Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Сыктывдинский район Республика Коми

История селений, происхождение фамилий и география распространения их обитателей.

← Назад    Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1906
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3140
«На семи холмах села Иб
http://www.vertastour.ru/tours/detail/61

У каждого края, области непременно есть своя «визитная карточка» - место, куда всегда везут гостей. Одно из таких мест в Республике Коми - это село Иб. «Ыб» в переводе с коми - «возвышенность». И действительно, село раскинулось на семи возвышенностях, образуя весьма живописную картину. Красивый белокаменный Вознесенский храм, строящийся храм женского монастыря на одном из холмов, интересный этнографический музей вот то, что всегда вызывает интерес путешественников. Но главное богатство села - Святые источники. Их в селе больше двенадцати, каждый имеет различный минеральный состав, вкус и свои целительные свойства.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1906
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3140
Ыб (Сыктывдинский район)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

История

IV—V вв. н. э.
Ыб состоит из 13 деревень, расположенных на семи холмах. Наверное, самая непредсказуемая из них — деревня Каргорт «подле городища». А это место называется Кармыльк «городище на холме».
В конце IV—V вв. н. э. началось вторжение кочевников гуннского племени. В результате жители были вынуждены укрепить своё поселение. Так образовалось Чудьское городище. Чудями называли язычников, мифических богатырей.
Стало известно, что на Кармыльке было два городища. И их жители, чтобы показать свою удаль молодецкую, перекидывали свои палицы с одного городища в другое. Жилищами чудям служили землянки, крыша которых держалась на четырёх столбах.
Ыбская деревня Каргорт (в дословном переводе — «город-могила») основана как раз вблизи легендарного «чудьского» массового захоронения.
Утверждают, что иногда оттуда, из глубины земли, слышны стоны и крики, а в полночь на дороге рядом с Кармыльком глохнут моторы машин и выключаются фары.
XIV век
Христианизация Коми края началась с миссионерской деятельности устюжского монаха Стефана, прозванного потом Пермским.
В 1380 г. (год Куликовской битвы.) Стефан срубил «прокудликую березу» и сжег кумирницу коми богов в устье реки Вымь, а на их месте построил первую православную церковь Благовещения в Коми крае. Из Усть-Выма Стефан Пермский стал совершать поездки по Коми краю проповедуя православие. Он создал первую древнекоми азбуку, использовав для этого коми «пасы» — знаки, изображавшиеся на различных предметах.
В 1383 г. была образована Пермская епархия, первым епископом которой был поставлен Стефан.
Не принимавшие христианства коми люди бежали с Вычегды на Удору — В «Житии Стефана Пермского» написано, что «Стефан много зла перенес от неверных пермяков, от некрещеных: озлобление, ропот, брань, хулу, укоры, унижение, поношение и пакость, иногда смертью грозили ему».
Ыб тоже отметился в поездках Стефана Пермского как противник «Христова учения».
Из известных крупных коми поселений на Сысоле в это время была Вотча (упоминается в 1384).
Ыбская легенда рассказывает, что Стефан плыл в Вотчу (где началось строительство монастырской церкви), когда решил остановиться для проповеди на Ыбских холмах. Произошло это как будто в 1383 г. Лодка (по другой версии, миссионер плыл на большом камне) Стефана стала приставать к берегу, но высыпавшее на берег население Ыба закидало миссионера камнями и оттолкнуло лодку баграми, так и не дав высадится на берег. В наказание Стефан Пермский прозвал местечко «Худой деревней» (сейчас это ыбская деревенька Худой-грезд, в котором большая часть жителей носит фамилию Худоевы).
По другой версии, Стефан поднялся на своей лодке от Сысолы по ручью Кунгыршор до ыбского холма Чойпон (Кубримыльк) и с его вершины начал читать христианскую проповедь (сегодня даже утверждают, что он предрекал появление на этом холме ныне строящегося православного женского монастыря), но население опять таки закидало миссионера камнями и, отказав в приюте, прогнало вон. В отместку Стефан Пермский обозвал ыбское население «худым» и проклял посевы на ыбских полях.


