Перевод с болгарского. Этимология, топонимика
Вопросы, ответы, обсуждения
Dr Livsi
 Украина Сообщений: 579 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 408
|
Наверх
##
15 сентября 2016 21:41
18 октября 2016 12:31
Да, Алфатар. Но наши предки-переселенцы прибыли на Украину фактически без фамилий и в метрических книгах первых лет писали Диордя болгарин, Иоан болгарин и.т.д. Кроме того, имена, которые использовали болгары, самым непредсказуемым образом коверкали служители церкви, которые вели записи. Моего прадеда, например, звали Гоця, а в Документах писали Григорий. А его двоюродный брат, тоже Гоця, записан как Константин. Распрашивать через 240 лет, когда растет уже десятое поколение на Украине - сложно в реализации, хотя и интересно. Кстати, что означает фамилия Барзиков? А то у нас нет устойчивой версии.
---
Шукаю і знаходжу у Кіровограді.
Багара, Балєв, Барзіков, Білокуренко, Боєв, Божан, Буртаченко, Головатенко, Громовенко, Драгін, Дудніченко, Іванов, Кабаченко, Касяненко, Kauliņš, Каціка, Команов, Лихобаба, Мельниченко, Павленко, Пономаренко, Сърданов, Скаржинський, Сорока, Степаненко, Федоров, Чекар, Чернов, Янченко
|
|
|
Dr Livsi
 Украина Сообщений: 579 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 408
|
Наверх
##
16 сентября 2016 14:22
16 сентября 2016 14:22
vedra написал: [q] Часть этих архивов вывезена турками [/q]
Может, это и к лучшему? По слухам, архивы Стамбула в хорошем состоянии и доступны для исследований. Если что туда попало, будет лежать сотни лет. Одно плохо - языковый барьер. Начальные навыки чтения арабского алфавита есть, и если знать структуру циклического документа (вроде переписи), можно выискивать личные имена. В любом случае, думаю, в Турции есть знатоки архивов, которые знают что и где искать.
---
Шукаю і знаходжу у Кіровограді.
Багара, Балєв, Барзіков, Білокуренко, Боєв, Божан, Буртаченко, Головатенко, Громовенко, Драгін, Дудніченко, Іванов, Кабаченко, Касяненко, Kauliņš, Каціка, Команов, Лихобаба, Мельниченко, Павленко, Пономаренко, Сърданов, Скаржинський, Сорока, Степаненко, Федоров, Чекар, Чернов, Янченко
|
|
|
vedra
Модератор раздела
 Барселона Сообщений: 1502 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2343
|
Наверх
##
16 сентября 2016 15:32
Dr Livsi написал: [q] думаю в Турции есть знатоки архивов... [/q]
Наверное и форумы тоже. Вы пытались разыскать какие церкви были в то время в Алфатаре и что от них осталось? |
|
|
Dr Livsi
 Украина Сообщений: 579 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 408
|
Наверх
##
16 сентября 2016 20:06
Церкви не было, ее построили те, кто заселил Алфатар и округу через несколько лет после бегства наших предков 1773 года.
---
Шукаю і знаходжу у Кіровограді.
Багара, Балєв, Барзіков, Білокуренко, Боєв, Божан, Буртаченко, Головатенко, Громовенко, Драгін, Дудніченко, Іванов, Кабаченко, Касяненко, Kauliņš, Каціка, Команов, Лихобаба, Мельниченко, Павленко, Пономаренко, Сърданов, Скаржинський, Сорока, Степаненко, Федоров, Чекар, Чернов, Янченко
|
|
|
Geo Z
 LT Сообщений: 21088 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 12337
|
Наверх
##
16 сентября 2016 23:21
|
|
|
Dr Livsi
 Украина Сообщений: 579 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 408
|
Наверх
##
17 сентября 2016 9:54
Geo Z написал: [q] Църква "Света Троица", построена през 1846 г.[/q]
Так и есть, временной разрыв составляет почти 73 года. Возможно поблизости была в те времена другая церковь. Возможно, там велись записи. Возможно, жители Алфатара там вспоминаются. Возможно, записи сохранились. Ясно одно - системной информации по христианам не было, кроме турецких переписей.
---
Шукаю і знаходжу у Кіровограді.
