ обычнымъ радушіемъ, съ изумительнымъ присутствіемъ духа, неизмѣнявшимъ ему ни на минуту. Бесѣдуя однажды при мнѣ съ другимъ посѣтителемъ, больной указалъ на меня я примолвилъ: Вотъ, за кого боюсь, когда А. С. заходитъ ко мнѣ въ дурную погоду.-- Ноября 19-го, послѣ страдальческой ночи, больной начертилъ слабѣвшею рукою духовному отцу своему слѣдующія строки: "Лобзаю отеческую руку за возношеніе любви; но такъ какъ прошлая ночь была очень дурна и кашель можетъ усилиться; то я желалъ бы завтрешней денъ пораньше или сегодня вечеромъ исповѣдаться, а послѣ завтрешней литургіи пріобщиться, и потому желалъ бы условиться о часахъ и приличныхъ экипажахъ, которые будутъ готовы". -- Все совершилось по желанію сердца сокрушеннаго и смиреннаго, жаждавшаго вѣчной жизни. Тщетно окружавшіе его, говоря о возможности выздоровленія, напоминали ему о дѣтяхъ и внукахъ: собравшійся въ путь рябъ Божій отклонялъ отъ себя суетныя надежды, и въ отвѣтъ тихимъ голосомъ повторялъ: нѣтъ, пора, пора! Во вторникъ, 21-го ноября, почувствовавъ близость смерти, опятъ послалъ за духовникомъ, который поспѣшилъ къ нему и въ продолженіи 2 1/2 часовъ непрестанно молился у постели его, совоздыхая вѣрою и любовію къ небесному Разрѣшителю всѣхъ узъ грѣха и плоти, Господу Іисусу. Ровно въ 6 часовъ вечера преставился рабъ Божій Михаилъ,-- только 12-ю часами опередившій въ вѣчности благодѣтеля своего, любвеобильнаго князя А. И. Голицына.
И такъ-самымъ поучительнымъ трудомъ и подвигомъ въ жизни раба Божія Михаила Магницкаго была истинно-христіанская, благоухавшая вѣрою и смиреніемъ кончина его. Но поученіе сіе, среди шума мірской суеты, заключилось по необходимости въ тѣсный кругъ родныхъ его, друзей и домочадцевъ, и едва ли теперь донеслось тяжелымъ стономъ къ отсутствующему, нѣжно-любимому, единственному сыну почившаго. {Сынъ Магницкаго служилъ въ Петербургѣ въ гвардіи. П. Б.}
Осталось однакожъ послѣ него, и не мало, плодовъ ума и сердца, произведеній живописнаго пера его, которыя къ сожалѣнію по большей части хранятся въ рукописяхъ или разсѣяны въ періодическихъ изданіяхъ -- Отъ Аонисъ до современныхъ намъ Москвитянина и Одесскаго Вѣстника. Я никогда не видалъ человѣка, не встрѣчалъ писателя, который бы такъ мало дорожилъ авторскою знаменитостію, какъ М. Л. Магницкій. Существенная польза, требованіе обстоятельствъ или переливавшееся изъ глубины души убѣжденіе -- вотъ что побуждало покойника приниматься за перо. Шопотъ или громъ хвалы и удивленія вовсе его не трогали; онъ, по примѣру Фокіона, послѣ шумныхъ Аѳинскихъ рукоплесканій, готовъ былъ спросить: "друзья, не проговорился ли я, что меня стали хвалить Аѳиняне?" -- и въ такихъ случаяхъ улыбка глубокой ироніи бѣгло оттѣнялась на устахъ знатока жизни и людей. Мы имѣемъ въ числѣ напечатанныхъ трудовъ Магницкаго: Сборникъ лучшихъ мѣстъ изъ Россійской исторіи Карамзина: Священную исторію для дѣтей перваго и втораго возраста; Руководство къ дѣловой и государственной словесности, посвященное графу М. С. Воронцову: Думу на гробъ М. М. Сперанскаго; Взглядъ на мірозданіе, и множество критическихъ дѣльныхъ статей, запрятанныхъ въ хаосѣ книжной промышленности, какъ-то въ журналахъ: Радуга, Москвитянинъ, и т. д. Незабвенный для друзей своихъ, онъ почтилъ память искренно любившей его сестры моей страницами, исполненными глубокаго чувства и паренія мыслей. Мало кому извѣстная исторія: Камень вѣры Стефана Яворскаго ожилъ подъ рѣзцомъ его въ чертахъ неизгладимыхъ. А подъ спудомъ въ рукописи лежатъ: Торжество вѣ;ры, сочиненіе, передѣланное имъ съ Французскаго подлинника: Le Christ devant le Siècle. Онъ, же перевелъ огромное твореніе Галлера: О наукѣ права и политики по началамъ христіанскимъ. Еще донынѣ изъ духовной ценсуры не возвращенъ богоугодный трудъ покойника: извлеченіе и переложеніе на русскій языкъ лучшихъ мѣстъ св. Димитрія Ростовскаго о покаяніи и приготовленіи ко св. тайнамъ. М. Л. Магницкій постояннымъ направленіемъ всѣхъ досуговъ своихъ къ цѣли, вкупѣ выспренней и смиренной, доказалъ, что ему было не до славы. умирающей въ искрѣ и звукѣ. Ему только хотѣлось быть тростію скорописца, по указаніямъ свыше и для пользы людей, судившихъ о немъ по самымъ жалкимъ предубѣжденіямъ.
Онъ исполнилъ на дѣлѣ слово Спасителя: аще точію любящія васъ любите, кая вамъ благодать есть? Миръ душѣ и праху твоему, другъ и наставникъ нашъ въ тайнахъ добраго, послѣдняго подвига! Кончина твоя доказала, что не на пескѣ, а на камени утверждался внутренній храмъ вѣры и поклоненія твоего Тріединому. По вѣрѣ твоей да будетъ тебѣ и тамъ, откуда благословеніе отеческое твоего сердца да снидетъ и почіетъ на осиротѣломъ твоемъ семействѣ! А. Стурдза.
Одесса Декабря 4 дня 1844 г. (Сообщено священникомъ Н. В. Неводчиковымъ).