Ыб. Степановка. Часовня Стефана Пермского. Воссоздана в 1997 году
С тех пор будто бы никогда не было урожая в Худой-грезде. Более того, Стефан предрек, что деревня будет всегда очень маленькой, а мужчины вымрут (по мнению ыбских краеведов, все мужчины Худой-грезда были потом пришлыми).
Через 500 лет в знак покаяния местные жители принесли крестным ходом из села Вотча икону святителя Стефана, отслужили на холме Кубримыльк (Чойпон) молебен и в один день, 8 мая 1896 года, поставили здесь деревянную церковь в честь Крестителя Зырян. Позднее она стала считаться часовней во имя свт. Епископа Великопермского.
«Была часовня перенасыщена деталями: обильная декоративная резьба вдоль карнизов, пышные обрамления тесно сдвинутых окон, резные столбы у входа, невысокий шатер над храмовой частью, покрытый крупным лемехом».
С этого времени крестные ходы с чудотворной иконой стали традиционными, а деревня же с того момента поменяла свое название, сегодня ее именуют Степановкой.
XVI век — XIX век
Село является самым древним населённым пунктом на территории России из начинающихся на букву «Ы».
Село известно с 1586 года. Составленная писцовая книга, точнее «Сотная с писцовых книг 1586 г. И. Г. Огарева и подъячего Ф. Юрьева на Сысольскую волость» является первым письменным источником по истории Ыба.
Согласно этой «Сотной грамоте», в 1586 году в Ыбе имелось два погоста — Иб Большой и Иб Меньшой, вокруг которых располагались деревни и починки.
В Ибе Большом стояли две деревянные церкви Николая Чудотворца и пророка Ильи («и во всех церквах образы и книги, и свечи, и сосуды мирские»), 4 двора церковнослужителей, торгового человека и сотника.
В амбаре на погосте хранился арсенал, вывезенный из Соснового городища: «2 пищали затинныи да пищаль затинная переломлена, да 14 ручниц невеликих заржавели, а иные без станков, да зелья по смете за пуда с полтара, а весити было нечем, да свинцу пуд без четверти, да 707 ядер железных затинных пищалей». За нарядом присматривали сотник Федор Иванов сын Большево, целовальник Ларион Иванов, Жданко Попов и «все крестьяне Ибского погоста».
К погосту Ыб Большой относились деревни Каменная, Подальная, Прислон на горе, Подгорная, Филииская, Березник, Еремовская, Чюлиб, Павловская и починки (недавно возникшие деревни, население которых имело ряд льгот) — Березник и «Подле городища». Всего 38 дворов.
В погосте Иб Меньшой (современный Мыргаиб) и в деревнях Большое поле, Шульгина, Федотовская имелось 16 крестьянских дворов — Ивашко Василия по прозвищу Поздейко, Ондрюшки Иванова, Конанко Вахромеева, Сеньки Поротого, Петруши Болохня Иванова и др.
По новой переписи 1646 года Яренского уезда отмечено, что «погост Иб Большой да погост Иб Меньшой, а на погосте церковных причетников 4 двора, а людей из них 6 человек, да к погостам 12 деревень, а в них 43 двора крестьянских, а людей в них 101 человек, да 9 дворов бобыльских, а людей в них 13 человек, да бездворных бобылей 7 человек».
В 1646 году обитатели носили фамилии Букарин, Рушник (Рушким), Климов, Баженов, Белоголов, Порсев, Худэй, Колегов, Чиримов, Холопов, Муравьев, Шошин, Чабанов, Жданов, Никонов, Сучилов, Тулышев, Хабаров, Маегов, Патов, Бусов, Куканев, Томилов, Ульныров, Некрасов, Порогов, Бакланов.
В 1768 году село Ыб посетил адъютант Академии Наук России академик Иван Лепехин, оставивший описание жизни села в своей книге «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году». Вот что писал академик об Ыбе, называемом в книге «Убской волостью» :
«Тут мы видели нерадение зырянское и в самом сенокосе, которые по берегам сысольским рассеяны были, и сбирали сено по копенкам, ибо в труде они себе ставили от мелкого лесу очистить свои покосы; но лучше желали несколько верст далее отъехать, чтоб скосить и собрать копенку сена, нежели вырубить и очистить тонкие лозы.
По отдаленности их сенокоса часто они живут долгое время на полях и, чтобы сыскать себе пищу, большее время утра и вечеров препровождают в ужении рыбы. Где был сенокос, тут приметою был мужик, сидящий на берегу с удочкой, чтобы пожирнее поужинать.
Правда, Сысола нарочито рыбна; однако мужику, упражняющемуся в сельской работе, сравнивая с другими мужиками, уже мало останется времени на лакомый промысел. При сем случае скажу, какою рыбою Сысола изобилует. Сиги, которые в российских реках, кроме рек и озер, близкое сообщение с морем имеющих.. не водятся, в Сысоле ловятся изобильно. Налимы, хариусы, окуни, щуки, ельцы, голавли, лещи, плотва, язи, синцы, пескари, угри и вьюны.
Проплыв пять чюмкасов, приехали в Убской погост, составляющий главную селитьбу Убской волости; в коем изрядная церковь пророка Ильи. Тут мы имели случай приметить зырянскую особливую простоту и слепое повиновение к своему духовенству. Ильинский батька не только представлял у них священнослужителя, но еще и прорицателя. От его сказания зависело время сенокосу, жнитвы и прочих крестьянских предприятии.»


Ыб. Погост. Ыбская Вознесенская церковь, 2011 год.
За 1825-1835 годы была построена каменная Вознесенская церковь по проекту ключаря Софийского собора г. Вологды иерея П. Иконникова с тремя престолами — Вознесения, Ильи Пророка и Святого Николая-Чудотворца.
Пятьдесят с лишним лет спустя (в 1877 году) на ее колокольню подняли огромный — 3384,6 кг — колокол. «Божий глас» привезли в Ыб на огромных санях, причем в сани впряглись и жители села. Поднимали колокол под руководством Федора Петровича Колегова, мастера таких дел. Звон ыбского «Божьего гласа» разносился на 15 верст.
(После революции колокол пропал. Одни говорят, что он утонул, когда его перевозили через Сысолу, или его специально утопили до лучших времен, также как и колокол с пажгинской церкви и который до сих пор лежит на дне Сысолы на пятиметровой глубине.)
В 1858 году открылось училище, в 1860 году его перевели в село Выльгорт.
В 1874 году открылось земское училище, а женское земское спустя 23 года (в 1897) приняло первых учеников.
15 июля 1898 года впервые к ыбским берегам пристал пароход «Механик» усть-сысольского купца А. М. Забоева. Пароход делал рейс до Межадора и обратно в Усть-Сысольск проплыл мимо Ыба 18 июля.
XX век
В 1900 году открылась библиотека.
В 1904 году здесь имелся фельдшерский пункт.
В 1916 году в погостах Вознесенском (Иб), Чулибском и деревнях было 765 дворов, 3493 чел. Тогда же число православных прихожан в Ыбе (из отчетной ведомости Вознесенской церкви) составляло 2164 мужчин и 2334 женщины. Из них 12 человек относилось к духовному ведомству, 36 человек — к военному ведомству, 17 человек являлись разночицами, остальные были государственными крестьянами.
В голодное лето 1918 года село Ыб оказалось самым хлебным во всем Усть-Сысольском уезде. Газета «Зырянская жизнь» в номере от 27 июня 1918 г, в статье «Ибские буржуи» писала:
«Разрешение тяжелого продовольственного вопроса нашли в Ибской волости, сделавшейся за последнее время, по расскажи очевидцев, чем-то ироде «толкучего рынка», куда стекаются голодающие люди со всего уезда, привозя с собою ... шубы, платки, сарафаны, холст, охотничьи ружья и даже сбрую и плуги. Этот чисто «коммунистический» обмен производится в виду того. что богатые ибские мужички, имея полные амбары хлеба, за деньги совершенно перестали его продавать или заламывают небывалые для местного края цены - от 50 рублей до 80 рублей за пуд зерна».
К 1 апреля 1918 года в Ыбе проживало 1954 мужчин и 2055 женщин, в Красную Армию было призвано 85 человек. В волости насчитывалось 5 школ, где обучалось 327 учащихся, преподавали К. В. Головков, П. И. Чеусова, Л. Т. Бронишкова, А. П. Томова, П. П. Захарова, Ф. С. Надуткина, Н. А. Смирнов.
1923 год — в Ыбе в первый раз услышали радио.
В 1930 году в селе Иб (погост) располагались фельдшерско-акушерский пункт, школа, изба-читальня, ликпункт, товарищество по совместной обработке земли, сельхозартель, пароходная станция, потребительское об-во, кредитное товарищество, агентство госторга, крестьянский комитет общественной взаимопомощи, участок милиции. Школа имелась также в д. Жидачской (совр. Волокул).
В 1939 году закрыли Вознесенскую церковь (в 1956 году её вновь открыли).
13 января 1939 около 17 часов на Сысоле произошло землетрясение. Ощущалось жителями многих населенных пунктов — Ыба, Чукаыба, Пыелдино, Пустоши, Нючпаса (наиболее сильное — 7-балльное).
Житель села Ыб В. И. Беаносиков написал, что в тот вечер, он, будучи 11-летним мальчиком, готовил уроки за столом. Вдруг что-то громыхнуло (подобно звуку выстрела), а затем начал колебаться пол. А утром сообщили, что в деревне Шорйыв в одном из домов треснула печь. Жительница Пажги, М. А. Гуменюк, сообщила, что в тот день после громоподобных раскатов закачался дом и качнулась лампа на столе. Многие очевидцы сообщили, что во время землетрясения выплескивалась вода из кадок, передвигались тарелки на столе.
1940 год — появилась первая автомашина в Пажгинской МТС, Ыб тоже обслуживался.
1964 год — первый телевизор на селе.
В 1965 году к селу были официально присоединены близлежащие деревни Елькерос, Ель, Чулиб, Погост, Серд, Степановка, Вадор, Давдор, Прислон.
1968 год — построена двухэтажная больница из бруса. Образован совхоз «Ыбский», отделён от совхоза «Пажгинский».
1978 год — начато строительство молочного комплекса на 800 голов.