Багара, Балєв, Барзіков, Білокуренко, Боєв, Божан, Буртаченко, Головатенко, Громовенко, Драгін, Дудніченко, Іванов, Кабаченко, Касяненко, Kauliņš, Каціка, Команов, Лихобаба, Мельниченко, Павленко, Пономаренко, Сърданов, Скаржинський, Сорока, Степаненко, Федоров, Чекар, Чернов, Янченко
|
|
|
vedra
Модератор раздела
 Барселона Сообщений: 1502 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2343
|
Наверх
##
22 сентября 2016 13:37
Dr Livsi написал: [q] Возможно поблизости была в те времена другая церковь.Возможно, там велись записи.Возможно, жители Алфатара там вспоминаются. Возможно, записи сохранились.[/q]
Не смотрите на Болгарию 18-го века через призму России 18-го века. Значительная разница состоится в том, что в Болгарии движения Просвещения и Ренессанса начинаются позже - в начале 19 века. До того на всей болгарской территории, терпящей двойное подчинение (политическое и религиозное с соторовы Османской империи) болгарских школ, грамотного населения и письменной культуры почти не существовало (за исключением монастырей). Все это началось век спустя и без помощи государства а против него. Турки вели свои переписи (мне вемозможно сказать когда, и какие точно) но они не опирались на данные записей болгарских церквей. В подавляющем большинстве храмов такие записи в ту эпоху не велись, никому они не были нужны. Достаточно было совершение обрядов тайнства со стороны священника и на этом крепилась и продолжалась в течении веков христианская вера. Чужая политическая власть не способствовала укреплять ее и иногда конечно мешала... Выводы конечно не очень оптимистические. Я думаю если что и хранится в Болгарии, то это может быть какая-нибудь хроника или летопись, написанная каким-нибудь монахом и переписанная в каком-нибудь монастыре. А что там в Турции и где может находиться, это очень трудный вопрос. Было бы интересно проверить возможно ли делать запросы в турецкие архивы на каком-нибудь другом, скажем на английском, языке. |
|
|
вичев
 Сообщений: 115 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 93
|
Наверх
##
22 сентября 2016 17:33
vedra написал: [q] Значительная разница состоится в том, что в Болгарии движения Просвещения и Ренессанса начинаются позже - в начале 19 века.[/q]
Не бих се съгласил с Вас съвсем. Историците (дори и западните) недвусмислено приемат , че началото на Ренесанса може би е тръгнало от България още в 10 - 12 век. Ще спомена само два артефакта за това - Керамичната икона на св. Теодор Стратилат от Патлейнския манастир до Велики Преслав; Боянската църква. Та дори и да вземем богомилството ,което оказва съществено влияние върху Западна Европа. Църквата и Християнството са онази сила , която е крепила народния дух през тежките години на турското робство. Не търся конфронтация, а само правя коментар.
---
Помните свой род!
|
|
|
vedra
Модератор раздела
 Барселона Сообщений: 1502 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2343
|
Наверх
##
23 сентября 2016 14:49
Ами то спор няма. Прието е, че белези на Ренесанс в средновековното българско изкуство се появяват много рано. Само, че прекъсването след това е дълго, няма нито държава, нито заинтересовани институции, нито меценати, които да подпомагат изкуството или писмена дейност. Само единици като Паисий доброволно са се посвещавали, и чак след тях вече са се появили повече. Но човекът търси по-ранен период и аз имах чувството, че очаква да срещне църква, натоварена от държавата със задача да обхване и регистрира всички изменения в гражданския статус на всеки индивид (като в Русия). Нещо, което в България тогава просто не го е имало... |
|
|
Dr Livsi
 Украина Сообщений: 579 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 408
|
Наверх
##
1 ноября 2016 11:28
1 ноября 2016 16:46
Ситуация. У нас в селе распространены семейные (уличные) варианты имен. И эти имена не очень похожи на официальные, записанные в документах. Все к этому привыкли, но в процессе генеалогического поиска на начало 19 века наметилась серьезная проблема. Первые 25-30 лет после переселения Алфатарских болгар на Украину церковнослужители записывали их имена в метриках, в основном, по факту. Но дальше, с упорством, достойным удивления, прописывали официальные, церковные имена. В итоге у меня в списках накопилось больше десятка семей, вроде бы и родственных по фамилиям, но взявшихся "ниоткуда", и пропавших "в никуда". Самое безобидное: рождается мальчик Иоан, а женится и умирает как Иван. Девушки выходили замуж и рожали детей с именами: Васса Пинна Руса Мита Поня Веца (Елизавета) Сеня, Но в списках умерших этих имен уже просто нет! Хоронят Марф, Акилин, Феодор и т. д. Мужские варианты: Детя Каля Кира Гоця Павля (Павел) Ванчо (Иван) Гавруша (Гавриил) Пантюша (Пантелей)
Явление массовое. Подскажите, есть ли среди этих имен сокращенные формы, соотносимые с официальными, полными именами? Или они абсолютно другие, и церковники записывали в метрики то, что казалось им более соответствующим и "правильным"?
---
Шукаю і знаходжу у Кіровограді.
Багара, Балєв, Барзіков, Білокуренко, Боєв, Божан, Буртаченко, Головатенко, Громовенко, Драгін, Дудніченко, Іванов, Кабаченко, Касяненко, Kauliņš, Каціка, Команов, Лихобаба, Мельниченко, Павленко, Пономаренко, Сърданов, Скаржинський, Сорока, Степаненко, Федоров, Чекар, Чернов, Янченко
|
|
|
|