Ыб. Финно-угорский этнокультурный парк, 20.08.2011 год
1981—1987 годы — введены в строй: контора совхоза в кирпичном исполнении; четыре восемнадцатиквартирных благоустроенных дома, детский комбинат на 140 мест. Покрыли асфальтом дороги по селу. Открыта лыжная база с освещённой лыжной трассой, проведена газификация села (баллоны).
1986 год, 16 октября — открыт краеведческий музей.
1989 год — открыт пансионат для престарелых.
На 2000 год в селе насчитывалось 1227 жителей, 522 хозяйства.
В 2007 году село стало одним из претендентов на включение в «Семь чудес России».[1]
Планируется открытие горнолыжного центра.[2]
2011 год, 19 августа, в дни празднования 90-летия Республики Коми в селе Ыб (местечко Сёрд) сдана в эксплуатацию первая очередь Финно-угорского этнокультурного парка. 21 августа здесь прошел первый этно мультфестиваль «Ыбица» (видео YouTube)
[править]Святые источники и часовни

Почти в каждой ыбской деревне имелись часовни и святые источники — ключи с целебной водой, причем вода в каждом из которых совершенно разная по вкусовым качествам и минеральному составу. Считается, что до революции в Ыбе имелось 16 святых источников, сегодня пока известны 12.
В Волокуле (местечко Кит-грезд) был источник Преображения Господня («Шор-Спас»), куда после молебна в часовне Преображения Господня обычно шли крестным ходом совершать водосвятный молебен.
В Захарове была построена часовня Спаса Нерукотворного,
В Каргорте имелась часовня Святых Петра и Павла (построена в 1908 году).
В Подгорье (Кируле) была каменная часовня, сгоревшая от молнии, потом поставили деревянную часовню во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Здесь же под холмом имелся святой колодец в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».
В Березнике (Шорйыве) имеются источники Святого Николая Чудотворца и Двенадцати Апостолов. По преданию, сам Николай Чудотворец (Мирликийский) явился местному мельнику Бусову в длиннополой одежде и сказал: «А постройте-ка мне здесь дом». Мельник спросил: «Кто ты?», на что услышал ответ: «Завтрашний день». А завтра был в Березнике праздник Николая Чудотворца, в честь которого и была построена вскоре деревенская часовня (в 1732 году) и освящен святой источник. Имеющийся в Шорйыве источник Двенадцати Апостолов (куда стекается вода из 12 ключей) считался чудодейственным.
В Сёрде стояла часовня во имя Казанской Божией Матери (Святого Духа).
В Чулибе под храмом Параскевы Пятницы имелся одноименный святой источник Параскевы Пятницы.
В Погосте на холме, где стоит Вознесенская церковь, располагался святой храмовый колодец.
В Еле имелись часовня во имя Александра Невского (в память о государе Александре III) и источник великомученика Георгия Победоносца. Здесь же был т. н. «Железный источник». Накануне праздника («Егорий весенний») 6 мая в ёльской часовне служили всенощную, окропляли святой водой лошадей. В лесу за Елем имелся также святой источник Святого Феодосия Черниговского (сегодня также есть версия, что там же в лесу находился где-то источник Святого Пантелеймона, местонахождение которого ныне утеряно).
В Мыргаибе имелась часовня Благовещения Пресвятой Богородицы (в Мальцев-грезде), по преданию построенная по случаю небывалого падежа скота в деревне в 1867 году, и был источник Благовещения Богородицы.
В Вадкеросе стояла часовня во имя Воскресения Христова. На «Прокопей лун» (21 июля) население крестным ходом ходило к часовне собирать травы, брать воду из родников (путь крестного хода указывали деревянные кресты). Затем служили водосвятный молебен на источнике Святого Архистратига Михаила и молебен с акафистом в часовне.
Обилие церквей, часовен, святых источников и достопримечательностей делали старинный Ыб настоящим духовным коми православным центром, привлекающим множество паломников. У наиболее популярных источников построены купальни.
[править]Достопримечательности

Святые источники
Свято-Вознесенский храм
Серафимовский женский монастырь
Ыбский историко-этнографический музей (открыт был к 400-летию села)
Выходы отложений юрского периода (белемниты, кости плезиозавров, ихтиозавров)
Шойнаягский могильник (эпоха великого переселения народов, 5 — 6 век)
Чудьское городище 1, 14 век
Чудьское городище 2, 14 век
Лиственница в 2,7 метра в обхвате. 1825 год, д. Погост
Можжевеловое озеро (излечивает от болезней 20 века — астмы и туберкулёза)
Известные люди

Филипп Григорьевич Мальцев, унтер-офицер, первый официальный герой Ыба, награжденный серебряной медалью на Георгиевской ленте «За защиту Севастополя с 13 сентября 1854 по 28 августа 1855».
В. И. Попов, учитель, 26 октября 1895 года награжден земской премией «за долговременную и усердную службу».
Виталий Иванович Осипов (20.11.1943 — 2.9.2006), художник, редактор журнала «Чушканзи», народный целитель.
Ермолин Рэм Николаевич, художник.
Попова Лариса Алексеевна, учёный.
Томов Александр Пантелеймонович, генерал авиации.
Михаил Владимирович Таскаев (род. в 1960 году), историк, кандидат исторических наук.
Куратова Александра Александровна (22.02.1925-27.01.2006),педагог,основатель Ыбского этнографического музея, заслуженный работник Республики Коми.
Безносиков Владимир Иванович (26.12.1927-18.02.2008), писатель, заслуженный работник культуры Республики Коми.
[править]Примечания

↑ Семь чудес России
↑ В селе Ыб Сыктывдинского района Коми появится горнолыжный центр
Ссылки

Ыб на сайте района
Семь чудес России
Карта района
Миссия Стефана Пермского в Пермь Вычегодскую
Этнодеревня Ыб
Фотоотчет с поездки в Ыб
Топографическая карта Ыба
Парк "финно-угорского периода" / Станет ли старинное село Ыб туристической Меккой?
Литература

Жеребцов И. Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. — Сыктывкар, 2000.
Историко-культурный атлас Республики Коми. — М.: Дрофа, 1997.
Связь Времён. — Сыктывкар: Фонд «Покаяние», 2002.
М. В. Таскаев. «ЫБЬЯС ВЫЛЫН — ЫБ» («На холмах — Ыб»). История села Ыб. — Сыктывкар, 2005.
Категории:
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1906
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3140
Знакомство с селом ЫБ Республики Коми
http://www.youtube.com/watch?v=CHwXgrwu7hM
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1906
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3140
ВЛАДИМИР БЕЗНОСИКОВ

Ыбский писатель Владимир Безносиков признавался в любви к родному селу: «Ыб – место, где я родился и вырос. Название села из двух букв, а растянулось оно… километров четырнадцать будет. Как серый пояс растянулось село, ожило на горках, - красуются починки - деревеньки…. А эти деревни режут–разделяют и ещё больше украшают любимые места речки. Но всех дороже всё же река Сысола. Сто километров течёт-катится и у Сыктывкара соединяется с Вычегдой… Летом наше село прикрывают зелёные деревья, а дома будто в прятки между ними играют».

Сегодня Ыбу более 400 лет... Но это, если считать от первого упоминания в писцовой книге 1586 года Ивана Огарёва.

Эти места люди облюбовали давным-давно. В этих местах учёными археологами найдены бытовые материалы поселений второй половины первого тысячелетия до нашей эры. Ыбское поселение является первым памятником конца второго тысячелетия нашей эры бассейна реки Сысолы, где выделены культурные остатки всех трёх этапов (ананьинской, гляденовской и ванвиздинской эпох) раннего железного века.

Ыбское городище, как утверждают археологи, возникло ещё в XI веке. В документах пятнадцатого столетия упоминается Ыбский укреплённый городок.

В своё время на территории села находилось четырнадцать православных часовен и церквей. Сегодня обновлены и освящены десять источников с целебной водой.

Пройдёмся по некоторым из них. О воздвижении часовни в деревне Березники есть такая легенда. Однажды мельник – житель этой деревни – возвращался домой. Вдруг видит перед собой старика, сидящего на пне. Старик, с большой седой бородой, одет в белые одежды. Мельник поинтересовался, кто он такой и что ему надо. И услышал в ответ: «Постройте мне на этом месте дом, я – завтрашний день». Глянул мельник удивлённо, а перед ним только пень – исчез старик. Мельник тут же вспомнил, что завтра праздник святителя Николая. В 1737 году люди построили часовню Николая Чудотворца Мирликийского, которая стоит по сей день. И блестят её купола, отреставрированные в 2000 году, у въезда в село, приглашая посетить наши места.

Недалеко от часовни бьёт из-под земли родник – святой источник Двенадцати апостолов. Вода в него собирается из двенадцати ключей. С источником связаны чудеса исцеления.

Источник Преображения Господня в деревне Волокул помогает при кожных заболеваниях.

Искупаться, полечиться глиной, имеющей целебный состав, можно в источнике святого Архангела Михаила.

Можжевеловый пруд – это место, где людям легко дышится. Они излечиваются от астмы и туберкулёза.

Ежегодно день 12 июля всех жителей и гостей села радует прекрасной погодой – в этот день проходит крестный ход в честь святых Апостолов Петра и Павла, теперь уже к отреставрированной в 2004 году часовне, которая была построена в 1908 году.

В центре села – белокаменная церковь Вознесения Господня, постройки 1825 – 1830 годов.

У церкви шумит о чём-то своём лиственница, растущая на этом самом месте с 1825 года. И стала она уже величественным памятником. Обхват её 2,7 метров.

На центральной улице уходят высоко в небо тополя, привезённые, судя по воспоминаниям, в конце девятнадцатого века из Великого Устюга.

Считается, что из сыктывдинских земель исходят духовные истоки коми народа. Среди взгорок в окрестностях Ыба отовсюду видна часовня. Её строительство тоже связывают с легендой. Когда православный миссионер святой Стефан Пермский посетил здешнюю деревеньку, чтобы обратить коми-язычников в истинную веру, они встретили его враждебно. За что первосвятитель наложил на деревню заклятие, согласно которому все местные мужчины будут умирать рано, в цветущем возрасте. Чтобы задобрить разгневанного святого, жители этой деревни всем миром возвели церковь Стефановскую.

С тех пор местные мастера выстроили немало храмов, которые до сих пор поражают своей красотой и величием».

ИКОНА ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ

«Горим! Горим» - кричали обезумевшие люди и бросались с чем только могли тушить пожар. Ничего не помогало. Сгорел двадцать один дом подряд. Но… чудо! Только загорелся забор двадцать второго, пожар остановился сам по себе. Нет не сам, а с божьей помощью. Хозяйка этого, двадцать второго, дома вышла с иконой Параскевы Пятницы в руках. Огонь сник и убрался.

Икона Параскевы Пятницы появилась на ветках огромной раскидистой ели, что росла в деревне Чулиб. Жители деревни построили часовню на этом святом месте. Но пришли лихие времена, и часовню взорвали. А ель на том месте растёт и сегодня. Ель распушила свои лапы, которыми укроет в непогоду, спасёт от жары. Под ней хорошо посидеть, отдохнуть. Рядом с елью целебный источник. Все убедились, что его вода помогает исцелить тяжёлые заболевания. А сама Прасковья живёт неподалёку и покровительствует жителям.

БОЛЬШОЙ ЫБСКИЙ КОЛОКОЛ

Лет 150 тому назад, а может, и больше привезли в село колокол в 206 пудов весом. Огромный, нарядный, красивый, звонкий, он издавал мелодичный, но крепкий голос. Звон его слышался далеко окрест.

Как колокол подняли на высоту, остаётся только догадываться. Видно, сам Господь этого хотел, и у людей всё получалось.

А после революции колокол пропал. И до сих пор гадаем – куда. Одни говорят, что он утонул, когда его перевозили через реку в другое поселение. Другие утверждают, что его взорвали. А третьи надеются, что лежит он в надёжном месте до поры до времени.

Ыб состоит из 13 деревень, расположенных на семи холмах. Наверное, самая непредсказуемая из них - деревня Каргорт. Это место называется Кармыльк, то есть «городище на холме».

В ходе археологических раскопок были найдены кости пресмыкающихся. Это пресмыкающееся – плезиозавр. Жил ящер-плезиозавр двести пятьдесят миллионов лет назад. Длина его тела доходила до 16 метров.

По сей день на берегу можно найти, чёртовы пальцы – «гуличуни». Издавна коми народ находил этому «пальцу» применение. Камень надо натолочь, получившимся порошком посыпать рану, рана быстро затянется, от неё не останется никакого следа. На берегу реки находится и голубая глина, которая лечит болезни суставов и некоторые заболевания кожи. Красавицы могут не тратиться на дорогие косметические средства.

По земле ыбской ступала нога святителя Стефана Пермского. До сих пор о нём звучат легенды, складываются, добавляются строки в них. Каждый год 9 мая, в день смерти святого, в село приходит много верующих, которые находят здесь и приют, и отдохновение, и радость встречи с местами, помнящими те времена.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ:

Писатели:

Безносиков Владимир Иванович
Калимов Аркадий Прокопьевич
Колегов Егор Васильевич
Парначёв Александр Николаевич
Учёные – филологи:

Мартынов Валерий Иванович
Микушев Анатолий Константинович
Историк: Таскаев Михаил Владимирович.

Эколог, лесовод, доктор биологических наук: Бобкова Капитолина Степановна

Палинолог: Колода (Муравьёва) Нина Александровна

Генерал авиации: Томов Александр Пантелеймонович

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ:

д. Волокул – часовня Преображения Господня, ветхая

д. Каргорт – часовня святых Апостолов Петра и Павла, отреставрирована в 2004 г.

д. Подгорье – часовня Всех скорбящих радость, утеряна

д. Степановка – церковь святого Стефана Пермского, отреставрирована в 1999г, Церковь Серафима Саровского, строится часовня,

д. Березники – часовня Святителя Николая Мирликийского, 1732г., отреставрирована в 1999г.

д. Сёрд – часовня во имя Святого Духа, утеряна, сохранились 4 валуна от фундамента

д. Погост – церковь Вознесения Господня 1825 – 1830 гг., действующая

д. Чулиб – церковь Параскевы Пятницы, построена на средства ыбского крестьянина Фильки Муравьёва, утеряна

д. Ёль – часовня во имя святого Великомученика Георгия Победоносца, утеряна

Мальцев Грезд – часовня во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, утеряна, остались валуны от фундамента

д. Кулига – часовня во имя Святителя Феодосия Черниговского, утеряна

д. Вад-Керос – часовня Архистратига Михаила, деревянная, восстановлена в 2000г.

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

д. Волокул – Преображения Господня (кожные заболевания)

д. Каргорт – во имя святых Петра и Павла, предположительно Покрова Пресвятой Богородицы

д. Подгорье – Божьей Матери, в честь иконы ЕЯ «Всех скорбящих радость» (от глазных болезней)

д. Березники – во имя святого Николая Чудотворца, Двенадцати Апостолов

д. Чулиб – святой Великомученицы Параскевы Пятницы, святого Пантелеймона, предположительно

д. Мыргаыб – святого Георгия Победоносца

Мальцев Грезд – Железный источник

д. Чалин – Пресвятой Богородицы

д. Кулига – Феодосия Черниговского

д. Вад – Керос – святого Архистратига Михаила

ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

- Выходы отложений юрского периода.
- Выход голубой глины.
- Можжевеловый пруд.
- Лиственница в 2,7 метра в обхвате. 1825год, д. Погост

ИСТОРИКО – КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Традиционный коми дом с утварью и орудиями труда (жилой, частная собственность Р.Е.Мартыновой).
Дом заслуженного художника РК Р.Н.Ермолина.
Шойнаягский могильник (эпоха великого переселения народов, V – VI век).
Местоположение бараков ссыльных поляков (середина XX века, разобраны).
Чудьское городище -1, XIV век.
Традиционный коми дом (д. Подгорье, З.И.Дёмина).
Ибский историко-краеведческий музей (здание земской школы, 1892 год).
Традиционный коми дом (д. Вадор, Р.И.Безносикова), 1907г.
Обелиск павшим воинам, 1975г.
ЫБСКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Двадцать лет работает в селе краеведческий музей (открыт был к 400-летию села), расположен в здании бывшей церковноприходской школы. Зданию больше ста лет. Собирали экспонаты в музей долго и всем селом. Особая заслуга принадлежит удивительной женщине Александре Александровне Куратовой. Она увлекла многих односельчан, а самыми активными, как всегда, были и остаются дети. Уютно на стенах, на полках старинным различным предметам – увидишь утварь, охотничьи и рыболовные снасти, одежду, мебель.



Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1906
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3140
ЖИДАЧА — дер. на левом берегу Сысолы, Ыбский сельсовет, Сыктывдинский р-н. Возник после 1707 г., упомянута в ревизских сказках 1719 г. : д. Новая Жидача. В 1784 г. — д. Жидача, www. tomovl. ru/catalog/volokyl. htmв списке 1859 г. — Жидачевская (Жидач, Волокул). В 1918 г. здесь было 64 дв., 352 чел., в 1959 - 266 чел., коми, в 1963 - 274 чел. В 1967 г. официально включена в состав деревни Захарово.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1906
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3140
Село Иб на карте Республики Коми
http://www.tomovl.ru/syktyvdin_topographic_map_yb.html
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1906
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3140
http://www.tomovl.ru/syktyvdin_kargort.html
Каргорт, Ыб. Населенные пункты
Сыктывдинского района Республики Коми.
История. Природа.
История возникновения деревни

КАРГОРТ — деревня на левом берегу Сысолы, Ыбская сельская администрация, Сыктывдинский район. Впервые упомянута в писцовой книге 1586 года: починок подле Городища, 1 двор. Жители занимались земледелием, животноводством, выделкой шкур животных. Во время неурожаев и голода начала XVII века починок запустел.
Через несколько лет здесь вновь поселились люди. В 1646 году в деревне «что была пустошь подле городища» имелось 2 двора, жители носили фамилии Патов и Бусов. В 1678 году в деревне «подле городища Чудского» насчитывалось 5 дворов.

Гора Кубримыльк, д. Степановка, 2002 год.
Ибский Серафимовский женский монастырь.
"Как я уходила в монастырь"
С 1719 году деревня носила название Каргорт. К 1926 году население Каргорта увеличилось до 69 дворов, 241 человек. Примерно столько же насчитывалось в деревне и в 1970 году — 235 человек. В 2000 - 103 человека.

30.07.1956 г. деревня СТЕПАНОВКА - упомянута в переписи 1926 года, 26 дворов. 1963 году - 37 человек. Деревня ТЮРНЯПИ (1959 году - 27 человек) официально включена в состав деревни Каргорт.

Рем Ермолин «Белая ночь в Каргорте», масло, 1981

Природа
Местечко Каргорт, Ыб. Сыктывдинский район. Прекрасный вид с высокого крутого берега на речную пойму, леса и извивающуюся змеей Сысолу. Единственное портит вид борщевик Сосновского на склоне, получивший в народе название «месть товарища Сталина», который стал бичом юга Коми и из-за этого растения эти районы принимают черты экологического бедствия.
Фото с Google Earth. Автор фото: Илья Викторович

Так же эти места знаменательны тем, что в 1383 году на его берег хотел высадится креститель коми Стефан Пермский. Но местные жители, тогда все язычники, с крутого берега закидали его и его плот камнями. Стефан разгневался и проклял язычников и эти места, обозвав «Худым грездом». И только в 1896 в знак примирения и в честь 500-летия смерти Стефана на вершине горы Кубримыльк поставили часовню "во имя святого Епископа Великопермского". В советские годы она почти разрушилась. В последние годы на этом месте обосновался Серафимовский женский монастырь (и уже отгородившись высоким забором).
И еще. Внизу на берегу реки местные жители издавна находили ископаемые кости древних водных моллюсков «гуль чунь», а в последние годы и кости ихтиозавров (зубастый живородящий древних хищник) и плезиозавров (подобие лохнесского чудища) обитавших здесь 165 млн. лет назад.. В то время на этом месте, как и почти на всей территории Коми было обширное Сысольское море, с небольшими островами на месте Уральских гор и Тиманского кряжа. По сведениям профессора Б. Малькова сысольские несси были размером до 3,6 метров в длину, а плезиозавры – до 6,5 м. Так что впору назвать эту Ыбскую местность Каргортским «Парком юрского периода».

Топографические карты Коми (как не заблудится в лесу без карты)
Топографическая карта Каргорта
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1906
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3140
Ыб и Выльгорт. На юг от Сыктывкара.
http://varandej.livejournal.com/362311.html
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1906
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3140
История Свято-Вознесенского храма.
http://ib-hram.prihod.ru/istorija_prikhoda


Свято-Вознесенский храм села Ыб - один из самых известных и почитаемых храмов Коми края, возведенный в 1825 году на левом берегу реки Сысолы в 50-ти километрах от Усть-Сысольска, ныне города Сыктывкара.
В 1823 году прихожане села Ыб обратились к епископу Вологодскому Онисифору с прошением о разрешении на строительство каменной церкви во имя Вознесения Господня с теплыми Никольским и Ильинским приделами по уже приготовленным прихожанами плану и фасаду. Но представленный самодеятельный план был отвергнут, поскольку «фасад с правилами архитектурными несообразен, ни купола по огромности его, да и сама колокольня и башенки на теплой церкви и алтаре холодной церкви непропорциональны».
Отзыв был составлен ключарем Вологодского Софийского кафедрального собора о. Павлом Иконниковым. Он же и составил новый проект храма. После этого указом Вологодской духовной консистории от 7 июля 1823 г. было разрешено строительство каменной церкви в приходе села Ыб. Согласно проекту храм состоял из трех престолов, двух теплых и одного холодного. По главному престолу, Свято-Вознесенскому, был назван сам храм. Престолы тёплого храма восприняли наименования престолов старых деревянных храмов: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца и во имя святого Пророка Божия Илии.
Престолы в теплой церкви первоначально были освящены в 1825 г. Вторично - после переделки полов и иконостасов: Ильинский – 1831 г., Никольский – 1832 г. Престол во имя Вознесения Господня был освящен 4 июля 1838 после завершения строительства холодного храма.
Согласно церковной летописи, в 1872 г. на средства Приходского Попечительства и усердием прихожан складён тёплый притвор, в 1873 г. пол под колокольней покрыт чугунными плитами, а в 1874 г. завершена кладка каменной ограды.
В 1877 г. был привезен колокол «Божий глас» весом более трёх тонн: «усердием прихожан при особом старании.
церковного старосты Худоева Матвея Филиппова привезен колокол из Слободки Вятской губернии в 206 пудов 25 фунтов 23–го января в 2 часа пополудни, за оный заплачено наличными деньгами 3458 рублей 36 копеек. Оный поднят на колокольню 13 марта после службы и по отправлению благодарственного молебствия. Мастером по поднятию оного был Погоста крестьянин Федор Петрович Колегов».
В 1880 г. церковь была выбелена, во все окна сделаны новые рамы, чугунные решетки церковной ограды выкрашены разными красками. В следующем году складено каменное крыльцо при входе в холодную церковь.
В 1882 г. написаны новые иконы в теплой церкви в приделах св. Пророка Илии и Николая Чудотворца за ветхостью прежних.
В 1887 г. по церкви производилась живопись в обоих придельных храмах на горних местах: в первом - Преображения Господня, во втором - Тайныя вечери.
В 1890 г., 22 июня в семь часов вечера, молнией, попавшей в церковь, опалило колонны и ризы почти по всем иконостасам, маковка купола холодной церкви, обитая железом, была разломана, и самый крест упал на землю. Крест, маковка и часть поврежденной каменной шейки поправлены, на что было израсходовано 50 рублей.
В 1891 г. по утвержденному Его Преосвященством Иоанникием, Епископом Великоустюжским, рисунку поставлен новый иконостас стоимостью в 3000 рублей.
В 1893 г. в теплой церкви были сделаны три обитые железом круглые печки.
Сохранилось краткое описание внутреннего убранства храма, относящееся к 1828 году. Тогда в церкви имелся «иконостас трестепенный столярной работы, выкрашен приличными красками и позолочен». Предположительно, этот иконостас был временным, поскольку в 1833 году был заказан новый. Его взялся сделать крестьянин Пётр Семенович Насоновский из Великоустюжского уезда, уже имевший опыт подобной работы. Иконы для иконостаса в 1834-1836 годах писал великоустюжский мещанин Алексей Дмитриевич Гоголицын. Время от времени в храме заново покрывали лаком иконостасы и образа, делали резные киоты и т. д. Занимались этим разные мастера, среди которых был выльгортский крестьянин Павел Худяев.
Документы рассказывают, каким был в 1861 году иконостас нового устройства: «вышиной около 6 саженей, а ширина 4 с половиной сажени, поставлен в четыре яруса, а по бокам от северных и южных дверей имеет небольшое углубление в алтарь. Украшающие иконостас 8 колонн первого става и 4 третьего, равно вся узорчатая резьба, покрывающая большую часть его, сплошь вызолочены двойником по гульфарбе, а прочие места иконостаса выкрашены голубою краскою, кроме тумб под колоннами, которые выкрашены под вид мрамора» Царские врата, составленные из набранной на решетчатом столярстве резьбы, вызолочены: «На верху оных врат Дух Святый в виде голубиной, резной, посеребрянный ... Потом выше потир резной позолоченный, окруженный резным же позолоченным сиянием, а далее выше над потиром на резных высеребрянных облаках Господь Саваоф во Славе Своей, окруженный семью резными херувимами, по сторонам которого на карнизах предстоят ему на коленях два резные ангела». Над северной и южной дверями располагались резные позолоченные ангелы «с трубами, на боку их устроено вроде треугольника, в середине которого резное Всевидящее Око». Иконостас был увенчан «резным изображением Воскресения Христа Спасителя, окруженным резным же позолоченным сиянием».
К началу XX в. большинство находившихся в Свято-Вознесенской церкви икон были произведениями нового письма, написанными в XIX веке, за исключением нескольких икон старой живописи, созданных в XVIII в.
Одной из самых древних и ценных была хранившаяся в алтаре икона «Господь Саваоф во Славе Своей с Сыном и Духом Святым» с облетающими 8 Серафимами. По углам доски были изображены благовестники четырёх Евангелистов. На всех изображениях венцы были медные, отбеленные, кроме Духа Святого, двух Серафимов и Благовестников. Эта икона старинной живописи, мерой 1 аршин 3 вершка вышины и 1 аршин 3 вершка ширины, к сожалению, до наших дней не сохранилась.
Свои иконостасы имелись и в приделах Пророка Илии и Николая Чудотворца. В алтаре Пророка Илии находилась старинная икона Муромской Богоматери, написанная ещё в XVII столетии и перенесенная в храм из старой деревянной церкви. Икона, к счастью, сохранилась, она была реставрирована в 1987 году в Москве и в настоящее время хранится в Национальном музее Республики Коми.
Здесь же, в Свято-Вознесенской церкви время от времени выставлялись ещё две драгоценные древние иконы: Параскевы Пятницы из находившейся в Чулибе Пятницкой церкви и Святителя Николая Чудотворца из часовни в деревне Березники. До наших дней дошла лишь копия образа Параскевы Пятницы, сделанная на исходе XIX века, в 1900 году.
В 1973 году Коми республиканский краеведческий музей изъял из Ыбской церкви редкие иконы XVII-XVIII вв.: Архангела Гавриила, Святителя Василия Великого, Смоленскую икону Божией Матери, Казанскую икону Божией Матери. В иконостасе церкви была оставлена икона XIX в.: Святителя Стефана Великопермского с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, чудотворцами.
Иеромонах Трифон (Плотников), настоятель Свято-Вознесенской церкви, ныне архимандрит Антониево–Сийского монастыря в Архангельской области, составил ее описание: «Основа иконы состоит из четырёх досок, размер её 91 на 66 см. Икона выполнена в технике масляных красок, тонкого письма, по манере близка к традиционной русской иконописи конца 19 века. В нижней части изображены во весь рост преподобные Зосима (слева) и Савватий (справа), они в монашеском облачении: подрясник (преподобный Савватий в рясе), поверх мантия. На каждом из них епитрахиль (или двойной орарь) – признак священства. У Зосимы в левой руке развёрнутый свиток с отрывком текста духовного завещания: ”Не скорбите, братие, но по сему разумейте аще угодна дела мои Богу то не оскудеет место сие, токмо любовь имейте”.
У Савватия на правой руке висят чётки. Меж ними в облачении епископа изображён святитель Стефан Пермский, который двумя руками на уровне груди держит Евангелие. На святителе омофор с двумя крестами, фелонь (в обиходе - риза), какую до определённого времени носили и епископы, епитрахиль, ряса и сапожки. Изображение святости (нимбы) над головами Божиих угодников – из сусального золота. Выше над Святыми в пространстве в виде церковной главки поясное изображение Приснодевы Марии и Богомладенца Христа с воздетыми руками. Икона написана в 1897 году и считается редкой, потому что Стефан Пермский крайне редко изображён с Соловецкими Чудотворцами. Авторство написания иконы установить вряд ли возможно, но время написания определяется благодаря надписи по нижнему краю иконы: «Написана сия св. икона в живописной школе Соловецкого Монастыря по заказу и на средства послушника онаго монастыря Пол... Белоголоваго, и освящена на раках Преподобных Зосимы и Савватия 1897 года Апреля 26 дня».
Каким образом икона попала в Свято-Вознесенский храм села Ыб, достоверно не выявлено. Однако известно, что среди братии Соловецкого монастыря были и зыряне, в том числе архитектор -самоучка Феодосий, который был направлен с другими монахами для возобновления Ульяновской пустыни в 1864 году.
Со дня возведения Свято-Вознесенского храма в нем служили священники: 1825 - 1840 - Иоанн Степанов Лапов,
1840 - 1841 - Иоанн Семенов Попов,
1842 - 1880 - протоиерей Георгий Иоаннов Попов, в 1873 г. стал Благочинным,
с 1880 г. - Акиндий Иоаннов Архангельский,
с 1892 г. - Григорий Онисимов Мысов,
1893 - 1901 - Константин Николаевич Головков,
1896 - 1903 - Вячеслав Константинович Головкв,
1905 - 1928 - Иоанн Константинович Головков,
с 1928 г. - протоиерей Лев Теодорович и иеромонах Федор
Соколов,
с 1934 г. - архиепископ обновленческой церкви Александр Сахаров Усть-Сысольский,
1935 - 1937 - Николай Николаевич Шумков, расстрелян в период сталинских репрессий в 1937 г., канонизирован как новомученик,
с 1956 г. - Илья Константинович Субботин,
с 1962 г. - Михаил Филаретович Вишерский,
с 1969 г. - иерей Сергей Ефимович Паршуков - схииеромонах Кирик,
с 1979 г. - Гай Ф. Паршуков,
с 1983 г. - иеромонах Стефан - Виктор Афанасьевич Луценко,
1985 -1993 - иеромонах Трифон - Виктор Леонидович Плотников, с 1993 г. настоятель Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря,
с 1993 - протоиерей Георгий - Юрий Владимирович Модянов, Благочинный Сыктывдинского района.

Сохранились воспоминания старожилов села Ыб, которые помнили храм до его закрытия в 1936 году и трагические события, связанные со сталинскими репрессиями 30-х годов XX столетия.
Со слов очевидцев, белокаменная церковь с высоким куполом и величественной колокольней была видна со всех холмов округи, ее окружала кирпичная ограда высотой в 1м 20 см и шириной в 20 см, своды храма были расписаны и украшены лепниной. С большой колокольни на храме было видно все село и так высоко, что дух захватывало. Большой колокол в начале раскачивали двумя шестами, а потом уже руками несколько человек. Его звон доносился на 15 верст.
Колегова Александра Петровна (1914 г.р.) рассказывала, что на колокольню вела узенькая кирпичная лестница, колокол висел на двух скрещённых балках, поднималась она туда на Пасху, когда всем желающим разрешалось звонить в колокола.
Церковь закрыли 26 ноября 1936 года.
Юлия Егоровна Безносикова (1926 г.р.), вспоминала, что в храме в этот период был колхозный зерновой склад, куда въезжали прямо на лошадях и ссыпали зерно. Через окошко в церковь залетали птички, и колхозный завхоз стрелял в них камешками из рогатки, а камешки попадали в иконы, вдребезги разбивали стёкла на них. В 1940 году в церкви размещали на ночлег идущих по этапу ссыльных поляков. Им в качестве дров предложили жечь иконы, которые лежали штабелями возле печек, но поляки отказались, не смотря на холод.
В год закрытия храма с колокольни убрали колокола. Большой колокол скинуть никак не удавалось, когда, наконец его сбросили, он застрял между арками. Человек десять столкнули его на землю. Здесь колокол взорвали аммоналом, осколки загрузили на баржу, проплыв по реке от перевоза метров 500, напротив сенопункта, баржа утонула. Осколки колокола долгое время торчали из воды. Во дворе церкви оставался большой осколок, затем он куда-то исчез, возможно, сдали в металлолом.
Георгий Иванович Мальцев ( 1931 г.р.) вспоминал, как в 1950-х годах разбирали колокольню. Им, молодым учителям, приказали разобрать колокольню на кирпичи для строительства фундамента и печей в новом здании школы. Кирпич оказался очень прочным, клином выбивали: в свое время его делали в местечке Кирпичсарай по особой технологии. Церковную стену использовали как мишень на стрельбище для военной подготовки.
Школа сгорела ровно через десять лет после возведения.
Евдокия Аврамовна Чабанова (1904 г.р.) вспоминала, что в годы сталинских репрессий священника отца Иоанна Головкова выгнали из дома, квартировал он у Александры Архиповны Колеговой. В 1928 году во время церковной службы один из односельчан стрелял в него прямо в алтаре. Пуля прошла мимо сердца, раненого увезли в город в больницу. Но там его не лечили, а раздетого, ещё живого, в страшный мороз вынесли в морг, где он скончался. Ночью два односельчанина привезли его домой.
Отец Иоанн Головков был похоронен перед алтарем Свято-Вознесенского храма.
Постановлением Совмина Коми АССР 7 декабря 1956 года церковь вновь была открыта. Первым настоятелем возрожденной церкви был Илья Константинович Субботин.
В 1961 году церковь временно закрывалась, т.к. в нарушение советского законодательства о культах священник Илия Субботин совершил Пасхальный крестный ход по четырем деревням Ыба и побывал в 25-и крестьянских домах с благословением.
В 70-ые годы настоятелем Свято-Вознесенского храма был отец Сергий Паршуков, бывший фронтовик.
Анна Михайловна Паршукова (1933 г.р.), прихожанка храма, помнит отца Гая, который ремонтировал церковь в 80-ые годы, начал строить двухэтажный дом священника (ныне подворье Ыбского Свято-Серафимовского женского монастыря). Дом достроить он не успел, т.к. был убит в городе Сыктывкаре, где проживала его семья, во время отпуска. Незадолго до смерти на машину, где ехал священник, набросился лось с рогами, и ногами попал в окно машины.
Отец Стефан Луценко приехал сюда после духовной семинарии из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Там какая-то женщина предрекала отцу Стефану, что дальше Ыба он не поедет.
Будучи настоятелем (1985-1993 гг.), о. Трифон достроил колокольню, его стараниями были подняты колокола, построена гостиница для паломников, открыта воскресная школа.
После перевода о. Трифона в Архангельскую область настоятелем возрождающегося из руин Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря священнослужителем в Ыбский Свято-Вознесенского храм был назначен отец Георгий (Модянов).
Во время его настоятельства продолжалось благоустройство храма, построено здание для воскресной школы, были восстановлены часовни в д. Каргорт, Березники, Степановка, в д. Вадкерос построены часовня и купальня, освящены источники.

В статье использованы материалы из книги «А на погосте церковь...» : история Свято-Вознесенского храма села Ыб Сыктывдинского района Респ. Коми / МУК «Сыктывдинская ЦБС», Ыбский филиал ; [сост. Мальцев В. И.]. - Ыб, 2010. - 24 с. : ил.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1906
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3140
http://cyberleninka.ru/article...-toponimii
Деревня Мырга Иб впервые упоминается в Переписной книге 1720 года (л. 125). В Переписной книге 1646 г. она была названа по имени первопоселенца этого починка, Петрушки Исакова - «Дер. Петерга на суходоле», припущенная к погосту Иб Меньшой [4, с. 181]. Этот Петрушка-Петер-га через 32 года был еще жив, но бездетен и бобыль [4, с. 349]; не удивительно поэтому, что его поля все еще были с нераскорчеван-ными пнями (по-комил*ы/?«пень»,лшрга «с пнями»). Очевидно, название починка бобыля Петрушки Исакова - Петерги - потому и была переименована на Мырга Ыб «поле на возвышенности (либо холм) с не-раскорчеванными пнями», что хозяин этого поля так и не смог выкорчевать их за всю свою долгую жизнь.
← Назад    Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